1.ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что занятия спортом – это залог здоровья. Спорт укрепляет организм, делает нас выносливее. Спортивные победы не раз прославляли нашу страну на весь мир. Мы занимаемся хоккеем. Это удивительный вид спорта потому, что в нем гармонично сочетаются серьезные физические нагрузки и мыслительная работа. А еще хоккей развивает лучшие человеческие качества – упорство, отвагу, командный дух. Ведь не зря в песне поют: «Трус не играет в хоккей!». В своей работе мы расскажем о нашем хобби и постараемся привлечь одноклассников. Тема нашей работы - «Познакомьтесь, хоккей!»
Актуальность выбранной темы в том, что многие наши одноклассники не занимаются спортом, много времени проводят, играя в различные компьютерные игры, мало двигаются. В настоящий момент, проблема здорового образа жизни и спортивных увлечений стоит особенно остро, так как появилось большое количество разных гаджетов, которые отнимают много времени, заменяют потребность в других увлечениях.
Объект: хоккей с шайбой.
Предмет изучения: история возникновения хоккея, интересные факты о нём, влияние хоккея на здоровье и психику ребёнка.
Цели: привлечение ребят к занятиям спортом и физической культурой на примере спортивной игры – хоккей с шайбой. Создать изделие «Наша игра-хоккей».
Задачи:
1.Провести опрос, цель которого – выяснить, что знают о хоккее с шайбой наши одноклассники, а также какой % детей не занимаются спортом;
2.Познакомиться с историей появления хоккея;
3.Изучить влияние хоккея на здоровье школьника;
4.Найти стихи, ребусы и интересные факты о хоккее;
5.Создать изделие «Наша игра-хоккей» и познакомить одноклассников с игрой хоккей с шайбой;
Методы: анализ литературы по теме работы; систематизация; анкетирование; обобщение опыта.
План проведения проектной работы:
1.Постановка цели;
2.Анкетирование одноклассников;
3.Изучение теоретической части вопроса;
4.Изготовление книги;
5.Подведение итогов;
6.Выводы.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Теоретические часть проекта
История возникновения хоккея
Хоккей с шайбой – искрометная, стремительная игра на льду, две команды соревнуются в ловкости, силе, скорости, игроки клюшками передают друг другу резиновый диск – шайбу, стремясь забить как можно больше голов в чужие ворота и не пропустить в свои.
Как же появился этот вид спорта? Мы выяснили, что в древние времена французские пастухи после сбора урожая любили развлечься – используя изогнутые палки – посохи, погонять набитый шерстью кожаный мячик по сжатому полю. Такой посох называли «хокэ» (hoquet), в русском языке подобное орудие пастухов именовалось «клюка» или «клюшка».
У англичан другая версия: они считают, что раньше французов бить клюшкой по мячу приспособились британские крестьяне, они проводили состязание в честь уборки урожая. Праздник окончания сельских работ назывался «хоки», отсюда и возникло название хоккей (приложение № 1, рисунок 1).
Но и те, и другие играли на траве. Это было, конечно, увлекательно, только мячик летал не очень быстро. Скорость в новой игре появилась, когда ею заинтересовались жители Голландии. В этой небольшой приморской стране много рек и каналов, которые замерзают зимой, покрываясь ровным и прочным льдом. Голландцы первые придумали такое развлечение, как катание на коньках – изогнутых железных лезвиях, привязанных к ботинкам. Мы не знаем имени того голландца, который пятьсот лет назад придумал соединить клюшку, мяч и коньки – но это чудесное изобретение сразу понравилось жителям маленькой страны. Великие голландские художники любили изображать на своих картинах зимнюю забаву с клюшками и сплетёнными из веревки мячом (приложение № 1, рисунок 2).
Англичане подсмотрели эту игру у голландцев, но сами долгое время предпочитали привычный хоккей на траве. Пока двести пятьдесят лет назад английские солдаты не появились в североамериканской стране Канаде. Туда они привезли и свое увлечение. Канада страна холодная, суровая. Британцы не растерялись: вспомнив голландскую забаву, они решили играть в хоккей на льду. Взяли железные резаки для сыра, привязали их к зимним ботинкам вместо коньков и принялись кататься с клюшками на льду. Родиной хоккея с шайбой считают Канаду.
Третьего марта 1875 года в канадском городе Монреаль состоялся первый хоккейный матч, о котором написали газеты. Спортсмены играли квадратной деревянной шайбой, пытаясь забить ее в ворота соперника. В 1879 канадец УФ. Робертсон сформулировал правила хоккея, и тогда же была предложена для игры резиновая шайба.
Вскоре хоккей на льду пришел в США, потом добрался и до Европы. А в 1908 Великобритания, Богемия, Швейцария, Франция и Бельгия основали Международную хоккейную федерацию (ЛИХ, после 1979 года — ИИХФ), от этой даты и идет официальный отчет истории самой популярной зимней игры.
Хоккей в России
Официальной датой начала истории хоккея в России принято считать декабрь 1946 года. Именно в этот первый послевоенный год в крупнейших пяти городах нашей страны (Москва, Архангельск, Ленинград, Рига, Каунас) был разыгран первый Чемпионат СССР по хоккею с шайбой.
В 1954 году советские хоккеисты приняли участие на чемпионатах мира и сразу же заняли ведущее положение в мировом хоккее. Особой датой в истории отечественного хоккея считается 1972 год, когда советские хоккеисты скрестили клюшки с сильнейшим игроком НХЛ – сборной Канады по хоккею. Канадский спортивный журналист Дик Беддоуз заявил, что если русские смогут выиграть хотя бы один матч, то он съест газету со своей статьей. И в первом же матче наши хоккеисты выиграли со счетом семь-три! Канадец сдержал свое слово: разорвал газету на мелкие кусочки, побросал их в тарелку с супом и съел, сидя на ступеньках в советское консульство. Именно с этой игры начинается «звездное» восхождение Владислава Третьяка, Валерия Харламова, Александра Якушева и многих других талантливых советских хоккеистов.
В 1977 году тренером сборной СССР по хоккею становится Виктор Тихонов и появляется новое поколение одаренных отечественных хоккеистов – Александр Овечкин, Павел Дацюк, Игорь Ларионов и другие.
В последнее время российская сборная стала возвращать свою былую силу. В 2008, в год официального 100-летия хоккея, вернули себе звание чемпионов мира, обыграв канадцев в Квебеке, а 10 мая 2009 года подтвердили своё звание, обыграв сборную Канады в финале Чемпионата мира проходившего в Швейцарии. В 2018 году на Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане российская сборная стала олимпийским чемпионом, обыграв сборную Германии.
Познакомьтесь, хоккей! Правила игры
Хокке́й с ша́йбой — спортивная игра, подвид хоккея. Цель игры — забить шайбу в ворота соперника. Шайба, забитая коньком или заброшенная рукой, не засчитывается. Побеждает та команда, которая забьет больше голов.
Матч по хоккею с шайбой состоит из трех периодов по 20 минут. В хоккее есть понятие «чистое время». Это означает, что при любой паузе (забитый гол, выброс шайбы за пределы площадки, травма хоккеиста и так далее) время игры останавливается и запускается вновь только после того, как главный судья возобновит игру. Благодаря этому, хоккей - очень динамичная и быстрая игра.
На матч обычно приходят 20-25 игроков от одной команды. Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков — пять полевых и один вратарь.
В хоккее обязательно должен быть выявлен победитель. Поэтому, если основное время матча закончилось в ничью, назначается дополнительное время, овертайм, при этом количество полевых игроков уменьшается с пяти до четырех. Овертайм всегда проходит в очень напряженной борьбе, ведь выигрывает та команда, которая первой забросит шайбу. Если же и овертайм не выявил победителя, то назначаются буллиты. На льду остаются только вратарь и хоккеист команд-соперников. Нападающий разгоняется, подхватывает шайбу в центре площадки и атакует ворота. Выигрывает тот, кто забьет больше шайб из трех попыток.
Хоккейный матч обслуживает судейская бригада, состоящая из трех судей.
В хоккее с шайбой игрокам разрешается применять так называемую силовую борьбу. Однако запрещаются подножки, задержки соперника руками, задержки клюшкой, игра высоко поднятой клюшкой, удары руками, локтями и тому подобное.
Нарушивший правила игрок удаляется с площадки на определенное время. Удаление бывает дисциплинарным (на 10 минут или до конца матча), когда вместо удаленного выходит другой игрок, либо обычным (на 2 минуты или — реже, в случае нанесения травмы — на 5 минут), когда число игроков на площадке уменьшается. Удаленный игрок проводит время удаления на скамейке штрафников.
В случае, если нарушение правил произошло против игрока, вышедшего один на один с вратарем, то главным судьей может быть назначен штрафной бросок (буллит). Он выполняется одним полевым игроком пострадавшей команды против вратаря провинившейся команды.
Интересные факты о хоккее
Работая над данной темой, мы узнали много нового о хоккее. Некоторые факты нас удивили.
Хоккейная шайба изготавливается из резины и весит 200 грамм. Перед началом игры ее замораживают, чтобы не пружинила и хорошо скользила (приложение № 1, рисунок 3).
Шайба, посланная сильной рукой, может разгоняться до 193 км/ч.
В первые четыре года существования современного хоккея (1875—1879) шайбы делали из дерева.
Сетка на воротах появилась благодаря канадскому рыбаку Френсису Нель Нону в 1900 году. Сделано это для того, чтобы не возникало вопросов: попала шайба в ворота или нет?
Престижный по сегодняшним меркам приз НХЛ - Кубок Стэнли – лорд Фредерик Артур Стэнли приобрел однажды за 10 фунтов стерлингов (приложение № 1, рисунок 4).
Каждый игрок команды, заполучившей Кубок Стэнли, может провести с трофеем один день. Некоторые спортсмены принимают с наградой душ, другие едят из кубка попкорн, третьи спят с ним, а двое хоккеистов даже крестили в спортивном трофее своих детей.
Великий футбольный вратарь Лев Яшин играл и в хоккей. Уникальность его ещё и в том, что он становился обладателем кубков в обоих этих видах спорта. В хоккей он играл превосходно – как хоккейный вратарь он стал обладателем Кубка СССР и ряда других престижных наград. Яшина приглашали в советскую сборную по хоккею, но он отказался, решив посвятить себя футболу (приложение № 1, рисунок 5).
Первым официальным талисманом на чемпионате мира в 1994 году в Италии по хоккею стал кролик Слэппи (приложение № 1, рисунок 6).
Хоккей в нашем городе
Наш город Бор славится победами в хоккее со времен советской хоккейной команды. «Кварц» и сейчас является действующей командой с большим количеством побед разного уровня и разных турниров.
В нашем городе есть много возможностей заниматься хоккеем, начиная с дворовых коробок и заканчивая спортивными хоккейными секциями и школами. В городе есть много спортивных сооружений с залитым катком, такие как ФОК «Красная горка» и Ледовый дворец ФОК «Кварц», стадион «Водник», стадион «Спартак».
Один из старейших спорткомплексов на Бору – МАУ «ФОК «Кварц» им. В.С. Щукина был построен в 1973 году по инициативе директора Борского стекольного завода Виталия Сергеевича Щукина. В то время он считался лучшим Дворцом спорта в области. В 2013 году «Кварц» стал муниципальным и объединил в себе оздоровительный комплекс и ледовый дворец. Сегодня здесь работают 11 секций в том числе и хоккей с шайбой.
Бор неоднократно признавался самым спортивным муниципальным образованием Нижегородской области. Ежегодно наши спортсмены становятся призерами международных и Всероссийских соревнований.
Наши команды тренируют опытные тренера-профессионалы, знающие большое количество тактик, техник, имеют большую практику в хоккейных матчах, одним из них является Алексей Константинович Мишин (приложение № 1, рисунок 7-9).
Алексей Константинович родился 4 ноября 1946 года в пос. Борского стеклозавода в семье рабочих. С детства он проявлял выдающиеся спортивные качества: в 5 лет встал на коньки, отлично играл в оба вида хоккея – с мячом и шайбой.
Закончив школу, в 1965 году поступил на факультет физвоспитания горьковского педуниверситета, а уже в следующем году он в команде горьковского «Торпедо», в то время - одном из сильнейших клубов СССР. Благодаря игре А.К. Мишина в первой тройке нападающих, «Торпедо» (Горький) неоднократно становится обладателем престижных европейских кубков. Шесть лет подряд был капитаном команды. Техничный, напористый, хорошо понимающий игру, результативный форвард. Отменно вёл борьбу за шайбу в зоне противника.
Алексей Константинович играл за вторую сборную СССР и входил в список лучших игроков СССР. В 1972 году стал чемпионом Универсиады.
В 1980 ему первому из хоккеистов в Советском Союзе разрешают уехать на работу в капстрану. Два сезона он успешно проработал играющим тренером в команде Гамбурга (ФРГ).
В конце 80-х Алексей Константинович организовал команду «Кварц» г.Бор по хоккею. За время работы председателем спортивного клуба «Кварц» спортсмены выступали на соревнованиях Первенства России, межрегиональных и областных соревнованиях, и представляли Нижегородскую область городской округ город Бор на самом высоком уровне. Благодаря Алексею Константиновичу Мишину все спортсмены спортивного клуба «Кварц» были обеспечены всем необходимым инвентарем и формой. Было подготовлено более 30 кандидатов в мастера спорта и 6 мастеров спорта. Более 1000 спортсменов показали спортивные результаты для присвоения массовых разрядов.
В настоящее время Алексей Константинович тренирует мужскую команду «Кварц» по хоккею, которая не раз становилась победителями и призерами Чемпионатов и Первенств Нижегородской области. Алексей Константинович Мишин вносит большой вклад в воспитание и развитие подрастающего поколения городского округа город Бор. В октябре 2021 Алексею Константиновичу присвоено звание почетный гражданин городского округа город Бор. В марте 2022 года награжден почетным знаком Федерации хоккея России «За верность». Благодаря всему перечисленному наш город хорошо подходит для ведения здорового образа жизни.
Влияние хоккея на здоровье и психику ребенка
Мы изучили литературу и выяснили, что хоккей для ребенка — это универсальное средство для профилактики болезней позвоночника, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем организма.
Отмечено, что занимающиеся в секции по хоккею для детей по психическому и физическому развитию перегоняют своих сверстников — они гораздо более собранные, дисциплинированные, морально устойчивые, хорошо адаптируются в коллективе.
Хоккей – игра командная. Ребенок научится играть в команде, согласовывать свои действия, переживать за игру в целом. Находит больше друзей!
На льду происходят силовые столкновения игроков, нужно постоянно быть готовым к атакам или силовым воздействиям. Не отступать и не сдаваться! Это важное качество не только в спорте, но и в жизни.
Мы занимаемся хоккеем и проверили на себе его влияние. Мы очень редко болеем, хорошо учимся – мы отличники! Живем по режиму, и все успеваем!
Практическая часть проекта
Анкетирование одноклассников и анализ ответов
Мы провели анкетирование одноклассников, чтобы узнать, что они знают о хоккее. Участвовали 30 детей (приложение № 2, рисунок 1).
Мы задали одноклассникам вопросы:
Как ты проводишь свободное время?
Любишь ли ты спорт?
Каким видом спорта тебе нравится заниматься?
Для чего ты занимаешься спортом? Что он тебе дает?
Знаешь ли ты что за игра – хоккей?
Какие спортивные сооружения в нашем городе (стадионы, ФОКИ) ты знаешь?
Назови имя известного хоккеиста в г. Бор?
Проанализировав ответы (приложение № 2, рисунки 2-7), мы видим, что почти половина из детей в свободное время увлекается гаджетами и смотрят мультфильмы, не занимаются каким-либо спортом, 6 человек не любят спорт, 23 человека не смогли назвать ни одного спортивного сооружения в нашем городе, и ни один не смог назвать имя известного хоккеиста в г. Бор. Поэтому мы решили создать книгу «Наша игра - хоккей» и рассказать об этом одноклассникам.
Изготовление книги
План работы:
1. Мы отобрали самый интересный материал по теме: узнали, что же за игра - хоккей, историю возникновения хоккея, познакомились с известным хоккеистом А.К. Мишиным. Источником информации послужил интернет, библиотека, беседа (приложение № 3, рисунок 6).
2. Родители помогли сделать заготовку для книги. Весь собранный материал мы разделили на двоих и стали заполнять страницы книги: рисовали, писали, клеили фотографии, придумывали стихи (приложение № 3, рисунки 1,2)
3. В классе мы провели «День хоккея». Мы устроили соревнования по настольному хоккею. Рассказали ребятам о том, что такое хоккей, основные правила хоккея. Было весело (приложение № 3, рисунок 3,4,5,7)!
3. Мы пригласили ребят из класса на матч Кварц Бор, приуроченный к Дню защитника Отечества. На данном матче присутствовало больше половины класса. Ребятам очень понравилось! Мы рады, что многие наши одноклассники заинтересовались этим видом спорта и захотели им заниматься (приложение № 3, рисунок 8,9)!
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод. Самооценка проектного изделия
После выполнения работы можно сделать следующие выводы: нам интересно было работать над проектом. Любите спорт, занимайтесь спортом, и тогда вы проживете долгую и счастливую жизнь, которая будет приносить Вам только положительные эмоции.
Существует масса видов спорта, и думаем, что, хотя бы один да подойдет, кому бы то ни было. Уважаемые взрослые, рассказывайте нам, детям, о различных видах спорта, ходите с нами на спортивные состязания, устраивайте на праздниках спортивные соревнования. Надо сделать так, чтобы занятия спортом считались нормой жизни!
Спорт – это красота, это улыбки и счастье наше и наших близких! Спорт – это жизнь!!!
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для пропаганды здорового образа жизни.
Таким образом, задачи проекта решены, поставленная цель достигнута.
В школе мы выступили перед одноклассниками и принесли нашу книгу. Одноклассники с интересом читали её, с удовольствием отгадывали загадки и ребусы. В классе мы провели «День хоккея», вместе с одноклассниками сходили на матч команды, посвященный Дню защитника Отечества. Таким образом, задачи проекта решены, поставленная цель достигнута.
4.Список литературы
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого./ В.К.Бальсевич- М.; Изд-во Физкультура и спорт, 1999- 144с.
2. Букатин А.Ю. Я учусь играть в хоккей. Энциклопедия юного хоккеиста. М: Лабиринт Пресс, 2004. – 352с.
3. Детская энциклопедия хоккея. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 48с.
4. Елисейкин, А.Г. Спорт. Характер. Честь./ А.Г. Елисейкин. – М.;Изд-во Просвещение, 1994. – 144с.
5. Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М.; Изд-во РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 320с.
6. Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни./ Г.И.Куценко – М.; Изд-во Профиздат, 1997. – 256с.
7. Санадзе М. Когда я вырасту, я стану хоккеистом, С-П: Изд-во Поляндрия, 2015. - 80с.
8. Тополь Э.В. «Стрижи на льду». Москва: Издательство АСТ, 2019. – 126с.
Приложение № 1
Иллюстрации к теоретической части
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4 Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 8 Рисунок 9
Рисунок 7
Приложение № 2
Анкетирование одноклассников
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6 Рисунок 7
Приложение № 3
Иллюстрации к практической части
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5 Рисунок 7
Рисунок 6
Рисунок 8 Рисунок 9