Вступление.
Поднявшись на вершину, человек возвышает себя и свою душу, свое сердце и свою мечту.
Насколько хватает глаз, перед ним расстилается в молчании и таинственности страна снега и скал.
Горы – это особый мир, они составляют часть планеты, как таинственное, изолированное королевство, где символом жизни являются воля и любовь»
Гастон Реббюфа
Высокогорный Кавказ - царство камня и природная крепость, у берегов бурных рек и на головокружительной высоте по скалистым склонам застыли осетинские селения — теснящиеся друг к другу низкие каменные сакли с плоскими крышами, окруженные башнями и склепами. Трудно представить себе пейзаж горной Осетии без них — настолько гармонично и естественно селения слиты с окружающей их природой.
Актуальность и идея работы:
Мы отправляемся в увлекательную экскурсию, в удивительный мир истории древних башен и склеповых сооружений Куртатинского ущелья. Новые ощущения и новые знакомства с местными жителями, которые с большим вдохновением делились своими рассказами о прошлом и будущем, позволили нам окунуться в историю, культурное наследие осетинского народа, переданное в сказаниях и преданиях, в легендах и исторических фактах. Ведь отношение людей, особенно молодого поколения, к природному и культурному наследию своего народа сегодня особенно актуально. Эта удивительная экскурсия в прошлое, настоящее и будущее заставляет задуматься об экологическом состоянии и проблемах восстановления объектов культурного наследия, развития туризма в Северной Осетии. Надеемся, что наше исследование позволит в полной мере ощутить красоту родного края, поделиться частичкой первозданной красоты, гостеприимством с людьми, для которых Кавказ станет примером Созидания, Мира и Любви.
Объект исследования: Теснина Кадаргаван – перевал леса, Дзивгисская крепость, церковь в высокогорном селении Дзивгис, современные арт-объекты.
Цели:
Раскрыть отношение общества к национальным историческим ценностям,предложить мероприятия по сохранению культурного и природного наследия.
Популяризация природных и памятников культурного наследия в среде туристов и подрастающего поколения.
Создать буклет: «Кадаргаван - перевал между прошлым и будущим».
Задачи:
Изучить справочный и интернет материал.
Экскурсия в Куртатинское ущелье.
Пообщаться с местными жителями, собрать рассказы и легенды Куртатинского ущелья, выявить проблемы.
Провести социологическое исследование: «Отношение сверстников к памятникам природного и культурного наследия».
Создание буклета: «Кадаргаван - перевал между прошлым и будущим».
Методы исследования: описательный, научно-исследовательский, интервьюирование, аналитический.
Ожидаемые результаты:
Изучение архивных и документов, интернет ресурсов.
Интервью с жителями Куртатинского ущелья, селения Дзивгис.
Социологический опрос: «Отношение сверстников к памятникам природного и культурного наследия».
Создание буклета: «Кадаргаван – перевал между прошлым и будущим».
Глава 1. Памятники природы как часть культурного наследия России.
Величие природы во всех красках цветущих лугов, вечно холодных вершин, бурлящих водопадов и бушующих рек — лишь малая часть достопримечательностей Куртатинского ущелья. Эта местность является настоящей колыбелью осетинского народа, а также предлагает массу возможностей ознакомиться с национальной культурой. В первую очередь это касается древних следов предыдущих цивилизаций.
Захватывающие истории и легенды о прошлом этой местности, о жителях ущелья и о старинных памятках позволят приблизиться к тайнам региона, прожить все периоды величия и падения. Пройдясь между аутентичными архитектурными объектами и их останками, среди которых древние башни и наскальные крепости, мы были глубоко потрясены атмосферой заброшенной местности.
Возвышающаяся между холмами старинная крепость во всей своей неприступности заставит задуматься о секретах бытия и времени. Пообщавшись с местными жителями, мы приблизились к пониманию важности бережного отношения к своим истокам, к истории, к культурному наследию. Памятники природного и культурного наследия охраняются государством, но многое зависит от нас, от самосознания. Это наша история, мы в ответе за наследие, которое оставили предыдущие поколения.
На территории Куртатинского ущелья можно насладиться величественными природными ландшафтами и разнообразными рельефами: здесь есть хребты и равнины, горные урочища и долины горных рек, а также уникальные альпийские луга. Флора ущелья поражает туристов многообразием: из деревьев здесь произрастают сосны и буки, а на большей высоте — простираются альпийские луга. Куртатинское ущелье является одной из самых популярных местных достопримечательностей, а также достаточно перспективной зоной для развития новых видов рекреации. В частности, этно-туризм и эко-туризм. Мы взяли на себя смелость предложить и элементы космического туризма.
Глава 2 Легенды Куртатинского ущелья (прошлое, настоящее, будущее).
Куртатинское ущелье, одно из живописнейших в Северной Осетии, протянулось с северо-востока на юго-запад более чем на 50 км. Ущелье образовалось в результате прорыва рекой Фиагдон Скалистого, Пастбищного и Лесистого хребтов. Фиагдон берет начало из ледников Тепли, Архона и Сырхбарзонда. Путешествие по Куртатинскому ущелью удобнее начинать из селения Дзуарикау, расположенного у выхода Фиагдона в равнинную часть Северной Осетии. От Дзуарикау в ущелье идут две дороги: старая - по центру селения правым берегом реки и новая по левой террасе Фиагдона. Направляясь в Куртатинское ущелье по новой дороге, мы прошли мимо строений и устремились вглубь гор.
2.1 .1. Кадаргаван - перевал леса.
В Северной Осетии много природных достопримечательностей. Одним из них является Кадаргаванский каньон - это уникальный памятник природы в Северной Осетии. Кадаргаванский каньон — настоящее природное чудо – излюбленное место паломничества туристических групп и отдыха местных жителей. Река Фиагдон здесь протекает по узкой щели несколько десятков метров. Глубина каньона составляет 60 метров, а ширина 3-4 метра. Река на самом дне бурлит и пенится. А над рекой зависли застрявшие в щели громадные каменные валуны. Уникальный памятник природы – Кадаргаванский каньон. Это перевальная точка между нижней и верхней частью ущелья. Здесь, сжатая скальными массивами гор Тбаухох и Кариухох, река Фиагдон пропилила в Скалистом хребте глубокий каньон. Для преодоления этого перевала горцы еще в древние времена проложили здесь тропу, которая серпантином проходила над обрывом скал высоко над бурлящей горной рекой.
Про Кадаргаван существует легенда, про которую известный краевед Генрий Измаилович Кусов не раз писал в своих книгах. В древние времена дороги у скал Кадаргавана не было... Люди передвигались по очень узкой опасной тропе.
В то время кровная месть была очень распространена на Кавказе и бессмысленно губила много людей. Однажды на этой узкой дороге повстречались два осетина – кровника из враждующих фамилий. Всадники еще издалека узнали друг друга, но оба хотели избежать кровопролития. И тогда один из них, который ехал вниз, направил своего коня в каньон и стал спускаться прямо по грохочущей между скал реке. Стойкость и мужество боролись с бешеным течением, и всадник победил реку. Джигит далеко объехал своего кровника, выбрался на берег и, уставший, рухнул на травянистый склон отдохнуть. Тут раздался звон лошадиных копыт – это второй всадник спустился по тропе к своему кровнику. Он не поднял оружия, а подал руку для рукопожатия. Оба радостно посмотрели друг на друга и сняли папахи. И они увидели, что оба поседели. Первый — когда боролся с бурным течением реки, второй — когда переживал за своего кровника во время его поединка со стихией. Так стойкость, мужество и Кадаргаван примирили кровников... Теперь эту легенду рассказывают все экскурсоводы.
Название каньона «Кадаргаван» переводится как «перевал леса», или «место для перетаскивания леса». Мы решили узнать, почему так названо это место? В древние времена верховья Куртатинского ущелья были плотно заселены. Для обеспечения своего существования и ведения хозяйства горцы были вынуждены вырубать много деревьев. Лес в ущелье был практически уничтожен. Поэтому местное население стало заготавливать древесину в нижней части ущелья и перетаскивать его через перевал, который в связи с этим и получил название Кадаргаван, в переводе с осетинского означает место перевала древесины. Это древнее место переправы через реку Фиагдон. Переправа представляет собой поросший лесом скальный останец — своеобразный природный памятник, возвышающийся над полотном дороги примерно на 30 метров. Чуть ниже по течению находится огромный валун, расклиненный в скальной теснине - природный мост с одного берега реки Фиагдон на другой.
«Тропа чудес».
Выше, по течению находится живописный овринг (висячие мостки, сделанные вручную на отвесных скалах, плетением из ветвей кустарников или устроенные из деревянных бревен и жердей, обычно в тех местах, где горная тропа не могла быть проложена вдоль по берегу горной реки или обойти участок отвесных скал поверху), проложенный над скальной тесниной, заканчивающийся площадкой с частным зоопарком, где можно увидеть как бурых медведей, имеющих довольно широкое распространение на территории Северного Кавказа, так и переднеазиатского леопарда, занесенного в Красную книгу. 2.1.2. Башня Курта и Тага. Древняя башня Курта и Тага — еще одна национальная гордость Куртатинского ущелья Северной Осетии. Находится она в ауле Уаллагсых, на горе Хакун. Это сооружение считается родовым поместьем для многих осетин. Объясняется это тем, что большинство фамилий, распространенных в республике, имеют генеалогическую связь с легендарными именами владельцев башни. Это историческое сооружение является не только местной достопримечательностью, но и началом родовых поселений осетин. С ним связана одна легенда, которая несколько похожа на сказание, но она в точности передаётся из поколения в поколение. Поверье считает строителями башни Курта и Тага — двух братьв-алагирцев, правнуков легендарного родоначальника Сидамона. В нем рассказывается, что однажды во время охоты Курта и Тага их соколы поссорились и победу одержал сокол Курта. Посчитав это дурным знаком, Таг покинул родные края и ушел в Даргавское ущелье, место обитания кистов. Тага сумел завоевать эту местность и обосновался на ней. Курт же остался полноправным правителем, а его имя дало название исторической территории — Куртатинскому ущелью. На седловине Какадурского перевала (1787 м) установлена мемориальная плита с изображением родовой башни, фигурами двух людей, один из которых ведет двух волов, тянущих плуг, управляемый вторым человеком, и надписью: «Братьям Курта и Тага от благодарных потомков».
2.1.3 Меч Сослана «Меч кровников» на тропе чудес, прямо из большого камня торчит стилизованный «Меч кровников». Легенда гласит, что в окрестностях этого места в давние времена на узкой тропе, над пропастью охотник увидел попавшего в беду путника, которому он был кровным врагом, и от меча которого мог погибнуть. Но честь горца оказалась выше нежелания встречи и не позволила отказать в помощи путнику. Охотник спас путника от гибели. После этого, путник простил его и в знак примирения они воткнули меч вражды в камень и стали братьями.
2.2. Загадка Дзивгисской крепости. Легенда «Кошка с колокольчиком».
Дзивгисская наскальная крепость 13-16 в.в - один из самых необычных и интересных исторических памятников Северной Осетии. Образована она натуральными выемками горы Кариу хох, сформированными в породе известняка под воздействием атмосферных факторов, которые были искусно заложены стенами из камня, скреплёнными крепким раствором. С крепостью связано много легенд и мифов. Но известно, что на территории укрепления были обнаружены останки воинов, которые проживали предположительно в 13 столетии.
Крепость построена прямо на склоне могучей горы Кариухох, что, безусловно, добавляло фортификационных плюсов и без того мощным стенам. Кроме того, и сам процесс стройки изрядно упрощался, ведь все стены и башни были возведены из подручного материала, то есть из скальных камней. Неудивительно, что теперь крепость по незнанию можно и вовсе не приметить, настолько удачно она закамуфлирована.
Сегодня Дзивгисская крепость считается самой большой во всей Осетии, а некогда твердыня была еще крупнее. На других склонах горы расположены отдельные укрепление, ранее связанные между собой. Их тоже можно осмотреть. Удивительно, но в неприступную крепость, имеющую огромную историческую ценность, можно попасть через банальный пролом в стене. К великому сожалению, руины вообще пребывают в плачевном состоянии, несмотря на то, что это поистине уникальная достопримечательность
В крепости применялась оригинальная система сообщения между укреплениями, устроенными на разной высоте. Для этого использовались высеченные в скалах тропинки и подвесные лестницы, убиравшиеся защитниками при нападении неприятеля. Таким образом, в ходе боя каждое помещение крепости служило отдельным, не сообщавшимся с другими, очагом обороны, практически недоступным для захватчиков. Как гласит легенда, Дзивгисская крепость стала неприступной в 16 веке для персидского шаха Аббаса, не позволив ему проникнуть в Куртатинское ущелье из Закавказья. Когда-то Дзивгис был значимым «военно-патриотическим ансамблем», духовной и оборонной твердыней, отвечавшей за безопасность местных жителей. Именно поэтому, здесь можно увидеть еще много интересных достопримечательностей того времени – две оборонительные башни, памятные цырты с орнаментными изображениями, различные виды гробниц и склепов. А основной сокровищницей этого комплекса является — великая святыня Уастырджы дзуар. Собор святого Георгия 14-16 вв – символ объединения языческих верований осетин и христианства.
Из-за особого почитания Уастырджы дзуар хорошо сохраняется до сегодняшних дней. Осенью, со всей Осетии съезжаются выходцы ущелья на праздник сбора урожая. Произносят молитвы, поднимая почетный рог и три пирога, прося покровительства и здоровья для родных и близких
Нас очень интересовала легенда о «кошке с колокольчиком». Вот, что рассказали местные жители. За крепостной стеной имеется огромная естественная пещера, стены которой обмазаны белой глиной. По словам жителей, до конца пещеры никто не доходил. Но народ совершенно был убежден, что пещера вела в соседнее Алагирское ущелье. Говорят, что, когда воины шаха Аббаса вплотную приблизились к крепости, где прятались женщины и дети, один из местных увидел, как его домашняя кошка направилась к лазу. На шее у кошки был привязан колокольчик и звук раздавался из далека. Все бросились в пещеру, а кошка вышла в соседнем ущелье. Так кошка спасла людей. Очевидно, что дзивгисцы в древности использовали подземные ходы и отступали в более безопасные зоны. В Дзивгис приезжали специалисты, исследовали крепость и обнаружили пещеру, в которой были закоптены стены, но прохода так и не нашли. Видимо, со временем они обрушились.
В Фиагдонской котловине (в селении Лац) мы обнаружили “нартский ныхас” — место, где проводили свои собрания нарты. Это еще одна грань для исследований. Каменные кресла-камни, выстроенные в круг, могут рассказать о событиях давно минувших дней. Ведь здесь, на ныхасе, решались все дела и проблемы, которыми жили горцы.
2.3. Современные арт - объекты и рекреационный потенциал Куртатинского ущелья.
2.3.1. Арт - объект зеркальный барс.
В популярном у туристов Кадаргаванском каньоне можно увидеть "Зеркального барса". Он притаился над ущельем на застрявшем между скал валуне. Фигура барса состоит из зеркальных фрагментов, которые отражают небо и окружающие скалы и "маскируют" зверя. Рассмотреть его можно только подойдя поближе. Нужно отметить, что арт-объект очень вписывается в окружающий ландшафт и пользуется любовью у гостей и жителей, но требует доработки.
Наши предложения: необходимо сделать защитный барьер, облагородить тропу, спуск к зеркальному барсу.
2.3.2. Колесо Балсага.
Колесо Балсага известно как убийца нартского героя Сослана, оскорбившего дочь Хура (Солнце), которую он увидел купающейся близ берега моря, нежеланием взять её в жёны. Девушка предлагает себя Сослану, но тот отказывается и оскорбляет её своим отказом. Через некоторое время дочь Хура берёт себе в услужение Колесо Балсага, чтобы отомстить Сослану, заплатив за него двенадцать стельных коров.
Сослан продолжает преследовать на ходулях Колесо Балсага, утопая в крови. Но по приказу Сырдона Колесо Балсага побежало по пашне и ходули Сослана застревают в свежевспаханной земле и Сослан упустил Колесо.
Колесо Балсага называется также Колесом Иауне (ФыдИуане). Данное название связано с именем св. Иоанна Крестителя, когда во время солнечного противостояния в июне отмечается «праздник Сослана».
2.3.3. «Тропа чудес» и зоопарк начинается у Кадаргавана и серпантином вьется по теснине. Здесь созданы уютные смотровые площадки, где можно полюбоваться бушующими потоками реки Фиагдон, красотами ущелья. Именно здесь граница между равнинной и горной частью, между прошлым и будущим.
Глава 3. Социологическое исследование: «Прошлое и настоящее».
Мы провели социологический опрос среди 3 возрастных категорий.
Анкета: Ф.И. Возраст
1.Что вы о ней знаете о Куртатинском ущелье?
2. Какие объекты природного и культурного наследия вы посетили?
3. Отношение к созданию этнографического музея «Кадаргаван», ваши предложения?
4. В каком состоянии находятся природные и исторические памятники, ваши предложения?
5. Что вы лично предприняли для улучшения экологической обстановки?
Анализ:В опросе участвовало более 30 человек, разных возрастных категорий, построена диаграмма.
I- Возрастная категория 8-14, школьники среднее звено- 10 человек
II– возрастная категория 14-18, школьники старшее звено- 10 человек.
III– возрастная категория 18 и старше – 10 человек
Выводы и предложения:
Жители Осетии знают многие легенды, связанные с Куртатинским ущельем.
К сожалению, молодежь не владеет достаточной информацией, хотя интерес к своим корням, своей истории есть.
Создание буклета станет полезным и интересным не только для гостей, но и для жителей республики.
Для учащихся нужно проводить выездные экскурсии и лекции.
Глава 4. Проект: музей под открытым небом: «Кадаргаван - перевал между прошлым и будущим».
Северная Осетия, несмотря на небольшую территорию, владеет существенным туристско-рекреационным потенциалом: природно-ресурсным, культурно-историческим, археологическим. Разнообразные природные ландшафты, богатые ресурсы минеральных вод, уникальные культурно-исторические памятники–все это благоприятствует развитию этнологического туризма в регионе.
Этнографический туризм – это прежде всего желание и намерение узнать народы, проживающие вместе на одной территории, их культуру и традиции.
В Северной Осетии имеются благоприятные условия для этнотуризма, ведь она имеет и экзотические черты, так как горная изоляция сохранила почти в неизменном виде быт народа. Здесь как бы соприкоснулись история и современность. История алано-осетинского народа такова, что его этнокультура сложилась в суровых, но прекрасных горных условиях. Осваивая территории и приспосабливаясь к тяжелым условиям, в режиме многовековой геоморфологической изоляции, народ создал самобытную культуру, выразившуюся в особенностях образа жизни, в архитектуре, в ведении хозяйства. Горные ущелья и котловины изобилуют памятниками старины, архитектурными сооружениями, легендами, памятниками природы, которые заинтересуют любознательного туриста. Однако характер народа можно узнать только при близком общении, тогда, когда непосредственно соприкасаешься с ним в быту, участвуешь в его каждодневной суете, собственно говоря, окунаешься в жизнь народа.
Пообщавшись с местными жителями (преимущественно фамилии Хадарцевых и Гуриевых), были приятно удивлены гостеприимством и бережным отношением к истории, к своим истокам. Они с большим удовольствием рассказывали о жизни в горах, делились своими тревогами и планами на жизнь. Удивительно, что никто их них и не думал о переселении на равнину. «Здесь наш дом, наши корни. Мы не должны бросать могилы своих предков. Единственная просьба, к туристам и гостям, приезжающим к нам, почитать традиции и относиться бережно к природе». А испробовав традиционные осетинские пироги, захотелось остаться на ночевку.
Вечер принес новые ощущения, ведь прикосновение к истории всегда интересно и поучительно. Разговоры у костра, травяной чай и вкусный лаваш с сыром, что еще нужно для удачно завершившегося дня…
Осмотрев окрестности, мы увидели, как катастрофически быстро время разрушает башни, крепостные стены, склеповые сооружения.
Сейчас эти мощные, средневековые сооружения требуют крупной реставрации. Если этого не сделать, многочисленные трещины и обрушения скальных пород погубят памятники архитектуры — они просто рухнут.
Проект «Потерянная Осетия» объявил сбор средств на реставрацию башни Курта и выступил с обращением к жителям республики. Из этого обращения можно понять, как важен этот замок для осетин.
В Северной Осетии находится один заповедник в Алагирском ущелье построенном
в 1963 года. Фиагдоне находится огромное количество редких видов растений и животных, которые требуют охраны. В этом районе бывает много туристов, но не все соблюдают чистоту и порядок окружающей среды, правила приличия в заповедных и священных местах. Повсюду много мусора, люди разоряют памятники архитектуры, по кусочкам разбирая древние башни и крепости.
Экологическая ситуация в Северной Осетии в первую очередь определяется сильным загрязнением земель и водных объектов, нарушенных в результате добычи и переработке полезных ископаемых, а также от деятельности спиртопроизводящих предприятий. Особую "лепту" в загрязнение окружающей среды вносят автопарк и предприятия металлургической промышленности, построенные в послевоенное время и оказавшиеся сегодня практически в жилом секторе города Владикавказа.
Вызывает самую серьезную тревогу экологическое состояние источников водоснабжения Владикавказа, поэтому научно-технический совет нашего общества во главе с кандидатом геолого-минералогических наук Владимиром Цогоевым в настоящее время изучает эту проблему.
Необходимо осуществить ряд мер по улучшению экологической ситуации: ввести новые очистные установки на заводах, построить современные производства, позволяющие уменьшить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду, построить современные полигоны и перерабатывающие заводы твердых бытовых отходов, создать научные и исследовательские структуры, ну и, конечно, повышать и воспитывать экологическое сознание людей.
На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами являются отходы горнорудной промышленности, а именно хвостохранилища Фиагдонского рудника, Мизурской обогатительной фабрики и отвалы производства "Электроцинка", вредные выбросы в атмосферу, сбросы жидких производственных и бытовых отходов в реки.
Проблемы для экологов создают также стихийные свалки в окрестностях населённых пунктов, на обочинах дорог, берегах рек, местах массового отдыха людей.
Выводы и предложения
Решение проблемы мусора на природных объектах должно основываться на системном подходе с учетом дальнейшего использования собираемых мусорных ресурсов. При этом недостаточно просто производить очистку природных объектов, а следует добиваться снижения вреда, наносимого окружающей среде в процессе последующей утилизации собираемого мусора.
Экологические и общественные организации другого профиля, а также инициативные граждане не должны подменять собой специальные службы, прямой задачей которых является благоустройство территорий, на что государство выделяет отдельное финансирование.
Основной задачей должна стать не самостоятельная уборка загрязненных объектов, а практика принуждения ответственных лиц и прямых загрязнителей к восстановлению естественного состояния окружающей среды.
Необходимая законодательная база для этого у нас есть. Парламентом РСО-Алания был принят закон "Об отходах производства и потребления в сфере сбора и переработки твердых бытовых отходов". К сожалению, норма закона не полностью исполняется, отсюда и проблемы.
Обращаемся к общественности, к министерству культуры, отделению по охране объектов природного и культурного наследия о более тщательном внимании к Дзивгисской крепости. Сейчас этот старинный памятник архетектуры находится в полуразрушенном состоянии, если ничего не предпринять, через несколько лет крепость может полностью разрушиться.
Для привлечения новой общественности в наш родной край, а также для приобщения общества к культуре, традициям, природе Северной Осетии, мы предлагаем проект по созданию этнодеревни. Также, необходимо провести акции и беседы с населением по поводу предотвращения возникновения экологической проблемы, вызванной нерациональным использованием природных ресурсов людьми. Бесконтрольное вмешательство человека в окружающий живой мир может привести к колоссальным, пагубным последствиям для всего мира. Мы призываем каждого задумываться о каждом своем поступке, совершенном в отношении к окружающей его среде. Только общими усилиями возможно предотвратить возникновение новой катастрофы, которая в ближайшем будущем охватит все континенты мира.
Заключение.
Природа Осетии- это бесценное богатство. Бескрайние горы-великаны, ударяющиеся своими макушками в голубую небесную гладь, бесконечные равнины, расстилающиеся на многие километры, могучие скалы, неподвижно покоящиеся среди величественных вершин, завораживают каждого, хотя бы раз побывавшего в этих местах путешественника. Советуем каждому своими глазами увидеть эти завораживающие пейзажи, погулять по горной местности, насладившись чистым, свежим воздухом, попробовать настоящей ледниковой воды. Путешествие- лучшее средство от депрессий и плохого настроения.
Список литературы.
Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013. – 248с. Генеология народов Кавказа. Традиции и современность. Выпуск X: сборник статей. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2018. –268 с
Вопросы литературы и фольклора: Сборник научных статей. Вып. X. Часть 2. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2018. – 252 с.
Кусов Г.И. Я хочу вам доверить тайну.- Владикавказ: РИО, 1992. - 78- 83
Кусков, А.С. Джаладян, Ю.А. Основы туризма: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2018. – 400 с.
Солодовникова Ю.Р. Виды туризма: учебное пособие/ Солодовникова Ю.Р.- Электрон.текстовые данные. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. – 212 c
.Современные проблемы сервиса и туризма: научно-практический журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. – 2014. – №1 – С.
Интернет-ресурсы.