КАК ДЕТИ ПОМОГАЛИ ВЗРОСЛЫМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

КАК ДЕТИ ПОМОГАЛИ ВЗРОСЛЫМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Рудаков Д.С. 1
1МБОУ Одинцовской СОШ № 5
Манжос О.В. 1
1МБОУ Одинцовской СОШ № 5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ

История России богата знаменательными событиями. Великая Отечественная война 1941-1945 года – война между Россией и вторгшейся на её территорию немецкой армией. Война закончилась полным уничтожением гитлеровской армии. Главную роль в победе над захватчиками сыграл русский народ, который грудью встал на защиту Отечества.

В 2020 году наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня Великая Отечественная война не стала прошлым, которое нас не волнует и не вызывает переживаний. Великая Отечественная война- это ужасные потери и это радость побед!  Но с  каждым годом становится всё меньше и меньше тех,  кто имел  непосредственное  отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях,  трудился на благо Победы в тылу. И  живы ещё другие свидетели войны.  Это те Ветераны, которые во время войны были  детьми.

     У  детей  войны  разные  судьбы,  но  всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и вероятно стойкие герои противостояли войне. Их патриотизм, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой войне, но многие мои одноклассники очень мало знают о роли детей в это страшное время. Отсутствие знаний и является проблемой нашего исследования.

Объект исследования: дети, принимавшие активное участие в войне

Предмет исследования: роль детей в войне, их вклад в победу русского народа над армией Гитлера.

Цель исследования:поиск сведений о детях-героях -участниках тех далеких событий 1941-1945 года, рассказ о них своим друзьям и одноклассникам.

Для достижения этой цели поставлены следующие 

Задачи:

1. Проанализировать изученную литературу по теме;

2. Выяснить имена детей – участников войны;

3. Способствовать формированию у детей чувства гордости за Родину, за наш народ. 

4. Предоставить информацию по данной теме в виде презентации.

Гипотеза: только ли при единении всего народа против врага наступает победа.

Методы исследования:

- наблюдение;

-изучение источников информации (интернет ресурсы, энциклопедии, научно-познавательные фильмы).

Для изучения данной темы я обратилась за помощью к своим родителям, и мы вместе начали искать всю необходимую информацию в энциклопедиях, интернете, где на любой вопрос можно найти ответ.

Я настолько проникся этой темой, что мне просто не терпелось поделиться всем изученным материалом с моими одноклассниками.

Для этого мы с моим научным руководителем воспользовались одним из методов сбора информации – анкетирование. Всего в опросе участвовало 30 учеников нашего класса.

Проведенное анкетирование выявило следующие результаты:

На первый вопрос, известно ли вам, какую знаменательную историческую дату отмечает в этом году наше государство? Из каких источников вы знаете эту информацию, были даны ответы:

Из художественной литература-15,8% , от родителей-31,6%, СМИ-52,6%.

И на второй вопрос, знаете ли вы детей -героев-участников войны: знают-37%, не знают-63%. (приложение 1)

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Маленькие герои.

22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов.

(приложение 2)

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.[1]

2.2.Дети в лагерях.

На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.

Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался – отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна. Впрочем, и дома далеко не всех ждала счастливая судьба. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи. (приложение 3)

2.3. Дети-помощники

Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.

Было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам. Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием. Что интересно, на войне воевали не только мальчики. Девочки это делали с не меньшим героизмом. Особенно много таких девочек было в Белоруссии… Смелость, сила духа этих детей, способность к самопожертвованию ради только одной цели, внесли огромный вклад в общую Победу.[4]

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для ручных гранат. В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи – носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже организовывали концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное – это тоже подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться…

Очень часто на войне, наравне со взрослыми, воевали подростки 13-15 лет. Это не было чем-то очень уж удивительным, т. к. в русской армии с давних времен служили сыны полка1. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга2. На Великой Отечественной войне это обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, т. к. остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой. Как упоминает маршал Баграмян, часто смелость и изобретательность сыновей полка поражала даже бывалых солдат. Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. По информации Центрального архива министерства обороны России3, в рядах армии во время Великой Отечественной войны сражалось 3500 детей, чей возраст составлял меньше 16 лет. Впрочем, эти данные не могут быть точными, т. к. в них не учитывались юные герои из партизанских отрядов. О троих из них мы поговорим подробнее, хотя это были далеко не все, особо отличившиеся на войне дети-герои, которые заслуживают упоминания. (приложение 4)[3]

Лёня Голиков

Леня Голиков жил в Лукино — маленькой глухой деревне на берегу речки Полы, что впадает в древнее полноводное озеро Ильмень. Ничто не омрачало детских лет мальчика. Был он счастлив, и ему казалось, что все окружающее дано ему навсегда, на всю жизнь. Но пришли другие дни. Фашисты напали на нашу страну, фронт приближался к Лукино. Жители рыли на огородах ямы — прятали в них от гитлеровцев вещи. Потом всей деревней переселились в лес, в Быки — в самую глухомань.

Как-то Ленька решил сходить в Лукино посмотреть на свой дом, узнать, нет ли в деревне немцев. Леня встретил своего школьного учителя Василия Григорьевича. По дороге они разговорились и он узнал ,что учитель сейчас находится у партизан в лесу. Они пришли к уцелевшим избам на краю села, где разместился на отдых партизанский отряд. Ленька просто не мог прийти в себя от радости. Сколько мечтал он о встрече с партизанами. Лёня попросился к ним, при этом соврал, что ему 15 лет.

С этого дня Леня Голиков был зачислен в партизанский отряд. Жизнь в лесу, на речке, военные игры, далекие походы закалили его, сделали выносливым. Ленька умел разжигать костер в заснеженном лесу, спал под открытым небом.
Вскоре в партизанском отряде появился еще один паренек, Митяйка. Ленька сразу с ним подружился. С этого дня Ленька с Митяем стали ходить в разведку.
Они узнавали, где расположились вражеские гарнизоны и огневые точки врага, где находятся блиндажи. Теперь у Леньки был настоящий автомат. Ему уже не раз приходилось видеть врагов совсем близко, но он не трусил.

Ребята придумали свой способ разведки. Они одевались в лохмотья, брали суму и под видом нищих ходили по селам, выпрашивали милостыню, а сами глядели во все глаза и все примечали: сколько там солдат, какое у них оружие. Они разведывали подходы к железным доpoгам, сопровождали минеров, сами подрывали мосты.

Почти целый год боролся Леонид Голиков с фашистами. За это время он принимал участие в 27 боях, уничтожил несколько десятков фашистов, пустил под откос вражеский эшелон, подорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, три склада с фуражом4 и продовольствием.[2]

Валя Котик

Валентин прославил свое имя как мужественный защитник своей земли и верный сын Родины.

Валентин происходил из простой крестьянской семьи. Он родился в Хмельницкой области Украины. Когда в 1941 году немцы оккупировали украинскую землю, Валя был простым школьником. В то время мальчику исполнилось 11 лет.

Юный пионер стразу принял горячее участие в помощи советскому фронту. Вместе с одноклассниками Валя собирал боеприпасы: гранаты, винтовки, пистолеты, оставшееся на полях сражений и переправлял все это оружие партизанам.

Оружие дети прятали в стогах сена и перевозили его достаточно свободно, потому что немцам не приходило в голову, что дети тоже являются помощниками партизан.

В 1942 году Валя был принят в число разведчиков подпольной советской организации, в следующем 1943 году мальчик стал полноправным членом партизанского отряда. Валентин Котик прошел долгие и трудные два с половиной года войны, он скончался от смертельных ран, полученных в бою, в феврале 1944 года. [2]

Марат Казей

Военная биография Марата Казея началась сразу после смерти матери, когда он вместе со старшей сестрой Ариадной вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября, где стал разведчиком. Бесстрашный и ловкий, Марат много раз проникал в немецкие гарнизоны и возвращался к товарищам с ценной информацией. Также юный герой был задействован во многих диверсиях на важных для гитлеровцев объектах. Участвовал М. Казей и в открытых боях с противником, в которых проявлял абсолютное бесстрашие - даже будучи раненым, поднимался и шел в атаку.

Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 г, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Тогда у д. Румок немецкие каратели взяли в окружение отряд им. Фурманова, а Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены.

За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени.

Марат Казей погиб 11 мая 1944 года в бою возле д. Хоромицкие. Марат Казей привел в действие взрывное устройство, чтобы убить вместе с собой нескольких немцев, подошедших к нему слишком близко, так как у него закончились патроны. Похоронили мальчика в его родной деревне.

Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено 8 мая 1965 года. В г. Минске отважному парню был установлен обелиск, запечатлевший последние мгновения до его подвига. [2]

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Много лет отделяет нас от тех времён, когда столкнулись два государства, две великих армии. Война – дело мужское, но эта война превратилась в войну Отечественную, потому что против армии Гитлера поднялся весь советский народ.

Солдаты сражались на поле боя, женщины и старики уходили в партизанские отряды и громили вместе с военными немецкие тылы. Рядом с воинами – мужчинами храбро сражались против неприятеля и мужественные дети.

В процессе исследования данной темы я пришел к выводу, что, дети, никогда не оставались в стороне от тех значимых событий, которые волновали советское государство.

Награждают ли сегодня в нашей стране за героизм детей? Да, время от времени слышны радостные вести: вот девочка девяти лет вывела из пожара четверых детей, а вот десятилетний мальчик вытащил малышей, увязших в пашне в половодье; 16-летний подросток спас маленькую девочку, упавшую с моста в ледяную весеннюю реку.

Эти известия радуют нас. Ведь они означают, что, несмотря на упадок культуры и проблемы в обществе, мы все еще в состоянии быть Человеком. И, может быть, именно такими были те дети, которые помогли выстоять в самом жестоком кровопролитии XX века.

Приложение 1

Результаты анкетирования

1.

2.

Приложение 2

Маленькие герои

Приложение 3

Дети в лагерях

Приложение 4

Дети-помощники

Леня Голиков

В аля Котик

Марат Казей

5. Список используемой литературы

1. Детство, растоптанное войной https://topwar.ru/7515-detstvo-rastoptannoe-voynoy.html

2. Дети-герои Великой Отечественной 1941-1945 и их подвиги https://www.liveinternet.ru/users/4455035/post389416215

3. Дети полка. Неизвестные истории подростков, совершивших подвиги в годы ВОВ https://chr.aif.ru/society/history/deti_polka_neizvestnye_istorii_podrostkov_sovershivshih_podvigi_v_gody_vov

4. На войне дети, военное детство. https://fb.ru/article/147078/na-voyne-deti-voennoe-detstvo-podvigi-detey-na-voyne

1 Сын полка-ребенок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью.

2 Юнга-подросток на судне, обучающийся морскому делу.

3 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ) –хранилище документов органов военного управления, соединений, частей и учреждений Министерства обороны с 1941 года по настоящее время.

4 Фураж-корм для лошадей, скота.

Просмотров работы: 15