"Мы с вами хорошо понимаем, какими бы передовыми технологиями ни был бы насыщен образовательный процесс, они никогда не смогут заменить непосредственного живого общения. Мы все люди, а не машины и не роботы. И личность учителя, его эмоции, мудрость, теплота, внимание, сила убеждений имеют колоссальное значение в интеллектуальном и нравственном становление ученика"
В.В. Путин
октябрь 20211
Введение.
А можно ли учиться с увлечением, интересом и как этот интерес поддерживать? О науке и методах обучения написаны десятки тысяч книг. Для учителя - тысячи. А для ученика? Если раньше обучение строилось на стандартных подходах и давало средние общие показатели, то теперь и нам ученикам и учителям хочется от процесса обучение - большего.
Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Школа не цирк, она не может развлекать, она не должна этого делать. Школа- труд, серьезный, долгий. В школьной программе есть предметы потруднее и полегче, и в каждом предмете есть разделы интереснее и скучнее. Школа дает знания в системе, в этом ее главная ценность, и потому она не может выбирать лишь то, что интересно: никакого учения не получится. Катастрофическая неспособность увлекаться учением, затем в будущем может и повлечь за собой неумение работать с удовольствием. Такие люди в большинстве своем несчастны. И кажется, что в работе и обучении – на первом месте долг, а лишь на втором- интерес. Полагаем, что должно быть наоборот. Живой интерес, может стимулировать успехи, поможет преодолеть трудности и падение энтузиазма.
Поэтому мы и решили исследовать эту тему “обучение с увлечением”, побыть в роли и ученика, самостоятельно изучающего предметную область и учителя, который готовит материалы для изучения всего лишь одной подтемы в науке географии.
География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку. Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.
Современная география — это сложная разветвленная система, или "древо" наук. География — единственная наука, которая объединяет разнообразные знания о природе и людях.
Цель исследования: создание интерактивных материалов для изучения географических объектов
Задачи исследования:
1. изучение, отбор и выборка географических объектов;
2. формирование базы данных географических объектов;
3. создание интерактивных материалов для изучения географических объектов;
4. тестирование интерактивных материалов у целевой аудитории.
Гипотеза: изучение географических объектов с использованием интерактивного формата помогает повысить вовлеченность учащихся в учебный процесс.
Объект исследования: применение интерактивных материалов для изучения школьных предметов.
Предмет исследования: последовательность создания интерактивных материалов для изучения географических объектов.
Глава 1. Географические объекты, виды.
Для создания интерактивных материалов в предметной области науки географии нам надо было выбрать те, объекты, которые мы хотели
изучить самостоятельно,
систематизировать,
создать обучающие материалы.
География изучает различные объекты, поэтому для нас первый шаг был, посмотреть на классификацию этих объектов.
Географические объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением (см. географическое положение) целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.
Различные географические объекты отделяются друг от друга географическими границами.
Гора - возвышение над землей поверхности с явно выраженными склоны,подошвой и вершиной,высотой более 200 м от подошвы до вершины.Высочайшая гора мира -Джомолунгма в Гималаях-8848 м.
Зали́в - часть океана,озера,моря или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но сохранившая связь с основной частью водоема. Среди заливов различаются следующие формы: бухта,губа, эстуарий,фьорд, лиман, лагуна,гавань и др.
Океан - часть мирового океана - огромная впадина земной коры,заполненная водой и ограниченная материками.Для каждого океана характерны: взаимосвязанные системы циркуляции атмосферы,определяющее климатических условий над поверхностью океана.
О́стров - участок суши (обычно естественного происхождения) в океане, море, озере или на реке, окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива. От материков острова отличаются меньшими размерами.Самым большим по площади островом принято считать Гренландию. Группа морских островов, расположенных поблизости друг от друга, называется архипелагом. Ряд небольших островов, вытянутых в одном направлении, называется грядой.
Мо́ре - часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимами, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлением водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной.
Пролив - узкая полоска, соединяющая океаны, моря и моря с океанами и разделяющая участки суши. Предельные величины пролива: длина 1760 км (Мозамбикский), ширина до 1120 км (Дрейка).
Река - естественный водный поток, текущий в выработанном им русле, питающийся за счет поверхностного и подземного стока с их бассейнов.
Озеро - компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном). Озёра являются предметом изучения науки лимнологии. Всего в мире насчитывается около 5 млн озёр.
Глава 2. Формирование базы данных географических объектов.
Самым трудным в нашей научной работе было выбрать объекты для изучения. Изначально мы хотели изучать географические объекты на примере популярных фильмов. Вот ты смотришь фильм, находишь объект (город, страну, реку и т.д.) смотришь, где она на карте и потом более подробно изучаешь характеристики.
Поскольку в основном мы ориентировались на школьников, которые скучают на уроках, то решили посмотреть объекты в очень популярных фильмах Вселенной Марвелл.
Географические объекты из фильмов
Было отобрано и систематизировано 29 объектов, но они оказались достаточно однообразными, в основном города, многие повторялись из фильма в фильм (Таблица 1 “Подборка объектов из фильмов”).
Вулканы.
Вдохновившись статьей из журнала “Думай” решили взять вулканы, один тип объектов, интересные, изученные. Поскольку вулканы располагаются в основных вулканических областях, например, в Тихом океане, они не распространены по всей карте Земли, что нам показалось будет скучным материалом для изучения.
Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся по берегам и на островных дугах Тихого океана (Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Зондские острова) и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. Девять действующих вулканов располагаются в Антарктиде.
Несколько вулканических островов находится в Индийском океане. В Атлантическом океане их только 45.
Кроме Тихоокеанской зоны, на Земле ещё есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, где есть действующие вулканы Килиманджаро в Кении и Камерун в Центральной Африке. Известны действующие вулканы в Эфиопии, Уганде, Танзании. Другая область включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран.
На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Так, например, вулкан Авачинский, расположенный недалеко от города Петропавловска-Камчатского, за последние 200 с небольшим лет извергался 16 раз. В 1994 г. он вновь стал пробуждаться.
Объекты Всемирного Наследия Юнеско
Среди множества и разнообразия географических объектов мы выбрали природные объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенные в Евразии. Мы присоединились к задаче ЮНЕСКО по популяризации объектов всемирного наследия. А также учли, что в 2021 на Всероссийской Олимпиаде Школьников по географии были вопросы по Объектам Всемирного Наследия в России, и оказалось, что эта тема не очень освоена учениками.
Проанализировали и отобрали около 50 географических объектов, 19 из них расположены в России. Поскольку мы максимально старались применять современные технологии, то систематизация информации об объектах осуществлена в Гугл Таблицах.
Объекты Всемирного Наследия Юнеско - это объекты, природные или созданные человеком, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.
Эти объекты были вынесены в отдельную группу по своей значимости с точки зрения культуры, истории и экологии. Отбор объектов и формирование базы данных было одним из основных заданий в начале нашей работы. . Для отбора объектов мы использовали несколько критериев: важность с природной и экологической точки зрения, месторасположение, вид. Поскольку основной фокус работы была география, то мы выбирали только природные объекты, расположенные в Евразии Мы не стали включать кандидатов в объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Всю информацию об объектах мы смотрели на официальном сайте природного наследия ЮНЕСКО, и дополняли информацию из других онлайн источников.
Всю собранную информацию мы объединили в Гугл Таблицах и объединили по следующим признакам.
Рисунок 1. Заголовки базы данных в Гугл Таблице.
Объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России |
||||
№ |
Название |
Описание |
Вид объекта |
Ссылки |
Графа Название - включает официальное название объекта.
Описание - собранные основные факту об объекте.
Вид объекта - вид географического объекта, например, озера, горы, скалы, котловины, все то, что мы изучили в начале работы и описали в Главе 1. “Географические объекты, виды.”
Все данные собраны в интерактивных Гугл Таблицах и представлены в приложении Таблица 2 и Таблица 3.
Глава 3. Создание интерактивных материалов для изучения географических объектов
Создание любых образовательных материалов, в том числе интерактивных должна базироваться на методах изучаемой науки. В нашем случае на методах науки География.
Если метод обучения рассматривать как «способ формирования знаний, умений и навыков учащихся», то в этом случае имеет место классификация по «источникам» приобретения знаний, умений и навыков. Авторы этой классификации (Д. О. Лордкипанидзе, Е. И. Голант, Н. М. Верзилин и другие) выделяют три группы методов обучения:
словесные (источник знаний — «слово») — рассказ учителя, беседа, объяснение, лекция, работа с книгой;
наглядные (источник знаний — «образ») — демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений и их наблюдение;
практические (источник знаний — «опыт») — упражнения устные и письменные, репродуктивные и творческие, лабораторные работы, практикумы.
Методы исследования: Данных исследовательский проект осуществляется на стыке предметной области географии и применения образовательных технологий. Из науки географии мы использовали метод описания, метод сравнения, статистический и картографический метод. А также использовали методы обучения - наглядный, словесный и практический.
Для изучения окружающей среды географы используют различные методы изучения. Часто их используют в комплексе (например, метод наблюдения тесно связан с описательным методом).
Методы географических исследований — это способы изучения объектов, явлений и процессов.
Метод описания — один из древнейших методов, который существует уже более 2 тыс. лет. В результате путешествий и полевых исследований собиралось определённое количество сведений о географических объектах, явлениях, процессах. После сбора или накопления достаточного количества информации о том или ином географическом объекте, явлении, процессе приступали к анализу этой информации, составляя подробные описания. Описание на современном этапе развития науки используется при проведении экспедиций, которые занимаются исследованием недостаточно изученных территорий земли: глубин океана, полярных областей, горных районов, а также новых растений и животных. Описательный метод в своей работе мы использовали для сбора фактических данных об объекте.
Метод наблюдения. Наблюдение можно проводить непосредственно на местности, а можно в лаборатории. Этот метод позволяет выявлять признаки наблюдаемых природных и социальных объектов и явлений. В нашей работе мы использовали ресурс Гугл Карты для осуществления наблюдения за выбранными объектами.
Статистический метод. Учёные собирают разнообразную информацию о географических и социальных объектах, о населении. На основе статистических данных могут быть составлены разнообразные карты. Статистическая информация может быть оформлена в виде таблиц, графиков, диаграмм. Статистический метод является основным, как в географической науке, так и в обучении географии в школе. Невозможно изучать географию без статистического и справочного материала, особенно экономическую и социальную. Статистический метод являлся основой для сбора данных рассматриваемых в работе географических объектов в Гугл Таблицах.
Еще один из методов изучения географии, который мы использовали в нашей работе - сравнительный метод. Этот метод является одним из старейших в географической науке. Между собой сравнивают географические объекты, процессы, явления, расположенные на разных территориях или наблюдаемый в разное время.
Сравнительно - географический метод - метод, в результате которого устанавливаются пространственные или временные различия. При сравнении обычно выполняют две операции: выявление общих черт, поиск различий. Используя сравнительный метод изучения географии нужно соблюдать следующие принципы:
возможность сравнения только одномасштабных объектов и только однопорядковых признаков объектов
необходимость сравнения сначала существенных, а затем уже второстепенных признаков
учет тех объективных условий,в которых сравниваемый объекты развивались и существуют
Все эти принципы были нами учтены при изучении объектов сравнительным способом в таблицах.
Картографический метод изучения.
Приведем цитату знаменитого ученого Николая Николаевича Баранского : “Карта - это второй язык географии”. Карта - уникальный источник информации. Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Можно изучать географические объекты и явления с помощью имеющихся карт, а можно составлять новые карты, тем самым изучая объекты и явления. Таким образом, карта может служить источником получения нового знания об объекте или явлении, так и результатом проведенных исследований.
К основным источникам географической информации относят:
путеводители;
географические карты и атласы;
справочники, учебники, энциклопедии;
космические снимки;
специальные компьютерные программы (ГИС), электронные средства обучения;
интернет ресурсы;
книги, статьи журналов и газет;
телевидение, радио.
Наглядный метод обучения мы выбрали, как способ изучения географии, который может максимально увлечь обучающихся. Наглядный метод обучения тесно связан с интерактивным подходом к обучению. Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.
Интерактивный подход - это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основой интерактивного подхода являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. В переводе с английского inter-взаимный, to act- действовать. Интерактивный - включенный в действие, взаимодействующий. Таким образом, интерактивное обучение- это диалоговое обучение.
Для использования интерактивных материалов мы пользовались Гугл Планета - программа “виртуальный глобус”, с помощью которой можно просматривать трехмерную модель Земли, аэро- и космоснимки высокого разрешения и различные слои данных.
Для создания интерактивных материалов по научной работе мы использовали общедоступные, шаблонные сайты для подготовки материалов.
Тесты были разработаны на платформе Word wall, мы выбрали те форматы, которые были наиболее интересными и игровыми с нашей точки зрения. Все управление на платформе осуществляется на английском языке, но в целом очень интуитивно и понятно. Сами вопросы можно вносить на любом языке, в том числе на русском.
Выбранные нами виды интерактивных материалов для проверки знаний школьников.
Шоу квиз (идея заключается в добавлении”игровых раундов”в обычный квиз)
Найди слова (идея заключается в том что ты находишь слова в перечне букв)
Колесо фортуны (идея заключается в том что ты крутишь это колесо и отвечаешь на выпавший вопрос)
Правда Ложь (идея заключается в том что ты должен отвечать на определенные вопросы ложь/правда)
Quizizz - платформа на русском языке для создания массовых онлайн тестов. Тест может быть использован одновременно несколькими учениками. Мы создали тест на 15 вопросов.
Мы старались делать тесты наиболее понятными для их выполнения. Надеемся, что с этой задачей мы справились.
Для обобщения всех разработанных интерактивных материалов мы использовали сервис Notion2 и создали общедоступную страницу-сайт Обучающие материалы по теме “Объекты Всемирного наследия Юнеско”, детальный снимок экрана см. приложении Рисунок 1.
Глава 4. Тестирование интерактивных материалов.
Любой созданный материал должен приносить пользу.
Мы создали два вида материалов:
обучающие - для самостоятельного изучения проверка и закрепление знаний - задания в виде тестов.
Обучающие материалы:
Наша страничка в Notion “Обучающие материалы по теме “Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО” выложена для всеобщего доступа. Она содержит последовательно изложенный обучающий материал по нашей научной работе и по теме исследования, тесты для закрепления материала, на платформе Word Wall.
Проверка и закрепление знаний:
Для осуществления текущей проверки полученных знаний, мы выбрали платформу которая называется : Quizizz.
Основная задача тестирования заключается в том чтобы проверить усвояемость нашего обучающего материала.
Вопросы для теста были выбраны максимально легкие и понятные для школьников.
Рисунок 2. Страничка тестов на Quizizz.
Вопросы в тесте были следующие:
Что вы знаете про объекты всемирного наследия ЮНЕСКО?
Какое озеро является самым большим в мире?
Какой вулкан самый высокодействующий?
В честь кого назван остров Врангеля?
Из скольки островов состоит архипелаг Командорские острова?
Из-за чего горный хребет Оглахты получил такое название?
Для чего сейчас служит Сихотэ-Алинский заповедник?
На берегу какой реки находятся Ленские столбы?
Где находится остров Афон?
Где находится Пирин?
Где находится Хортобадь?
Где находится Доньяна?
Тингвеллир это …
Тейде это …
Мадриу-Перафита-Кларор это …
Заключение
Самым сложным процессом в практическом этапе был выбор географических объектов для изучения и создания интерактивных материалов.
Среди множества и разнообразия географических объектов мы выбрали природные объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенные в Евразии. Мы присоединились к задаче ЮНЕСКО по популяризации объектов всемирного наследия.
Проанализировали и отобрали около 50 географических объектов, 19 из них расположены в России. Поскольку мы максимально старались применять современные технологии, то систематизация информации об объектах осуществлена в Гугл Таблицах.
Поскольку мы создавали обучающий интерактивный материал, то решили реализовать изучение в два этапа: (1) интерактивное обучение (2) интерактивное закрепление материала.
На самом подробном интерактивном глобусе “Гугл Планета” были созданы два обучающих проекта: Россия и Европа. Отобранные географические объекты нанесены на онлайн карту и созданы информационных карточки по объектам.
Для проверка и закрепление знаний по теме природные объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, мы создали тест на платформе массового тестирования Quizizz.
Обучающие и закрепляющие знания материалы были использованы на уроке географии в 7 классе нашей школы.
Все поставленные в начале исследования задачи выполнены в полном объеме.
Цель по созданию интерактивных материалов для изучения географических объектов полностью достигнута.
Гипотеза исследования подтверждена. Изучение географических объектов с использованием интерактивного формата помогает повысить вовлеченность учащихся в учебный процесс.
Список использованной литературы
Мизитова А.В. Как легко учиться в школе самостоятельно.- Москва:Издательство АСТ, 2021.-32- с.
Сухомлинский В.А, Сердце отдаю детям.- M.:Концептуал, 2019 г.- 320 с.
Вордерман, Кэрол Как научить ребенка учиться : иллюстрированный справочник для родителей/Кэрол, Вордерман; пер. с англ. Л. Головиной; науч. ред. А.В. Купцова, А.А. Красова.-М.Манн, Иванов и Фербер, 2018.-256 с.
Бозер У. Как научить учиться: Навыки осознанного усвоения знаний/ Ульрих Бозер; пер. с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2021.- 368 с.
Аникеева Н. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон.- СПб.: Питер, 2019.- 160
Фоксфорд сайт (дата обращения 24.01.2022) Методы Географических исследований https://foxford.ru/wiki/geografiya/methodi--issledovaniygeographicheskikh
Фоксфорд сайт (дата обращения 24.01.2022) Интерактивное обучение: современные технологии на уроках
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya
Технологии в образовании: что будет обучать наших детей? Forbes (дата обращения 24.01.2022)
https://www.forbes.ru/tehnologii/342911-tehnologii-v-obrazovanii-chto-budet-obuchat-nashih-detey
Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Википедия (дата обращения 24.01.2022) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5
Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО (дата обращения 24.01.2022) https://whc.unesco.org/ru/list/
Приложения
Фильм/место |
|
Эра Альтрона |
|
1 |
Сеул (Корея) |
2 |
Африка побережье |
3 |
Лондон |
4 |
Осло (Норвегия) |
5 |
Север штата нью-Йорк |
6 |
Море Банда |
7 |
Фиджи |
Доктор Стрендж |
|
Лондон |
|
8 |
Нью-Йорк |
9 |
Непал |
1 |
Сингапур |
Человек Паук |
|
Нью-йорк |
|
Человек Паук на каникулах |
|
Нью-йорк |
|
11 |
Венеция |
12 |
Альпы |
13 |
Берлин |
14 |
Голандия |
Лондон |
|
15 |
Прага |
16 |
New Jersey |
17 |
Orset Coast, UK |
18 |
OEKOP LanGerpijk, Netherland |
Форсаж 9 |
|
19 |
Лос Анжелес |
20 |
Эдинбург |
21 |
Германия |
22 |
Токио |
23 |
Мексика |
Лондон |
|
Черная вдова |
|
24 |
Марокко |
25 |
Норвегия |
26 |
Будапешт |
27 |
Санкт -Петербург |
Хроники нарнии |
|
28 |
Великобритания |
29 |
Лондон |
Объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России |
|||
№ |
Название |
Описание |
Вид объекта |
1 |
Байкал |
Байкал — самое глубокое озеро на Земле. Современное значение максимальной глубины озера — 1642 м ,также оно является 8 по величине (его площадь составляет 31 500 кв км).Запасы воды в Байкале гигантские — 23 615,39 км³ (около 19 % от 123 тыс. км³ всех мировых запасов озёрной пресной воды). По объёму запасов пресной воды Байкал занимает первое место в мире среди озёр. |
озеро |
2 |
Девственные леса Коми |
Охраняемая зона, расположеная на северных склонах урала, их площадь в 32 800 км (это самые большие нетронутые леса в Европе).Признание места всемирным наследием произошло в 1995 году. Западная часть находится в полосе предгорий, восточная — собственно на горах. В лесном массиве протекает несколько рек. Фауна лесов включает более 200 видов птиц, а также многие редкие виды рыб и млекопитающих, флора — сотни видов растений, в том числе охраняемых. |
зона |
3 |
Вулканы камчатки |
Вулканов в камчатке насчитываеться от 100 до 1000 штук.Многие из них являються древними и недействующими,но есть и такие которые действуют и в настоя щие время.Самый высокодейсствующий вулкан - Ключевая сопка он нахлдться в числе вулканов камчатки, высота наращивалась с каждым извержением благодаря чему она стала 4750м |
вулкан |
4 |
Золотые горы Алтая |
Общая площадь охраняемой зоны составляет 16 178 км² + добавить описание |
гора |
5 |
Западный Кавказ |
За́падный Кавка́з — часть горной системы Большого Кавказа, расположенная к западу от меридиональной линии, проходящей через гору Эльбрус. Часть Западного Кавказа от Анапы до горы Фишт характеризуется низкогорным и среднегорным рельефом |
часть горной системы |
6 |
Куршская коса |
Ку́ршская коса́ — узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Простирается от города Зеленоградск Калининградской области до города Клайпеда .Длина косы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километра. Название происходит от племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. |
песчаная полоса |
7 |
Убсунурская котловина |
Убсуну́рская котлови́на — водный бассейн озера Убсу-Нур, самый северный крупный замкнутый водный бассейн в Центральной Азии. Территория бассейна входит в состав Монголии и России. Является природоохранной зоной в обеих странах. Общая площадь объектов охраны природы в Убсунурской котловине составляет 1 068 853 га.бсунурская котловина представляет собой северную часть котловины Больших озёр, отделённую от её южной (бо́льшей) части относительно низким хребтом Хан-Хухийн-Нуруу (максимальная высота 2928 м над уровнем моря) и его западным продолжением — хребтом Тогтохын-Шил (максимальная высота 2357 м над уровнем моря). |
водный бассейн озера |
8 |
Сихотэ-Алинский заповедник |
Сихотэ́-Али́нский государственный природный биосферный заповедник имени К. Г. Абрамова — биосферный заповедник в Приморском крае. Первоначальная цель его создания — сохранение и восстановление почти истреблённого в то время соболя. В настоящее время заповедник представляет собой наиболее удобное место для проведения наблюдений за амурским тигром. |
заповедник |
9 |
Остров Врангеля |
Российский остров в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским морем и Чукотским морем. Назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля.Остров находится на границе Западного и Восточного полушарий и разделяется 180-м меридианом на две почти равные части. Отделён от материка (северное побережье Чукотки) проливом Лонга, шириной в самой узкой части около 140 км. Административно относится к Иультинскому району Чукотского автономного округа. |
остров |
10 |
Путора́нский госуда́рственный приро́дный запове́дник |
заповедник, расположенный в пределах плато Путорана, в северо-западной части Среднесибирского плоскогорья, южнее полуострова Таймыр. Площадь территории заповедника — 1 887 251 га, охранная зона 1 773 300 га |
заповедник |
11 |
Ленские столбы |
геологическое образование и одноимённый национальный парк в Якутии, на берегу реки Лены. Находится в Хангаласском улусе Якутии в 104 км от города Покровска. Ленские столбы представляют собой тянущийся на многие километры комплекс вертикально вытянутых скал, причудливо громоздящихся вдоль берега Лены, |
скалы |
12 |
Госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник «Дау́рский» |
заповедник в Юго-Восточном Забайкалье, расположен на территории Борзинского и Оловяннинского районов Забайкальского края. Организован 25 декабря 1987 года в основном для охраны птичьих гнездовий.Степные, озёрно-степные, водно-болотные и лесные ландшафты на юго-востоке Забайкалья. Заповедник состоит из степных озёр Барун-Торей и Зун-Торей и нескольких изолированных озерных и степных участков общей площадью 45 790 га. Заповедные участки окружены охранной зоной площадью 163 530 га. Участков — 9. Центральная усадьба заповедника находится в селе Нижний Цасучей. |
заповедник |
13 |
Командо́рские острова́ |
Архипелаг из четырёх островов в юго-западной части Берингова моря Тихого океана. Административно входят в состав Алеутского района Камчатского края России. Названы в честь открывшего их в 1741 году мореплавателя командора Витуса Беринга. На крупнейшем из них — острове Беринга — находится могила мореплавателя. Командорские острова хабитат алеутов. |
архипелаг |
14 |
Красноярские Столбы |
национальный парк в Красноярском крае на северо-западных отрогах Восточных Саян, граничащих со Среднесибирским плоскогорьем.Естественными рубежами охраняемой территории являются правые притоки Енисея: на северо-востоке — река Базаиха, на юге и юго-западе — реки Мана и Большая Слизнева. С северо-востока «Столбы» примыкают к городу Красноярску. К границе охранной зоны национального парка ходит городской автобус (остановка «Турбаза»и Бобровый лог).. |
национальный парк |
15 |
Магаданский заповедник |
заповедник , расположенный на юге Магаданской области вблизи северного берега Охотского моря, в Ольском и Среднеканском районах Магаданской области.Заповедник основан в 1982 году, площадь 883 817 га[1]. |
заповедник |
16 |
Ильменьские горы |
группа хребтов на Южном Урале, в Челябинской области России, в окрестностях города Миасса.Сложены массивно-кристаллическими породами (миаскиты, граниты и другие) с многочисленными пегматитовыми жилами сложного и разнообразного минералогического состава, содержащими ильменит, апатит, гранат, топаз и другие |
гора |
17 |
Кенозерский национальный парк |
национальный парк в Архангельской области.Территория парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского районов, его западная граница проходит по границе с Республикой Карелия. По конфигурации территория национального парка — вытянутый в меридиональном направлении многоугольник. Максимальное расстояние с юга на север — 72 км, с запада на восток — 27 км. |
национальный парк |
18 |
Горный хребет Оглахты |
"Оглах" – годовалый дикий козленок, "Таг" – гора, что в переводе на русский звучит как гора дикого козленка или козлиная гора. Видимо, такое название это место получило из-за обитания косуль.низкогорный широтный моноклинальный горный хребет в Хакасии. Характеризуется ярко выраженным рельефом. Относительные поднятия 100—150 м. |
гора |
Объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО в Европе |
||||
№ |
Страна |
Название |
Описание |
Вид объекта |
1 |
Венгрия/ Австрия |
озеро Нойзидлер |
Нойзидлер-Зе расположено на границе Австрии и Венгрии, около 77 % (240 из 315 км²) площади озера принадлежит австрийской федеральной земле, южная оконечность озера — венгерскому графству. Вокруг озера находятся территории национальных парков. |
озеро |
2 |
Анддора |
Мадриу-Перафита-Кларор |
ледниковая долина на юго-востоке Андорры, с площадью 42,47 км² составляющая 9 % территории страны. Содержащая значительное число редких биологических видов, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
долина |
3 |
Беларусь и Польша |
Беловежская пуща |
Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы. Преобладают главным образом черничные и мшистые. В Пуще зарегистрировано более тысячи деревьев-великанов (Царь-дуб и другие 400—600-летние дубы, 250—350-летние ясени и сосны, 200—250-летние ели). У заболоченных пойм рек и на низинных болотах растёт ольшаник (14,8 %). Березняки (9,8 %) главным образом на переходных болотах, на возвышенных местах — клён, ясень, ель. Хорошо развит подлесок из черемухи, бересклета, лещины, чёрной смородины, малины. |
лес |
4 |
Болгария |
Пирин (национальный парк) |
Пири́н — горный массив, расположенный на юго-западе Болгарии, пролегает между реками Струма и Места. Длина массива около 75 км, высочайшая вершина — гора Вихрен (2914 м). Пирин — один из высочайших горных хребтов в Болгарии, он включает в себя 45 вершин высотой 2600 м и выше. Горы занимают площадь, равную приблизительно 1210 кв. км. |
горный массив |
5 |
Венгрии |
Аггтелек национальный парк |
Парк расположен в 60 километрах к северу от Мишкольца неподалёку от городка Сендрё. Аггтелек расположен между долинами рек Бодва и Шайо на самой границе со Словакией. Площадь парка — 199 км. Аггтелек — образец карстового региона. Его территория покрыта многочисленными известняковыми скалами, перемежаемыми узкими обрывистыми долинами рек. Главной достопримечательностью парка являются многочисленные пещеры, образующие сложные лабиринты и многокилометровые ходы. Всего в регионе насчитывается до 712 пещер. |
парк |
6 |
Венгрии |
Хо́ртобадь |
Хортобадь находится к востоку от реки Тиса и в 40 километрах к западу от Дебрецена и Хайдушага. Занимает площадь более 800 км², что делает его крупнейшей природоохранной территорией Венгрии. Хортобадь — старейший национальный парк Венгрии, он был основан в 1973 году |
парк |
7 |
Германия |
Древние и первобытные буковые леса Карпат |
Первоначально, при внесении в список ЮНЕСКО в 2007 году, объект включал только заповедный район, расположенный в Карпатах на территории Пряшевщины в Словакии (4 лесных массива) и Закарпатья Украины (6 лесных массивов). . В 2021 году были добавлены 37 лесов в 10 странах (в том числе в Боснии и Герцеговине, Польше, Северной Македонии, Сербии, Франции, Черногории, Чехии и Швейцарии). |
лес |
8 |
Швеция |
Высокий берег |
часть шведского побережья Ботнического залива между городами Крамфорс и Эрншёльдсвик в лене Вестерноррланд. Являет собой примечательный пример территории, продолжающей подниматься после отступления ледников и на которой возможно наглядное изучение изостазии. Со времени ледникового периода уровень поверхности повысился на 800 метров, это явление было впервые обнаружено и изучено именно здесь. |
побережье |
9 |
Греция |
Афон |
фонский полуостров является крайней восточной оконечностью полуострова Халкидики. Его протяжённость с северо-запада на юго-восток — около 60 км, ширина — от 7 до 19 км, площадь — 335,637 км². |
гора |
10 |
Исландия |
Тингведлир |
В 1928 году в Исландии, на её юго-западе, был основан национальный парк «Тингведлир». Парк лежит в пределах рифта и окружён активной вулканической зоной, в которой выделяется вулкан Хейнгидль, находящийся на южном берегу озера Тингвадлаватн. Парк Тингведлир пересекает река Эхсарау, образующая на его территории водопад Эхсараурфосс. В результате тектонических сдвигов, происходящих в этой точке планеты, здесь часты землетрясения. Эти процессы обусловлены соприкосновением в районе расхождения литосферных плит — Северо-американской и Евразийской. |
парк |
11 |
Исландия |
Сюртсей |
Океан у острова не замерзает, плавучие льды в этом районе большая редкость.C. Дожди идут часто на протяжении всего года, зимой иногда выпадает снег, который быстро тает. Разумеется птицы, как перелётные, так и живущие на Вестманнаэйаре, приземляются, удобряя бесплодные почвы острова своим помётом, в котором, кроме органических и минеральных веществ, находятся не переваренные семена растений, что способствует распространению новых видов. |
остров |
12 |
Испания |
Доньяна |
Занимает площадь 75 800 га. В парке охраняются сосновые леса на дюнах океанского побережья и пресноводные болота в устье реки Гвадалквивир. В 1998 году парк пострадал от прорыв дамбы[en] на притоке Гвадалквивира Гуадьямаре. Сюда на зимовку прилетает свыше полумиллиона водоплавающих птиц. Здесь обитает наибольшее количество испанских рысей. |
леса |
13 |
Испания |
Пальмовый лес Эльче |
крупнейшие в Европе пальмовые рощи, расположены в испанской провинции Аликанте. Общая площадь Пальмераля, в состав которого входит Городской парк (Parque Municipal), Уэрто-дель-Кура (Huerto del Cura) и другие сады, составляет 5,1 км², причём 1,5 км² лежит в черте города Эльче. Роща состоит из более чем 11 тысяч пальмовых деревьев, по большей части финиковых пальм, возраст отдельных из них доходит до 300 лет. Роща и оросительная система сформировалась к концу X века, когда большая часть Пиренейского полуострова управлялась маврами. Климат региона засушливый, норма осадков составляет 300 мм в год. |
лес |
14 |
Испания |
Тейде |
Расположен на острове Тенерифе Канарского архипелага, автономное сообщество Канарские острова, провинция Санта-Крус-де-Тенерифе, муниципалитет Ла-Оротава. Основание вулкана лежит на дне Атлантического океана. Высота от него составляет более 7500 м. |
парк |
15 |
Испания |
Сьерра-де-Трамонтана |
горная цепь, протянувшаяся вдоль северо-западного берега Мальорки, крупнейшего из Балеарских островов в Испании Высшая точка Сьерра-де-Трамонтана, гора Пуч-Майор (1445 метров), также является высшей точкой Балеарских островоКлимат горной цепи Трамонтаны более влажный по сравнению с остальной частью острова Мальорка. В период зимних месяцев на вершинах гор может быть снег. Длина косы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров (в районе посёлка Лесной) до 3,8 километра |
горная цепь |
16 |
Италия |
Липарские острова |
Форма Липарской островной дуги — это результат вулканической деятельности, длящейся здесь свыше 260 тысяч лет. На островах есть два активных вулкана — Стромболи и Вулькано. Вулканическая активность в виде фумаролов и термальных источников есть практически на всех островах. Действующий вулкан находится на самом северо-восточном острове Стромболи. |
острова |
1 https://ria.ru/20211005/putin-1753170456.html
2 https://www.notion.so/tatianakondratieva/0ed018dda8a84fb7a0a3e2867598732b