1. Введение:
Задуматься о секретах воздуха меня заставил случай. За письменным столом я делал уроки. На столе из-под листа бумаги наполовину длины выглядывала линейка. Я думал, что вот - вот она упадет, но она не падала со стола. Я заинтересовался этим случаем и обратился к маме. Мама сказала, что это проделки воздуха, что воздух может не только такое.
Так какие же секреты таит в себе воздух? У меня возникло много вопросов, и я решил их исследовать.
Объект исследования: воздух.
Предмет исследования: секреты и свойства воздуха.
Цель исследования: исследовать воздух и провести опыты, которые помогут понять его секреты.
Задачи:
Расширить знания о воздухе.
С помощью опытов доказать, что может воздух.
Узнать, как человек использует воздух.
Уметь ставить несложные опыты.
Сделать вывод.
Гипотеза:
“У воздуха много секретов”.
2. Методы исследования:
Анализ литературы по теме
Проведение опытов в домашних условиях
Наблюдения
О
бобщение результатов
Что такое воздух…
Воздух – это смесь газов азота, кислорода и углекислого газа. Самый важный из них кислород, потому что именно им дышит человек и все живое.
Основной компонент – это азот, его содержится 78%, ещё 21% кислорода. Все эти вещества состоят из очень маленьких частичек, называемых молекулами. Молекула имеет вес и находится в постоянном движении.
Азот 78%
Кислород 21 %
Углекислый
газ 1%
Азот 78%
Азот 78%
Свойства воздуха.
Воду, Огонь, Землю мы можем увидеть, почувствовать, а Воздух – нет. Сам по себе, он абсолютно прозрачен, безвкусен, не имеет запаха и цвета. Воздух: объединяющая сила Вселенной. Воздух есть повсюду вокруг нас, хотя мы его и не видим. Он заполняет все пустоты, щели и поры под землёй и на поверхности.
Работа воздуха:
Воздух защищает землю от избытка тепла и холода, от излишних солнечных лучей. Если бы вдруг он исчез, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
Да и человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.
Воздух заставляет мчаться по волнам лёгкие яхты и огромные парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, а своей упругостью заставляет подпрыгивать мяч.
В домашних условиях мы тоже используем воздух: пылесосы, фены, вентиляторы, кондиционеры и т.д.
Значение воздуха:
Воздухом дышит все живое на земле. Кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики.
Значение воздуха огромное, потому что под его действием происходят все основные процессы жизнедеятельности растений, животных, человека, птиц, бактерий. Без воздуха нет жизни.
Почему воздух не заканчивается?
Потому что на земле есть зеленые растения, они настоящая фабрика кислорода. Растения могут превращать углекислый газ в кислород.
Двадцатая часть всего кислорода на нашей планете вырабатывается лесами Амазонии, произрастающими вдоль всей протяженности реки. Их называют «легкими Земли».
3. Мои исследования.
Интересные факты о воздухе:
А знаете ли вы…
1 . Слово “воздух” появилось из церковно-славянского языка, что означает “воздыхать”, “вздохнуть”, т.е. то, чем дышат.
.
2. Знаете ли вы, что воздух при определенных состояниях и огромном давлении может быть жидким. Астрономы предполагают, что существуют планеты, полностью покрытые жидким воздухом.
3. Двадцатая часть всего кислорода на нашей планете вырабатывается лесами Амазонии. Их называют лёгкими земли. Но основной фабрикой кислорода на планете является мировой океан. И основную её часть составляет фитопланктон. Каждая из этих маленьких водорослей производит огромное количество кислорода. Одно фитопланктонное сообщество производит за день в 100 раз больше кислорода чем лес. Именно мировой океан заботится о том, чтобы нам было чем дышать.
Лимон в медицине.
4. Более 2000 тысячи лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: “Природа не терпит пустоты” и всё, что нам кажется пустым заполнено воздухом. Воздух невидим, но с помощью органов зрения и осязания его можно обнаружить.
Мои опыты.
Опыт 1 «Воздух имеет вес».
Знаете ли вы ребята, что мы находимся под давлением не только со стороны учителей и родителей, но и со всех сторон на нас давит воздух. Это потому, что воздух имеет вес.
Для опыта нужно:
Два одинаковых воздушных шарика.
Обыкновенная вешалка.
Ход опыта:
Надуваем 2 шарика одинакового размера.
К каждому концу вешалки прикрепим воздушный шарик.
Уравновесим.
Проткнем один шарик булавкой. Из него выходит воздух.
Вешалка наклоняется в ту сторону, где остался шарик. Равновесие нарушилось.
Вывод: выпущенный из шарика воздух был тяжелее, чем вытесняемый им воздух.
Опыт 2 «Опыт с линейкой».
Е сли воздух имеет вес, следовательно, он оказывает давление на все, что находится на земле.
- Как мы можем это доказать?
Для опыта нужно:
Линейка.
Альбомный лист бумаги.
Ход опыта:
Положим линейку на стол так, чтобы ½ длины выходила за край стола.
Ударим по концу линейки небольшой силой, и линейка падает.
Накроем линейку бумагой и разгладим лист так, чтобы выдавить воздух.
Ударим по концу линейки, линейка не падает так как, на нее давит воздух с помощью бумаги.
Вывод: чем больше лист, тем больше воздуха на него давит.
Опыт 3 «Воздух перемещается».
Жизнь человека часто зависит от погоды. Может быть у природы и «нет плохой погоды», но отнюдь «не каждая погода благодать», поэтому погода занимает большую роль в жизни людей. Почему погода меняется в течении дня?
Для опыта нужно:
Свечка.
Спички.
Ход опыта:
Открываем дверь в коридор.
Зажигаем свечку и поставим на пол.
Пламя наклоняется в сторону комнаты, заходит холодный воздух.
Поднимаем свечку вверх.
Пламя наклоняется в сторону коридора, выходит тёплый воздух.
Вывод: тёплый воздух более легкий и находится выше, а холодный – тяжелее внизу. Тёплый воздух, поднимаясь, занимает место холодного.
Опыт 4 «Давление воздуха».
Для опыта нужно:
Пустой стакан.
Графин с водой.
Лист бумаги.
Ход опыта:
Наливаем в стакан воды до краев.
Накрываем белым листом бумаги.
Осторожно переворачиваем стакан с водой.
Вода не выливается.
Вывод: на лист бумаги воздуха давит с большей силой, чем вес воды в стакане.
Опыт 5 «Для горения нужен воздух»
Докажем, что воздух необходим для горения.
Для опыта нужно:
Три свечи.
Стакан и банка.
Ход опыта:
Зажечь три свечи.
Одну накрываем стаканом, другую банкой, а третью оставим так.
Свеча в стакане сразу же погаснет, в банке погорит чуть дольше и потухнет. Открытая свеча будет гореть.
Вывод: в банке воздуха больше, чем в стакане, поэтому и свеча горит дольше. Опыт показывает, что для горения нужен воздух.
Опыт 6 «Реактивный автомобиль»
Докажем, что без реактивной силы человек не поднялся бы в космос.
Для опыта нужно:
Конструктор LEGO.
Шарик.
Трубочка.
Ход опыта:
Соорудим с помощью конструктора машинку.
Надуваем шар до размера машинки.
Далее используем небольшую трубочку для отверстия. Шар начинает сдуваться, тем самым подталкивая с помощью воздуха машинку в противоположную сторону.
Вывод: струя газа создает силу реактивного двигателя. В настоящее время широко используется в авиации.
Опыт 7 «Воздух помогает рыбам плавать».
Р асскажем, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Для опыта нужно:
Бутылка газированной воды.
Ёмкость.
Несколько виноградин.
Иллюстрация рыб.
Ход опыта:
Нальём в стакан газированную воду. Воздух - газообразное вещество, поэтому вода газированная. Пузырьки воздуха легче воды и они быстро поднимаются вверх.
Бросаем в воду виноградинку. Она опустится на дно и на неё сразу начнут садиться пузырьки.
Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. На поверхности воды пузырьки лопнут, и виноградинка вновь опустится на дно. Далее покроется пузырьками и снова всплывёт. Так будет до тех пор, пока воздух из воды “не выдохнется”.
П о такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом, благодаря чему происходит изменение плотности её тела, что обеспечивает погружение и всплытие рыбы.
4. Вывод исследования:
Все эти секреты воздуха используются в жизни людей и приносят много пользы. Воздух – это то, без чего на земле ничего бы не было. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом. Чем больше на земле лесов и садов, тем чище и богаче кислородом воздух.
Из всего можно сделать вывод, что воздух – это, самое таинственная стихия. Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Без знаний свойств воздуха человечество не смогло бы проводить многие работы и изобрести оборудование.
Воздух необходимо беречь, сажать больше деревьев, уменьшить загрязнение воздуха.
5. Список литературы:
1. «Мои первые научные опыты», издательская группа «КОНТЭН», 2003год, перевод с английского языка.
2. Большая детская энциклопедия. – М., Махаон, 2007.
3. Интернет-ресурсы
4. «Юному эрудиту обо всем», Издательство Махаон, 2008
5. Дыбина О. В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников» ТЦ «Сфера», 2001;
6. Марудова Е. В. «Ознакомление школьников с окружающим миром. Экспериментирование» ООО «Детство – пресс», 2010.