Матрешка - символ души России

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Матрешка - символ души России

Савина С.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 со спортивным уклоном города Пятигорска Ставропольского края
Баранова М.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 со спортивным уклоном города Пятигорска Ставропольского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Т. Лисенкова

      Наша исследовательская работа посвящена известному во всём мире символу России. Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства 

Удивительный, сказочный мир игрушек весьма разнообразен. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Эти рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные   игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема нашего исследования является актуальной.

Целью нашей работы является: выяснить историю русской матрёшки и ее значимость для нашей страны.

Объект исследования- русская матрешка

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи

провести контент- анализ данной темы;

выявить особенности технологии;

на основе полученных данных сформулировать выводы.

ПОЯВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ НА РУСИ

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства.

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера.

В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. Открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках.

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России.

Позднее усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах. Постепенно из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Но, несмотря на постоянство формы, все игрушки абсолютно разные. Прежним в матрёшке осталась сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают ей теплоту и солнечность.

II.   ВИДЫ РУССКОЙ МАТРЁШКИ

В нашей большой России встречается огромное разнообразие матрёшек. Это зависит от места её изготовления. В каждой местности матрёшку расписывают по - своему. 

Родиной одного из видов матрёшки стал город Сергиевый Посад, который раньше назывался Загорск. Загорская матрёшка особенная по форме.  Наряд её состоит из сарафана, передника и платочка. В руке она держит букет цветов, корзинку или узелок – платочек, в который уложены какие-нибудь вещи.

После того как в село Мериново Семёновского района Нижегородской губернии привезли с ярмарки матрёшку, местные мастера тоже решили попробовать свои силы, чтобы изготовить её. Сначала они подражали загорским умельцам, а потом изобрели свой собственный стиль изготовления деревянных кукол. Семёновские матрёшки получились яркими, цветастыми, с румянцем во всю щеку.

Также изменилась и сама техника росписи. Сначала чёрной тушью рисовали контур: лицо, руки, платок, завязанный узелком под подбородком. Затем художник работал красками.

В селе Полховский Майдан появляется своя техника изготовления матрёшек. Вместо сарафана и передника – овал, расписанный большими цветами и затейливыми листочками. Платок не завязан узелком, а свободно спускается с головы, волосы вьются кудряшками, лицо прорисовывается чёрной тушью, а самый основной элемент росписи – большие малиновые цветы шиповника.

III.    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РУССКИХ МАТРЕШКАХ

В китайском городе Маньчжурия есть здание, построенное в виде гигантской матрёшки. Его высота больше тридцати метров. Считается, что это самая крупная матрёшка в мире. На трёх сторонах этой огромной «куклы» изображены китайская, русская и монгольская девушки, которые символизируют дружбу между тремя странами: Китаем, Россией и Монголией. Внутри большого здания находятся ресторан и зал для представлений. А матрёшки поменьше расположились вокруг. Их больше двухсот штук, и гостям это несомненно радует глаз

В книгу рекордов Гиннеса в 1970 году была занесена матрёшка, изготовленная на фабрике «Семёновская роспись». Эта матрёшка состояла из 72 куколок. Самая маленькая – размером с подсолнечное семечко, а самая большая – ростом с первоклассницу. Каждая из куколок имела свой неповторимый рисунок.

Существует матрёшка, которая даже умеет передвигаться! Её подвижные ноги обуты в лапти, и она может сама двигаться по наклонной поверхности. Это игрушка получила название – «матрёшка – ходилка». Также существует поверие, что если в матрёшку поместить записку со своим желанием, то оно непременно сбудется.

ВЫВОДЫ

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем.

За сравнительно небольшой исторический период она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского искусства. История развития народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. Дарят её на память о нашей стране. Стала она русским сувениром. И выделывают теперь матрёшек столько, что если выставить их рядком, заведут они хоровод вокруг всей Москвы. И где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые художники.

Матрешка обязательно должна жить, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наших умельцев, в нашу родину с её душевными песнями и частушками, задорными, зажигательными танцами.

Несомненно, матрёшка является носителем духовных ценностей нашего народа, хранительницей прошлого опыта в настоящем времени. ЭТО СИМВОЛ НАШЕЙ РОССИИ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и  ремёслами. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.

2. Рогов А.П. Тарарушки-тарарушки – это русские игрушки. – М.: Малыш, 1986.

3. Богородская игрушка и скульптура. М., «Планета», 1970.

4. Каплан Н.И., Авсеенок А.А. Искусство богородских резчиков. М., «Лёгкая индустрия», 1964.

5. Арбат Ю.А. Путешествия за красотой. М., «Искусство», 1966.

Просмотров работы: 71