ВВЕДЕНИЕ
Многие люди хотят путешествовать, узнавать что-то новое, интересное, о чем раньше, может быть, не задумывались. Туризм дарит новый взгляд на мир и шанс получить яркие впечатления, однако в 2022 году мы ограничены в возможностях совершать поездки по миру из-за санкций против России, но все-таки можем путешествовать по нашей необъятной Родине. Я предлагаю посетить Южный Урал.
Многим известно, что Южный Урал имеет просторы, на которых раскинулись леса, озёра и горы, покрытые многообразием земных цветов, озера, впитывающие синеву неба, вьющиеся реки. Но помимо необыкновенных красот наша земля богата и удивительными историями.Челябинская область относится к Уральскому рекреационному району. Регион характеризуется богатым рекреационным потенциалом, стабильностью политической обстановки, многообразием историко-культурного наследия, что способствует развитию туризма [12].
Каждый этнос живет на своей земле, с которой его связывает не только восприятие его «малой Родины», но и родовая память, заключенная в устном народном творчестве, исторических памятниках, географических объектах, овеянных преданиями и легендами и многим другим, что составляет неразрывную связь личности с историей родной земли и страны в целом. Именно в этом и заключается тот глубокий интерес подрастающего поколения к природному и историческому наследию своего народа. Актуальность темы в том, что от знания истории края, во многом зависит уровень культуры и, то, как будут востребованы и сохранены памятники природы и истории Южного Урала.
Объектом изучения является Южный Урал.
Предмет изучения – культурное и природное наследие Южного Урала.
Цель – охарактеризовать особенности Южного Урала.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать историю заселения Южного Урала;
2) исследовать образ Южного Урала в произведениях современных авторов;
3) установить культурное и духовное наследие Южного Урала.
Методы исследования: 1) структурно-семантический подход позволяет установить особенности образа Южного Урала в отдельных текстах, 2) сравнительный анализ – обобщить полученные наблюдения, установить сходства в создании образа родного края. Как отмечают литературоведы, «художественный образ экспрессивен, т. е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам читателей, слушателей, зрителей»
Структура работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы. Материалы исследования могут быть использованы на уроках истории и русского языка в школах Южного Урала, в краеведческих курсах.
ГЛАВА 1. История заселения Южного Урала
Заселение территории Урала древним человеком началось во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад. Климат в то время был более мягким и теплым, что способствовало расселению людей. Было два направления переселения: одно – из Средней Азии, второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья.
В эпоху мезолита (9-7 тысячелетия до н.э.) началось массовое заселение Урала. К тому времени ледник отступил, образовалась современная речная сеть, изменялся климат, формировались новые природные зоны. Люди селились по берегам рек и озер. Многочисленные мезолитические памятники найдены в бассейнах рек Кама, Уфа, Белая, Тура, Исеть, в верховьях Урала. Люди изобрели вкладышевые орудия труда, лук, стрелы, лыжи, сани, лодки. Жили в полуземлянках, шалашах или чумах [4, с. 112].
В неолите началось разделение финно-угорского языка и формирование этнической основы современных уральских народов. В это время в северном Зауралье появились святилища. К ним относятся насыпные холмы (Кокшаровский, Усть-Вагильский), при раскопках в которых найдена керамика, окрашенная охрой, иногда с лепными головами животных. К этому же времени относят захоронение шамана в камне Дождевом на Чусовой.
Переходная эпоха от неолита к бронзовому веку (III тысячелетие до н.э.). Климат в это время стал более прохладным. На Южном Урале уже начала осваиваться металлургия. Самый ранний металлургический очаг связан с Каргалинскими медными рудниками (Оренбургская область). Ранние металлические орудия получали методом ковки, хотя основным материалом для орудий труда по-прежнему являлся камень. Путем обмена в Среднее Зауралье попадают первые медные орудия. Возникло искусство резьбы по дереву (образцы сохранились в Шигирском и Горбуновском торфяниках). В южной части Урала появилось скотоводство. Происходит одомашнивание лошадей.
В эпоху неолита–энеолита была сделана большая часть писаниц на прибрежных скалах на реках Вишера, Тагил, Тура, Реж, Нейва, Ирбит, Исеть, Серга, Уфа, Ай, Юрюзань, Зилим, Белая. Они отражают мифологические мировоззрения древних людей, воспроизводят ритуальные сцены. К этому времени относится и необычный памятник-святилище Савин в Курганской области. Во II тысячелетии до н.э. на Урале началось массовое освоение металлургии бронзы, из нее изготовляли орудия труда, оружие, украшения. Полученный в результате плавки металл разливали в литейные формы или подвергали ковке.
На Южном Урале медь добывали главным образом на месторождениях Таш-Казган, Никольское, Каргалы. Изделия из бронзы широко распространяются, укрепляются торговые связи. Там же на Южном Урале возникла так называемая «Страна городов», самые известные из поселений которой – Аркаим и Синташта. Считается, что там изобрели боевые колесницы и разработали тактику колесничного боя.В раннем железном веке на территории горно-лесного Зауралья обитало население иткульской культуры (VII-III века до н.э.). Иткульские литейщики плавили медь, изготовляли орудия труда и оружие, обменивали вещи из меди жившей в Прикамье ананьинской культуре, а оружие - племенам савроматов и сарматов на Южном Урале. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья [4, с. 121].
В середине I тысячелетия н.э. по территории лесной и горно-лесной полосы восточного склона Урала прошли кочевые угры-коневоды, что оказало влияние на хозяйство и быт местного населения. В VI-IX веках в лесном Зауралье сложилось три археологических культуры - петрогромская, молчановская и тынская, которые стали основой юдинской культуре (X-XIII века), это предки манси. В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала, сложилась праоснова протомансийского этноса. В VII-X веках произошла стабилизация уральских обществ и оформления племенных союзов, что привело к расцвету культур и восстановлению древних торговых связей со Средней Азией, Прикамьем и Великим Новгородом. С середины II тысячелетия на восточный склон Урала стали приходить «пашенные татары» (тюрки), которые расселялись по реке Нице и долгое время мирно соседствовали с манси.
Новгородские купцы и вольные ушкуйники стали первыми из русских людей, проникшими на Урал. Они меняли у «югры» (предков хантов и манси) свои товары на пушнину, а также взимали дань. Из коренных народов Урала к XVI веку наибольшую численность имели народы Приуралья – башкиры, коми-пермяки, удмурты, меньше было представителей народов Зауралья – манси, хантов, сибирских татар. В 1570-е годы Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом совершало набеги на строгановские городки. Для борьбы с ними Строгановы наняли волжских казаков во главе с атаманом Ермаком. Так начался знаменитый поход Ермака, «взявший Сибирь». Окончательно Сибирское ханство пало в 1598 году. Покорение Сибири открыло России путь на восток. На реках Урала и Зауралья стали появляться русские города и остроги, Урал все более активно осваивался русскими. Первое время за Урал попадали речным путем. В 1597 году началось строительство первой сухопутной дороги через Урал, разведанную крестьянином Артемием Бабиновым. Дорога получила название Бабиновской. В 1598 году возник город Верхотурье.
Освоение Урала постепенно шло преимущественно с севера на юг. В XVII веке русская колонизация Урала приобрела массовый характер. В основном крестьяне и посадские люди Русского Севера переселялись на Урал по доброй воле, но были и те, кого отправляли по царскому указу. В XVII веке основным занятием населения Урала было сельское хозяйство. Тогда же, в XVII веке, на Урале начали появляться первые небольшие заводы. В 1631 году на реке Нице (территория Свердловской области) возник первый казенный железоделательный завод (Ницинский). Железо получали сыродутным способом в четырех небольших домницах. Работать на заводе обязали крестьян, отрабатывавших заводскую повинность [2, с. 67].
Первая четверть XVIII века ознаменовалась административными реформами Петра I. В то же время на Урале начали возникать заводы. Первыми, в 1701 году были пущены Невьянский и Каменский заводы и основаны Алапаевский и Уктусский казенные заводы. Количество заводов увеличивалось и в строительстве заводов участвовали частные предприниматели. В 1702 году Невьянский завод передали Никите Демидову, с которого началась крупная династия уральских промышленников. Также крупнейшими заводовладельцами стали Строгановы и Яковлевы. Росло население Урала, возникали новые населенные пункты. Большое значение имело строительство в 1723 году Екатеринбургского завода.На Урале было много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь от преследований.
В XVIII веке Урал стал крупным горно-металлургическим центром. На заводах трудились мастеровые (они выполняли на заводах все производственно-технические работы) и работные люди (вместе с приписными крестьянами они были задействованы на вспомогательных работах, к ним относились рудокопы, углежоги, плотники, лесорубы, возчики, каменщики и т.д.). Они обязаны были трудиться на заводах «навечно», освобождались от работы лишь по старости или тяжелой болезни.С появлением заводов возросло значение водных путей. По рекам Чусовая, Белая, Уфа, Ай и другим сплавляли заводскую продукцию. К началу XIX века Урал давал 4/5 русского чугуна и железа, а Россия была на первом месте в мире по производству черных металлов.
ГЛАВА 2 Образ Южного Урала в произведениях современных авторов
Многие авторы в своих произведениях описывали Южный Урал, они восхищались природой и местным этносом, ведь как мы уже выяснили, территорию Южного Урала издревле заселяли многие народы: башкиры, коми-пермяки, удмурты, манси, ханты, сибирские татары, поволжцы, русские и многие другие.
«Тут уже настоящий Урал пошёл. Горы стесняли даль; одна круче другой, сплошь поросшие пихтовыми лесами. Я даже на Урале мало видел местностей лучше этой», – так отзывается об окрестностях Кизела В.И. Немирович-Данченко. Вообще тема зеленых гор, поросших столетними лесами, красной нитью проходит в творчестве многих писателей, кому посчастливилось жить или побывать на Урале [8, с. 90].
«Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка»: «Милые зелёные горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше». Эти строки Д.Н. Мамина-Сибиряка ярче всего раскрывают отношение к родной земле. Писатель родился в небольшом посёлке Висимо-Шайтанского завода, и самого детства его окружала панорама вечнозелёных гор, любовно описанных в произведениях, представленных в этом сборнике. Пейзажи, нарисованные в произведениях, утверждают красоту Урала, открывают сердце, вызывают глубокий трепет души, всегда привязанный к родине: «Зелёные горы, пёстрый народ: в поисках связующих нитей».
«Малахитовая шкатулка: в поисках новых ключей» Этот уникальный путеводитель по местам, описанным в сказах Павла Бажова, открывает цикл литературно-краеведческих путешествий. Каждый сказ, представленный здесь, сопровождается описанием реального маршрута по тем местам Урала, о которых идёт речь. Начинается путешествие от «ворот города», с Привокзальной площади. Всего представлено 20 туристических маршрутов, своеобразных квестов, проходя которые можно попытаться раскрыть тайны Синюшкина колодца, найти золотые самородки в Березовском, изумруды – в Мурзинке, повстречаться с Великим Полозом. Пройдите литературно-туристическими тропками, это принесёт вам яркие эмоции и незабываемые впечатления [8, с. 97].
О Каслях рассказывает Елена Ленковская: «Касли – это небольшой старинный город в Челябинской области, который знаменит, в первую очередь, промышленным делом.
Каслям посвящена глава книги Е. Ленковской, которая называется «Чугунное кружево» и автор начинает рассказ о своих детских впечатлениях: «Когда я была маленькой, у нас дома на полке книжка бажовских сказов стояла и: читая один из сказов Бажова – «Чугунная бабушка» – мерещилось мне что-то зловещее: «Чугунная бабушка представлялась кем-то вроде страшного Каменного гостя». Далее автор пишет: «… через много лет, я эту бабушку в музее встретила. Сидит себе, чугунная такая, пряжу прядёт, никого не трогает». Чугунная бабушка – одна из огромного количества фигурок каслинского литья.
Всем ходом повествования автор подчеркивает, что в сознании уральца Касли связаны с искусным художественным литьем: восстанавливаются отдельные страницы истории каслинского завода, называются имена мастеров-умельцев (Василий Фёдорович Торокин –тот самый мастер, что чугунную бабушку сделал), и как определенный итог подчеркивается: «В Каслях обязательно нужно посетить музей художественного литья – единственный специализированный музей в России». Каслинское литье было признано на мировых выставках в Лондоне, в Париже в 1900 году взяло гран-при».
Рассказывая еще об одном Южно-Уральском городе – Златоусте, Елена Ленковская подробно описывает историю знаменитой оружейной фабрики, известной во всем мире, об умельце Иване Бушуеве. Как и в рассказе о Каслях, Е.Ленковская вспоминает о сказах Бажова. С Златоустом связан сказ «Иванко Крылатко», посвященный талантливому мастеру Ивану Бушуеву. Из современного Златоуста Е.Ленковская переносит путешественника в ХIХ век, когда зарождалась златоустовская, уникальная, непохожая на других гравюра, отличающаяся «от классической гравюры, как живописное полотно от карандашного рисунка». Благодаря тому, что книга может помочь читателю совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени, переход из ХIХ века в ХХ осуществляется легко, и читатель уже знакомится с Златоустовским краеведческим музеем, где хранится самая большая коллекция оружия [5, с. 23].
Детский писатель Тамара Михеева выросла в небольшом городе Усть-Катав. Как и многие города нашего края, Усть-Катав известен своим заводом. Оказывается, что тут делают трамваев больше, чем в других городах России. Отсюда и второе имя города «трамвайная столица». Глава, посвященная Усть-Катаву, называется «Трамвайная столица». Тамара Михеева подчеркивает, что Усть-Катав живет не только производством трамваев, в этом небольшом городе есть народный театр, которому более ста лет. Главная его особенность – это актеры: на самом деле театр самодеятельный, а потому все артисты – обычные рабочие: врачи, продавцы, инженеры и т.д. Рассказывая о своей малой родине, Т.Михеева не скрывает своей любви к ней: « Усть-Катав – очень красивый город; «Леса … очень щедрые, чего в них только не растёт»; «Юрюзань «осталась такой же красивой и гостеприимной».
В рубрике «интересно» Тамара Михеева разместила стихотворение своей сестры Натальи Михеевой. Посвященное Усть-Катаву, оно наполнено большой любовью автора к небольшому провинциальному городку. Говоря о природе, Михеева употребляет эпитеты «тополь-крепыш», «красавицы-сосны», «беспечные сосны», «мудрые горы», В этих образах угадываются приметы малой родины. С помощью эпитетов «кривые заборы», «пыльная ласка полей» писательница рисует скромную, простую красоту близкого сердцу места.
Детская писательница Марина Юрина повествует об озере Тургояк, которое называют порой младшим братом Байкала». Автор подчеркивает, что Тургояк из-за своей воды, которую отличает исключительная чистота, близкая по качеству к байкальской, был включен в список ценнейших водоемов мира, и является одним из чистейших водоемов Челябинской области.
Журналист и писатель Андрей Ядрышников является автором очерка, посвященного Челябинску. Он сосредотачивает внимание на ярких станицах истории города, останавливает внимание на датах, когда происходили события. В 1736 году на этой земле царил настоящий хаос: постоянные набеги киргизов, которые грабили все, что попадалось им на глаза. Вот императрица и наказала, чтобы поставили крепости, и с них следили за жизнью населения, чтобы порядок был в общем. А уже в 1781 указом Екатерины II крепость получила статус города и герб с изображением верблюда, который символизировал прохождение торговых путей через наш город [1, с. 8].
В ХХ веке Челябинск благодаря большому количеству заводов стал индустриальным центром. Неоспоримы заслуги нашего родного города перед Россией. За время Великой Отечественной войны Челябинск дал фронту 16323 танка, за что обрел трудовую славу, и новое имя – Танкоград. Одна из визитных карточек города – памятник «Орленок». Автор вспоминает: «Во времена моего детства возле «Орлёнка» проходили торжественные приёмы школьников в пионеры». Другой памятник был установлен к 30-летней годовщине Великой Победы на мясной площади: «был торжественно открыт «Памятник добровольцам-танкистам», символизирующий единение фронта и тыл. Читатель постепенно расшифровывает смысл заглавия: «Крепость «Танкоград» – город, который помог выстоять стране во время тяжелых испытаний.
Экскурсию по самому загадочному месту Урала – Аркаиму проводит Светлана Лаврова. Поселение является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником. Аркаим считается «осколком» древнейшей цивилизации, древнейшей обсерваторией, и прародиной ариев, и одним из самых загадочных мест России. С.Лаврова, конечно, не могла обойти вниманием самую интригующую легенду – легенду о древнейшей цивилизации на Земле. Предполагается, что в Аркаиме зародились арийцы, и что спрятана тут их древняя обсерватория, а потому Аркаим называют «колыбелью человеческой цивилизации». Светлана Лаврова отмечает, что побывать в Аркаиме будет интересно каждому: «Если ты интересуешься историей, то сходи на древнее городище или в курган Темир. Если ты интересуешься астрономией, то считается, что Аркаим – это древняя обсерватория ариев, предков многих народов… Если тебя увлекают экстрасенсы, эзотерики, современные колдуны, то здесь ты встретишь много единомышленников – Аркаим очень хорошее место для подобных занятий. Если тебе нравится биология, то здесь ты увидишь растения, которых больше нигде нет». Мне близок по духу Гимн Уралу автора Аси Горской:
Ася Горская
Гимн Уралу
Мой край. То нежный, то суровый,
С годами ставший дорогим,
Прими возвышенное слово,
Тебе пою я этот гимн.
Ты, словно друг, соединяешь
Восток и Запад меж собой
И над равнинами взлетаешь
Хребтами в дымке голубой.
Горит закат в озёрах синих,
И в домнах плавится металл.
Тебя взрастила мать Россия,
А силу дал отец Урал.
Святую память Танкограда
Ты сквозь историю несёшь.
В твоих горах такие клады…
А на полях такая рожь…
В тебе – рожденье новой эры
И Аркаима тайный свет.
Народа мужество и вера –
Свидетельство твоих побед.
Моя малая родина - Южный Урал богат множеством полезных ископаемых, по этой причине здесь построено огромное количество заводов. Мы знаем, что наш Южный Урал – это промышленный край России, особенно здесь развита металлургия. Однако на этом достоинства нашего края не заканчиваются, и каждый, кто побывал на Южном Урале, готов это подтвердить и рассказать о «своем» Урале.
Глава 3. Культурное и духовное наследие Южного Урала
Уникальные природные феномены Южного Урала уже не один год сражаются за честь попасть в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Пока ученым удалось лишь договориться о включении южноуральских достопримечательностей в туристический маршрут ЮНЕСКО. В 2017 году краеведы выпустили более 15 альбомов на русском и английском языках о самых красивых объектах в Челябинской области. Рассмотрим самые живописные объекты культурного наследия Южного Урала [9, с. 88].
1. Остров Веры. Остров на озере Тургояк в Миассе интересен туристам благодаря мегалитам, по-другому каменным гробницам, энеолитической эпохи. Ученые относят сооружение к IV тысячелетию до нашей эры. Самый большой мегалит размерами 19 на 6 метров представляет собой каменную конструкцию, врезанную в скальный грунт и перекрытую массивными каменными плитами. Стены сооружения выполнены методом сухой кладки из массивных каменных блоков. Мегалит состоит из трех камер и соединяющих их коридоров (рисунок 1). В двух камерах мегалита обнаружены вырубленные в скале прямоугольные ямы. Зафиксирована связь постройки с основными астрономическими направлениями. Предварительно сооружение интерпретируется как храмовый комплекс. Отметим, что на всех мегалитах острова Веры зафиксированы направления, связанные с точками восхода и захода солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Отличительной чертой мегалитических сооружений является их зрелищность. Монументальные каменные скульптурные изображения голов животных не имеют аналогов в России и Европе.
Рисунок 1 − Мегалит на острове Веры
2. Саткинские Пороги. Одно из живописнейших мест Южного Урала — Урочище Пороги — находится рядом с деревней Пороги Саткинского района. Однако порогов в привычном понимании там не найти. Пороги с большими перепадами высот и водопадами были на этом участке реки Большая Сатка раньше, до сооружения плотины гидроэлектростанции. Отсюда и появилось такое название.
Раньше место пользовалось дурной славой. На речных порогах время от времени гибли люди. Среди местных жителей бытовали легенды, согласно которым тут жили черти. А находившуюся здесь ранее яму называли «Чертовой». Старинная плотина была построена в начале прошлого века (рисунок 2). Теперь Пороги являются памятником индустриального зодчества. Образованный плотиной живописный пруд находится между двух хребтов, поросших хвойным лесом и открывающих туристам великолепные пейзажи.
Рисунок 2 − Старинная плотина была построена в начале прошлого века
3. Игнатьевская пещера (рисунок 3). Это крупная известняковая пещера на берегу реки Сим в южной части Уральских гор близ села Серпиевка. Свое современное название Игнатьевская пещера получила по имени старца Игната, который по легендам жил в пещере в 19 веке. Именно здесь находится «картинная галерея» древних людей эпохи палеолита − всего около 40 групп рисунков. Этой наскальной живописи, по оценкам специалистов, уже 14 тысяч лет. На стенах довольно реалистично изображены быки, мамонты, сцены охоты на них, а также нерасшифрованные пока геометрические символы. Подобных пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России только три [10, с. 45].
Рисунок 3 −Игнатьевская пещера
4. Пещерный комплекс Сикияз-Тамак. В переводе с башкирского языка означает «долина цветочной пыльцы». Комплекс представляет собой 42 подземные полости, расположенные в береговых скалах реки Ай в Саткинском районе. В 14 из них найдены археологические материалы семи исторических эпох: от древнего каменного века до средневековья. Кроме того, там впервые встретились хорошо сохранившиеся изделия из дерева, а также найдены захоронения пещерного человека. Пещеры Сикияз-Тамакского комплекса, вероятно, служили не только жилищем древних людей, но и местом совершения культовых обрядов и местом захоронения умерших сородичей. Не исключено, что здесь был ремесленный центр гончарного производства и металлообработки. Вполне вероятно, что там был и базовый охотничий лагерь.
Помимо исторической значимости, территория является своеобразным природным резерватом, где редкие виды животных и птиц имеют высокую численность и ведут образ жизни, соответствующий их экологическим потребностям. Природа здесь создала естественный музей, в котором тесно переплелись ландшафт, растительный и животный мир и следы пребывания древних людей.
Из всех пещер Урала там заложен самый глубокий шурф, в котором найдены кости животных всех природно-климатических зон региона от тундры до степи, в том числе ископаемых: мамонт, шерстистый носорог, широкорогий олень, первобытный бизон, пещерные медведь, лев, гиена [5, с. 12].
Рисунок 4 −Пещерный комплекс Сикияз-Тамак
5. Аркаим. Природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим» является укрепленным поселением эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до нашей эры. Он расположен на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка 2 км к юго-востоку от поселка Александровского Кизильского района. Там находится более 70 археологических памятников различных эпох. Среди объектов исторического парка есть восстановленные древние памятники, спасённые от разрушения и привезённые из разных районов Южного Урала, а также достоверные реконструкции древних хозяйственных и культовых сооружений.
Рисунок 5 − Аркаим
Во время экскурсий можно посетить реконструированное жилище каменного века, побывать внутри модели аркаимского дома в натуральную величину, в реконструированной погребальной камере «царского» кургана скифо-сорматской эпохи, увидеть средневековые курганы, каменные изваяния и модели древних захоронений. Аркаим называют «местом силы» и «колыбелью человеческой цивилизации» Заповедники и национальные парки занимают на территории Челябинской области почти 200 тысяч гектаров, свыше 500 тысяч га приходится на охотничьи и ботанические заказники, еще 184 тысячи га занимают ботанические памятники природы, в том числе 20 островных и ленточных боров. Всего под охраной находится около 1 млн гектаров земель, что составляет более десятой части области.
Челябинская область – территория многонациональная. При этом эксперты всегда отмечали, что мы умеем жить в дружбе. В добрососедстве на Южном Урале проживают представители разных национальностей и конфессий, а в городах мирно уживаются прихожане православных храмов и мечетей. Результаты последних социологических исследований в области показали, что около 70 процентов южноуральцев считают себя православными, 12 процентов исповедуют ислам, остальные религиозные течения набрали около одного процента.Всем миром строится и главный храм Южного Урала – кафедральный собор в Челябинске (рисунок 6). За основу проекта был взят вариант Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. По проекту общая высота по кресту на главном куполе составит 67 метров. Собор войдет в пятерку крупнейших храмов России.
Рисунок 6 − Кафедральный собор в Челябинске
Сегодня на территории Южного Урала зарегистрировано 109 мечетей. Больше всего мусульманских храмов расположено в Кунашакском районе. Как и среди православных храмов области, среди мечетей есть необычные культовые здания, поражающие своей архитектурной композицией или историей. Так, высота минарета Соборной мечети, расположившейся на привокзальной площади в Кыштыме, достигает 33 метров (рисунок 7). Ее металлические купола покрыты под золото нитридом титана – антикоррозийным покрытием, впервые использованным в атомной отрасли. Купола заказывали в Трехгорном – в единственной в России мастерской по работе с нитридом титана [12].
Рисунок 7 − Минарет Соборной мечети в Кыштыме
Памятником архитектуры 19 века является Соборная мечеть в Челябинске. Ак-Мечеть, или, как ее еще называют «белая мечеть», расположена она в историческом центре Челябинска на улице Елькина (рисунок 8).
Рисунок 8 − Ак-Мечеть - «белая мечеть» в Челябинске
Культовых сооружений других религиозных традиций на Южном Урале уже гораздо меньше. Так, католический костел и синагога присутствуют на территории региона в единственном числе. Оба здания находятся в областном центре. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии расположен в Металлургическом районе. Молельный дом иудеев – синагога – разместился в центре города на улице Пушкина, это здание помимо всего прочего является объектом культурного наследия регионального значения.
Рисунок 8 − Молельный дом иудеев – синагога в Челябинске
В Челябинске живет интересный человек - художник Александр Косминский. Много месяцев в году он проводит в горах Урала и Алтая, рисует природу: горы, лес, озера - то что его вдохновляет. Александр Косминский не только художник, но и философ. Духовное значение Урала по мнению А. Косминского в том, что Уральский хребет, протянувшийся от Ледовитого океана до степей Средней Азии и отдельными оазисными горнообразованиями в степях Казахстана до отрогов Алтая является планетарным позвоночником для Евразийского материка и символизм разделения по нему на Европу и Азию далеко не случаен. По Уральскому, а лучше сказать в данном случае, Становому хребту течёт жизнедательная энергия по трём каналам, соответствующим позвоночнику в человеке – Три Столба энергии - Идала, Пингала и Сушумна, которые в свою очередь являются выражением трёх тел: физического, эфирного и ментального. Десятки тысяч лет назад Арии, для которых Урал был эпицентром физической и духовной жизни наработали по Уральскому хребту с Севера на Юг семь Основных Городов Света и заложили магниты ещё в сорока двух местах, соответствующим в эфирном теле человека.
Арии, будучи генотипом Пятой Расы, создали матрицу духожизни нашей расы, проявляющей по по мере раскрытия и оживления этих самых городов Света и магнитов по периферии Уральских гор. Священным центром их жизни и деятельности был Север Урала в районе горы Маньпупуньёр, где им были выданы космические знания в форме Вед. Через Матерь Мира – царицу элементальных миров, для которой этот район является сферой проявления надземной Шамбалы (рисунок 9)[13].
Рисунок 9 − горы Маньпупуньёр
На Южном Урале откровения чувствознания были преобразованы в Духожизнь Шамбалы – Планетарного Духовного Центра, откуда Арии тремя потоками излились в разные места планеты, образовав очаги Новой Цивилизации,связующим элементом которой был язык Ариев, выражающий мироустройство. Остатки его в большой или меньшей степени сохранились во всех языках Мира, а Славянские языки стали его приёмниками. Это был первый импульс Духожизни Арийской Расы, выражаемый через чувственно-интуитивную сферу. Сейчас раса готова для следующего толчка из того же эпицентра, который выразил себя через Огонь Духознания.
Импульс проявления даёт сердечная чакра, Планетарным соответствием которой служит гора Ицил на Южном Урале, Престол Богородицы, Царицы Мира, изливающей откровение на физический план. После чего два потока должны соединиться через антахкарану – радужный мост - Новая Земля и Новое Небо – Новый план материального Мира.
Богатая история Южного Урала, это прежде всего люди. Ставшие известными здесь, много сделавшие для развития края. Чьи судьбы вольно или не вольно переплелись с этой местностью. Заводчики Демидовы, Твердышевы, Мясниковы и Бекетовы. Бунтари Пугачев, Салават Юлаев и Батырша. Государственные мужи Аносов, Неплюев. Талантливые инженеры Умов, Гарин-Михайловский и ШУппе. Выдающийся мастеровой Иван Бушуев и ученый Игорь Курчатов. Великий писатель Сергей Аксаков и художник Михаил Нестеров.
Это и выдающиеся деятели науки, искусства, спорта, родившихся на Урале:
1. Единственная 6-кратная олимпийская чемпионка в истории конькобежного спорта Лидия Скобликова родилась в городе Златоусте. Ее спортивное прозвище стало названием ледового дворца спорта в Челябинске − «Уральская молния».
2. Иван Ползунов (14 марта 1728 − 27 мая 1766) − русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.
3. Эрнст Неизвестный (9 апреля 1925− 9 августа 2016), российский скульптор.
4. Сергей Аксаков − автор сказки «Аленький цветочек» — тоже родился на Урале, в Уфе, в 1791 году.
5. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк (25 октября 1852 — 2 ноября 1912).
6. Чемпион мира по боксу Костя Цзю родился 19 сентября 1969 года в Серове. А спортивная карьера началась в секции ДЮСШ в 9-летнем возрасте.
7. В 1956 году в Челябинске родился уральский бард − Олег Митяев.
8. Лауреат Нобелевской премии Константин Новосёлов родился в 1974 году в Нижнем Тагиле. Учился в лицее №39. В 1991 году Новосёлов был принят в Московский физико-технический институт (МФТИ) на факультет физической и квантовой электроники. Любопытно, что незадолго до этого он получил «тройку» на вступительном экзамене по математике в Нижнетагильском политехническом институте.
Знаменитые, известные люди Южного Урала делают наш край известным по всей России и даже миру. Это и писатель Сергей Довлатов, музыкант Владимир Спиваков и многие другие [12].
Знаменитые люди Южного Урала это такое же наше достояние, как золото, как вообще полезные ископаемые, что у нас есть. Только в отличие от них, этот клад возобновляется и живет в памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многим известно, что Южный Урал имеет просторы, на которых раскинулись леса, поля и луга, покрытые многообразием земных цветов, озера, впитывающие синеву неба, вьющиеся реки. Но помимо необыкновенных красот наша земля богата и удивительными историями и традициями. Как известно, на Южном Урале расположено множество городов, и у каждого есть своя особенность. Рассказывая об Урале, писатели совершают путешествие не только в пространстве, но и во времени. Описывая историю основания города или какое-то знаменательное событие в жизни города, автор постоянно перемещается из одного времени в другое. Южный Урал – это территория, на которой живут удивительные мастера своего дела: в Касли, в Усть-Катаве, в Златоусте, в Челябинске. Создавая такой образ, писатели ориентируются, во-первых, на собственные впечатления (Елена Ленковская, Татьяна Михеева, Андрей Ядрышников), во-вторых, на образы, имеющиеся в литературе (сказы Бажова оживают благодаря Ленковской), в-третьих, на устное народное творчество (легенда о бае оживает в рассказе о Каслях, легенды о Пугачеве – в путешествии по Усть-Катаву, легенда о Вере – в повествовании о Тургояке).
В Челябинской области насчитывается более двух тысяч памятников, ансамблей и достопримечательных мест, из них 764 объектам присвоен статус памятника истории и культуры. Девять городов Челябинской области включены в список исторических населенных пунктов (Челябинск, Верхнеуральск, Златоуст, Касли, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Троицк).
Наиболее многочисленным видом историко-культурного наследия являются объекты археологического наследия, которые выделяются большим количеством редких для территории России, зрелищных и высокоинформативных памятников: многочисленные стоянки человека каменного века, Аркаим и «Страна городов», Игнатиевская пещера с рисунками эпохи палеолита, достопримечательное место «Остров Веры», Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, Большеаллакский археологический комплекс, погребальный комплекс «Кесене», древние писаницы на реках Уфа, Ай, Юрюзань. Особой гордостью является уникальный природно-ландшафтный комплекс - живописные горы и озера, лесные массивы, карстовые пещеры и природные целебные источники. Моя исследовательская работа сродни путеводителям: информация носит справочный характер, излагается бесстрастно; она может послужить подсказкой при организации Вашей поездки в мой любимый Южный Урал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Есин, А.Б. Лирика // Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта, 2002. – С. 213-218
Капитонова, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова. – Челябинск : Абрис, 2008. – 111 с. – (Познай свой край; Вып.
Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями.[Текст] / Колл. авт. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2011. – 128 с.
Литература России. Южный Урал : хрестоматия для 10–11 кл. / Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева, Л. И. Стрелец. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2004. – 447 с.
Литература Урала. Детская литература Челябинска: самобытность и традиция / [ред.: А. М. Гильдина]. – Челябинск : Рекпол, 2006. – Кн. 1: Статьи, доклады. – 2006. – 152 с. : ил.
Магнитогорск : крат. энцикл. / редкол.: Б. А. Никифоров (гл. ред.) [и др.]. – Магнитогорск : Магнитог. Дом печати, 2002. – 559 с.
Писатели Челябинской области : биобиблиогр. справ. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Информ.-библиогр. отд.; сост. В. В. Ильина. – Челябинск, 1992. – 255 с.
Современный литературно-библиограф. справ. / сост.: К. Макаров, Н. Пикулева. – Челябинск : Издат. дом «Светунец», 2005. – 318 с. Хрестоматия по литературе родного края : 1–4 кл. / сост.: А. Б. Горская [и др.]. – Челябинск : Взгляд, 2002. – 351 с.
Челябинск : энциклопедия / сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Изд. испр. и доп. – Челябинск : Камен. пояс, 2001. – 1075 с.
Челябинская область: энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др]. – Челябинск : Камен. пояс, 2003–2007.
Чернец, Л.В., Семёнов, В.Б., Скиба, В.А Школьный словарь литературоведческих терминов / Л.В. Чернец, В.Б. Семёнов, В.А.Скиба. – М.: Просвещение, 2005. – С.114 –116.
http://pisateli.ch–lib.ru/ Писатели земли уральской https://sites.google.com Литература Южного Урала