Возможности средств искусства для просветительской работы в области экологии

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Возможности средств искусства для просветительской работы в области экологии

Куянцев А.А. 1
1 МАОУ «СОШ № 3 им. А.А. Булгакова»
Осецкая О.С. 1
1 МАОУ «СОШ № 3 им. А.А. Булгакова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Есть много способов для привлечения внимания окружающих, к какой- либо проблеме. Выражение «Думай глобально, действуй локально!» навело меня на мысли о том, что для решения определённой глобальной задачи необходимо первоначально направить личные усилия и начать с себя. Я хорошо осознаю, что в современном мире существуют экологические проблемы и этот вопрос, к сожалению, становится все более актуальным. Многие из нас ежедневно пытаются не усугублять и без того не лучшую экологическую ситуацию в Сахалинской области: не бросают мусор, используют биоразлагаемые пакеты и упаковки, участвуют в экологических субботниках и мероприятиях. Формирование экологического мышления, важная задача, стоящая перед современным обществом. Средства художественного творчества и язык анимации стали теми видами деятельности, которые я выбрал для привлечения внимания людей к экологическим проблемам.

Актуальность: Важнейшими экологическими проблемами в нашем крае, я считаю такие, как сохранение Охотско - корейской популяции серых китов и других морских животных, вторичная переработка мусора, сохранение многообразия живых организмов. При помощи средств искусства можно привлечь внимание сверстников и взрослых к серьезным вопросам.

Своими работами я пытаюсь обратить внимание на важность сохранения экологического равновесия на Земле, взглянуть на известные вещи с иной точки зрения, показать, что человек – это не единственный вид на Земле!

Тема: Возможности средств искусства для просветительской работы в области экологии.

Цель: обобщение собственного опыта творческих работ, направленных на просветительскую деятельность в области экологии Сахалинской области.

Гипотеза: творческие проекты и работы позволят в большей мере распространить научные знания и обратить внимание на экологические проблемы Сахалинской области наибольшего количества людей.

Объект исследования: художественное творчество

Предмет исследования: анималистические мультфильмы собственного производства и другие творческие работы, направленные на привлечение внимания к экологическим проблемам Сахалинской области.

Задачи:

- Провести анализ литературных источников по вопросу восприятия

различной информации через органы чувств человека.

- Представить собственный опыт работы по созданию рисунков и

поделок, в целях просветительской работы в области экологии.

- Обобщить собственный опыт работы по созданию анималистических

фильмов.

- Наметить план по продолжению просветительской работы в области

экологии.

Методы:

1. Теоретический – анализ литературных и электронных источников о восприятии информации через органы чувств человека.

2. Практический метод – обобщение и анализ собственного опыта творческой работы, в целях просветительской работы в области экологии.

I. Часть.

1.1. Лучше тысячи слов.

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств – их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос) и орган осязания (кожа). Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Через зрение информация представляется в виде изображений, через слух - в виде звуков. Из учебников биологии, мы знаем, что орган чувств является лишь звеном в процессе восприятия информации, для того, чтобы информация воспринималась, работает несколько органов, которые составляю так называемые анализаторы. И главную роль в работе анализатора играет головной мозг. Именно он обрабатывает информацию, позволяет ее запомнить.

Ученым уж более ста лет известно, что при запоминании изображений и текста действуют разные правила. Визуальная информация запоминается и воспроизводится быстрее. Этот феномен называется эффект превосходства образа. Проведенные исследования показали, что люди способны запоминать более двух с половиной тысяч изображений, и процент точности последующего их воспроизведения равен 90, несмотря на то, что участники эксперимента имели возможность видеть изображение в течение всего 10 секунд. Точность воспроизведения год спустя равнялась 63 процентам. А в одной газете под заголовком «Помните Дика и Джейн?» была опубликована статья с результатами распознавания картинок несколько десятилетий спустя. Во время эксперимента визуальную информацию сравнивали с другими видами информации. Излюбленным контрольным показателем был текст или представление информации в устной форме, и обычно результаты воспроизведения визуальной информации всегда были лучше. И эта тенденция по-прежнему неизменна.

Текстовое и устное изложение не просто менее эффективны, чем визуальный ряд, с точки зрения сохранения информации в памяти, но даже на порядок менее эффективны.

Если данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, как показывают тесты, проводимые 72 часа спустя. В случае с изображениями данный показатель повышается до 65 процентов.

Я стараюсь привлечь внимание людей и передать им информацию о немаловажных экологических проблемах через изображения и звуки, в виде различных творческих работ. Это все от простого желания показать нам нечто новое, нечто иное, это тяга человека к выражению того, что увидел сам художник и не смогли увидеть другие люди. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Одни видят, что есть, и спрашивают почему. Я вижу, что могло бы быть, и спрашиваю, „почему нет?“». Основная мысль этого высказывания заключается в том, что некоторые люди видят в окружающих их вещах больше возможностей, чем другие. И именно это является центральным звеном концепта творчества.

II. Часть.

2.1. Обобщение собственного опыта творческих работ в просветительской деятельности.

Для сохранения биологического разнообразия необходимо формирование экологического мышления, а для этого нужны научные знания, которые необходимо распространять.

Идеи распространения научных знаний, полученных мной в области экологии Сахалинской области среди сверстников, возникли у меня давно.

Я пытаюсь рассказать своим сверстникам и взрослым о жизни животных Сахалина. Хочу своей работой обратить внимание на важность сохранения экологического равновесия на Земле, показать, что человек – это не единственный вид на Земле!

Я стал рассказывать и показывать созданные материалы об особенностях поведения животных через жанр анимализма, через прикладное творчество приводил примеры вторичного использования сырья, рисунки и фотоработы помогали мне в создании мультфильмов и подборе материала для творческих работ. Такая работа, по моему мнению, позволяет в интересной форме привлечь внимание к вопросам экологии Сахалинской области. В настоящее время опыт мой работы включает в себя: эко-плакаты, рисунки в стиле анималистки, статью в местной газете, изделия из вторичного сырья, фотоработы, анимационные фильмы.

Одна из идей моей работы является распространение научных знаний среди сверстников об особенностях поведения животных через жанр анимализма. Такая работа позволяет в интересной форме привлечь внимание к вопросу сохранения редких животных Сахалина и носит просветительский характер. Для большей заинтересованности и удобного использования совместил изобразительное искусство с новыми технологиями и записал видеоклип.

Для того чтобы в системе проводить просветительскую работу об экологии и животных Сахалинской области с целью их сохранения был разработан план работы.

План работы:

1

Поиск материалов и документов о животных Сахалинской области

2

Систематизация материала

3

Создание новых экспозиций

4

Работа над созданием серии анимационных фильмов

5

Проведение бесед и демонстрация созданных творческих материалов

6

Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях

7

Установление связей с представителями экологических и общественных организаций

Реализуя свой план, я интересовался экологической обстановкой в Сахалинской области, создавал доклады и презентации, которые представлял на уроках и различных мероприятиях, участвовал в различных мероприятиях со своими рисунками на экологическую тематику, делал фотографии красно-книжных растений и уникальности природы нашего края (Приложение 1).

Накопление и переработка мусорных отходов одна из важных проблем Сахалинской области, которая также привлекла мое внимание. Стараясь обратить внимание людей на экологические проблемы, поиск путей решения этих проблем и сохранение природы родного края, подтолкнули меня к конкретным действиям. Решил создать изделие из вторичного сырья, но оно должно иметь практическое применение, иначе снова окажется в мусорном ведре. Стало любопытно, что есть в нашей мусорной кучке? Больше всего оказалось пластика. Так появилась идея моей работы: ночник «Полянка в корзинке» (фото в приложении 2).

Поделка выполнена полностью из вторичного сырья. Пластиковые бутылки от напитков, шампуней, моющих средств, одноразовая посуда, шпажки, цветные трубочки, пластмассовые бусины. Все элементы вырезал ножницами, затем каждый нагревал и придавал ему нужную форму.Корзина, в которую помещена композиция из цветов также была сплетена самостоятельно из макулатуры.Работа имеет практическое применение, т.к. является полноценным светильником и используется в нашей квартире по назначению.

В целях привлечения внимания к проблеме с ТБО, пришла идея показать и рассказать другим о своей поделке. Решил написать статью в районную газету «Восход», которую назвал «Большие дела начинаются с малого!» (Приложение 3).

В дальнейшем, я понял, что через видеоролики и анимацию я смогу заинтересовать большее количество людей. Решил использовать и эти средства в своей просветительской работе. Изучив опыт работы художников анималистов, я начал создавать небольшие анимационные фильмы.

Работа над первым и последующими мультфильмами проходит в несколько этапов:

- определение проблемы;

- написание сюжета и выделение главных его действий, которые более ясно и доступно будут передавать проблемы, трудности и т.д.;

- подбор материалов для создания образов (пластилин, краски гуашевые, бумага разного формата и цвета);

- рисование фонов, лепка героев и других необходимых деталей;

- подготовка необходимого оборудования (компактный фотоаппарат, штатив для фотоаппарата, лампа настольная);

- создание кадров согласно сюжету;

- обработка фотографий в компьютерной программе Movavi Video Editor;

- монтаж обработанных кадров;

- озвучивание анимационного фильма.

На сегодняшний день мною создано несколько анимационных фильмов: "Сила любви", " Может быть", "Я расскажу вам о себе", " Острова у самого восхода солнца", " Белоплечий орлан", " Воссоздание образа кита" (Приложение 4).

Я продолжаю поиск новых идей и методов работы по привлечению внимания общественности к вопросам экологии, формированию экологического мышления и экологической культуры населения. В итоге мной разработана настольная игра «Экогород» по принципу монополии, которая готовиться к апробации в школе, после планируется её практическое применение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для формирования экологического мышления необходимо вести просветительскую работу, говорить о путях сохранения живой природы на земле, и я это делаю. Уже сейчас мне удается реализовывать задуманные идеи и транслировать их в общество.

Работы по созданию анималистических фильмов приносят свои результаты, позволяя говорить о эффективности использования жанра анимализма с целью привлечения внимания к вопросу сохранения животных Сахалина.

Анимационный фильм размещенный мной на сайте международной детско – юношеской премии «Экология – дело каждого» уже принёс первые результаты. По сообщению информационного агентства, Sakhalin_kurily глава Росприроднадзор обратила внимание на данную экологическую проблему нашего региона (Приложение 5).

Организованный в школе центр создания анимационных фильмов, в котором я делюсь своим опытом по созданию мультфильмов, позволяет в системе организовать просветительскую работу об особенностях поведения животных Сахалинской области с целью их сохранения.

В настоящем году с помощью художественных средств и современных технологий удалось разработать настольную игру «Экогород».

Установлено взаимодействие и налажено сотрудничество с председателем постоянного комитета Сахалинской областной думы по экологии и природопользованию Лотиным Евгением Владимировичем, с группой помощи морским животным "Друзья океана" (проект Клуба «Бумеранг»).

Продолжаю использовать накопленный опыт работы в центре анимализма «В рисовальную страну хвостатых и пернатых». Передаю педагогам школы созданные рисунки для демонстрации на уроках и внеурочной деятельности.

В целях сокращения ТБО планируется проведение внутри школьных акций: «Сбор макулатуры» и «Полезные штучки из мусорной кучки».

Вывод: Считаю, что гипотеза моего проекта подтверждена. Результаты моих работ подтверждают мысль о том, что для сохранения биоразнообразия на планете, используя разнообразные художественные средства можно распространить научные знания и обратить внимание на экологические проблемы Сахалинской области.

Цель проекта достигнута, мне удалось обобщить свой опыт творческой работы, направленной на просветительскую деятельность в экологии.

Перспективы:

- Продолжать работу по созданию серии анимационных фильмов:

О правильном поведении людей при встрече с дикими животными.

С призывом о соблюдении чистоты на побережьях Сахалина.

- Привлечь учеников и взрослых к созданию новых проектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

1. Красная книга России/Оксана Скалдина. - Москва: Эксмо,2012. - 272 с.

2. Красная книга Сахалинской области. Животные. – Южно-Сахалинск: Сахалин. КН. Издательство, 2001 –190 с.: ил.

3.Млекопитающие СССР: справочник-определитель географа и путешественника. – В.Е. Флинт, В.М.Смирин. - изд. Мысль, 1965, 463 с.

4. Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Ластоногие: Наука и искусство – экологическому образованию/Концепция и общая редакция А.И. Олексенко, А.В.Зименко; сост. Тома А.И.Олексенко (режиссура книги), А.В.Зименко, Е.В, Т.Ю. Лисицына, Зубчанинова. -М.: Изд-во Центра охраны дикой природы,2010. -264с., ил.

5. Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Хищные: Наука и искусство – экологическому образованию/Концепция и общая редакция А.И. Олексенко, А.В.Зименко; сост. Тома А.И.Олексенко (режиссура книги), А.В.Зименко, Е.В.Зубчанинова. -М.: Изд-во Центра охраны дикой природы,2011. -416с., ил.

6. Смирин В.М. Портреты зверей Командорских островов. Наука и искусство – экологическому образованию/ Сост. А.И. Олексенко, А.В.Зименко, Е.В. Зубчанинова. -М.: Изд-во Центра охраны дикой природы,2007. -60с., ил.

7. Олексенко А.И. Атлас млекопитающих (к воплощению авторского замысла В.М. Смирина) // Охрана дикой природы. 2004. №1 (27). С. 10–13.

8. Олексенко АлекА.И. Сайгак и его соседи: как решить «степные задачки» зверям, птицам, людям? Рисунки Владимира Смирина. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2016-48с., ил.

9. Атлас-определитель. Птицы. Ильичёв В.Д. - изд. Дрофа, 2010, - 320с.

10. Атлас-определитель. Животные леса. Бровкина Е.Т.- изд.Дрофа,2008,64 с.

11. Гиляров А.М. Истинный натуралист — всегда художник // Природа. 1993. № 1. С. 121–122.

12. Панов Е.Н., Павлова Е.Ю. Анималистический рисунок как составляющая этологического подхода // Зоол. журн. 2010. Т. 89. № 7. С. 891–893.

13. https://www.nkj.ru/archive/articles/10419

14. http://www.moscowzoo.ru/

15. http://tass.ru/v-strane/4144254

16.https HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev":// HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"wk HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev". HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev" HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"com HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"/ HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"kyantsev

17.http://www.nnzoo.ru

18.https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2014/07/30/luchshe-tysyachi-slov-pochemu-vizualnaya-informaciya-zapominaetsya-bystree

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Ссылка на папку с анимационными фильмами

https://cloud.mail.ru/public/ HYPERLINK "https://cloud.mail.ru/public/1EU2/jrsUgUBhm"1EU2/jrsUg HYPERLINK "https://cloud.mail.ru/public/1EU2/jrsUgUBhm"UBh

Результат публикации анимационного фильма

https://sakh.online/news/18/2021-06-22/multfilm-sahalinskogo-mHYPERLINK "https://sakh.online/news/18/2021-06-22/multfilm-sahalinskogo-malchika-pro-ubiystvo-kitov-dovel-do-slez-glavu-rosprirodnadzora-159436"alchika-pro-ubiystvo-kitov-dovel-do-slez-glavu-rosprirodnadzora-159436

https://xn--80afbcbeimqege7ab HYPERLINK "https://экологияделокаждого.рф/news/uchastnika-premii-ekologiya-delo-kazhdogo-otmetilo-pravitelstvo-saxalinskoj-oblasti/"feb7wqb.xn--p1ai/news/uchastnika-premii-ekologiya-delo-kazhdogo-otmetilo-pravitelstvo-saxalinskoj-oblasti/

Статья в газете «Восход» Корсаковского городского окр. https://xn--65-dlci3cau6a.xn--p1ai/ HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"news HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"/ HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"post HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"/3812/

Настольная игра «Экогород»

Поделка из вторичного сырья «Полянка в корзинке»

Работа школьного кружка анимации

Акция по уборке с единомышленником

Плакат, рисунки

Просмотров работы: 19