Главная дорога блокадного Ленинграда

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Главная дорога блокадного Ленинграда

Ильясов Т.М. 1
1МБОУ "Гимназия №14"
Камаева Л.Г. 1
1МБОУ "Гимназия №14"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Капельница, поставленная тяжело раненному бойцу прямо на передовой, не сможет его мгновенно исцелить и волшебным образом прикрыть от снарядов и пуль; она всего лишь должна не дать ему умереть. Ту же самую роль играла для осаждённого Ленинграда «Дорога жизни». Тяжелейшей блокадной зимой 1941–1942 годов именно работа трассы снабжения по льду Ладожского озера спасла город от неминуемой и страшной гибели. Альтернатив этому пути у Ленинграда не было.

Немецкое высшее командование в любом случае не собиралось кормить мирных жителей города, они были фактически приговорены к голодной смерти. А для СССР потеря Ленинграда означала почти гарантированное поражение в войне.

Цель работы: Выяснение роли "Дороги жизни" в истории ленинградской блокады.

Объект исследования: блокада Ленинграда.

Предмет исследования: дорога через Ладогу – дорога жизни.

Задачи работы:

изучить литературу по теме; узнать о блокаде Ленинграда и «дороге жизни»; изготовить макет-фрагмент «Дороги жизни» и передать в школьный музей; подготовить буклет «10 фактов о дороге жизни»; познакомиться с дополнительной литературой и источниками по данному вопросу; познакомиться с термином блокада, с историей возникновения Дороги жизни; выявить значение Дороги жизни для блокадного Ленинграда; выяснить отношения учащихся к Дороге жизни.

Гипотеза: возможно, что «дорога жизни» спасла жизни многих горожан и защитников города-героя Ленинграда.

Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы вызвать мотивацию у сверстников к изучению ВОВ, привить чувство гордости и уважения к своей Родине. Практический материал может быть использован педагогами и родителями для совместного углубленного изучения материала.

Проблема исследования: Сохранение памяти для будущего поколения.

Актуальность исследования

Значение «Дороги жизни» - Ладожской трассы - в деле освобождения осажденного Ленинграда. Проект поможет заинтересовать одноклассников в изучении темы "Оборона Ленинграда".

Глава 1

1.1. Великая Отечественная война

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и длилась до 9 мая 1945 года. Во время вооруженных схваток перевес сил склонялся то в одну, то в другую сторону. Сражений было много, они были разными по времени. На одном из них я хотел бы остановиться поподробнее.

1.2. Блокада Ленинграда

Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В городе к тому времени находилось свыше двух с половиной миллионов человек, среди которых преобладали женщины, дети, люди престарелого возраста.

Связь Ленинграда со страной по всем направлениям, за исключением Ладожского озера, была прервана. Запасы продовольствия и топлива в городе быстро уменьшались. Страна делала все возможное, чтобы ослабить бедствия ленинградцев и оказать им моральную и материальную помощь. Для спасения Ленинграда необходимо было организовать подвоз продовольствия по единственно возможной коммуникации – Ладожскому озеру.

В каждом районе были созданы истребительные батальоны и отряды по борьбе с фашистской агентурой. Сотни тысяч ленинградцев под руководством специальной комиссии возводили на подступах к городу и на его улицах оборонительные рубежи, общая протяженность которых достигала почти 900 километров. Новый командующий предпринял энергичные меры по укреплению обороны города на наиболее опасных направлениях.

1.3. Ладога — угроза и надежда

Начиналось всё ещё в августе 1941 года, когда немцы перерезали последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Советское командование приняло решение эвакуировать мирных жителей через Ладогу. Это озеро известно своими сильными штормами в непогоду. Для обеспечения безопасности суда с людьми должны были идти по Старо- и Новоладожскому каналам, проложенным параллельно южному берегу Ладожского озера. Однако 8 сентября 1941 года немцы захватили город Шлиссельбург. Сухопутная блокада окончательно замкнулась, но не осталось и возможности для движения водного транспорта по каналам, входившим в Неву возле того же Шлиссельбурга.

В результате корабли и суда Ладожской военной флотилии были вынуждены ходить только по озеру. Маршрут между Новой Ладогой на востоке и бухтой Осиновец на западном, осаждённом побережье Ладожского озера был коротким, около 60 километров, но чрезвычайно рискованным из-за штормов, не уступавшим по ярости морским. В придачу ни оборудовать маяки, ни отметить фарватер здесь ещё не успели.

Тем не менее первые баржи в Осиновец пришли уже 12 сентября 1941 года. А в ночь на 17 сентября произошла одна из крупнейших катастроф за всю историю судоходства на реках и озёрах. Несамоходная баржа № 725 вместе с буксиром «Орёл» попала в шторм. По разным оценкам, на ней было от 1200 до 1500 человек. Из них буксир смог спасти чуть более двух сотен.

Но альтернативы Ладоге не было. Уже в сентябре 41-го положение с продовольствием в Ленинграде начало стремительно ухудшаться. Осаждённому городу одной только муки требовалось 1100 тонн ежедневно. Первой блокадной осенью по воде смогли доставить едва ли половину этого объёма. Авиация же больше 100 тонн в сутки перевозить не могла.

Доставляя в Ленинград продовольствие и другие товары первой необходимости, корабли и самолёты не только вывозили мирных жителей, но и перебрасывали из города на восток войска. Около 20 тысяч человек, перевезённых в качестве подкрепления во время октябрьского немецкого наступления на Тихвин и Волховстрой, помогли остановить противника на рубеже восточнее этих городов.

Но сам Тихвин всё-таки пал 9 ноября 1941 года, и поставки грузов для Ленинграда с востока по железной дороге прервались. Это поставило снабжение блокадного города под угрозу, он оказался на краю гибели.

1.4. Как прокладывали «Дорогу жизни»

К этому времени советская сторона уже прорабатывала проект создания трассы снабжения по льду Ладожского озера. Некоторый опыт прокладки таких дорог уже был, причём самый свежий и масштабный оказался получен буквально за год до описываемых событий, во время войны с Финляндией. Это был бросок Красной армии по льду Выборгского залива. К моменту падения Тихвина первые проекты дороги уже существовали, дело было за реализацией.

Северная, более мелководная часть Ладожского озера замерзала быстрее. Нужно было дождаться этого момента и провести разведку. Это сделали 15–18 ноября. Затем маленькая колонна из семи автомобилей постаралась пройти с восточного берега озера, но неудачно. То же самое случилось со второй колонной. И только разведка 88-го мостостроительного батальона, проведя целые сутки на льду, сумела 18 ноября найти путь от порта Осиновец на «ленинградской» стороне Ладожского озера до села Кобона на восточном берегу. Ледовая трасса из задумки превратилась в осязаемый факт. Первые несколько дней по ней должны были идти конные обозы, а уже к концу ноября — автомобильные колонны.

21 ноября в Осиновец прибыли 350 конных упряжек, доставив для ленинградцев первые 63 тонны муки. Так между Ленинградом и большой землёй протянулась тонкая нить, без которой город не пережил бы блокады. Официально она называлась военно-автомобильной дорогой № 102 (ВАД-102). Ей руководил генерал-майор интендантской службы Афанасий Митрофанович Шилов.

1.5. ВАД-102 в работе и в бою

Каждый килограмм, доставленный по «Дороге жизни», стоил больших усилий и потерь. Машины проваливались и тонули, их разбивала немецкая авиация, саму трассу то и дело приходилось переносить, потому что лёд не выдерживал нагрузок. Руководство перевозками установило специальный режим движения транспорта, при котором перемещение автомобилей не перегружало бы ледовый покров. При всех усилиях только в январе 1942 года за сутки работы «Дорога жизни» смогла доставлять хотя бы минимальную дневную норму муки.

Обратно из города по той же трассе эвакуировали население и продолжали перебрасывать из Ленинграда войска. И не только стрелковые части. В феврале 1942 года по льду Ладоги провели 124-ю танковую бригаду — несколько десятков тяжёлых КВ. Для подстраховки с танков сняли башни, уменьшив тем самым массу, и везли следом за боевыми машинами на санях.

Немцев категорически не устраивало существование такой дороги прямо у них под носом. Бомбардировщики люфтваффе бомбили её с самого момента появления. Когда открылось движение по льду, трассу начала «обрабатывать» вражеская артиллерия. Немецкое командование даже готовило 8-ю танковую дивизию к рывку по льду, чтобы прервать снабжение Ленинграда. Этот план им не удалось выполнить только из-за общего наступления советских Волховского и Ленинградского фронтов в январе 1942 года.

Советские войска защищали «Дорогу жизни» с земли и воздуха. Здесь повторил подвиг Алексея Маресьева лётчик 4-го гвардейского истребительного полка Леонид Георгиевич Белоусов. Он обморозил ноги в полёте, началась гангрена, пришлось их ампутировать. Несмотря на это, лётчик в конце 1944 года вернулся в строй. Звание Героя Советского Союза он получил только 13 лет спустя.

Летом и осенью 1942 года противник перебросил на Ладогу итальянские торпедные катера и вооружённые немецкие паромы-катамараны «Зибель». В октябре немцы предприняли крупную операцию против острова Сухо, расположенного рядом с трассой. Советский гарнизон отбился с помощью Ладожской флотилии.

Ко второй блокадной зиме Ленинград был уже готов. Снабжение по Ладожскому озеру функционировало исправно, работа трассы обеспечила условия для нескольких крупных наступательных операций Ленинградского фронта. К зиме 1942–1943 годов появилось несколько проектов организации движения по льду. Среди них был такой рискованный, как строительство троллейбусной линии. Именно из-за риска этот проект был отклонён. Вместо этого было решено строить через Ладогу железнодорожный мост. Но эту идею воплотить не успели.

18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. И хотя движение по «Дороге жизни» продолжалось до марта, основную нагрузку приняла на себя новая артерия — построенная за рекордные 17 дней железная «Дорога победы».

Всего Дорога жизни просуществовала с 12 сентября 1941 по 30 марта 1943 года. Она работала вне зависимости от того, была Ладога скована льдом или нет. Всего за полтора года работы Дороги жизни в Ленинград по воде было доставлено 840 тыс. тонн грузов и вывезено более миллиона человек.

Глава 2. Практическая часть

1. Создал собственный макет:

1.1. Собрал и окрасил технику, персонажей (Приложение фото 1).

1.2. Подготовил материалы необходимые для создания макета: клей, сода пищевая, краски, смола (фото 2).

1.3. На подготовленное основание нанес имитацию снега, воды (фото 3).

1.4. Установил элементы макета на основание (фото 4).

1.5. Передал готовый макет в школьный музей.

2. Подготовил буклет «10 фактов о дороге жизни» и передал в школьный музей.

3. Для подтверждения своей гипотезы подготовил небольшой доклад о «Дороге жизни» с использованием собственного макета.

По окончании доклада раздал своим одноклассникам буклеты «10 фактов о дороге жизни», а также провел опрос и предложили ребятам ответить всего на один вопрос: «Действительно ли дорога через Ладогу спасла много жизней и оказалась «дорогой жизни»? Да/Нет».

100 % учеников на заданный вопрос ответила «Да».

Заключение

Память – важное качество человека. Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой. Время, развитие человечества позволяет глубже и шире видеть результаты подвига нашего народа. Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для людей нашей страны.

При написании работы я не только узнал многое о событиях войны, а также собрал материал про «Дорогу жизни», которая спасла жизни многих людей, оказавшихся в блокаде Ленинграда.

Изучив историю Дороги Жизни я пришёл к выводу, что необходимо изучать и интересоваться культурой своей Родины. Наши активные действия должны привести к развитию патриотизма и любви к России, но если мы ничего не предпримем для сохранения памяти, углубленного изучения истории и донесения этой информации до окружающих, то будущее поколение ничего не будет знать о своей Родине. Моя гипотеза подтвердилась. И я продолжу изучать героические страницы нашей истории.

Список литературы

Ковальчук В. М. Ленинград и «Большая земля». История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда. Л., 1975.

Битва за Ленинград // Под ред. С. П. Платонова. М., 1964.

Цыбульский И., Чечин О. Солдаты Ладоги. М., 1977.

Ладога родная // Сост. З. Г. Русаков. Л., 1969.

Приложение

фото 1 фото 2

фото 3 фото 4

График №1

Просмотров работы: 66