В седьмом классе мы писали изложение, где давали сравнительную характеристику отца и сына из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Меня удивило описание мальчика со «светлыми, как небушко, глазами», но больше всего поразила внешность главного героя, у которого «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».
Я решила посмотреть фильм режиссера Сергея Бондарчука, снятый по мотивам рассказа Шолохова. Он оставил у меня неизгладимое впечатление. После просмотра продолжаешь вспоминать некоторые эпизоды.
Андрей Соколов воплотил в себе лучшие черты русского характера. Через всю войну он пронес чувство ожидания встречи с родными: каждую ночь, находясь в плену, ему снились жена и дети, а когда главный герой возвращается в родной город, то находит лишь бомбовую воронку.
Ни голод, ни тяжелая физическая работа не смогли сломить его внутренний нравственный стержень. Вспоминается эпизод в церкви, когда один из пленников говорит другому, что на следующий день во время проверки, есть ли комиссары, коммунисты или евреи, Крыжнев (так звали предателя) обязательно выдаст своего молодого командира: «Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя!» И мерзко Соколову становится за то, что он придушил «гада ползучего», да еще и в церкви.
Тяжело рассказывать главному герою и о неудавшемся побеге из плена, и о замученных друзьях-товарищах, которые погибли в лагерях: «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…» И нам, зрителям, становится трудно дышать, видя все зверства фашистов. Вот как говорит герой: «И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево».
Вспоминается эпизод в лагере под Дрезденом, когда Соколова вызвали к коменданту лагеря. Попрощался он со своими товарищами, так как знал, что ничего хорошего не будет, приготовился к смерти. С восхищением мы смотрим, как главный герой отказывается пить за победу немецкого оружия и с каким достоинством принимает стакан за свою погибель. Гордимся его поступком, когда, добравшись до барака, перед тем, как упасть, отдает товарищам подарок коменданта (хлеб и сало) и произносит: «Всем поровну!»
И вновь режиссер фильма заставляет нас переживать, когда Соколов угоняет машину с немцем инженером за линию фронта. Несмотря на разрывающиеся снаряды, он едет к своим, к нашим, к русским!
С чувством горечи видим мы, как потерял главный герой надежду на будущее: его сын Анатолий, ставший в свои молодые годы капитаном, командиром батареи, погиб от снайперской пули в последний день войны.
Казалось бы, всё! Жизнь закончилась, радости больше нет, идти некуда! Но судьба дает русскому человеку новое испытание. Беспризорный мальчик Ваня становится родным Соколову. Конечно, мы понимаем, что в то время, когда нечего было надеть, нечего было есть, усыновить ребенка – это большая ответственность. И вновь не может русский человек пройти мимо чужого горя.
Мне кажется, автор не зря изобразил мальчика со «светлыми, как небушко, глазами», он становится олицетворением будущего, а главный герой – тяжелого военного прошлого.
Фильм С.Бондарчука заставляет нас задуматься о жизни, о перипетиях судьбы, о человеческом предназначении, о связи человека и его Родины. Мы не должны забывать страшные страницы Великой Отечественной войны, должны помнить тех, кто воевал ради нашего счастья, ради мирного неба над головой.