Введение
В декабре 2021 года был запущен федеральный проект «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли»1. Большому количеству студентов дали возможность обучаться на «цифровых кафедрах», получить определенные цифровые компетенции. С этого года учащиеся 8-11 классов смогут бесплатно учиться на двухгодичных курсах, изучая языки программирования, что станет хорошим дополнением к общему образованию. В центрах технического творчества для детей активно работают кванториумы, IT-cube и другие кружки технической направленности. В школах повсеместно открываются «Точки роста», оснащенные кабинеты информатики, технологии и робототехники. По поручению Президента в рамках национального проекта «Цифровая экономика России» увеличено количество бюджетных мест по IT – специальностям в вузах и колледжах. IT направление получило огромную значимость, информационные технологии захватываю самые различные сферы деятельности.
Актуальность моей исследовательской работы состоит в том, что каждый выпускник, еще учась в школе, должен определиться с выбором профессии, а также с компетенциями, которыми необходимо овладеть, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
В октябре 2021 года в нашей школе в рамках «Недели профориентации» было проведено анкетирование «Выбор дальнейшего маршрута обучения»(приложение №1), целью которой было изучение предпочтений выпускников. Исследование показало, что почти половина учащихся хотят связать свою профессиональную деятельность с техническими специальностями, из них достаточное количество ребят, в том числе и я, видят свое будущее в IT-сфере. Возникает проблема – можно несколько лет (иногда и денег) потратить на обучение, а потом не устроиться по специальности или понять, что ты ошибся и тебе придется получать образование в другом направлении или работать без соответствующих знаний и умений.
В связи с этим у меня возник вопрос – насколько обоснован наш? Найдется ли специалистам в IT по окончании учебы место в компаниях и на предприятиях нашего региона, города? Какую специализацию лучше выбрать? Какими знаниями и умениями должен обладать IT-специалист, чтобы быть востребованным и успешным?
Цель моей работы: Изучение и прогнозирование рынка труда IT-специалистов Самарской области и г. Тольятти.
Задачи:
На основе анализа сайтов вакансий определить потребности работодателей и перечень наиболее востребованных специалистов в IT.
Собрать данные о возможности обучения выпускников в IT-сфере в высших и средних специальных учебных заведениях г. Тольятти.
Составить примерный перечень знаний, умений и навыков, личностных качеств.
Составить прогноз наиболее востребованных специальностей в IT в ближайшие 5-7 лет
Результат (продукт): Индивидуальная траектория дальнейшего обучения для меня – ученицы 8 класса.
Исходя из вышесказанного, в качестве гипотезы выдвигаю положение о том, что в настоящее время количество вакансий и востребованность в хороших специалистах IT – сектора с каждым днем будет только расти.
Методы исследования:
Теоретические – изучение, анализ литературы, сайтов, обобщение.
Экспериментально - теоретические: анкетирование, систематизация, анализ.
Эмпирические – описание, сравнение.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что хорошо изучив данный вопрос, можно правильно выбрать свою будущую профессию, в которой ты будешь развиваться, делать карьеру и получать реализацию своих замыслов.
Материалы исследовательской работы могут быть использованы для профессионального самоопределения выпускников школы, выбора профильных классов в старшей школе, занятий по внеурочной деятельности, кружков дополнительного образования.
Этапы работы:
Этапы |
Сроки |
Вид работы |
Выполненная работа |
I |
Октябрь - ноябрь 2021 г. |
практическая |
Анкетирование «Индивидуальная профессиональная траектория учащихся». Обработка результатов, анализ. |
II |
Декабрь 2021г. |
Теоретическая |
Основные направления IT специальностей, достоинства, недостатки. Необходимые умения и навыки для соискателей в IT сфере. |
III |
январь 2022 г. |
поисковая |
Изучение рынка труда в области IT – сектора на различных сайтах в интернет |
IV |
февраль 2022 г. |
практическая |
Обработка данных исследования с помощь возможностей информационных технологий |
V |
Март 2022 г. |
практическая |
Анализ и систематизация полученных данных. |
Основная часть
IT-специалист. Достоинства и недостатки
IT-специалист – достаточно широкое понятие, которое объединяет в себе представителей множества профессий, работающих в сфере информационных технологий.
Достоинства работы в IT очевидны:
Научиться работать в IT можно всегда: не выходя из дома, не зависимо от возраста, успешно совмещая с учёбой или работой.
Фриланс: возможность свободно распоряжаться своим временем, выстраивая собственный жизненный график работы и территориальное проживание. Особенно актуально это было в период пандемии и самоизоляции.
Постоянное развитие, хорошие перспективы работы за границей, новые профессиональные знакомства, изучение иностранных языков.
Неплохая зарплата, при условии, что вы хороший специалист. Возможность всегда подработать дополнительно.
Недостатков в этой области немного, они с успехом покрываются достоинствами:
Необходимо уметь правильно распоряжаться своим временем и силами при работе удаленно.
Выполняя заказы часто приходиться сидеть сутками за компьютером, может попасть абсолютно неинтересный заказ, не совсем удобные заказчики.
Работа в IT – это сочетание математического склада ума и творчества. Необходимы знания в области математики, логики, анализа, систематизации, графики, дизайна.
2. Исследование рынка труда IT-специалистов. Зонирование вакансий.
И зучение рынка вакансий и предложений от работодателей я провела по самым рейтинговым сайтам поиска работы http://russia/trud.com, http://hh.ru, http://job.ru.
Распределение вакансий в области «IT, системная интеграция, интернет» по регионам России (в % от общего числа вакансий 1 квартал 2022 г.)2:
Наибольшую активность в привлечении специалистов традиционно проявили IT-компании Москвы (29%) и Санкт-Петербурга (12%).
На все другие области России пришлось 36%.
Согласно полученным данным на февраль 2022 года рынок труда в области IT и сопутствующих профессиях по России предлагает около 715000 вакансии, по Самарской области – почти 13000, г. Тольятти – почти 2500 вакансии.
Востребованность профессий IT-сектора
по публикациям сайта http://russia.trud.com:
Профессии (февраль 2022 г.) |
Россия |
Самарская область |
Тольятти |
Программист 1С |
26480 |
556 |
102 |
Программист |
134890 |
2568 |
438 |
Web-программист |
27827 |
495 |
87 |
Системный администратор |
37871 |
712 |
110 |
Информационная безопасность |
22769 |
457 |
65 |
Интернет-консультант |
33984 |
764 |
102 |
Оператор ПК |
70956 |
1699 |
331 |
Инженер сети |
23359 |
464 |
88 |
Техническая поддержка |
93646 |
2188 |
436 |
Seo-специалист |
5815 |
118 |
15 |
Разработчик сайта |
5388 |
83 |
17 |
Администратор сайта |
6911 |
97 |
22 |
Консультант интернет-магазина |
7391 |
190 |
30 |
Администратор баз данных |
13407 |
252 |
45 |
Контент-менеджер |
16749 |
305 |
54 |
Информационное обслуживание |
49466 |
1106 |
194 |
IT-специалист |
96979 |
1994 |
272 |
Учитель информатики |
6473 |
119 |
23 |
Менеджер проекта |
34575 |
686 |
89 |
По данным в таблице и диаграмме видно, что на настоящее время нужны специалисты в самых разнообразных областях деятельности. Успешно первое место держат (в % отношении от общего числа вакансий в области IT по Самарской области и г. Тольятти): программисты (27%), специалисты технической поддержки (17%) и информационного обслуживания (8%), нтернет консультанты (7%), операторы ПК (13%), менеджеры проектов (6%), системные администраторы и специалисты по информационной безопасности (9%)
Интересную картину дали относительные новые, но уже ставшие популярными и востребованными следующие вакансии:
Профессии |
Россия |
Самарская область |
Тольятти |
Business Analysis |
69074 |
1354 |
219 |
Content |
29135 |
500 |
85 |
Customer Service |
106939 |
2122 |
491 |
Development |
409561 |
7631 |
1451 |
DevOps/Sysadmin |
33132 |
591 |
90 |
Digital marketing |
14597 |
211 |
32 |
HR |
146984 |
3183 |
563 |
IT-management |
20731 |
265 |
53 |
PR |
64143 |
1248 |
195 |
QA |
157136 |
3300 |
648 |
Sales |
15305 |
293 |
36 |
Security |
39102 |
733 |
76 |
UX/Desing |
30544 |
528 |
138 |
Other |
32709 |
533 |
68 |
(пояснения по профессиям даны в приложении №2)
По таблице и графику видно, что работодателям необходимы специалисты:
- HR (высококлассные эйчары);
- Development (разработчика-программиста, создателя различных продуктов в IT);
- QA (специалиста, ответственного за качество проекта и продукта в IT);
- Customer Service (специалисты по клиентскому сервису);
- Business Analysis (специалисты, решающие стратегические вопросы в крупных компаниях от и до);
- PR (профессиональные менеджеры, которые налаживают все связи с общественностью и партнерами).
При работе с сайтами и общением с некоторыми HR специалистами г. Тольятти я обнаружила интересное несоответствие: острая востребованность специалистов по графическому дизайну в г. Тольятти не отражается правильно на рынке труда. Скорее всего, функции этих специалистов выполняют по совместительству другие айтишники и дизайнеры. Графический дизайнер – это востребованная и увлекательная профессия. Специалисты верстают журналы, занимаются брендингом, занимаются созданием визуальных материалов, поддержание имиджа компании, предприятия. При правильном подходе и хорошем образовании такие специалисты точно не останутся без работы.
Основную практическую работу я проводила в феврале 2022 г. Но в связи с военной операцией на Украине, считаю необходимым внести некоторые коррективы по профессиям, на которые резко возрос спрос (данные на 19 марта 2022 г. по России сайт http://tass.ru и http://kommersant.ru)3
С начала конфликта на Украине и последовавшими следом санкциями в отношении России, резко возрос спрос на IT – специалистов, по некоторым профилям более чем на 100%. На позицию системного администратора заявок от работодателей стало больше на 111%, специалистам по технической поддержке – на 101%, web-инженеров - на 120%. Изменилась картина и в сфере компьютерной безопасности – спрос вырос на 69%. Появились вакансии специалистов облачных сервисов и управления данными, разработчиков мобильных приложений, специалистов по установке и тестированию отечественных It решений. В этом году в коммерческом .сегменте «МойОфис» запланировано увеличение на 15% .найма сотрудников со знанием языков C++, .Goland, а также DevOps .и системных инженеров.
Рост этих вакансий тесно связан с происходящими событиями:
- сократилась поддержка со стороны сервисных компаний, занимающихся техобслуживанием и разработкой сайтов;
- возникла жесткая ситуация по импортозамещению;
- резко возросли хакерские атаки;
- российская IT-отрасль зафиксировала отток ценных кадров за границу;
- остро встал вопрос разработки и внедрения российских цифровых продуктов.
Правительство планирует увеличить объем .грантов и кредитов на разработку отечественных программ, предусмотрена определенная политика по льготам и налогам.
Данная ситуация еще раз показала .мобильность рынка труда в IT отрасли, тесную привязку к политическим, экономическим и военным событиям в мире. А значит, специалисты в данных областях будут необходимы и через несколько лет, нужны будут .узкоориентированные специалисты, ожидается развитие искусственного .интеллекта и робототехники.
3. Образование в области IT
Где можно получить образование IT-специалиста в связи с востребованностью работодателей?
Ниже приведен список лучших высших учебных заведений нашей страны. (по материалам сайта http://atlas100.ru)4
Высшие и средние специальные учебные заведения г. Тольятти,
в которых обучаются основная масса выпускников в области IT-сектора
Учреждение |
Специальности |
|
Высшее образование |
Поволжский государственный университет сервиса |
1. Информационные технологии в инфокоммуникациях 2. Интернет-технологии и коммуникации |
Тольяттинский государственный университет |
Интернет технологии и коммуникации |
|
Тольяттинский социально-экономический колледж |
1. Информационные системs по отраслям 2. Наладчик аппаратного и программного обеспечения |
|
Тольяттинская академия управления |
1. Прикладная информатика в цифровой экономике 2. Разработка и управление web-контентом 3. Графический дизайн 4. Графика компьютерных игр и анимация 5. 3D-дизайн |
|
колледжи |
Тольяттинский социально-педагогический колледж |
1. Программирование в компьютерных системах 2. Информационные системы по отраслям 3. Наладчик аппаратного и программного обеспечения |
Колледж Волжского университета им. Татищева |
1. Компьютерные системы и комплексы 2. Информационные системы и программирование |
|
Факультет среднего профессионального образования Поволжского государственного университета сервиса |
1. Прикладная информатика (по отраслям)2. Компьютерные системы и комплексы 3. Компьютерные сети |
|
Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства |
Информационные системы и программирование |
|
Колледж управления и экономики |
1. Программирование в компьютерных системах 2. Информационные системы и программирование 3. Информационная безопасность телекоммуникационных систем 4. Информационные системы по отраслям 5. Графический дизайн |
|
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж |
1. Компьютерные сети2. Компьютерные системы и комплексы 3. Программирование в компьютерных системах 4. Информационные системы по отраслям 5. Прикладная информатика (по отраслям)6. Сетевое и системное администрирование 7. Организация и технология защиты информации 8. Информационные системы и программирование |
|
Тольяттинский машиностроительный колледж |
1. Наладчик компьютерных сетей 2. Программирование в компьютерных системах 3. Информационные системы по отраслям 4. Информационные системы и программирование |
|
Тольяттинский химико-технологический колледж |
1. Информационные системы по отраслям 2. Информационные системы и программирование |
|
Тольяттинский политехнический колледж |
1. Программирование в компьютерных системах 2. Компьютерные сети3. Сетевое и системное администрирование 4. Информационные системы и программирование 5. Информационная безопасность автоматизированных систем 6. Дизайн |
|
Колледж технического и художественного образования г. Тольятти |
Графический дизайн |
Я не ставила своей целью разыскать все учебные заведения, выяснить стоимость обучения. Когда я окончу школу, многое может измениться. Но сейчас я вижу, что в моей городе есть достаточное количество учебных заведений, в которых изучаются практически все области будущих IT-специалистов.
Профессиональные и личностные качества IT-специалиста.
На сайтах рынка труда я изучила требования работодателей к специалистам в области информационных технологий. Их можно разделить на 4 группы:
Рынок информационных технологий достаточно большой и разнообразный.
.Портрет IT-соискателя на примере программистов, технических специалистов и системных .администраторов по материалам сайта5 https://cstm.tversu.ru/applicants/helpful-links/dictionary-of-the-labor-market/skills-for-applicants-in-the-it/ дан в приложении №3.
Будущие профессии IT-сферы.
Область .информационных технологий – это область, которая развивается с огромной скоростью, и никогда не будет стоять на месте. Со временем будут появляться новые профессии, а некоторые наоборот потеряют свою .актуальность. IT-специалистам необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям работы, новым программам.
С 2015 года при поддержке .Сколково и Агенства .стратегических инициатив в сети Интернет появился сайт для выпускников и абитуриентов «Атлас новых профессий», который был призван рассказать о новых .развивающихся отраслях, новых специалистах, новых возможностях.
Рассмотрим на примере этого сайта новые профессии в IT-секторе. .
Навыки и умения будущих IT-специалистов:
.программирование, робототехника и искусственный интелект;
.клиентоориентированность;
.управление проектами;
.межотраслевая коммуникация;
.мультиязычность и мультикультурность;
.работа в условиях неопределенности.
Основные тренды:
.глобализация;
.автоматизация;
.рост сложности систем управления;
.рост конкуренции.
Сферы, в которых будут востребованы IT-специалисты:
.медицина;
.строительство;
.безопасность;
.авиация;
.культура и искусство:
.образование:
.туризм:
.биотехнологии;
.медиа и развлечения;
.космические проекты;
.энергогенерация и накопительные системы;
.сельское хозяйство;
.транспорт;
.добыча и переработка полезных ископаемых;
.металлургия;
.нанотехнологии;
.робототехника и машиностроение;
.легкая промышленность;
.индустрия детских товаров и сервисов;
.финансовый сектор;
.менеджмент;
.социальная сфера;
.образование.
IT-профессия успешно интегрируется с самыми разными областями, что позволяет специалистам при необходимости .переквалифицироваться и дает возможность работать одновременно в нескольких направлениях и организациях.
Новые профессии по материалам сайта http://atlas100.ru даны в приложении №4
Выводы:
Проанализировав известные сайты поиска вакансий, я определила перечень наиболее востребованных специалистов в IT, а также подтвердила достаточно высокую потребность работодателей в таких специалистах.
Изучив предложения для абитуриентов в вузах и колледжах г.Тольятти, я собрала данные о возможности обучения выпускников в IT-сфере самого разного направления в высших и средних специальных учебных заведениях нашего города.
Изучив вакансии на сайтах рынка труда, я определила, что помимо универсальных качеств, которыми должен обладать каждый хороший работник, есть определенные требования, которые присуще IT-специалистам. На основе этого был составлен примерный перечень знаний, умений и навыков, личностных качеств соискателя.
Проанализировав последние новости в области информационных технологий, составила прогноз наиболее востребованных специальностей в IT в ближайшие 5-7 лет.
Составила для себя, ученицы 8 класса, индивидуальную траектория дальнейшего обучения в области IT технологий, а именно – графического дизайнера.
Заключение
Сфера IT- одна из самых .быстроразвивающихся отраслей в мире. Вклад в образование в сфере IT – лучшая .инвестиция будущего, так как это всегда будет .престижно, есть широкие возможности .для карьерного роста, это постоянное развитие, высокий доход, востребованность в самых разных направлениях.
За время пандемии мы увидели, что можно с успехом обучаться и работать удаленно.
В связи с последними санкциями мы остро ощутили нехватку специальных сервисов, программ и приложений, угрозу нашим персональным данным, необходимость в защите наших сайтов, банков и финансов обычных граждан России. Переход на импортозамещение дало резкий толчок развитию собственных ресурсов.
Конечно, минусом данной профессии является «низкий старт» - .начинать карьеру в IT не так просто, нужно .отработать в .профессии хотя бы несколько лет, чтоб доказать состоятельность .профессиональных умений и навыков.
Есть опасность, что рынок окажется рано или поздно насыщен специалистами, конкуренция будет расти, но думаю, что это будет нескоро, по моим исследования и наблюдениям специалисты в .этой .области .пользуются и будут пользоваться большим .спросом. .
Моя гипотеза о том, что количество вакансий и востребованность в хороших специалистах IT – сектора с каждым днем будет только расти в разных областях производства, экономики, культуры, медицины, науки подтвердилась.
Я получила общую картину в данном вопросе по России, Самарской области и Тольятти. Определилась со своей будущей специальностью, выбрала для дальнейшего обучения колледж и наметила индивидуальную траекторию своего обучения, развития и дальнейшей востребованности на рынке труда.
Библиографический список
Государство. Бизнес. Технологии https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Развитие_кадрового_потенциала_ИТ-отрасли_(федеральный_проект)
Сайты поиска вакансий http://russia/trud.com, http://hh.ru, http://job.ru.
Новостные сайты http://tass.ru и http://kommersant.ru
Атлас новых профессий http://atlas100.ru
Словарь умений и навыков для соискателей в IT-сфере https://cstm.tversu.ru/applicants/helpful-links/dictionary-of-the-labor-market/skills-for-applicants-in-the-it/
Анкета для обучающихся 8 - 9 классов
«Выбор дальнейшего маршрута обучения»
ФИО______________________________________________________________________
Класс______________________________________ Дата__________________________
1. Дальнейшее обучение после окончания 9 класса:
1. 10-11 класс
2. Поступление в средние профессиональные учебные заведения
3. Пока не определился
2. Где Вы предпочитаете учиться после окончания школы?
1. ВУЗ
2. Техникум
3. Профессиональные училища
4. Пока не решил
3. По какому из следующих направлений Вы предпочитаете получить профессиональное образование после окончания школы?
1 Физико-математическое
2. Естественнонаучное
3. Социально-педагогическое
4. Экономическое
5. Информационно-технологическое
6. Агротехнологическое
7. Индустриально-технологическое
8. Художественно-эстетическое
9. Оборонно-спортивное
4. Какой профиль обучения Вы бы выбрали для дальнейшего обучения в 10-11 классе?
1. Социально-экономический (обществознание, география, история, экономика, право)
2. Технологический (математика, информатика, физика)
3. Гуманитарный (литература, английский язык, история)
4. Естественнонаучный (химия, биология, математика)
3. Универсальный
5. Подчеркните ответ. Совпадают ли ваши планы дальнейшего обучения (в т.ч. и выбор профиля) с мнением родителей:
да
нет
эту тему с родителями мы пока не обсуждали.
6. Какие школьные предметы Вам необходимы для поступления и получения выбранной Вами профессии?
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Словарь названий и терминов
Фриланс – удалённая кратковременная работа с разными заказчиками.
BusinessAnalysis – специалист, который выявляет и анализирует проблемы в бизнесе заказчика.
Content – контент – менеджер, который занимается наполнением сайтов и социальных сетей компании.
CustomerService – специалист – менеджер поддержки пользователей/клиентов.
Development – разработчик – программист, который занимается созданием различных продуктов в IT.
DevOps/Sysadmin – специалист по администрированию и разработке, отвечает за работу компании над конечных продуктом или сервисом.
Digitalmarketing – цифровой маркетолог, который использует цифровые каналы для привлечения клиента, узнаваемости бренда и продвижения товаров и услуг.
HR – специалист, ответственный за стратегию управления развития компании, опирающийся на человеческие ресурсы и их возможности.
IT-management – специалист, в обязанности которого входит непрерывное управление проектами, соблюдение сроков, решение текущих проблем, коммуникация.
PR – специалист, который отвечает за внешние коммуникации компании, бренда или продукта.
QA – специалист по функциональному тестированию программного обеспечения на этапе разработки.
Sales – специалист, который отвечает за продажу IT-продуктов, решений и целых проектов.
Security – специалист по информационной безопасности.
UX/Desing – это специалист, который выясняет потребности целевой аудитории, проектирует интерфейс на основе пользовательского поведения и интересов.
Other – IT – специалист широкого профиля
C++ - язык программирования, широко используется для разработки программного обеспечения: операционных систем, прикладных программ, драйверов устройств, приложений и игр.
Goland – это компилируемый многопоточный язык программирования для написания различных приложений.
МойОфис – пакетофисного программного обеспечения на русском языке для домашнего использования и корпораций любого размера.
знаниеофисныхпрограмм (Word, Excel, Access), Corel DRAW, Math CAD, Auto CAD, MatLab, Acrobat Reader;
знаниеОС: Windows XP/Vista/7,8,10,11, MCBC;
знание, Office 2007/2010
знание реляционных баз данных: MS SQL Server, Oracle, DB/2,MySQL;
знание сетей: Windows NT (TCP/IP), Novell Netware (IPX/SPX), Unix (TCP/IP)
знание Интернет-серверов: IIS, Apache
знание технологий проектирования, планирования, CASE-средств и специализированных средств тестирования: MS Project, Rational Rose, UML, MS Visio, Web Load, MS ACT (Application Center Test), Silk Test, Silk Performer, NUnit, JUnit
знание почтовых программ и серверов: MS Outlook, MS Exchange Server
знание базовых языков программирования: Visual C++, MFC, Win32 API, OLE, STL, ATL, DCOM, COM, COM+, MTS, ActiveX, ODBC, ADO, OLE DB, VSS , Visual Basic, VBA, HTML, XML/XSL, UML, SQL, C/C++, ASP, Java Script, CORB, PHP, Pascal, Delphi.;
знание других языков программирования: Java, JSP Serviets JTS, JMS, Struts Framework, Hibernate, JSF, JAAS, JNDI, JWS, JAXP, EJB, Ant’, Log4J, Basic Java packages (AWT, SWING, etc.), Threads, JDBC, RMI; Java Application Servers JBoss, WebLogic, WebSphere, Tomcat; NET Язык С#, Язык VB.NET, Managed C++, Язык J#, .Net Framework, ADO.NET, ASP.NET, Net Security, .Net Cryptography;
знаниеВебсервисовнаплатформе NET: WSE 2.0, Net Remoting, Com to Net interop, Net to Com interop, ServicedComponents (COM+ на NET), Windows Forms, GDI+;
знание принципов программирования современной трехмерной графики
навыки работы с базами данных: SQL Server, VB, PostgreSQL, MySQL;
навыки работы с ОС: Windows 95/98/Me/2000/2003/XP/Vista, MCBC;
навыкиработыс Corel DRAW, Math CAD, Auto CAD, MatLab, Acrobat Reader, STATISTIKA;
навыки работы в программах Photoshop, CorelDRAW;
навыки разработки клиент-серверных приложений;
навыки работы с OpenGL, DirectX;
навыки работы с почтовыми программами;
навыки организации выхода пользователей в Интернет (Proxy, FireWall, антивирус);
навыки проведения, настройки и поддержки работы локальных сетей для N компьютеров;
навыки создания и информационного обеспечения корпоративного сайта в Интернете;
навыки разработки технического задания и контента каждой страницы сайта;
навыки работы с адресными базами данных;
умение настраивать и поддерживать работу компьютера;
математические способности;
аналитические способности;
логическое мышление;
гибкость и динамичность мышления;
хорошая словесно-логическая память;
высокий уровень развития концентрации, объема, распределения и переключения внимания;
способность грамотно выражать свои мысли;
высокий уровень развития технических способностей;
развитое воображение;
склонность к интеллектуальным видам деятельности,
умение самостоятельно принимать решения,
дисциплинированность,
внимательность,
аккуратность,
терпеливость,
настойчивость,
целеустремленность,
ответственность.
Приложение №4
Профессии ближайщего будущего
(по материалам сайта «Атлас будущих профессий»