Взрастило их время войны...

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Взрастило их время войны...

Федорова А.И. 1
1МБОУ "СОШ№86"
Гараева Н.Г. 1
1МБОУ "СОШ№86"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодня, когда наша страна отметила 75-тилетие со Дня Победы многие ветераны боевых действий времен Великой Отечественной войны уже уходят из жизни. Сейчас те, кому 85-90 лет были во время войны совсем детьми. Именно их воспоминания могут помочь нам, молодому поколению воссоздать картины жизни нашей страны в это трудное военное время.

Мы новое поколение, не знающее войны, собираем по крупицам информацию о молодости наших предков, о поколении «детей войны». Заметим, что рядом с нами живут пожилые, ничем с виду неприметные люди, но когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много интересного, например, что война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны, но не только…

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения.

Глава I. Кто они дети войны

Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, стараясь своим непосильным трудом приблизить победу. Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. Они были лишены родительской ласки, их заботы и опытного плеча, которое познакомило бы маленького человека с окружающим миром и его особенностями. Это происходило из-за того, что их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна была способна противостоять противнику. Либо куда страшнее было то, что родители многих детей положили свои жизни на алтарь Великой победы. Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Дети войны (1941 – 1945 годов) – это особое поколение, для которых война стала общей биографией. О чем вспоминают обожженные войной дети, которые уже стали старше тех, кто воевал за их детство, за их будущее? С гордостью они рассказывают о своих родителях, старших братьях, которые защищали родную землю, о своей посильной помощи. Перед их глазами снова проходят события тех страшных лет, они помнят все до самых мелочей.

Отмечая важность и необходимость поддержки, они вспоминают своих друзей детства, времена ребячества, которое так жестоко нарушила война. По воспоминаниям можно сделать вывод, что даже годы не затмевают в памяти те трудности, которые пришлось тогда пережить. Когда они рассказывают о своем детстве, их глаза оживают.

Всех детей войны связывала вместе невидимая нить, оставившая неизгладимый след в их мировоззрении и восприятии жизни. Как важно при всех трудностях и перипетиях сохранить человеческое достоинство, оптимизм, веру в хорошее, доброе отношение к людям.

В последние годы все острее становится заметно: как мало среди нас осталось людей, переживших войну и послевоенные годы, тех, кто может из своих уст поделиться воспоминаниями, рассказать о своих впечатлениях.

Я хочу рассказать о семье моей прабабушки Зайнагутдиновой Адили Афзаловны, чей отец кадровый офицер был призван из Хабаровска, где проходил военную службу. К сожалению он пропал без вести и только сегодня благодаря обществу «Мемориал» мы узнали, что он геройски погиб во время Сталинградской битвы. Это мой прапрадед – Нурутдтнов Афзал Афзалович.

Но особо хочу поделиться воспоминаниями моей прабабушки, детские годы которой пришлись на Великую Отечественную войну.

Глава II. Трудное детство. Говорят очевидцы событий

Часть 1. Вспоминает Зайнагутдинова Гадиля Афзаловна, 1935 г.р.

Война застала семью в далеком Хабаровске, где служил ее отец, кадровый офицер. Гадиля Афзаловна вспоминает, что накануне войны все небо над городом было закрыто аэростатами, которые защищали город, так как на дальнем востоке ожидалось начало войны с Японией.

Утром 22 июня 1941 года, когда объявили о начале войны, её отец находился в военных лагерях на учениях, узнав о начале войны, он, зная, что в городе находится его жена с тремя малолетними детьми ( старшей, Гадиле, было всего 6 лет) нашел лошадь и примчался, чтобы попрощаться с семьей. Больше его не видели. Позже пришло извещение о том, что он пропал без вести. Только сейчас, с появлением сайта «Мемориал», удалось узнать, где он погиб. Это произошло под Сталинградом.

Гадиля Афзаловна вспоминает, что только сейчас она понимает и восхищается мужеством своей матери, которая понимая, какая ответственность легла на ее плечи, набралась силы и мужество, чтобы выстоять, выдержать, выжить и достойно воспитать троих детей.

Первое её предвоенное воспоминание, что накануне войны все небо над городом было закрыто аэростатами, которые защищали город, так как на дальнем востоке ожидалось начало войны с Японией.

С самого начало войны все семьи военнослужащих срочно эвакуировали, так ожидалось нападение на СССР Японии. Вся её семья отправилась в Челябинскую область в город Аша, где проживал папин брат. Мама Гадили стремилась в Казань, но с началом войны город получил статус закрытого, так как туда эвакуировались военные заводы из западной части СССР.

В Аше жить было негде, так как семья тети была большая и сама ютилась в маленькой комнатке, тогда по воспоминаниям Гадили, ее мама выкопала землянку, где вместе с тремя детьми они прожили все лето1941 года до осенних холодов. Затем военкомат, как семье погибших помог заселиться в маленьком полуразрушенном домишке на самой окраине города. Как вспоминает Гадиля, чтобы натопить печь ее мама ходила в лес рубила мелкие деревья, собирала сучья. Поздней осенью ходили в поля и собирали оставшуюся мерзлую картошку, делали из нее крахмал и пекли лепешки.

Когда ее мама обнаружила напротив дома пустующую землю, твердую, каменистую целину, которая никогда не обрабатывалась, то решила ее вскопать, а дочь хотела облегчить своей маме труд и после школы взяла лопату, но как ни старалась, даже воткнуть глубоко в землю ее не смогла, заплакала от бессилия. Но ее мама не привыкла отступать и со всех сил стала долбить эту земля, выкопала лопатой весной и посадила репу. Маленькая девочка Гадиля хорошо помнит, что репа уродилась очень крупной. Вместе с мамой ее отнесли на рынок, быстро продали, а на вырученные деньги купили немного продуктов и свечи.

Гадиля Афзаловна всегда говорит, что даже в самое трудное время, он ощущали поддержку от государства, когда бесплатно кушали в школе, изредка получали какие – то вещи. Так и жили бедно, но дружно помогая друг другу. Так и жили бедно, но дружно помогая друг другу. Это было настоящее счастье.

В 1944 году, когда произошел коренной перлом в ходе войны, и началось освобождение территории СССР, семья получила возможность выехать в родную Казань. По приезду поселились в семье брата мамы Ахата Сабировича, у которого было пятеро детей. Но как вспоминает Гадиля Афзаловна, жили очень дружно. Там, в Казани она пошла в школу № 20 в школьном переулке, это была женская школа. Портфелей не было, ходили с матерчатой сумкой, которую сшила мама из противогазной сумки. Писали на газете, которую давали на несколько человек. Училась с большим желанием, а в свободное время помогала маме, которая еще успевала работать на общественных началах. Как вдова военнослужащего в она вступила в Женсовет, такую общественную организацию жен и вдов военных, которая располагалась в здании бывшего дома офицеров на площади Свободы, активно помогала устраивать жизнь особо нуждающимся. Договаривалась о поставке дров, продуктов и др.

Её мама получала на троих детей пенсию, как семья погибших и скопив деньги купила козу, чтоб поить детей молоком, но вскоре коза исчезла и через несколько дней соседи рассказали, что ее задрал волк. Гадиля Афзаловна вспоминает, что сама один раз даже видела волка, выходящего из леса, когда шла через мост в школу. Сначала испугалась, но потом поняла, что мост высоко и вышедший из леса волк не достанет. Когда было свободное время, играли в куклы, которые шила из тряпок мама, и мы рисовали карандашом им лицо.

Из школьных воспоминаний особенно ярко она запомнила, как ей, дочери погибшего капитана Красной армии выдали бесплатно черные мужские ботинки, которым она была очень рада, так обуви в семье не хватало и приходилось носить по очереди. Тетрадей не было приходилось писать на газете, чернила были очень жидкие, капали с пера. Но дети учились очень старательно, понимали какое трудное время и забыли о капризах, были очень спокойны и выдержаны. В школе всех детей из семей, чьи отцы погибли на фронте, кормили бесплатно.

После окончания второго класса ей также как дочери погибшего выдали платье, о котором и сегодня она вспоминает со слезами на глазах. Это летнее платье зеленое в белую клеточку она помнит и сейчас. Оно в качестве гуманитарной помощи было отправлено нашими союзниками из США, и хотя оно было не новое, бабушка им очень дорожила и относилась с любовью, очень берегла.

Жилось очень трудно, но все, даже они маленькие дети понимали, надо терпеть, помогать взрослым. Как семье погибшего семье Гадили дали небольшой участок земли за рекой Казанкой, куда можно было попасть через навесной мост, так река была узкой, не как сейчас. Этот участок их очень спасал, каждую весну копали землю и сажали картошку. Картошка была очень крупной, ее хватало на всю зиму, но приходилось через весь город носить на себе мешки с картошкой. Вдвоем с мамой по нескольку десятков раз, собрав урожай, ходили через мост по улице К. Маркса, Подлужной и на плечах переносили тяжелые мешки, перевязав их веревкой пополам, чтобы легче было перекинуть через плечо. Однажды Гадиля усталая и голодная упала с мешком, который ее сразу же придавил, а проходящие мимо девушки помогли снять мешок и встать.

Эта картошка очень спасала, так как в магазинах ничего не было, продукты выдавали по карточкам. За хлебом выстраивались огромные очереди. Жили очень экономично, каждый кусочек сахара делили на всех.

На Бутлерова прожили почти полгода, затем их семья уже переехала в маленькую в маленькую девятиметровую комнату в коммуналке на улице Некрасова, чему опять помог военкомат, так как их семья погибших стояла на учете, и по возможности всем таким семьям помогали, чем могли. Дом был старый, деревянный, все удобства во дворе. Полы в комнате были некрашеные и обязанностью Гадили было содержать их в чистоте. Однажды она скоблила некрашеные доски пола ножом, устала и потеряла сознание. Это момент навсегда сохранился в ее памяти. Все соседи в коммуналке жили дружно. В беде никого не оставляли.

Однажды, уже на новом месте девочка Гадиля упала в подвал и потеряла карточки, заплакала, но мама успокоила, помогли и соседи, так и жили. В комнатке была установлена железная печка, а труба выходила в окно, на ней мы жарили ломтики картошки, топили дровами, которые нам привозили благодаря заботе военкомата по специальным ордерам.

Гадиля Афзаловна вспоминает, что в конце войны видела, как в машинах везли пленных немцев на строительство нынешнего театра оперы и балета, которое завершилось только в середине 50-х годов. Она хорошо запомнила лица этих военнопленных, они проезжая мимо и глядя на нее, совсем девочку, улыбались и она не могла поверить, что эти люди убили отца, остановилась и заплакала, а потом громко сказала вслух «Нет, вы нехорошие, из-за вас погиб мой отец!» .

Сегодня Гадиля Афзаловна живет в Казани и бережно хранит в своей памяти свои детские годы, которые пришлись на военное время.

Часть 2. Вспоминает Гараев Салим Салаватович, 1932 г.р.

Родился в деревни Эбалаково Апастовскогот района ТАССР. В 1939 году поступил в первый класс школы, окончив три класса, вынужден был ходить в соседнюю деревню в Шамбалукчи, где окончил четвертый класс и пошел работать в колхоз, так как семья жила бедно, и даже не было одежды и обуви, ходить в школу приходилось за семь километров.

В колхозе работал пастухом, ходил с лошадьми в ночное, пас лошадей, сам сидя на коне без седла, натирал кровавые мозоли, но, невзирая на боль, продолжал работать, а ему всего-то было 9 лет.

Работать в весенний период приходилось по 16-18 часов, за это получали хлеб и ставили трудодни. Мальчик понимал всю ответственность за лошадей, так как везде использовали их силу: боронили, пахали. На лошади боронил поле для вспашки и посева. Салим Салаватович вспоминает, что в общей сложности приходилось проходить по 6о и более километров. Без обед, уставшие упорно работали, глядя на взрослых, понимали, важность своего труда.

В 1942 году мальчик Салим киркой долбил мерзлую землю, защитный обвод вместе с жителями Апастовского района. В суровых условиях, в землянках приходилось прожить больше месяца.

Осенью в поле собирали замерзшую картошку и из нее варили похлебку с крапивой. В семье кроме него было четверо детей. Отец был на фронте, воевал под Москвой, получил ранение, лишился зрения. Был контужен, и его отправили в дом инвалидов в город Зеленодольск, там и отыскала его сестра и привезла в деревню в конце 1944 году. Салим Салаватович вспоминает, что отец вернулся инвалидом I группы, совершенно слепым, но постепенно окреп и пока восстанавливался учил моего сына плести лапти из липового мочала и делать валенки. Мальчик Салим учился, с жадностью впитывая новые знания, а когда его отец окреп, но до конца жизни оставался абсолютно слепым. Первое время Салим водил своего отца за руку. После возвращения с войны, его отцу, как инвалиду выделили делянку, где можно было рубить деревья для строительства дома. Мальчик Салим вместе с отцом на санках возил по одному бревну и потихоньку строили дом. Так постепенно маленький Салим научился плотницкому делу и вместе со своим отцом в деревнях выполняли плотницкие работы, за это им давали муку и даже иногда деньги. А зимой вместе плели лапти и делали на заказ из шерсти валенки, так как своих овец не было работали по заказу.

Также он продолжал работать в колхозе на конюшне, возил воду. Салиму очень хотелось учиться, он был способным учеником, но в семье оставались маленькие дети, мать болела, пришлось работать. После войны его направили в Куйбышевский район (сегодня Спасский), так как начиналось строительство Куйбышевской ГЭС и чтобы при подъеме уровня воды в Волге, не затопило дома и леса, они рубили лес и вывозили бревна для дальнейшего использования, как строительного материала. Там он работал в течение полутора лет. А в 1952 году принял участие в строительстве гидроэлектростанции в деревни Деушево на реке Свияге. Эта ГЭС обеспечивала электроэнергией все близ лежащие деревни, в том числе и родную деревню Салима. Так в Апастовский район пришло электричество, но по воспоминаниям Салим Салаватович разрешалось использовать только одну сороковаттную лампу.

Дальнейшая его жизнь была связана с колхозом «Урняк» Апастовского района. Незадолго до пенсии работал в объединении «Сельхозтехника». В браке с женой родилось трое сыновей, которые получили достойное воспитание и хорошее образование. Его супруга всю жизнь работала учетчицей в колхозе, затем до пенсии на птицефабрике. До конца жизни она жила в Апастовском районе вместе со своим мужем. Сегодня живет в городе Казани.

Заключение

Записывая воспоминания наших прабабушек и прадедов, я прониклась событиями того времени, так как я сама вживую услышала эти истории, которые стали для меня настоящим откровением и открытием. Мне кажется, что мы, молодое поколение редко задумываемся о тех временах. Услышать такие откровения от пожилых, убеленных сединами людей, прошедших эту Великую Отечественную войну бесценно.

Спасибо им – детям войны, за то, что они поделились с нами своими самыми дорогими воспоминаниями далекого военного детства.Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех трудных и тяжелых лет.

Только память народа связывает прошлое с будущим. Вспоминая события минувших лет, слушая свидетельства людей, переживших войну в детском возрасте, начинаешь осознавать меру добра и высокой нравственности, которая была присуща русским людям. Это олицетворение народного характера, мужества, выносливости, человечности и отзывчивости к чужому горю. Дети войны, как могли, приближали Победу.

Работая над темой «Война и дети», я очень близко соприкоснулась с этими замечательными людьми, и я решила продолжить работу в этом направлении и уже успела встретиться еще с несколькими такими героями и еще раз убедилась насколько им, детям войны важно и необходимо наше внимание, наш интерес и понимание событий тех времен.

Я с огромным удовольствием и желанием поделилась этими воспоминаниями с учениками нашей школы, меня приглашали на классные часы и как я почувствовала, что эта тема многих не оставила равнодушными к истории своих прадедов, переживших войну в детском возрасте. Я верю, что услышав мой рассказ, кто – то обязательно поговорит по душам со своими прабабушками и прадедами. Сегодня, к сожалению, не в наших силах оказать ощутимую материальную помощь таким заслуженным людям, но главное, что мы можем для них сделать: это сохранить и передать своим потомкам рассказы об их нелегком, поистине мужественном детстве.

Список использованной литературы

http://www.world-war.ru/lgoty-i-denezhnye-vyplaty-semyam-voennosluzhashhix-foto/

https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003317432.pdf

https://obd-memorial.ru/html/

Заднепровская Д.Д.Забота партии и правительства о детях в годы Великой Отечественной войны. Нижне-Волжское книжное издательство, 1970

Э. Максимова сост. «Дети военной поры» М. Политиздат, 1988

Приложение

Алибаева Разия Нигматулловна. 1930 г.р.

Гараев Салим Салаватович, 1932 г.р.

Зайнагутдинова Гадиля Афзаловна, 1935 г.р.

Никулин Евгений Александрович, 1935 г. р.

1940 г.

Маленькая Гадиля Афзаловна с мамой и младшим братишкой Асфаром

Указ Президиума Верховного Совета СССР О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время

Москва, Кремль 26 июня 1941 года

Положение о почетном звании «мать-героиня»

Указ 8 июля 1944 года

АНКЕТА опроса для детей войны

1. Ваш год рождения, ФИО

2. В каком году вы поступили в первый класс?

3. Где обучались во время войны?

4. Как было организовано обучение в военное время ( уроки, питание, кружки и т.д.)?

5. Как Вы ощущали, что идет война, что вы живёте в военное, а не в мирное время?

6. Какие трудности возникали во время войны ( в школе, дома и т.д.)

7. Оказывали ли вы ( Вы сами, ваша семья) какую либо помощь фронту

8. С кем вы проживали ( члены вашей семьи) в годы войны

9. Помните ли Вы тот день, когда началась война, откуда Вы узнали о ее начале?

10 Помните ли вы день, когда объявили Победу в войне ( где и от кого вы об этом услышали), опишите свои чувства, как реагировали окружающие

11. Опишите какие – нибудь интересные случаи из вашей жизни в годы войны

Просмотров работы: 25