Введение
Творчество великого русского поэта Сергея Есенина и Народного поэта Башкортостана Мустая Карима на протяжении многих лет вдохновляет и будет вдохновлять людей всех возрастов. Их творчество – это художественная философия. Изучая на уроках литературы лирику этих писателей, я задался вопросом о том, что помогло сформироваться им, никогда не бывшим знакомыми и родившимся в абсолютно разные эпохи, в качестве поэтов. Проследив некоторые факты их биографии, сделал вывод: это поэты российских глубинок. Мне захотелось сопоставить, а именно проследить использование эпитетов в творчестве поэтов, выявить сходства и доказать, что эпитеты ярко отражают своеобразие лирики, особенности языка и стиля поэтов.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, уважением и любовью к творчеству Мустая Карима и Сергея Есенина, во-вторых, необходимостью исследования Есенинских традиций в творчестве народного поэта Башкортостана Мустая Карима.
Степень изученности.
Жизненный путь и литературное наследие Мустая Карима изучено в трудах таких авторов, как К.Ахиярова [1], И.Валеева [3], М.Ломуновой [10], Сергея Есенина Кателиной [7].
Цель исследования: проследить Есенинские мотивы в поэзии Мустая Карима.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Используя тексты стихотворений, выявить характерные общие особенности в стихотворениях Сергея Есенина и Мустая Карима.
2. Определить Есенинские традиции в лирике Мустая Карима.
Объектом исследования является поэзия Мустая Карима и Сергея Есенина.
Предмет – Есенинские традиции в лирике Мустая Карима
Научная новизна работы заключается в актуализации изучения жизни и творчества народного поэта Башкортостана Мустая Карима и великого русского поэта Сергея Есенина, их взаимосвязи.
Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках русского языка и литературы при изучении творчества Мустая Карима, Сергея Есенина, уроков МХК, ОДНК НР, а также при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, при выполнении творческих работ.
Глава 1. Нет поэта без Родины… Поэты российских глубинок.
Сергей Есенин и Мустай Карим… Они никогда не были знакомы. Они родились в разные эпохи истории нашей страны: один – в царской России в 1895 году, другой – в Советской в 1919 году. Между этими эпитетами есть нечто общее, являющееся дорогим и важным для человека, - это родина. Родная природа, деревенский уклад жизни, фольклорные традиции – вот, что окружало их с самого детства, они словно были «взращены» самой природой, прекрасными деревенскими пейзажами, оставившими глубокий след в душе поэтов.
«Я последний поэт деревни…» На родине Сергея Александровича Есенина.
Сергей Есенин родился 3 октября 1925 года в селе Константиново Рязанской губернии. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека зажиточного и предприимчивого. В ранние годы ему выпало счастье жить среди коренных русских пахарей, знающих цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. От вечного труженика – крестьянина передалась будущему поэту привязанность к родной земле, её озёрам и рощам, рассветам и закатам. Из окон с голубыми ставнями бревенчатого домика были видны заливные луга без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собой закрадывалась в душу юного Есенина и укреплялась там беспредельной любовью к России.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
(«Низкий дом с голубыми ставнями...» 1924 г.)
Критика отмечала, что в Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками, что для Есенина нет ничего дороже родины.
1.2. «Земля, воспетая поэтом» – родина народного поэта.
Мустафа Сафич Каримов (Мустай Карим) родился в крестьянской семье 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан. Недалеко от берегов красавицы Демы, у подножия большого холма, напоминающего грудь башкирского богатыря, раскинулась эта деревня.
Где я рос, где течет полноводная Дема,
Где кукушка кукует, где эхо в горах,
Вторит гулу дубравы и грохоту грома –
Там, где рос я, где льется спокойная Дема.
Детство поэта прошло в большой дружной семье, где каждый оставил после себя что-то особенное. «Детство – говорил М.Карим, – я сравнивал бы с порой весенних теплых дождей. Чем дольше стоит солнечная весна, там щедрее расцветает земля!»
Говорят, что – это утро,
Свет зари, плывущей над тобой.
Сказочный, прозрачный, голубой.
Детство – ежечасное открытие,
Детство – неустанная мечта,
То шагнет вперед, как лев бесстрашный,
То зайчонком – прыг из- под куста!
Не сочтешь на небе звезд счастливых.
Я тебе, мальчонка, говорю:
Твой погожий вечер предвещает
Золотую добрую зарю!
Родная природа, привязанность к родной земле, родная речь – вот, что окружало обоих поэтов с самого детства.
Глава 2. Их лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине.
2.1. Отражение темы любви к Родине в эпитетах.
В своей лирике Сергей Есенин выражал свою любовь к родине. Поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». У Есенина Родина – это храм, где каждый способен вернуться к духовным истокам. Поэт невероятно трогательно показывает красоту Руси, доброту людей, веру в Бога. Он ценит русскую деревню, играет с цветами. Русскую землю автор видит чистой, синей.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза. («Гой ты, Русь, моя родная»)
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес. («Топи да болота»)
В лирике Мустая Карима нашли отражение вечное движение жизни, непреходящие нравственные ценности. Дорог ему отчий дом, память о родителях. Родина – это «домик неприметный на тихом дальнем берегу». В традициях Сергея Есенина строки, посвященные родной стороне, пропитаны любовью и верой:
И пусть немного
В нем огней, –
Нет в мире
Домика светлей!
Его черемуха накрыла,
Склоняется за гроздью гроздь…
А он из четырех окошек
Как будто видит мир насквозь.
Любовь к Родине, родному краю — лейтмотив лирики обоих поэтов. Это нашло свое отражение и в эпитетах:
У Есенина |
У Мустая Карима |
Русь родная |
земля любимая, чудесная земля |
край родной |
край родной, |
родные поля |
родные дали, |
край родимый, родимые места |
родная сторона |
Родина любимая, земля любимая, любимые края |
край любимый, о родине милой, |
отчий край, отчий кров |
огни родной земли |
Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля.
На зорьке тихо-тихо солнце ясное встает,
Как белый лебедь, Ак-Идель плывет!
Башкортостан – родная сторона,
Она добром и солнцем полна.
Звонят Уральским золотом мои поля,
Поет моя любимая земля! (« Башкортостан – чудесная земля»)
2.2. Слияние темы любви к родине в поэзии Сергея Есенина и Мустая Карима с темой природы России.
Тема любви к родине в поэзии Есенина и Мустая Карима сливается с темой природы России. По – настоящему художественны в их стихах эпитеты, без которых мы не можем представить поэзию мастера художественного слова.
Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Каждый раз, когда поэту было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России. При помощи разнообразных эпитетов он рисует картины природы всех времен года. Эти картины - отдельные штрихи природы - типично русские, необычные: Россия полевая, рязанское раздолье, золотые снопы, рыжие стога, белые березы, рябина красная, черемуха душистая, голубая полынь, августовская прохлада, снеговое раздолье, воробышки игривые и другие.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть. («Отговорила роща золотая...» )
Продолжая традиции Есенина, Мустай Карим воспевает родные башкирские просёлки, где «соловьиные ночи пахнут мятою», цветут вишни и играют гармони. Это доподлинные художественные образы, какими раньше были есенинские берёзки и тальянки. Березка, уголок, просторы, озера и реки – вот слова, которые часто встречаются в их стихах. Вот некоторые эпитеты: соловьиный край, цветы полевые,небо синее, широкие просторы, ночью звёздною, безбрежные мечты, серебряная трель. Один из основных особенностей его лирики – воспевание малой Родины, именно не России – Башкирии:
Башкортостан - мой край родной!
Горжусь твоею красотой!
Я с детства так люблю
Твои бескрайние поля,
Твои широкие просторы,
Озера, реки, лес и горы.
Люблю цветущий летний сад,
Травы покосной аромат.
Люблю осенний листопад.
И легкий ветер, розовый закат.
(«Башкортостан - мой край родной»)
Башкортостан — мой край родной!
Сердцу милый уголок!
Вспоенный ключевой твоей водой,
Слагаю о тебе я эти строки.
Доверительная интонация, точный, сочный язык делает стихи зримыми, ощутимыми, осязаемыми. В них ощущается запах свежего сена, аромат цветущего летнего сада и полевых трав. Поэт будто разговаривает один на один со своим сверстником о самом важном, самом сокровенном. В стихотворениях также звучит тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях.
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Moй соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
Любовь к Родине – радость и смысл жизни Мустая Карима, его творчества.
Знай, для корней моих ты – влага,
Для листьев – свет, суть бытия…
Я без тебя убог.
Ты – благо, Ты – сила!
Без тебя – ни шага
Не сделать мне, земля моя! (…Мой край, возлюбленный навеки, 1967)
Заключение
В ходе проведённого нами исследования мы рассмотрели одну из основных, на мой взгляд, тему творчества двух выдающихся поэтов – тему любви к Родине, родному краю. Нам удалось найти много общего в лирике Есенина и Мустая Карима, увидеть Есенинские традиции в лирике Мустая Карима:
- истоки творчества, уходящие в детство поэтов – в их родные края, отчий дом, красоту родных пейзажей;
- тему природы, органично сочетающуюся и неразрывно связанную с темой Родины;
- отражение своеобразия лирики, особенности языка и стиля поэтов в разнообразии используемых ими эпитетов;
Эпитеты выполняют в лирике Сергея Есенина и Мустая Карима очень важные идейно-художественные функции: ни служат созданию яркой образности, эмоциональному выражению мыслей и чувств поэтов.
Думаю, что Мустай Карим является продолжателем традиций Есенина. Чувство Большой родины у обоих поэтов опирается на чувство малой родины, то есть тех мест, где родился и откуда начал свой путь.
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы изучения творчества поэтов. Я думаю, исследования в этом направлении могут быть продолжены.
Литература
1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа, 2000
2. Ахияров К.Ш., Якупов К.А. Мустай Карим – поэт, педагог, патриот. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. – 142 с.
3. Валеев И.И. Мустай Карим – явление мировой культуры: В двух томах.Т.I – Уфа: ИздательствоАН РБ: Гилем, 2007. – 476с.
4. Полное собрание сочинений С.Есенина в шести томах.-М.:Худ.лит.,1977
5. Есенин С.А. Избранное. – М.: «Художественная литература», 1985
6.. Есенин С. Поли. собр. соч.: В 7 т. Т. 2, 6. - М.: Наука-Голос, 1999.
7. Кателина Л.С. «О Русь, Малиновое поле…» Эпитеты в лирике С.Есенина. Русская речь. -1988.
8. Карим М. Жизнь и творчество. Уфа: Китап, 2000.
9. Карим М. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Стихотворения, поэмы, сказки, трагедии. Пер. с башк.
10. Ломунова М.Н. Мустай Карим: Очерк творчество. – М.: Худож.лит., 1988. – 208 с.
11. Хусаинов Г.Б. Карим Мустай / Г.Б. Хусаинов// Башкортостан: краткая энциклопедия. – Уфа: Науч.изд-во «Башкирская энциклопедия. 1996. 376 с.
12. Интернет-ресурс «Стихи.ру» - https://www.stihi.ru