ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.В учебном процессе МОУ Лицей №8 «Олимпия» при изучении бега на короткие дистанциибольшое внимание отводится физической подготовке (5, 10). Высокий уровень развития скоростных способностей и спринтерской выносливости, главным образом, определяют достижение результатов в беге на короткие дистанции. Большинство авторов (10, 13, 15, 20, 26, 30, 38) рассматривают вопросы развития скоростных способностей у юных спортсменов, и только отдельные специалисты (20, 27, 33) характеризуют данную проблему в процессе учебных занятий в школе. Вместе с тем, тренировочный и образовательный процессы по-разному накладывают отпечаток на возрастные особенности развития максимальной скорости бега и спринтерской выносливости.
К сожалению, взаимосвязь показателей скоростных способностей учащихся с уровнями развития спринтерской выносливости, недостаточно полно раскрыты в доступной литературе, особенно у учащихся МОУ Лицей №8 «Олимпия», не выявлена оптимальная структура взаимосвязи данных показателей. В основном все рекомендации специалистов выявлены на юных спортсменах, а технология развития скоростных способностей учащихся МОУ Лицей №8 «Олимпия» практически не разработана.
Необходимы новые экспериментальные данные значимости показателей скоростных способностей в беге на короткие дистанции у учащихся МОУ Лицей №8 «Олимпия». Тем более, что с введением сдачи норм ГТО, где возникает необходимость сдачи нормативов бега на короткие дистанции актуальность данной работы только возрастает.
Объект исследования: образовательный процесс по физическому воспитанию учащихся МОУ Лицей №8 «Олимпия».
Предмет исследования: скоростные способности учащихся 5-6 классов в беге на короткие дистанции.
Цель исследования - повысить результативность бега на короткие дистанции у учащихся 5-6 классов Лицея на основе оптимального соотношения их показателей максимальной скорости бега и спринтерской выносливости.
Гипотеза исследования. Результативность учащихся в беге на короткие дистанции существенно повысится, если учитывать:
- возрастную динамику показателей, характеризующих скоростные способности учащихся;
- значимость показателей максимальной скорости бега и спринтерской выносливости в беге на короткие дистанции;
- оптимальное соотношение данных показателей.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастную динамику показателей, характеризующих скоростные способности 10-12-летних учащихся.
2. Определить значимость показателей максимальной скорости бега и спринтерской выносливости, разработать оптимальное соотношение данных показателей в беге на короткие дистанции
Практическая значимость. На основании результатов исследования разработано оптимальное соотношение уровней развития максимальной скорости бега и спринтерской выносливости у учащихся различного возраста, которое способствует повышению результативности бега на короткие дистанции. Полученные данные позволили повысить эффективность подготовки учащихся в беге на скорость.
глава I. Современные представления о физической подготовке учащихся
1.1. Теоретические и методические основы развития
физических способностей учащихся
Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями: «физические», «двигательные», «моторные». (21, 36).
В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого физического качества очень сложная. По мнению специалистов (1, 6, 10, 13, 25, 26, 28, 38), компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. М.А. Годик (13) полагает, что компонентами быстроты являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, способность быстро набирать максимальную скорость, способность поддерживать достигнутую максимальную скорость.
В.И. Лях (21) к компонентам координационных способностей причисляют способность к точному воспроизведению, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и реакции в сложных условиях, способности к согласованию и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц.
Я.С. Вайнбаум (8) выделяет более 10 разновидностей выносливости.
Сложной структурой характеризуются и другие, физические качества: сила, гибкость. Известно также, что у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых названных физических качеств очень различны (9, 11, 15, 16, 19, 23, 41). Поэтому в современной литературе (21, 28) используют термин не физические качества, а «физические (двигательные) способности»: силовые, скоростные, координационные, выносливости и гибкости. Понятие «физические способности» точнее предает смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, что они не одинаково развиты у каждого человека.
В самом общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (11, 14, 17, 24, 33, 39).
В основе неодинакового развития способностей лежит степень разных врожденных анатомических и физических задатков:
- особенности мозга и нервной системы;
- особенности сердечнососудистой и дыхательной систем;
- биологические;
- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани);
- генные.
Пока не создана единая классификация физических (двигательных) способностей человека.
Различаются следующие виды двигательных способностей: специальные, специфические и общие (21, 38). Специальные двигательные способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий. Различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и боксера.
Под общими двигательными способностям следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий (34, 38).
Специальные двигательные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями (36, 39).
В детском возрасте следует выделить два важных положения исследования проблемы способностей (21, 36):
- возможность широкой замены одних свойств другими;
- количественная и качественная оценка двигательной одаренности и двигательных способностей занимающихся.
Под силовыми способностями понимают возможности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают следующие виды силовых способностей: силовые, скоростно-силовые и силовая выносливость (16, 38).
Силовые способности проявляются при мышечных напряжениях, относительно медленных сокращениях мышц, которые преодолевают околопредельные и предельные отягощения (19, 26, 41).
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых требуется и сила, и быстрота движений. (21, 38).
Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в возможности спортсмена противостоять утомлению при осуществлении относительно продолжительных двигательных действий, требующих значительных мышечных напряжений (11, 20, 26).
Количественно силовые возможности оцениваются с помощью специальных контрольных упражнений (13, 32).
Для контроля за силовыми способностями в условиях МОУ Лицей №8 «Олимпия» чаще всего применяют: прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, удержание в висе на согнутых руках.
Проблемы, которые решает учитель физической культуры при развитии силовых способностей (22, 27, 43):
Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата путем использования силовых упражнений.
Развитие силовых способностей всех основных видов.
Удовлетворение личного интереса в развитии силы с учетом двигательной одаренности.
Средствами для развития силовых способностей являются физические упражнения, отягощенные весом собственного тела
Говоря о стратегии развития силовых способностей в школьном возрасте, можно отметить следующее. Наибольший удельный вес (не менее 50 %) должны составлять упражнения скоростно-силовой направленности. Затем динамические упражнения, основанные на выполнении непредельных упражнений (от 50-60 до 75-80% от индивидуально максимальных). Наконец, упражнения для воздействия на силовую выносливость (6, 39).
Проблемы развития скоростных способностей: разностороннее формирование отдельных компонентов быстроты (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных движений) в сочетании с приобретениями двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в школе; максимальное развитие быстроты у учащихся занимающихся видами спорта, в которых скорость реагирования или быстрота действия играют большую роль.
Главная задача по развитию выносливости в школьном возрасте состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности. Базовый уровень развития выносливости у мальчиков 7-17 лет представлен в комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов. Одними из основных являются задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости (22, 24).
Для развития выносливости применяются самые разнообразные по форме физические упражнения (циклические, ациклические, гимнастические, легкоатлетические, игровые и другие). Дополнительными средствами развития выносливости служат дыхательные упражнения, использование факторов внешней среды и другие основы, которые выбирает учитель (3, 22).
На начальных этапах развития выносливости следует постепенно повышать нагрузку на основе метода непрерывного упражнения: скорость бега – от 140-200 м/мин на первых занятиях до 210-300 м/мин через несколько месяцев тренировочной работы (37, 41).
По мнению В.И. Ляха (21), координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательных действий.
Исследования специалистов (21, 36, 37) позволили выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические и общие.
Представления Н.А. Бернштейна (4), В.С. Фарфеля (37), Л.П. Матвеева (25), В.И. Ляха (21) позволили главными критериями оценки координационных способностей считать: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. Все критерии оценки координационных способностей специфично проявляются в различных видах двигательной активности.
Основным методом диагностики координационных способностей являются специфично подобранные двигательные тесты. Для контроля за координационными способностями в условиях школы чаще всего применяют следующие тесты (21, 36):
варианты челночного бега;
прыжки в длину с места из исходного положения спиной и боком к месту приземления;
разность между высотой подскока, стоя на возвышении, и на полу;
три кувырка вперед на время выполнения;
метание предметов правой и левой рукой на дальность;
- метание на точность попадания в цель;
скоростной бег с изменением направления;
подвижные игры.
1.2. Возрастная динамика показателей физической
подготовленности учащихся
Изучение уровня развития физических качеств детей – наиболее решаемая задача по спортивной педагогике (1, 3, 8, 9, 11, 15, 21, 26, 30, 36). Постоянное повышение объема информации, сложность учебных программ, требующих большого количества времени на подготовку уроков, занятия в кружках значительно ограничивают двигательную активность занимающихся. В этих условиях особое значение приобретают систематические занятия физическими упражнениями, которые активизируют работу всех органов и систем, способствуют мобилизации функциональных возможностей организма у детей и подростков. При этом происходит перестройка не только функций отдельных органов и систем, но и взаимоотношений между ними (14, 37, 38).
Физические качества учащихся формируются неравномерно и неодновременно, прирост в различные возрастные периоды неодинаков (15, 21, 30).
В исследованиях (6, 13, 38) показано, что все названные виды скоростных способностей специфичны.
Наиболее ускоренными темпами у мальчиков улучшаются результаты в возрасте 10-12 лет. Скорость бега на короткие дистанции у юношей продолжает улучшаться, но уже не в таком темпе, как в предыдущие годы (15, 38).
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- обобщение передового практического опыта;
- наблюдение;
- контрольные испытания;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Для обследования выбраны тесты, характеризующие уровни развития основных физических качеств. Анализировались результаты следующих тестов:
1. Бег 20 м с ходу
2. Бег 30 м со старта.
3. Бег 30 м с ходу.
4. Бег 60 м.
5. Бег 100 м.
6. Показатель спринтерской выносливости.
Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ Лицей №8 «Олимпия».
глава III. Методика подготовки учащихся в беге
на короткие дистанции
3.1. Возрастная динамика показателей, характеризующих скоростные способности учащихся
Анализ возрастной динамики показателей скоростных способностей учащихся показывает, что в возрастном диапазоне 10-12 лет данные характеристики изменяются неравномерно (табл. 1).
Таблица 1
Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков (юношей)
Возраст, лет |
Кол-во испытуемых |
Тестовые задания |
|||
Бег 30 м, с |
Бег 20 м с ходу, с |
Бег 60 м, с |
Бег 100 м, с |
||
Показатели |
|||||
10 |
22 |
5,87 |
3,30 |
10,82 |
17,40 |
11 |
24 |
5,60 |
3,21 |
10,42 |
16,86 |
12 |
22 |
5,32 |
3,07 |
9,92 |
16,10 |
Результаты бега на 30 м (табл. 2) наиболее существенно изменяются в возрасте 12 лет.
Таблица 2
Динамика возрастных приростов показателей скоростных
способностей учащихся, %
Возраст, лет |
Показатели |
|||
Бег 30 м |
Бег 30 м с ходу |
Бег 60 м |
Бег 100 м |
|
10 |
4,6 |
2,7 |
3,7 |
10,0 |
11 |
5,0 |
4,4 |
4,8 |
6,3 |
12 |
0,8 |
5,2 |
2,7 |
6,7 |
Показатели максимальной скорости бега изменяются специфически: только в возрасте 10-12 лет.
Результаты бега на 60 м улучшается с возрастом.
В беге на 100 м нами выявлены существенный прирост показателей в возрасте 10-12 лет. Отмечается устойчивая позитивная тенденция изменения показателей скоростных способностей.
Эффективность подготовки учащихся в беге на короткие дистанции на основе соотношения развития максимальной скорости бега и спринтерской выносливости.
В эксперименте, который осуществлялся в период сентябрь 2017 г – июнь 2018 г., нами проверялась возможность использования направленных средств подготовки на развитие отстающих компонентов – максимальной скорости бега или спринтерской выносливости. У каждого ученика экспериментальной группы, выявлялась соотношение уровней развития данных характеристик. На основе сопоставления показателей бега на 30 м, бега на 20 м с ходу, бега на 60 м, бега на 100 м.
Учащиеся экспериментальной группы были распределены на три подгруппы: первая – с отстающим компонентом скорости бега, вторая – спринтерской выносливости, третья - с оптимальным соотношением данных характеристик.
Экспериментальная методика подготовки учащихся предусматривала применение на уроках физической культуры разработанных нами средств в виде карточек-заданий, направленных на развитие отстающих компонентов – максимальной скорости бега и спринтерской выносливости. У учащихся с отстающим компонентом максимальной скорости бега использовали карточки-задания (прил. № 1), преимущественно направленные на повышение скоростных возможностей учащихся за счет пробегания коротких дистанций содержащие доминирование коротки отрезков.
У учащихся с отстающим компонентом спринтерской выносливости применяли карточки задания № 2 с преобладание бега на отрезках 60-100 м (прил. № 2). Третья группа занимающихся использовали карточки задания, указанные в приложении № 3.
Кроме направленных карточек-заданий для развития скоростных способностей применлись прыжковые упражнения (прил. № 4). Учащиеся с отстающим уровнем развития максимальной скорости бега применяли прыжковые упражнения продолжительностью 5-6 с, а с отстающим уровнем развития спринтерской выносливости – от 10 до 25 с.
Рис. 5.Динамика показателей соревновательной деятельности за период эксперимента, %
Условные обозначения: 1 - бег 20 м с ходу; 2 - бег 30 м; 3 - бег 60 м; 4 - бег 100 м
За период исследования (рис.5) в контрольной группе несколько улучшились результаты в беге на 30 м, 60 м, 100 м.
В экспериментальной группе изменения данных показателей носят более выраженный характер: время в беге на 30м со старта улучшилось на 7,1% , 60 м – 8,0%, 100 м – 7,9%. Максимальная скорость повысилась на 9,2%.
Эффективность стартового разгона несколько улучшилась только у учащихся экспериментальной группы: разница результатов 30 м со старта и 30 м с ходу в среднем повысилась с 0,69 до 0,71 с. В контрольной группе данный показатель, наоборот, снизился с 0,70 до 0,66 с.
Таким образом, дифференцированная методика подготовки учащихся в беге на короткие дистанции на основе оптимизации соотношения показателей максимальной скорости бега и спринтерской выносливости позволяет улучшать их скоростные способности.
Выводы
1. В возрастном диапазоне 10-12 лет скоростные способности учащихся изменяются неравномерно. Результаты бега на 30 м наиболее существенно изменяются в возрасте 12 лет. В беге на 60 м нами выявлены достоверные изменения показателей в возрасте 12 лет, в беге на 100 м - в возрасте 11-13 лет.
2. Максимальная скорость бега оказывает существенное влияние на результаты бега на 30 м в возрастном диапазоне 10-12 лет, выявлена устойчивая скорость повышения максимальной скорости в беге на 30 м по мере увеличения возраста занимающихся. Показатели спринтерской выносливости не оказывают существенного влияния на результаты бега на 30 м.
3. В беге на 60 м нами выявлены противоречивые взаимоотношения максимальной скорости бега и спринтерской выносливости в возрасте 10-12. В беге на 100 м выявлено также противоречивое взаимоотношение данных характеристик.
4. Дифференцированная методика подготовки способствовала росту результатов в беге на 30м со старта на 7,1%, 60 м – на 8,0%, 100 м – на 7,9%. Максимальная скорость бега повысилась на 9,2%.
Литература
Ахметов С.М. Методика физической подготовленности учащихся в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1996. – 24 с.
Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся МОУ Лицей №8 «Олимпия» // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон. - Сургут: СурГУ. 2000. - С. 5- 7.
Барышева Н.В. Основы физической культуры старшеклассников. - Самара: СГПУ, 1995. – 251 с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 192 с.
Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1987. – 44 с.
Бурханов А.И. Влияние спорта на организм учащихся // Теория и практика физической культуры. – 2005. - № 4. – С. 12-14.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок учащихся. - М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций детей. - Киев: Здоров,я, 1983. – 142 с.
Волков В.М., Ромашов А.В. Лонгитудинальные исследования скоростно-силовых показателей учащихся 11-14 лет // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №7. - С.5.
Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – Киев: Здоров,я, 1981. – 117 с.
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. – 136 с.
Гречко А.С., Хромин В.Г., Соколов Г.Я. Программы по физической культуре для 9-11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири. – 1997. – № 2 (6). – С. 128-137.
Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. – Смоленск: СГИФК, 1997. – 220 с.
Гужаловский А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. , 1979. – 26 с.
Дворкин Л.С., Хабаров А.А. Силовая подготовка учащихся. – Краснодар: КГАФК, 2005. – 236 с.
Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов (педагогические проблемы управления). - М.: Физкультура и спорт, 1972. – 231 с.
Каинов А.Н. Дифференцированная оценка физической подготовленности учащихся: Автореф. канд. пед. наук. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 24 с.
Леонова В.А. Дифференцированный подход к выбору методов совершенствования двигательных качеств учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. – 17 с.
Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М.: Физкультура и спорт, 1974. – 150 с.
Лях В.И. Двигательные способности учащихся: основы теории и методики развития. – М.: Терра спорт, 2000. – 192 с
Манжуров И.И. Основы методики физкультуры в школе. – Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2004. – 220 с.
Масловский Г.А. Теоретические и методические основы использования индивидуально-сопряженного подхода в физическом воспитании и подготовке юных спортсменов: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Минск, 1993. – 49 с.
Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1997. – 70 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 331 с.
Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 279 с.
Новосельский В.Ф. Методика урока физической культуры в старших классах. - Киев: Радяньска школа, 1989. – 127 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – Киев: Здоровье, 2003. – 500 с.
Расин М.С. Педагогические основы подготовки юных спортсменов. – Омск: СГУФК, 2005. – 32 с.
Сальников В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования. – Дис. … докт. пед. наук. – Л., 1994. – 406 с.
Сонькин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности учащихся : Автореф. дис. … докт. биологич. наук. – М., 1990. – 50 с.
Спортивная метрология / Под общ. ред. Зациорского В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
Терехов С.А. Методика воспитания скоростных способностей учащихся старших классов на уроках физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. – 23 с.
Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. - М.: Советский спорт, 1992. – 192 с.
Титлов А.Ю. Факторная структура работоспособности учащихся в зависимости от уровня физической активности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 23 с.
Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1998. – 48 с.
Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. – 206 с.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1987. – 128 с.
Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2005. – 23 с.
Цицирко Л.Ю. Физическая подготовленность учащихся 16-19 лет и пути её совершенствования с учетом типологических различий проявления двигательных качеств: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – С-Пб., 2000. – 20 с.
Чернов Ю.А. Развивать физические качества у юношей 9-10 классов (на уроках физической культуры) // Физическая культура в школе. - 2003. - № 10. - С. 23-27.
42. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных учебных заведений. - Волгоград: ВолгГАСА, 2002. – 136 с.
43. Янсон Ю.А. Введение в физическое воспитание учащихся: Монография. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996. – 276 с.
Карточки – задания |
|||
для развития максимальной скорости бега: |
|||
1 |
2 |
3 |
|
1. Бег с ходу: |
1. Бег с ходу: |
1. Бег с низкого старта: |
|
120 м |
130 м |
230 м |
|
130 м |
110 м |
315 м |
|
110 м |
115 м |
140 м |
|
2. Бег с низкого старта 15 м. Отдых до полного восстановления |
2. Бег с низкого старта от различных стартовых линий (один убегает, др. – догоняет 20м). |
Отдых между сериями 3-4 минуты. |
|
4 |
5 |
||
1. Бег на месте с максимальной частотой рук 5-6 секунд с последующим пробеганием 30 м. |
1. Бег на месте с максимальной частотой шагов 5-6 с. |
||
2. Бег с низкого старта на отрезках 10-30 м. |
2. Бег с низкого старта под уклон. |
||
6 |
7 |
||
1. Бег из различных исходных положений 10 м; 20 м |
|||
2. Бег с низкого старта под команду 230 м. |
1. Работа рук на месте 30 секунд, последние 10 секунд в максимальном темпе. |
||
2. Бег с максимальной частотой и минимальным продвижением вперед – 15 м. |
|||
3. Бег в упоре о стенку с максимальной частотой шагов – 30 с. |
|||
4. Бег с низкого старта 2 ×30 м |
Приложение 1
Приложение 2
Карточки – задания |
|||
для развития спринтерской выносливости: |
|||
1 |
2 |
3 |
|
1. Бег с ходу с постепенным увеличением темпа 4 60 – 80 м. Отдых – 2 минуты. |
Бег с ходу 80 м Бег 120 м Бег 180 м Бег 250 м |
1. Переменный бег 600 м: в быстром темпе - 40 м, медленно – 60 м |
|
4 |
5 |
||
1. Бег 100 м с акцентом на частоту шагов |
|||
2. Бег 50 м с акцентом на длину шагов |
Быстрый бег – 20 м |
||
3. Бег 80 м с акцентом на длину и частоту шагов |
Широкий бег – 50 м Бег 370 м |
||
4. Бег 120 м с максимальной интенсивностью |
Отдых между сериями - 4 минуты |
||
6 |
7 |
||
1. Бег через мячи с разным расстоянием между ними 3 50-60 м |
1. Челночный бег 510 м (5 серий) |
||
2. Челночный бег 5×30 м |
Отдых - 2 минуты. |
Приложение 3
карточка – задания |
|
Для учащихся с оптимальным соотношением максимальной скорости бега и скоростной выносливости |
|
1 |
2 |
1. Бег с ускорением 150 м 160 м 180 м интервал отдыха - 5-6 минут |
Бег 30 м с акцентом на частоту шагов Бег 50 м с акцентом на частоту работы рук Бег 120 м попеременно акцентировалась частота шагов и частота работы рук |
3 |
4 |
Бег 30 м попеременное Бег 120 м переключение Бег 80 м частоты работы Бег 40 м рук и ног |
1. Бег на месте 230 с 2. Бег из различных исходных положений 330 м 3. Пробегание отрезков (20-60-80 м) на время. |
5 |
6 |
Бег 30 м – 60 м – 90 м – 120 м 90 м – 60 м – 30 м с набеганием на финиш через 50 м медленного бега |
Бег с переключениями 460 м (20 м – 20 м – 20 м) |
Приложение 4
прыжковые упражнения: |
- прыжки в длину с места; |
- тройной прыжок с места; |
- прыжки на двух ногах с продвижением вперед; |
- прыжки вверх с места; |
- выпрыгивание вверх на месте из полного приседа на двух ногах; |
- прыжки с подтягиванием ног к груди |
- прыжки с доставанием предмета; |
- прыжки на месте с отягощением (пояс с песком); |
- выпрыгивания с гирей; |
- прыжки с ноги на ногу; |
- скачки на одной ноге; |
- многоскоки на двух ногах; |
- многоскоки с отягощением (жилет, манжеты); |
- прыжки на мягкой опоре; |
- прыжки вверх по ступенькам лестницы (на двух, одной ноге); |
- спрыгивания с возвышенной опоры. |