ВВЕДЕНИЕ
Вы скажете, что не разумен
Мой довод, но сдается мне,
Что тот, кто наяву рисует,
Порой рисует и во сне.
Белла Ахмадулина
Я с раннего детства очень люблю рисовать. Особенно люблю использовать яркие краски. Когда я рисую, у меня улучшается настроение, я забываю обо всех неприятностях, ведь рисование невероятно увлекательное занятие. Так интересно создавать удивительный мир, полный необычных образов и персонажей.
Я занимаюсь в художественной студии уже третий год. И всё это время с нетерпением жду нового занятия. Мне очень нравится, что каждый раз наш преподаватель показывает нам что-то новое – новую технику рисования, рассказывает об истории создания работ известных художников. Но кроме
традиционных техник иногда хочется попробовать такие, которые дают новые творческие идеи. Одной из таких техник рисования является нетрадиционная техника рисования – граттаж.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире нужны творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А данная техника рисования помогает почувствовать себя свободным, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно, позволяет создать удивительный мир, полный необычных образов.
Проблема моего проекта заключается в том, что данная техника рисования для меня и моих одноклассников не достаточно известна. Это подтверждает и проведенный мною опрос среди одноклассников – они даже не слышали такого слова. Одни предположили, что это что-то из области информатики, другие предположили, что это связано с русским языком и совсем маленькая группа предположила, что это из области творчества. ( см. Приложение 12) Но никто даже не подумал, что это связано с рисованием. И я решила провести в классе мастер-класс по рисованию в технике граттаж, но для этого мне предстояло сначала самой создать свои работы в этой технике, чтобы увидеть все «подземные камни» этой техники рисования.
Цель проекта: знакомство с техникой рисования «Граттаж», создание собственных работ в этой технике, а также проведение мастер-класса среди своих одноклассников, используя самый простой набор инструментов.
Задачи проекта:
Изучить литературу, посвященную описанию техники граттажа, а также информацию об истории ее возникновения.
Выполнить рисунки в технике граттажа с использованием различных материалов и инструментов.
Сравнить получившиеся рисунки и материалы, из которых они выполнены, на предмет удобства и простоты исполнения.
Описать проведенный эксперимент. Зафиксировать этапы эксперимента и сделать выводы о том, с каким набором инструментов и материалов рисунок в технике граттажа оказался самым легким для исполнения.
Провести среди одноклассников мастер-класс по изготовлению рисунков в технике граттажа, используя самый простой набор инструментов и материалов.
В настоящей работе использовались как теоретические, так и прикладные методы и приемы: поисковый, аналитический, описательный, практический (анализ литературы и существующих техник рисования); экспертная оценка существующей реальности; наблюдение; эксперимент (проведена практическая работа по рисованию в технике граттажа с использованием различных материалов и инструментов); рефлексивный анализ собственной деятельности; опрос.
Этапы работы:
Подготовительный этап – (выбор темы проекта, осознание проблемной ситуации, постановка цели проекта), июнь 2021 г.
Проектировочный этап – (составление плана работы), июнь 2021 г.
Практический этап - (исследование проблемы, сбор информации из различных источников, проведение опроса и обработка полученных результатов), июль-ноябрь 2021 г.
Аналитический этап (обобщение полученной информации, сравнение планируемых и реальных результатов, выводы), ноябрь 2021 г.
Защита проектной работы, декабрь 2021г.
Определение плана (этапов проекта) позволяет всесторонне изучить данную тему. Определить направление решения создавшейся проблемы.
ГЛАВА 1 Виды графики.
( Теоретический анализ проблемы и прототипов)
История возникновения техники граттаж
Граттаж –что это? Что же такое техника рисования «Граттаж»?
Граттаж – это одна из нетрадиционных техник рисования. Начала я свое исследование этой техники со словаря, и вот что узнала. Граттаж или граттография(от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в этой технике, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию1 (гравюру по дереву) или линогравюру2 (гравюру по линолеуму) [1] (Приложение 1)
Рисунки в этом стиле приобрели свою популярность не так давно. Чаще других её применяли графики начала XX в.
Эрнст Макс3 (немецкий живописец, график, мастер коллажа, граттажа и фроттажа.) В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж4 – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. В том же 1919 художник создал свои первые граттажи. (Приложение 2)
В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал художник М. В. Добужинский5 в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, экспрессивные и необычные произведения. Для художественного оформления книги с повестью Ф.М.Достоевского «Белые ночи» Добужинский впервые применил технику граттажа. Поскольку в основу этой техники положен фотографический принцип негатива, то контраст белых линий и чёрного фона получается очень выразительным, хорошо передавая эффект сумерек и ночи. Именно сумеречный, ночной Петербург становится у Добужинского главным героем иллюстраций к этой повести. [2] (Приложение 3).
Также технику граттажа применяла литовский график Д. К. Тарабильдене6, к этой технике она обратилась при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». (Приложение 4).
Современная художница-самоучка Cristina Penescu, использует эту, несомненно, редкую технику. 23-летняя Кристина родилась в Румынии, но, сколько себя помнит, живет в США. В детстве ей привили любовь к живой природе. А когда девочка увлеклась изобразительным искусством, то вполне логично, стала рисовать диких зверей и домашних животных. С тех пор у юной художницы было много экспериментов со стилями и техниками, и лишь недавно Кристина нашла собственную манеру. Сейчас Кристина больше всего использует граттографию. Кристина говорит, что эта техника дает возможность так процарапывать детали, что изображение получается как живое и зритель может рассмотреть каждую шерстинку животного и полюбить его так, как любит своих лохматых героев она. (Приложение 5)
В своих работах художники использовали острые инструменты для удаления черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, в результате чего приоткрывается нижний слой на основе белой глины или мела. В результате применения данной техники образуется эффектное и драматичное черно-белое изображение.
Таким образом, техника граттажа стала пользоваться огромной популярностью среди художников-графиков в первой половине XX столетия, она давала возможность создавать эффекты полутонов с помощью контуров. Среди рекламных работ можно выделить поистине «виртуозные» проекты, показывающие мастерское владение техникой, профессиональную игру толщиной линии.
Вывод: собирая материал по истории этой техники рисования, я поняла, чтоГраттаж и в настоящее время остается по-своему уникальным и выразительным средством рисования.
Граттаж - разновидность техники сграффито
Сграффито (от итальянского graffito царапать) способ декоративной отделки стен зданий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету. Это особая, сложная фресковая живопись. Техника сграффито заключается в следующем: на стену последовательно накладывают один или несколько слоев штукатурки разного цвета. Когда материал высохнет, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участками на глубину до необходимого известкового слоя, создавая тем самым задуманный рисунок и цвет. Для этой работы используют различные скребки и резцы. Первые сграффито появились в XIII веке. После долгого забвения сграффито вновь обретает популярность в ХIХ-ХХ веке. Этот вид декора в основном применяется в интерьерах. Присущие технике сграффито четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов - наиболее полноценно воплощаются в орнаментальных композициях. [3] (Приложение 6)
Вывод: эти техники очень похожи, обе создаются путем процарапывания по рисунку.
Материалы и инструменты для создания рисунка в технике граттаж
плотная бумага или лист картона;
черная тушь или гуашь;
парафиновая свеча, масляная пастель или восковые мелки;
широкая плоская кисть с мягким ворсом;
гусиное перо или деревянная шпажка (в практической части можно использовать рейсфедер с тонким пером, зубочистку, острую палочку и спицу, любой удобный инструмент для процарапывания).
ГЛАВА II. Техника граттажа.
(Поэтапное описание технологии изготовления продукта)
Изучая литературу, я познакомились с приемами получения граттажа.
Экономическая и экологическая оценка продукта (изделия)
(Материально-техническое обеспечение проекта)
Набор средств |
Цена/в рублях |
лист картона; (набор картона 12 листов) |
21 (250) |
черная гуашь; (набор 12 цветов) |
26 (320) |
восковые мелки; (набор 24 цвета) |
240 |
широкая плоская кисть с мягким ворсом; набор кистей 10 штук) |
350 |
деревянная шпажка (набор 100 штук) |
100 |
ИТОГО: 1260 рублей
Этот набор для изготовления рисунка специально покупать не надо. Цена всех принадлежностей не так уж и мала, но все необходимое есть у каждого ученика для его занятий творчеством. Все предметы покупаются в наборах, поэтому ими можно пользоваться еще неоднократно. И главное, рисунок выполненный в технике граттаж совершенно экологически безопасен!
Технология выполнения граттажа.
Этапы работы создания творческой композиций в технике граттаж
(Приложение 7)
Зафиксируйте лист на столе или фанере, приклеив его скотчем. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой.
Вариант 1. Закрасьте поверхность масляной пастелью разных цветов. Цвета выбирайте, исходя из «настроения» будущего рисунка. А теперь небольшая хитрость – чтобы цвета плавно перетекали друг в друга, возьмите кусочек бумажки и потрите поверхность. Масляная пастель отлично размазывается, и в результате вы получите цельное разноцветное пятно. Но в некоторых случаях резкие переходы-штрихи придают изображению своеобразную уникальность, поэтому не бойтесь экспериментировать.
Вариант 2. Иногда при нанесении нижнего цветного фона используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином.
Вариант 3. Нижняя поверхность композиции берется однотонной (темный фон картона или плотной бумаги). Затем следует приступить к затирке воском или парафином. Верхний слой выполняют гуашью или акрилом (какую-либо задуманную композицию), добавьте в краску немного жидкого мыла или шампуня, чтобы краска не могла скатываться на восковой или парафиновой поверхности. Когда верхний композиционный слой просохнет можно начать процарапывать. Снимая цветной слой зубочисткой, остается нижний – темный слой основы. Таким образом, процарапанные участки будут темными (теневыми).
Заранее с обратной стороны картона указать, где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом. Закрасьте всю поверхностью черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня, иначе он будет скатываться на масляной поверхности и не даст однородного слоя.
Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.
Наметьте основные контуры будущего изображения белым мелком или белым карандашом (простой карандаш тоже будет заметен). Обозначьте только общие главные очертания и не мельчите – стереть карандаш с такой поверхности без повреждений очень трудно.
Острым предметом начинайте процарапывать обозначенные контуры. В нашем случае это обычная зубочистка. Не давите слишком сильно – ровно настолько, чтобы снять черный слой. Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, зубочистка, маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей.
Процарапав главные контуры, можно приступить к проработке деталей и завершить рисунок.
Не бойтесь использовать различные приемы: точки, штрихи, перекрестные штрихи и т.д. Также для внесения разнообразия в композицию используйте скребки различной толщины. Искусство техники граттажа ограничивается только вашей фантазией, поскольку строгих правил исполнения здесь не существует.
Вывод: Учитывая приобретенный опыт, можно утверждать, что граттаж представляет собой относительно простой способ создания рисунков. Но также хочется отметить, что на каждом этапе работы возникали нюансы и определенные трудности. Конечно, удалось воспользоваться многими советами, которые есть в литературе, посвященной граттажу. Но иногда даже они «не работали».
Полезные советы :
Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).
Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.
А если вы хотите перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.
Мы попробовали сделать работы фабричного производства - гравюры. Они тоже получились красивыми. Но есть огромный минус. Во-первых стоимость одного набора превышает сто рублей, во- вторых, у ребенка не развивается воображение, мышление, в- третьих мы считаем, что работы сделанные своими собственными руками несут частичку нашей души.
Итак в ходе создания рисунков экспериментальным путем удалось определить оптимальный набор инструментов и материалов для их выполнения. Для получения разноцветного изображения: белый картон, цветные восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь, деревянная шпажка. В случае одноцветного рисунка белый картон и мелки нужно заменить однотонным цветным картоном. (Приложение 8)
Мастер-класс для одноклассников по созданию рисунка в технике граттажа
Рассмотрев все возможные, простые и сложные технологии изготовления рисунка в технике граттаж, я выбрала метод работы с восковыми карандашами, как самый красочный и несложный.
Осталось проверить, действительно ли выявленный экспериментальным путем набор инструментов и материалов является наиболее доступным и легким для использования при создании рисунков в технике граттажа. Для этого мы организовали и провели мастер-класс по граттажу для одноклассников. Каждому ученику был предложен набор инструментов и материалов: белый картон, восковые мелки, парафиновая свеча, черная гуашь, деревянная шпажка. После небольшого повествования об истории возникновения этой техники рисования, демонстрации собственных рисунков и подробной инструкции по выполнению каждого этапа создания граттажа ребята приступили к работе.
Все этапы изготовления рисунка оказались вполне по силам ребятам, многие из которых впервые услышали на мастер-классе о такой технике рисования (Приложение 9).
Нюанс возник только на третьем этапе – создании черного фона. Для успешного дальнейшего изготовления рисунка черный фон, сделанный с помощью гуаши, должен хорошо просохнуть. К сожалению, не у всех ребят до конца просохла гуашь, поэтому на некоторых работах вместе с контуром на черном фоне немного стала проглядывать цветная основа. Но даже этот нюанс не испортил окончательный результат и впечатление от рисования.
Особенно увлекательным получился последний этап – непосредственное процарапывание рисунка. Творчество настолько захватило ребят, что некоторые из них стали помимо основного рисунка с ходу придумывать еще дополнительные узоры и детали. Многим так понравилось то, что они сделали своими руками, что у них появилась мысль подарить рисунки своим близким на приближающийся праздник Новый год .
Подводя итоги мастер-класса, хочется отметить, что все ученики успешно справились с работой. У каждого получился прекрасный рисунок, что еще раз подтвердило тот факт, что процесс создания рисунка в технике граттажа с предложенным набором инструментов и материалов оказался достаточно легким даже для неопытных исполнителей.
Заключение
Вывод
Техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.
Тем не менее, работа в нетрадиционных техниках, а именно в технике граттаж, на уроках изобразительного искусства позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности, фантазию и воображение. Процесс создания граттажа очень увлекательный и интересный.
Социальная значимость проекта: Я считаю, что граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей. Вы можете с помощью техники граттаж сделать красивый элемент декора, приятный подарок близкому человеку или же просто проявить свои творческие способности. Мастерски выполненные картины в технике граттаж — это настоящие произведения искусства, картины могут выполняться в практически любом стиле.
Практическая значимость проекта:Практическая значимость данной работы состоит в том, что с помощью моего поэтапного объяснения процесса создания рисунка в технике граттажа любой человек может успешно его выполнить.
Перспективы исследования
Я очень люблю рисовать и думаю, что ещё есть много не освоенных мною интересных техник в рисовании. У меня ещё есть время познакомиться с ними. Возможно одной из них будет посвящена моя следующая работа.
Список литературных источников (библиография)
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. С-Пб.: Владос. 2018.
Сокольникова Н. М. « Энциклопедия прикладного творчества» Владос –М:2017 год
Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. М.: Просвещение. 2016.
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисования. М.: АСТ Астрель. 2020.
Ячменева. В.В Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет.. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2017
Интернет- источники
https://sovets.net/18128-grattazh.html
https://ok.ru/group/55257908051999/topic/65978991684383
https://otvet.mail.ru/question/40311450
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1296069
http://topgorod.com/stil-zhizni/khobbi-i-uvlecheniya/3795-grattazh-netraditsionnaya-tekhnika-risovaniya.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%B6
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Wiki_Metropol_Hotel_Moscow_Artwork_2.jpg
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Линогравюра «Девушка на стуле» (А. Гершун)
Рыбак на скале цветная японская ксилография
Приложение 2. Макс Эрнст «Лес»
Приложение 3.
Мстислав Добужинский иллюстрации к повести «Белые ночи» Ф.М. Достоевского
Приложение 4.
Д.К. Тарабильдене. Иллюстрация к книге «Сто народных баллад»
Приложение 5. CristinaPenescu - работа в стиле граттаж
INCLUDEPICTURE "http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-09/1317290725_003.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-09/1317290725_003.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-09/1317290725_003.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-09/1317290725_003.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-09/1317290725_003.jpg" \* MERGEFORMATINET
Приложение 6.
«Принцесса Грёза» на гостинице «Метрополь» в Москве (сграффито)
Приложение 7. Этапы работы над проектом
Приложение 8 Работы в стиле граттаж (автор Туртыгина В.)
Плюшевый заяц За чаем
Золотой ананас Морское дно
Приложение 9 Работы в стиле граттаж
(авторы мои одноклассники – результат мастер-класса)
1 Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον «дерево» + γράφω «пишу, рисую») — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву[1] или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
2 Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. В полиграфии относится к иллюстрационным печатным формам высокой печати[1].
3 Макс Эрнст (нем. Max Ernst; 2 апреля 1891, Брюль, Германская империя — 1 апреля 1976, Париж) — немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.
4 Фротта́ж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша.
5 Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (лит. Mstislavas Dobužinskis; 14 августа 1875, Новгород, Российская империя — 20 ноября 1957, Нью-Йорк, США) — русский и литовский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.
6 Домице́ле Тарабильде́не (Тарабилдене; лит. Domicelė Tarabildienė; 9 мая 1912, Андронишки Вилькомирского уезда, ныне Андрёнишкис Аникщяйского района) — 8 сентября 1985, Вильнюс) — литовская художница, график, скульптор, иллюстратор книг; заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1962), народный художник Литовской ССР (1974), лауреат Государственной премии Литовской ССР (1972).