Россия – многонациональная страна

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Россия – многонациональная страна

Бурмистрова В.С. 1Якуняева В.В. 1Идиятуллин Р.И. 1
1МОУ "СОШ №5"
Ковалева Ю.Е. 1
1МОУ "СОШ №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наша страна самая великая в мире – она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом – уже утро. Если попытаться пройти пешком всю страну с Запада на Восток, то на это потребуется не меньше года.

Цель проекта: сформировать представления о народах России: их географии, численности, культуре, вероисповедании. Вызвать интерес у ребят нашей школы к традициям и культуре разных народов, населяющих Россию.

В ходе работы были решены следующие задачи:

знакомство с традициями и обычаями русского народа;

знакомство с традициями, историей, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию;

воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Методы исследования:

работа с определениями;

работа со статистическими данными переписи населения;

работа с картами атласа;

поиск информации в Интернете.

Мы все такие разные, но всех нас объединяет любовь к Родине, щедрость и гостеприимство,  великодушие и открытость.

Познакомившись с народами России, мы увидели, что различия в культуре, укладе жизни вызваны географическим положением территории проживания народа, их историей. Невозможно рассказать обо всех народах России, но необходимо воспитывать в людях уважительное отношение к традициям и культуре любого народа России. Россия отличается от других стран тем, что мы любим своё Отечество, уважаем  другие народы, что у нашей страны тысячелетняя история, общие идеалы.

В результате проекта создана интерактивная компьютерная презентация для публичного выступления. Проведена викторина по материалам презентации.

План исследований

Обзор литературы и Интернет-ресурсов по данной теме. Новейшая карта России.

Знакомство с народами, проживающими на территории России.

Сбор статистической информации о количестве народностей России, жителей Москвы, обучающихся разных национальностей в школах Москвы. Анализ информации.

Проведение опроса среди учащихся начальной школы. Статистическая обработка результатов.

Создание интерактивной компьютерной презентации.

Публичное выступление с презентацией в начальной школе.

Подготовка вопросов для викторины. Проведение викторины «Традиции и культура народов нашей страны».

Анализ проделанной работы.

Введение.

На одном из первых уроков окружающего мира в этом году мы говорили об обществе и народах на нашей Земле. Нас заинтересовал тот факт, что только в одной России более 180 народов. Тогда мы решили с классом собрать информацию о них и поделиться ее с друзьями.

Цель проекта:

Сформировать представления о народах России: их географии, численности, культуре.

Вызвать интерес к традициям и культуре разных народов, населяющих Россию.

Задачи проекта:

Собрать информацию по заинтересовавшим нас народам России

Получить навыки исследовательской деятельности, обобщив собранный нами материал

Провести классификацию найденной информации 

Оформить исследовательскую работу и материалы по теме

Этапы работы над проектом:

I этап – исследовательско- подготовительный.

II этап – технологический.

III этап –заключительный

Исследовательская работа.

Россия- крупнейшее государство мира.

А что для нас Россия? Это наша Родина. Мы до сих пор помним слова Ушинского .

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков. Какие же народы населяют нашу страну?
Среди них есть широко известные народы, численность которых более миллиона, такие как татары, чуваши, башкиры, украинцы, чеченцы. Существуют также малоизвестные и малочисленные народности - манси, ханты, эвены и прочие.. И ничего, что все они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – одна дружная семья, дети одной страны – России.

У каждого народа – своя культура, свои традиции, свой исторический опыт.

Например, Ф.И. Тютчев, стихи которого мы читаем на уроках литературного чтения – татарин. Лермонтов, Пушкин - потомки иностранцев. Д. И. Шостакович – музыку которого слушаем – белорус. В. И, Даль, к словарю которого обращаемся на уроках русского языка говорил, что «Я русский по духу». А так он не имел ни капли русской крови. Отец у него был – датчанин, мать – немка.

У каждого человека на земле есть страна, которую он считает своей Родиной. Мы считаем, что каждый человек, который живет в России, любит ее.

  Россия – сильная держава с вековыми традициями, которой восхищается мир.

  Россия – миролюбивая страна.

Когда на уроках окружающего мира мы говорили об обществе, государствах, народах, мы поняли, что не очень хорошо знаем о традициях и культуре народов России, и решили спросить ребят в школе, что они знают о народах России, и знают ли они, к какой национальности принадлежат.

Мы разработали анкету с вопросами и раздали ее ребятам. Вот результаты анкетирования.

Знаешь ли ты, сколько национальностей и народностей проживают на территории России?

6 – 1 чел

Более 10- 6 чел

160- 5 чел

Более 200 – 3 чел

Затруднились ответить – 16 чел

Знаком ли ты с традициями, обычаями, творчеством народов России?

Знаком с татарскими традициями – 1 чел

Знаком с обычаем встречать гостей хлебом с солью – 3 чел

Нет – 27 чел

Знаешь ли ты свои «корни»? Какая у тебя национальность?

Русский – 15чел

Татарин – 2 чел

Нет – 14 чел

Есть ли среди твоих родственников представители разных национальностей?

Знаю корни «мамы» - 4 чел

Знаю корни папы – 6 чел

Нет – 21 чел

Хранятся ли у тебя дома предметы национальной культуры?

Самовар – 1 чел

Матрешки- 2 чел

Платок – 1 чел

Гжель – 1 чел

Одежда – 2 чел

Нет – 24 чел

Хотел бы ты узнать о традициях, культуре различных народов России?

Да – 31 чел

Когда мы получили результаты анкетирования, то решили с помощью работы над кратковременными проектами в классе собрать информацию о народах нашей страны. Ребята рассказывали о татарах, белорусах, украинцах, жителях Чеченской республики и др. Сегодня мы вам расскажем о некоторых народах России.

ЧУКЧИ

В России проживает большое количество разных народностей. Сейчас я расскажу вам об одной из них – это ЧУКЧИ.

Чукчи проживают на северо-востоке нашей страны в Чукотском автономном округе. Это довольно большая территория, относящаяся к району Крайнего Севера. Климат там очень суровый, зима длится 10 месяцев. Температура опускается до -69С.

Именно поэтому чукчи круглый год носят одежду из шкур оленей и нерп. У мужчин и женщин схожая одежда – это меховая рубаха до колен (кухлянка), штаны из шкур и обувь с меховыми чулками. Только в летнее время чукчи снимают меха и надевают более легкий наряд из шкур, похожий на длинные замшевые куртки.

Так как чукчи живут суровых условиях, им нужна жирная и питательная пища. Основными блюдами являются мясо и рыба. Свежие мясо и рыбу жарят, варят супы. А из остатков делают солонину (засаливают) и строганину (вялят и сушат). Вместо хлеба едят лепешки из теста – тасимы.

Чукчи разводят оленей. И ежегодно устраивают соревнования по заездам на оленьих и собачьих упряжках.

Разговаривают чукчи на родном чукотском языке, а также на русском.

У чукчей много сказаний, и все они о природе их края. Мне понравилась сказка про Медведицу. В ней рассказывается о том, как маленький мальчик во время охоты заблудился. На льдине увидел замерзающую девушку и отдал ей свою кухлянку (шубу). За этот добрый поступок девушка помогла ему добраться до дома. А еще она оказалась белой медведицей и в благодарность наловила для мальчика много моржей.

Татары.

Сегодня я хочу вам рассказать о татарах.

Татары разговаривают на татарском языке. Национальность татары, вторая по численности народность в России. В основном все татары живут в республике Татарстан, но также они проживают на всей территории России, некоторые находятся за ее

пределами.

Национальный костюм у мужчин: тюбетейка, рубаха, чапан (или камзол-

безрукавка), штаны, ичиги.

У женщин: калфак, платье, шаровары, камзол, кожаные сапоги (ичиги).

Блюда национальной кухни татар: кыстыбый, губадия, чак-чак, очпочмак.

Татары очень гостеприимные и отзывчивые люди.

Украинцы.

В России проживает более 190 народов. Сегодня я расскажу вам о третьем по численности народе России-Украинцах.

Украинцы разговаривают на русском и украинских языках.

Больше всего украинцев проживает в Крыму, Тюменской и Московской областях.

В связи с тем, что украинцы и русские вышли из одной группы восточно-славянских народов, обычаи и праздники народов одинаковы. Это в основном религиозные праздники, например:

Рождество, Сочельник, Масленница, Пасха, Свадьба, Иван Купала.

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Основу мужской одежды составляют рубаха, суконные штаны (шаровары). Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Основу традиционного женского костюма составляет вышиванка, юбка, пояс, головной убор (платок, венок из живых цветов, ленты), обувь из кожи (чоботы с высоким голенищем), украшения бусы.

Украинская Национальная кухня не развивалась обособленно от русской. Поэтому имеет много заимствований от окружающих народов. Это хлеб (калачи, пряники), первые блюда (борщ, гороховый суп, щи) каша, вареники с постными начинками и ягодами, блины и сало.

Исходя из вышеизложенного, украинцы и русские это один народ, разошедшийся исторически по своим регионам.

Заключение.

В нашем классе есть представители разных народностей – грузины, казаки, татары, украинцы, белорусы, русские. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разные обычаи и традиции, но все мы едины в одном- мы живём в России и учимся в одной школе. Мы умеем дружить, общаться и уважать друг друга.  

Когда вся информация была собрана, мы поняли, что целей проекта мы достигли, задачи, которые перед собой ставили, мы выполнили.

Но теперь классный руководитель заинтересовал нас другим проектом – «Книга России». Мы с одноклассниками в феврале будет создавать страницы книги о нашей малой Родине, которые войдут в книгу о нашей большой стране.

Выводы

 Россия – самая большая страна на планете Земля. На ней живут люди 200 народностей. Россия имеет длинную, интересную и трагическую историю.

Наша страна пережила много страшных, жестоких войн. Русский народ перенес голод, холод, но мы сохранили силу духа и гордость за свое Отечество.

Многие отважные люди отдали жизнь, что бы защитить свою Родину. Отдали жизнь, чтобы Россия осталась большой, могучей и сильной державой.

Мы все такие разные, но всех нас объединяет любовь к Родине, щедрость и гостеприимство,  великодушие и открытость.

Познакомившись с народами России поближе, видно, что различия в культуре, традициях, вероисповеданиях, укладе жизни вызваны географическим положением территории проживания народа. Россия отличается от других стран тем, что мы любим свое Отечество, уважаем  другие народы, что у нашей страны тысячелетняя история, общие идеалы.

Невозможно рассказать обо всех народах России, но необходимо воспитывать в людях уважительное отношение к традициям и культуре любого народа России.

 Если в моей стране будет мир, то людям будет хорошо. Если всем людям будет хорошо, значит все будут дружить, все будут довольны и счастливы. Россия станет крепкой державой. Если в России не будет войны, люди будут жить долго и счастливо.

Нам нужна наша страна. Жизнь каждого человека зависит от страны, в которой он живет. Поэтому, каждый человек должен постараться сделать что–то полезное для своей Родины. И тогда будет мир! И где бы я ни был, я всегда буду возвращаться домой в Россию, и здесь всегда найдется для меня надежное пристанище, помощь и поддержка близких мне людей. Я горжусь своим народом ивеликой страной.

Живут в Росси разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

В.Степанов

Список литературы

Народы России», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994

«Народонаселение» - энциклопедический словарь,1994

«Россия: Физическая и экономическая география» - энциклопедия для детей, «Аванта+», 2005

А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Окружающий мир – « Просвещение»- 2013

Википедияhttp://ru.wikipedia.org/

Карты России http://euro-map.com/karty-rossii/

Факты о России http://rufact.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Библиография

«Народы России», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994

«Народонаселение» - энциклопедический словарь,1994

«Россия: Физическая и экономическая география» - энциклопедия для детей, «Аванта+», 2005

А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Окружающий мир – « Просвещение»- 2013

Википедияhttp://ru.wikipedia.org/

Карты России http://euro-map.com/karty-rossii/

Факты о России http://rufact.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Население России http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation#population_2014

Народности России http://www.kuljturastran.ru/?p=1566

Национальные костюмы http://www.lib05.ru/virtual_exhibition/kostyum-narodov-rossii

Русская кухня http://www.gotovim.ru/national/russian/

Украинская кухня http://www.gotovim.ru/national/ukrain/

Башкирская кухня http://www.bashkirskayakuhnya.com/about/

Блюда чеченской кухни http://www.prelest.com/nyam_nyam/2651.html

Религии России http://www.advantour.com/rus/russia/religion/orthodoxy.htm

Просмотров работы: 16