Эпоха правления Петра I в изобразительном искусстве

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Эпоха правления Петра I в изобразительном искусстве

Турнова А.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Караганова Т.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Петр I играл значительную роль в истории нашей страны. При Петре I страна претерпела множество изменений, как во внутренней, так и во внешней политике. Многим государь известен как первый Император всея Руси. Реформы, проведенные им, затронули каждую сферу жизни общества, искусство в том числе. А потому, до наших дней сохранилось много картин, связанных с Петром I и других памятников культуры.

В данном исследовательской работе будет раскрыта тема «Эпоха правления Петра I в изобразительном искусстве». Она может быть увлекательна для многих, особенно если смотреть на невероятный скачок в развитии русского искусства, произошедший именно при Петре I.

Цель исследовательской работы: Знакомство с живописью, изображающей эпоху правления Петра I.

Задачи исследовательской работы:

1. Познакомиться с личностью Петра и итогами его правления.

2. Познакомиться с картинами, связанными с личностью Петра и периодом его правления.

3. Выделить основные особенности изображения Петра I в разные периоды времени.

1. Происхождение и развитие исторического жанра

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил.

Жанр возник ещё в эпоху Возрождения. Однако сформировался примерно в XVIII-XIX веках.

Реализм, появившийся в XIX веке, правдиво отражал действительность, природные явления, быт людей. Противопоставлял себя романтизму и академизму. Самые известные художники-реалисты: Густав Курбе, Илья Репин, Василий Суриков, Эдвард Хоппер и другие…

Начиная с 1820-х годов возникает интерес и анализ жизни русского общества в настоящем и прошлом. Русские реалисты вскрывали суть общественных отношений через создание не только социальных, но также исторических полотен, воспринимаемых как ключ к современности. Долгое время исторический жанр включал в себя и мифы, и религиозные сюжеты. Вскоре они перестали считаться частью этого жанра, так как люди отображали действительность прошлого и настоящего, конфликты, важные события, возможно, иногда приукрашивая события. Не зря исторический жанр выглядит торжественно, зачастую имея динамичную композицию. В этом жанре прославились такие художники, как Суриков, Репин, Васнецов, Н. Н. Ге и другие…

2. Жизнь и деятельность Петра I

Петр I родился 30 мая 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от брака с Натальей Кирилловной. С самого детства Петр был активным и любознательным, ему легко поддавалось обучение грамоте и ремеслам.

В 1682 году умер царь Федор Алексеевич и Милославскими был организован стрелецкий бунт(1682). Его предотвратили, но правителей стало двое – Иван и Петр, а из-за слабого здоровья одного и маленького возраста другого, фактически правительницей становится царевна Софья.

В 1689 году Петр I женился на Марии Лопухиной, у него родился сын Алексей. В том же году состоялся второй стрелецкий бунт, однако он был подавлен, а царевна Софья заточена в Новодевичий монастырь.

Вступив в законное царствование, Петр I пытается открыть для России выход к морю, а так же прорубить окно в Европу, для чего было создано Великое Посольство. Реформы в армии, образовании, промышленности, искусстве, создание флота, основание Санкт-Петербурга – заслуги Петра. С 1721г страна считается Российской Империей, а сам государь – императором.

28 января 1725 года Петр I скончался в Петербурге, позже правительницей станет Екатерина I (Марта Скавронская), так как Алексей Петрович умер.

Основными итогами правления Петра стало образование Российской Империи, совершенно новый «европейский» уклад жизни народа, ещё большее развитие морской торговли. Отдельно можно отметить значимые реформы в системе образования. Начиная с 1701 года в России было открыто много школ, академий и за период правления Петра I, напечатано около 1300 наименований книг. Теперь, в связи с преобразованиями, образование для простых людей стало куда доступнее.

3. Правление Петра I глазами художников

Петр I был не только великим правителем, но и весьма интересной и противоречивой личностью. Он был крупным деятелем и реформатором, начитанным и трудолюбивым человеком. Такая эксцентричная личность привлекала художников во все времена. Уже столько веков художники обращаются к личности Петра, изображают значимые события из его жизни, каждый раз интерпретируя по своему, предлагая своё виденье прошедших событий и Петра I в целом.

3.1. Детство Петра I

Петр I родился 30 мая 1672 года. Точное место рождения Петра неизвестно; некоторые историки указывали местом рождения Теремной дворец московского Кремля, а согласно народным сказаниям Петр родился в селе Коломенское, указывалось также и Измайлово. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от брака с Натальей Кирилловной.

Когда в 1682 году царь Федор Алексеевич умер, по обычаю престол должен был занять царевич Иван, но у него было слабое здоровье, и патриарх Иоаким высказался за избрание царем Петра. Это решение породило вражду между двумя знатными родами: Нарышкиными и Милославскими. Спор за престол вылился в бунт стрельцов 15 мая 1682 года. В первые часы бунта на глазах у царевичей убивали бояр (по заранее заготовленным спискам от Милославских), потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Петр вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей; а 25 июня венчал их на царство.

29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном Петром вторым царём удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском. Так, впечатления детства накрепко связались у Петра со стрелецким бунтом и убийствами.

Неизвестный автор

«Портрет Петра I из «Царского титулярника», конец 1670-х – начало 1680-х

Автор неизвестен, как и точная дата создания (конец 1670‑х – начало 1680‑х гг.). «Царский титулярник» или «Большая государева книга» – справочник, богато иллюстрированный портретами русских монархов и гербами земель. Именно в «Царском титулярнике» будущий император изображён впервые. К сожалению, история создания этого портрета, его достоверность неизвестны.

Портрет из «Царского титулярника» (Приложение 1) был написан еще задолго до начала правления Петра I,но уже после смерти Алексея Михайловича и во время жизни Петра в селе Преображенском. Царевич изображен в пол оборота, в царском кафтане. Работа представляет собой «парсуну», а из-за отсутствия обучения портрету в то время, страдают пропорции. Петр изображен в своеобразной «рамке», а вокруг неё цветочный орнамент, который присутствует во всех парсунах из «Царского титулярника».

3.2. Потешное войско

По соседству с Преображенским селом находилась Немецкая слобода. В основном там селились иностранцы, которые оказали значительное влияние на формирование взглядов и интересов Петра I (Ф. Я. Лефорт, П. И. Гордон, Я. В. Брюс и др.), которые явились его учителями в различных областях. Петр I с юных лет знал немецкий язык, а затем изучал голландский, английский и французский языки. В течение жизни он пополнял знания, уделяя особое внимание военному делу.

Ещё в раннем детстве военное дело чрезвычайно увлекло любознательного Петра. Гром пушек, осада крепостей и марширующие солдаты полностью захватили будущего полководца. Маленьким мальчиком Пётр с удовольствием наблюдал за военными учениями русского войска, а в 1683 году этот интерес стал воплощаться в жизнь. В это время начался набор добровольцев, готовых вступить в потешные войска, которые создавались для военного обучения царя.

Первоначально в эти войска вступали люди низкого происхождения. Одним из таких бойцов был будущий светлейший князь Александр Меншиков. Но постепенно неуклюжее потешное сборище становилось войском. В 1695 году потешные войска впервые участвовали в Азовском походе. Из потешных родились лучшие русские полки, которые стали основой русской императорской гвардии в Северной войне.

Алексей Кившенко

«Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово», 1880

Данная картина (Приложение 2) посвящена событию 1694 года, получившему название «Кожуховский поход». Поход был организован специально, ради этого даже построили крепость, и представлял собой фактически первые крупные инженерные военные учения в истории России.

На картине изображено боевое построение: Петр I находится в самом центре картины верхом на вороном коне и с саблей в руке. Он одет в специальную форму Преображенского полка, так как сражался в его составе в звании бомбардира. На картине же он скорее выглядит как главнокомандующий, возможно, произносит какую-то речь. По правую сторону от Петра I стоят сигналисты с барабанами и другими инструментами, а по левую сами рядовые. На заднем плане также построены военные, одни находятся в строю, другие готовят пушки, а третьи несут знамёна, с которыми позже двинутся на захват крепости.

3.3. Великое посольство

Во время царствования, Петру необходимо было создать коалицию европейских христианских государств против Османской империи. Для этого в 1697 году было создано Великое Посольство в составе 250 человек. В составе делегации инкогнито ехал сам царь (как урядник Преображенского полка Петра Михайлова), который и направлял всю работу посольства.

В 1697-98 во время первой заграничной поездки прошёл полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По приказу Петра I в др. странах закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и учёные, посылались за границу для обучения русские молодые дворяне.

Важной задачей посольства было также знакомство царя с жизнью и порядками в европейских странах. В ходе зарубежной поездки царь посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию. Русские добровольцы из дворян и солдат изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Сам Петр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился делать гравюры.

Дэниел Маклайз

«Пётр I в Дептфорде в 1698 году», 1857

Главной целью Великого посольства было создание коалиции против Османской Империи, но между тем, Петр I очень интересовался технологиями, различными науками и искусством Европы. Большинство картин, касающихся Великого посольства, изображают царя обычным плотником, коим он действительно успел побывать.

На картине (Приложение 3) представлена работа на верфях. Позади виден корабль, над возведением которого трудятся множество рабочих, каждый из которых выполняет определенную работу, а среди них и Петр I. Среди остальных лиц его легко узнать по некоему портретному сходству. Царь находится в левой части картины, одет в простую одежду плотника. Исходя из того, что изображено на картине, Петр I только что занимался распилом доски, но сейчас, вероятно отвлекся на господина, чья фигура находится в правой части картины. Возможно, он является хозяином верфи и пришел с проверкой.

3.4. Морской флот

 20 октября 1696 Петр 1 издал указ короткий, но убедительный: «морским судам быть».

Азовский флот создавался Россией в начале 1696 г для действия на Азовском море после неудачи в 1-ом Азовском походе из-за отсутствия флота. Главным центром строительства был Воронеж, где сооружались крупные корабли, собирались галеры и брандеры, строившиеся в селе Преображенском и в Брянске; в Козлове и др. местах строились транспортные суда. В итоге наличие флотилии немало помогло при взятии Азова.

В результате неудачного для русских Прутского похода 1711 Азовский флот был уничтожен в связи с возвращением Азова туркам. Создание Азовского флота положило начало русскому регулярному военному флоту.

В начале XVIII века по возвращении в Россию из Великого посольства Петр I основал Балтийский флот, часть кораблей купив заграницей, часть построив в России, в Петербурге и Архангельске, в основанных здесь адмиралтействах.

Балтийский флот принимал активное участие в Северной войне. Первые боевые корабли для Балтийского флота строились в 1702-03 в устье реки Сясь на Ладожском озере и на реке Свирь. В октябре 1702 гребная флотилия участвовала во взятии крепости Нотебург (позднее Шлиссельбург). Первой эскадрой Балтийского флота командовал вице-адмирал Корнелиус Крюйс. В 1703 была заложена база Балтийского флота – Кроншлот (позднее Кронштадт). С 1704 началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России. Первыми русскими кораблестроителями были мастера Ф. М. Скляев, Г. Меншиков, И. Рамберг. Подготовка офицерских кадров для Балтийского флота была организована в 1701 в Москве в Навигацкой школе. В 1724 Балтийский флот имел 141 парусный боевой корабль и несколько сот гребных судов.

Сергей Кириллов

«Морским судам быть! (Петр I)». 1985 г.

Название данной картины «Морским судам быть!» (Приложение 4) уже раскрывает её суть. Сергей Кириллов изобразил зарождение флота в России.

Судя по всему, картина охватывает время перед Азовскими походами, когда встал вопрос о создании флота. Петр I выглядит решительно, непоколебимо, серьезно, как и его решение создать российский флот. Долговязая фигура царя возвышается в центре картины, на помосте. Петр I, вероятно, только сошел с корабля, одет в простые штаны, белую рубаху с закатанными рукавами и сапоги до колен. Совсем не по-царски, однако, фигура его величественна, а оттого выделяется среди других людей, снующих рядом.

3.5. Северная война

После возвращения из Великого посольства царь начал готовиться к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1699 году был создан Северный союз против шведского короля Карла XII, в который помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая. В то время Швеция установила господство на Балтике, и это многим не нравилось. 19 (30) августа 1700 года Россия объявила войну Швеции под предлогом отмщения за обиду, оказанную царю Петру в Риге.

Для успешного ведения войны Петр I начинает проводить реформу армии по европейскому образцу. В ходе войны Петр I сформировался как крупный полководец.

Первый период войны с 1700 по 1709 год был неудачен для России. Русская армия потерпела поражение под Нарвой. Швеция вела военные действия на территории Саксонии и Польши. С 1709 года военные действия ведутся на территории России. Войска Петра одержали победу под Полтавой. В 1709-1714 годы отмечены поражением России в Прутском походе после вступления в войну Турции. В 1710 году русские войска взяли Ревель, Ригу, Выборг. Военные действия были перенесены в Скандинавию. На заключительном этапе войны в 1714-1721 годах русская армия одержала победы у мыса Гангут и острова Гренгам.

Мирный договор в Ништадте в 1721 году передавал России прибалтийские земли, часть Карелии и выход в Балтийское море. Россия обязывалась уплатить Швеции компенсацию и вернуть Финляндию. Для России эта война является важным началом европейской политики и началом ее модернизации.

22 октября 1721 года Петр I принял титул, не просто почётный, но свидетельствующий о новой роли России в международных делах.

Луи Каравак

«Полтавская битва», 1718

Картина (Приложение 5) посвящена Полтавской битве, которая считается переломным моментом в Северной войне. В Полтавской битве укрепился международный престиж России, а «непобедимая армия» Карла ХII перестала существовать,

Картина весьма достоверно передает события минувших дней, так как автор имел возможность лично пообщаться с героями Полтавской битвы.

Картина встречает зрителя грандиозным сражением, где едва ли можно разобраться, где шведская, а где русская армия. Люди смешались в этой битве, где-то на поле боя вздымается дым от пушек. Армии уже понесли потери и среди бойцов угадываются бездыханные тела павших в этой битве. Пехота и конная армия продолжает сражение, а на первом плане, на коне восседает Петр I, который осуществлял общее руководство войсками в Полтавской битве. С высоко поднятой саблей, в боевом одеянии, он вдохновляет войска сражаться за государство, за Отечество.

3.6. Основание Санкт-Петербурга

Когда к Петру I перешло царствование, он решил основать новую столицу. Петру I не нравилась Москва. Император, с юношества проводивший много времени в окружении иностранных господ, хотел построить новую столицу по «европейскому стилю». Ведь раньше на Руси города застраивались хаотично, в том числе и Москва. Итак, 27 сентября 1702 года русские войска под командованием Шереметева осадили шведскую крепость Нотебург, расположенную у истока Невы из Ладожского озера. 11 октября 1702 года русские войска пошли на штурм и одержали победу. Весной 1703 года, после недельной осады, русскими войсками была взята крепость Ниеншанц при впадении реки Охты в Неву.

Таким образом, к началу 1703 года в руках русских оказалось всё течение Невы. Поселение Нотебург, построенное шведами на месте основанной ещё в 1323 году князем Юрием Даниловичем крепости Орешек, Пётр переименовал в Шлиссельбург (ключ-город), а в устье Невы Пётр I 16 мая 1703 года заложил новый город Санкт-Петербург. Город был назван в честь Святого Петра, небесного покровителя царя-основателя, но со временем стал всё больше ассоциироваться с именем самого Петра I.

С началом строительства Санкт-Петербурга по всей России было запрещено строительство каменных строений, и все каменщики направлялись на строительство нового города. Царём Петром приближённым, а также зажиточным людям раздавались земельные участки под обязательство строить на них здания определенных размеров. В первые десять лет существования главной частью был Городской остров (современный Петроградский остров), здесь находились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части. Первым промышленным предприятием стала Адмиралтейская верфь, открытая в 1705 году на Адмиралтейской стороне (левый берег Невы), где в дальнейшем были построены Галерная верфь, Зимний и Летний дворцы Петра I с Летним садом.

В 1712 году Петр I издал указ о создании Генерального плана Санкт-Петербурга.

В конце 1715 года Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Проект был утверждён указом царя Петра Алексеевича I января 1716 года. План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике. В этот период угроза нападения шведов с моря была практически устранена, хотя морские баталии Северной войны за него всё ещё продолжались.

К 1716 году Васильевский остров был практически не застроен. Единственным крупным объектом на нём была лишь усадьба Меншикова (дворец, домовая церковь и сад). Несмотря на то, что проект Трезини так и не был осуществлён, он лёг в основу представлений иностранцев об Петербурге, и изображался на европейских картах в течение последующих пятидесяти лет.

Летом 1716 года приезжает французский королевский архитектор 37-летний Жан-Батист Александр Леблон со своей семьёй и подмастерьями. Пётр возлагал на маститого Леблона большие надежды и назначил его главным архитектором города, подчинив ему других архитекторов, включая и Трезини. Он дал ему звание генерал-архитектора с жалованьем в пять тысяч рублей (для сравнения – жалование Трезини за всю его карьеру в России никогда не превышало одной тысячи рублей в год).

Пётр также поручает Леблону разработать ещё один генеральный план Петербурга. Идея состояла в том, чтобы из двух проектов Трезини и Леблона выбрать лучший, или же взять наиболее интересное из обоих и объединить в едином решении. Исследователи отмечают сложность ситуации, в которой оказался Леблон: с одной стороны – его большой теоретический и практический опыт работ в Европе, с другой – специфические особенности России, национальные и местные черты, разобраться в которых Леблону в короткий срок было решительно невозможно. Трезини же напротив, не имея большого европейского опыта до приезда в Россию в 1702 году, сформировался как архитектор именно здесь, в Петербурге, приобретя 14-летний опыт работы.

С 1713 года все лица, служащие царскому двору, должны были селиться в новой столице. В 1713 году в Санкт-Петербург переехал Правительствующий сенат и город стал столицей Российской империи; с этого момента из документов исчезает фраза «Государь находится в походе», указывающая на то, что царь находится вне стен московского Кремля. 17 марта 1719 года в Санкт-Петербурге была открыта инженерная школа (по решению Петра I в 1723 году инженерные классы Московской школы пушкарского приказа были переведены в Петербург вместе со всеми преподавателями). В 1724 году из Москвы был переведён Монетный двор, в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. К 1725 году построены Смольный двор, Литейный двор, водяные пильные мельницы, кирпичные, восковой, пороховые, оружейный, шпалерный, кожевенный и другие заводы, пищевые предприятия. В том же году была основана Петербургская академия наук, где с 1728 года стала выходить первая русская газета «Санкт-Петербургские ведомости».

В первой четверти XVIII века название писалось как Сан(к)т-Питер-Бурх. При появлении города специального акта, определяющего название города, принято не было, однако в письмах Петра I и официальной газете «Ведомости» практически всегда упоминается название «Сан(к)т-Питер-Бурх» в соответствии с голландским вариантом (Sankt Pieter Burch – «Город Святого Петра»). Написание «Санкт-Петербург» впервые зафиксировано в газете «Ведомости» в июле 1724 года.

Валентин Серов

«Петр I на строительстве Санкт-Петербурга», 1907

Данную картину (Приложение 6) Валентин Серов писал по заказу для школьной серии «Картины по русской истории». Изначально небольшая работа, темперный набросок развернулся в грандиозное полотно.

На картине сосредоточенный и целеустремленный Петр I направляется к месту стройки новой столицы – Санкт-Петербура. Только-только закладывается фундамент для нового города, и государь движется по земляной насыпи. За ним иностранные господа, которые, так или иначе, принимали участие в строительстве Санкт-Петербурга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Петр I вошел в историю как великий правитель и реформатор. Царь стремился преобразовать и улучшить страну, внес неоспоримый вклад в развитие государства и несомненно повлиял на становление нашей страны такой, какая она есть.

Петр I развивал не только военную и производственную отрасли, но и искусство, а потому много картин и гравюр было создано ещё при жизни царя. Эксцентричная личность Петра, его история и государственные деяния привлекали художников даже спустя столетия. Поэтому существует очень много картин разной степени достоверности.

Каждое событие, сражение, реформа нашли отражение на холсте талантливых художников. И по всем этим картинам можно отследить становление личности Петра. Как он, будучи ребенком, был любознательным и трудолюбивым, как с годами его образ становится взрослее и мудрее, как царь становится увереннее и серьезнее в своих решениях. Все эти картины, так или иначе, не отображают его душевного состояния, его жестокости или резкости.

Цели и задачи, поставленные в данном реферате, выполнены. Мы познакомились с живописью петровской эпохи, познакомились с личность Петра I и итогами его правления, а так же с различными картинами, представляющими эпоху Петра I.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Петр 1 / А.В. Репников. – М,: РИПОЛ классик, 2017.

История России 8 класс, 1 часть. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. – АО «Издательство «Просвещение»

Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) / Петр I Великий: [Электронный ресурс] // http://niv.ru/doc/encyclopedia/bse/articles/3637/petr-i-velikij.htm

Википедия / Пётр I: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I

Википедия / Санкт-Петербург: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Неизвестный автор «Портрет Петра I из «Царского титулярника», конец 1670-х – начало 1680-х

Приложение 2

Алексей Кившенко «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово», 1880

Приложение 3

Дэниел Маклайз «Пётр I в Дептфорде в 1698 году», 1857

Приложение 4

Сергей Кириллов «Морским судам быть! (Петр I)». 1985 г.

Приложение 5

Луи Каравак «Полтавская битва», 1718

Приложение 6

Валентин Серов «Петр I на строительстве Санкт-Петербурга», 1907

Просмотров работы: 263