Введение
Самая большая ценность – это жизнь, но эта ценность часто подвергается опасности на дорогах.
Уже в детском саду нас начинают обучать правилам дорожного движения, в школе постоянно проводятся уроки и беседы с сотрудниками ГИБДД, викторины, посвященные безопасности дорожного движения и все это очень важно, ведь для пешехода встреча с автомобилем может быть последней. Так же в городах устраиваются акции, направленные на повышение грамотности в области ПДД как пешеходов, так и водителей, нацеленные на профилактику ДТП. Но, тем не менее, дорожно-транспортные происшествия происходят, в том числе и с участием пешеходов. Случаются они как по вине водителей, так и пешеходов.
В своей работе мы решили исследовать один проблемный участок дороги в г. Кемерово, который, на наш взгляд, может стать причиной ДТП с участием пешеходов. Находится он между домом 3А по ул. 2-я Заречная и домом 20В по пр. Октябрьский, где мы живем. Движение в этом месте до недавнего времени было незначительным. Но чем больше разрастается район «Кемерово-Сити», чем больше вводится домов, тем напряжённее становится ситуация рядом с нашим домом. Здесь очень много проезжает машин, переходит дорогу пешеходов вне пешеходного перехода, а скоро ситуация усугубится, ведь именно здесь будет единственный заезд к школе на 1 225 учеников, которая откроется в 2022 году, а число пешеходов увеличится за счет школьников.
Цель: обратить внимание на проблему пешеходной инфраструктуры и оборудование пешеходных переходов в новых районах города Кемерово для безопасности жителей.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения ПДД;
2. Определить причины ДТП с участием пешеходов;
3. Провести опрос учеников школы;
4. Провести наблюдения за исследуемым участком и сравнить с ближайшими пешеходными переходами;
5. Научиться анализировать полученные данные и делать выводы;
6. Определить в соответствии с законами требуется ли на данном участке пешеходный переход.
Объект исследования: дорога в Центральном районе г. Кемерово, между домами по ул. 2-я Заречная, дом 3А и пр. Октябрьский, дом 20В.
Предмет исследования: движение пешеходов и транспорта.
Гипотеза: на исследуемом участке требуется обустроить пешеходный переход.
Методика исследования:
1. Изучение научной литературы и интернет ресурсов;
2. Наблюдение. Провели наблюдения за движением транспорта и пешеходов;
3. Сравнение. Сравнили интенсивность движения на исследуемом участке и близлежащих пешеходных переходах с законодательными нормами;
4. Анализ. Был проведён сравнительный анализ полученных данных;
5. Обобщение. Мы обобщили полученные данные и обратились с запросом на оборудование пешеходного перехода.
Безопасность дорожного движения
1.1. История правил дорожного движения
Первые известные попытки упорядочить дорожное движение были предприняты Гаем Юлием Цезарем в 50-х годах до н. э в Древнем Риме. Когда по дорогам и улицам ездили только всадники верхом на лошадях, конные повозки и колесницы. Их можно считать первыми транспортными средствами.
По указу Юлия Цезаря на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца рабочего дня, был запрещён проезд частных повозок, экипажей и колесниц. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком или наняв паланкин (Приложение 1) [12].
На дорогах империи было принято левостороннее движение, позволяющее оставлять правую (вооруженную) руку свободной.
Уже в то время существовала служба надзора, следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных. В обязанности этой службы входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов. Они освобождали улицы и вельможи могли беспрепятственно проехать к месту назначения.
История российских правил дорожного движения началась при Иване III (годы правления 1462-1505), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволявшими быстро преодолевать большие расстояния [3].
В 1693 году Петр I запретил быструю езду по городским улицам, езду без возниц. Кучерам запрещалось бить прохожих хлыстами. В 1719 году были созданы полицейские органы, контролирующие соблюдение установленных правил движения.
В 1730 году императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима – любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу [6, с. 30].
С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение [10].
Регулировать движение с помощью механического прибора начали уже в 1868 году в Лондоне. Тогда перед Парламентом на площади появился первый светофор имел он две семафорные стрелки и газовый фонарь, управлялся вручную. Изобрел этот светофор Дж. П. Найт (Приложение 2).
Первая официальная публикация Правил дорожного движения для автомобилей в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностях».
Самая важная дата в истории Правил дорожного движения — 8 ноября 1968 года. В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». В 1973 году Правила дорожного движения СССР были написаны в соответствии с венской конвенцией [8].
С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в Правила дорожного движения (ПДД) постоянно вводятся корректировки и дополнения.
1.2. Причины дорожных происшествий с участием пешеходов
Несмотря на постоянное увеличение числа транспортных средств на дорогах, количество дорожно-транспортных происшествий снижается (Приложение 3, 4) [4, с. 4].
Автомобили становятся более безопасными, увеличивается количество камер автофиксации, повышается грамотность и сознательность пешеходов. На фоне увеличения выявляемых нарушений в общем, число выявленных нарушений ПДД пешеходами за 6 лет сократилось почти в 2 раза по стране в 2015г. – 2 754 831, в 2020г. - 1 551 900, а по Кузбассу снижение более чем в 2 раза с 113 983 в 2015г. до 53 652 в 2020г. (Приложение 5).
Также устанавливаются технические средства сдерживания скоростного режима. Но, тем не менее, жертв и пострадавших в ДТП не удается избежать, а значит, есть куда стремиться. По статистике аварий по разным странам мира за 2021 год РФ занимает лишь 72 место из 175 стран.
В Правилах дорожного движения есть такое понятие «участники дорожного движения». Пешеход является самой незащищенной категорией участников дорожного движения и еще более незащищенные – это дети. В среднем около 30% всех ДТП в России — это наезды на пешеходов [9].
Согласно официальной статистике, за последние десять лет число дорожно-транспортных происшествий с наездами на пешеходов снизилось на 43%, количество раненых сократилось на 44%, а количество погибших — на 50%. Но, несмотря на положительную динамику, проблема безопасности пешеходов на дорогах остается острой [11]. В 2020 году зарегистрировано 39 927 (-18,1%) ДТП с участием пешеходов. Распределение виновности и тяжести последствий указаны в Приложении 6.
По мнению главы ГИБДД России Михаила Черникова ключевыми факторами, оказывающими влияние на риск совершения и тяжесть последствий ДТП с участием пешеходов, являются [9]:
скорость движения транспортного средства;
отсутствие инфраструктуры для пешеходов (тротуаров, ограждений, оборудованных переходов);
плохая видимость пешеходов, то есть недостаточная освещенность на дорогах или ее полное отсутствие. Ведь каждый третий наезд на пешехода происходит в темное время суток.
В 2020г. с участием детей-пешеходов произошло 6418 (-22,8%) ДТП, в которых погибли 142 (-6%) и ранены 6494 (-22,9%) ребенка.
В среднем в стране ежедневно происходит 18 наездов на детей, каждые три дня погибает один ребенок-пешеход.
1.3. Опрос «пешеход и автомобиль»
Мы провели опрос учеников второго и четвертого классов школы №97, с целью узнать, как дети представляют себе экстренную остановку автомобиля и безопасную дистанцию. В опросе приняли участие 38 детей (Приложение 7).
По результатам опроса, можно сделать выводы, что дети не нарушают правил дорожного движения, 79% ответили именно так, 13% затруднились ответить и лишь 8% признались, что хоть раз, но переходили дорогу в неположенном месте (Приложение 8).
На вопрос как переходить дорогу, когда нет ни светофора, ни пешеходного перехода 92 % опрошенных ответили верно (Приложение 9).
Но при этом дети не знают, сколько проезжает автомобиль до полной остановки при экстренном торможении, на правильный ответ 40-50м пришлась самая малая доля 16 %, на ответы 5-15м и 20-30м ответы разделились почти поровну 39 % и 45 % соответственно (Приложение 10). Судя по ответам, дети считают, что машины останавливаются моментально.
Следующий вопрос касался определения расстояния от крыльца школы до забора и до дома, располагающегося перед школой, на них они смотрят каждый день. Судя по результатам ответов, правильно определили расстояние лишь 5 человек из 38, 14 человек оба расстояния указали неправильно (Приложение 11). Из чего следует, что ученики не смогут определить расстояние до приближающегося автомобиля.
Можем сделать вывод о том, что детям опасно переходить дорогу в местах, где отсутствует пешеходный переход, даже если это не противоречит правилам дорожного движения, ведь дети просто не могут определить безопасную дистанцию до автомобиля на глаз.
2. Исследование участка дороги на необходимость пешеходного перехода
2.1. А можно ли здесь переходить дорогу?
Так как основной причиной ДТП по вине пешеходов является переход через проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости, либо его наличия в непосредственной видимости [4, с. 53], мы решили более детально разобраться в правильности перехода пешеходов в исследуемом месте между домами по ул. 2-я Заречная, дом 3А и пр. Октябрьский, дом 20В (Приложение 12).
Согласно абзацу 3 п. 4.3 Правил дорожного движения РФ, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны [1].
В данном месте нет разделительной полосы и ограждений, но при этом с одной стороны резкий поворот дороги за гаражный комплекс (Приложение 13), который закрывает видимость за поворотом в 40 метрах от излюбленного жителями перехода.
С другой стороны вдали виден (Приложение 13) пешеходный переход, расположенный на пересечении с пр. Октябрьский, до которого 250 метров, я его вижу, а бабушка нет, да и добраться до него можно только пробираясь по грязи или сугробам зимой.
Что считается «в зоне видимости», в зоне видимости человека с хорошим зрением или не очень, сколько это метров? Что считается «хорошо просматривается», как это определить?
Но в любом случае при наезде на пешехода в этом месте будет виноват сам пешеход (нет знака жилая зона и нет пешеходного перехода).
2.2. Определение количества пешеходов, переходящих дорогу в исследуемой зоне и на близлежащих пешеходных переходах
Мы решили провести наблюдение с замерами за участком дороги между домами по ул. 2-я Заречная, дом 3А и пр. Октябрьский, дом 20В в г. Кемерово, где ходят пешеходы и сравнить с имеющимися нормами для оборудования пешеходного перехода и с оживленностью движения на ближайших пешеходных переходах.
Наблюдение проводили в течение рабочего дня пятницы по пятнадцать минут в начале каждого часа с 8.00 до 18.15 (Приложение 14).
По нормам п. 4.5.2.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков. При необходимости их допускается располагать менее чем через 200 м [2].
На исследуемом участке дороги между близлежащими пешеходными переходами 470 метров, что больше допустимого расстояния (Приложение 15).
Однако допускается не устраивать пешеходные переходы на дорогах при интенсивности движения транспортных средств менее 20 авт./ч в течение каждого из любых 8-ми часов рабочего дня недели и интенсивности движения пешеходов, пересекающих проезжую часть в это же время, менее 50 пеш./ч.
Мы провели подсчет пешеходов и машин в течение рабочего дня -пятницы с 8 утра до 6 вечера. По нашим наблюдениям в среднем только за 15 минут проезжает 70 машин и переходит дорогу 21 человек (Приложение 14).
На ближайших пешеходных переходах по моим подсчетам машин и людей меньше, но достаточно для обустройства пешеходных переходов (Приложение 16).
По результатам наблюдений, очевидно, что исследуемая зона является довольно оживленной и нуждается в пешеходном переходе.
2.3. Замер необходимого времени ожидания для безопасного перехода
То, что переходить дорогу в исследуемом месте не безопасно мы наблюдаем каждый день, но как это отображается в цифрах, мы решили определить при наблюдении.
Для начала, измерили ширину дороги на топосъемке района «Кемерово-Сити», а затем на улице проверили измерения лазерной рулеткой, размеры совпали и составили 7 метров (Приложение 17-19).
Далее рассчитали сколько времени требуется для перехода проезжей части при обычной скорости пешехода – 5 км/час или 1,39 м/с.
Время в пути определяется по формуле:
t=S/V где S–расстояние, V-скорость;
t =7метров/1,39метров/секунду=5,04 секунд (требуется для перехода дороги).
После чего с помощью секундомера мы провели замеры, за сколько люди переходят данную дорогу. По моим наблюдениям взрослые переходят за 5-6 секунд, дети часто перебегают, у мамочек с колясками на переход уходит до 13 сек, так как после пересечения дороги стоит задача закинуть коляску на бордюр пока не подъехала очередная машина (Приложение 20).
Чтобы безопасно перейти дорогу, учитывая ограничение по скорости для машин 60км/ч и время, требующееся для перехода 6 секунд, мы рассчитали: чтобы не столкнуться с пешеходами транспортное средство должно находиться на расстоянии:
S = V*t = 60 км/час * 6 секунд = 16,6 м/секунду * 6 секунд = 99,6 метров.
Так как на данной дороге не представляется возможным: «посмотреть налево, дойти до середины дороги, затем посмотреть направо и перейти оставшуюся часть дороги», зона видимости должна быть 100 метров, но с одной стороны находится гаражный комплекс на расстоянии 40 метров, который закрывает обзор дороги, что довольно опасно (Приложение 14).
Отдельно хотелось бы отметить школу, открывающуюся в 2022 г. школу. В данную школу будут ходить дети из всего района, трафик автомобилей увеличится и наверняка добавится пешеходов из числа школьников.
Считаем, что опасно доверять детям, особенно младшим школьникам выгадывать те 7-10 секунд, пока нет машин.
На наш взгляд, здесь требуется помимо пешеходного перехода оборудовать дорогу искусственными неровностями, тогда машины будут заранее снижать скорость, что позволит безопасно переходить дорогу.
2.4. Для чего все эти наблюдения
По результатам проведенных наблюдений, мы написали обращение в Администрацию г. Кемерово и 29.10.21г. нам дали ответ, что специалистами МБУ «ЦОДД» разработана схема обустройства пешеходного перехода, строительства подходов и тротуаров на вышеуказанном участке улично-дорожной сети. В связи с дефицитом бюджетных средств, возможность реализации данных мероприятий будет рассмотрена в последующие годы с учетом финансирования (Приложение 21). Исходя из этого ответа становится понятно, что в ближайшее время ситуация с отсутствием пешеходного перехода не разрешится, и люди продолжат рисковать своим здоровьем переходя дорогу.
После полученного ответа мы решили уточнить у сотрудников ГИБДД их мнение, можно ли в данном месте переходить дорогу и безопасно ли это. Написали письмо в УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области в котором отразили наблюдения из первого опыта «а можно ли здесь переходить дорогу?».
В ответ на обращение начальник отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г. Кемерово выразил мне благодарность за проявленное беспокойство по вопросам, касающимся обеспечения безопасности дорожного движения на улицах и дорогах г. Кемерово (Приложение 22).
Мне сообщили, что в ходе обследования сотрудниками ГИБДД установлено, что указанный участок дороги не обустроен тротуарами, стационарным электрическим освещением, а также отсутствуют пешеходные переходы, что является нарушением ГОСТ Р 52766 – 2007. По данному факту в адрес Администрации города Кемерово направлено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности с требованием об устранении нарушений федерального законодательства.
Четкого ответа на вопрос можно ли переходить дорогу в этом месте нам не дали, лишь предложили при переходе дороги руководствоваться пунктом 4.3 ПДД, про который мы и спрашивали.
Заключение
С каждым годом российские дороги становятся все более безопасными для пешеходов. Непрерывно совершенствуется пешеходная инфраструктура, сокращается число наездов на людей, а главное - все меньше погибших в таких ДТП. Но, несмотря на положительную динамику, проблема безопасности пешеходов на дорогах остается острой.
Очевидно, грамотность пешеходов с каждым годом повышается, уменьшается число нарушений правил дорожного движения, однако самой распространенной причиной ДТП по вине пешехода является нарушение правил – переход улицы в неположенном месте. Зачастую может, это не пешеход переходит улицу в неположенном месте, а в «положенном» месте пешеходный переход отсутствует в нарушение действующего законодательства.
Из опроса учеников следует, что детям опасно переходить дорогу в местах, где отсутствует пешеходный переход, даже если это не противоречит правилам дорожного движения, ведь дети зачастую просто не могут определить безопасную дистанцию до автомобиля на глаз.
Моя гипотеза о необходимости пешеходного перехода подтвердилась. Ответ начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово обнадеживает на оборудование исследуемого участка дороги пешеходным переходом в ближайшее время.
Мне кажется, нужно максимально разграничивать пешеходные и автомобильные потоки, например, пешеходные тротуары от дороги отгораживать забором или декоративными элементами, которые машина не сможет преодолеть. При планировании и проектировании новых жилых застроек сразу предусматривать пешеходные зоны, соединяющие новые дома с уже существующими объектами и главное перед заселением людей их обустраивать, ведь безопасность и здоровье людей превыше всего, а дороги без комфортных пешеходных переходов — это опасно.
Список литературы
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» / КонсультантПлюс.
ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (ред. от 15.04.2020) / КонсультантПлюс.
Азбука дороги. // Детская энциклопедия.-2007- №11 - 56с.
Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 79 с.
Зебра станет заметнее // Владимир Баршев Российская газета - Федеральный выпуск № 183, 2020г.
Основы безопасности дорожного движения А. Н. Гурьянов – М.: ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», 2015 г.
Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей. /А.А.Усачев - М.:Самовар,2000.-64с.
Я и дорога / Павел Астахов. -М. : Эксмо, 2010. - 128 с.
https://мвд.рф/news/item/21544340
https://ria.ru/20210101/pdd-1590903980.html
https://tass.ru/opinions/12015253
https://ru.wikipedia.org/wiki/Правила_дорожного_движения
Приложение
Приложение 1
Паланкин – средство передвижения, как правило на двух жердях
Приложение 2
Первый светофор в Англии с семафорными стрелками для регулирования движения днем и газовым фонарем с цветной подсветкой для регулирования ночью, красный свет означал приказ остановиться, а зелёный – разрешение продолжить дальнейшее движение.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Выявлено нарушителей ПДД |
||||||
|
Российская Федерация |
Кемеровская область-Кузбасс |
||||
|
всего |
в т.ч. Автомат. фиксация |
в т.ч пешеходов |
всего |
в т.ч. Автомат. фиксация |
в т.ч пешеходов |
2015 |
64 333 392 |
37 341 433 |
2 754 831 |
905 434 |
270 352 |
113 983 |
2020 |
115 400 847 |
98 832 566 |
1 551 900 |
946 657 |
560 878 |
53 652 |
Приложение 6
Распределение виновности при наезде на пешеходов
Приложение 7
Опрос учеников МБОУ СОШ № 97
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Как Вы считаете, сколько метров от крыльца школы до школьного забора и до дома перед школой?
Измерили расстояние по съемке с о спутника |
П риложение 12
Приложение 13
Зоны видимости от места, где требуется пешеходный переход
Приложение 14
Сравнение количества пешеходов и машин на исследуемом участке дороги с нормами интенсивности движения, когда допускается не устраивать пешеходные переходы на дорогах по ГОСТ Р 52766-2007.
Проехало машин за 15 минут |
Прошло пешеходов за 15 минут |
Норма за час по ГОСТ машин |
Норма за час по ГОСТ пешеходов |
|
8.00-8.15 |
93 |
26 |
20 |
50 |
9.00-9.15 |
61 |
16 |
20 |
50 |
10.00-10.15 |
48 |
18 |
20 |
50 |
11.00-11.15 |
39 |
16 |
20 |
50 |
12.00-12.15 |
72 |
15 |
20 |
50 |
13.00-13.15 |
54 |
20 |
20 |
50 |
14.00-14.15 |
57 |
12 |
20 |
50 |
15.00-15.15 |
62 |
19 |
20 |
50 |
16.00-16.15 |
83 |
27 |
20 |
50 |
17.00-17.15 |
113 |
26 |
20 |
50 |
18.00-18.15 |
96 |
39 |
20 |
50 |
Приложение 15
Расстояние между близлежащими пешеходными переходами
Приложение 16
Сравнение количества пешеходов
Приложение 17
Измерение ширины дороги на топосъемке района Кемерово-Сити
Приложение 18
Ч ертеж планировки территории
Приложение 19
Исследуемый участок дороги
Приложение 20
Фото исследуемого участка дороги
Приложение 21
Ответ Администрации города Кемерово
Приложение 22
Ответ ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово