СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЧТЕНИЮ РОМАНА «ЭММА» ДЖЕЙН ОСТЕН

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЧТЕНИЮ РОМАНА «ЭММА» ДЖЕЙН ОСТЕН

Хашир Э.А. 1
1МАОУ Екатерининская гимназия №36
Дедюхина Н.Б. 1
1МАОУ Екатерининская гимназия №36
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Как часто люди ищут отражение острых социальных проблем в литературе? Зачастую ответ на данный вопрос вызывает негодование у людей, так как принято узнавать актуальную информацию из интернет-источников или телевизионных программ. единственным отражением современных реалий в литературе считаются научно-популярные книги на волнующие читателя темы. Однако я считаю, что художественная литература является прекрасной альтернативой, так как затрагивает общечеловеческие проблемы.

В рамках своего проекта я решила проанализировать роман известной британской писательницы Джейн Остен «Эмма» с точки зрения современного мира. Автор делает главным героем молодую девушку, которая сталкивается с жизненными трудностями и проходит путь взросления. Проблема становления личности- центральная в романе и в жизни современных подростков, для которых вопрос о самоидентификации является очень актуальным. Роль брака в обществе и его значение в жизни девушки на данный момент вызывают множество споров из-за развивающегося движения «феминизм» и стремления к равноправию.

Проблема:

Для своего проекта я выбрала роман Джейн Остен «Эмма», который отражает наиболее важные для меня социальные проблемы.

Одной из них является скептическое отношение молодежи к классической литературе. Такая ситуация сложилась из-за тенденции усваивать быструю и простую информацию. В связи с появлением Интернета большие литературные произведения потеряли свою актуальность, оказавшись в тени стремительного потока маленьких объемов информации. Однако анализ романов классической литературы является возможностью не только расширить словарный запас, но и найти в них отражение современных социальных проблем. Роман Джейн Остен «Эмма» кажется мне прекрасным

объектом для изучения из-за вечных проблем, поднятых в нем.

Объект: интерес молодежи к чтению

Предмет: отражение в романе «Эмма» проблемы становления личности

Цели проекта:

-изучить психосоциальное развитие главной героини романа

-составить информационный буклет

Задачи проекта:

-изучить роль женщины в обществе на протяжении нескольких веков

-изучить биографию Джейн Остен

-проанализировать отражение важных социальных проблем в романе «Эмма»

-провести анкетирование

-отразить информацию, полученную из проведенного опроса

-определить реальную значимость романа «Эмма» для изучения современных проблем

Метод исследования:

-чтение романа «Эмма»

-изучение теоретического материала (энциклопедии, словари, статьи, рецензии)

- просмотр видеоматериала (художественные и документальные фильмы)

-обращение к ресурсам сети Интернет

- анализ мнений других людей, проведение эксперимента и социального опроса

Продукт проекта:

информационный буклет о романе «Эмма» с точки зрения современного мира

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТЕН «ЭММА»

В современном мире существует большое количество проблем и вопросов, волнующих не только новые, но и более старшие поколения. К ним можно отнести так называемые вечные вопросы, ответы на которые люди искали тысячелетиями. Как определить свое место в жизни и предназначение? В чем смысл существования? В поисках истины люди прибегали к разным источникам, одним из которых является книга. Однако в настоящее время этот источник информации пользуется меньшей популярностью, чем в былые времена. Такая тенденция объясняется появлением сети Интернет и возможностью в считанные секунды получить огромное количество необходимых данных, предоставляющих различные варианты решения социальных проблем. Молодое поколение предпочтет прочесть статью или посмотреть видео на интересующую тему, чем обратиться к книге. Тем не менее, единственным отражением современных реалий в литературе, по мнению большинства, считаются научно-популярные книги на волнующие читателя темы. Однако я думаю, что художественная литература является прекрасной альтернативой, так как затрагивает общечеловеческие проблемы.

Выбирая тему для создания проекта, я поняла, что одним из самых важных

вопросов для подростков в настоящее время является формирование и становление личности. Одной из важных тем является положение женщины в обществе, вопрос о равноправии. Об этом было написано много книг, проведено много дискуссий, принято огромное количество реформ, однако многие вопросы так и не были решены. Вот почему сейчас такое движение как феминизм до сих пор отстаивает права женщин по всему миру. Проанализировав волнующие меня вопросы и обратившись к различным источникам, я поняла, что роман «Эмма» британской писательницы Джейн Остен отражает все вышеперечисленные проблемы, а также затрагивает большое число других немаловажных вопросов. Именно поэтому я хочу рассмотреть этот роман через призму современных реалий. Однако, чтобы глубже проанализировать роль произведения в настоящее время, необходимо понять, что повлияло на создание романа, что характеризует его.

В теоретической части я бы хотела рассмотреть три главных тезиса, связанных с основной проблемой моего проекта: биография Джейн Остен и ее влияние на творчество писательницы, роль женщины в обществе на рубеже 18 и 19 веков и основные положения самого романа «Эмма».

1.1 Культурные предпосылки, роль женщины в жизни общества

Мне кажется важным для начала ознакомиться со значением женщины в социуме во времена Джейн Остен.

Итак, в 17-18 веках женщинам приходилось выполнять различные роли в домашнем хозяйстве: отвечать за чистоплотное содержание жилищ или, в более состоятельных семьях, нести ответственность за прислугу. Женщины отвечали за воспитание и образование детей. Кроме того, им требовалось хорошее знание в области лечебного использования трав и растений, кулинарии, рукоделия, чтения и письма. В общем и целом, женщины имели очень мало прав и подвергались угнетению со стороны мужской части населения. Ожидалось, что женщины будут ухаживать за садом, готовить для семьи, заботиться о детях и следить за тем, чтобы потребности их мужей были удовлетворены. Более того, им приходилось иметь много детей, потому что немногие дети могли выжить в раннем детстве, так как в то время серьезной проблемой был высокий уровень смертности среди младенцев. Как правило, у большинства матерей было до восьми детей, и ожидалось, что только некоторые из них выживут и смогут работать в семье. Средняя продолжительность жизни в Англии составляла приблизительно 40 лет. Предполагалось, что, если мужчина или женщина достигнут тридцатилетнего возраста, они, вероятно, проживут еще только 20 лет.

Мужчины обычно отвечали за все финансовые дела, связанные с домашним хозяйством, и выполняли большую часть работы, чтобы материально поддержать семью. Для их было обычным делом иметь хорошее образование и работать вне дома. Глава семейства принимал решения от имени всех членов семьи. Например, ответ на вопрос: может ли его жена работать вне дома и могут ли дети посещать школу- зависел только от него. Он был владельцем всего имущества и денежных ценностей в семье, поэтому женщины редко выступали против своего мужа или разводились с ним. Детей учили подчиняться старшему в семье.

Первая половина 18 века была неспокойным временем для женщин с юридической точки зрения. При наличии возможности работать они не пользовались в полной мере всеми удобствами и правами, как мужчины. Женщины не могли голосовать, владеть землей в браке, учиться в университете, получать равную заработную плату, заниматься многими профессиями и даже сообщать о серьезных случаях домашнего насилия. Женщины, которые были сочтены слишком радикальными, могли терпеть жестокие и унизительные общественные наказания. Отсюда вытекает логичный вопрос: как в таких жестких общественных рамках Джейн Остен удалось создать такое количество великолепных романов?

Ответ на него можно получить, прочитав книгу «Своя комната» Вирджинии Вулф, где она рассуждает на тему «Женщины и литература». Вулф отмечает необходимость женщин-писательниц копировать мужской стиль письма того времени, чтобы избегать гонений и порицаний, однако, она подчеркивает самобытность Джейн Остен и в этом вопросе. «Даже одаренная Шарлота Бронте спотыкалась и падала под весом этого громоздкого стиля. Джордж Элиот с ним такого натворила, что страшно сказать. А Джейн Остен посмотрела, улыбнулась и изобрела свой собственный, очень органичный стиль речи, которому оставалась верна всю

жизнь. Вот так Джейн Остен, менее талантливая, чем Шарлота Бронте, сумела сказать гораздо больше. Поскольку свобода и полнота выражения мысли- суть творчества, то отсутствие традиций, скудость и несоответствие средств накладывали неизгладимый отпечаток на литературный труд

женщин».[1] Таким образом, можно сделать вывод о том, что желающей работать женщине приходилось очень трудно в 18 веке.

1.2 Биография Джейн Остен

Ознакомиться с биографией Джейн Остен можно в приложении 1.

1.3 Проблема становления личности и гендерной роли в романе «Эмма»

1.3.1 Проблема становления личности в романе

В настоящее время вопрос формирования здоровой, самостоятельной личности становится первостепенным не только среди молодых родителей, но и на уровне государства, так как подрастающие поколения- основа будущего каждой страны. Такая ситуация была и во времена написания романа. Джейн Остен удалось великолепно передать образ «золотой молодежи» той эпохи, описав их мечты, желания, цели, страхи и предубеждения, выражающиеся в обычной жизни. Эмма, главная героиня одноименного романа, - прекрасное тому доказательство. В своем произведении Остен сумела запечатлеть наиболее важный период трансформации девушки-взросление, переход от образа «девочки» к образу «девушки». Интересно то, что ключевые аспекты данного процесса остаются неизменными и по сей день. Именно поэтому я хочу подробнее рассмотреть вопрос формирования личности в романе «Эмма».

Итак, с первых строк текста героиня представлена нам как «любимица Провидения». «Будучи хороша собой, умна и богата, она имела веселый нрав и превосходный дом. Ей посчастливилось прожить без малого двадцать один год, почти не ведая печали».[2] Уже из этого короткого отрывка становится ясно, что героиня- очень самостоятельная и амбициозная девушка, которая почти всегда знает, чего хочет. «Младшая дочь нежнейшего и во всем ей потакавшего отца, вследствие замужества сестры Эмма рано сделалась хозяйкою имения».[2] Здесь становятся очевидны ключевые жизненные события, сформировавшие девушку: гиперопека и потакание отца, а также рано доставшаяся ей самостоятельность в принятии решений.

Войдя в курс дела, мне кажется важным подчеркнуть, что в данной ситуации очень уместной окажется параллель между взрослением Эммы и возрастной периодизацией Эрика Эриксона[3]. По мнению ученого, жизнь человека делится на восемь ключевых этапов: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, молодость, зрелость и старость. Один из самых ярких этапов формирования личности- юность (12-20 лет)- как раз и оказывается пропущен в романе. Однако нетрудно догадаться, что благодаря жизненным обстоятельствам, произошедшим с ней в данный период времени: смерть матери, свадьба сестры, роль хозяйки дома- Эмма стала более самоуверенной и у нее появилась одна из главных особенностей ее характера- самовлюбленность. Это подтверждается в следующих цитатах из романа: «…она [Эмма] руководствовалась прежде всего своим собственным мнением и делала], что ей заблагорассудится. Та свобода, которая предоставлялась Эмме в некотором избытке, и то суждение о себе (слишком лестное), которое она имела, являли собою самые неблагоприятные стороны ее положения и грозили омрачить многие ее радости».[2]

Именно мысль о себе как о состоявшейся, опытной девушке подтолкнуло героиню к восприятию себя как идеальной «сводницы». Такое мнение о себе послужило отправной точкой к большинству событий романа, которые сыграли значимую роль не только в жизни главной героини, но и в судьбе остальных персонажей.

Череда таких неудачных решений Эммы, как сводничество ее близкой подруги Харриет и местного викария мистера Элтона или пренебрежительное отношение к Джейн Фэрфакс, не сильно обеспеченной и скромной девушке, заставили ее усомниться в собственных силах, перейти в следующий этап взросления по Эриксону «молодость» и найти настоящую любовь в лице мистера Найтли. Вот как Джейн Остен описывает состояни героини после осознания собственной оплошности в одном из вышеперечисленных поступках: «в эти же несколько минут перед глазами Эммы промелькнули ее поступки. Не только собственное сердце, но и собственное поведение предстало перед ней так ясно как никогда прежде. До чего же дурно она обошлась с Харриет! Дурно, неосмотрительно, неделикатно, безрассудно, бесчувственно! Как слепа она была, как неразумна! Сознание своей вины поразило Эмму с ужасающей силой, и в мыслях она бранила себя нещадно».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главная героиня- типичный представитель молодежи: самоуверенная, порой безрассудная и не рациональная. Несмотря на наличие своих личных особенностей, она несомненно является персонажем вне времени, именно поэтому за ней интересно наблюдать и анализировать ее действия. Эмма- такая же молодая девушка, как и мы, она маскирует собственную неуверенность под излишней вычурностью и принимает мимолетные решения, о которых позже жалеет. Именно благодаря такой характеристике ее образ остается актуальным и поучительным.

1.3.2 Проблема гендерной роли в романе «Эмма»

Так как литература является отражением острых социальных проблем и включает в себя наиболее важные вопросы современности, неудивительно, что вопрос о равноправии не раз фигурировал во многих произведениях мировой литературы, а такие трактаты как «Второй пол» или «Своя комната» и вовсе полностью посвящены проблеме роли женщины в обществе. Джейн

Остен, будучи человеком, намного опередившим свое время, также отражала данный вопрос в своих романах, однако делала это деликатнее из-за устоев общества, в котором она жила. Роман «Эмма» не стал исключением. В этом произведении проблема гендерной роли выражена через один из центральных мотивов текста- брак.

«Эмма»- роман, наполненный сетью интриг и сплетен, в котором каждое важное событие в жизни героев сопряжено с вестью о браке. Начинается произведение со свадьбы мисс Тейлор и мистера Уэстона, инициатором которого стала главная героиня. Эмма, будучи достаточно экспрессивной личностью, старается всячески разнообразить свое времяпрепровождение в маленькой деревушке и задается целью найти своей новоявленной подруге Харриет достойную партию. Такое решение несет за собой череду разочарований, недопониманий, разбитых сердец и ошибок, воспитывающих героев.

Главный кандидат на руку Харриет – мистер Элтон, местный викарий. Несмотря на то, что сперва этому союзу ничего не угрожает, молодой человек предпочитает бедной девушке дочь городского купца, имеющего некоторое состояние. Таким поступком мистер Элтон только подтверждает факт наличия строгой социальной иерархии в те времена, о которой Джейн Остен часто иронизирует в своих произведениях.

Помимо цели удачно пристроить непутевую подругу, главная героиня решает найти благородного кавалера и себе, но и здесь ее ожидают неудачи. Самоуверенность Эммы направляет ее на ложные следы, в следствии чего надежды девушки, не до конца разобравшейся в собственных чувствах, на брак с Фрэнком Черчиллем разбиваются вдребезги. Причина- тайная любовь юноши- Джейн Фэрфакс. Этот союз был одобрен родителями молодых и являл собой прекрасный пример «настоящей любви», которую неосознанно и искала Эмма.

Однако неудачи девушки, ее переживания о будущем, беспокойство об отце и о наследстве растворяются в конце романа, ведь кульминационным событием произведения является союз самой Эммы и мистера Найтли. Вступая в брак с молодым человеком, главная героиня сохраняет свое поместье, остается жить в родной деревушке и, что самое главное, сохраняет свободу и самостоятельность в принятии решений.

Таким образом, раскрытие гендерной роли женщин и мужчин через призму брака- идеальное решение для романа 19 века, так как оно позволяет всесторонне рассмотреть проблему. Данное произведение ярко демонстрирует жертвы, на которые многим девушкам приходится идти ради замужества, множество интриг и «закулисных решений», свойственных данному процессу. Роман также великолепно отражает палитру многообразных эмоций, которые испытывает Эмма, молодая девушка, столкнувшись с такой сложной системой. Не остается незамеченной и параллель с настоящим временем: устройство таких важных событий в нашей жизни остается неизменным, несмотря на стремительное развитие технологий и трансформацию методов социализации. Именно благодаря такой тесной связи с современностью, отражению общечеловеческих проблем, роман «Эмма» сохраняет свою популярность среди читателей.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

2.1. Социологический этап исследования проблемы проекта

Диагностический этап исследования проходил на базе МАОУ Екатерининская гимназия №36. Для того, чтобы подтвердить обоснованность и объективность моих рассуждений, я решила провести анкетирование среди 10 и 11 классов. Оно включало следующие вопросы и ответы в процентном соотношении:

Какую литературу вы читаете?

Исторические романы(22%); научная фантастика(14%); детективы(15%); психологические романы(12%); любовные романы(38%).

Читаете ли вы английскую классику?

Да, это мой любимый жанр литературы(53%); в зависимости от произведения(21%); нет, так как мне не близки проблемы, поднятые в большинстве произведений(26%).

Читаете ли вы книги Джейн Остен?

Читаю, если мне нравится сюжет произведения(23%); да, это моя любимая писательница(58%); читаю6 если тема, поднятая в произведении актуальна(10%);нет, мне не нравится ее творчество(9%).

Какой из прочитанных вами романов Джейн Остен является самым любимым?

Гордость и предубеждение(48%);Эмма(37%);Разум и чувствительность(8%);Мэнсфильд парк(7%).

Отражение каких проблем в литературе вас интересует больше всего?

Классового неравенства(24%);взросления, формирования личности(32%); роли женщин в обществе(23%);современного положения мировой экономики, политики(21%).

Герои, обладающие какими качествами, становятся вашими нравственными ориентирами?

Храбрость, благородство, честь, остроумие(31%); трудолюбие, верность, честность(12%); ум, мудрость, творчество, чувство юмора(28%); хитрость, решительность, амбициозность(29%).

Волнует ли вас роль женщины в современном обществе?

Да(7,3/8%); скорее да, чем нет(6,4/8%); скорее нет, чем да(5,57/8%); нет(2,7/8%).

Волнует ли вас тема взросления, формирования личности?

Да(7,5/8%); скорее да, чем нет(6,4/8%); скорее нет, чем да(4,9/8%); нет(3/8%).

Анализ данных вопросов отразился в диаграммах, которые представлены в приложении 2.

Таким образом, проведя анкетирование и проанализировав его результаты, я выяснила, что проблема роли женщины в современном обществе и проблема взросления волнуют подростков и являются причиной возросшего интереса к чтению. Исходя из данных диаграмм, становится понятно, что книги Джейн Остен пользуются популярностью среди молодежи из-за того, что они отражают проблемы обычной жизни, с которыми сталкивается каждый из нас. Также стоит отметить, что выбранный мною роман является одним из наиболее известных произведений писательницы, следовательно, подростки находят в нем отражение интересующих их вопросов.

2.2. Реализация проекта

Задумавшись о том, с каких точек зрения лучше рассмотреть книгу, чтобы доказать ее актуальность, я решила обратиться к двум темам, волнующих меня и демонстрирующих свою значимость среди молодежи. Это проблема взросления и проблема роли женщины в обществе. Несмотря на то, что на первый взгляд эти вопросы могут показаться пережитком прошлого или же, наоборот, темами, касающимися современных людей, они как нельзя лучше отражают общечеловеческие проблемы. Предлагаю подробнее остановиться на каждом из этих вопросов и рассмотреть его отображение в романе и современную интерпретацию.

Проблема определения роли женщины в обществе возникла очень давно. И Джейн Остен, как девушка, наделенная высоким уровнем интеллекта и широким кругозором, неоднократно поднимала этот вопрос в своих произведениях. В романе «Эмма» данная проблема выражается наиболее ярко, так как сам сюжет завязан на жизни молодой девушки, наследницы огромного состояния. Писательница показывает и переживания главной героини о месте в мужском обществе, и вопросы о замужестве, которое может обернуться для девушки разорением.

В современном же мире молодые представительницы прекрасного пола все так же задают себе множество вопросов о своем будущем. Нельзя не заметить, что все больше и больше девушек отдают предпочтение карьере и самореализации. Этот выбор приводит к ним множество новых сомнений и страхов, тревог и переживаний. Мне кажется, что в таком случае пример сильной и самостоятельной героини- идеальное средство для вдохновения. Ведь, Эмма, как и любой человек, совершает ошибки, оступается, делает выводы, наблюдает за окружающими и развивается. Именно поэтому, первый современны метод прочтения романа- акцент на раскрытии роли женщины в обществе.

Далее, остановимся на проблеме взросления. Это вопрос, сохраняющий свою актуальность на протяжении многих веков, ведь каждый человек когда-либо задумывался о своем развитии. В романе «Эмма» эта проблема отражена как нельзя лучше, так как вместе с героиней мы проходим все стадии формирования личности. Читатель видит ее и как заносчивую и эгоцентричную девочку, и как самодостаточную и сознательную девушку. Такое развитие спровоцировано чередой важных событий в романе, оно является результатом работы Эммы над собой и формировании новой системы ценностей.

Сейчас, как и несколько веков назад, подростки задают себе множество вопросов и бояться ошибиться, выбрав неправильный путь. В таком сложном возрасте необходима помощь взрослого, более опытного человека, который, опираясь на свой жизненный опыт, может подсказать и успокоить. Однако, многие молодые люди, наоборот, закрываются в себе и отказываются от вмешательства окружающих. В таком случае именно книга, где такая же молодая девушка проходит через все те же стадии взросления, может стать подспорьем и вдохновить сомневающихся подростков на самореализацию. Именно в этом и заключается второй современный метод прочтения романа «Эмма».

Таким образом, я решила привести два современных метода прочтения романа «Эмма»: интерпретация произведения через призму проблемы взросления и его анализ со стороны отражения проблемы роли женщины в обществе. На основании моей работы была создана брошюра, которая представлена в приложении 3 к проекту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, хотелось бы отметить, что проведенное мною исследование проясняет отношение молодежи к литературе и важность отражения социальных проблем в романах. В ходе проекта выяснилось, что большинство молодых людей прибегает к литературе для того, чтобы разобраться в общечеловеческих вопросах, таких как проблема взросления и проблема роли женщины в обществе. По-моему мнению, современные методы прочтения романа «Эмма» Джейн Остен заключаются именно в возможности разобраться в современных острых социальных проблемах посредствам классики мировой литературы, романа, не случайно выделяющегося на фоне других произведений этого же жанра. Другими словами, современный человек может с легкостью найти в данной книге отражение проблемы взросления и роли женщины в обществе, прояснить для себя многие моменты и найти отражение этих проблем в реальной жизни. Важно также отметить, что в ходе работы над проектом я успешно выполнила все задачи, которые были поставлены в начале и создала продукт, полностью отражающий центральную проблему моего исследования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи решены в полном объеме, цель достигнута, информационный буклет составлен.

Список использованной литературы

Вальтер Скотт. Эмма [Электронный ресурс]/пер. К.Атарова- Электрон. текст. дан.-Москва,2004. - режим доступа (http://www.apropospage.ru/osten/emma.html)

Вирджиния Вульф. Своя комната/ ред. Е.Трушечкина, О.Серкина- Москва: ООО «Издательство АСТ», 2019-223 с.

Периодизация развития личности по Э.Эриксену[Электронный ресурс]/ред. Р.Быкова-Электрон. текст. дан.- Москва,2017.- режим доступа (https://mamsila.ru/post/vozrastnaya-periodizaciya-eriksona)

Приложение 1:

Далее мне кажется важным изучить биографию автора, чтобы понять влияние общества на писательницу и результат этого воздействия, отраженный в ее работе. Итак, Джейн Остен- английская писательница, которая впервые отчетливо придала роману современный характер, повествуя об обычных людях в повседневной жизни. За свою жизнь она опубликовала четыре романа: «Разум и чувствительность» (1811 г.), «Гордость и предубеждение» (1813 г.), «Мэнсфилд-парк» (1814 г.) и «Эмма» (1815 г.). Ее произведения определили манеры 19 века, они также стали вневременной классикой, которая оставалась критической и популярной на протяжении более двух столетий после ее смерти.

Джейн Остен родилась 16 декабря 1775 года в деревне Стивентон в графстве Хэмпшир, где ее отец, преподобный Джордж Остен, был ректором. Она была второй дочерью и седьмым ребенком в семье из восьми человек - шести мальчиков и двух девочек. Ее ближайшим спутником на протяжении всей жизни была ее старшая сестра Кассандра. Их отец был ученым, который поощрял в своих детях любовь к учебе. Сплоченная и дружная атмосфера в семье послужила вдохновляющим контекстом для творчества Остен. Именно этот мир - мелких землевладельцев и деревенского духовенства в деревне, районе и провинциальном городе, с периодическими посещениями Бата и Лондона, - она использовала в декорациях, персонажах и сюжете ее романов. Уже в огромном количестве ранних произведений писательницы, созданных в период с 1787 по 1793, заметно, что Остен пародирует существующие литературные формы, особенно жанры сентиментального романа и сентиментальной комедии. Ее переход к более серьезному взгляду на жизнь от буйно приподнятого настроения и экстравагантности ее ранних сочинений очевиден в «Леди Сьюзен», коротком эпистолярном романе, написанном около 1793–1994 годов. Этот портрет женщины, стремящейся использовать свой собственный мощный ум и личность до уровня социального самоуничтожения, по сути, является исследованием разочарования и судьбы женщины в обществе, которое не пользуется ее талантами. Однако первые предложения о публикации романов «Разум и чувствительность» и «Гордость и предубеждение» были отклонены издателями. До этого времени уклад жизни в доме приходского священника в Стивентоне благоприятствовал развитию Джейн Остен как писательницы. В конце концов, в 1809 году брат Джейн, Эдвард, смог предоставить своей матери и сестрам большой коттедж в деревне Чаутон, в его имении в Хэмпшире. Перспектива поселиться в Чаутоне уже дала Джейн Остен новое чувство цели, и она начала готовить ко второй публикации «Разум и чувствительность» и «Гордость и предубеждение». Два года спустя Томас Эгертон согласился опубликовать «Разум и чувствительность», анонимно вышедшее в ноябре 1811 года. Затем он опубликовал «Гордость и предубеждение» в январе 1813 года, а позже в том же году вышли вторые издания «Гордости и предубеждения» и «Разума и чувствительности», к тому времени Остен была признанным (хотя и анонимным) автором. В период с января 1814 года по март 1815 года она написала «Эмму», которая вышла в декабре 1815 года. Несколько лет после 1811 года, кажется, были самыми плодотворными в ее жизни. Она чувствовала удовлетворение, видя свои работы в печати и обильно рецензируемыми, и зная, что романы читаются очень широко. Рецензенты хвалили романы за их нравственность и зрелищность, восхищались рисунком персонажей и приветствовали домашний реализм как освежающий отход от модной тогда романтической мелодрамы. В январе 1817 года она начала «Сандитон», энергичную и самоуничижительную сатиру на курорты и инвалидность. Этот роман остался незаконченным из-за ухудшения здоровья, а через шесть дней ее похоронили в Винчестерском соборе.

После смерти ее авторство было объявлено всему миру ее братом Генри. В то время не было признания, что регентская Англия потеряла своего самого внимательного наблюдателя и самого проницательного аналитика. В течение ее жизни была получена единственная рецензия на ее произведения- это обзор «Эммы» сэром Вальтером Скоттом в Quarterly Review за март 1816 года, где он приветствовал этого «безымянного автора» как мастерского выразителя «современного романа» в новой реалистической традиции. После ее смерти в течение долгого времени оставалось только одно значимое эссе - обзор журнала Northanger Abbey and Persuasion in the Quarterly за январь 1821 года, сделанный богословом Ричардом Уэйтли. Вместе эссе Скотта и Уэйтли послужили основой для серьезной критики Джейн Остен: их идеи использовались критиками на протяжении всего XIX века.

Хотя рождение английского романа следует наблюдать в первой половине 18 века, прежде всего, в произведениях Даниэля Дефо, Сэмюэля Ричардсона и Генри Филдинга, именно с Джейн Остен роман приобретает свой отчетливо современный характер. реалистичное обращение с ничем не примечательными людьми в непримечательных ситуациях повседневной жизни. В своих шести главных романах - «Разум и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд Парк», «Эмма», «Нортангерское аббатство» и «Убеждение» - Остен создала комедию о манерах жизни среднего класса в Англии своего времени, раскрывая возможности «домашнего» литератора. Ее повторяющаяся басня о путешествии молодой женщины к самопознанию на пути через любовь к браку сосредоточена на легко узнаваемых аспектах жизни. Именно эта концентрация на характере и личности, а также на напряженных отношениях между ее героинями и их обществом связывает ее романы с современным миром больше, чем с традициями 18 века. Именно эта современность, вместе с остроумием, реализмом и вневременностью ее стиля прозы, ее проницательной, веселой симпатией и удовольствием, которое можно найти в историях, столь умело рассказанных, в столь прекрасно составленных романах, помогает объяснить ее непреходящую привлекательность для читателей всех мастей.

Приложение 2:

Приложение 3:

Рис.1

Рис.2

Просмотров работы: 310