Применение тайм-менеджмента в системе развития успешного школьника

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Применение тайм-менеджмента в системе развития успешного школьника

Мазаева М.В. 1
1МБОУ «Лицеq Технополис» р.п.Кольцово Новосибирской области
Ашихмина Т.Б. 1
1МБОУ «Лицей Технополис» р.п.Кольцово Новосибирской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для того, чтобы нам ученикам легко и интересно было учиться в школе, надо научиться ставить цели и организовывать себя ради их достижения. Жизнь современного школьника не проста: поток разнообразной информации все больше, события происходят все быстрее, нужно вовремя реагировать, укладываться во все более жесткие сроки. При этом как-то находить время для отдыха, увлечений, семьи, друзей... Так вот, для того чтобы быть успешным, необходимо понять и решить три важные проблемы:

Непонимание своих жизненных целей,

Неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, разобраться с их приоритетами,

Незнание способов борьбы с тем, что мешает нам всё успевать, будь то беспорядок, внешние отвлечения или собственная лень.

Между тем эти проблемы решаются с помощью технологии тайм-менеджмента, позволяющей использовать невосполнимое время жизни человека в соответствии с его целями и ценностями.

«Тайм-менеджмент» переводится как «Управление временем» — термин не очень точный. Временем мы управлять не можем, реально мы подразумеваем «управление собой». Управление нашими целями, задачами, сроками, планами... В итоге — управление нашей жизнью.

Попытки человека контролировать время уходят корнями в глубочайшее прошлое. Невозможно установить, кто первым задумался об управлении собственным временем. Однако, существуют достоверные письменные подтверждения около 2000 лет назад римский мыслитель Сенека предложил в письме поэту Люцелию следующие идеи: разделять все время на потраченное хорошо, плохо и бесполезно; вести постоянный учет времени в письменном виде; прожив определенный период, оценивать его с точки зрения заполненности.

Бенджамин Франклин, известный политический деятель и ученый, в молодости столкнулся с проблемой нехватки времени. Выход он нашел в ведении собственного дневника. Дневник содержал подробное ежедневное расписание. Два часа после пробуждения отводилось на планирование дня и подготовку к нему. Далее следовали два трехчасовых периода работы с перерывом на обед. Вечернее время политический деятель посвящал анализу проделанной работы и отдыху. В своих книгах Франклин изложил советы по управлению временем.

Термин «тайм-менеджмент» возник в 70-х годах XX-го века. В это же время стали появляться обучающие программы.

Сегодня издаются новые книги, появляются методики и системы, однако в их основе по-прежнему лежат принципы, созданные гораздо раньше.

Социальная значимость указанной проблемы определили тему исследования: «Применение тайм-менеджмента в системе развития успешного школьника».

Объектом исследования является организация школьной жизни учащихся в условиях динамичной среды. Предмет исследования - методы и технологии тайм-менеджмента как элемент системы организации жизни школьника.

Цель исследования: обоснование эффективности применения методов тайм-менеджмента в образовательном процессе школьника и разработка методов, позволяющих сделать тайм-менеджмент элементом системы развития успешного школьника. Для достижения этой цели в исследовании ставятся следующие задачи: изучить правила и приёмы в области тайм-менеджмента, разработать систему методов тайм-менеджмента для школьников, проанализировать результаты.

Исследование проводилось во 2 классе общеобразовательной школы. В ходе исследования были использованы следующие методы:

сбор и анализ научной информации,

наблюдение, опрос и обсуждение,

проведение ограниченного социального эксперимента,

анкетирование, состоящее из вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.

Основная часть

Превратить мечту в цели

Общую структуру своего исследования по формированию навыков тайм-менеджмента для школьников я разделила на три блока: «Превращение мечты в цели», «Приемы планирования», «Организация времени».

Проактивность – это такое свойство человека, которое помогает ему добиваться своей цели. В школе с одноклассниками мы попробовали сделать упражнение на развитие нашей проактивности. Последовательность задания размещена в Приложении1.

Выводы: участники справились с заданием, в процессе обсуждения мы пришли к выводам, что можно влиять на многие обстоятельства, волнующие нас в данный момент жизни. В настоящее время каждый из нас может повлиять на успеваемость в школе, отношения с друзьями. А вот на такие обстоятельства как распространение короновируса можно повлиять в будущем, но для этого уже сегодня надо хорошо учиться. Примеры ответов участников исследования размещены в Приложении 2.

Следующим шагом я узнала про такой приём в тайм-менеджменте, как «Мемуарник» (от слова «мемуары»). Он помогает определить свои базовые ценности, на основе которых можно будет формулировать свои цели. Правила ведения Мемуарника размещены в Приложении 3.

Выводы: Выполняя это упражнение регулярно, можно научиться выделять главное и второстепенное. И постепенно осознанно формировать свои жизненные ценности. Этот приём я отработала сама и попросила сделать брата и сестру. Наблюдая за нашими ответами, я сделала вывод о том, что мы все разные, и жизненные ценности у нас разные: успехи в учёбе, спортивные достижения, развлечения. Примеры мемуарников размещены в Приложении 4.

Ещё древнеримский философ Сенека сказал: «Когда я не знаю, на какую гавань мне нужно держать курс, тогда ни один ветер не будет для меня попутным». Для того, чтобы эффективно планировать, организовывать себя на выполнение планов и контролировать свои действия, прежде всего, необходимо понять, чего ты хочешь добиться. Итак, следующим шагом я предложила рассмотреть очередную технологию тайм-менеджмента для определения собственных целей, которая называется «Карта желаний». Данная технология описана в Приложении 5.

Выводы: в классе я рассказала своим одноклассникам про «Карту желаний», и мы наглядно увидели собственные цели. Так туманные мечтания превращаются в чёткие цели. В Приложении 6 приведены некоторые «Карты желаний» участников исследования.

На следующем этапе надо правильно сформулировать наши цели. Главное правило здесь такое: цель должна быть конкретна, достижима и привязана ко времени. Так в ходе своего исследования я узнала ещё одно правило тайм-менеджмента - «Конкретизация цели» (см. Приложение 7).

Мы можем ставить цели долго и упорно. Но если мы не будем действовать в направлении достижения этих целей, то им, к сожалению, так и не суждено будет реализоваться. А вот, как планировать наши действия по достижению целей, мы поговорим в следующем блоке.

Приемы планирования

Блок «Приемы планирования» знакомит с конкретными правилами, приемами организации времени. Человек, овладевший методами планирования и организации деятельности, больше успевает, его деятельность носит целостный характер, он устает меньше. В целом можно говорить о том, что повышается качество его жизни.

В тайм-менеджменте есть метод учета и анализа затрат времени. Он называется «хронометраж» и заключается в том, что вы отмечаете, на что расходуется ваше время в течение дня. Провести хронометраж нетрудно. Просто берётся тетрадь и с самого утра фиксируется в ней всё, что делаете в течение дня. Обращаться к тетради надо примерно раз в один час и фиксировать все дела с точностью до 5-10 минут. Записывать в ней, во сколько ушли в школу, во сколько пришли, когда пообедали, сколько времени отдыхал, смотрели телевизор, когда сели делать домашнее задание. Итак, получается портрет своего дня. Вести такой учет необходимо несколько дней. Мой хронометраж представлен в Приложении 8.

Есть такая поговорка: «Хочешь управлять – измерь», то есть если мы хотим управлять своим временем, то надо придумать количественные измерители.

Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение 9), по результатам ответов на её вопросы я сделала следующие выводы:

На выполнение домашнего задания ученики нашего класса тратят в среднем по 3 часа, а свободного времени остаётся у них примерно 1–2 часа.

На выполнение домашнего задания по русскому языку и по математике тратится в среднем по 30 минут на каждый предмет.

Участники исследования в среднем посещают по два дополнительных образовательных заведений, у каждого есть полезные дела по дому – уборка квартиры, мытьё посуды, уход за домашним питомцем и прочее, что говорит об их довольно высокой загруженности ежедневно.

Ещё стало видно, что на такие дела как компьютерные игры, просмотр телевизора и телефона ученики также тратят довольно много времени 1,5–3 часов.

В ходе проведения исследования появилось желание опросить родителей одноклассников, умеют ли они управлять своим временем. И вот что получилось:

Если второклассники спят в среднем по 9 часов, то их родители явно не досыпают, их сон составляет 6 часов.

Каждый второй родитель ответил, что у него нет свободного времени вообще.

Лишь половина опрошенных регулярно занимается занятиями, не связанными с работой.

Книги читают только четвёртая часть родителей. Основная причина та же – нехватка времени.

И взрослые, и дети утверждают, что планируют свои дела заранее. Тогда почему времени не хватает даже на чтение любимой книги, особенно взрослым?

Возможно, приемы и методы тайм-менеджмента изменят эти показатели?!

День школьника насыщен и перегружен, порой просто невозможно удержать в голове всю массу дел. Что же делать, чтобы ничего не забыть и всё успеть? Выход есть: надо учиться записывать все дела, которые предстоит сделать.

Оказывается, все дела можно разделить на «жёсткие» и «гибкие». «Жесткие» дела — это дела, привязанные к конкретному моменту времени, к примеру, школьные уроки, секции и кружки, начало представления в театре и т.п. «Гибкие» задачи не привязаны к жесткому времени. Но «гибкие» не означает «не обязательные» и не означает «не имеющие срока исполнения», их надо успеть сделать, но в какое время – изначально не задано. Примеры «гибких» дел: выполнение домашнего задания, поручения родителей, чтение книги, прогулка и т.п. Так в течение нескольких дней я планировала день и следовала этому плану. Порядок планирования показан в Приложении 10. Подобное планирование дел помогает в организации дня, появляется больше свободного времени. Если мне и не удавалось выполнить все запланированные дела, то это были в основном не обязательные дела из разряда развлечений. В Приложении 11 размещены примеры моего планирования.

Теперь следует рассмотреть вопрос: что мешает нам всё успевать и как с этим бороться?

Организация времени

Существует такая закономерность: задание выполняется столько времени, сколько на него отводится. Если мы не ограничены во времени, то не исключено, что с домашним заданием мы провозимся до позднего вечера. Но если же мы определили конкретное время, в которое должны уложиться, то наверняка мы с заданием справимся в срок.

Разумно и эффективно перенести школьный режим на выполнение домашнего задания – примерно через каждые 40 минут делать 10-минутный перерыв. Но отдых этот должен быть максимально эффективным со сменой обстановки и нагрузки. Отдых типа просмотр телевизора, компьютерные игры или чтение книги на рабочем месте – неэффективен! Правильный эффективный отдых такой: прогулка по улице, походить по квартире, пообщаться с близкими, протереть пыль, полить цветы, сделать зарядку или потанцевать под весёлую музыку.

Теперь необходимо затронуть важную тайм-менеджерскую проблему – проблему поглотителей времени. Поглотители времени – это процессы, люди или события, на которые нам приходится отвлекаться от своих дел, и из-за которых наше время используется неэффективно. К примеру, это: телефонные разговоры, просмотр телевизора, компьютерные игры, постоянное переключение с одного дела на другое и т.п. Для того, чтобы ликвидировать поглотителей нашего времени, надо прежде всего их обнаружить. Вот как раз для этого ранее проводился Хронометраж. Если изучить внимательно свои записи, то возможно выявить свои поглотители времени и в дальнейшем постараться их избегать.

Довольно часто мы откладываем важные дела, а потом делаем всё в последний момент. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.

Большая и сложная задача в тайм-менеджменте называется «слон». Типичные задачи-слоны: выучить иностранный язык, стать более сильным, повысить свою успеваемость в школе. Такую задачу не решить за один день. Что делать? Представляем нашу задачу в виде шоколадного слона, делим его на дольки и каждый день съедаем по одной. Например, как я готовилась к выступлению в школьной сценке. В первый день я выучила свои слова, второй день – репетиция в школе, третий день – продумала свой костюм и что купить, четвертый день – купила по списку и начала готовить костюм.

Рассмотрим другой вариант. Если дело слишком скучное и неприятное, оно называется «лягушкой». Это небольшие, но какие-то нелюбимые школьные задания, задания по дому типа помыть посуду, навести порядок в шкафу. Такие дела мы, как правило, откладываем, тем самым растягиваем в своей жизни неприятность. А эти задачи нужно делать как можно быстрее и немедленно забыть о них. Этот метод называется «съесть лягушку».

Следующим шагом давайте разберёмся как организовать рабочий стол, чтобы сконцентрироваться на выполнении конкретного задания. Ранее мой рабочий стол выглядел так: на стол выкладываются учебники, тетради и назад не убираются, потому что могут вскоре опять понадобиться, уроков много, книг всё больше на столе. Ситуация усугублялась с появлением вокруг куколок, собачек, на которых, конечно, отвлекаешься. Может кому-то знакома картина? Но я решила устроить борьбу беспорядку на рабочем столе. Зачем, спросите вы. А затем, что наше сознание может хорошо и правильно работать только с одним объектом. Таким образом, по центру стола размещается учебник и тетрадка, на краю стола пенал с ручками и карандашами и больше ничего, чтобы могло отвлечь от дела, которым мы занимаемся в данный момент времени. Если мы работаем за компьютером, то в центре внимания оказывается монитор, а учебник убирается со стола.

Обобщив информацию, я кратко вывела основные правила планирования:

Планируем свои дела на день

Ограничиваем время на выполнение уроков

Чередуем: 40 минут работаем – 10 минут эффективно отдыхаем

Выявляем свои «поглотители времени» и избавляемся от них

Делим большую задачу на части: съедаем по дольке от «шоколадного слона»

Решаем неприятные задачи: съедаем «лягушку»

Приводим рабочий стол в порядок (учебник+тетрадка)

Далее я оформила эти важные правила в виде красочного буклета и раздала одноклассникам (Приложение 12). Очень надеюсь, что ученики моего класса попробуют и в дальнейшем будут применять методы тайм-менеджмента и в будущем не будут испытывать нехватку времени в достижении своих целей. Ведь нагрузка в школе и на дополнительном образовании будет только увеличиваться, и чтобы справляться с ней успешно, надо взять своё время под контроль и смело идти вперёд. Многие ученики моего класса уже сейчас участвуют в олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях и побеждают, что говорит об их активности.

Также в буклете представлена полезная литература по теме и ссылки на интернет-ресурсы для родителей. Только совместное изучение методов тайм-менеджмента родителями и детьми принесёт должный эффект. Взрослые своим примером могут научить детей большему, чем любая умная книга. Не стоит браться за все инструменты тайм-менеджмента сразу, их очень много. Надо выбрать те, что заинтересовали и поочерёдно их внедрять в свою жизнь. Проект был интересен для меня и моих одноклассников (Приложение 13).

Заключение

Каждый из нас любит и умеет мечтать, но не каждый умеет превратить мечту в конкретные цели и упорно стремиться к их достижению. Если мы «плывем по течению», следуем за обстоятельствами «как сложилось» и «как получилось», то это отражает нашу реактивность. Проактивность — это выстраивание своей жизни по своему желанию, активное влияние на события и внешние обстоятельства.

Я не всегда была организованным и проактивным человеком. До знакомства с тайм-менеджментом я часто сталкивалась с беспорядком в своих вещах, тратила много времени на решение школьного задания. Так, начав с порядка на своем столе и в своей комнате, я перешла к планированию своих дел и контролю за временем. Теперь я ставлю перед собой цели и выстраиваю свои дела на их достижение.

Приёмы управления временем можно изучать самостоятельно, но эффективнее и интереснее этот процесс проходит в коллективе, будь то семья, школа или класс, или просто друзья.

Методы тайм-менеджмента представлены в моей работе как технология, которая может применяться в начальных, средних и старших классов. Данная технология способствует развитию успешного школьника, повышает эффективность обучения. В начальной школе профессиональные педагоги и любящие родители смогут привлечь внимание школьников к теме времени, научить его бережному отношению ко времени. Безусловно, все люди разные: одному школьнику больше подойдут одни инструменты тайм-менеджмента, другому – другие. Сам ученик сможет выбрать свои действия, если обучить его способам планирования, а также научить определять свои цели и двигаться к их достижению, то есть действовать проактивно.

В дальнейшем я планирую продолжить изучение методов тайм-менеджмента и становиться все более успешным школьником.

Список использованных источников и литературы

Архангельский Г.А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.- 256с.

Кови Стивен Р.: Семь навыков высокоэффективных людей — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 . — 375 с.

Лукашенко Марианна Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. – М.: Альпина Паблишен, 2017. – 297с.

Моргенстерн Джулия Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2018. – 256с.

Приложение 1

Задание «Я МОГУ ПОВЛИЯТЬ».

Возьмите лист бумаги и запишите на нем те факты или обстоятельства, которые вас интересуют или беспокоят. Это может быть все, что угодно: отсутствие в доме животного, успеваемость в школе, отношение с другом, война на Украине, землетрясение в Японии…

Под номером 1 запишите обстоятельства, которые при желании можете изменить или повлиять уже сейчас. Например, отношения с другом или успеваемость в школе. Запишите ваши действия.

Далее под номером 2 отметьте те факты, на которые вы пока не в состоянии повлиять. Подумайте, что вы можете сделать – приобрести какие-то знания и умения, чтобы суметь повлиять на эти обстоятельства. Например, научиться кататься на роликах, чтобы с тобой дружили ребята, которые сейчас не замечают.

Под номером 3 запишите факты, на которые вы не можете повлиять.

Приложение 2

Приложение 3

Правила ведения Мемуарника:

Каждый день вечером выделите 3-5 минут спокойного времени.

Запишите Главное событие дня, а рядом напишите, в чем ценность данного события. Именно событие, эмоционально значимое для вас. Самым ярким событием может оказаться, например, пятиминутный разговор с другом. Событие может быть и позитивным, и негативным.

В конце недели выпишите Главное событие недели — одно из семи Главных событий.

Таблица 1. Мемуарник на неделю

День недели

Главное событие

Ценности

Понедельник

Получил «4» по чтению

Успешная учеба

Вторник

Встретил друга

Дружба, общение

Среда

Не упал на роликах

Спортивная победа

Четверг

«5» за контрольную

Успешная учеба

Пятница

….

Суббота

   

Воскресенье

   

Итог недели

Не упал на роликах

Спортивная победа

Приложение 4

Приложение 5

Технология «Карта желаний»:

Берем отдельный лист бумаги. В середину наклеиваем свою фотографию или рисуем себя.

Вокруг фотографии рисуем или наклеиваем картинки, изображающие то, что нам хотелось бы иметь. Если это загородный дом, то находим для этого фотографию именно такого дома, о каком мечтаем. Если это спортивные достижения, то рисуем себя в победный момент игры или на пьедестале.

Соединяем линиями свою фотографию в центре с картинками вокруг.

Приложение 6

Приложение 7

Таблица 2. Упражнение «Конкретизация цели»

Цель

Моя цель: конкретна, достижима, привязана ко времени

Хочу выучить иностранный язык

Я буду к окончанию школы читать книги на английском языке и свободно разговаривать с иностранцами

Хочу стать дизайнером

После окончания школы я поступлю в университет на специальность дизайнер-модельер

Хочу ездить на лошади

Через год я буду без посторонней помощи ездить верхом и управлять лошадью

Приложение 8

Приложение 9

Анкета для участников исследования

Во сколько ты просыпаешься утром?

Сколько времени ты тратишь на домашнее задание?

Сколько времени ты делаешь домашнее задание по русскому языку?

Сколько времени ты делаешь домашнее задание по математике?

Какие дополнительные образовательные заведения ты посещаешь? (музыкальная школа, художественная школа, спортивная секция…)

Есть ли у тебя полезные дела – помощь по дому?

(Если - да, то какие, если – нет, то почему?)

Есть ли у тебя свободное время?

(Если – да, то как ты его проводишь, если – нет, то почему?)

Сколько времени ты тратишь на компьютерные игры, просмотр телевизора, телефона?

Планируешь ли свои дела на день заранее?

Успеваешь ли сделать все необходимые дела в срок? (Если – нет, то почему?)

Спишь/отдыхаешь в течение дня? (Если – да, то сколько?)

Во сколько ложишься спать?

Анкета для родителей

Во сколько Вы просыпаетесь утром?

Есть ли у Вас свободное личное время? (Если – да, то сколько в день)

Посещаете ли Вы какие-либо занятия на регулярной основе, не связанные с работой? (вокал, ИЗО, изучение иностранного языка, спорт…)

Планируете ли свои дела на день заранее?

Читаете ли Вы любимую книгу каждый день? (Если-нет, то почему?)

Во сколько часов Вы ложитесь спать?

Приложение 10

Упражнение «Жесткие и гибкие дела» (напротив каждого дела в таблице, нужно отметить гибкое это дело или жесткое).

Дело

Ж/Г

1

Купить хлеб по дороге из школы домой

ж

2

В 18-00 художественная гимнастика

ж

3

Завтра после уроков репетиция в классе

ж

4

Подготовиться к диктанту

г

5

Сегодня обязательно выучить правило по русскому языку

г

6

Убраться в комнате

г

7

После школы сходить погулять

г

Порядок планирования

Берём тетрадку и делим её пополам по вертикали. В левой части наносим временную сетку и записываем туда «жесткие» дела, привязывая их к определённому времени.

В правой части составляем список «гибких» дел, начиная с наиболее важных, без привязки к какому-либо времени.

Далее рядом с «гибкими» делами ставим примерное время их выполнения, чтобы понять насколько наш план реалистичен.

Итак, выделяем вечером 10 минут на планирование завтрашнего дня. По возвращении из школы вносим в него изменения при необходимости и принимаемся за дело.

После выполнения каждого дела ставь себе плюсик или вычёркивай дело из списка. Вечером оцени выполнение своего плана, ответив на вопросы:

Всё ли из запланированного ты сделал?

Что не удалось сделать и почему?

Не удалось выполнить дела из разряда обязательных или развлечений?

Планирование дел помогло тебе в организации дня? Если да, то чем?

Далее составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Просмотров работы: 16