I.Введение
В городе Славгороде одной из самых знаменитых птиц является воробей. К сожалению, по мнению учёных, численность воробьёв снижается. Союз охраны птиц России объявил домового воробья птицей 2022 года. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. В своей работе я рассмотрел этих птиц более подробно. Я задумался, почему эту птичку так называют? К ней привыкли, порою не замечают, полезна или вредна эта маленькая птичка? Нужна ей помощь человека? Чтобы лучше понимать тех, кто живет с нами рядом, мы должны знать о них как можно больше – в этом я вижу актуальность моей работы.
Тема моей работы «Что за птица воробей?».
Цель работы: изучить поведение воробьёв, чтобы показать важность и полезность этих птиц в природе.
Задачи исследования:
1. Узнать из разных источников о видах и местах обитания воробьёв.
2. Выяснить, какую пользу человеку и в природе приносят воробьи.
3. Изготовить кормушку для птиц, подкармливать птиц и вести за их поведением наблюдения.
Объект исследования: Воробей.
Предмет исследования: Особенности поведения и питания воробьёв.
Методы исследования:
поиск информации, наблюдение, анкетирование, анализ.
Гипотеза: Знания о воробьях могут быть не только интересными и полезными, но возможно, в дальнейшем, могут сохранить численность вида, ведь птицы, занесенные в Красную книгу, когда-то в природе находились так же в большем количестве.
Место проведения: г. Славгород, ул. Роза - Люксембург, дом 182.
Сроки проведения: сентябрь 2021- февраль 2022 г.
II.Теоретическая часть
2.1 «Что за птица воробей?»
Воробья знают все. Что же интересного у такой знакомой птички?
Почему воробья назвали воробьем? Оказывается, такое название произошло от слов: «Вора – бей! Вора – бей! » Так русские крестьяне называли воробьев, которые склевывали в полях созревшее зерно. (Приложение 1).
А ученые считают, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли слова как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воробей»? Потому, что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет. [Ильичёв А. В. «Жизнь животных», 2002г.] Наблюдая за воробьями в саду, я понимаю, какую огромную пользу они приносят.
1. Поедание зловредных букашек:
К счастью для нас, воробьи вовсе не вегетарианцы. Их птенцы питаются только белковой пищей – насекомыми. За лето воробьи способны выкормить три выводка. Птенцы быстро растут. В их клювах исчезает тьма вредных насекомых.
2.Особая техника для уничтожения тли:
Воробьи поедают тлю на розах, сливах, яблонях, калине, смородине. При этом действуют очень кропотливо и основательно. У них даже есть своя собственная техника для особо сложных случаев. Тля обычно концентрируется на зеленых, мягких побегах, на которые птичка сесть не может. Поэтому воробей зависает над побегом в полете, активно махая крыльями. Потоком воздуха тлю сдувает на землю. Там уже она склевывается. Другие птицы так не умеют. (Приложение 2).
3. Уничтожение вредителей на клубнике:
Лакомство для них – земляничные листоеды. Также, как и тлю, листоедов они собирают очень старательно. 2
Воробышки проверяют каждый сантиметр почвы. При этом, чтобы достать паразитов, крупные комки почвы они сдвигают своей головой. [Г. Скребицкий Крылатые соседи, Детская литература, М., 1989]
Таким образом, можно сделать вывод, что воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека, которая приносит пользу человеку и природе.
2.2 Виды и места обитания воробьёв нашего края.
ВАлтайском крае встречаются два вида воробьев: домовой и полевой.
Бок обок с нами живут два вида воробьев: домовый и полевой. (Приложение 3).
Домовой воробей (приложение 1) встречается чаще всего. Длина его тела 16 см и вес 20 г. Вся его спинка украшена ржавого цвета оперением с черными крапинками. На брюшке просматриваются серые краски, щечки птицы окрашены в белый цвет. Крылышки пернатого желтые с белыми полосами, на горлышке видны черные перышки. Смелость, хитрость и назойливость подходит этим пернатым.
Полевой воробей (приложение 4) имеет меньше размеры, чем домовой. У него красно-серого цвета затылок и теменная зона, черные щечки и несколько полос поперек крылышек. Предпочитают жить не в населенных пунктах, а в поле. Зимой могут перебраться поближе к людскому жилищу.
Воробьи везде и всюду следуют за человеком. Селятся и в шумных городах, и тихих деревушках, поблизости к человеческому жилищу. Везде, где бы они ни оказались, воробьи обретут дом. Эти пернатые могут проживать в любых погодных условиях, легко привыкают к обстановке, созданной людьми. К слову, воробьи живут даже там, где не выживают другие пернатые – например, в тундре и лесотундре.
Таким образом, в Алтайском крае встречается домовой и полевой воробей. Можно сказать, что, воробьи повсюду селятся рядом с человеком. Неважно, где будут обитать люди: в больших городах или тихих деревнях, поблизости всегда будут эти птицы. (Приложение5) 3
III. Практическая часть
3.1 Анкетирование
Воробьи – это, практически, всеядные птицы. Питаются хлебными крошками, червями, насекомыми, остатками пищи человека. Эти птички не пугливы и поэтому могут даже своровать человеческую еду. Однако, птицы очень осторожны в еде. Незнакомую пищу воробей тщательно обследует, прежде чем съесть ее. Поставив перед собой цель, узнать о жизни воробьев как можно больше и изучив соответствующую литературу, я провел анкетирование среди одноклассников, чтобы узнать, а что знают о воробьях мои ровесники и интересуются ли они жизнью воробьёв. В анкетировании участвовало 24 человека.
Анкета: (Приложение 13).
1. Наблюдали ли вы за воробьями?
2. Знаете ли, что существуют разные виды воробьев?
3. Приносят ли воробьи пользу людям?
4. Можно ли кормить солёным салом?
Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.
Таким образом, по результатам анкетирования я узнал, что 20 ребят наблюдали за воробьями и только 4 этого не делали. 13 - знают, что существует не один вид воробьёв, 11 - этого не знают. Практически, все знают, что воробьи приносят пользу человеку. А вот на вопрос, можно ли кормить солёным салом, ответили «да» - 11, и 11 - считают, что нельзя, и 2 - не знают совсем, да или нет. 4
Проанализировав результаты, я понял, что школьники мало интересуются этой темой или вообще не задумывались, но все охотно ответили на вопросы. В результате я решил с этой темой выступить на уроке окружающего мира и расширить знания своих одноклассников о жизни воробьёв. Может быть, тогда школьники больше будут задумываться об окружающем их мире и интересоваться жизнью не только воробьёв, но всех животных, охранять окружающую среду.
3.2. Наблюдение за повадками и питанием воробьев
Для наблюдения нам потребовалось следующее оборудование:
- Смартфон (для подсчёта птиц) для фото и видео.
- Три кормушки.
- Крупа разная, семечки подсолнечника, тыквы, несоленое сало, овёс, просо. пшеница …
- Компьютер для обработки данных и построения таблиц и графиков.
Наблюдая за повадками воробушек, мы задумались, а как и где они находят себе пищу? Мы с папой изготовили кормушки. Кормушки мы изготовили из досок (приложение 6 и 7). Развесили кормушки на своём участке. В каждую кормушку насыпали разную пищу, в первую мы насыпали сырые семечки, а во вторую, тыквенные семечки. Все результаты записывали в дневник наблюдения.
Воробьи с опаской относятся к крупным птицам. Один раз я наблюдал такую картину, как стайка воробьев прилетела к нам во двор покормиться к кормушке, в которую мы положили им кусочки несоленого сала.
Они дружно клевали кусочки сала, но как только заметили издалека подлетающую сороку, тут же вся стая перелетела на дерево и стала ждать, когда сорока поест и улетит. Как только сорока наелась, воробьи тут же вернулись обратно и продолжили обед.
Из этого я сделал вывод, что воробьи очень осторожные и не ввязываются в драки с крупными птицами. 5
Кормить птиц мы решили утром и вечером. Утром 7:00 ч. мы им насыпали в кормушки сырые семечки и вечером 18:00 ч., мы им давали хлебные крошки. Сначала корм оставался до вечера, но потом кормушки были пустые.
И мы сделали вывод, что количество птиц с каждым днем становилось больше и, следовательно, корма тоже надо было больше. Каждый день мы делали запись в свой дневник наблюдения. Свои результаты представил в виде диаграммы. (Приложение 13-13(8)).
Дома у нас есть любимый питомец кот, по кличке Томас. Он очень любит наблюдать за воробьями. Запрыгивает на окно и может часами смотреть на них, это очень забавно. (Приложение 9). Так же у нас есть пёс, по кличке Байкал, он тоже очень любит за ними наблюдать, когда они кружатся возле кормушек. (Приложение 10).
В результате своих наблюдений пришёл к выводу, что воробьи предпочитают в зимнее время любую пищу, и считаю, что в зимнее время им сложно находить пищу, поэтому надо их подкармливать. Свои результаты, за кормлением и количеством прилетевших птиц, я представил в виде диаграммы.
3.3. Правила подкормки воробьёв.
По результатам наблюдения и анализа источников информации составили правила подкормки воробьёв. Для воробьёв подойдут любые виды круп, деликатесом является просо. Не стоит давать птицам белый хлеб,
сдобу, подойдёт свиное сало, только несолёное. Нужно следить за тем, чтобы в кормушке всегда был корм, это важно. В противном случае можно погубить привыкших к ней птиц. Зимний день мал, и времени накопить сил у пернатых мало, поэтому могут погибнуть.
Немного советов о подкормке птиц:
Чем еще нельзя кормить птиц? Ничем соленым. Не надо скармливать птичкам испортившиеся крупы. Не надо угощать птиц печеньем, сдобными булками, картофельными чипсами.
А чем кормить? Подсолнечными семечками (сырыми, несолеными), сырым несоленым салом, овсом, просом. пшеницей. Можете класть в кормушку ломтики яблок, многие птицы очень охотно их клюют.
Не перекармливайте птиц! Наполняйте кормушку один раз в день.
Следите за чистотой! Кормушка может стать местом распространения инфекции, поэтому ежедневно удаляйте остатки несъеденного корма.
По итогам составления советов о подкормке птиц была в классе организована акция «Помоги птицам зимой». В результате этой акции все одноклассники приняли участие в проекте «Кормушка», изготовили и развесили их на своих приусадебных участках и подкармливают птиц ежедневно. Информация предоставлена в контакте МБОУ «СОШ №13»
https://vk.com/wall-209220987_68
IV. Заключение
В результате проведенной исследовательской работы, наблюдая за птицами и изучив теоретический материал, пришёл к выводам:
Узнал, что в Алтайском крае можно встретить разные виды воробьев – домовых, полевых, они отличаются окраской, размерами, поведением и местом обитания.
Выяснил, что воробьи приносят большую пользу человеку и природе. Птицы заслуживают охраны со стороны человека.
Из наблюдения за поведением и питанием птиц узнал, птицы предпочитают семена подсолнуха, овсяные хлопья, любят и хлебные крошки, очень осторожные. Чтобы сохранить численность воробьёв, их жизнь, человеку необходимо их подкармливать.
Мне захотелось еще больше узнать о жизни пернатых. Свои наблюдения я буду
продолжать и в дальнейшем. Сейчас я стал заботливее относиться к птицам нашей местности, уделяя большое внимание подкормке птиц зимой, так как я установил, что это им жизненно необходимо.
Я с уверенностью могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась, нужно помогать этим птичкам и мы больше сможем сохранить этот вид. Свой дневник наблюдения я продолжу (Приложение 13) и результаты наблюдения. (Приложение 13-8).
V. Список использованных источников информации:
Гладков Н., Жизнь животных. Птицы. - М.: Просвещение, 1970.
Флинт В., Справочник «Птицы СССР», - М.: Мысль, 1968.
Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Животные/ автор-сост. Ляхов П.
М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Г. Скребицкий Крылатые соседи, Детская литература, М., 1989
Интернет-источники:
http://www.nature-archive.ru/birds/sparrow.php.
http://www. Bookarchive. Ru/
http://www. Razym. Ru
Приложение 1
Воробей на крестьянском поле.
Приложение 2
Помощник воробей!
Приложение 3
Домовой воробей!
Приложение 4
Полевой воробей!
Приложение 5
Места обитания домового и полевого воробья
на карте Алтайского края.
Приложение 6
Кормушка № 1.
Приложение 7
Кормушка № 2.
Приложение 8
Кормушка № 3.
Приложение 9
Кормлю воробушек!
Приложение 9
Кормлю воробушек!
Приложение 10
Результаты наблюдения за количеством воробьёв в утреннее и вечернее время в период с сентября 2021 по февраль 2022.
Приложение 11
Наши наблюдатели. Кот по кличке Томас!
Приложение 12
Пёс по кличке Байкал!
Приложение 13
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (1)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (2)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (2)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (3)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (4)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (5)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (6)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 13 (7)
Дневник наблюдения, время кормления и количество птиц.
Приложение 14
Кормушка 1
Приложение 15
Анкетирование на тему: Знаете ли ,воробья? |
||||
Да |
Нет |
Не знаю |
||
Вопрос № 1 |
Наблюдали ли, вы воробьями ? |
|||
Вопрос № 2 |
Знаете ли, что существуют разные виды воробьёв? |
|||
Вопрос № 3 |
Приносят ли, пользу людям? |
|||
Вопрос № 4 |
Можно ли, кормить соленым салом? |
Заполнение анкет одноклассниками
Приложение 16
Фотографии с места наблюдений за воробьями.
В ветвях клена во дворе
Кормушки 1 и 2
Приложение 17
Гости в птичьей столовой
Кормушка 1 Кормушка 3
Приложение 18
Синички в гостях
Приложение 19
Мои одноклассники