Русский костюм XVIII века

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Русский костюм XVIII века

Коймец А.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Караганова Т.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Бурные страницы русской истории, связанные с деятельностью Петра I, рассказывают о коренном переломе политической, экономической, государственной и культурной жизни России начала XVIII в. Образование Российской империи, обеспечение ее морских границ и удобных путей для торговли и культурного общения с Западом; создание регулярной армии и флота, перестройка государственного аппарата; развитие просвещения, техники, науки, европеизация всех обычаев дворянства – таков лишь краткий перечень преобразований Петра I, которые проводились в суровой, а подчас и жестокой борьбе со сторонниками старого.

Прогрессивные преобразования Петра I в области культуры и быта носили специфический классовый характер. Они обусловили глубокий разрыв, который станет с этого времени определяющим во внешних формах быта дворянства и народных масс России. Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма.

Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

Тема исследовательской работы: Русский костюм XVIII века.

Цель исследовательской работы: Проследить какие изменения претерпевал внешний вид русского костюма в XVIII веке.

Задачи исследовательской работы:

Выяснить, как менялась мода в России в XVIII веке.

Какими методами внедрялась новая мода в России в XVIII веке.

Выявить основные особенности русского костюма XVIII века.

Проследить изменения русского костюма в картинах художников.

1. Русский костюм допетровского периода

В вопросах одежды Россия следовала византийским традициям: тяжелые одежды, расшитые золотом, у бояр и длинные зипуны у крестьян. Женщины, следуя византийской традиции, носили свободные платья до пят.

Старинная одежда русской знати по своему покрою, в общем, имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Основной одеждой у женщин был сарафан. Сарафаны – это длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском. Сарафан не подпоясывался. В женской одежде возникла тенденция полностью скрывать абрис фигуры, не подчеркивая талии и бюста. Не случайно многие виды верхних женских одежд принято было носить в накидку или, по крайней мере, не застегнутыми: так были видны платья и иные наряды под ними, и, в тоже время, скрывалась фигура. Если сорочка надевалась в начале, то кожух завершал композицию. Этот верхний покров был самым теплым слоем, для его отделки использовались козлиные и овечьи шкуры. Кожухи носили как женщины, так и мужчины. Богатые кожухи были сделаны из хорошо выделанной мягкой кожи, расшивались жемчугом и украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей (Приложение 1).

Как в древности, крестьянки XVIII–XIX веков поверх сарафана надевали нечто короткое, прикрывающее грудь, «душу». Это отразилось в названии предмета: душегрейка, телогрейка.

Из длинных одежд для улицы самой популярной был летник. Очень простое по крою, напоминающие перегнутые пополам прямоугольные полотнища, летники были просторны и широки. Их короткие и свободные рукава, как крылья, свисали с плечей, оставляя видными богатую вышивку сорочки. Нижняя часть летника часто делалась из более тяжелой парчевой или бархатной ткани с рельефным узором. Летник надевали поверх сарафана, причём подолы нижних одежд выглядывали из-под него, образуя «лесенку» (Приложение 2).

Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Её не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.

Появится на людях с непокрытой головой для замужней женщины считалось большим позором. Отсюда и «опростоволоситься» то есть опозориться. В будние дни на голове носили повойник – платок, обвитый вокруг головы, в праздники кокошник – довольно сложное сооружение в виде полукруглого щитка надо лбом и с тульей сзади или кику (кичка) – убор в выступающими вперёд выступами «рогами» (Приложение 3).

Мужской костюм состоял из рубахи выпускавшейся поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза. Штаны шились из тафты, шёлка, сукна, из грубой шерстяной ткани или холста. Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шёлка, тафты или крашенины, с пристёгнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой (Приложение 4).

Верхней одеждой, надевавшийся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застёгивания. Материалом для кафтана служил бархат, атлас, тафта, или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристёгивалось украшенное золотом. Кафтаны различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались кожухами. Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин (Приложение 5).

Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.

Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.

Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями (Приложение 6).

В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее – серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах – перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.

2. Русский костюм первой половины XVIII века

На русский костюм и причёску XVIII века большое влияние оказало польское и французское платье. Именно с изменения внешнего вида своих подданных Пётр I и начал свои знаменитые реформы. С 1698 года было предписано заменить старинную длиннополую одежду на короткую, польскую.

Указом от 4 января 1700 г., подписанным Петром I, дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, косметика (румяна и белила).

В начале 1710 годов дворяне стали одевать новые кафтаны и камзолы. В городских воротах вывешивались образцы, и всех, кто нарушал, ставили на колени и овечьими ножницами срезали полы одежды по уровень земли. Так же насильственно вводилось брадобритие. Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Пётр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. Несмотря на жесткие методы, Пётр все же позволил носить одежду старого фасона крестьянам и священнослужителям. И если в Санкт-Петербурге и Москве за его указами о ношении европейского платья следили очень строго, то в Сибири с ее 40-градусными морозами люди в европейской одежде просто не могли бы выжить. Поэтому в 1706 году царь подписал указ о дозволении сибирским жителям носить такое платье, какое кто пожелает.

По приказу Петра I у мужчин должен был быть костюм, состоящий из льняной или хлопковой сорочки. Далее следовали чулки. Поверх сорочки одевался камзол. Он представлял из себя жилетку, которая застёгивалась на пуговицы, красочно расписывалась золотыми и серебряными нитями. Поверх камзола одевался кафтан. На ноги в теплое время года мужчины одевали высокие чулки с кожаными башмаками, а осенью и зимой высокие сапоги. На голову мужчины одевали треуголку. Постепенно в моду входили парики и напудренные волосы (Приложение 7).

Женщинам переход на европейский манер дался ещё тяжелее. Женщины, привыкшие к долгополым и многослойным костюмам, неохотно хотели менять свой наряд, теперь им нужно было надеть узкое открывающее плечи и грудь европейское платье. У женщин, в отличие от мужчин, было много нижнего белья: это сорочка, далее следовал корсет, он придавал стройность фигуре. Корсет доставлял женщинам особые неудобства, в нём было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. Помимо неудобств, корсет был ещё вреден для здоровья. Потом одевался каркас. Он был двух видов пуатье, фижма. Его надевали для того что бы юбки казались пышнее. Далее одевался корсаж это верхняя часть платья с глубоким вырезом впереди на корсаж одевался столмак. Дамский костюм состоял из юбки и распашного платья. Наряды дополнялись различными украшениями. Вначале XVIII века в моде была остроносая обувь. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки (Приложение 8).

В первой половине XVIII века мужчины и женщины носили громоздкие парики. Для красоты их посыпали пудрой.

Теперь о женской прическе. В начале XVIII века в моде у женщин был «фонтанж» – сложная высокая прическа, взбитые локоны, драгоценности в волосах – все это сделано так, что напоминает чепец. В XVIII веке естественный цвет кожи считался «неправильным». Поэтому обязательно надо было обильно пудриться, намазывать лицо, шею и руки толстым слоем белил, а щеки сильно румянить.

3. Русский костюм второй половины XVIII века

2-я половина XVIII века – период классицизма в искусстве. Стиль рококо, определивший тенденцию в моде середины XVIII века, получил название «позднего рококо».

Большую роль играют в XVIII в. государственные постановления и указы об одежде дворян, четко регламентирующие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения.

Павел I в 1796 г. запретил длинные панталоны санкюлоты, фраки, круглые шляпы и короткую стрижку. Конечно, остановить такими указами развитие моды невозможно, тем не менее при жизни Павла I (в течение пяти лет) дворянство России вынуждено было одеваться, как на маскарад, в старомодные костюмы. После же его смерти новые формы костюма с молниеносной быстротой были восстановлены в быту.

В 70-е годы XVIII века значительную роль начинает играть английская мода, отличаясь большей строгостью формы и цвета, она прежде всего оказала влияние на мужской костюм.

Фрак появился в Англии в 1-й половине XVIII века. Он был не таким ярким как камзол. Фрак «изменялся» по длине под влиянием моды, а высокая талия особо подчеркивалась кроем и пуговицами. Для фрака был обязателен стоячий отложной воротник и не более трёх пуговицы спереди. Фрак был одеждой для прогулок, верховой езды поэтому полы были разной длины. Позже его стали одевать светские, невоенные мужчины, благородного сословия, а позже слуги. (Приложение 9).

У рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо. Узкими оставались кюлоты. В употребление входят более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, и сюртук – чаще всего из полосатого сукна.

Дамы носили широкую, эллипсообразно растянутую в боках и уплощенную впереди и сзади юбку (Приложение 10). Парадное платье покрывалось массой гирлянд из лент и бантов, а края его обшивались оборками из лент и кружев.

В конце XVIII века утренним платьем светской женщины был «полонез», состоящий из юбки и лифа, поверх которого надевалось распашное платье. У верхнего платья выкраивалась неотрезная спинка из трех частей и почти прямые полы. В местах соединения спинки и полочек продергивался шнурок и с его помощью получались сборки, а внизу платья образовывались полукруглые драпировки (Приложение 11).

Повседневным дамским нарядом служил костюм с укороченной «до косточки» нижней юбкой и подобранной вокруг талии в виде мягких полукружий верхней юбкой. Этот костюм дополнялся большой косынкой, отделанной кружевами или оборками, которую накидывали на плечи (Приложение 12). Парадные туалеты отличались большой пышностью. Для платьев «английского» типа характерна мягкость линий, их шьют из легких тканей светлых тонов. Жесткие каркасы постепенно выходят из моды. Платья утягиваются немного выше талии, что напоминает силуэт античных одежд. Юбка струится мягкими свободными складками, заканчиваясь небольшим шлейфом (Приложение 13).

Мужской обувью были башмаки с большими металлическими пряжками. Для утренней прогулки и верховой езды служили сапоги-ботфорты. Дамы носили парчовые, атласные или бархатные туфли на высоком каблуке и чулки светлых тонов.

Мужские прически почти не изменились. Чаще всего волосы зачесывали назад и стягивали на затылке в пучок, перевязывая черной лентой. Пряди над висками завивали, укладывая в параллельные валики. Прически по-прежнему пудрили. Парики еще носили, но они уже выходили из моды.

Между 70-80-и гг. XVIII века возникла сложная парадная дамская прическа – «куафюра», составлявшая одно целое с головным убором. Под влиянием английской моды прическа постепенно стала ниже, упростилась, волосы перестали пудрить.

4. Крестьянский костюм XVIII века

Одежда и прически простонародья за два века изменились мало. Весь XVIII век крестьяне бород не брили; их жены и дочери продолжали носить гладко причесанные волосы, заплетенные в косу. Крестьяне носили обычно рубаху, порты и кафтан.

В моде была косоворотка. Порты же и подштанники шили из холста, кумача, иногда из немецкого сукна. Поверх рубахи надевали кафтан (Приложение 14). Обувью бедных были лапти с онучами. Зимой носили шубные кафтаны и полушубки. (Приложение 15).

Одежда крестьянок в XVIII веке менялась медленно, сохраняя традиционные формы, унаследованные от далеких предков. Основным платьем была рубаха, или сорочка. Сверху на сорочку надевали сарафан, или юбку понёву. (Приложение 16).

Но европейская мода все же проникала и в крестьянскую среду. К началу XIX века среди работных, а также крестьян на смену сарафану приходит удобный платье-костюм – кофта, юбка и головной платок. Но такая одежда прижилась в России и стала обыденной, хотя люди стремились сочетать новое и старое – помимо платка носили кокошник, или кику. Никто не отменял этих традиционных головных уборов девушек и женщин. На ногах крестьян были лапти – основная летняя обувь. Эта одежда, обувь, а также скромные металлические и стеклянные украшения просуществовали до самой революции 1917 года.

5. Русский костюм на картинах художников

Проследить изменения, свершившиеся в русском костюме за XVIII век, можно познакомившись с портретной живописью русских и европейских художников конца XVIIXIX веков.

В музее Прадо хранится портрет русского посла Петра Ивановича Потемкина, написанный испанским живописцем XVII века Хуаном Карреньо де Миранда в 1681 году.

Посол позирует в роскошном кафтане, шапке, отороченной мехом, кинжалом за поясом, солидным посохом.

Характерное московское одеяние допетровской эпохи – шелковая ферязь, расшитая золотом и драгоценными камнями, подчеркивает восточный экзотизм изображенного персонажа (Приложение 17).

В собрании Нижегородского художественно-исторического музея хранится «Портрет воеводы Ивана Евстафьевича Власова» Григория Одольского 1695 года.

Одна из немногих сохранившихся до нашего времени парсун. Стремление запечатлеть портретные черты конкретного человека сочетается в парсуне с иконописными приемами. Окружающее пространство трактуется знаково, что позволяет как равноценные показывать надпись в картуши, герб, булаву и пейзаж – один из первых светских пейзажей в русской живописи (Приложение 18).

Во Флоренции, в галерее Палатина представлен портрет русского посла Ивана Чемоданова, написанный фламандским художником Джусто Сустерманом в 1657 году.

На портрете черноволосый мужчина средних лет с умным проницательным взглядом изображен в шапке с собольей опушкой и нарядном кафтане русского кроя. Ткань с растительным орнаментом спадает свободными складками, отвороты расшиты жемчугом, вокруг шеи – соболий воротник. (Приложение 19).

В допетровскую эпоху изображение женщин считалось неприличным, поэтому портретов женщин тех лет нет. Русский народный костюм можно увидеть на картинах художников XVIIIXIX веков.

В Государственной Третьяковской галерее хранится картина художника Алексея Венецианова «Портрет Марфы Афанасьевны Венециановой в русском наряде».

На полотне изображена жена художника. На ней голубой сарафан с округлым неглубоким вырезом, сшитый из шелковистой ткани с ромбовидными узорами, украшенный золототканым позументом, белая узорчатая рубаха с широкими рукавами.

Её голову украшает типичный праздничный головной убор Тверской губернии в форме «каблучка», который носили и крестьянки, и купчихи. Ожерелье из нескольких ниток жемчуга и жемчужные грушевидные серьги дополняют богатый наряд (Приложение 20).

Также в Государственной Третьяковской галерее хранится картина художника Константина Маковского, «У околицы» 1885 года.

На картине девушка лукаво улыбается. На ней белая рубаха с пышными рукавами, собранными у запястья и красный сарафан. Поверх него – короткая душегрея на плечевых лямках из дорогих узорчатых тканей, обшитая по краю декоративной каймой. Голову украшает венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади красной лентой (Приложение 21).

Также в Государственной Третьяковской галерее хранится картина Григория Седова, «Курская мещанка в старинном костюме» 1871 года.

Перед нами молодая девушка в пышной, праздничной одежде.. Сарафанный комплекс состоит из рубахи с кисейными рукавами, распашного сарафана, парчовой золотой душегреи-коротены, пояса и головного убора. Женский головной убор является видоизмененной сорокой. Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Декор созвучен белому цвету декора рубахи с пышными рукавами из тончайшей кисеи, собранными в сборки под неширокие манжеты, украшенные оборочками и золотому цвету коротены, косоклинной нагрудной одежды на узких лямках, которая в разложенном виде имеет форму почти полного круга (Приложение 22).

Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина написанный художником Иваном Никитиным в 1720-е годы хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светло-коричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный платок, длинные локоны роскошного парика (Приложение 23).

Роман Никитин, брат Ивана Никитина, написал в 1720-е годы несколько вариантов портрета Григория Строганова: оригинальная версия сегодня хранится в Одесском художественном музее.

Картина позволяет представить, какими были знатные люди петровского времени. О шумных ассамблеях эпохи напоминает нарядный кафтан героя и пышный французский парик. На портрете Григория Строганова можно увидеть одну из главных его наград. В петлице кафтана находится портрет государя Петра I с короной (Приложение 24).

Картина русского художника Андрея Матвеева «Автопортрет с женой» 1729 года хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Этот двойной портрет – первое в истории русского искусства светское изображение супружеской пары. Их одежда, хоть и отвечает существовавшей моде того времени, не блещет особым изыском. Она проста и красива, словно была создана руками самого мастера (Приложение 25).

В Государственной Третьяковской галерее хранится портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной написанный неизвестным художником в 1715 году.

Пышный туалет, торжественная поза, эффектный, вычурный голландский головной убор подчеркивают знатность, высокое положение героини.(Приложение 26).

В Эрмитаже, в Меншиковом дворце, в Санкт-Петербурге хранится портрет Марии Меншиковой, написанный Иоганном Таннауером в 1722-1723 годах.

Княжна Меншикова изображена такой милой, привлекательной девушкой. Большие черные глаза девушки смотрят и приветливо, и кротко, и более выразительно, чем глаза давно когда-то живших бабушек и прабабушек (Приложение 27).

В музее-усадьбе «Останкино» в Москве находится портрет Петра Борисовича Шереметева, написанная Иваном Аргуновым в 1760 году.

Этот портрет можно отнести к полупарадным. Художник не скрывает физического недостатка модели – легкой косины его глаз, но умело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного и красной ордена св. Анны (Приложение 28).

В Государственной Третьяковской галерее представлен написанный в 1763 году художником Алексеем Антроповым портрет Петра III.

Пётр III замер в горделивой позе, эффектно оперев руку с маршальским жезлом на столик с императорскими регалиями. Но желаемого им эффекта величия не получилось – театральная напыщенность позы вступает в противоречие с нелепой фигурой, безжизненным взглядом бледного лица… (Приложение 29).

Так же Государственной Третьяковской галерее представлен портрет Павла I, работы Степана Щукина написанный в 1797 году.

Это один из самых необычных парадных портретов русских императоров. Вероятно, его концепция была подсказана и утверждена самим Павлом I. Мы не видим привычных атрибутов репрезентативного портрета – торжественного занавеса или архитектурных декораций заднего плана, императорской короны и скипетра. Одинокая фигура императора в форме полковника Преображенского полка размещена в пустом полутемном пространстве (Приложение 30).

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранится портрет В. Н. Суровцевой, написанный Федором Рокотовым в 1770-х годах.

На лице Варвары Николаевны – легкая грусть, затаенная душевная усталость. Жемчужно-пепельные переливы шелка, воздушное, тонкое кружево и нежно-розовый цветок усиливают ощущение трепетности и элегичности внутреннего мира портретируемой. (Приложение 31).

Так же в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге представлен портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Е. И. Нелидовой, написанный Дмитрием Левицким в 1773 году.

Этот портрет является одним из лучших среди «смолянок» Левицкого: великолепная передача пространства, сложный трехчетвертной разворот фигуры, изысканность оливково-розового колорита – все это выдает кисть большого мастера (Приложение 32).

В Государственной Третьяковской галерее представлен «Портрет Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», работы Владимира Боровиковского.

Екатерина II изображена без регалий – как обычная помещица в чепце и утреннем капоте, гуляющая по парку с тонконогой белой собачкой. Одевалась на прогулки она действительно довольно просто (Приложение 33).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате реформ Петра I культурная жизнь страны кардинально изменилась. Коренным образом изменилось отношение к Европе – в России перешли к масштабным заимствованиям опыта европейских государств.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Пётр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения – как бы не относиться к методам и стилю проведённых им преобразований, нельзя не признать – Пётр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Основные формы европейского костюма «платья саксонского, немецкого или французского» заменили абсолютно несхожий с ними древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы. Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились. Изменения в костюмах закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи.

Мода способна менять ход истории. Кто знает, как сложилась бы судьба России, если бы не модная революция, устроенная Петром I.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. И.М. Каминская «История костюма», Москва, Легкая индустрия, 1977

2. История моды №27 - Россия при Петре I, 16.02.2017

3. Artefact / Портрет Г. Д. Строганова: [Электронный ресурс] // https://ar.culture.ru/ru/subject/nikitin-portret-g-d-stroganova

4. LiveJournal // Русские в Италии: посол в Венеции Иван Иванович Чемоданцев: [Электронный ресурс] // https://galik-123.livejournal.com/ 642862.html

5. Liveintert / Верная спутница художника Алексея Вецианова: [Электронный ресурс] // https://www.liveinternet.ru/users/7185862/post489449 788/

6. Pandia / Дабы иноземных извычаев не перенимали: [Электронный ресурс] / /https://pandia.ru/text/77/452/17462.php

7. Викичтение / ЖивописьXVIII: [Электронный ресурс] https://design. wikireading.ru/241

8. Викичтение / Княжна Марья Александровна Меньшикова (Первая невеста Петра II-го): [Электронный ресурс] // https://history.wikireading .ru/342041

9. Вконтакте / Куда клеймо ставить?: [Электронный ресурс] // https://vk.com/@6vey6ka-kuda-kleimo-stavit

10. Во!круг книг / Живая нить народного костюма. Русский костюм на полотнах российских художников.: [Электронный ресурс] // http://vokrugknig. blogspot.com/2020/04/blog-post_33.html?m=1

11. Музеи России / Музей: [Электронный ресурс] // http://museum.ru

12. Наша среда / Дворянский костюм эпохи Петра I: [Электронный ресурс] // https://nashasreda.ru/dvoryanskij-kostyum-rossii-nachala-18-veka/

13. НГХМ / [Электронный ресурс] // http://artmuseumnn.ru

14. Описание картин художников / Описание картин художников: [Электронный ресурс] // https://opisanie-kartin.com

15. Ридус / Модная революция: зачем Петру 1 понадобилась переодевать русских: [Электронный ресурс] // https://www.ridus.ru/news /176093

16. Третьяковская галерея / Третьяковская галерея – 11 веков русского искусства: [Электронный ресурс] // https://www.tretyakovgallery.ru

17. Форум о Партворках / Россия при Петре 1: [Электронный ресурс] // http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=200&t=24968

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Женский зимний наряд допетровского времени

Приложение 4.

Приложение 5.

Мужской наряд допетровского времени

Приложение 6.

Мужской зимний наряд допетровского времени

Приложение 7.

Мужской наряд эпохи Петра I

Приложение 8.

Женский наряд эпохи Петра I

Приложение 9.

Мужской наряд второй половины XVIII века

Приложение 10.

Женский наряд второй половины XVIII века

Приложение 11.

Женский наряд второй половины XVIII века

Приложение 12.

Женский наряд второй половины XVIII века

Приложение 13.

Женский наряд второй половины XVIII века

Приложение 14.

Мужская крестьянская одежда

Приложение 15.

Зимняя крестьянская одежда

Приложение 16.

Женская крестьянская одежда

Приложение 17.

Хуан Карреньо де Миранда.

Портрет посла Петра Ивановича Потёмкина, 1681 год.

Приложение 18.

Григорий Одольский

Портрет воеводы Ивана Евстафьевича Власова, 1695 год.

Приложение 19.

Джусто Сустерман. Портрет русского посла Ивана Чемоданова, 1657 год.

Приложение 20.

Алексей Венецианов

Портрет М.А. Венециановой в русском наряде, конец 1820-х годов.

Приложение 21.

Константин Маковский. У околицы, 1885 год.

Приложение 22.

Григорий Седов. Курская мещанка в старинном костюме, 1871 год.

Приложение 23.

Иван Никитин

Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина. 1720-е годы.

Приложение 24.

Роман Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова. 1720-е годы.

Приложение 25.

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 год.

Приложение 26.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Не позднее 1715 года.

Приложение 27.

Иоганн Таннауер. Портрет Марии Меншиковой. 1722-1723 год.

Приложение 28.

Иван Аргунов. Портрет графа П. Б. Шереметева. 1760 год.

Приложение 29.

Алексей Антропов. Портрет Петра III. 1763 год.

Приложение 30.

Степан Щукин. Портрет Павла I. 1797 год.

Приложение 31.

Федор Рокотов. Портрет В. Н. Суровцевой. Конец 1770-х годов.

Приложение 32.

Дмитрий Левицкий. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Е. И. Нелидовой. 1773 год.

Приложение 33.

Владимир Боровиковский.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 год.

Просмотров работы: 23