Сравнение звуков и букв русского и английского алфавитов

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Сравнение звуков и букв русского и английского алфавитов

Баскакова В.С. 1
1МАОУ «СОШ № 266 ЗАТО Александровск»
Баскакова Е.В. 1Ткаченко А.А. 1
1МАОУ «СОШ № 266 ЗАТО Александровск»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом году я пошла в школу, в первый класс. На уроках обучения грамоте мы изучаем русский алфавит. Я узнала, что в русском языке 33 буквы. Также у нас проводятся внеурочные занятия по английскому языку. На этих занятиях нам рассказали, что в английском языке всего 26 букв. Так меня очень заинтересовали алфавиты этих языков.

Не зная алфавита невозможно знать язык. Любой язык начинается со слова, слово начинается с буквы, а буква – это часть алфавита, которая передаётся через звук.

Тема работы - сравнение звуков и букв русского и английского алфавитов.

Гипотеза - в разных языках могут быть одинаковые и разные звуки и буквы.

Цель работы – сравнить алфавиты русского и английского языков и изучить систему гласных и согласных звуков в русском и английском языках.

Задачи:

1) Изучить литературу и выяснить, что такое алфавит.

2) Изучить историю русского и английского алфавитов.

3) Сделать сравнительный анализ звуков и букв в русском и английском алфавитах.

4) Изучить особенности системы гласных и согласных букв в русском и английском языках.

5) Сделать выводы.

Объект исследования – русский и английский языки.

Предмет исследования - алфавиты в русском и английском языках.

Методы – сопоставительный анализ и сравнение, а также анкетирование.

Практическая значимость работы – для учеников второго класса бывает трудно начинать учить английский язык и читать, так как они свои навыки чтения на русском языке пытаются применить в английском языке. Ещё труднее это делать, если начинать изучать эти языки одновременно. Они путают буквы и не понимают какой звук может передавать буква в иностранном языке.

Считаем данную тему актуальной, так как расхождения в буквах и звуках русского и английского алфавитов создают затруднения начинающим изучать английский язык.

Анкетирование

На уроке литературного чтения мы с нашим учителем выполнили проект «Такие разные буквы» и сделали весёлые и интересные макеты букв, потом составили из них русский алфавит.

В конец 1 класса я предложила учителю по внеурочной деятельности по английскому языку «Look, Listen and Say» Ульяне Олеговне Демедюк провести итоговый урок и защитить такой же проект букв «Весёлые буквы английского алфавита». В результате решила, что можно изучить и английский алфавит и сравнить его с русским. Совместно с учителем было проведено анкетирование среди учащихся 1-ых классов. Мне помог провести эту анкету учитель английского языка по внеурочной деятельности.

Ребятам было предложено ответить на 5 вопросов.

Анкета для обучающихся первых классов МАОУ «СОШ № 266 ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК»

Сколько букв в русском алфавите?

А. 31 буква Б. 33 буквы В. Затрудняюсь ответить

Сколько букв в английском алфавите?

А. Не знаю Б. 33 буквы В. 26 букв

Знаете ли вы историю возникновения русского алфавита?

А. Да Б. Нет В. Затрудняюсь ответить

Знаете ли вы историю возникновения английского алфавита?

А. Да Б. Нет В. Затрудняюсь ответить

Путаете ли вы буквы русского и английского языков?

А. Да Б. Нет В. Затрудняюсь ответить

На вопросы анкеты ответило 40 первоклассников.

Мы получили следующие результаты:

На первый вопрос почти все учащиеся ответили правильно, только один ученик затруднился с ответом.

На второй вопрос о том, сколько букв в английском алфавите, мы получили такие результаты:

На третий вопрос от том, знают ли дети историю возникновения русского алфавита, мы получили такие ответы:

Причём надо заметить, что 6 учеников назвали основателей русского алфавита.

На четвёртый вопрос от том, знают ли дети историю возникновения английского алфавита, мы получили такие ответы:

Надо обратить внимание, что те ребята, которые ответили, что знают историю возникновения английского алфавита, не смогли рассказать какую-либо информацию об этом. Ещё надо заметить, что почти все ребята попросили рассказать про это на внеурочном занятии по английскому языку.

На пятый вопрос абсолютно все учащиеся ответили, что они путают некоторые буквы изучаемых алфавитов, и иногда не понимают почему одни и те же буквы могут предавать разные звуки.

Таким образом можно подвести итог, что наша исследовательская работа действительно актуальна.

Теоретическая часть

Я узнала, что у каждого языка свой алфавит, который отображает историю народа и его традиции. Почитав историю русского алфавита, я поняла, что развитие любого алфавита – трудный процесс. Ценность алфавита заключается в способности выражать спектр звуков голоса человека.

Перед тем, как начать исследование я решила узнать, что такое алфавит, буква и звук. Толковый словарь Ожегова (24-е издание 2007 год) содержит такое определения алфавита:

1. То же, что азбука.

2. Порядок букв, принятый в азбуке. Таким образом, алфавит – это система письма, основанная на более или менее строгом следовании так называемому фонетическому принципу, в соответствии с которым один символ (одна буква) соответствует одному звуку некоторого языка. Сегодня это самый распространенный в мире принцип письма.

В мире много языков, поэтому много алфавитов. Они очень разнообразны по внешнему виду и историческому происхождению. Большинство алфавитов состоят из 20-30 букв.

Буквы – это знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме, то есть это то, что мы видим и пишем. Они бывают гласные и согласные.

Звуки – это то, как мы произносим буквы, которые сложены в слова, то есть это то, что мы слышим и произносим. Они тоже бывают гласные и согласные.

В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. В английском языке 26 букв. В разных сочетаниях и положениях они обозначают 44 звука.

История происхождение русского и английского алфавита

Слово “алфавит” происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Таким же образом устроены английское слово “abecedary” или русское “азбука”.

Русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящий момент, произошёл от славянского алфавита. Его становление началось еще в IX веке. Его основателями были два брата Кирилл и Мефодий. Они прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде обучая народы на славянском языке.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Начиная с 1987 года, в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Древнерусская азбука – называлась кириллица (по имени одного из братьев) – связана близким родством с латиницей.

Английский алфавитнасчитывает около 700 лет. Первая письменность английского языка зародилась ещё в IV-V веке нашей эры и состояла она из англо-саксонских рунических знаков, которые помогли лучше выразить все древнеанглийские звуки. Рунический алфавит – это уникальный германский алфавит. Он состоял из 24 знаков и содержал лишь ломаные и косые линии, они нужны были для нанесения небольших надписей на предметы. С приходом христианства руны были заменены на латинские буквы, которые используют и сейчас.

История английского алфавита органично связана с историей страны и традиционно подразделяется на три периода: древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский. Сильнейшее влияние на формирование английского алфавита оказало проникновение в Англию христианства. В 17 веке окончательно сформировался английский алфавит. В США и Великобритании было предпринято немало попыток реформировать алфавит, но все предложенные новации так и не получили широкого распространения.

То есть мы можем сделать вывод, что на оба алфавита большое влияние оказал латинский язык.

Сравнительно-сопоставительный анализ алфавитов русского и английского языков

На данном этапе работы мы рассмотрели отличие и схожесть алфавитов русского и английского языков. И вот, что мы выяснили:

1. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных и 21 согласная, а также 2 буквы, которые не обозначают никакие звуки – ь, ъ.

2. В английском алфавите насчитывается 26 букв, однако английский алфавит передаёт звуки удивительно неточно, поэтому из 26 букв алфавита можно составить огромное количество комбинаций.

Количество

Русский алфавит

Английский алфавит

1

Букв

33 буквы

26 букв

2

Звуков

42 звука

44 звука

Также мы выяснили, что графическое написание букв может иметь следующие особенности:

Написание может совпадать:

(в заглавных буквах) А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, У, Х

(в строчных буквах) а, е, с, о, n, m, у, х

Написание может быть зеркальным:

в русском языке – Г, И, Я

в английском языке – L, N, R

Написание может не совпадать:

русские буквы: Й, Ц, Ш, Щ, З, Ъ, Ф, Ы, Д, Л, Ё, Ж, Э, Ч, Ь, Б, Ю, П

английские буквы: Q, W, I, S, D, F, G, J, Z

Название букв русского и английского алфавитов может совпадать:

Русский алфавит

Английский алфавит

и, эф, эл, эм, эн, эс, ю

И, Ф, Л, М, Н, С, Ю

и, эф, эл, эм, эн, эс, ю

Е, F, L, M, N, S, U

На основе этих наблюдений мы сделали следующие выводы:

1. У каждой буквы есть печатный и письменный вариант написания;

2. В связи с тем, что в изучаемых языках есть абсолютно разные и похожие буквы, это усложняет понимание английского языка детьми.

Сравнительно-сопоставительный анализ букв и звуков русского и английского языков

В языках звуков намного больше, чем букв, из-за этого нет полного соответствия между буквами и звуками речи.

Одна буква может обозначаться разными звуками, и наоборот, один звук может передаваться на письме разными буквами.

Рассмотреть особенности чтения букв и произношения в русском и английском языках, мне помогла мама. Она работает учителем английского языка. И мы нашли различия между правилами чтения и произношения букв и звуков в этих языках.

Русский язык

Английский язык

1.

Гласные звуки произносятся чётко, когда они стоят под ударение. Например, безударные гласные теряют чёткость произношения:

сл[ό]во – сл[а]вá

Таких правил с ударение в словах много!

Ударение никак не влияет на произношение звуков.

2.

Буквы мягкий знак - Ь и твёрдый знак –Ъ не передают никаких звуков. Они делают мягкими или твёрдыми согласные буквы, которые стоят рядом:

тень – происходит смягчение звука [н]

объект – происходит смягчение буквы [б]

Нет букв, которые не передают звуки, но есть буква, которая используется только в сочетании с другой буквой:

q+u = [kw]

queen – [kwi:n] – королева

3.

Буквы Е, Ё, Ю, Я смягчают согласные:

семья – буква е смягчает букву с, и получается мягкий звук [c]

Мягких согласных нет.

4.

Буквы Е, Ё, Ю, Я передают два звука, если стоят в начале слова или после гласных:

юла – буква ю передаёт 2 звука [йу]ла

Гласные и согласные буквы могут передавать 2 звука:

Jj – [ʤ] – дж

jam – [ʤæm] – варенье

Аа – [ei] – эй

name – [neim] – имя

5.

Буквы читаются всегда по определённому единственному правилу.

Одна и та же гласная и согласная буква может передавать разные звуки:

Ii – [i] – и (в закрытом слоге)

pin – [pin] – булавка

Ii – [ai] – и (в открытом слоге)

pine – [pain] – сосна

Gg – [g] – г

gate – [geit] – выход

Gg – [ʤ] – дж

giraffe – [ʤira:f] – жираф

6.

Согласные делятся на звонкие и глухие.

Конечные звонкие согласные произносятся глухо:

друг – дру[к]

Конечные звонкие согласные нельзя произносить глухо, так как это приводит к изменению значения слова:

bed[bed] кровать

7.

Согласные делятся на мягкие и твёрдые:

лето – первая согласная буква передаёт мягкий звук, вторая согласная передаёт твёрдый звук.

Все согласные только твёрдые.

8.

Дифтонгов и трифтонгов нет.

Существуют дифтонги и трифтонги -сочетания двух или трех звуков, которые нужно произносить как одно целое:

game – [geim] - игра

flower – [flauǝ] - цветок

9.

Гласные звуки не могут быть долгими или краткими.

Гласные звуки могут быть долгими и краткими звуки. Эти различия очень важны, потому что от долготы гласной зависит смысл слова:

sheep - [ʃi:p] овца

ship - [ʃip] корабль

Мы рассмотрели не все правила чтения и произношения в русском и английском языках, так как их очень много. Но мы смогли сделать такие выводы:

- Произношение и написание гласных и согласных в русском алфавите не совпадает.

- Особенность английского языка и английского алфавита заключается в том, что есть различия между тем, как пишутся буквы английского алфавита и как они читаются. И чтобы правильно произносить английские буквы используется транскрипция, которая точно указывает на то, как правильно произносится и читается буква, и произносится звук.

Заключение

В результате работы мы сделали такие выводы:

Что касается анкетирования учащихся:

1. Не каждый из анкетируемых знает сколько букв в русском и английском алфавитах.

2. Историю создания алфавитов знают немногие.

3. Все учащиеся ответили, что они путают некоторые буквы изучаемых алфавитов и иногда не понимают, почему одни и те же буквы могут предавать разные звуки.

По поводу алфавитов русского и английского языков можно сказать:

1. Оба алфавита состоят из гласных и согласных букв.

2. В русском и английском алфавитах есть буквы, которые пишутся и читаются одинаково.

3. У каждой буквы есть печатный и письменный вариант написания.

4. В русском алфавите букв больше, чем в английском.

При сравнении звуков и букв мы поняли, что:

1. В языках звуков больше, чем букв, из-за этого нет полного соответствия между буквами и звуками речи.

2. Одна буква может обозначаться разными звуками, и наоборот, один звук может передаваться на письме разными буквами.

3. Написание и чтение гласных и согласных в русском и английском алфавитах могут отличаться и совпадать, и это усложняет понимание английского языка детьми.

Моя гипотеза: «В разных языках могут быть одинаковые и разные звуки и буквы» подтвердилась полностью.

Сейчас у меня ведётся работа по созданию памятки для будущих первоклассников и их родителей для того, чтобы вовлечь детей в изучение английского алфавита в игровой форме.

Просмотров работы: 414