Профилактика гибели и травматизма детей в дорожно-транспортных происшествиях

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Профилактика гибели и травматизма детей в дорожно-транспортных происшествиях

Махнёва Полина Евгеньевна и Терентьева Варвара Дмитриевна 1
1МБОУ СОШ № 6
Дубакова С.В. 1
1МБОУ СОШ № 6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб..

На территории Российской федерации каждый год происходит
в среднем около 300 тысяч ДТП и большой процент из них с участием детей. Материальный ущерб от ДТП исчисляется десятками миллиардов рублей.

А,как же ДТП с участием детей предупредить?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с правилами дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно.

Дети быстро запоминают правила дорожного движения и так же быстро их забывают. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу и внезапно появляются перед машиной. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Актуальность исследования состоит в том, что на современном этапе развития общества вопросы безопасности дорожного движения остаются чрезвычайно проблемными. С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров.

И хотя решением этой проблемы заняты все структуры и организации, ответственные за воспитание культуры поведения на дорогах участниками дорожного движения, аварий существенно меньше не становится. Именно поэтому необходимо говорить о правилах дорожного движения с людьми разного возраста от самых маленьких до самых старших.

Все вышеизложенное объясняет актуальность и значимость избранной темы исследовательской работы «Профилактика гибели и травматизма детей в дорожно-транспортных происшествиях».

Работа над данной темой представляется нам особенно актуальной на современном этапе, и позволяет в какой – то мере приблизиться к решению проблемы предупреждения гибели детей в ДТП.

Таким образом, нами выявлено следующее противоречие: между необходимостью предупреждения гибели детей в ДТП и недостаточностью профилактических мероприятий по организации работы с детьми

Гипотеза исследования. Если строго следовать правилам дорожного движения, то значительно снизится число ДТП с участием детей, число правонарушений в области безопасности дорожного движения.

Проблема исследования. Способы работы по предупреждению гибели и травматизма детей в ДТП.

Отсюда объект исследования. Гибель и травматизм детей в ДТП, как социальное явление в современном обществе.

Предмет исследования. Предупреждение гибели и травматизма детей в ДТП.

Цель исследования. Исследование проблемы гибели и травматизма детей в ДТП, определение основных причин, условий, способствующих совершению нарушений правил дорожной безопасности, разработка предложений и рекомендаций по предупреждению гибели и травматизма детей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1.Изучить современное состояние гибели и травматизма детей в России, Свердловской области, в городском округе Сухой Лог.

2.Провести исследование причин, видов, последствий, представлений молодёжи о проблеме нарушений правил дорожной безопасности, способов его предупреждения.

3.Предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера по предупреждению гибели и травматизма детей.

4.Выпустить серию книжек-малышек по правилам дорожной безопасности «Помогайки обучают!» для детей дошкольного возраста .

В основу исследования положено использование следующих методов:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2.Анализ документальных источников

3.Анализ статистической информации по Свердловской области, г.о. Сухой Лог.

4.Сравнительный анализ статистических данных.

5.Локальное наблюдение.

6.Формализованное экспертное интервью.

7.Методы математико – статистической обработки данных.

Также в нашем исследовании, которое носит комплексный и много направленный процесс, применялись несколько типов выборок. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний по исследуемой проблеме.

Глава1. Дорожная безопасность: основные понятие и определения

1.1.Что такое дорожно-транспортное происшествие?


Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб. [1].

Понятие ДТП включает в себя следующие основные признаки:

1)ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.
Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, не является.

2) Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство[ 3, с.175].

Например, не является ДТП попадание в пешехода выброшенной из окна автомобиля бутылкой. Замечу, что упавший с автомобиля на пешехода велосипед является транспортным средством, причем падающий велосипед находится в движении, следовательно, такая ситуация является ДТП.

3)Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни и здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.
Кто является участником ДТП?

Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [ 1].

На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

- водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб;

- другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу "выскакивает" обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал. В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

Кто считается виновником ДТП?

Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой [ 3,с.176].

При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

Вывод: события, которые возникают из – за дорожно-транспортного средства и с его участием есть ДТП, при котором наносится ущерб жизни и здоровью людей.

1.2.Классификация ДТП

Сейчас попытаемся систематизировать основные виды дорожно-транспортных происшествий и определить их признаки:

Столкновение - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся столкновения движущегося транспортного средства с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды дорожно-транспортных происшествий [ 7,с.124].

Наезд на стоящее транспортное средство - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.

Наезд на пешехода - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортно происшествие, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на транспортном средстве грузом.
Наезд на велосипедиста - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

Наезд на животных - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Прочие дорожно-транспортные происшествия - дорожно-транспортные происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамвая с рельсов, падение перевозимого груза и пр.).

Как это бы ни звучало парадоксально, но существует еще один вид ДТП, который настолько повседневный, что мы даже не задумываемся, что оказывается это тоже вид дорожно-транспортног происшествия:

Столкновение с грязью – в случае, если вас окатил грязью проезжающий мимо автомобиль и вы запомнили номера, то имеете полное право вызвать на место происшествия ДПС и виновник должен выплатить штраф. [ 7,с.125].

Дополнительные понятия, которые стоит знать…

Безопасная дорожно-транспортная ситуация - это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения.

Опасная дорожно-транспортная ситуация - это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникла реальная угроза дорожно-транспортного происшествия, но при этом существует возможность его предотвращения.

Аварийная ситуация - это опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно.

Сопутствующие факторы - обстоятельства, влияющие до развития дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягощают последствия дорожно-транспортного происшествия.

Вывод: Как видно, что существует несколько видов ДТП, которые нужно знать и отличать друг от друга.

1.3.Основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков

Анализ статистики свидетельствует о том, что практически в каждом случае ДДТТ виноваты взрослые: кто-то отпустил малыша погулять без присмотра или равнодушно прошел мимо играющих вблизи дороги детей, кто-то не остановил спе­шащего «на красный» юного пешехода, кто-то, управляя автомобилем, «не заметил» идущего по пешеходному переходу ребенка..

Из общего количества происшествий виновность пострадавших детей установле­на в половине случаев, когда ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновре­менно. ДТП с участием детей и подростков возникают при переходе через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданном выходе на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы.

Самыми распространенными причинами «детских» несчастных случаев являются:

- незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную об­становку,

- отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям,

- по­теря бдительности и недисциплинированность. Объясняется это возрастными осо­бенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.

Примерно треть всех пострадавших в ДТП несовершеннолетних составляют пассажиры. Дети гибнут и получают ранения по вине взрослых, не обеспечивших их безопасность. Не лишним будет напоминание, что перевозить ребенка в возрасте до 12 лет на переднем пассажирском сиденье автомобиля запрещено! Место рядом с водителем — самое уязвимое при аварии. Находясь на заднем сиденье, ребенок должен быть пристегнут ремнями безопасности. До 12-летнего возраста в интере­сах безопасности малыш должен находиться в специальном удерживающем автомобильном кресле. Причем на переднем пассажирском сиденье детское кресло должно закрепляться против движения авто.

Статистика показывает, что количество летальных исходов и тяжелых увечий наиболее велико для детей, находившихся не пристегнутыми на задних сиденьях. Для справки: при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 км/ч ребенок, весящий 25 кг, испытывает нагрузку в 1565 кг. При столкновении на шоссе при скорости 70 км/ч нагрузка достигает 2057 кг, сила удара соответствует падению с высоты 10 м на бетонное покрытие.

Из всех получивших тяжелые увечья 90 % могли бы сохранить здоровье, если бы они использовали ремни безопасности. Риск травматизма детей до 4 лет в детском удерживающем кресле лицом против направления движения на 70-90 %, лицом по направлению езды на 30-70 %, с застегнутым ремнем безопасности на 30-35 % ниже, чем без каких-либо удерживающих систем. [ 8,с.55].

Каждый десятый юный пострадавший — велосипедист. Подростки часто не зна­ют, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело вы­езжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД. А родитель, подаривший своему чаду долгожданную игрушку, не думает, что это прямой путь к трагедии.

В зимний период возникает еще одна большая проблема — плохая видимость. К сожалению, наши улицы плохо освещены плюс одежда на детях практичных тем­ных тонов. Результат — нулевая видимость для водителя, тем более в свете фар встречного автомобиля.

Основная масса пострадавших на дороге — это дети школьного возраста, при­чем чаще всего это подростки 13-16 лет.

Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем дево­чек; при этом подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет. Наибольшее число травм дети младшего школьного возраста и подростки получают по дороге в школу или по возвращении из нее.

Наиболее аварийным временем суток являются интервалы: с 8 до 9 ч; с 15 до 16 ч; с 16 до 17 ч; с 18 до 19 ч.

Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность вре­мени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (в среднем) отмечено весной (31 %), летом их число снижается до 25 %, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44 % от общегодового показателя.

  К основным причинам дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков относятся:

1) Психофизиологические и возрастные особен­ности поведения детей на дорогах - основная и глав­ная причина. Дети попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, нераз­витости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориен­тации в пространстве и других причин.

2)Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. По этой при­чине происходят 95% несчастных случаев с детьми на дорогах. Из-за возрастных и психофизиологичес­ких особенностей дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности. По дан­ным социологических исследований, 9 из 10 пост­радавших вовремя не заметили приближающийся транспорт и ошибочно считали, что находятся в бе­зопасности. В результате произошли наезды.

3)Выход на проезжую часть из-за сооружений, строений, стоящих или движущихся транспорт­ных средств и других препятствий, закрывающих обзор. У детей недостаточно развито чувство опас­ности, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть, забывая о мерах предосторож­ности. Выбегая на проезжую часть, ребенок, как правило, обращает внимание на большие грузо­вые машины, не предвидя, что за ними с большей скоростью могут ехать легковые автомобили. В результате происходят наезды. Кроме того, не­ редко дети пропускают автомобили, приближаю­щиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущихся справа в противоположном направлении, и попа­дают в ДТП.

4)Неподчинение сигналам регулирования. Из-за психофизиологических особенностей дошколь­ники и дети младшего школьного возраста медлен­но реагируют на смену сигналов светофора, счи­тают: при красном сигнале, когда транспорта не видно, они успеют перейти дорогу, не догадыва­ясь, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый, дети переходят дорогу и попадают в ДТП. Кроме этого, дети не знают значения сигналов светофора с дополнительной секцией. Из-за этого на пере­крестках часто происходят наезды. Водители иног­да не замечают детей из-за их маленького роста. [ 8,с.56].

5)Нахождение на дороге дошкольников и млад­ших школьников без сопровождения взрослых. Дети этих возрастов не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опас­ности транспортных средств. Они считают: если видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети по­падают в ДТП по вине взрослых, которые не обес­печили им сопровождение при передвижении по дороге.

6)Игры вблизи и на проезжей части. В силу воз­растных особенностей дети не всегда сознают опас­ность подобных игр, увлекаются, не замечая опас­ности.

7)Движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара. Дети, увлекшись разговорами или увидев что-то интересное, могут, не думая об
опасности, неожиданно оказаться на проезжей ча­сти. Если водитель не увидит, произойдет наезд.

8)Движение детей по проезжей части в направ­лении, попутном движению транспортных средств. Дети не знают правил движения пешеходов по проезжей части там, где нет тротуара или обочи­ны. Если они идут в направлении, попутном дви­жущемуся транспорту, их могут не заметить во­дители, что приводит к ДТП.

9) Незнание правил перехода перекрестка при­водит к тому, что дети пересекают его не по пеше­ходному переходу, а по центру. Не ожидая появ­ления ребенка, водитель не успевает затормозить, в результате происходит наезд.

10) Неправильный выбор места перехода про­езжей части при высадке из маршрутного транс­порта - одна из распространенных причин ДТП.

11) Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части. Как известно, Прави­ла дорожного движения разрешают ездить на ве­лосипеде по проезжей части с 14 лет. Однако дети, не достигшие этого возраста, часто катаются на велосипедах, роликовых коньках, самокатах по проезжей части и попадают под колеса автомоби­лей.

12) Бегство от опасности в потоке движущего­ся транспорта. На проезжей части дети не могут рассчитать свои возможности и нередко стремят­ся убежать от опасности. Из-за этого происходит наезд.

13) Переход проезжей части дороги не под пря­мым углом, а по диагонали .Стремясь успеть на подъезжающий к остановке маршрутный транс­порт, дети нередко пересекают улицу или дорогу по диагонали, не замечая приближающегося транс­порта, и попадают в ДТП.

14) Безнадзорность детей, вызванная тем, что 3/4 родителей заканчивают рабочий день в период с 16 до 19 ч.

Вывод: Зная основные причины ДТП можно предупредить их число, объясняя детям и подросткам их последствия. О чём мы будем рассказывать в следующем параграфе.

 

1.4.Последствия ДТП

ДТП никогда бесследно не проходят. Ежегодно в Российской Федерации в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 35000 человек (каждое третье происшествие — по вине пешеходов), 1500 из которых — дети. И еще около 20000 детей получают травмы различной степени тяжести.

Ранения, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвычайно опасны: особенно черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей. Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый травмированный ребенок проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет. Некоторые остаются инвалидами на всю жизнь.

Вывод: Последствия ДТП очень серьёзны и негативно сказываются на здоровье человека.

Глава 2. Практические аспекты дорожной безопасности

2.1.Исследование по детскому травматизму

Изучив статистку ОГИБД по городу Сухой Лог, Свердловской области мы увидели, что за период с 2020 года по 2022 год зарегистрировано 773 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 773 ребенка травмировано, 30 детей погибло см. приложение № 2.1.

Мы в своей работе рассмотрели ДТП с участием детей – пассажиров, детей- пешеходов, детей – велосипедистов,детей-водителей мототранспорта.

В 2020 году с участием детей – пассажировзарегистрировано 164 ДТП, в которых пострадали 105 детей и 3 погибли. Из них в возрасте до 12 лет травмированы 145детей.

Доля ДТП с участием детей - пассажиров от общего показателя аварийности с участием детей составила 52%.При анализе ДТП, в которых пострадали дети-пассажиры, установлено 16 нарушений водителями правил перевозки детей, в которых 2 ребенка погибли и 17 пострадали [ 11].

По месту расположения детей в транспортном средстве основная доля пострадавших приходится на заднее пассажирское сидение справа (78).

Подавляющее большинство происшествий, в которых пострадали дети-пассажиры- это столкновения транспортных средств (128), количество травмированных в них детей снизилось (154).

Четверть столкновений (29) связана с выездом на полосу встречного движения, в данных происшествиях травмирован41 ребенок, при этом в 9 случаях водители нарушили правила обгона, в результате пострадали 10 детей - пассажиров и 1 погиб, еще в 9 случаях допустили выезд на полосу встречного движения в местах, где это запрещено, в результате пострадали 15 детей. По причине несоблюдения очередности проезда, пострадал 71 ребенок. Из-за несоответствия скорости конкретным условиям травмированы 56 детей
и 3 погибли (уровень АППГ).

С участиемдетей-пешеходовзарегистрировано 121 ДТП, в которых пострадали 124 ребенка и 3 погибли (уровень АППГ). От общего показателя аварийности с участием несовершеннолетних доля ДТП с участием детей- пешеходов составила 38% см. приложение № 2.1.

На 6% (62) снизилось количество ДТП и раненых (61) по собственной неосторожности несовершеннолетних пешеходов, 1 ребенок погиб [ 11].

Каждый третий наезд на ребенка (43 ДТП) совершен на пешеходном переходе. В таких происшествиях травмированы 46 юных пешеходов и 1 (АППГ) ребенок погиб. Из них на нерегулируемых пешеходных переходах количество происшествий уменьшилось на 22% (24), раненых на 20% (27) и 1 ребенок погиб.

На 44% (18) снизилось количество происшествий с детьми- пешеходами
в темное время суток, когда одним из сопутствующих факторов ДТП стало отсутствие у ребенка на верхней одежде или рюкзаке световозвращающих элементов. В таких авариях пострадали 16 детей и 2 погибли .

Участником каждого второго происшествия (42%; 52) стали дети в возрасте 8-11 лет. Практически все они произошли в городах и населенных пунктах. Наибольшие показатели количества ДТП с участием детей-пешеходов зафиксированы во вторник ( 5 ДТП) и четверг (21 ДТП). По времени совершения самым опасным является с 12 до 22 часов (105 ДТП; 86%) с максимальными значениями в период с 15 до 20 часов (68 ДТП; 56%). Минимальное количество ДТП по времени совершения произошло в период с 0 до 7 часов (1 ДТП) см. приложение № 2.7.

Высокие показатели количества ДТП зафиксированы с июня по октябрь
(75 ДТП), при этом наибольшее количество ДТП произошло в октябре (18), сентябре (17) и августе (15). В большей степени это связано со снижением концентрации внимания в период возвращения детей домой после длительного нахождения за городом, усталостью после занятий в период окончания учебных занятий и началом учебного года. В большинстве случаев ДТП произошли при отклонении детей от безопасных маршрутов движения «дом-школа-дом».

С участиемдетей-велосипедистовзарегистрировано 21 (30) ДТП, в которых травмирован 21 (30) ребенок, из них 15 (23) пострадали по собственной неосторожности. Во всех случаях защитный шлем и специальная экипировка не использовались.

С участиемдетей-водителей мототранспортазарегистрировано 7 (6) ДТП, в которых пострадали 7 (5) несовершеннолетних. При этом во всех случаях несовершеннолетние управляли авто и мототранспортными средствами, не имея специального права управления.

Подавляющее большинство происшествий произошло из-за грубых нарушений ПДД РФ водителями транспортных средств (превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение правил проезда пешеходных переходов). Вина несовершеннолетних усматривается в 86 ДТП из 313 и составляет 27% от общего количества дорожных аварий с участием детей

В 2021 году с участием детей – пассажировзарегистрировано 24 ДТП, в которых пострадал 31 ребенок и 2 погибли. Из них в возрасте до 12 лет травмированы 18 детей.

Доля ДТП с участием детей - пассажиров от общего показателя аварийности с участием детей составила 47%. См. приложение № 2.1.

При анализе ДТП, в которых пострадали дети-пассажиры, установлено 2 нарушения водителями правил перевозки детей, в которых травмированы 4 ребенка. Двух детей перевозили на заднем пассажирском сидении в детских удерживающих устройствах, не соответствующих росту и весу юных пассажиров, еще двоих детей перевозили без детских удерживающих устройств и не пристегнутыми ремнями безопасности [ 12].

На автомобильных дорогах, расположенных в черте населенных пунктов, зарегистрировано 35 ДТП, в которых пострадали 38 детей и 1 погиб.

С участием детей-пешеходовзарегистрировано 21 ДТП, в которых пострадали 20 детей и 1 погиб. От общего показателя аварийности с участием несовершеннолетних доля ДТП с участием детей- пешеходов составила 53%.

На 14% (8) увеличилось количество ДТП по собственной неосторожности несовершеннолетних пешеходов, в которых пострадали 7 несовершеннолетних (уровень АППГ) и 1 ребенок погиб.

Каждый третий наезд на ребенка (7 ДТП) совершен на нерегулируемом пешеходном переходе. В таких происшествиях травмированы 7 юных пешеходов.

Количество происшествий с детьми-пешеходами в темное время суток осталось на уровне прошлого года (18). Одним из сопутствующих факторов таких ДТП стало отсутствие на верхней одежде или рюкзаке ребенка световозвращающих элементов.

Участниками каждого второго происшествия (61) стали дети-пешеходы в возрасте 8-10 лет (+100%), в этих авариях травмированы 58 детей и 3 погибли. На 180% выросло количество ДТП и с участием подростков в возрасте 11-13 лет (42 ДТП, 42 ранены). Все наезды произошли в городах и населенных пунктах. Наибольшие показатели количества ДТП с участием детей-пешеходов зафиксированы в пятницу (32 ДТП) и во вторник (27 ДТП), при на 108% выросло количество ДТП в среду (25), в этом погибли 2 ребенка. В понедельник, вторник, четверг и субботу погибли по 1 несовершеннолетнему. Наименьшее количество наездов зарегистрированы в воскресенье (11 ДТП). См. приложение № 2.7.

По времени совершения самым опасным является с 16 до 21 часов, в это время произошло 70% ДТП с участием юных пешеходов (93 ДТП, 92 ранены и 5 погибли), при этом максимальные значения зарегистрированы в период с 17 до 19 часов (50 ДТП, 48 ранены, 3 погибли).

С участием юных водителей велотранспортазарегистрировано 30 ДТП , в результате которых пострадали 30 детей, из них 14 пострадали по собственной неосторожности. При этом во всех случаях у детей отсутствовали средства пассивной защиты (шлем, налокотники, наколенники). Участниками каждого второго случая (12) стали дети-велосипедисты в возрасте 8-9 лет (7), 12-13 и 15-16 лет (по 4). Наибольшее количество ДТП зафиксированы в понедельник (8) и субботу (6). По времени совершения самым опасным является с 17 до 20 часов (14 ДТП).

С участием юных водителей мототранспортазарегистрировано 4 ДТП (7), в результате которых погиб 1 ребенок, еще 3 получили травмы (7). Аварии зарегистрированы в Екатеринбурге, Серове, Первоуральске и Нижнем Тагиле. Во всех случаях дети пострадали по собственной неосторожности. В момент ДТП мотошлемы и защитная экипировка на юных водителях отсутствовали.

За 4 месяца 2022 года с участием детей - пассажиров зарегистрировано 41 (40) ДТП, в которых пострадали 56 (48) детей и 4 (6) погибли. Из них в возрасте до 12 лет травмированы 28 детей и 4 погибли [13].

Доля ДТП с участием детей - пассажиров составила 54% от общего показателя аварийности с участием детей.

В 22 (уровень АППГ) случаях ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами произошли по причине нарушения ПДД РФ водителем, в автомобиле которого находились дети, в этих авариях пострадали 29 детей и 4 погибли.

С участиемдетей-пешеходовзарегистрировано 33 ДТП (48), в которых пострадали 32 (46) детей и 1 погиб (2). Доля ДТП с участием детей - пешеходов составила 43% от общего показателя аварийности с участием несовершеннолетних.

На 10,5% (17) уменьшилось количество ДТП по собственной неосторожности несовершеннолетних пешеходов, в них пострадали 17 юных пешеходов.

Каждый второй наезд на ребенка (15 ДТП) совершен на пешеходном переходе. В таких происшествиях травмированы 15 юных пешеходов.

Количество происшествий с детьми-пешеходами в темное время суток осталось на уровне прошлого года (6 ДТП). Одним из сопутствующих факторов таких ДТП стало отсутствие на верхней одежде или рюкзаке ребенка световозвращающих элементов.

Участниками каждого второго происшествия (15) стали дети-пешеходы в возрасте 11- 15 лет, в этих авариях травмированы 14 детей и 1 погиб. На 200 % (5 ДТП, 5 ранены) увеличилось количество ДТП с участием детей в возрасте 4-6 лет. Все наезды произошли в городах и населенных пунктах. Наибольшие показатели количества ДТП с участием детей-пешеходов зафиксированы во вторник, четверг и пятницу (22 ДТП, 21 ранен, 1 погиб). В понедельник зарегистрировано 4 ДТП, в среду -5 ДТП, в воскресенье -2 ДТП. По времени совершения самым опасным является временной промежуток с 11 до 21 часов, в это время произошло 90% ДТП (29) с участием детей-пешеходов, при этом максимальные значения зафиксированы в период с 16 до 19 часов (15 ДТП, 14 ранены, 1 погиб). На 100% увеличилось количество ДТП с 19 до 20 часов (2 ДТП, 2 ранены) и на 33,3% с 13 до 14 часов (4 ДТП, 4 ранены). См. приложение № 2.7.

В 9 случаях ДТП (28%) произошли на маршрутах следования детей из дома в образовательную организацию и обратно. Данные участки входят в паспорта дорожной безопасности образовательных организаций (не более 800 метров от образовательной организации).

С участием юных водителей автотранспорта зарегистрировано 1 ДТП , в результате которого погиб 1 ребенок.

Выяснили, что причинами подавляющего большинства происшествий стали грубые нарушения ПДД РФ водителями транспортных средств (превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение правил проезда пешеходных переходов). Вина несовершеннолетних усматривается в 19 ДТП из 75 и составляет 25% от общего количества дорожных аварий с участием детей

Из выше изложенного видно, что в Свердловской области в 2020 году - 313 ДТП (пострадали 323 ребенка, 6 детей погибли), в 2021 году - 347 ДТП (пострадали 362 ребенка, 23 детей погибли),2022 году - 113 ДТП (пострадали 132 ребенка, 7 детей погибли).

Выяснили аварийные дни недели: вторник, четверг, пятница см. приложение №2.3.

Выяснили основные причины ДТП по вине детей – пешеходов: см. приложение № 2.4.

- переход проезжей части вне пешеходного перехода в зоне видимости 10%;

- переход проезжей части в неустановленном месте -65%;

- неподчинение сигналам регулировщика - 5%;

- неожиданный выход из –за стоящего ТС - 10%;

-ходьба по проезжей части - 10%.

ДТП с детьми – пешеходами по месту происшествия:

- регулируемый пешеходный переход -20%;

- перегон - 19%;

- нерегулируемый пешеходный переход - 21%

- регулируемый перекресток -16%;

- дворовая территория 11%;

-тротуар – 5%;

-нерегулируемый перекресток 16%;

- выезд с прилегающей территории -2%. См. приложение № 2.5.

Вывод: За период с 2020 по 2022 год на территории области при ДТП погибло 30 детей. В 2021 году идёт резкое увеличение гибели детей в ДТП в 4 раза. Таким образом, главная группа риска – пешеходы, переходящие дорогу в неположенном месте, управляющие мототранспортом без права их управления, по вине родителей.

2.2. Исследование обстановки с дорожно-транспортными происшествиями

в г.о. Сухой Лог

Актуальность исследования обстановки на территории г.о. Сухой Лог обусловлена остро стоящей проблемой дорожной безопасности в ее социальном аспекте. Потребностью социума является способность каждого человека помочь себе и окружающим в случае чрезвычайной ситуации. Предотвращение ДТП имеет социально-экономический эффект, повышает уровень благосостояния населения и социальной стабильности микросоциума.

За исследуемый период на территории городского округа Сухой Лог произошло 4 ДТП с участием детей.

В 2020 году - 1 ДТП (пострадал 1 ребенок, по своей вине), в 2021 году - 2 ДТП (пострадали 2 ребенка, 1 по своей вине), 2022 год - 1 ДТП (по своей вине), что можно увидеть в приложении № 2.6 .

Вывод: изучив обстановку с ДТП с участием детей в Сухоложском районе отчетливо видим, что есть пострадавшие дети по сове вине, 2 ребенка по вине взрослых. Что подтверждает нужно проводить профилактическую работу систематически и целенаправленно как с детьми, так и с их родителями.

2.3.Исследование по выявлению у молодёжи городского округа Сухой Лог представлений о правилах дорожной безопасности

В декабре 2021 года нами был проведен соцопрос среди молодёжи городского округа Сухой Лог с целью выявления уровня знаний правил дорожной безопасности и умения действовать в экстремальной ситуации. См.риложение № 2.8.

В качестве объекта исследования выступала молодёжь городского округа Сухой Лог 100 человек, в возрасте от 14 до 25 лет включительно.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1)Определить отношение молодежи городского округа Сухой Лог к проблеме дорожной безопасности и выявить их нравственную и эмоциональную оценку данного явления.

2)Проанализировать масштабы распространения нарушений правил дорожной безопасности в городском округе Сухой Лог, в России.

3)Выявить мнение молодежи городского округа Сухой Лог по предупреждению ДТП,

4)Определить мнения Сухоложской молодежи о наиболее эффективных методах профилактики и борьбы с гибелью детей в ДТП и разработать рекомендации по данному вопросу.

Основным методом сбора информации в настоящем исследовании выступало стандартизированное интервью.

Анализ результатов опроса показывает, что большинство респондентов знакомы с понятиями «ДТП», «правила дорожной безопасности» - 100%. Полученная информация позволяет сделать вывод об актуальности и, как следствие, информированности   молодёжи по данному направлению. Ответы на 3-ий вопрос «Как вести себя в ДТП?» верно ответили 75% респондентов,5% отказались отвечать на вопрос, 10% затруднялись ответить на поставленный вопрос. На 4-ый вопрос «Какие средства в автомобиле помогают уберечься от травм?» 6% респондентов затруднялись ответить. 5-ый вопрос у молодёжи не вызвал затруднения. См.риложение № 2.8.

На 6-ой вопрос «Правда ли одежда со световозвращающими элементами помогает стать заметнее на дороге в темное время суток?» 5% опрошенных не смогли ответить. На 7-ой вопрос «Что нужно предпринять, если произошло ДТП ?» более половины участников 65% рассказывают верно. На 8-ой вопрос «Опасно ли для человека несоблюдение правил дорожной безопасности?» 100% опрошенных ответили, что опасно несоблюдение правил дорожной безопасности для жизни и здоровья людей. На 9-ый вопрос «Какие последствия могут быть в случае несоблюдения правил дорожной безопасности?»100% респондентов ответили, что несоблюдения правил дорожной безопасности кроет в себе плачевные результаты в виде травм, гибели людей, разрушений автотранспорта, а также причинения вреда физическому благосостоянию людей. На 10-ый вопрос «Чем опасны нерегулируемые перекрёстки 92 % опрошенных сказали, что это распространенный тип дорожно-транспортных происшествий, которые происходят сразу после удара о неподвижный объект и люди получают серьезные травмы. См.риложение № 2.8.

На задаваемые вопросы молодёжь отвечали правильно, многие задавали встречные вопросы о службе ОГИБДД, о том, что нового появилось в функциях службы.

В ходе соц опроса выяснилось, что 5% отказались от участия,6% не смогли ответить на поставленный вопрос,89% успешно справились с заданными вопросами. Особенно активно отвечали на задаваемые вопросы подростки школ городского округа Сухой Лог. Подростки разбираются, как надо себя вести на проезжей части, как вызвать службу ОГИБДД, как оказать помощь пострадавшим.

По результатам опроса выяснилось, что не все горожане уверены в своих знаниях по правилам дорожного движения. 5% людей не могли сходу сообразить, как правильно действовать в ДТП, а 6% ставили в тупик вопросы об опасности нерегулируемого перекрестка. Большая часть респондентов соблдюдают правила дорожного движения.100% опрошенных людей понимают опасности возникновения ДТП, знают их последствия, стараются следовать их предупредить.

По результатам проведенного опроса можно сделать вывод, что вопросы соблюдения мер и правил дорожной безопасности небезразличны молодёжи городского округа Сухой Лог.

2.4. Исследование по определению потребности детей и подростков в просвещении проблемы дорожной безопасности

В целях предупреждения гибели детей в дорожно-транспортных происшествиях, выявления эффективных способов пропаганды правил дорожной безопасности мы провести опрос молодёжи городского округа Сухой Лог по определению потребности молодежи в просвещении по данной проблеме. Результаты данного исследования представлены в приложении № 2.9

Опрос проводился учениками 8 класса МБОУ СОШ № 6, совместно с руководителем проекта с 15 октября 2021 года по 15 ноября 2021 года. Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 100 человек, из которых 40 человек – подростки ,60 молодые люди после 18 лет.

Опросник состоял из четырёх вопросов с возможными вариантами ответов. См. приложение №2.9. Были получены следующие результаты: 92% ребят на вопрос «Считаете ли вы необходимым знать правила дорожной безопасности?» 90% ответили утвердительно. Только 10 человек ответили отрицательно.

На второй вопрос 70% ребят ответили, что за помощью обратятся в ГИБДД, 30 % в школу. 60 совершеннолетних молодых людей ответили, что сразу обратятся в ГИБДД. Подростки стремятся сообщить в школу, а чем старше молодые люди, тем они более рассудительней и обратятся только в правоохранительные органы.

По - вопросу: «Из каких источников вы хотели бы получать информацию о правилах дорожной безопасности?» были получены следующие результаты. Наибольший процент получило пожелание молодых людей просвещаться по юридическим вопросам на специальных уроках в школе – 15%. Следующее место по количеству ответов получил такой источник, как СМИ 85%, 10 % респондентов ответили, что информацию о правилах дорожной безопасности для них лучше всего получать на консультациях у специалистов ОМВД, ОГИБДД, Общественном совете при ОМВД России.

Все респонденты единодушны оценке специальной методической литературы по изучению правил дорожной безопасности. Недостаточно пособий, в которых доступно, наглядно изложен материал для изучения проблемы дорожной безопасности 85% хотели бы получать информацию из красочно оформленных книг, брошюр, вестниках, практических пособиях.

2.5. Пути предупреждения гибели детей в ДТП

Из проведенного исследования мы видим, что среди лиц, пострадавших в ДТП, 20% составляют дети и подростки. В основе большинства ДТП лежит человеческий фактор, а их последствия негативно сказываются как на здоровье и благополучии отдельных людей, так и на социальной ситуации в регионе.

Потребностью социума является способность каждого человека помочь себе и окружающим в случае чрезвычайной ситуации. Предотвращение ДТП имеет социально-экономический эффект, повышает уровень благосостояния населения и социальной стабильности микросоциума.

Предлагаем пути предупреждения гибели детей в ДТП:

1)Продумать целенаправленное совершенствование законодательной базы.

2)Активизировать работу по формированию общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области дорожной безопасности.

3)Проводить профилактические мероприятия по обучению детей дорожной безопасности в условиях образовательных организаций, через проведение декадников, месячников, акций, Единых дней профилактики.

4)Использовать в профилактической работе по обучению детей правилам дорожной безопасности современные формы работы: игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические), игровые ситуации -загадки, моделирование ситуаций, просмотр тематических фильмов, мультфильмов, праздники, экскурсии.

4)Обучить практическим действиям в ситуациях во время ДТП.

5)Привлекать родителей к участию в детско-родительских проектах по теме «Правила дорожной безопасности».

6) Познакомить с профессией «регулировщик», «инспектор по пропаганде» ее особенностями. Воспитывать чувство уважения к труду полицейских.

7)Проводить практические уроки ОБЖ по обучению детей правилам дорожной безопасности в ОГИБДД.

8)Организовать проведение профилактических мероприятий по предупреждению гибели детей во время ДТП совместно с ОГИБДД.

10)Размещать на сайтах образовательных организаций информацию «О состоянии гибели и травматизма несовершеннолетних в ДТП».

8)Активизировать работу юных инспекторов движения.

9) Активно использовать в работе наши книжки - малышки «Помогайки обучают!».

Книжка – малышка № 1 ««Изучаем правила юного пешехода», на каждом её развороте тематический коллаж, на котором изображены рисунки по правилам дорожной безопасности, написаны правила, которые нужно знать и соблюдать. В этой книжке – малышке герои рассказывают: понятия правила дорожного движения, пешеход, дорожное движение, дорожные знаки, разметка, перекрёсток, пешеходный переход и их виды, виды светофоров, сигналы регулировщиков, «мёртвая зона», автомобильное кресло;

- основные правила поведения на дороге.

Книжка – малышка № 2 «Изучаем правила юного пассажира», тут сказочные герои расскрывают детям дошкольного возраста: понятия пассажир, виды общественного транспорта; основные правила поведения во время движения общественного транспорта, входа и выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая; объяснено для чего нужны ремни безопасности и автомобильные кресла.

Вывод: используя современные формы работы по формированию знаний по дорожной безопасности, привлекая родителей появится ответственность соблюдать элементарные правила дорожной безопасности.

Заключение

Таким образом, результаты исследования подтвердили основные положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1)Активизация профилактической работы в школе способствуют развитию процесса формирования у подростков навыков дорожной безопасности.

2)Использование практических уроков, приёмов приводит к снижению гибели детей в ДТП

3)На основании анализа литературы и исследовательской работы нами выявлена сущность навыков дорожной безопасности, представляющая собой активные действия по дорожной безопасности.

4)Разработаны и апробированы современные способы формирования навыков дорожной безопасности, способствующие познавательной активности детей в области дорожной безопасности.

5)Совершенствование социального партнерства в системе образовательных организаций с ОГИБДД приводит к включению детей и подростков в социально-значимую деятельность по дорожной безопасности.

6)Выпущены 2 книжки - малышки по обучению детей правилам дорожной безопасности «Помогайки обучают!».

Данное исследование позволяет приблизиться к решению проблемы гибели и травматизма детей в ДТП через формирование у детей навыков дорожной безопасности.

Велика практическая значимость исследовательского проекта, так как материалы исследования, рекомендации, которые мы разработали могут быть использованы учениками, учителями на уроках ОБЖ, классных часах, минутках безопасности по проблеме личной безопасности. Выводы наши могут быть полезны в сфере реализации политики национальной безопасности органам надзора.

Думаем, что полученные нами знания позволят нам избежать ошибок в подобных опасных ситуациях и помогут правильно действовать в жизни.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном, детальном изучении проводимой работы с детьми по предупреждению их гибели и травматизма.

Мы, считаем, что тема актуальна, цель нашего исследования достигнута.

Список литературы

Официальные документы

1.Правила дорожного движения Российской Федерации.

2.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ

Книги, статьи, материалы конференций и семинаров

3.Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2011. № 2. С. 175-178.

4. Ахмадиева Р.Ш. Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 44-47.

5.Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15-17 мая 2014 г. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. 371 с.

6.Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России. М.: Логос, 2013.  64 с.

7. Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения

[Текст] / С.Ф.Зеленин- Издательство: "Мир автокниг», 2019. - 224 c.

8.Капустина Е.Г.  Формирование транспортной культуры у детей и подростков // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2014. № 3 (60). С. 55-58.

9.Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: метод.  пособие / Е. А. Козловская; под общ. ред. В. Н. Кирьянова.  М., 2007.

10.Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения [Электронный ресурс].  Режим доступа: (http://минобрнауки.рф/документы/4962).

Статистические материалы, инструктивные материалы, методические рекомендации, нормативно–справочные материалы

11.Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма

на территории Свердловской области за двенадцать месяцев2020 года [Электронный ресурс] URL: https://go.mail.ru/redir?type=sr&red (дата обращения: 01.12.2021).

12.Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма

на территории Свердловской области за двенадцать месяцев 2021 года[Электронный ресурс] URL: http://mouo-kruf.ru/analiz-sostoyaniya-detskogo-dorozhnogo-transportnogo-travmatizma (дата обращения: 11.12.2021).

13.Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма

на территории Свердловской области за четыре месяца 2022 года

14.Добрая дорога детства: интернет портал   [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/

Приложение № 1

I.Краткий словарь терминов

Безопасность дорожного движения — избежание дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Дорожно-транспортное происшествие- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Пра́вила доро́жного движе́ния — свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средствпассажировпешеходов и так далее), а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам, для обеспечения безопасности дорожного движения.

Пассажирфизическое лицоперевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.

Пешехо́д — участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. пешеход — – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Приложение № 2.1

Число ДТП с участием детей – пассажиров в Свердловской области

Диаграмма №1

Число ДТП с участием детей – пешеходов в Свердловской области

Диаграмма №2

Приложение № 2.2

Число ДТП с участием детей – велосипедистов в Свердловской области

Диаграмма № 3

Число ДТП с участием детей – на мототранспорте в Свердловской области

Диаграмма № 4

Приложение № 2.3

Число ДТП с участием детей в Свердловской области

Диаграмма № 5

Приложение № 2.4

Основные причины ДТП с участием детей в Свердловской области

Диаграмма № 6

Приложение № 2.5

ДТП с детьми – пешеходами по месту происшествия в Свердловской области

Диаграмма № 7

Приложение № 2.6

Число ДТП с участием детей в г.о.Сухой Лог

Диаграмма № 8

Приложение № 2.7

Аварийные дни с участием детей

Диаграмма № 9

Время ДТП с участием детей

Диаграмма № 10

Приложение № 2.8

Опросник по выявлению уровня знаний правил дорожной безопасности и умения действовать в экстремальной ситуации

Таблица № 1

№п/п

Наименование вопроса

Ответы респондентов

Верно ответили

Отказались отвечать

Затруднялись ответить

1

Что такое ДТП?

100%

   

2

Знаешь ли ты правила дорожной безопасности?

100%

   

3

Как вести себя в ДТП?

75%

5%

20%

4

Какие средства в автомобиле помогают уберечься от травм?

94%

 

6%

5

Как правильно вызвать ОГИБДД?

100%

   

6

Правда ли одежда со световозвращающими элементами помогает стать заметнее на дороге в темное время суток?

80%

15%

5%

7

Что нужно предпринять, если произошло ДТП ?

65%

 

35%

8

Опасно ли для человека несоблюдение правил дорожной безопасности?

100%

   

9

Какие последствия могут быть в случае несоблюдения правил дорожной безопасности?»

100%

   

10

Нерегулируемые перекрёстки чем опасны?

12%

   

Число респондентов, принявших участие в опросе по выявлению уровня знаний правил пожарной безопасности и умения действовать в экстремальной ситуации

Таблица № 2

Возраст респондентов, принявших участие в опросе

1

Количество%114-15 лет

Количество %

16-17 лет

Количество%

18-19 лет

Количество%

20-21 лет

Количество%

22-25 лет

2

20чел.

20чел.

20чел.

20чел.

20чел.

Приложение № 2.9

Результаты исследования потребности молодежи в просвещении по правилам дорожной безопасности

Приняли участие в опросе 100 респондентов.

Таблица № 3

№ п/п

Наименование вопроса

Возраст/ результаты

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

14 -15 лет

20 чел.

16 -17 лет

20 чел.

18-19лет

20 чел.

20-24

Года

20 чел.

25 -30 лет

20 чел.

1

Считаете ли вы необходимым знать правила дорожной безопасности?

Да

Нет

Не знаю

100%

85%

15%

100%

100%

65%

35%

2

Если Вы встретитесь со случаями ДТП, куда обратитесь?

-ОМВД

-ОГИБДД

-Общественный совет при ОМВД России

70%

30%

75%

25%

100%

100%

100%

3

Из каких источников хотели бы получать информацию о правилах дорожной безопасности?

-специальные уроки в школе;

- консультации сотрудников ОГИБДД;

-специалисты ОМВД;

-средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы, вестники, книги по возрасту).

15%

25%

85%

20%

10%

27%

70%

37%

100%

41%

100%

100%

4

Достаточно ли специальной литературы по изучению правил дорожной безопасности?

Имеется

Имеется недостаточно

10%

90%

15%

855

5%

95%

100%

100%

Приложение № 3.1

Книжки-малышки по правилам дорожной безопасности

«Помогайки обучают»

Книжка – малышка «Изучаем правила юного пешехода» из серии

«Помогайки обучают!»

Книжка-малышка «Изучаем правила юного пассажира» из серии

«Помогайки обучают!»

Приложение № 3.2

Рецензия руководителя проекта С.В.Дубаковой на исследовательский проект «Профилактика гибели и травматизма детей в дорожно-транспортных происшествиях» Махнёвой Полины, Терентьевой Варвары учащихся 8 класса МБОУ СОШ № 6

Приложение № 3.3

Рецензия инспектора по пропаганде ПДД старшего лейтенанта ОМВД ОГИБДД России по городу Сухой Лог Т.Н.Смирновой на исследовательский проект «Профилактика гибели и травматизма детей в дорожно-транспортных происшествиях»

Махнёвой Полины, Терентьевой Варвары учащихся 8 класса МБОУ СОШ № 6

Приложение № 3.4

Рецензия юрисконсульта Управления образования Кабановой Ольги Анатольевны на книжки – малышки «Изучаем правила юного пешехода», «Изучаем правила юного пассажира» из серии «Помогайки обучают»

Приложение № 3.5

Отзыв-рецензия кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного права УрГЮУ Холодиловой Елены Алексеевны на книжки - малышки

«Изучаем правила юного пешехода», «Изучаем правила юного пассажира» из серии «Помогайки обучают»

Просмотров работы: 284