ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена активным внедрением в повседневную жизнь QR-кодов и расширением областей их применения. Из этого следует предположение, что QR-код – это новый способ кодирования, с помощью которого можно легко и быстро находить нужную информацию.
Применение технологии QR-код может быть использовано в любой области окружающего нас мира, поэтому данная работа представлена как систематизированный анализ перспективной технологии, которая получит практическое применение и в настоящее время и в ближайшем будущем.
Цель:
Изучить возможности генератора QR-кода, разработать QR-код школы, показать практическое применение технологии кодирования QR-кодов, как быстрого способа передачи информации.
Задачи:
Познакомиться с историей создания QR-кодов;
Изучить технические возможности создания и применения QR-кодов
Познакомиться с процессом считывания QR-кодов
Разработать QR-коды на примере информации для родителей, учителей и учащихся, размещенной на школьном сайте.
Заинтересовать учащихся и учителей в применении данной технологии, обучив одного учителя и одного ученика
Гипотеза:
QR-коды можно сделать одним из удобных способов получения информации для родителей, учителей и учащихся.
Глава 1. СОЗДАНИЕ И Применение QR-кодов
1.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ QR-КОДОВ
С каждым новым этапом становления человеческого общества, информация становится более востребованным и наиболее важным ресурсом. Информация нуждается в защите, для этого информация, чаще всего, подвергается кодировке со стороны отправителя и дешифрации со стороны получателя. QR-код как раз таки является промежуточным закодированным состоянием информации, которую может расшифровать любой человек, обладающий сканирующим устройством. Про QR- коды можно сказать, что они помогают более удобно и быстро получать нужную для человека информацию.
QR-код – это прямой наследник штрих-кода. Вот только в основу второго легла технология азбуки Морзе, что использовалась для автоматизации различного товара и техники. И десятилетиями штрих-код был единственным нормальным вариантом маркировки. Привычные полосы и цифры уже давно стали общепринятым явлением для любого современника. Однако возможности штрих-кода ограничены.
Систему QR-кодов придумали в 1994 году. Ее автором стал японец Масахиро Хара. При этом сам термин представляет собой зарегистрированный товарный знак компании Denso Wave, которая считается дочерним предприятием Toyota.1
Изначально QR-коды использовали исключительно в промышленных целях. После, область их применения была значительно расширена, заняв определенное место в нашей жизни. С 2000 года QR-коды начали пользоваться огромной популярностью.
Идея использовать QR-коды в социальных сферах возникла позже. Первооткрывателями такой идеи можно считать Великобританию. Базировалась идея на другом интересном и популярном проекте — Википедии. В апреле 2011 года председатель Викимедиа Великобритания Роджер Бамкин2 и консультант по мобильному интернету Теренс Эден предложили соединить тексты виртуальной энциклопедии и реальные экспонаты Музея и художественной галереи Дерби при помощи QR-кодов таким образом, чтобы посетители галереи, считав код, могли сразу же почитать о нем статью. Название проекта QRpedia сочетает в себе буквы QR от англ. QuickResponse, быстрый отклик, и -pedia — от Wikipedia.
1.2 ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ QR-КОД
Итак, дадим точное определение QR-коду. Quick Response Code — код быстрого ответа. Это двумерный или матричный штрихкод — оптическая метка, содержащая в себе информацию об объекте, к которому она привязана3 и позволяющая получить мгновенный доступ к ней. На сегодняшний день это один из надежных способов хранения информации, так как ее можно корректно считать, даже если какая-то деталь на изображении стерлась.
Рис.1
ПримерQR-кода
Код быстрого реагирования (рис.1) состоит из белой рамки, квадратов по углам, а также из горизонтальных и вертикальных компонентов, которые позволяют нормализовать размер изображения и его ориентацию. Точки переводятся в двоичные числа с проверкой по контрольной сумме. В отличие от старого штрих кода,
который сканируют тонким лучом, QR-код определяется датчиком или камерой как двумерное изображение и обладает рядом положительных качеств:
увеличение объема закодированной информации в несколько раз;
информация не дублируется символами, понятными человеку;
на выбор есть несколько вариантов исполнения.
Расположение черно-белых компонентов в QR-коде имеет четкую структуру (рис.2)4.
Поисковые узорыотмечены красным цветом на скриншоте ниже. Служат для определения расположения кода.
Л инии синхронизации— отметки синего цвета. Содержат информацию о размере матрицы.
Рис.2
Структура компонентов в QR-коде
Коды маски и уровня коррекции— желтый цвет. Здесь расположены данные о формате кодировки, а
также контроль ошибок при расшифровке кода.
Код версии— зеленый оттенок, информация о версии QR-кода (около 40).
Выравнивающий маркер— фиолетовый цвет. Показывает ориентир для сканирующих устройств — в каком направлении находятся элементы кода.
Отступ— белая рамка вокруг кода. В данном случае выделена голубым цветом. Без нее сканер не поймет, что именно ему нужно считывать.
Ячейки данных— остальная часть представляет собой основную информацию — ссылка, текст, номер телефона.
Закодировать информацию в QR-код можно несколькими способами, а выбор конкретного способа зависит от того, какие символы используются.
QR-код содержит в себе четыре кодировки5:
Цифровая — десятичные числа от 0 до 9. (до 7089 символов).
Алфавитно-цифровая — числа от 0 до 9, заглавные латинские буквы от A до Z и символы: $, %, *, +, -, ., /, : и пробел. (до 4296 символов).
Кандзи—японская кодировка и двухбайтовая кодировка, включает в себя 1817 иероглифов.
Двоичная система — до 2953 байтов двоичного кода.
Таким образом, можно передавать любой набор данных, чтобы получатель смог быстро получить и изучить информацию.
1.3 СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ QR-КОДОВ
Одним из способов создания QR-кода являются онлайн-сервисы. Они открывают намного больше возможностей. Полученный результат подобные сервисы предлагают сохранить на компьютере или дают на них ссылку для последующего скачивания. Еще одним несомненным плюсом является возможность создать QR-код онлайн с картинкой заданногоразмера6. Рассмотрим некоторые из них.
О нлайн-сервисы для создания QR-кодов:
1
Рис.3
Онлайн-сервис QR-Hacker
.QR-Hacker (рис.3) - позволяет сделать свой QR неповторимым не только по содержанию, но и по форме: добавив собственный логотип; раскрасив привычные геометрические фигуры; скруглив углы. Подобные видоизменения не приведут к потере важных данных, поскольку в этом
г енераторе предусмотрена изначальная избыточность на уровне 30%.
2
Рис.4
Онлайн-сервис QRCoder
. QRCoder (рис.4) - интерфейс его прост, но при этом он русскоязычный. Указывается тип данных, который планируется передать, таким образом приложение для распознания QR, установленное в телефоне, в будущем сможет решить, что делать дальше с полученной информацией.
3
Рис.5
Онлайн-сервис QR-mania
.QR-mania (рис.5) - более функциональный русскоязычный ресурс. Здесь есть большой выбор типов информации для шифрования, а также цветовые настройки для финального варианта изображения QR. Здесь можно кодировать адрес электронной почты и даже письмо целиком с сохранением его темы и адресата.
Более простые онлайн-ресурсы для создания QRкодов: Qrcc; Kaywa; I-nigma; Goqr.me
Программы для создания QR-кодов:
Чтобы работать с двумерными кодами на постоянной основе и иметь возможность придать им индивидуальности, пользователю необходимо воспользоваться специальным ПО7. Рассмотрим некоторые из них.
Q R-Code Studio - программа, создающая QR-код, распространяется бесплатно и имеет версии для операционных систем Mac OS и Windows. Данная программа предлагает детально настроить двумерный штрихкод, регулируя доступные параметры. Вся работа происходит в одном лишь окне, имеющем пару вкладок и вертикальную панель инструментов. Несмотря на простой интерфейс, тут присутствуют практически все необходимые свойства, которые позволяют создать QR-код желаемого уровня сложности. Первым делом понадобится ввести текст, который в дальнейшем будет преобразован.
Q R Customizer Pro - более продвинутое решение представляет собой эта программа: с помощью нее можно создавать QR-коды любой сложности. Здесь есть сразу несколько шаблонов: каждый из них предназначен для определенных целей и на основе выбранного будет реализовываться основная задумка.
F ree QR Creator - еще одно крайне простое решение, не требующее от пользования никаких технических навыков для генерирования. Умеет создавать обычные и микро QR-коды. Весь интерфейс состоит из одного окна со строкой меню. Позволяется создать обычный черно-белый вариант или раскрасить передний и задний план, повернуть квадрат, добавить границы. Результат доступен для сохранения в один из следующих форматов: BMP, JPG, PNG, GIF, TIFF и EMF. Программа полностью бесплатна, занимает 5 МБ на жестком диске, не имеет перевода на русский язык, но даже базовых знаний английского хватит для полноценного взаимодействия.
1.4 ЧТЕНИЕ QR-КОДОВ
Чтение кодов на компьютере
Ранее для расшифровки QR-кодов при помощи компьютера необходимо было приобретать специальный сканер, подключающийся через USB. Сейчас считывание QR-кода на ПК доступно с помощью онлайн-сервисов, куда можно загрузить изображение и получить полную расшифровку графического изображения. Единственное требование — подключение к глобальной сети8.
IMGonline — один из наиболее удобных ресурсов, предназначенных для обработки изображений. Также с его помощью можно прочитать QR код на компьютере без камеры или установки приложений.
Decode It — онлайн-площадка, заточенная на расшифровку «засекреченных» штрих-кодов. Гостям площадки доступен широкий выбор опций, в том числе получение сведений по ASCII, MD5 и другим файлам. Сайт оформлен в минималистическом стиле, что создает дополнительные удобства. Кроме того, здесь легко прочитать QR код.
Foxtools — еще один сервис, заменяющий сканер QR кодов, для компьютера. С его помощью можно считывать графические изображения без сохранения на ПК.
Рассмотренные выше сервисы — отличное решение, когда необходимо прочитать QR код вручную. Все они имеют свои минусы, но функционала каждого из них достаточно для получения интересующих сведений на ПК.
Если вариант с онлайн-платформой не подходит, можно применить другое решение — загрузить и использовать для распознавания «секретных» картинок программы. Их особенность состоит в более широком функционале и минимальных требованиях к Интернету.
QR Code Reader — программа, позволяющая прочитать графический ключ путем сканирования изображения с экрана компьютера. Также возможна загрузка с файлов, папок и даже прочтение информации с веб-камеры. Программа автоматически сканирует сведения и выдает результаты. Полученные данные показывается в виде сообщения с автоматическим сохранением на ПК. Если QR код находится на компьютере, его можно загрузить в программу и прочитать. При необходимости с помощью ПО можно самостоятельно генерировать графический штрих-код и внести в него необходимый пакет данных.
CodeTwo QR Code Desktop Reader9. Эта утилита размещается в памяти компьютера. Ее достоинство в том, что не нужно заранее готовить изображение с кодом. Она распространяется бесплатно и устанавливается буквально за несколько минут. После запуска программы есть несколько вариантовдействий: считать код из файла (фото или присланного документа), использовать для этого веб-камеру или взять его прямо с экрана.
Чтение кодов на смартфоне
Иметь программу для считывания QR-кодов на смартфоне куда практичней, ведь он всегда под рукой, а потому не составит труда даже на улице воспользоваться специальными приложениями. Смартфоны или планшеты с любой операционной системой при помощи использования встроенной камеры способны быстро декодировать разные коды. Для этого достаточно установить специальную утилиту из магазина приложений.
Barcode Scanner. Данная программа очень проста в использовании. Позволяет открыть зашифрованные ссылки, набирать телефонные номера. Для считывания кодов необходимо навести камеру на изображение.
BarCode Descriptor. Для чтения кодов используется камера, что позволяет считывать их с любых поверхностей. В том числе с объявлений и наружной рекламы. Приложение позволяет открыть зашифрованную ссылку в браузере или сразу набрать кодированный номер телефона. Дополнительное преимущество в том, что история сканирований сохраняется в памяти приложения. Ее можно выгружать в социальные сети, смс-сообщения или просто просматривать по необходимости.
Сканер QR и штрих-кодов. Позволяет сканировать любые графические коды. Оно отличается более приятным интерфейсом и большим количеством способов взаимодействия с полученной информации. У приложения есть единственный недостаток – коды нельзя загружать в виде файлов или ссылок.
QR Droid. Отличается понятным интерфейсом. Приложение давно известно среди пользователей Android-устройств. После запуска можно сразу же отсканировать необходимый код. Если в нем была ссылка на веб-страницу, то автоматически произойдет переход во встроенный браузер. Впрочем, это можно отключить в настройках, либо же установить в качестве браузера по умолчанию свой вариант.
QR Reader. Приложение для владельцев техники на IOS. Основное преимущество этого приложения в его быстродействии. При этом утилита распространяется абсолютно бесплатно, и она полностью русифицирована. Дополнительно в ней предусмотрена опция выбора приложения, если двухмерное изображение скрывает за собой не текст или ссылку. Проблемы возникают лишь в том случае, если на смартфоне или планшете не установлена программа, взаимодействующая с нужным расширением файла.
Глава 2. QR-код в современной школе
2.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ШКОЛЫ
На сегодняшний день невозможно представить себе какую-либо область деятельности, обходящуюся без использования справочной информации. Образование не является исключением.
Современная школа10 представляет собой территорию сотворчества и сотрудничества. С возникновением и развитием информационных технологий школа меняется технологически и содержательно. Появились новые возможности для повышения качества информационного обмена между школой и социумом.
Запросы современного общества ставят перед ней задачу обеспечить сбор, хранение и обработку данных, их публикацию и доведение до различных субъектов, имеющих информационные запросы к школе. Резко возросли объёмы данных, которые могут находиться в открытом доступе.
Основными группами потребителей информации школы являются: органы управления образованием, методические службы и учреждения повышения квалификации работников образования, учреждения дополнительного образования детей, учреждения профессионального образования, средства массовой информации, партнёры школы, оказывающие ей ресурсную помощь, родители и учащиеся.
К наиболее продуктивным формам информирования общественности относятся те, которые позволяют получать обратную связь от адресатов информации. В 21 веке наиболее эффективно направление QR-кодирования, когда информацию можно получить, имея сотовый телефон с приложением в руках, что делает это действие довольно привлекательным, интерактивным и уникальным.
2.2 РАЗРАБОТКА QR-КОДА НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИИ
РАЗМЕЩЕННОЙ НА ШКОЛЬНОМ САЙТЕ
Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать.
QR-код можно использовать для быстрого перехода на сайт школы, ознакомления с новой информацией. Не каждый пользователь будет вводить адрес веб-сайта, а навести камеру смартфона на QR-код быстро и легко.
Создадим QR-код сайта МБОУ «СОШ №1 г.Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» с помощью бесплатной программы QR Customizer Pro.
Откроем программу QR Customizer Pro.
Установим детальные настройки кода:
а дрес сайта http://school1tosno.ucoz.ru/
р азмер
Рамку
П ри желании можно установить цвет фона и компонентов (по умолчанию: цвет фона – белый, цвет компонентов – черный)
Д обавим логотип
Е сть возможность выбрать текстуру компонентов
Сохраняем получившееся изображение QR-кода для дальнейшего использования.
2.3 ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА ПО СОЗДАНИЮ QR-КОДОВ ДЛЯ АКТИВИСТОВ РДШ, ПРЕСС-ЦЕНТРА И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Чтобы заинтересовать учащихся и учителей в применении данной технологии, было решено провести мастер-класс по созданию и применению QR-кодов.
Идея мастер-класса состоит в том, чтобы продемонстрировать свои приемы работы кругу ребят, которым данный опыт может стать полезным. В отличие от публичных выступлений, обучающиеся будут иметь возможность увидеть процесс достижения результата и на какое-то время стать учениками. А учениками на это время могут стать не только учащиеся, но и опытные специалисты, поскольку мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности.
К участию в мастер-класс было решено привлечь активистов Российского Движения Школьников и Пресс-центра «Жираф» нашей школы, а так же несколько учителей-предметников, которые имеют блоги и сайт, где выкладывают свои разработки по учебным предметам (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
В ходе мастер-класса участники:
изучают разработки по теме мастер-класса;
участвуют в обсуждении полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
предлагают для обсуждения собственные проблемы, разработки;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем;
оформляют готовую работу.
В рамках мастер-класса были созданы QR-коды для групп РДШ и Пресс-Центра, а также учителя-предметники разработали QR-коды для своих сайтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информированность деятельности учреждения повышает его конкурентоспособность, показывает эффективность системы работы образовательных организаций с информацией, что способствует обеспечению его внутренних потребностей, предоставляет возможности для трансляции разного рода сведений сопровождающим деятельность образовательного учреждения для широкой общественности, в том числе и родительской.
Преимущества QR-кода перед обычной напечатанной информацией очевидны: в них можно уместить гораздо больше зашифрованных символов, а пользователю не нужно набирать буквы, цифры и символы вручную, чтобы сохранить какие-то контакты, перейти на веб-сайт, достаточно просто поднести камеру приложения, распознающего этот вид штрихкода, как сразу же произойдет считывание с дальнейшей обработкой полученных сведений.
Использование технологии QR-кодирования в школе является современным информационным средством, которое может эффективно использоваться в образовании: образовательный процесс (мобильный урок, ссылки на сайты с полезной информацией по предмету, опрос); административная работа (расписание занятий, звонков, визитки, режим работы сотрудников); воспитательная работа (викторины, квесты, игры).
Использование в образовании QR-кода оправдано и доступно, нет необходимости в дополнительных финансовых затратах и является одним из удобных способов получения информации для родителей, учителей и учащихся.
Практическая значимость: в результате проектной работы образовался информационный продукт: буклет (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), содержащий важную информацию о школе; инновационных площадках, действующих на базе школы; методических ресурсах учителей-предметников и многое другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Ковалёв А. И. QR-коды, их свойства и применение: журнал // Молодой ученый; Учредители: ООО "Издательство Молодойученый" — 2016. — №10. — С. 56-59.; ISSN: 2072-0297eISSN: 2077-8295;
Генератор QR-кодов https://www.sas.com.ru/wp/ru/generator-qr-koda-s-logotipom/;
Исторический документ: [сайт] / История создания QR-кодов – 2022. – URL: https://history-doc.ru/istoriya-veshhej/internet/kto-pridumal-qr-kod/ (дата обращения: 15.04.2022). - Текст: электронный;
SendPulse Inc: [сайт] / Общие сведения о QR-коде – 2021. – URL: https://sendpulse.com/ru/blog/qr-code (дата обращения: 16.04.2022). - Текст: электронный;
Smartbobr.ru: [сайт] / Способы создания QR-кодов – 2018. – URL: https://smartbobr.ru/poleznosti/sozdat-qr-kod/ (дата обращения: 17.04.2022). - Текст: электронный;
Smartbobr.ru: [сайт] / Способы сканирования QR-кода кодов – 2018. – URL: https://smartbobr.ru/poleznosti/qr-kod/ (дата обращения: 17.04.2022). - Текст: электронный;
Полное руководство по QR-кодам: Электронная книга. URL: http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/ (дата обращения: 17.04.2022). - Текст: электронный;
Российский учебник: [сайт] / Использование QR-кодов в образовательном процессе – 2021. – URL: https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-qr-kodov-v-obrazovatelnom-protsesse/(дата обращения: 19.04.2022). - Текст: электронный.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА ПО СОЗДАНИЮ QR-КОДОВ
ДЛЯ АКТИВИСТОВ РДШ, ПРЕСС-ЦЕНТРА И
УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
активисты РДШ и Пресс-центра «Жираф» нашей школы,
а так же учителя-предметники, которые имеют блоги и сайты, где выкладывают свои разработки по учебным предметам
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МАКЕТ БУКЛЕТА, СОДЕРЖАЩЕГО ИНФОРМАЦИЮ О ШКОЛЕ; ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДКАХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА БАЗЕ ШКОЛЫ; МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
1https://history-doc.ru/istoriya-veshhej/internet/kto-pridumal-qr-kod/
2https://moi-portal.ru/blogi/18802-qr-proekty-mirovaya-praktika/
3https://sendpulse.com/ru/blog/qr-code
4https://sendpulse.com/ru/blog/qr-code
5https://russianblogs.com/article/5122315167/
6https://smartbobr.ru/poleznosti/sozdat-qr-kod/
7https://lumpics.ru/software-for-creating-qr-codes/
8https://besprovodnik.ru/kak-prochitat-qr-kod-na-kompyutere/
9https://smartbobr.ru/poleznosti/qr-kod/
10https://infourok.ru/proekt-rcoder-v-sovremennoy-shkole-1951881.html