История строительства Аксаковского народного дома в городе Уфе

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

История строительства Аксаковского народного дома в городе Уфе

Закиева Р.А. 1
1МОБУ СОШ д.Шамонино МР Уфимский район Республики Башкортостан, 6 класс
Закиева Л.М. 1
1МОБУ СОШ д.Шамонино МР Уфимский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение

Прогуливаясь по скверам города Уфы, я увидела памятник С.Т.Аксакову. Сергей Тимофеевич Аксаков – наш земляк, известный русский писатель, автор моей любимой сказки «Аленький цветочек». Родители мне рассказали, почему памятник расположен именно около здания Башкирского государственного театра оперы и балета. Оказывается, этот Дом изначально и задумывался, и строился всем миром именно как Аксаковский народный дом. Я загорелась желанием изучить историю этого красивого здания, а также больше узнать о самом писателе.

Цель работы: изучить историю строительства Аксаковского народного дома, расположенного в городе Уфе.

Объект исследования: Аксаковский народный дом, расположенный по адресу город Уфа, улица Ленина, 5/1.

Задачи:

1)изучить историю строительства Аксаковского народного дома;

2)выяснить, знает ли общественность о том, что здание Башкирского государственного театра оперы и балета – Аксаковский народный дом;

3)рассказать общественности об Аксаковском народном доме и вызвать интерес к жизни и творчеству С.Т.Аксакова.

Гипотеза: выяснить: служит ли сейчас этот Дом сохранению памяти о Сергее Тимофеевиче Аксакове и прославлению его имени.

Не все люди знают, что здание Башкирского государственного театра оперы и балета строилось на пожертвования как Аксаковский народный дом, и там должен был разместиться музей писателя. Актуальность работы заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности на этот исторический факт и проанализировать, как воплотилась в жизнь задумка Комитета по увековечению памяти С.Т. Аксакова.

На сегодняшний день это здание по улице Ленина, 5, безусловно, является одним из красивейших в городе. Оно двухэтажное, каменное, вход со стороны улицы Ленина. Входная часть решена в виде глубокого балкона-козырька, опирающегося на четыре кирпичные квадратные колонны. Главный фасад на уровне второго этажа имеет четырехколонный портик и купол со шпилем. С 1938 года в нём разместился Башкирский государственный театр оперы и балета. В связи с 200-летием со дня рождения С.Т. Аксакова, возвращено его первоначальное название — Аксаковский народный дом.

II. Пришел в Башкирский государственный театр оперы и балета, а попал в Аксаковский народный дом

1. История строительства Аксаковского народного дома

История возведения народных домов восходит к XIX веку. В России первый народный дом был открыт в 1882 году в Томске.

Задачей народных домов стало объединение разных форм образовательной и досуговой деятельности для широких слоев населения.

Большие города – Петербург, Москва, Киев – имели по несколько народных домов. Одним из крупнейших народов вне столицы был Аксаковский народный дом в Уфе. В 1909 году исполнилось 50 лет со дня смерти С.Т.Аксакова, и в Уфе решили достойно отметить памятную дату. Для организации торжеств был создан Аксаковский юбилейный комитет. Его возглавлял статский советник губернатор Александр Степанович Ключарев (приложение 1), его заместителем стал князь, губернский предводитель дворянства Александр Александрович Кугушев (приложение 2).

В распоряжении комитета было 24 тыс. рублей, полученных по страховке за сгоревший уфимский театр, и 60 тыс. рублей, внесенных комитетом трезвости. Затем эту сумму увеличили Уфимское земское собрание, выделившее 20 тыс. рублей, и Уфимская городская дума, передавшая комитету 24 тыс. рублей. Однако этих денег было мало. Комитет организовал подписку жителей Уфы и Уфимской губернии, затем подписку пожертвований во всей России. В Уфу потекли пожертвования, названные в народе «аксаковской копеечкой».

Ключарев не жалел ни сил, ни времени для личного сбора денежных средств с состоятельных лиц. Некоторые купцы жаловались, что губернатор по несколько раз приезжал к ним с подписным листом.

А) Проект здания – Аксаковского народного дома (приложение 3)

Хотя уже существовали типовые проекты народных домов, уфимцы принципиально желали построить «вековечный» памятник своему земляку С.Т.Аксакову по оригинальному проекту. Губернатор Ключарев обратился за помощью в столицу, и петербургское общество архитекторов объявило всероссийский конкурс на лучший проект. Из 24 проектов ни один уфимское жюри не приняло. Все они, как в художественном отношении, так и в смысле планировки, были неприемлемы к исполнению и отвергнуты.

За разработку проекта взялись местные архитекторы и строители. Губернатор А.Ключарев активно участвовал в разработке проекта, представив свои пожелания и рисунки. В результате был принят проект губернского инженера Павла Павловича Рудавского (приложение 4). Интерьер разработал архитектор Илья Евграфович Бондаренко (приложение 5). Осуществление проекта было поручено уфимскому городскому архитектору Константину Александровичу Гуськову (приложение 6). «И вот этот проект, удовлетворяющий как с внутренней, так и с внешней стороны, единогласно принят комитетом к исполнению, и уже начато возведение дома, — информируют в газете и недоуменно вопрошают: — За что же пропали три тысячи, выданные за ни к чему непригодные проекты?»

Под постройку городская администрация выделила самое лучшее место в городе – напротив Дворянского собрания, на углу Центральной (ныне ул.Ленина) и Пушкинской улиц. Размер этой площади составлял: по Центральной улице 25 сажен (54 метра), по Пушкинской – 50 сажен (108 метров). Согласно проекту, Аксаковский народный дом должен был иметь два главных фасада: один по Центральной улице в стиле «ренессанс», а другой – по Пушкинской улице в восточно-азиатском стиле, приближающемся к «мавританскому». Последнее условие есть дань башкирам и татарам, составляющим половину населения Уфимской губернии.

Б) Что планировалось разместить в Аксаковском народном доме?

В Аксаковском народном доме запланировали следующие помещения:

1)театр на тысячу человек, в три яруса, с партером, бенуаром, бельэтажом и верхним ярусом;

2)народную аудиторию на 600 человек;

3)музей Уфимского края, состоящий из отделов: этнографического (русского, башкирского, татарского и пр.), физической географии, сельского хозяйства и заводской промышленности;

4)картинную галерею для произведений, пожертвованных г.Уфе художником М.В.Нестеровым;

5)жилые помещения для хранителей музея, смотрителя здания, трех сторожей, истопника и его помощника;

6)магазины под кондитерскую, цветочную и табачную торговлю и под парикмахерскую;

7)подвал для хранения топлива и приборов отопления и вентиляции, а также для нужд музея и галереи;

8)службы: погреба для служащих при доме и для магазинов и сарай из двух отделений.

В) Как шло строительство Аксаковского народного дома?

По приблизительным расчетам на постройку этого здания потребуется более 300000 рублей.

В журнале заседаний строительной комиссии записано, что «подготовительные работы начаты 15 июня». В начале июля 1909 г. подрядчиком М.С.Ларионовым уже выполнено земляных работ на 2969 рублей, ведутся плотничные работы, прокладывается водопровод. Для производства работ завозились галька и цемент, а подрядчик Камоцкий вел бетонные работы.

Идею создания Аксаковского народного дома поддержал и другой знаменитый уроженец Уфы Михаил Васильевич Нестеров. В своих «Воспоминаниях» он пишет: «Наступил 1909 год. Все интересы мои сосредоточены на московской церкви и на Аксаковском Народном доме в Уфе. Из Уфы получил лист на сборы пожертвований. Подписал сам, других к подписке не принуждал, как-то было неловко».

В 1913 году Нестеров «желая содействовать художественному образованию своих земляков», подарил родному городу коллекцию русского искусства второй половины 19 – начала 20 века.

Памятные аксаковские дни в Уфе проходили с 27 по 30 апреля 1909 года. 30 апреля преосвещенный Нафанаил, епископ Уфимский и Мензелинский , в Кафедральном соборе отслужил панихиду и сказал слово о писателе. Затем все, кто был в сборе, крестным ходом направились для освящения места постройки дома. Наряду с русскими здесь было много и мусульман, к которым со словом об Аксакове обратился ахун первой соборной мечети Абызгильдин. Он вместе с муллами совершил краткое мусульманское молитвословие.

На всех мероприятиях в Уфе присутствовала внучка писателя Ольга Григорьевна Аксакова, которая была очень растрогана увиденным. Она сердечно поблагодарила всех за любовь к своему деду и память о нем.

Аксаковский народный дом было решено построить к 30 апреля 1913 года. При сооружении дома использовались многие новшества, например, центральное отопление. А на заседании строительной комиссии 18 февраля 1910 года было решено все покрытия в здании делать железобетонными.

В газете «Уфимский край» регулярно печатали о ходе строительных работ, также списки лиц, сообществ, жертвующих в фонд строительства. Например, В.И.Видинеев, хозяин Летнего тетра и сада, на территории которого когда-то стояла усадьба родителей С.Т.Аксакова, пожертвовал 5000 рублей. Но денег было недостаточно. Для строительства здания требовалось полмиллиона рублей, было запрошено Высочайшее соизволение на подписку в империи, остальные 300 тысяч собирали уже по всей России.

Летом 1914 года строители приступили к отделочным работам внутри здания. Когда было закончено строительство театральной части здания, ее на выгодных условиях сдали купцу Каримову, который открыл кинотеатр «Юлдуз».

Осенью 1914 года в недостроенное здание вселились шесть учебных заведений Уфы: 1-е, 9-е, 11-е и 13-е начальные, второе Мариинское и четырехклассное городское училища. Тогда же туда переехала и городская общественная библиотека им. С.Т.Аксакова. После гражданской войны при формировании Центральной научной библиотеки Уфы туда передан и книжный фонд Аксаковской библиотеки, учрежденной Городской думой в Уфе еще в 1891 году.

Г) Почему было утрачено название «Аксаковский народный дом»?

Грозные события Первой мировой войны, а затем революционные перемены в государстве не способствовали успешному окончанию строительных работ. Народный дом мог и использовался по своему прямому назначению - быть культурным и просветительским центром, только вот название Аксаковский было утрачено.

После революции 1917 года некоторое время в здании находился госпиталь, затем в подвале - драматический театр, театр кукол и театр юного зрителя. После освобождения Уфы работники политотдела 25-й Чапаевской дивизии устраивали в Аксаковском доме спектакли и концерты для красноармейцев.

В постановлении Советского правительства от 26 августа 1919г. говорилось, что «Уфимский государственный показательный театр» размещается в Аксаковском доме, получившем название Дворец труда и искусства, затем – Дворец культуры.

В декабре 1938 года в здании аксаковского народного дома был открыт Башкирский театр оперы и балета, который стал первым музыкальным театром среди национальных образований РСФСР. Театр открылся итальянской оперой «Прекрасная мельничиха», переведенной на башкирский язык.

Постепенно из аксаковского дома переехали: в 1939 году - Русский драматический театр, в 1965- Башкирский театр драмы, в 1976 – Театр кукол.

Д) Когда появился памятник С.Т.Аксакову на Пушкинской аллее?

В 1959 году в Советском Союзе отмечали памятную дату – 100-летию со дня смерти писателя. На его родине в Уфе рядом с Аксаковским народным домом был установлен бронзовый памятник-бюст С.Т.Аксакову. выполненный скульптором Т.П.Нечаевой и архитектором В.А.Кондрашковым.

Постановлением от 19 июля 1976 г. Совет Министров Башкирской АССР здание Аксаковского народного дома было объявлено памятником истории и архитектуры XX века.

Е) Как изменилось здание за эти годы?

В середине 80-х годов прошлого века (1985-1987) в здании проводилась коренная реконструкция. Проектирование интерьеров было выполнено архитекторами М.П.Мазиным и Ю.А.Пацковым. В ходе реконструкции здания была сооружена современная сценическая коробка, площадь сцены увеличена почти в два раза, построены малый зал, репетиционные комнаты, гримерные, переоборудовано под гардероб подвальное помещение. Чтобы освободить место для памятника В.И.Ленину, была снесена парадная мраморная лестница. Вместо памятника на стене был размещен барельеф В.И.Ленина. Сейчас на этом месте зеркало.

В 1993 г. на фасаде здания театра оперы и балета были установлены две женские фигуры, выкованные из меди,- Евтерпы, покровительницы лирической поэзии, и Терпсихоры, покровительницы танцев. Их автор – скульптор, народный художник БАССР З.Р.Басыров.

В июле 2013 г. историческая часть здания Башкирского государственного театра и оперы и балета, включая большой зрительный зал, была закрыта на ремонт, были установлены: высококлассное световое и звуковое оборудование, верхняя и нижняя механика сцены; изменены интерьеры театра; полностью заменены инженерные коммуникации, системы пожаротушения. На сцене зрительного зала установлены 20 подъемно-опускных площадок для размещения декораций, подъемно-опускной сейф для складирования декораций, подъемно-опускная оркестровая яма. Восстановлена парадная лестница на второй этаж.

III.Практическая часть

1. Знает ли общественность об Аксаковском народном доме?

За десятилетия Советской власти была предана забвению история создания Аксаковского народного дома, и лишь немногие уфимцы знали его истинное название. В юбилейный 1991 год на фасаде здания-памятника писателю, возведенного вкладчину всем народом России, справа от центрального входа было решено установить бронзовую памятную доску с изображением С.Т.Аксакова и надписью «Народный дом С.Т.Аксакова был заложен 14 (27) сентября 1909 г. к 50-летию со дня смерти писателя на пожертвования населения». Ее выполнил заслуженный художник РФ и РБ Н.А.Калинушкин.

К 150-летию со дня смерти и 100-летию закладки Аксаковского народного дома в Мемориальном доме-музее писателя 29 апреля 2009 г. состоялся памятный вечер.

В марте 2019 г. в Башкирском государственном театре оперы и балета прошло торжество по случаю 100-летия Аксаковского народного дома. В юбилейном вечере также приняли участие артисты уфимских театров, которые когда-либо творили в этом здании.

В Аксаковском народном доме – Башкирском государственном театре оперы и балета – традиционно проходит торжественный Аксаковский вечер как часть ежегодного Международного Аксаковского праздника. Именно на торжественном Аксаковском вечере вручаются и Всероссийская литературная премия имени С.Т.Аксакова и почетные дипломы Международного фонда славянской письменности и культуры и Аксаковского фонда, студенческие премии Уфимского городского совета имени С.Т.Аксакова.

Чтобы попытаться ответить на вопрос: знают ли жители нашей республики о том, что здание Башкирского государственного театра оперы и балета строилось как Аксаковский народный дом, мы провели опрос: в социальных сетях (ВКонтакте) (приложение 7). Опрос состоял из 5 вопросов о жизни и творчестве Сергея Тимофеевича. 2 вопроса были об Аксаковском народном доме и звучали так:

1)Знаете ли вы, что здание Башкирского государственного театра оперы и балета – это Аксаковский народный дом? Ответы: ДА/НЕТ.

«ДА» ответили 84,6% респондентов, «НЕТ» - 15,4%. Радует, что многие узнают Аксаковский дом.

2)Какой губернатор Уфимской губернии был инициатором строительства Аксаковского народного дома?

Ответы:

А) Аксаков Григорий Сергеевич -76,9%

Б)Ключарев Александр Степанович-23,1%

Вывод: из 151 респондента большинство (84,6%) знает о том, что Башкирский государственный дом – это Аксаковский народный дом, лишь 23,1% знают губернатора Уфимской губернии Ключарева А.С., который был инициатором строительства Аксаковского народного дома.

2.Аксаковский народный дом и я

Чтобы подробно изучить историю строительства Аксаковского народного дома, посетила Национальный Архив Республики Башкортостан, Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова в городе Уфе (Зубовский дом), Башкирский государственный театр оперы и балета (Аксаковский народный дом), Национальную библиотеку им. Ахмет-Заки Валиди. В ходе работы взяла интервью у главного хранителя музея старшего научного сотрудника Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова Ивановой Галины Олеговны. Галина Олеговнапроконсультировала нас об историистроительства Аксаковского дома, рассказала о мероприятиях, направленных на возвращение истинного названия зданию – Аксаковский народный дом с прикреплением мемориальной доски. В Башкирском государственном театре оперы и балета встретились и побеседовали с заведующей музея Латыповой Рамилей Гаязовной. Находясь в самом здании театра, мы окунулись в атмосферу Аксаковских времен, восхитились грандиозностью данного здания. Величие здания соответствует величию Сергея Тимофеевича Аксакова.

В результате был собран богатый материал о строительстве данного дома, и

была выпущена брошюра «История строительства Аксаковского народного дама в городе Уфе», которую передала своей учительнице по краеведению Шариповой Рамиле Усмановне.

IV.Заключение

1.Вывод

Аксаковский народный дом строился как грандиозный проект по созданию культурного центра в крае, таким его планировали и строили уфимский губернатор А.С.Ключарев, губернский инженер П.П.Рудавский, городской архитектор К.А.Гуськов и их многочисленные соратники.

В ходе работы мы пришли к таким выводам:

-Аксаковский народный дом реализовал задуманный проект и стал центром культуры нашей республики (здесь раннее размещались Башкирский драматический театр имени М.Гафури, Русский драматический театр, Башкирский театр кукол, Башкирская государственная филармония имени Х.Ахметова, Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди, Художественный музей имени М.В.Нестерова, Национальный музей РБ, институт искусств имени З.Исмагилова);

-Аксаковский народный дом после возвращения своего имени (1991 год) служит сохранению памяти о Сергее Тимофеевиче Аксакове и прославлению его имени.

Но многие жители нашей страны не знают, что здание Башкирского государственного театра оперы и балета строился как Аксаковский народный дом. Нужно продолжать работу по популяризации образа Аксаковского народного дома. И все-таки считаем, что в Башкирском государственном театре оперы и балета должен быть хоть небольшой музей С.Т.Аксакову.

2.Обзор литературы

1.Аксакова улица //Синенко С. Г. Уфа старая и новая. — Уфа : ГУП «Государственное республиканское издательство Башкортостан», 2007. — С. 32.

2.Аксаковские места в Башкирии / Фото : А.Зирах, С. Проскудин-Горский, О. Герман и др. — Уфа : Белая река, 2007. — 17 С.

3.Кузина Г.Н. Три Аксаковских дома. -Уфа: ООО Печатный двор.-2020.-58 С.

4.Кошелев В. А. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 35—39.

5.Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973.

6.Петрова, Т. Жизнь кипит в особняке старинном, делая нас лучше, чище и мудрей / Т. Петрова // Вечерняя Уфа. — 2010. — 5 февр. — С. 11.

7.Интернет материалы.

V.Приложение Приложение 1

Алекса́ндр Степа́нович Ключарёв (23 июня 1853 — ?) — российский государственный деятель конца XIX — начала XX века. Уфимский губернатор (1905—1911). Симбирский губернатор (1911—1916).

Александр Ключарев родился 23 июня 1853 года. После окончания Московского университета, имея степень кандидата права, поступил на государственную службу, которой отдал более сорока лет жизни.

Служил в Ставрополе (вице-губернатор, 1893—1902), Витебске, Уфе (губернатор, 1905—1911), Симбирске (губернатор, 1911—1916).

Будучи уфимским губернатором, редактировал газету «Уфимский край» и руководил сбором средств и постройкой народного дома имени Аксакова, впоследствии преобразованного в Башкирский государственный театр оперы и балета. В 1910 году на собранные Ключарёвым благотворительные взносы в сумме 20 тысяч рублей золотом на хуторе близ станции Юматово была открыта «Практическая школа огородничества и пчеловодства им. А. С. Ключарёва», впоследствии преобразованная в Юматовский аграрный техникум. Кроме расходов на строительство учебного корпуса, губернатор потратил ещё 4600 рублей для покупки рядом со станцией участка леса площадью 47 десятин. Деньги на строительство и приобретения земли вносились на специальный счёт в Крестьянском поземельном банке. Сбором средств руководил непосредственно сам губернатор.

Приложение 2

Александр Александрович Кугушев родился 17 октября 1898 г. в Уфе в семье Уфимского Губернатора и предводителя дворянства князя Александра Александровича (1862 – 1919) и княгини Екатерины Михайловны Кугушевой (ур. Клементьева; 1862 – 1931). Был крещён 1 ноября того же года в церкви Александра Невского. Восприемниками записаны ДСС Александр Иовлевич Кугушев (дедушка Александра) и жена потомственного дворянина Ольга Александровна Ралль (ур. Кугушева, тётя Александра). Князья Кугушевы происходили из древнего татарского княжеского рода. В грамотах царя Михаила Федоровича от 13 и 29 мая 1639 года, Акай-Мурза Айтуганович Кугушев и сыновья его: Тляш, Кудаш и Аюкай названы князьями. Потомки его во всех служебных и других официальных документах именованы князьями. Определением Правительствующего Сената утверждены в достоинстве татарских князей, со внесением в 6 часть ДРК.

Приложение 3

Проект здания Аксаковского народного дома

Приложение 4

Павел Павлович Рудавский (1859–1919/20) — губернский инженер, выдающийся уфимский, а также и петербургский, и чердынский, и могилёвский, и харьковский архитектор, победитель Всероссийского конкурса на сооружение Аксаковского Народного дома в Уфе, по чьему проекту он и был построен — нынешний Оперный театр.

Приложение 5

Илья́ Евгра́фович Бондаре́нко (6 [18] июля 1870, Уфа — 21 июля 1947, Москва) — русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед. В 1906—1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости, стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. Творческий почерк Бондаренко — лаконичное соединение эстетики северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера, развитие абрамцевского стиля 1890-х гг. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.

Приложение 6

Константин Александрович Гуськов — автор крупных градостроительных проектов Уфы начала XX века: планировки и застройки торгового центра (Верхнеторговая площадь, тогда: Верхне-Торговая площадь).

В 1910—1912 гг. — кварталов главных улиц:

Александровской, Центральной, Большой Успенской;

корректировки генерального плана с размещением зданий народных школ.

Он разработал типовые проекты, по которым были построены доходные дома: Степанова, Косицкого, Иванова, Алексеева,торговый дом «Милюков и Медведев» (1911—1912); всё это придало центру Уфы черты ансамблевой застройки.

Он также вёл строительство народного дома имени С.Т. Аксакова.

Приложение 7

Результаты опроса в ВКонтакте

Просмотров работы: 174