Введение.
Проблема:
Большинство респондентов не осведомлены об истории женского образования, так как эта тема не рассматривается на уроках в школе или иных мероприятиях. Вследствие чего, в опросе не дали точных ответ на данную тему.
Актуальность:
Современное развитие общества выдвигает не только новые требования к образованию, но и представляет новые возможности для образовательной деятельности. Долгое время женщина находилась в бесправном состоянии. Ей было запрещено работать, учиться, принимать решения. Во многих странах женщины устраивали протесты и демонстрации для защиты своих прав. Борьба за права и свободы российских женщин переплеталась с борьбой за достойное образование. Это было составной частью общественно-педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы женские учебные заведения. Вопрос женского образования в современном мире остался нерешенным до сих пор. Даже сейчас остаются притеснения в правах по половому признаку, хотя женщины имеют право учиться, работать-как и мужчины. Все это происходит из-за неосведомлённости населения, в первую об истории женского образования в России, не говоря о других странах.
Объект исследования: Образование.
Предмет исследования: женское образование в России.
Цель: определить этапы развития женского образования в России.
Задачи:
1.Выяснить, какие реформы произошли в женском образовании в России.
2.Изучить основные учебные заведения, созданные в 18-19 веках в России.
3. Провести анкетирование и узнать, как современное поколение относятся к раздельному образованию.
4. Разработать сравнительную таблицу об образовании и общей грамотности населения на протяжении трёх веков.
Гипотеза: женское образование практически исчезло в современной России.
Методы: сбор и анализ информации, анкетирование и статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать для подготовки к уроку, экзаменам, для повышения образовательного уровня. А также использование материала для подготовки к олимпиадам, викторинам и конкурсам.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании разработана сравнительная таблица, информация в которой не была рассмотрена раннее.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Становление женского образования в России
Женское образование-отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Образование девочки начали получать лишь при Петре 1 : в 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. Этот Указ отразил лишь замысел, оказав весьма незначительное влияние на развитие [2] женского образования. В женском образовании были предприняты первые серьёзные шаги только Екатериной II. Воспитательное общество благородных девиц было открыто 28 июня 1764 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре, которое называлось Смольным, и стало первым в России государственным женским средним учебным заведением закрытого типа. Смольный институт был предусмотрен примерно на 200 воспитанниц. При поступлении предоставлялся документ, подтверждающий дворянское происхождение родителей. Смольный институт начал расширяться. 13 января 1765 года при Смольном институте открыли училище для 240 юных девушек «мещанского звания». В
Смольном институте [2] обучение начиналось с 5-6 лет. За 12 обучения Уставом института предполагалось, что его воспитанницы усвоили: 1. Знание законов; 2. Все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения.
Затем появились народные училища, куда формально принимали учащихся «обоего пола», но обучение девочек в публичных школах все еще считалось непристойным. После смерти [4] Екатерины II женским образованием начало заниматься Ведомство учреждений императрицы Марии. Все курсы, школы и училища для девочек, которые находились под контролем ведомства, давали только среднее образование и больше внимания уделяли нравственному воспитанию — серьезным наукам девушек не обучали. Первый реальный шаг к реформированию женского образования был предпринят весной 1856 года. 5 марта [9] этого года министр народного просвещения А.С. Норов подал Александру II доклад, в котором писал: «В системе народного образования по сие время преимущественное внимание правительства обращено было на образование мужского пола». 15 марта 1858 года Александр II утвердил проект, и 19 апреля того же года первое Мариинское училище в [10] Петербурге было открыто. В том же году в столице открылись еще три училища – Коломенское, Васильевское и Петербургское. После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах – Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и другие. Идея их открытия принадлежала местным обществам. В 1865 году насчитывалось уже 176 женских училищ. Их цель состояла в том, чтобы «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства». Новое Положение о женских училищах было утверждено [9] Александром II 10 мая 1860 года. Это Положение делало существеннейший шаг в направлении расширения общественного участия в деле женского образования, формирования самого этого образования как общественно-государственной структуры.
Именно в новой всесословной открытой женской школе в конце 1850 – начале 1860-х годов наиболее результативно проявила себя общественная образовательная инициатива. Именно здесь впервые народились государственно-общественные органы управления школой в лице попечительных советов. И именно в женской школе эти советы получили наибольшие права.
Этапы развития женского образования в России:
В своем историческом развитии средняя женская школа России прошла несколько основных этапов.[5]
Первый этап – становление и первоначальное развитие отдельных учреждений женского образования, выстраиваемых в русле образовательной концепции «просвещенного абсолютизма» – «формирование новой породы отцов и матерей». Этот этап охватывал вторую половину XVIII века и шел с постепенным угасанием к концу века.
Второй этап охватывал первую четверть XIX столетия и характеризовался радикальной сменой вектора женского образования. Концепция Екатерины II – И.И. Бецкого получает отставку. На смену ей приходит узко-прагматическая направленность женских институтов – на подготовку «жены и матери семейства», внедряемая супругой покойного Павла I, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Господствующим принципом здесь становится абсолютная сословность в образовании.
Третий этап [6] развития среднего женского образования во второй четверти XIX века шел в русле николаевских образовательных реформ, с их стремлением к введению единообразия, унификации всего и вся, ужесточению правительственного контроля над образованием, усилению сословного принципа в школьном деле.
Четвертый этап эволюции женского образования совпадает с «эпохой великих реформ», неотрывной частью которых стали радикальные реформы в образовании. В этот период [3] в результате реформирования женской школы и создания новых ее компонентов происходит окончательное складывание, формирование системы среднего женского образования, которая вступает в новую полосу, новый жизненный цикл своего развития.
Совместное обучение.
И только в РСФСР в мае 1918 [1] года введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого. Образование в СССР оставалось таким и впоследствии.
До начала Великой Отечественной войны руководство СССР, считая, что равноправие полов по части доступности образования уже достигнуто, поставило задачу введения раздельного обучения. В мае 1941 года по личному указанию секретаря ЦК ВКП(б) А. С. Щербакова [7] отдел школ ЦК ВКП(б) совместно с Народным комиссариатом просвещения РСФСР обязали подготовить рассмотрение вопроса на Оргбюро ЦК ВКП(б). Но исполнению этих планов помешало начало войны, и к вопросу восстановления раздельного обучения вернулись лишь в 1943 году. Согласно докладной записке, подготовленной Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР [1] «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР». Итак, в 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР.
Реформа затронула небольшую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием не превышало 2 % от их общего количества. По итогам [8] реформа считалась не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. Было принято решение отменить проведение реформы. Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954-1955 учебного года. В Советском Союзе образование оставалось совместным до конца существования СССР. Является оно совместным также и в Российской Федерации.
Таким образом, разумеется, женское образование прошло множество этапов и реформ. Около трёх веков (18, 19,20 века) эта тема была широко распространена и обсуждалась важными деятелями культуры. Но после того, как известные психологи и социологи в 1918 году заявили о том, что раздельное образование является неэффективным началась активная деятельность в сфере совместного образования. И только 1 июля 1954 года было принято окончательное решение отменить проведение реформы раздельного образования.
Глава 2. Анкетирование и сравнительная таблица
Для того, чтобы выяснить как современное поколение относится к раздельному образовании, мы решили провести анкетирование в социальных сетях. Всего в опросе приняли участие 23 человека, из которых более 90% опрошенных оказались женского пола (см. приложение 1), а диапазон возраста составил от 14 до 18 лет (см. приложение 2). Респондентам были заданы следующие вопросы (см. приложение 3). Анализируя третий вопрос можно сделать вывод, что большая часть современного поколения относится к раздельному образованию отрицательно и лишь 2/5 относится нейтральной (см. приложение 4). Следуя из вопроса номер четыре, статистика может быть обусловлена тем, что современное поколение прежде никогда не обучалось в подобных условиях, впоследствии чего не принимает(отрицает) данный формат обучения в современной России (см. приложение 5). Подводя итоги анкетирования, мы можем выявить примерную причину данной статистики из вопроса номер 6 (см. приложение 6). Большинство опрошенных считают, что при раздельном образовании в дальнейшем мужчинам и женщинам труднее взаимодействовать. Это может быть обусловлено тем, что содержание детей в изоляции - даже в райской, а потом выпуск их в реальную жизнь весьма вероятно может привести к дисфункциональным результатам. Взаимоотношения между полами формируются в развитии, отчего важно, чтобы и мальчики, и девочки последовательно прошли все этапы.
Также мы разработали сравнительную таблицу для того, чтобы проанализировать динамику образования за три века (см. приложение 7). Исходя из статистики таблицы, можно сделать вывод, что чем ближе к современности, тем меньше становится женских учебных заведений. Это может быть обусловлено тем, что на протяжении многих столетий женщины боролись за свои права и возможности. В том числе и за право на образование. В конце 18 века, после создания первого в России женского учебного заведения- Смольного Института, начинается активное создание курсов, гимназий, университетов и школ для девушек. Но в дальнейшем специалисты в области детской психологии и социологии утверждают, что гендерная модель воспитания в современном мире неконкурентоспособна. И в мае 1918 года вводится обязательное обучение для мальчиков и девочек. Вследствие чего, отдельные учебные заведения для женщин практически исчезают. Также, так как до конца 18 века хорошее по тем временам домашнее образование получали только царские дочери и девицы из знатных боярских семей, грамотность населения была крайне мала. В статистике мы можем увидеть резкий скачок процента грамотности населения, он связан с тем, что 26 декабря 1919 года введен декрет о «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Также добившись окончательного равноправия между женщинами и мужчинами, мы можем наблюдать, что к 21 веку число обучающихся девушек выросло до ⅓ от всего населения России. Неординарная динамика количества учебных заведений между 20 и 21 веком связана с тем, что население со временем переместилось из сел в города, вследствие чего исчезли тысячи деревень, а значит и исчезли школы. Подводя итоги сравнительной таблицы, мы можем сделать вывод, что в современной России женское образование практически полностью исчезло, а процент грамотности населения, наоборот, вырос.
Заключение
В процессе исследовательской работы были изучены проблемы женского образования в свете истории образования. Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. В ходе исследовательской работы мы достигли намеченной цели, а также достигли решения всех поставленных задач. Мы можем сделать вывод, что женское образование действительно практически исчезло в современной России. Так как сегрегированное воспитание мальчиков и девочек не приносит пользы, то есть неэффективно, а также не принимается современными психологами и социологами в связи с тем, что при раздельном образовании в дальнейшем мужчинам и женщинам труднее взаимодействовать. Благодаря сравнительной таблице, мы можем подтвердить вышесказанное статистикой. С 19 века до сегодняшних дней женских учебных заведений практически не осталось. А число обучающихся девушек наоборот выросло. Это обусловлено окончательным равноправием между мужчинами и женщинами. Исходя из результатов проведённого анкетирования, мы можем сказать, что современное поколение также считает раздельное образование неэффективным и неправильным. Именно в смешанных классах дети учатся совместно решать задачи, понимать и уважать особенности мышления и мировосприятия друг друга, что пригодится им во взрослой жизни, когда они начнут работать в смешанном коллективе. Много ли в нынешнем мире осталось профессий, где важнее физическая сила, а не ум? Нет, совсем немного, и возможностей для женской карьеры становится всё больше.
Список литературы и источников
1.)Афонина Е.В. В сборнике: Окраины Московского государства и Российской империи: инновационные подходы в изучении имперской истории России. Материалы международной научной конференции. Ответственный редактор: Г.В. Ибнеева. 2015. С. 311-318.
2.) Баркова Н.Н. В сборнике: Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2019. С. 533-538.
3.) Елисеева Е.А. В сборнике: Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры. Сборник научных трудов. Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. 2014. С. 393-396.
4.) Кацалова Н.Ф. В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции. Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общей редакцией Г.Д. Ахметовой. 2011. С. 44-47.
5.) Коваль К.С. В сборнике: Женская активность: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2021. С. 244-248.
6.)Левченко О.Ю., Клименко Т.К.В сборнике: Педагогическое образование: история, традиции и перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию высшего педагогического образования в Забайкальском крае. Отв. Ред. Т. К. Клименко. 2019. С. 82-88.
7.) Нурманбетова С.Б. В сборнике: Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Сборник материалов ХXXVIII Молодежной международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 36-42.
8.)Решетников Г.Л.Российский юридический журнал. 2004. № 4 (44). С. 137-146.
9.) Семенова Е.Н. В сборнике: Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Емельянова. 2020. С. 321-328.
10.) Шайденко Н.А., Кипурова С.Н. В сборнике: Сборник конференций. Сборник материалов международных научно-практических конференций. Под редакцией А.А. Коротких. 2018. С. 55-60.
Приложение
Приложение 1. Пол.
Приложение 2. Возраст респондентов.
Приложение 3. Вопросы из социологического опроса:
1.пол.
2.сколько Вам лет?
3.как Вы относитесь к раздельному образованию? (девочки и мальчики обучаются в разных классах)
4.хотите ли Вы, чтобы в современной России обучение было раздельным? (девочки и мальчики обучаются в разных классах)
5.если да, то почему?
6.если нет, то почему?
П
риложение 4. Как Вы относитесь к раздельному образованию?
П
риложение 5.хотите ли Вы, чтобы в современной России обучение было раздельным?
Приложение 6.если нет, то почему?
Приложение 7.сравнительная таблица.
19 век. |
20 век. |
21 век. |
|
кол-во всех учебных заведений. |
27 тысяч. |
130 тысяч. |
58 тысяч. |
кол-во женских учебных заведений от числа общих учебных заведений. |
25% |
5% |
1% |
число обучающихся девочек. |
830 тысяч. |
2130,1 тысяч. |
50 миллионов. |
общая грамотность населения. |
21,7% |
98,8% |
99,7% |