ВВЕДЕНИЕ.
Есть много способов для привлечения внимания окружающих, к какой- либо проблеме. Выражение «Думай глобально, действуй локально!» навело меня на мысли о том, что для решения определённой глобальной задачи необходимо первоначально направить личные усилия и начать с себя. Я хорошо осознаю, что в современном мире существуют экологические проблемы и этот вопрос, к сожалению, становится все более актуальным. Многие из нас ежедневно пытаются не усугублять и без того не лучшую экологическую ситуацию в Сахалинской области: не бросают мусор, используют биоразлагаемые пакеты и упаковки, участвуют в экологических субботниках и мероприятиях. Формирование экологического мышления, важная задача, стоящая перед современным обществом. Средства художественного творчества и язык анимации стали теми видами деятельности, которые я выбрал для привлечения внимания людей к экологическим проблемам.
Актуальность: Важнейшими экологическими проблемами в нашем крае, я считаю такие, как сохранение Охотско - корейской популяции серых китов и других морских животных, вторичная переработка мусора, сохранение многообразия живых организмов. При помощи средств искусства можно привлечь внимание сверстников и взрослых к серьезным вопросам.
Своими работами я пытаюсь обратить внимание на важность сохранения экологического равновесия на Земле, взглянуть на известные вещи с иной точки зрения, показать, что человек – это не единственный вид на Земле!
Тема: Возможности средств искусства для просветительской работы в области экологии.
Цель: обобщение собственного опыта творческих работ, направленных на просветительскую деятельность в области экологии Сахалинской области.
Гипотеза: творческие проекты и работы позволят в большей мере распространить научные знания и обратить внимание на экологические проблемы Сахалинской области наибольшего количества людей.
Объект исследования: художественное творчество
Предмет исследования: анималистические мультфильмы собственного производства и другие творческие работы, направленные на привлечение внимания к экологическим проблемам Сахалинской области.
Задачи:
- Провести анализ литературных источников по вопросу восприятия
различной информации через органы чувств человека.
- Представить собственный опыт работы по созданию рисунков и
поделок, в целях просветительской работы в области экологии.
- Обобщить собственный опыт работы по созданию анималистических
фильмов.
- Наметить план по продолжению просветительской работы в области
экологии.
Методы:
1. Теоретический – анализ литературных и электронных источников о восприятии информации через органы чувств человека.
2. Практический метод – обобщение и анализ собственного опыта творческой работы, в целях просветительской работы в области экологии.
I. Часть.
1.1. Лучше тысячи слов.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств – их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос) и орган осязания (кожа). Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Через зрение информация представляется в виде изображений, через слух - в виде звуков. Из учебников биологии, мы знаем, что орган чувств является лишь звеном в процессе восприятия информации, для того, чтобы информация воспринималась, работает несколько органов, которые составляю так называемые анализаторы. И главную роль в работе анализатора играет головной мозг. Именно он обрабатывает информацию, позволяет ее запомнить.
Ученым уж более ста лет известно, что при запоминании изображений и текста действуют разные правила. Визуальная информация запоминается и воспроизводится быстрее. Этот феномен называется эффект превосходства образа. Проведенные исследования показали, что люди способны запоминать более двух с половиной тысяч изображений, и процент точности последующего их воспроизведения равен 90, несмотря на то, что участники эксперимента имели возможность видеть изображение в течение всего 10 секунд. Точность воспроизведения год спустя равнялась 63 процентам. А в одной газете под заголовком «Помните Дика и Джейн?» была опубликована статья с результатами распознавания картинок несколько десятилетий спустя. Во время эксперимента визуальную информацию сравнивали с другими видами информации. Излюбленным контрольным показателем был текст или представление информации в устной форме, и обычно результаты воспроизведения визуальной информации всегда были лучше. И эта тенденция по-прежнему неизменна.
Текстовое и устное изложение не просто менее эффективны, чем визуальный ряд, с точки зрения сохранения информации в памяти, но даже на порядок менее эффективны.
Если данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, как показывают тесты, проводимые 72 часа спустя. В случае с изображениями данный показатель повышается до 65 процентов.
Я стараюсь привлечь внимание людей и передать им информацию о немаловажных экологических проблемах через изображения и звуки, в виде различных творческих работ. Это все от простого желания показать нам нечто новое, нечто иное, это тяга человека к выражению того, что увидел сам художник и не смогли увидеть другие люди. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Одни видят, что есть, и спрашивают почему. Я вижу, что могло бы быть, и спрашиваю, „почему нет?“». Основная мысль этого высказывания заключается в том, что некоторые люди видят в окружающих их вещах больше возможностей, чем другие. И именно это является центральным звеном концепта творчества.
II. Часть.
2.1. Обобщение собственного опыта творческих работ в просветительской деятельности.
Для сохранения биологического разнообразия необходимо формирование экологического мышления, а для этого нужны научные знания, которые необходимо распространять.
Идеи распространения научных знаний, полученных мной в области экологии Сахалинской области среди сверстников, возникли у меня давно.
Я пытаюсь рассказать своим сверстникам и взрослым о жизни животных Сахалина. Хочу своей работой обратить внимание на важность сохранения экологического равновесия на Земле, показать, что человек – это не единственный вид на Земле!
Я стал рассказывать и показывать созданные материалы об особенностях поведения животных через жанр анимализма, через прикладное творчество приводил примеры вторичного использования сырья, рисунки и фотоработы помогали мне в создании мультфильмов и подборе материала для творческих работ. Такая работа, по моему мнению, позволяет в интересной форме привлечь внимание к вопросам экологии Сахалинской области. В настоящее время опыт мой работы включает в себя: эко-плакаты, рисунки в стиле анималистки, статью в местной газете, изделия из вторичного сырья, фотоработы, анимационные фильмы.
Одна из идей моей работы является распространение научных знаний среди сверстников об особенностях поведения животных через жанр анимализма. Такая работа позволяет в интересной форме привлечь внимание к вопросу сохранения редких животных Сахалина и носит просветительский характер. Для большей заинтересованности и удобного использования совместил изобразительное искусство с новыми технологиями и записал видеоклип.
Для того чтобы в системе проводить просветительскую работу об экологии и животных Сахалинской области с целью их сохранения был разработан план работы.
План работы:
1 |
Поиск материалов и документов о животных Сахалинской области |
2 |
Систематизация материала |
3 |
Создание новых экспозиций |
4 |
Работа над созданием серии анимационных фильмов |
5 |
Проведение бесед и демонстрация созданных творческих материалов |
6 |
Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях |
7 |
Установление связей с представителями экологических и общественных организаций |
Реализуя свой план, я интересовался экологической обстановкой в Сахалинской области, создавал доклады и презентации, которые представлял на уроках и различных мероприятиях, участвовал в различных мероприятиях со своими рисунками на экологическую тематику, делал фотографии красно-книжных растений и уникальности природы нашего края (Приложение 1).
Накопление и переработка мусорных отходов одна из важных проблем Сахалинской области, которая также привлекла мое внимание. Стараясь обратить внимание людей на экологические проблемы, поиск путей решения этих проблем и сохранение природы родного края, подтолкнули меня к конкретным действиям. Решил создать изделие из вторичного сырья, но оно должно иметь практическое применение, иначе снова окажется в мусорном ведре. Стало любопытно, что есть в нашей мусорной кучке? Больше всего оказалось пластика. Так появилась идея моей работы: ночник «Полянка в корзинке» (фото в приложении 2).
Поделка выполнена полностью из вторичного сырья. Пластиковые бутылки от напитков, шампуней, моющих средств, одноразовая посуда, шпажки, цветные трубочки, пластмассовые бусины. Все элементы вырезал ножницами, затем каждый нагревал и придавал ему нужную форму.Корзина, в которую помещена композиция из цветов также была сплетена самостоятельно из макулатуры.Работа имеет практическое применение, т.к. является полноценным светильником и используется в нашей квартире по назначению.
В целях привлечения внимания к проблеме с ТБО, пришла идея показать и рассказать другим о своей поделке. Решил написать статью в районную газету «Восход», которую назвал «Большие дела начинаются с малого!» (Приложение 3).
В дальнейшем, я понял, что через видеоролики и анимацию я смогу заинтересовать большее количество людей. Решил использовать и эти средства в своей просветительской работе. Изучив опыт работы художников анималистов, я начал создавать небольшие анимационные фильмы.
Работа над первым и последующими мультфильмами проходит в несколько этапов:
- определение проблемы;
- написание сюжета и выделение главных его действий, которые более ясно и доступно будут передавать проблемы, трудности и т.д.;
- подбор материалов для создания образов (пластилин, краски гуашевые, бумага разного формата и цвета);
- рисование фонов, лепка героев и других необходимых деталей;
- подготовка необходимого оборудования (компактный фотоаппарат, штатив для фотоаппарата, лампа настольная);
- создание кадров согласно сюжету;
- обработка фотографий в компьютерной программе Movavi Video Editor;
- монтаж обработанных кадров;
- озвучивание анимационного фильма.
На сегодняшний день мною создано несколько анимационных фильмов: "Сила любви", " Может быть", "Я расскажу вам о себе", " Острова у самого восхода солнца", " Белоплечий орлан", " Воссоздание образа кита" (Приложение 4).
Я продолжаю поиск новых идей и методов работы по привлечению внимания общественности к вопросам экологии, формированию экологического мышления и экологической культуры населения. В итоге мной разработана настольная игра «Экогород» по принципу монополии, которая готовиться к апробации в школе, после планируется её практическое применение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Для формирования экологического мышления необходимо вести просветительскую работу, говорить о путях сохранения живой природы на земле, и я это делаю. Уже сейчас мне удается реализовывать задуманные идеи и транслировать их в общество.
Работы по созданию анималистических фильмов приносят свои результаты, позволяя говорить о эффективности использования жанра анимализма с целью привлечения внимания к вопросу сохранения животных Сахалина.
Анимационный фильм размещенный мной на сайте международной детско – юношеской премии «Экология – дело каждого» уже принёс первые результаты. По сообщению информационного агентства, Sakhalin_kurily глава Росприроднадзор обратила внимание на данную экологическую проблему нашего региона (Приложение 5).
Организованный в школе центр создания анимационных фильмов, в котором я делюсь своим опытом по созданию мультфильмов, позволяет в системе организовать просветительскую работу об особенностях поведения животных Сахалинской области с целью их сохранения.
В настоящем году с помощью художественных средств и современных технологий удалось разработать настольную игру «Экогород».
Установлено взаимодействие и налажено сотрудничество с председателем постоянного комитета Сахалинской областной думы по экологии и природопользованию Лотиным Евгением Владимировичем, с группой помощи морским животным "Друзья океана" (проект Клуба «Бумеранг»).
Продолжаю использовать накопленный опыт работы в центре анимализма «В рисовальную страну хвостатых и пернатых». Передаю педагогам школы созданные рисунки для демонстрации на уроках и внеурочной деятельности.
В целях сокращения ТБО планируется проведение внутри школьных акций: «Сбор макулатуры» и «Полезные штучки из мусорной кучки».
Вывод: Считаю, что гипотеза моего проекта подтверждена. Результаты моих работ подтверждают мысль о том, что для сохранения биоразнообразия на планете, используя разнообразные художественные средства можно распространить научные знания и обратить внимание на экологические проблемы Сахалинской области.
Цель проекта достигнута, мне удалось обобщить свой опыт творческой работы, направленной на просветительскую деятельность в экологии.
Перспективы:
- Продолжать работу по созданию серии анимационных фильмов:
О правильном поведении людей при встрече с дикими животными.
С призывом о соблюдении чистоты на побережьях Сахалина.
- Привлечь учеников и взрослых к созданию новых проектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.
1. Красная книга России/Оксана Скалдина. - Москва: Эксмо,2012. - 272 с.
2. Красная книга Сахалинской области. Животные. – Южно-Сахалинск: Сахалин. КН. Издательство, 2001 –190 с.: ил.
3.Млекопитающие СССР: справочник-определитель географа и путешественника. – В.Е. Флинт, В.М.Смирин. - изд. Мысль, 1965, 463 с.
4. Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Ластоногие: Наука и искусство – экологическому образованию/Концепция и общая редакция А.И. Олексенко, А.В.Зименко; сост. Тома А.И.Олексенко (режиссура книги), А.В.Зименко, Е.В, Т.Ю. Лисицына, Зубчанинова. -М.: Изд-во Центра охраны дикой природы,2010. -264с., ил.
5. Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Хищные: Наука и искусство – экологическому образованию/Концепция и общая редакция А.И. Олексенко, А.В.Зименко; сост. Тома А.И.Олексенко (режиссура книги), А.В.Зименко, Е.В.Зубчанинова. -М.: Изд-во Центра охраны дикой природы,2011. -416с., ил.
6. Смирин В.М. Портреты зверей Командорских островов. Наука и искусство – экологическому образованию/ Сост. А.И. Олексенко, А.В.Зименко, Е.В. Зубчанинова. -М.: Изд-во Центра охраны дикой природы,2007. -60с., ил.
7. Олексенко А.И. Атлас млекопитающих (к воплощению авторского замысла В.М. Смирина) // Охрана дикой природы. 2004. №1 (27). С. 10–13.
8. Олексенко АлекА.И. Сайгак и его соседи: как решить «степные задачки» зверям, птицам, людям? Рисунки Владимира Смирина. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2016-48с., ил.
9. Атлас-определитель. Птицы. Ильичёв В.Д. - изд. Дрофа, 2010, - 320с.
10. Атлас-определитель. Животные леса. Бровкина Е.Т.- изд.Дрофа,2008,64 с.
11. Гиляров А.М. Истинный натуралист — всегда художник // Природа. 1993. № 1. С. 121–122.
12. Панов Е.Н., Павлова Е.Ю. Анималистический рисунок как составляющая этологического подхода // Зоол. журн. 2010. Т. 89. № 7. С. 891–893.
13. https://www.nkj.ru/archive/articles/10419
14. http://www.moscowzoo.ru/
15. http://tass.ru/v-strane/4144254
16.https HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev":// HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"wk HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev". HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev" HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"com HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"/ HYPERLINK "https://vk.com/kyantsev"kyantsev
17.http://www.nnzoo.ru
18.https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2014/07/30/luchshe-tysyachi-slov-pochemu-vizualnaya-informaciya-zapominaetsya-bystree
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Ссылка на папку с анимационными фильмами
https://cloud.mail.ru/public/ HYPERLINK "https://cloud.mail.ru/public/1EU2/jrsUgUBhm"1EU2/jrsUg HYPERLINK "https://cloud.mail.ru/public/1EU2/jrsUgUBhm"UBh
Результат публикации анимационного фильма
https://sakh.online/news/18/2021-06-22/multfilm-sahalinskogo-mHYPERLINK "https://sakh.online/news/18/2021-06-22/multfilm-sahalinskogo-malchika-pro-ubiystvo-kitov-dovel-do-slez-glavu-rosprirodnadzora-159436"alchika-pro-ubiystvo-kitov-dovel-do-slez-glavu-rosprirodnadzora-159436
https://xn--80afbcbeimqege7ab HYPERLINK "https://экологияделокаждого.рф/news/uchastnika-premii-ekologiya-delo-kazhdogo-otmetilo-pravitelstvo-saxalinskoj-oblasti/"feb7wqb.xn--p1ai/news/uchastnika-premii-ekologiya-delo-kazhdogo-otmetilo-pravitelstvo-saxalinskoj-oblasti/
Статья в газете «Восход» Корсаковского городского окр. https://xn--65-dlci3cau6a.xn--p1ai/ HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"news HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"/ HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"post HYPERLINK "https://восход65.рф/news/post/3812/"/3812/
Настольная игра «Экогород»
Поделка из вторичного сырья «Полянка в корзинке»
Работа школьного кружка анимации
Акция по уборке с единомышленником
Плакат, рисунки