Введение:
Травяные лягушки - самый многочисленный вид лягушек в Московской области. Травяная лягушка обитает на лугах, лесных полянах, опушках. Везде ведет наземный образ жизни, с водоемами связана в период размножения, активна в сумерки и ночью. А днем лягушки затаиваются в траве, под листьями, камнями или на пнях.
Питаются в основном наземными насекомыми, червями, пауками. Виды, которые возможно встретить на территории Москвы и ближайшего Подмосковья: это бурые лягушки, к ним относят травяных и остромордых лягушек; зеленых лягушек. К ним относят озерных и прудовых лягушек.
Объект исследования:
травяная лягушка
Место исследования: Егорьевский район
Московская область
Цели и задачи:
Цель работы: Цель работы заключается в комплексном обобщении и изучении специальной литературы, а также в наблюдении за развитием травяной лягушки от икринки до взрослой особи.
Задачи:
Получить знания о размножении лягушек;
Найти и собрать икру травяной лягушки;
Вырастить лягушат из икры, лягушек из головастиков.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
• изучение литературы;
• сбор биологического материала (сбор лягушачий икры в пруду);
• беседы с консультантом – Миловановой Л.И. и родителями.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Каждый год я отдыхаю на даче в Егорьевском районе Московской области. Недалеко от нашего дома на лесной опушке находится небольшой пруд. В конце мая месяца мы с папой пошли на рыбалку. Вдруг у самого берега, где мелко и сквозь толщу воды видно дно водоема, я увидела лягушачью икру. И тогда меня заинтересовало, как из такой маленькой икринки вырастает лягушка. Я попросила папу выловить мне в ведерко немного лягушачьей икры, чтобы наблюдать, что с ней будет происходить дальше.
Вместе с бабушкой мы решили собрать информацию о травяных лягушках в энциклопедиях и при помощи интернета. Я почерпнула много интересного, а также решила проверить то, что прочитала, проведя исследование.
Мои консультанты: мой учитель – мои родители.
2. Исследовательский этап:
• работа с научными статьями, словарями и энциклопедиями;
• наблюдение за развитием эмбрионов (икринок);
• наблюдение за головастиками;
• наблюдение за превращением головастиков во взрослую особь.
Методы исследования:
Наблюдение, эксперимент, описание, сравнение результатов эксперимента и теоретического материала.
При реализации экологического проектирования я прошла три стадии: во-первых, открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам; во-вторых, период исследования экологических связей («Все связано со всем»)
в-третьих, пора раздумий, размышлений и действий.
Актуальность данного проекта:
Данная исследовательская работа актуальна, так как, прививается любовь к природе, а также бережное отношение к окружающей среде. Её можно использовать на уроках по окружающему миру и внеурочной деятельности.
Анкетирование:
Для того, чтобы узнать все ли в нашем классе знают, как развивается лягушка я решила провести анкетирование на тему: «Можно ли в домашних условиях вырастить из икринки лягушонка?»
1.Ты видел лягушек, наблюдал за ними?
2.Нравятся ли вам лягушки?
3.Знаете ли вы, каким образом появляются лягушки?
4.Можно ли в домашних условиях из икринки вырастить лягушонка?
5.Проводили ли вы подобные эксперименты?
6.Лягушка – это полезное животное или нет?
Диаграмма:
В опросе участвовало 30 учащихся 4 класса.
Анализ этого соцопроса показал, что:
Ряд 1 - 94% (28 человек) - видели лягушек и наблюдали за их поведением;
Ряд 2 - 6% (2 человека) - не наблюдали за лягушками;
Ряд 3 - 36% (12 человек) - совсем не нравятся лягушки
Гипотеза:
В естественной среде и в домашних условиях этапы развития травяной лягушки одинаковы.
История появления лягушек:
Предки лягушек — кистеперые рыбы.
На фотографии латимерия, ныне живущая кистеперая рыба.
Ихтиостега — промежуточное звено между рыбами и земноводными.
Они первыми вышли на сушу.
Земноводные – очень древние существа, они появились на земле 300 миллионов лет назад и пережили множество катаклизмов, в том числе и тот, который привел к гибели динозавров (когда на землю упал огромный метеорит).
Считается, что земноводные произошли от кистеперых рыб (кистеперыми их назвали потому, что их необычные плавники, похожие на лапы с пальцами – с помощью них они передвигаются по дну, как бы ползают). Латимерия единственная кистеперая рыба, дожившая до наших дней.
Одним из первых земноводных, вышедших на сушу, считают ихтиостегу.
Первые лягушки:
Амфибамус — амфибия, очень похожая на современных.
У него первого зубы соответствуют ныне живущим амфибиям (хвостатым и бесхвостым).
Чаткобатрах — почти лягушка!
Ему 238 млн. лет
Мои наблюдения:
начало наблюдения 28 мая
В конце мая мы с папой выловили лягушачью икру из пруда. Поместили ее в ведро, наполнили водой, взятой в месте сбора икры, т.е. наиболее близкой к условиям размножения.
Зародыши круглой формы, черного цвета в прозрачной оболочке.
Начало развития эмбрионов:
1 июня
На пятый день после того, как мы принесли домой икру, произошли первые изменения: у эмбрионов появилась голова и хвостик.
Головастики вылупились:
3 июня
Головастики выходят из оболочки постепенно. После выхода из оболочки неподвижно лежат на дне.
Головастики изменили форму:
6 июня
Головастики вышли из всех икринок.
Головастики которые вылупились 3 июня активно плавают в ведре. Остальные головастики малоподвижны и только изредка переплывают с места на место.
Появились наружные жабры:
9 июня
Еще через несколько дней появились наружные жабры, это такие «кисточки» по бокам позади головы.
Головастики ими дышат, пока у них не вырастут жаберные щели и не сформируются обычные жабры, как у рыб.
Головастики подросли:
14 июня
У головастиков длинный хвост, окаймленный прозрачным мягким плавником.
У головастиков появились рот и глаза:
23 июня
Головастики еще подросли. Они активно перемещаются по ведру. У них выделились рот и глаза.
У головастиков появились задние лапки:
4 июля
Головастики уже с развитыми задними лапками. Хорошо развит рот и отчетливо видны глаза.
Головастики начали передвигаться при помощи задних лапок:
8 июля
Головастики начали передвигаться при помощи задних лапок. В качестве пищи они используют водоросли, которые образовались на стенках ведра.
У головастиков появились передние лапки:
13 июля
У головастиков развиваются передние лапки. Голова приобрела форму головы взрослой лягушки. Стали перемещаться не только плаванием, но и ползанием по дну.
Головастики начинают превращаться в настоящих лягушат:
15 июля
Головастики начинают дышать, поднимая голову над водой. Хвост начал уменьшаться.
Головастики стали лягушатами:
19 июля
Головастики стали лягушатами, спокойно передвигаются не только в водной, но и наземной среде.
Выпустили лягушат на волю:
20 июля
Выпустили лягушат на волю. Вблизи пруда наблюдаются такие же лягушата.
Метаморфоз лягушки:
1 — икра,
2 — головастик с наружными жабрами,
3 — без жабр,
4 — с задними ногами,
5 — со всеми ногами и с хвостом,
6 — лягушка.
Основной вывод:
Я пришла к выводу, что разводить и содержать лягушек в домашних условиях можно, хотя многие из них погибают на ранней стадии развития.
Лягушка проходит полный этап развития метаморфозу.
Развитие лягушки от икринки до молодого лягушонка заняло 53 дня.
Во время работы я наблюдала развитие травяной лягушки в неволе. Сначала из икры появились головастики. Через 29 дней у головастиков появились задние конечности. Еще через 10 дней у некоторых появились передние конечности. Через 7 дней головастики утратили хвост, тело приобрело форму взрослой лягушки.
Я выпустила лягушат в пруд и сравнила их размеры и внешний вид с прудовыми лягушками. Оказалось, что лягушата совершенно одинаковы. Значит этапы развития лягушки в естественной среде и в ведре одинаковы.
Заключение:
В результате изучения научной литературы и проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели.
Я проследила за развитием травяной лягушки.
У меня получилось вырастить лягушат из икринок, которые я выловила в лесном пруду.
Работать над этим проектом мне было очень интересно.
Наблюдая за волшебным превращением икринки в лягушонка, я узнала много нового.
В результате изучения научной литературы и проведенного исследования я узнала, в каких условиях живут лягушки, и познакомилась с этапами их развития. Поместила лягушачью икру в ведро, создала необходимые для жизни условия и отслеживала развитие лягушек от икринок до взрослых особей. Сравнивала параметры развития особей, заносила результаты в дневник наблюдений, фотографировала.
Наблюдая за развитием лягушек, я перестала их бояться и поняла, что несу ответственность за жизнь своих питомцев.
В ходе исследовательской работы я научилась работать с научной литературой, познакомилась с методикой ведения научного эксперимента, училась оформлять результаты своего труда и защищать результаты своих наблюдений перед одноклассниками.
Я думаю, что приобретённые навыки ведения исследовательской работы, мне пригодятся.
Мои одноклассники мало знали о лягушках. Я рассказала им, что лягушки – полезное животное и не надо бояться их, поделилась с ними собранной информацией. Я хочу обратиться к ребятам не бейте лягушек и жаб палками, и не давите их велосипедами, не ловите, и не пугайте!
Ведь они по сравнению с человеком, маленькие, беззащитные существа.
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Список литературы:
1. Корецкая Т. Травяная красавица. Свирель – 2013.- №7.
2. Травина И.В. Рептилии и амфибии. – М.:РОСМЭН, 2016.
3. Гурина И. Как появляется лягушка. – М.: издательство Фламинго, 2009.
4. ru.wikipedia.org – Травяная лягушка.