Парадный Петербург: архитектурные символы города

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Парадный Петербург: архитектурные символы города

Емельянова П.Е. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Караганова Т.А. 1Ромахина Н.В. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

За время своего существования Санкт-Петербург стал одним из самых великолепных городов мира, что имеет превосходный архитектурный облик. Благодаря Петру І, который надумал построить город по всем европейским канонам, в петербургской архитектуре чувствуется влияние итальянских, немецких и голландских традиций зодчества. По праву Санкт-Петербург называют культурной столицей страны, потому что здесь сосредотачивается огромное количество архитектурных ансамблей и памятников, музеев и соборов.

Среди зданий Петербурга насчитываются представители пятнадцати архитектурных стилей. Основными стилевыми направлениями считаются петровское и елизаветинское барокко, характерное для XVIII века, классицизм (к. XVIII века), ампир (нач. XIX), эклектизм (сер. – кон. XIX столетия), модерн (нач. XX века), конструктивизм (XX век). Среди других веяний хочется выделить неоренессанс, неоготику и русский стиль. Много Петербург перенял от античного мира.

Тема исследовательской работы: Парадный Петербург: архитектурные символы города.

Цель исследовательской работы: рассмотреть архитектурные стили Петербурга на примере конкретных зданий.

Задачи исследовательской работы:

Выяснить, как на становление самобытного петербургского стиля подействовали зарубежные традиции;

Проследить влияние каждой эпохи на архитектурный облик города;

Раскрыть особенности архитектурных стилей.

1. Барокко

Итальянское барокко отражало расцвет эпохи абсолютизма в XVI-XVIII веках. Этот стиль в архитектуре отличали сложные криволинейные формы, динамизм, пышность, причудливость.

1.1. Петровское барокко

Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром I западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских.

Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, можно примерно датировать 1703–1740 годами. В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли – шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы.

Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор (Доменико Трезини) и Летний дворец Петра I (Доменико Трезини).

1.2. Елизаветинское барокко

Дочь Петра Великого Елизавета Петровна взошла на престол в 1741 году, свергнув малолетнего Ивана VI. Однако надо сказать, что сама императрица не принимала в строительстве столицы такого деятельного участия, как её отец; этот период называют елизаветинским скорее хронологически. Называется он также высоким, русским, растреллиевским барокко.

В этот период в Петербурге возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуру которых отличали разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах. Осталась и усилилась цветовая гамма барокко в сочетании с белыми ордерными вставками. В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы, продолжились традиции русских декоративных убранств, золочёных резных иконостасов.

Временные рамки той поры относительно невелики: примерно 1740–1760 годы. Главным мастером той эпохи был, безусловно, Франческо Бартоломео Растрелли.

Воронцовский дворец (Приложение 1) – дворец в центральной части Санкт-Петербурга. Возведён по проекту архитектора Франческо Растрелли в 1749–1758 годах для канцлера Михаила Воронцова. Главный фасад построен симметрично: три выступа-ризалита, центральный из которых повышен, завершён фронтоном и был украшен скульптурной композицией с гербом владельца. Парные колонны обогащают рельеф поверхности, создают характерную для барокко иллюзию подвижности архитектурной массы. В центре дворца архитектор создал въездную арку, позднее заложенную. Парадный характер второго этажа выделен окнами большего размера, завершающимися полуциркульными арками.

2. Классицизм

Классицизм является мировоззрением, идеологией, отражающей естественное стремление человека к красоте, целостности, простоте и ясности содержания и формы. Чаще эти идеалы находили в искусстве античной классики, поэтому в обыденном сознании эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию.

2.1. Екатерининский (ранний) классицизм

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга датируется примерно 1760–1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой. Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции. Несколько зданий той поры построил Антонио Ринальди, хотя основные его работы находились в Гатчине и Царском Селе. В Санкт-Петербурге можно видеть его монументальный Мраморный дворец.

2.2. Строгий классицизм

Строгий классицизм – период с 1780 года до конца XVIII века. Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. Таким образом, в этом периоде произошёл полный отказ от барокко. Некоторое упрощение, демократизация и типизация архитектурных форм и конструкций позволили нарождающимся классам буржуа и интеллигенции приблизиться в определённом смысле по положению к высшему дворянству и даже к царствующему дому.

Таврический дворец (Приложение 2) – петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведён в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова.

Симметричная композиция дворца включает три основных части: увенчанный куполом центральный двухэтажный корпус, боковые двухэтажные корпуса и объединяющие их с центральным корпусом одноэтажные переходы. Пространство, ограниченное крыльями дворца, образует подъездной парадный двор. Центральный корпус отмечен сильно выступающим за линию фасада шестиколонным портиком дорического ордера, соответствующим главному входу. Фасады боковых корпусов, обращенные в сторону парадного двора, также имеют портики, но более скромные, четырехколонные и без завершающих фронтонов.

2.3. Павловский классицизм

Период 1796–1801 годов выделяется некоторыми исследователями как романтический вариант классицизма, испытавший влияние средневековой готики. К проектам, в которых проявились готические элементы, можно отнести Чесменский дворец. Дворец треугольной в плане формы был украшен башенками, зубчатыми парапетами, стрельчатыми окнами.

3. Ампир

Основанный на архитектуре античности и элементах Римской империи, ампир процветал в разных странах, и в каждой из них проявлял себя по-своему. Но везде можно отметить характерные элементы стиля – колонны, строгий и лаконичный декор, ограниченный выбор цвета.

3.1. Александровский (поздний) классицизм

Поздний, или «Александровский» классицизм – предвоенная архитектура примерно 1800–1812 годов, является предшественником русского ампира и часто отождествляется с ним. Понятие «Александровский» классицизм введено Игорем Грабарём, который термин «ампир» не использовал.

Сильное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга оказывают архитекторы и скульпторы Западной Европы, приглашенные Александром I. Для александровского классицизма характерна строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта.

Казанский собор (Приложение 3) – один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801–1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным по заказу императора Павла I, желавшего, чтобы собор был похож на собор Святого Петра в Ватикане. Однако от прототипа осталась лишь общая компоновка с мощным центральным куполом, вытянутой базиликой и отсутствием колокольни. Колоннада ватиканского Собора была пристроена значительно позже и фактически представляет собой обрамление площади Святого Петра. У Воронихина северная и южная (не была построена) колоннады представляли собой органичное дополнение к основному объёму храма.

3.2. Русский ампир

Русский ампир (примерно 1812–1830 годы) явился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре, точнее, очередного витка его спирали, относящегося к Петербургу XVIII–XIX веков.

Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические. Вслед за александровским классицизмом усиливается стремление к монументальности, парадности, мужественности. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях – и монументальной живописи. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.

Главным мастером этой эпохи стал Карл Иванович Росси. Творчество Росси отличало сочетание архитектурного и градостроительного подходов, смелое преображение городского пространства, что нашло отражение в великолепных петербургских ансамблях Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Михайловской площади с Михайловским дворцом, Александринской площади со зданием Александринского театра.

4. Эклектика

Период эклектики, или эклектизма в архитектуре можно условно ограничить 1830–1900 годами, при этом часто выделяются периоды ранней (1830–1870) и поздней (1870–1900) эклектики. Сама по себе эклектика, понимаемая как смешение различных стилей, не являлась новым явлением: смесь архитектурных ордеров встречаются в оформлении Адмиралтейства, Дома Чичерина на Невском проспекте и других зданий. Но именно во второй трети XIX века наблюдается широкое распространение многостилевости, разнообразия форм, заимствований и отсылок к древним мотивам.

4.1. Необарокко

В раннем периоде развития эклектики преобладал романтизм и стилизации под древние стили: византийский, древнерусский, готический; возобновились подражания античности, ренессансу, барокко. Однако период эклектики не разделяется строго хронологически на отдельные фазы. Так, здания в стиле необарокко прослеживаются от 1840 до 1910 года.

Дворец Белосельских-Белозерских (Приложение 4). Строительство дворца осуществлялось по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера в 1846-1848 годы. Здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века. Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир был полностью видоизменен. Были полностью перестроены некоторые корпуса, а также возведены новые флигеля во дворе дома.

В отделке фасадов А. Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко: полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна и фигуры атлантов.

4.2. Неоготика

Первый раз готические мотивы появляются в Санкт-Петербурге в 1777 году. Затем готические элементы появляются уже во второй половине XIX века. Поскольку влияние готики мало отражалось на несущих конструкциях здания, а было связано в основном с особенностями фасадов, поэтому в России прижилось название «Псевдоготика». Другой причиной было полное отсутствие в историческом прошлом Руси готической архитектуры.

В Санкт-Петербурге неоготика XIX века встречается не только в католических и лютеранских храмах: Церковь св. апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке (А. П. Брюллов), но и в светских зданиях, например, в здании приюта им. Н. В. Клейгельса для петербургской полиции с церковью св. Николая (архитектор С. И. Андреев).

4.3. Русский стиль

Русский стиль возник в 1830–1840-х годах под влиянием роста интереса к истории России и следования имперской официальной концепции народности Николая I. Основоположником этого направления в архитектуре считается Константин Андреевич Тон. В Санкт-Петербурге им построены пятикупольный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка (1837–1842) и церковь во имя священномученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка (1849–1855).

Жемчужиной стиля является храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), воздвигнутый в память погибшего императора Александра II в 1883–1907 годах архитектором А. А. Парландом.

4.4. Поздняя эклектика

Поздний этап в развитии стиля, датируемый примерно 1870–1900 годами, соответствует периоду развития капиталистических отношений в российском обществе. С появлением класса буржуазии возникают и заказы на своеобразные, оригинальные архитектурные новшества, соединяющие в одном объекте различные по стилю элементы. Здания богато декорированы, отделаны штукатуркой, металлом, керамикой – поистине эклектичны. В этом стиле работали Ф. И. Лидваль, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев и др.

5. Модерн

Стиль «модерн» появился и быстро расцвёл в 1890-е – 1900-е годы. Модерн являлся отходом от прямолинейных, упрощенных форм, диктуемых часто несовершенством строительных конструкций. Отличительными чертами зданий являлись асимметрия фасадов и свободная планировка. В подражание природе, у которой нет прямых линий, установилась мода на криволинейные силуэты, живописные ограды и детали, иногда непосредственно включавшие символический растительный и животный орнамент. Строились сложные в плане здания, имевшие украшенные скульптурами и узорами дверные и оконные проёмы. Широко применялись сравнительно новые по тем временам материалы: сталь, широкоформатное стекло, бетон и железобетон, которые в известной степени и позволили создавать ажурные, воздушные конструкции.

5.1. Петербургский модерн

К наиболее заметным памятникам эпохи модерна в Санкт-Петербурге относятся магазин Елисеева, (Г. В. Барановский), Дом компании «Зингер» («Дом Книги», П. Ю. Сюзор), Витебский вокзал (С. А. Бржозовский), гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль).

5.2. Северный модерн

Отдельным ответвлением стиля является северный модерн. Памятники северного модерна в Петербурге сравнительно редки. Сохраняя основные черты модерна, фасады этих зданий напоминали о суровой северной природе. Архитекторы широко использовали остроугольные крыши, эркеры, гранитную отделку в сочетании со штукатуркой, шестиугольные окна, стилизованные барельефы на скандинавские темы.

Доходный дом Лидваль (Приложение 5). Построен в 1899–1904 годах. Доходный дом Иды Амалии Лидваль – первая самостоятельная работа выдающегося архитектора Фёдора Ивановича Лидваля, выполнена по заказу его матери. В 1900 году был возведен четырёхэтажный корпус с флигелями, затем сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замыкающий двор-курдонёр. В 1903–1904 годах завершилось строительство южного корпуса. Таким образом, здание состоит из четырёх разноэтажных корпусов, объединённых курдонёром, отделённым от проспекта кованой решёткой на столбах красного финского гранита.

5.3. «Кирпичный стиль»

«Кирпичный стиль» формировался на рубеже перехода от эклектики к модерну и характеризовался наличием значительных неоштукатуренных фасадных поверхностей, не исключая, однако, керамических и каменных вставок. Поскольку кирпичные фасады не требовали такого частого ремонта, как фасады штукатурные или крашенные, этот стиль часто применялся для производственных и складских построек. В Санкт-Петербурге известны здания Виктора Александровича Шрётера, построенные им для себя, фабрика шёлковых изделий А. И. Ниссена (И. С. Китнер и В. А. Шрётер) и др.

Впоследствии, уже в советское время, элементы кирпичного стиля встречались в проектах общественных и производственных зданий.

6. Авангард

Архитектура советского авангарда – модернистское направление архитектуры Советской России и СССР в 1920 – начала 1930-х годов, ставшее значительной частью мирового архитектурного наследия. Рождение советского архитектурного авангарда относится к первым годам после Октябрьской революции, произошедшей в 1917 году.

6.1. Ленинградский конструктивизм

Основой новой архитектуры стал функциональный подход, провозглашавший примат функционального содержания здания над его формой: всё должно идти от функциональных задач, стоящих перед архитектором. Проекты зданий отличались лаконичностью форм, геометрической чёткостью, подчёркиванием несущих конструктивных элементов.

К характерным памятникам ленинградской архитектуры относятся здание школы им. 10-летия Октября (архитекторы А. С. Никольский и А. В. Крестин) и Институт народов Севера (И. И. Фомин).

6.2. Постконструктивизм

В 1930-е годы бунтарство и аскетизм конструктивизма перестали быть нужными государству победившего пролетариата. Новый период характеризует переходный момент к монументальной пропаганде сталинского периода. Наряду с элементами конструктивизма появляются арки, карнизы, лоджии, колонны. В Петербурге такие здания редки; можно привести в пример Фрунзенский универмаг (архитекторы Е. И. Катонин, Л. С. Катонин, Е. М. Соколов, К. Л. Иогансен).

Большой дом (Приложение 6) – неофициальное название административного здания, построенного в начале 1930-х для управления НКВД. Архитекторы: Александр Иванович Гегелло, Андрей Андреевич Оль, Ной Абрамович Троцкий.

Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно-пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями.

7. Советский монументализм

Примерно с 1932 года новаторский конструктивизм, как теоретически и идейно обусловленный стиль, исчезает с архитектурной арены. Про большое количество зданий этого периода можно сказать, что это скорее отсутствие стиля. Другие же здания того времени, в которых прослеживается определённая стилистика, создавали красивую витрину нового социально-экономического строя. Отличительными чертами являлись преимущественно крупные архитектурные формы, включая целые ансамбли, частое применение различных архитектурных ордеров, богатая по тому времени наружная отделка с барельефами, скульптурами.

Дом Советов (иногда Дворец Советов) (Приложение 7) – здание, построенное в 1936–1941 годах группой архитекторов – под руководством академика Ноя Абрамовича Троцкого – Яковом Николаевичем Лукиным, Модестом Анатольевичем Шепилевским и другими.

Центральная восьмиэтажная часть здания: четырнадцатиколонный портик, завершёный скульптурной группой на тему социалистического строительства (скульптор Н. В. Томский) и гербом РСФСР (скульптор И. В. Крестовский). Боковые пятиэтажные крылья расположены симметрично, акцентированы портиками. На восточном фасаде Дома Советов выступает полуротонда зала заседаний. При отделке здания использовались гранит, мрамор и ценные породы дерева.

8. Сюжетная композиция

Прекрасная архитектура Санкт-Петербурга вдохновила меня на создание четырех видовых работ, посвященных городу на Неве.

Композиция «Исаакиевский собор» (Приложение 8)

Исаакиевский собор – самый крупный и известный храм в Санкт-Петербурге, являющийся музеем-памятником. Исаакиевский собор привлекает внимание своими размерами и внешним видом. Впечатляет центральный купол, наружный диаметр которого равен 25,8 метрам. Вокруг барабана купола располагается колоннада – ряд колонн, которые объединены между собой горизонтальным перекрытием. Колоннада Исаакиевского собора включает 24 колонны. Помимо этого, колоннада имеет 12 огромных окон. Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного здания. Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. Крышу собора украшают скульптуры апостолов Иисуса. Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания. За собором расположены деревья и кустарники, растущие в Александровском саду.

Композиция «У медного всадника» (Приложение 9)

В центре работы я изобразила монументальную скульптуру Петра I на вздыбленном коне, которая изображает великого реформатора в динамике. Перед взором медного Петра предгрозовое небо, словно предвещающее перемены в стране. На заднем плане изображено здание Сената и Синода, которое, несмотря на прелестное внешнее убранство с белокаменными колоннами и статуями, не бросается в глаза, оставаясь фоном. На переднем плане расположилась толпа: люди совершенно разных сословий и профессий, но они выглядят настолько мелко и ничтожно, в сравнении с Петром, что предстают обезличено и серо, не неся в себе ценности. Основной моей целью в создании этой работы было показать могущественность императора, его влияние на людей, даже являясь статуей на площади.

Композиция «На дворцовой площади» (Приложение 10)

Основное внимание я хотела сосредоточить на самом здании Главного штаба, которое в стиле ампир на дворцовой площади возвел Карл Росси, выдающийся петербургский архитектор. Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединенных триумфальной аркой. Арка Главного штаба – не просто архитектурное украшение здания, это памятник, посвященный российским солдатам, победившим в войне 1812 года. Присмотревшись к декоративным элементам Главного штаба, можно увидеть украшения, напоминающие о победе в войне: фигуры богини Ники на стенах и сводах, трофеи. Триумфальная арка поражает своим масштабом. Высота составляет 28 метров, а ширина пролета – 17 метров. Дугообразная линия фасадов помогла избежать монотонности общего образа благодаря тому, что одинаковые элементы под разным углом смотрятся по-разному из-за параболической формы. За зданием виднеется адмиралтейство, являющееся композиционным архитектурным центром Петербурга. Дворцовая площадь – прекрасное место для прогулок, поэтому возле Генерального штаба я нарисовала карету с лошадьми, выезжающую из арки, и прогуливающихся людей.

Данная композиция кажется динамичной за счет выраженной перспективы: здание Главного штаба, являясь центром работы, словно собирает в своем окончании и людей, и небо. Таким образом мне хотелось показать, как влияет архитектура на людей.

Композиция «У ворот Эрмитажа» (Приложение 11)

На заднем плане изобразила величественные ворота Зимнего дворца. Выкованные из металла ворота имеют две створки, на каждой из которых помещены монограммы императорской четы. Кроме того, украшение ворот – изображение коронованного двуглавого орла. Распростертые крылья, державное яблоко в лапах птицы, щиты на его груди с изображением Святого Георгия усиливают значимость ворот. Выполненные из меди вензеля и орлы покрыты золотом. От недоброжелателей ворота охраняют гвардейцы, одетые в темно-зеленые мундиры. Узкие суконные белые панталоны подшиты кожаными черными крагами, которые застегнуты на металлические пуговицы. На головах кивера, с большим «развалом», расширением кверху и с вогнутостью по бокам. Рядовые гвардии вооружены кремниевыми ружьями с трехгранными штыками. На переднем плане мужчина и женщина, которые, культурно просветившись, покидают Эрмитаж. Они одеты в вечерние наряды: на даме красное платье с объёмными рукавами, с одного плеча свисает палантин, на голове шляпка, украшенная лентами; на мужчине синий фрак, цилиндр, белые панталоны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения поставленной цели в работе были представлены и рассмотрены многие архитектурные стили и их особенности, оказавшие значительное влияние на создание и развитие неповторимого облика Санкт-Петербурга.

Архитектура города была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов.

За три столетия своего существования Санкт-Петербург сложился как один из самых прекрасных и великолепных городов мира, имеющих неповторимый архитектурный облик. Благодаря Петру I, который задумал построить Петербург по европейским канонам, в городской архитектуре чувствуется влияние голландских, немецких и итальянских традиций зодчества. Питер по праву называют культурной столицей России, поскольку здесь сосредоточено огромное количество архитектурных памятников и ансамблей, соборов, музеев и садово-парковых комплексов, которые поражают своим великолепием и стилевым разнообразием.

Санкт-Петербург – культурная столица мира, город, сумевший объединить изысканность Европы и сверкающую роскошь Азии, музей под открытым небом, неизменно вызывающий восхищение. Петербург, разрушивший устои допетровской Руси, является поистине великим явлением в истории мировой архитектуры. Несмотря на все свое стилистическое разнообразие, архитектура Петербурга узнаваема и самобытна и не имеет аналогов в мировой архитектурной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Excava – доступные экскурсии / Чесменский дворец: [Электронный ресурс] // http://excava.ru/chesma-palace/

Академик / Церковь Милующей Божией Матери (Санкт-Петербург): [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/430478#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0

Википедия – свободная энциклопедия / Архитектура Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0#%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5

Википедия – свободная энциклопедия / Большой дом: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC

Википедия – свободная энциклопедия / Дом Советов (Санкт-Петербург): [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)

Википедия – свободная энциклопедия / Доходный дом Лидваль: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C

Википедия – свободная энциклопедия / Исаакиевский собор: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Википедия – свободная энциклопедия / Классицизм: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Википедия – свободная энциклопедия / Мариинский театр: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

Википедия – свободная энциклопедия / Петровские ворота Петропавловской крепости: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Википедия – свободная энциклопедия / Спас на Крови: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8

Википедия – свободная энциклопедия / Школа имени 10-летия Октября: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_10-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F

Группа компаний «РБК» / Ампир в архитектуре и интерьере: истоки, особенности, фото: [Электронный ресурс] // https://realty.rbc.ru/news/61c4543a9a794765c7e3946d

Куда сходить в Петербурге / Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»: [Электронный ресурс] // https://mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/dom-torgovogo-tovarishhestva-bratya-eliseevy/

Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ / Штаб-квартира МПА СНГ – Таврический дворец: [Электронный ресурс] // https://iacis.ru/deyatelnost/nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost/istoriya_tavricheskogo_dvortca

Мой Петербург / Архитектура города: [Электронный ресурс] // http://www.peterburg.biz/architecture.html#ixzz7GywKo6os

Музеи Санкт-Петербурга / Мраморный дворец: [Электронный ресурс] // https://www.spbmuzei.ru/mramorniy_dvorec.htm

Открытый город / Воронцовский дворец: [Электронный ресурс] // https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/mesta/vorontsovskiy-dvorets/

Официальный городской туристский портал / Казанский Собор: [Электронный ресурс] // http://visit-petersburg.ru/ru/showplace/195646/

Петербург центр / Исаакиевский собор: [Электронный ресурс] // https://peterburg.center/maps/isaakievskiy-sobor#Kolonnada:_smotrovaya_ploshhadka

Сайт-путеводитель по Санкт-Петербургу / Дворец Белосельских–Белозерских. Санкт-Петербург): [Электронный ресурс] // http://www.hellopiter.ru/Palace_beloselsky_belozersky.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Франческо Растрелли. Воронцовский дворец. 1749–1758 гг.

Приложение 2.

Иван Егорович Старов. Таврический дворец. 1783–1789 гг.

Приложение 3.

Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор. 1801–1811 гг.

Приложение 4.

Андрей Иванович Штакеншнейдер. Дворец Белосельских-Белозерских. 1847–1848 гг.

Приложение 5.

Фёдор Иванович Лидваль. Доходный дом Лидваль. 1899–1904 гг.

Приложение 6.

Ной Абрамович Троцкий. Большой дом. 1931–1932 гг.

Приложение 7.

Ной Абрамович Троцкий. Дом советов. 1936–1941 гг.

Приложение 8.

Композиция «Исаакиевский собор».

Приложение 9.

Композиция «У медного всадника».

Приложение 10.

Композиция «На дворцовой площади».

Приложение 11.

Композиция «У ворот Эрмитажа».

Просмотров работы: 110