Создание учебно-методического пособия «Some words about food»

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Создание учебно-методического пособия «Some words about food»

Денисов С.М. 1
1ОГБОУ КШИ Костромской кадетский корпус
Павлова Ю.А. 1
1ОГБОУ КШИ Костромской кадетский корпус
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Современная методика предполагает, что образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на языке и решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык давно перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития личности.

В этом утверждении заложены большие преимущества иностранного языка перед другими предметами, т.к. в содержании и целях обучения языку уже заложен личностно – деятельностный подход к организации образовательного процесса.

Главной задачей любого преподавателя иностранного языка – научить детей общаться, говорить о том, что их окружает и волнует. Это далеко не простая задача, так как ему необходимо создавать в классе такие условия обучения, в которых дети действительно начинают говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке. Как правило, во втором случае, этого так и не происходит.

Преподавателю недостаточно самому знать язык, быть грамотным лингвистом и талантливым учителем. Он должен быть еще и хорошим психологом, актёром и режиссёром. Общепринятым условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе как преподавательского, так и ученического состава, и, более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Активное обучение представляет собой единую систему «урок - внеклассная работа», которая углубляет знание иностранного языка, способствует расширению культурного кругозора, эрудиции учащихся, развивает их творческую активность, повышает мотивацию к изучению языка и культуре другой страны.

Современные уроки иностранного языка за последнее время обогатились новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Преподаватели редко используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого опроса при проверке знаний.

Стало хорошей традицией создание видео- и аудио-презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов, широко применяются интерактивные доски, компьютеры, аудиокниги и другие «гаджеты».

Однако готовые материалы – это лишь чьи-то образцы творчества, к которым школьники, как правило, не имеют личностного отношения. А вот материалы, разработанные самостоятельно, могут решить бо́льшее количество задач. А самое главное – сделать подход к занятиям личностно-ориентированным.

Конечно, для создания таких материалов необходимо много времени, тщательное планирование и наличие технического оборудования. Преподаватели и ученики очень часто либо не видят значимости подобного вида работы, либо до конца не знают, как с ним работать, но главная причина – нехватка времени даже на её элементы в урочной и внеурочной деятельности.

Данная работа – это результат творчества кадет 7, 8 и 11 классов Костромского кадетского корпуса.

Цель создание комплексного учебно-методического пособия, обеспечивающего всех любителей английского языка тематическим материалом по темам «Еда», «Покупки продуктов», «Приготовление пищи», «Посещение ресторана», «Здоровье и питание», «Диета».

Данное пособие – это уникальная методика развития лексических умений кадет от «простого к сложному».

Для достижения поставленной цели в рамках работы решались следующие задачи:

Проанализировать используемое в Костромском кадетском корпусе УМК для общеобразовательных организаций издательства «Просвещение» на предмет его вариативности по представленным в нем лексическим темам;

Провести опрос респондентов 5-9 классов с целью определения уровня удовлетворенности используемым УМК;

Систематизировать материал с целью создания обобщенного банка данных с классификацией по тематическим блокам;

Создать собственные учебно-тренировочные задания, тесты для развития письменной и устной речи;

разработать учебно-методическое пособие, включающее теоретический и практический материал;

Презентовать работу в виде специального издания, которое может быть не только использовано на уроках учителями иностранного языка, но и самостоятельно детьми.

Методы работы:

1) метод сплошной выборки материала;

2)метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен материал;

3)метод систематики и классификации;

4)метод моделирования.

Практическая значимость работы заключается в собранном материале, который представляет несомненный интерес с точки зрения предоставляемых возможностей для организации урочной и внеурочной деятельности. Это средство обучения рассчитано на изучение материала в среднем звене и позволяет сделать уроки иностранного языка интереснее и функциональнее.

Весь материал подобран и построен таким образом, чтобы учащимся, перешедшим из начальной школы в среднюю, было максимально понятно, и можно было легко запоминать новую информацию. Принцип постепенного нарастания сложности позволяет сначала усвоить базовые моменты, а потом на этом фундаменте уже более глубокого постигать тайны иностранного языка.

Подобранный и классифицированный материал позволяет наработать большой словарный запас, усвоить и научиться применять на практике грамматические правила. Он способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности кадет. Как показали первые пробные уроки, при использовании данного комплекса на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда работа интересна сама по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику постоянно показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Продолжительность работы над проектом: февраль 2021 г. – апрель 2022 г.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Создание данного пособия является крупномасштабным проектом, состоящим из нескольких этапов и нескольких блоков поиска, обработки, оформления информации.

Работа проводилась смешанной группой, в которую входили кадеты 3-х различных параллелей (7,8, и 11 класс).

Вначале необходимо было проанализировать используемое в Костромском кадетском корпусе УМК для общеобразовательных организаций издательства «Просвещение» на предмет его вариативности по представленным в нем лексическим темам – УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") авторов: Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс издательства «Просвещения».

Комплекс рассчитан на 3 часа в неделю (базовый уровень) – основной учебник в Костромском кадетском корпусе. Материал УМК – полон и богат, соответствует Европейским стандартам и ФГОС в области изучения иностранных языков (так написано во всех рекомендациях).

Для определения уровня удовлетворенности используемым учебником был проведен опрос кадет 5-9 класс в количестве 196 человек.

Выбор остановился на опросе посредством анкетирования, самого универсального из методов проведения опроса. Во время проведения процедуры респондентам предстояло ответить на вопросы, ответы на которые покажут отношение к учебнику; материалу, представленному в нем; а так же дадут представление о том, что не нравится кадетам в существующем учебнике.

Вопросы носили открытый характер, что позволило респондентам более полно отвечать на задаваемые вопросы.

Результаты исследования легли в основу рекомендаций для будущей работы по созданию собственного учебника.

Все результаты опроса были занесены в расчетные таблицы:

Более 80% (156 человек) опрошенных респондентов не довольны учебником;

52 % (102 человека) считают, что учебник – это помощник при изучении языка; 35 % (69 человек) считают, что учебник может быть полезен, если в нем все понятно; 13 % (25 человек) – учебник вообще не нужен.

Все 100% респондентов согласны с тем, что учебник красочный и визуально приятный.

Самая любимая тема «костромских» кадет – «Food» – 94% (184 человека).

Самое «ненавистное» задание в учебнике – аудирование.

В учебнике обязательно должны быть:

* разнообразные, а не однотипные задания – 100%

* задания на русском языке или простом английском – 97% (190 человек)

* лучше меньше тем (в том числе и грамматических), но больше возможности потренироваться – 74% (145 человек)

* логика – 71% (139 человек)

* понятные объяснения материала – 61% (119 человек)

* подсказки – 56% (109 человек)

Остальные варианты набрали менее 1% голосов.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

Нет логики изложения информации

Выбор тем для изучения в течение года не отвечает логике подростка. Почему тему «Дом» в 5 классе надо проходить раньше темы «Моя семья», а про «Хэллоуин» разбирать в конце учебника, т.е. ближе к концу года. Или почему тема «Погода» идет самой последней, когда каждый урок учитель задает вопросы о том, «какой сегодня день, и какая погода на улице».

Учебник перенасыщен изучаемой информацией.

Сознание не любит путаницы и суеты. В школе объем получаемой информации гораздо больше, чем ребенок постигает жизненные премудрости по мере своего взросления. Соображать одинаково хорошо по всем предметам он просто не в состоянии. Авторы учебника не продумали тот момент, что многие грамматические темы сложны для восприятия подростков в принципе, в связи с тем, что отсутствует взаимосвязь между родным и изучаемым языком. А учитывая тот факт, с каким объемом разных конструкций сталкивается ребенок за один Модуль, требовать от учащихся, чтобы они все это запомнили – бессмысленно. Тем более времени на это – всего 3 часа в неделю.

Мало практики.

Хотя каждый Модуль посвящен 1 теме, но практического применения лексики по этой теме не так и много. Учащимся не хватает навыка практики. Ребенок должен видеть реально ощутимый результат – «Я могу это сделать» (в том числе и в языке). Например, разбирая названия животных, кадеты хотят видеть как можно больше заданий на запоминание и тренировку, а не на «тупое» заучивание слов наизусть. А это значит, что упор надо сделать на количество и качество самих заданий по конкретной теме (Приложение 1).

Задания – большие и написаны на английском языке.

Получая такое задание, любой ребенок может просто не понять дома, что он должен делать. А если из родителей никто не понимает английский язык, то есть большая вероятность, что задание не будет сделано. Таким образом, у учащегося возникает чувство страха перед уроком, чувство беспомощности. А это самое страшное для него и его родителей, когда ребенок не может получить помощь.

Аудирование не дает должного эффекта.

С первых страниц учебника авторы предлагают сразу же слушать иностранную речь. Но чтобы услышать и понять, у ребенка должен быть развит музыкальный слух. Именно он помогает услышать звуки и их повторить. Задания по аудированию отпугивают детей (особенно 5-6 класса) и вызывают чувство паники, поскольку в записях речь распознать очень сложно и скорость очень высокая. По мнению кадет, важно видеть артикуляцию во время произношения определенных звуков. А в аудировании такого нет. Важно живое общение, поэтому задания на аудирование можно включать, когда у детей уже развито чувство восприятия иностранных звуков.

В результате

Была выявлена самая любимая тема «костромских» кадет – «Food» и принято решение о создание сборника по данной теме. Составлен список из основных лексико-грамматических аспектов, которые планировалось включить в методический сборник:

Тематические блоки:

Наименования продуктов питания

Наименования столовых предметов и кухонной утвари

Наименования отделов продуктового магазина

Наименования мест питания (бары, рестораны, кафе, отделы фаст-фуда и т.д.)

Наименования блюд русской и зарубежной кухни

Список лексики, используемой при процессе готовки блюда

Список лексики, используемой для обозначения вкуса продукта

Список лексики, используемой для совершения покупки

Список лексики, используемой для посещения бара, ресторана и т.д.

Список лексики, используемой во время еды

Грамматические блоки:

Единственное и множественное число существительных. Неисчисляемые существительные.

Конструкции «some, any, much, many, a lot of».

Порядок слов в предложении.

Артикли.

Времена английского глагола.

Типы вопросительных предложений.

Конструкция «I’d like to»

Модальные глаголы.

Пассивный залог.

Необходимо было подобрать и разработать комплекс упражнений, включающий в себя устные и письменные задания, задания на чтение, монологическую и диалогическую речь. А так же разработать макет будущего учебника, его оформление и наполняемость разделов.

Каждый раздел должен был соответствовать конкретной лексической подтеме.

Кадеты исходили из необходимости сделать сборник красочным, легким для восприятия детей и интересным, который можно было бы использовать совместно с существующим учебником (независимо от издания) или самостоятельно.

Учитывая все вышесказанное, были собраны, классифицированы и оформлены 6 разделов учебника, с использованием 11 лексических и 9 тематических блоков – в объеме 74 страницы. Количество заданий по теме «Food» – 120 (формы заданий абсолютно разнообразные, включая пазлы, кроссворды, цепочки слов, рисование, анаграммы, ребусы и т.д.). К учебнику также прилагаются «ключи ответов».

Выполнен макет учебника по принципу постепенного нарастания сложности материала. Образец страниц учебника представлен в Приложении 2.

В процессе работы необходимо было учесть соответствующие требования к оформлению материала, а именно:

тема должна отвечать потребностям и опыту ребенка, соответствовать его уровню восприятия;

изображение должно быть цветными, четкими и качественными;

шрифтовое оформление везде должно соответствовать выбранному стилю;

задания не должны быть перегружены новыми словами, выражениями и незнакомыми элементами.

Таким образом, учитывая все аспекты, работа с данным пособием будет оказывать благоприятное влияние на психологические особенности учащихся во время урока: повысит способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, поможет влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие и, самое главное, повышать мотивацию обучения. Все это будет способствовать интенсификации учебного процесса и создаст благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что подобная комбинированная работа кадет разных классов над одним проектом позволило добиться главного – создать условия, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной активности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.

При работе над проектом кадеты постепенно учились работать в команде независимо от возраста, преодолевать языковые барьеры и не бояться делать ошибки. Проект позволил им применить свои знания и содержал актуальные материалы из разных областей. Все это сделало занятия по подготовке учебника увлекательным мероприятием, который предоставил учащимся свободу творчества и помог развить их самостоятельность.

Таким образом, это превратилось в неординарный, необычный и интересный процесс. Кадеты погрузились в иной мир, они поняли, что могут ВОСПРИНИМАТЬ иноязычную речь, что они могут РАБОТАТЬ с использованием иноязычной речи. А функция учителя сводилась исключительно к роли тьютора, помогающего и направляющего.

Данный проект стал не просто необычным внеклассным занятием, а работой, которая потребовала определенных усилий, но в итоге принесла удовлетворение для каждого.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

http://vashabnp.info/load/4-1-0-1129

http://standart.edu.ru/catalog.aspx

http://www.digest.kyivstar.ua/static/uploads/pdf/The_Back_of_the_Napkin.pdf

http://bank.orenipk.ru/Text/t48_002.html

http://www.eduplace.com/graphicorganizer

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf/118852/?interface=teacher&class=53&subject=12.

www.askjeeves.com

www.google.com

www.google.ru

http://ref.repetiruem.ru/referat/viljam-shekspir1

http://ru.picscdn.com. Opera

http://Operawww.allposters.com.trOpera

http://rustrek.ru/viewtopic.php?t=22494

http://elite-home.narod.ruOpera

http://www.russianmiami.comOpera

http://www.citycat.ruOpera

http://allbest.ru

http://randallfoodstyling.com/wp-content/uploads/background/19.jpg

http://alilovechicken.files.wordpress.com/2011/01/traditional-roast-chicken1.jpg

http://www.blikst.ru/darp/dar/d6_1.jpg

http://images04.olx.ru/ui/15/71/09/1316459244_244606209_1----.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/563/49563090_marmaladeontoastlifestyle1.jpg

http://www.mediauban.ru/images/thumbs/7/1/3/33317_original.jpghttp://wallpaper.goodfon.ru/image/53949-1024x768.jpg

http://www.lama.kz/pic/food/meat/8603/syroe_mjaso-1600x1200.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4511/lenaolovchack.b/0_46bf4_44f0704e_L

http://open.az/uploads/posts/2011-11/1320220152_732917.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/NCI_butter.jpg

http://resources1.news.com.au/images/2010/05/27/1225871/813793-bacon.jpg

http://blog.fabflour.co.uk/wp-content/uploads/2011/07/white-bread.jpg

http://koshertov.com/boutique/images/ketchup_heinz.JPG

http://image.yaymicro.com/rz_1210x1210/0/249/a-plastic-bottle-with-sunflower-oil-249b25.jpghttp://medpravda.com/wp-content/uploads/2011/02/ovcyanka.jpg

http://media.ffclub.ru/up77795_f_4919e063ba923.jpg

http://randallfoodstyling.com/wp-content/uploads/background/19.jpg

http://www.best-animation.ru/favicon.ico

http://www.best-animation.ru/favicon.ico

http://yandex.ru/yandsearch

http://www.youtube.com/watch?v=Pq7aIjXGEnA

http://www.youtube.com/watch?v=jI9i9LI9H60

http://images.google.ru/images?q=chocolate%20%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%B9

http://en.wikipedia.org/wiki/Food

http://en.wikipedia.org/wiki/Breakfast

http://en.wikipedia.org/wiki/Lunch

http://en.wikipedia.org/wiki/Tea

http://en.wikipedia.org/wiki/Dinner

http://en.wikipedia.org/wiki/Supper

http://en.wikipedia.org/wiki/Simnel_cake

http://en.wikipedia.org/wiki/Tea

http://en.wikipedia.org/wiki/Coffee

http://en.wikipedia.org/wiki/Bitter

http://en.wikipedia.org/wiki/Wine

http://diki.pl

http://destructoid.com

http://en.wikipedia.org/wiki/Roast_lamb

http://en.wikipedia.org/wiki/Chicken

http://www.travelguidelondon.co.uk

http://www.fluidfoundation.com

http://farinanovrianti.blog.upi.edu

http://myrecipes.com

http://elegantsufficiency.ru

http://en.wikipedia.org/wiki/Semla

http://1up.com

http://cerrapeno.com

http://library.thinkquest.org/03oct/00923/animatedBoy_plays_doctor_sm.gi

http://www.toonups.com/thumbedical_art_doctor_2_chart_explains.png.190.c.w.gif

http://www.hatcountry.com/images/Laguna.jpg

http://theassociation.blogs.com/the_association/new%20ball.jpg

http://vegetarianorganicblog.com/pix/organic_tomatoes.jpg

http://www.faqs.org/photo-dict/photofiles/list/359/716hen.jpg

http://1001christianclipart.com/downloads4/christian-power-point-background.jpg

http://i30.tinypic.com/24ydds6.gif

http://www.hotdw.com/wp-content/uploads/2009/05/cartoon-dog.jpg

http://www.freefever.com/animatedgifs/sports/animated/tennis4.gif

http://jonasbeckman.com/wp-ontent/oldimages/38117682frontcrawlturn.gif

http://www.freefoto.com/images/11/12/11_12_2---Sweets_web.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ УМК «SPOTLIGHT» изд. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

* Темы названы с учетом того, какие лексические упражнения преобладают в данном модуле. указывается количество заданий (устная речь, письменная речь, аудирование, чтение), отведенных на отработку конкретной лексической темы. Грамматические задания в расчет не включены. Progresscheck – контроль, не учитывался.

 

1

Модуль

2

Модуль

3

Модуль

4

Модуль

5

Модуль

6

Модуль

7

Модуль

8

Модуль

9

Модуль

10 Модуль

5 класс

Школа

– 16

О себе

– 16

Мой дом – 24

Моя семья – 18

Животные

– 27

Распорядок дня – 13

Одежда

– 15

Праздники,

Еда

– 21

Покупки

– 18

Путешествия и отдых

– 24

6 класс

Моя семья, о себе , описание человека

– 25

Мой дом – 14

Мой город

– 12

Распорядок дня – 25

Праздники

– 17

Свободное время, хобби

– 16

Нет конкретной привязки заданий к какой-то лексической теме

Мой дом, здания – 18

Еда, напитки

– 25

Времена года, погода

– 14

7 класс

Нет конкретной привязки заданий к какой-то лексической теме

Книги

– 19

Внешность человека

– 12

Средства массовой информации – 14

Изобретения – 10

Свободное время, хобби

– 27

Знаменитости – 18

Экология

– 21

Покупки

– 20

Здоровье

– 22

8 класс

Дружба

– 17

Еда и покупки – 19

Знаменитости – 19

О себе (мода, внешность, хобби и т.д.) – 24

Экология

– 16

Путешествия – 28

Образование, школа – 26

Свободное время, хобби

– 28

-

-

9 класс

Праздники

– 15

Мой дом, город

– 18

Нет конкретной привязки заданий к какой-то лексической теме

Технологии, изобретения

– 22

Искусство, литература

– 21

Нет конкретной привязки заданий к какой-то лексической теме

Экология, безопасность

– 24

Спорт

– 26

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОБРАЗЕЦ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Просмотров работы: 62