ЗОЖ -территория здоровья

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

ЗОЖ -территория здоровья

Кабенова С.Б. 1Коляскина Е.А. 1
1МБОУ СОШ № 6
Дубакова С.В. 1
1МБОУ СОШ № 6
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека. Здоровые дети - это основа жизни нации. Действительно, только , взрослые, могут научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

По уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - здоровье человека является высшей ценностью общества. Но здоровый образ жизни и его составляющие были многими забыты. Неправильное питание, вредные привычки (курение, алкоголь), пассивный образ жизни, наплевательское отношение к своему здоровью - все это ведет к серьезным заболеваниям. Появляется большое количество женщин детородного возраста, которые не в состоянии забеременеть; растет число детей с врожденными и хроническими заболеваниями. Но постепенно здоровый образ жизни «входит в моду» - люди начинают следить за своим здоровьем.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для разностороннего развития человека, достижения им долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

В наше время очень важно быть успешным человеком, найти свое место в жизни, необходимо хорошо учиться. Для достижения целей нужно уметь преодолевать трудности. Чтобы идти вперёд, важно обладать крепким здоровьем. Оно зависит и от правильного питания. Одним из компонентов правильного питания является получение необходимых организму витаминов.

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь или приходит старость, мы начинаем думать о беспечно прожитых годах.  Мы говорим друг другу стандартный набор пожеланий: "Здоровья! Счастья! Долгих лет! Удачи!" И тут же забываем о них. А здоровье - это сокровище, которое нужно беречь ежедневно. Очень часто с экрана телевизора, в средствах массовой информации мы слышим выражение «Я веду здоровый образ жизни», «Необходимо приобщать к здоровому образу жизни», «Чтобы увеличить среднюю продолжительность жизни необходимо приобщать людей к здоровому образу жизни».  Но что же все таки заключает в себе это понятие, как современный школьник оценивает его  и придерживается ли он правил ЗОЖ и посвящен наш проект.

Актуальность проекта. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в подростковой и молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения.

Как ни банально это звучит, но от того, насколько здорова наша молодёжь зависит будущее России. Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.

Именно в период школьной жизни у детей  формируются их пищевые привычки, отношение к двигательному режиму, когда еще можно предотвратить многие факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний. С одной стороны, детский возраст – это время поиска независимости, первых ошибок, с другой стороны – это время готовности человека к обучению и восприятию полезных советов.

Каждому  школьнику необходимо быть не только теоретически подготовленным в области рационального питания, и в области спорта,  в области борьбы с вредными привычками, но и на практике следовать правилам здорового образа жизни, то есть «Иметь привычку здорового образа жизни».

Данный проект   создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью. Направлен на укрепление здоровья детей. Проект углубляет у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье, на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.

Проблема исследования. Нужно ли вести здоровый образ жизни?

Объект исследования. Составляющие здорового образа жизни

рассмотреть здоровье как важнейшую ценность и потребность человека.

Предмет исследования. Здоровый образ жизни обучающихся МБОУ СОШ № 6.

Гипотеза исследования. Подростки могут  грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически, нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Цель исследования. Рассмотреть понятие здоровый образ жизни, выяснить почему здоровый образ жизни это важно.

Для решения цели были поставлены задачи:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2.Определить, что входит в понятие здоровый образ жизни.

3.Провести социологическое исследование среди обучающихся школы.

4.Провести экспериментальное исследование по выявлению витамина С в продуктах питания.

5.Дать рекомендации по соблюдению здорового образа жизни.

внедрение инновационных технологий по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни

Методы исследования: анкетирование, анализ, сравнение, наблюдение, практическая работа, обработка материала.

Глава 1. Теоретические аспекты здорового образа жизни

1.1. От чего зависит здоровье человека

Здоровье человека зависит от наследственности. Физическое здоровье будущих детей формируется сегодня через образ жизни их будущих родителей - сегодняшних школьников.

20% нашего здоровья зависит от наследственности - цифра хорошая, и кажется, что на неё невозможно повлиять - одному дано, а другому нет. Но это только первый взгляд. Конечно, мы не в силах повлиять на собственную нынешнюю наследственность, но на наследственность своих детей, внуков мы можем повлиять, сделать её намного лучше.

Состояние здоровья зависит от экологии. 20% нашего здоровья зависит от экологической обстановки. И 10% от медицины. Но и на эту цифру люди оказывают влияние. Кто загрязняет свою среду обитания, как не сам человек своей неразумной деятельностью, потом пожинает плоды "плохой экологии". Давайте откажемся от промышленности, автомобилей - явных источников загрязнения и отравления окружающей среды нашего жизненного пространства [2, с.102 ].

А начнём чистку с самих себя. Живём самотёком, следить за своим здоровьем не желаем, а когда заболеем - едим таблетки, которые "здравоохранения" предписывает в этих случаях. Миллионы тонн всевозможных лекарств выпускают фармацевтические фабрики, а люди их исправно потребляют. Недавно обнаружили, что подземные питьевые источники в курортах Альп отравлены... тридцатью видами наиболее распространённых лекарств.

Оказалось, что лекарства, пройдя через организм, не расщепляется, а сохраняет свои лечебные свойства. Вместе с мочой оно попадает в сточные воды, а далее... смешивается с подземными питьевыми водами и накапливается в них. Употребления такой "питьевой воды", даже купания в ней (особенно маленьких детей) приводит к аллергии и прочим недомоганиям.

Антибиотики, успокаивающие, сердечные, и прочие лекарства повторно "бомбардируют" организм человека. Увы, но это факт: человечество отравило питьевую воду. Более того, вредные микроорганизмы, постоянно пребывая в лекарственной среде, приспосабливаются к ней и делаются устойчивей к воздействию лекарств. Так появляются такие вирусы, грибки, микробы и прочая гадость, против которой современные лекарства бессильны. Требуются другие, более мощные. Чтобы остановить эту ненужную и бесполезную гонку, перестать отравлять окружающую среду - лечитесь сами с помощью естественных средств.

За счёт правильной организации своей жизни человек может сам справиться с любым заболеванием [2, с.103 ].

Выводы.Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья. Здоровый образ жизни - общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей. О чем мы рассказываем в следующем параграфе.

1.2.Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни - это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. Если спросить у неподготовленного человека, что такое здоровый образ жизни, он ответит, что это, как минимум, физические упражнения. И это будет правильный ответ, но не полный. Здоровый образ жизни включает в себя гораздо больше понятий.

Основные компоненты здорового образа жизни:

умеренное и сбалансированное питание; закаливание; соблюдение личной гигиены; отказ от вредных привычек; правильно поставленный режим труда и отдыха; прогулки на свежем воздухе; достаточная двигательная активность; позитивное восприятие окружающего мира; культура половой жизни [5, с.6 ].

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Формирование здорового образа жизни осуществляется на трёх уровнях:

- социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

- личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет).

Здоровье каждого человека зависит от четырех факторов:

- биологические факторы (наследственность);

- окружающая среда (природная, техногенная, социальная);

- служба здоровья;

- индивидуальный образ жизни[5 с.7].

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

Правильное питание - это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Питаться правильно - значит, получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека [5, с.8].

Первым делом нужно начать соблюдать несколько нехитрых правил.

Первое правило:

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% из жиров, на 50-55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

Второе правило:

Пища плохо усваивается:

-когда нет чувства голода;

- при сильной усталости;

- при болезни;

- при отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности;

- перед началом тяжёлой физической работы;

- при перегреве или сильном ознобе;

- когда торопитесь;

- перед тем, как сесть за руль.

Третье правило:

Ни какую пищу нельзя запивать. Есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.

Культура питания - это и оптимальное количество пищи, а не только поведение за столом. Главное правило - это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма.

Здоровое питание - это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса [3, с.11 ].

Основные принципы рационального питания: умеренность; сбалансированность; четырехразовый приём пищи; разнообразие;биологическая полноценность.

Изменить рацион в пользу овощей, фруктов, тушенных или запеченных продуктов и хлеба из муки грубого помола. Перестать питаться бутербродами. Фастфуд полностью исключается, нужно пить 1,5 литра чистой воды ежедневно и больше есть в первую половину дня. Полностью отказываться от привычных продуктов не стоит. Если они вредны, то сначала нужно ограничить их количество, а потом постепенно исключить такую еду из рациона.

Процедуры закаливания действуют весьма короткое время, поэтому их стоит проводить регулярно.

Закаливание - испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

Самыми оптимальными способами закаливания являются растирания холодной водой, контрастный душ, солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом, физическими упражнениями и купаниями в прохладной воде. Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам. Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевание (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. [3, с.12 ].

Личная гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожи. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. Вследствие регулярного выделения железами кожи пота и жира в совокупности с внешними загрязнениями создаётся благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов и развития заболеваний.

Немаловажным компонентом здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. У здорового человека их вообще изначально быть не должно. Но если они есть, то нужно обязательно от них избавиться. К вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя. Хотя в наше время эти привычки врачи-наркологи классифицируют, как наркоманию.

Курение крайне вредно для организма, поскольку вызывает заболевания лёгких, сердечно-сосудистой системы, неблагоприятно влияет на репродуктивную функцию женщин и мужчин. У курящих людей гораздо больше риска заболеть онкологическими заболеваниями, причём не только лёгких, но и других органов. Курение играет провоцирующую роль при возникновении язвы желудка, инфаркта миокарда. Из всего сказанного можно сделать вывод, что курение укорачивает человеческую жизнь и никак не способствует здоровому образу жизни.

Алкоголь также пагубно влияет на организм человека. Он приводит к патологии печени, вплоть до развития цирроза, приводит к дистрофическим процессам сердечной мышцы, пагубно влияет на головной мозг, разрушая нервные клетки и приводя к деградации личности [3, с.13 ].

Особенно опасны вредные привычки для будущего поколения, поскольку вызывают мутации, и вследствие этого курящие и пьющие родители не могут воспроизвести здоровое потомство.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм, как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых. Чередование видов работы, сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Здоровый сон. Удивительно, но сон является важнейшей частью нашей жизни. Спать нужно не меньше восьми часов в сутки в комфортных условиях. Иначе происходит расходование организмом резервной энергии, которая накапливается в нас для защиты от стрессов и решения экстремальных ситуаций.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Физическая нагрузка. Решив вести здоровый образ жизни, нет необходимости сразу бежать в спортзал и подвергать себя изнуряющим тренировкам. Медики полагают, что для поддержания хорошей физической формы достаточно 20-30 минут активных физических упражнений, улучшающих поступление кислорода в организм не менее трех раз в неделю и укрепляющие мышцы упражнения не менее 2 раз в неделю. Если это по каким-либо причинам невозможно, то для поддержания здоровья ежедневно достаточно 30 минут умеренной или выраженной физической активности (не обязательно непрерывной) не менее 5 дней в неделю. В тех случаях, когда пациент имел в виду разных причин низкую двигательную активность, она должна повышаться постепенно. Перед ее началом желательна консультация врача. Наиболее удобно начинать с ходьбы или плавания в комфортных условиях (в удовольствие, а не "через силу"). По мере адаптации к таким нагрузкам и укрепления мышц, возможно дозированное повышение физической активности. Начинать нужно с малого: подниматься пешком на свой этаж, заменить поездки на транспорте пешими перемещениями, подольше гулять. Потом прогулки по парку можно трансформировать в пробежки и добавить бассейн или тренажерный зал [3, с.15 ].

Для особо активных людей рекомендуются так называемые аэробные нагрузки - тренировки на определённой достаточно высокой частоте пульса. К ним относятся: бег, спортивная ходьба, плавание, танцы. Достаточно заниматься такими упражнениями 3 раза в неделю, чтобы держать своё тело в тонусе и тренировать сердечно-сосудистую систему. И о лишнем весе можно не вспоминать.

Стрессоустойчивость. Позитивное мышление - это умение сознательно принимать любые изменения в своей жизни. И реагировать на них не на уровне инстинктов или выдавая ту реакцию, которая принята в вашем окружении. А делая свой выбор, каким образом будет восприниматься то или иное событие.

Многие видят во всем лишь один сплошной негатив - все в жизни как-то не так, все плохо. Позитивный настрой влияет на результат любого дела. Наше счастье зависит только от нас. От того, как мы воспринимаем то или иное событие. Реальность для каждого человека является субъективной. Человек трактует любое событие так, как считает нужным.

Как верно подметил один человек - позитивное мышление рождает позитивную реальность. Так что нужно больше гулять, встречаться с друзьями, ходить в кино, можно завести новые интересные знакомства, записаться на уроки танго, найти новое хобби или начать учить иностранный язык .

Вывод: Из выше изложенного видно, что здоровый образ жизни играет важную роль в здоровье человека. В настоящее время надо молодому поколению формировать здоровый образ жизни и учиться соблюдать его критерии.

1.3. Польза витаминов для человека

Витамины делятся на две основные группы: водорастворимые и жирорастворимые. Выделяют также группу витамино-подобных соединений. Витамины условно обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, H, K и т. д. (См.приложение № 2.3).

Витамин А (Ретинол) — необходим для нормального роста и развития организма. Участвует в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура, влияет на состояние кожных покровов, слизистых оболочек, обеспечивая их защиту. Способствует синтезу белков, обмену липидов, поддерживает процессы роста, повышает устойчивость к инфекциям [4,с.94].

Витамин В1 (Тиамин) – играет большую роль в функционировании органов пищеварения и центральной нервной системы (ЦНС), а также играет ключевую роль в обмене углеводов.

Витамин В2 (Рибофлавин) — играет большую роль в углеводном, белковом и жировом обмене, процессах тканевого дыхания, способствует выработке энергии в организме. Также рибофлавин обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, пищеварительной системы, органов зрения, кроветворения, поддерживает нормальное состояние кожи и слизистых.

Витамин В3 (Ниацин, Витамин PP, Никотиновая кислота) – участвует в метаболизме жиров, белков, аминокислот, пуринов (азотистых веществ), тканевом дыхании, гликогенолизе, регулирует окислительно-восстановительные процессы в организме. Ниацин необходим для функционирования пищеварительной системы, способствуя расщеплению пищи на углеводы, жиры и белки при переваривании и высвобождению энергии из пищи. Ниацин эффективно понижает уровень холестерина, нормализирует концентрацию липопротеинов крови и повышает содержание ЛПВП, обладающих антиатерогенным эффектом.

Витамин В5 (Пантотеновая кислота) – играет важную роль в формировании антител, способствует усвоению других витаминов, а также стимулирует в организме производство гормонов надпочечников, что делает его мощным средством для лечения артритов, колитов, аллергий и болезней сердечно-сосудистой системы [4, с.95 ].

Витамин В6 (Пиридоксин) — принимает участие в обмене белка и отдельных аминокислот, также жировом обмене, кроветворении, кислотообразующей функции желудка.

Витамин В9 (Фолиевая кислота, Bc, M) – принимает участие в функции кроветворения, способствует синтезу эритроцитов, активизирует использование организмом витамина В12, важны для процессов роста и развития.

Витамин В12 (Кобаламины, Цианокобаламин) — играет большую роль в кроветворении и работе центральной нервной системы, участвует в белковом обмене, предупреждает жировое перерождение печени.

Витамин D (Калициферолы). Существует много разновидностей витамина D. Самые необходимые для человека витамин D2 (эркокальциферол) и витамин D3 (холекальциферол). Они регулируют транспорт кальция и фосфатов в клетках слизистой оболочки тонкой кишки и костной ткани, участвуют в синтезе костной ткани, усиливают ее рост.

Витамин E (Токоферол). Витамин Е называют витамином «молодости и плодовитости», так как являясь мощным антиоксидантом токоферол замедляет процессы старения в организме, а также обеспечивает работу половых гонад как у женщин, так и у мужчин. Кроме того, витамин Е необходим для нормального функционирования иммунной системы, улучшает питание клеток, благоприятно влияет на периферическое кровообращение, предотвращает образование тромбов и укрепляет стенки сосудов.

Витамин К. Этот витамин называют противогеморрагическим так как он регулирует механизм свертывания крови, что оберегает человека от внутренних и внешних кровотечений при повреждениях. Именно из-за этой его функции, витамин К часто дают женщинам во время родов и новорожденным детям для предотвращения возможных кровотечений. [4, с.96 ].

Витамин С (Аскорбиновая кислота) – принимает участие во всех видах обмена веществ, активизирует действие некоторых гормонов и ферментов, регулирует окислительно-восстановительные процессы, способствует росту клеток и тканей, повышает устойчивость организма к вредным факторам внешней среды, особенно к инфекционным агентам. Влияет на состояние проницаемости стенок сосудов, регенерацию и заживление тканей. Участвует в процессе всасывания железа в кишечнике, обмене холестерина и гормонов коры надпочечников.

Вывод: отсюда видно, что витамины делятся на две основные группы: водорастворимые и жирорастворимые. Необходимо наблюдать за уровнем витаминов в своем организме и постоянно питать организм нужными витаминами.

Глава 2. Практические аспекты содержания работы

2.1. Исследование по выявлению Здорового образа жизни у обучающихся

МБОУ СОШ № 6,г.о. Сухой Лог

Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Недостаточная двигательная активность детей и подростков связанна с большой загруженностью учебной работой. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся. Вследствие этого у детей развивается весь комплекс нарушений здоровья, который принято обозначать как гиподинамию. Полученные данные убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья детей во многом обусловлено их собственным отношением к нему. Вот мы в своем проекте решили узнать, как относятся к своему здоровью ученики нашей школы. Было проведено исследование в ходе которого участвовали 60 обучающихся

Цель исследования: В ходе исследования уровня здоровья обучающихся установить от чего зависит их здоровье.

Задачи:

Провести теоретическое исследование по данному вопросу.

Сделать полезные выводы для себя.

Для самооценки обучающимися своего уровня здоровья составлена анкета из 6 вопросов. (См. приложение № 2.2)

В анкетирование приняли участие обучающиеся 5-9 классов, 60 человек.

Из числа опрошенных: мальчиков – 40 – 70%; девочек –20-30%.

На вопрос 1 «Факторы, определяющие здоровье»большинство опрошенных на первое место фактором, определяющим здоровье поставили наследственность – 30 человек - 50% на второе место – экологию – 20 человека - 40% и только на третье место образ жизни – 7 человек – 7%, на четвертое место медицину – 2 человека - 3 %.Здоровье человека определяется именно образом жизни, который он ведет, условиями труда, питания, привычками. Многочисленные статистические данные по исследованию физического здоровья человека показывают, что среди них 10-15 % относятся к организации здравоохранения, 10-20% к природным условиям, 18-25% к наследственности, и 50-52% к образу жизни.

На вопрос 2 «Ваши Жизненные приоритеты» большинство опрошенных на первое место в своих жизненных приоритетах поставили:

- материальный достаток – 30 человек из числа опрошенных –50%;

- на второе место – семью – 14 человек – 23 %;

- на третье место – учебу – 6 человек – 17%;

- на четвертое место – интересное занятие (хобби) – 4 человек - 13 %;

- на пятое место – отдых и развлечение –3 человек а– 10%;

- на шестое место здоровье – 12 человека – 7 %.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, то есть должно стать первейшей потребностью.

На вопрос 3 «Откуда получаете информацию о ЗОЖ?».Информацию о ЗОЖ получают респонденты в первую очередь – от учителя - 30 человек – 50 %, во вторую очередь в семье - 21 человек – 37 %, в третью - от друзей – 9 человека – 13%.

На вопрос 4 «Факторы, положительно влияющие на здоровье». На данный вопрос отношение к факторам, положительно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом:

- на первое место большинство поставили - полноценный сон –17 человека – 33%;

- на второе - физическую культуру– 19 человек –30 %;

- на четвертое - рациональное питание– 15 человек – 17 %;

- на пятое – гигиену – 14 человек –13 %;

- на шестое психическое благополучие –– 12 человека – 7 %.

Современное понятие здорового образа жизни включает в себя следующие составляющие - оптимальный двигательный режим;- рациональное питание;- личная гигиена;- положительные эмоции.

На вопрос 5 «Факторы, отрицательно влияющие на здоровье» мы получили, чтоотношение к факторам, отрицательно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом:

- на первое место большинство поставили – вредные привычки - 29 человек -63%;

- на второе – недостаток движений 18 человек – 27%;

- на третье – несоблюдение гигиенических требований – 13 человека - 10%.

Пристрастие к вредным привычкам алкоголю и курению вредить как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей. Участвующие, в опросе поставив на первое место соответственно курение и употребление алкоголя, считают, что эти факторы отрицательно влияют на здоровье человека в первую очередь.

На вопрос 6 «Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем» респонденты на первое место фактором мешающим заниматься своим здоровьем большинство участвующих в опросе поставили – лень – 22 человек -40 %, на второе место – недостаток времени -20 человек -33%, на третье место- отсутствие интереса 18 человека -27 %.

Молодые люди, относительно здоровы, поэтому о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении). Ответ на вопрос показывает, как относится респондент к собственному здоровью. Вторым немаловажным фактором считают - недостаток времени и это оправданно, последнее время 9-ки очень загружены умственной работой в связи с экзаменами.

Выводы: проведенное исследование свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсутствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья. Отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма, не позволяет построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности). Низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность. Низкий уровень знаний о здоровом образе жизни.

2.2.Исследование по выявлению у обучающихся МБОУ СОШ № 6 соблюдения здорового образа жизни

Анкетирование проводилось 20 мая 2021 года. В опросе приняли   участие 38 человек (17мальчиков и 21 девочка) в возрасте 13 - 16 лет.

            Целью анкетирования было выявление того, как обучающиеся понимают ценность здорового образа жизни и в какой степени они могут противостоять вредным привычкам.

            Отношение  к здоровому питанию оставляет желать лучшего.

Только 19 человек (50%) завтракают дома. 23 человека (60%) обедают в школе, 15человек(40%) обедают дома. Лишь 10 человек (25%) из тех, кто завтракает, утром едят кашу, молоко (чай), остальные предпочитают бутерброды с кофе. 20 человек (52%) любят выпечку, шоколад. Отдают предпочтение фруктам и овощам 22 человека (57%). (См. приложение № 2.2)

            Пробовали алкогольные напитки хотя бы однажды 15 человек (39%), пробовали энергетические напитки 8 человек (20%). Употребляют спиртные напитки сейчас 4 человека (9%) : 2 человека – вино, 2 человека – пиво, причём делают это реже 1 раза в неделю. Употребляют они алкогольные напитки с друзьями на улице или на дискотеке.

Родители 2 из 4 учащихся (50%) знают об употреблении их детьми спиртных напитков. О вреде алкоголя 35 обучающихся (91%) узнали в школе, 15 человек (39%) из СМИ, 10 человек (26%) – от родителей.

            Пробовали курить 15 человек (39%), курят сейчас 5 человек (13%), причем 3 из них – каждый день, 2 – реже. Родители тех, кто курит ежедневно, знают об этом, причём в этих семьях курят и сами родители. 13 человек ( 37%) считают, что подростки начинают курить, чтобы почувствовать себя взрослыми, 6 человек (17%) – чтобы не выделяться из компании, 20 человек (46%) - чтобы уйти от проблем.

            Большинство обучающихся (32 человека, 83%) занимаются полезной досуговой деятельностью (посещают кружки, секции). Большая часть их занимается спортом.

            У 10 человек (26%) наблюдается склонность к компьютерной зависимости.

Соблюдают гигиену (чистят зубы, моют руки перед едой) все опрошенные, а делают зарядку по утрам всего 12 человек (31%).

            Считают себя здоровыми 29 человек (75%),остальные обучающиеся испытывают те или иные недомогания. У 7 человек (18%) имеются хронические заболевания.

            Все обучающиеся совершенно правильно определили слагаемые здорового образа жизни: отсутствие вредных привычек, соблюдение режима дня, правильное питание, наличие хобби, занятия спортом. В основном все опрошенные ориентированы на выбор здорового образа жизни.

            Однако вызывает тревогу то , что отдельные обучающиеся всё же подвержены вредным привычкам : употреблению спиртных напитков, курению, нарушению режима

дня и питания, склонности к компьютерной зависимости, отсутствию полезной досуговой

деятельности.

            Вывод: активизировать работу с детьми по мотивационно – ценностному ориентированию на формирование здорового образа жизни.

2.3. Исследование по выявлению классификации и свойств витаминов

Экспериментальное исследование содержания витамина С в некоторых продуктах

От латинского слово «жизнь» образовалось название вещества, которое является необходимым для жизни человека и животных. Это витамин. Слово «витамин» состоит из двух частей: «вита» - жизнь и «амин» - жизненный (жизненно важный амин), хотя присутствие амина не обязательно, но в названии оно сохранилось.

В 1911-1912 гг. польский ученый Казимир Функ выделил препарат из отрубей и назвал его витамином.С этого времени началось интенсивное изучение витаминов.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D, E, F, P и т.д. В настоящее время большинство витаминов выделено в чистом виде или синтезировано и их применяют в качестве лекарственных препаратов.

Мы решили подробно изучить классификацию витаминов. Для этого мы встретились с школьным фельдшером. Она нам рассказала о группах витаминов, также мы поработали с трудами известных врачей и получили следующую таблицу по классификации витаминов. (См. приложение №2.3,2.4,2.5)

Мы провели экспериментальное исследование по содержанию витамина С в продуктах питания.

Мы опытным путем установили наличие витамина С в продуктах питания.

Опыт 1. Обнаружение витамина С во фруктовом соке.

Цель:определить наличие витамина С в домашнем яблочном соке,

свежевыжатом соке апельсина, покупном соке «Мультифрукт».

Оборудование: пробирка, яблочный сок, Н2О, крахмальный клейстер, 5%-ный раствор йода.

Ход работы:в пробирку налили 2 мл яблочного сока и добавили 2 мл воды.

Затем добавили 1 мл крахмального клейстера, после по каплям добавляем 5%-ый раствор йода до появления устойчивого цвета.

Вывод:так как содержимое пробирки окрасилось в синий цвет, то можем утверждать, что в яблочном соке (во всех видах) присутствует витамин С.

Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом, как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Кроме того, в ходе эксперимента мы увидели, что для окрашивания свежевыжатого апельсинового сока потребовалось меньшее количество капель йода, чем для двух других образцов. То есть, в апельсиновом соке самая большая концентрация витамина С. (См. приложение №2.6)

Опыт 2. Наблюдения за растворимостью витаминов С , В1, В3,В6.

Цель: провести наблюдения за растворимостью витаминов разных групп с целью правильного их применения.

Оборудование:2 пробирки, порошок аскорбиновой кислоты, вода, витамин В1,В3,В6.

Ход работы: в первую пробирку налили воды 10мл, добавили 1 паковку порошка аскорбиновой кислоты, во вторую пробирку положили В1,В3,В6.

Вывод: Витамин С (порошок аскорбиновой кислоты), В1,В3,В6 растворился в воде. Значит витамин может распространяться в человеческом организме с обычной жидкостью. Человеческий организм не может сам вырабатывать витамин С и накапливать его, следовательно очень важно включать в каждодневный рацион как можно больше продуктов питания, которые содержат витамин С.

Опыт 3. Наблюдения за растворимостью витамина А.

Цель: провести наблюдение за растворимостью витамина А с целью правильного их применения

Оборудование: 1 пробирка, вода, гранулы витамина А.

Ход работы: в пробирку налили воды 10мл, добавили гранулы витамина А.

Вывод: Витамин А (в гранулах)растворился в воде, после того, как мы помешали воду, образовав на поверхности воды пленку с маслеными жирными кружочками. Таким образом, витамин А лучше усваивается с жиром (маслом) и не растворим в воде. (См. приложение №2.6)

Вывод: витамины делятся на две группы: водорастворимые и жирорастворимые (А,Д,Е,К) .

2.4. Советы для школьников по ведению здорового образа жизни

Мы, изучили проблему формирования здорового образа жизни у детей и подростков, поэтому предлагаем соблюдать следующие советы:

1)Здоровый сон. Многие из нас испытывает недостаток сна - вечером после работы всегда находится масса срочных дел, а с утра надо вскакивать и бежать на работу. Сон сводится к минимуму, позволяющему хоть как-то проживать день, не «отключаясь». Приучите себя засыпать и просыпаться в одно и то же время и старайтесь следовать этому графику. При этом сон должен составлять не менее 8 часов подряд.

Помните, что полноценно функционировать может только хорошо отдохнувший организм. Желательно ложиться до полуночи - это физиологичнее, чем спать с трех часов ночи до двенадцати дня.

2)Физическая активность. Ежедневно подросток должен проходить, как минимум пять километров - столько необходимо для нормальной работы позвоночника, который получает питание только во время движения. Не говоря уже о прочих органах и системах, которым жизненно важна Ваша активность.

Помимо того, что прогулка в умеренно быстром темпе - идеальный способ сжечь жиры, такое движение еще и отлично тренирует ваше сердце, сосуды и общую выносливость [12].

3)Творческая реализация и комфорт. Это означает, что ваша школа, а в будущем работа должна не только раскрывать ваш внутренний потенциал, но и нравиться вам, находиться в удобном месте, вас должно устраивать ваше окружение, класс, офис, рабочий стол. Счастливый человек утром просыпается с радостью оттого, что ему предстоит весь день заниматься любимым делом. Стресс школе, на работе, где мы проводим большую часть своего времени, - сильнейший провокатор самых различных заболеваний.

4)Спокойная обстановка дома. Мой дом - моя крепость. Это выражение придумано не зря. Для того чтобы сохранить здоровую нервную систему, человеку должно быть комфортно дома. Если вы не хотите вечером идти домой, с неприязнью думаете о необходимости общаться с домочадцами - надо что-то менять!

5)Правильная реакция на стресс. Во время стресса включаются нейрогуморальные механизмы, в частности, происходит неконтролируемый выброс адреналина и других биологически активных веществ в кровь, что, в свою очередь, вызывает спазм сосудов, и, как следствие, - ухудшение кровоснабжения всех органов.

6)Гигиена тела и окружающей среды. В здоровом теле - здоровый дух! Не будем подробно расписывать вам пользу контрастного душа, ежедневных гигиенических процедур, использования натуральных материалов в офисе и дома.

Просто не забывайте о том, что наше тело - это именно тот сосуд, в котором наше «я» будет жить столько, сколько это тело позволит. Поэтому есть смысл заботиться о нем соответственно. Равно как и о том, что его окружает - о воздухе в вашем доме, о продуктах на вашем столе, об одежде, которую носите вы и ваши дети [14 ].

7)Отсутствие вредных привычек. Курение, алкоголизм, наркотики крайне пагубно влияют на состояние здоровья - вы об этом отлично знаете. Осталось только бросить курить и не увлекаться алкоголем и стимуляторами.

8)Забота об иммунитете. Вы можете укрепить свой иммунитет - начните с простых закаливающих процедур, постепенно усложняя их. Важно понимать, что закаливание на фоне нездорового образа жизни - бессмысленная трата времени. Здесь необходим комплексный подход.

9)Рациональное питание. Каждый понимает под этим термином что-то свое. В целом же медики считают рациональным питанием такое, при котором организм получает все необходимые витамины, минералы и питательные вещества в сбалансированных пропорциях. Обычно это 50% углеводов, 20% белков и 30% жиров, но в разных теориях эти цифры различны.

10)Здоровые семейные традицииВведите новое «семейное» правило: в свободное время не лежать на диване или сидеть за компьютером, а гулять на природе, кататься на велосипеде, проводить досуг активно - плавать в бассейне и открытых водоемах, использовать любую возможность для активного отдыха. Благодарностью вам станет крепкое здоровье - Ваше и Вашей семьи[15 ].

Мы предлагаем к публичному просмотру наш видеоролик по правилам здорового образа жизни «Витамины – спутники здоровья». Просмотрев который будет понятно как можно сохранить своё здоровье, формируя у себя здоровый образ жизни. См. приложение №3.

Заключение

Итак, можно сделать следующие выводы:

1)Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

2) Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

   3)Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации школьника, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются школьниками как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

4)Изучив информацию о влиянии витаминов на организм, мы поняли, что: витамины играют очень важную роль в жизни человека. Включение витаминов в питание – обязательно.Недостаточность витаминов или их полное отсутствие, могут не только неблагоприятно воздействовать на организм человека, но и приводить к развитию тяжелых заболеваний. Действие витаминов специфично. Один витамин нельзя заменить другим.Пищевой рацион, богатый витаминами, полезен каждому больному. Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.

5)Познакомились с основными группами витаминов, узнали их свойства,

практическим путем установил наличие витаминов в продуктах питания, доказали, что есть водорастворимые витамины и жирорастворимые.

Данное исследование позволяет приблизиться к решению проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся. Выполненная работа помогла нам узнать критерии здорового образа жизни, составить классификацию витаминов, провести эксперименты с витаминами С,В,А и доказать, что они бывают водорастворимые и жирорастворимые, разработать видеоролик «Витамины – спутники здоровья», советы по формированию здорового образа жизни.

Подтвердила связь объекта и предмета исследования. Исследование помогло отобрать методы научного исследования, оптимальные в смысле получения необходимой информации.

Мы, убедились, что творческий элемент системного характера по формированию здорового образа жизни заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем..

Велика практическая значимость исследовательского проекта, так как материалы исследования, рекомендации, которые мы разработали могут быть использованы учениками, учителями на уроках ОБЖ, биологии, классных часах, минутках безопасности по проблеме личной безопасности. Выводы наши могут быть полезны в сфере здравоохранения.

Работа может представлять интерес для родителей, которые могут с помощью нашего видео ознакомить своих детей с понятием здоровье, здоровый образ жизни. Своей работой мы хотели привлечь внимание одноклассников к данной проблеме.

Думаем, что полученные нами знания позволят нам правильно действовать в жизни.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы хотим понаблюдать за влиянием витаминов на наше здоровье. Будем следить за своей работоспособностью, настроением, здоровьем. Проведем беседы с обучающимися о здоровом образе жизни и рациональном питании

Мы, считаем, что тема актуальна, цель нашего исследования достигнута.

Список используемой литературы

Книги, статьи, материалы конференций и семинаров

1.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. [Текст] под редакцией Бальсевич - М.: Физкультура и спорт, 2017.

2.Сухорукова Л.Н. учебник биологии «Человек и культура здоровья» [Текст]под редакцией Сухорукова Л.Н. - М. «Просвещение»,2016 г.,160 стр.

3.Столяров В.И., И.М.Быховская, Л.И.Лубышева. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) [Текст] //Теория и практика физической культуры. - 2014.- № 5.- С. 11.

4.Соловьёв Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учебное пособие. Ч. 1 и 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2017

5.Лях В.И. Силовые способности школьников [Текст] / Физическая культура в школе. -2015.-№ 1.-С. 6.

7.Любомирский Л.Е., Мейксон Б. Методика физического воспитания школьников [Текст] / под ред. Любмирский Л.Е.,Мейксон Б..- М.: Просвещение, 2017.

8.Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры[Текст] / под ред. проф.Кофман Л.Б. - М.: Физкультура и спорт, 2015.

9.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. [Текст] под ред. Фомина Н.А., Вавилова Ю.Н. - М.: Физкультура и спорт, 2016

Электронные издания

10. https://multiurok.ru/files/itogovyi-proekt-uchenika.html

11. https://infourok.ru/

12. https://pandia.ru/text/78/389/78493.php

13.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizn

14. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/3064/

15. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Витамины

16. https://foxford.ru/wiki/biologiya/vitaminy-v-organizme-cheloveka

17. https://vitaminux.ru/vitaminy-baza-znanij/o-vitaminax.html

Приложение № 1

Словарь терминов

Витами́ны -группа органическихсоединений разнообразной химической природы, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи (в общем случае — из окружающей среды). Автотрофные организмы также нуждаются в витаминах, получая их либо путём синтеза, либо из окружающей среды.

Двигательная активность человека — одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, его естественная потребность.

Здоровье –  состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровый образ жизни -  образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Ли́чная гигиéна (индивидуáльная) — раздел гигиены, в котором изучают вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в личной жизни и деятельности, разрабатывают и проводят мероприятия гигиенического воспитания, пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры.

Микроэлементы – это химические элементы, необходимые для протекания жизненно важных процессов в живых организмах и содержащиеся в них в очень небольших количествах (менее 0,001%). Несмотря на ничтожное содержание они крайне необходимы растениям.

Переутомление – состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека.

Утомление — это усталость, всеобщее истощение организма, а переутомление — это стадия длительного утомления.

Рациональное питание 

это питание человека, которое учитывает его физиологические потребности в энергетической ценности, полезных питательных веществах (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, микроэлементы, другие полезные вещества) основываясь на данных о возрасте, заболеваниях, физической активности, занятости, окружающей среде.

Сон  - периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущее млекопитающимптицамрыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым и головоногим моллюскам.

Физическая нагрузка –  это двигательная активность человека, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.

Приложение № 2.1

Исследование по выявлению у обучающихся МБОУ СОШ № 6 представлений о понятии здоровый образ жизни

Диаграмма № 1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Диаграмма № 4

Диаграмма №5

Диаграмма № 6

Приложение № 2.2

Исследование по выявлению Здорового Образа Жизни у обучающихся

МБОУ СОШ № 6

Вопросы анкеты

Вопрос 1. Факторы, определяющие здоровье:

1.1. экология

1.2. наследственность

1.3. образ жизни

1.4. медицина

Вопрос 2. Жизненные приоритеты:

2.1. учеба

2.2. семья

2.3. интересная работа

2.4. здоровье

2.5. материальный достаток

2.6. отдых и развлечения

Ответ на вопрос 2 показывает, какое место в иерархии потребностей человека занимает здоровье.

Вопрос 3. Получаете информацию о ЗОЖ:

3.1. от друзей

3.2. в семье

3.3. от учителя

Для установления вопроса, от кого учащийся получает информация о ЗОЖ.

Вопрос 4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:

4.1. физическая культура

4.2. гигиена

4.4. рациональное питание

4.5. полноценный сон

4.6. оздоровительный отдых

4.3. психическое благополучие

Распределение факторов по местам показывает, какие из них, по мнению отвечающего, будут наиболее важными в обеспечении сохранения и укрепление здоровья.

Вопрос 5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

5.1. Вредные привычки( курение, алкоголь)

5.2. недостаток движений

5.4. дефицит времени

5.5. отсутствие интереса к здоровью

5.6.физическое перенапряжение

5.7. несоблюдение гигиенических требований

5.8. неполноценный сон

Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем.

Допишите свои факторы.

Приложение № 2.2

Диаграмма по выявлению Здорового образа жизни обучающихся

МБОУ СОШ № 6

Диаграмма № 7

Диаграмма №8

Диаграмма № 9

Диаграмма №10

Диаграмма №11

Диаграмма №12

Приложение № 2.3.

Классификация витаминов по растворимости

Таблица № 1

Приложение № 2.4

Классификация витаминов

Таблица № 2

Новая номен-

клатура

Прежние обозначения

Физиологическая роль

Основные пищевые источники

Суточная норма для взрослого человека, мг

Жирорастворимые витамины

Ретинол

Витамин A1, аксероф-тол, противоксерофталь-мический витамин

Входит в состав зрительного пурпура, усиливает остроту зрения при слабом освещении, укрепляет эпителиальные ткани, необходим для нормального роста

Сливочное масло, молоко,

сыр, яичный желток, печень, икра, рыбьи жиры, а также каротин растений, из которого в организме образуется витамин А

1,5-2,5

Дегидроретинол

Витамин А2

Функции те же, активность 40% от активности витамина А1

Жир печени пресноводных

рыб

Не установлена

Холекальциферол

Витамин Д3

Функции те же, активность для человека и большинства животных одинакова с витамином D2, для птиц в 30 раз выше

Молоко (немного), сливочное масло, яичный желток, значительно больше в жирах печени рыб; образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей

Та же

α-, β-, γ-токофе-

ролы

Витамин Е, противо-стерильный витамин

Предохраняет липоидные вещества клетки от окисления, при длительном недостатке у животных наблюдаются мышечная дистрофия, бесплодие

Растительные масла, салатные овощи; в животных продуктах мало

Не установлена

Водорастворимые витамины

Аскорбиновая

кислота

Витамин С, противоцинготный витамин

Участвует в образовании коллагена, в восстановлении фолиевой кислоты в кофермент и в других окисительно-восстановительных процессах

Свежие овощи, фрукты, ягоды

70-100

Биофлавоноиды

Витамины Р, капил-ляроукрепляющие витамины

Комплекс веществ, укрепляющих стенку капиллярных сосудов, — рутин, гесперидин, катехины. Активен в присутствии аскорбиновой кислоты

Цитрусовые, чёрная смородина, плоды шиповника, черноплодной рябины, чай (особенно зелёный)

50-100

Тиамин

Витамин В1, аневрин, противоневритический витамин

Входит в состав пируватдекарбоксилазы, расщепляющей пировиноградную

кислоту, при его отсутствии возникает В1-авитаминоз (бери-бери)

Дрожжи, печень, хлеб из муки грубого помола, гречневая и овсяная крупы

1,5-2

Никотинамид

Витамин PP, ниацинамид, противопеллагрический витамин

Входит в состав окислительно-восстановительных ферментов-дегидрогеназ

Печень, почки, мясо, дрожжи, молоко, горох, бобы

15-25

Рибофлавин

Витамин В2, лактофлавин

Входит в состав ферментов, осуществляющих транспорт водорода от дегидрогеназ к кислороду

Молочные и мясные продукты, салатные овощи

2-2,5

Пиридоксин

Витамин B6

Входит в состав ферментов, катализирующих переаминирование и декарбоксилирование аминокислот

Мясо, рыба, молоко, печень крупного рогатого скота, дрожжи и многие растительные продукты.

2-3

Пантотеновая кислота

Витамин Вз

Входит в состав кофермента А, при участии которого происходит синтез жирных кислот, стероидов, ацетилхолина и

многих других соединений

Широко распространён во всех растениях, животных тканях и микроорганизмах.

5-10

Фолиевая кислота

Групповое обозначение моно-, три- и гептаглу-таминовых кислот, витамин ВС, фолацин

Входит в состав ферментов, участвующих в синтезе пуриновых и пиримидиновых соединений, некоторых аминокислот (серина, метионина). Вместе с витамином В12 участвует в процессе кроветворения

Печень, почки, дрожжи, салатные овощи

0,1-0,5

Цианкобаламин

Витамин B12, кроветворный фактор

Входит в состав многих ферментов, участвующих в синтезе холина, креатина, нуклеиновых кислот и др. Наиболее активный противоанемический препарат

Печень, почки, меньше — мясо и молоко

0,005-0,01

Приложение № 2.5

Свойства витаминов

Витамин А

Необходим для поддержания зрения, роста и для нервной системы.

Где найти?
В печени, жирной рыбе, необезжиренных молочных продуктах(масло, сливки), цитрусовых(лимонах, апельсинах), моркови.

Витамин С

Этот витамин помогает бороться с усталостью, сопротивляться инфекциям, но, вопреки широко распространенному мнению, никак не влияет на профилактику гриппа.
Где найти?

Им богаты фрукты (особенно цитрусовые) и сырые овощи, но условии, что они СВЕЖИЕ.

Витамин D

Участвует в формировании костей и мышц.

Где найти?

В яичном желтке, печени рыбы, жирной рыбе, масле…и загорая на солнышке!

Витамин Е

Помогает бороться со строением клеток.

Где найти?

В растительном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле.

Витамин К

Позволяет избегать кровотечение.

Где находится?

В шпинате, капусте, томатах, мясе и клубнике.

Витамин В

Существует 8 витаминов этой группы:

-В1. Позволяет предупредить расстройства памяти. Содержится в цельных зерновых, сухих овощах, мясе(особенно свинине), рыбе, молочных продуктах

-В2. Сохраняет хорошее зрение. Содержится в молочных продуктах, яйцах, зерновых, грибах, макаронных изделиях и в рыбе

-В3. В больших дозах понижает содержание холестерина в крови. Содержится в тунце, лосевых, мясе птицы, лесных орехах.

-В5. Необходим для кожи и волос, стимулирует рост. Содержится в печени, почках, яйцах, рыбе молочных продуктах.

-В6. Укрепляет иммунную систему. Содержится в дрожжах, мясе, рыбе, зерновых, свежих овощах, фруктах(банан) и молоке.

-В8. Потребности организма в этом витамине удовлетворяются сбалансированным и разнообразным питанием. Содержится в мясе, желтке яйца, молочных продуктах и некоторых овощах

В9. позволяет бороться с усталостью. Содержится в зеленых овощах(спаржа, шпинат), мясе, печени и яйцах.

- В12. Поддерживает нормальную функцию нервной системы и обмен веществ. Содержится в мясе (говядина), печени и почках, морепродуктах, рыбе (форель, лосось), молочных продуктах (молоко, йогурт, сыр) и яйцах.

 

Приложение № 2.6

Документы, подтверждающие экспериментальное исследование по выявлению витаминов в некоторых продуктах

Экспериментальное исследование с натуральным яблочным, апельсиновым, «Мультифрукт» соками

     

Подготовка к эксперименту

Готовим натуральные яблочный и апельсиновый соки

Выжимаем яблочный и апельсиновый соки

     

Наливаем «Мультифрукт» сок

Добавляем 1 капли йода в яблочный сок

Добавляем 2 капли в апельсиновый сок

     

Добавляем 2 капли йода в сок «Мультифрукт»

Соки чуть поменяли свой цвет

 

Эксперимент с витаминами «А», «С», «В3,В6,В9»

     

Подготовили посуду, витамины

Высыпаем витамин «Аскорбиновая кислота» в воду

Высыпаем витамин «В1,В3,В6» в воду

     

Витамин «В1,В3,В6» в воде растворился

Высыпаем витамин «А» в воду

Витамин «А» не растворяется в воде

Приложение № 3.1

Видеоролик «Витамины – спутники здоровья»

Ссылка на видеоролик «Витамины – спутники здоровья» https://youtu.be/t9Fq6DdPIxg

Приложение № 3.2

Рецензия подросткового нарколога ГАУЗ СО «Сухоложская РБ

Надежды Геннадьевны Галиакберовой на исследовательский проект «ЗОЖ – территория здоровья» Кабеновой Самиры и Коляскиной Екатерины

обучающихся МБОУ СОШ № 6

Приложение № 3.3

Рецензия фельдшера ГАУЗ СО «Сухоложская РБ» на видеоролик «Витамины – спутники здоровья»

Просмотров работы: 3