I.Введение
Святослав Игоревич одним из первых русских князей на страницах русских летописей становится ярким примером русского национального самосознания. Именно это обстоятельство и делает личность киевского князя интересной для исследования, так как Святослав находится на “переломе” эпох. Святослав — это язычник между двумя известнейшими первыми христианами на Руси.
В последние десятилетия, после выхода книги “Святослав” под авторством А.С. Королева, после установления памятника Святославу Храброму на территории г. Белгорода, в честь 1040-летия разгрома Хазарского каганата,возрос интерес к личности Святослава. Исследование образа князя является актуальным еще и по причине того, что это один из первых русских князей, которому в иностранных источниках уделено внимание как яркой личности.
Основными источниками, освещающими деятельность князя Святослава, которые мы использовали в своей работе - это Повесть временных лет, “История” Льва Диакона, византийские хроники Иоанна Скиллицы и Зонары, «История Российская» В. Н. Татищева, «История России с древнейших времён» С. М. Соловьева, «История государства Российского» Н. М. Карамзина, «Книга Путей и Стран» Ибн-Хаукаля и др.
Правление Святослава по-разному оценивается исследователями. Большинство историков признают Святослава Игоревича великим полководцем эпохи раннего русского Средневековья, однако при оценке его как государственного деятеля мнения специалистов расходятся.
Цель исследования: изучить личность князя Святослава и выявить сильные и слабые стороны его реформаторской деятельности.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. найти имеющуюся литературу по теме и изучить точки зрения различных историков о князе Святославе;
2. рассмотреть реформы в области государственного управления во времена правления Святослава;
3. выяснить как отразились проведенные реформы князя Святослава на ход развития Руси.
Объект исследования: Святослав – киевский князь.
Предмет исследования: влияние внутренней политики князя Святослава на ход развития Руси.
Анализ отечественной и зарубежной исторической литературы позволил сформировать рабочую гипотезу: князь Святослав великий полководец, но слабый реформатор.
Методы исследования: анализ ресурсов Интернет сети, анализ литературы, сравнение, описание, работа со справочным материалом.
Хронологические рамки: время правления князя Святослава 945-972.
II. Основная часть
2.1. Образ Святослава Храброго в описаниях историков
Князь Святослав Игоревич — один из самых успешных военачальников Древнерусского государства, за свою удаль и удачу в сражениях получивший прозвище «Храбрый». Величайший полководец Средневековья, сравнимый лишь с Александром Македонским, Ганнибалом и Цезарем, враги, которого величали Полубогом. Согласно древнерусским летописям, Святослав был единственным сыном киевского князя Игоря и княгини Ольги, первым достоверно известным киевским князем со славянским именем.
Точная дата рождения правителя до сих пор не известна. По Ипатьевскому списку Святослав Игоревич родился в 942 году. Первая Новгородская летопись рассказывает о рождении Святослава вслед за рассказом о браке Игоря и Ольги. Оба эти сообщения помещены в той части летописи, где вообще нет дат. Чуть позже появляется дата 920 г. Ее летопись связывает с первым походом Игоря на греков. Повесть Временных Лет относит этот поход к 941 г. Русский историк XVIII в. В. Татищев относил дату рождения Святослава к 920 г. Так же в литературе присутствует сообщения, что Святослав родился около 940-941 г.
Воспитан будущий князь был в традициях викингов, с детства к нему были приставлены варяги, сражавшиеся еще под предводительством Олега, воин Асмунд и военачальник княжеской дружины Свенельд. Юный Святослав получал знания, которые пригодились в военных походах: искусство боя, управление лошадьми, ладьей, плавание, мастерство маскировки.
Знаменитый византийский историк и писатель Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одном ухе у него вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой»[6, с.24]. Некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо лат. barba rasa — безбородый, допустим перевод с редкой бородой, а клок волос может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким — с редкой бородой и двумя косами — предстаёт Святослав на страницах «Истории» С. М. Соловьёва. Плоский нос, а не курносый указан в первом переводе на русский Д.А. Поповым.
К 20-22 годам князь Святослав в совершенстве познал премудрости военной тактики и стратегии своего века. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины.
Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям. Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины» [10, с.2]. Типичная черта Святослава — внешняя простота и неприхотливость, в какой-то мере близость к народу.
Одной из черт Святослава является то, что он предстает могучим воином и талантливым стратегом. Популярным является образ Святослава как честного политика. Именно с этим образом связан знаменитый лозунг, вошедший в немного измененном виде в современный язык, “Иду на вы”. Такими словами князь Святослав Игоревич предупреждал своих врагов о своем скором нападении на них.
Можно в литературных источниках встретить, упоминание о князе как о бескорыстном руководителе. В подтверждение данной характеристики можно привести пример, когда Иоанн Цимисхий отправляет к Святославу послов с дарами. В первый раз, когда послы пришли к Святославу со всевозможными дарами, драгоценностями и вообще дорогими подарками, князь равнодушно принял подарки и даже не взглянул на них. Во второй раз византийский император по подсказке своих советников отправил Святославу хороший меч и другое оружие. Русский князь с большой радостью принял второй подарок императора и начал его восхвалять, после чего византийцы поняли, что “лют будет муж этот”. Меч и оружие представляют собой, в данном случае не материальные ценности, а ценности духовные. Прежде всего, оружие — это символ защиты, победы над противником.
Также можно встретить описание Святослава как хитрого полководца, например в сюжете, когда Святослав дезинформирует противника относительно количества его воинов, в два раза преувеличивая реальную цифру.
Говоря об отрицательных чертах князя, заметим, что их не так много. Во-первых, сам факт, что Святослав был язычником, является отрицательным с точки зрения христианской ПВЛ. Во-вторых, важным является образ непокорного сына, но и эта черта связана прежде всего с непокорностью в религиозной сфере. Еще одной известной чертой Святослава является его авантюризм. Святослав изображается военным предводителем, увлекшимся походами и не занимающимся внутригосударственными делами и семьей.
Итак, систематизируя полученные результаты анализа текстов, можно отметить, что общими характеристиками Святослава в зарубежных и отечественных источниках являются такие отрицательные стереотипы как варварство, жестокость, дерзость, жадность, коварство. К положительным же стереотипам можно отнести такие характеристики, как храбрость, бесстрашие, воинский талант, честолюбие, свободолюбие.
2.2. Внутренняя политика князя Святослава
Князь Киевский Святослав Игоревич являлся главой Древнерусского государства с 945–972 гг. Однако поскольку к моменту гибели его отца в древлянском полюдье Святославу шел 3-й год, реальной правительницей Руси в 945–962 (964) гг. являлась его мать княгиня Ольга. Да и после возмужания Святослава, когда он начал ходить в свои знаменитые военные походы, внутренняя жизнь Руси, управлялась Ольгой, вплоть до ее кончины в 969 г.
Внутренняя политика князя Святослава Игоревича никогда особенно не интересовала. К административным и хозяйственным вопросам он не питал ни малейшего интереса, старался избегать их. Даже когда князь вырос, мать сохранила на него огромное влияние, и сложилось своеобразное разделение их функций. Ольга по-прежнему ведала всем гражданским управлением, а Святославу это позволяло не отвлекаться на текущие дела, сосредоточиться на военной сфере. О первых самостоятельных шагах его «Повесть временных лет» сообщает с 964 года. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“»[10, с.2].
Святослав имел своей главной целью объединение сил Киевской Руси с Тмутараканской Русью, с тем чтобы расширить свой контроль над регионом Азова и в конечном итоге открыть дорогу к Каспийскому морю. Укрепить власть он пытался посредством привлечения военных дружин. С 964 года повзрослевший князь начал полностью посвящать себя походам против сопредельных стран и племён, оставляя в Киеве княгиню Ольгу заниматься внутренними делами государства.
После принятия христианства в 957 году княгиня Ольга, вернувшись в Киев начала активно продвигать среди восточных славян новую религию, а также пыталась обратить в христианство сына. Но Святослав ответил: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться"[11,с.43]. Святослав отказался предавать славянских богов, объясняя матери, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины.
Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 961 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу — это произошло из-за сопротивления Святослава. На основании этих документов многие историки приходят к мнению, что Святослав пришел к власти между 959 и 961 годами[14,с.36].
О том, что князь поддерживал языческую реакцию, сообщает В. Н. Татищев.
Он упоминает разорение Святославом построенной при Ольге Софийской церкви и церкви над могилой Аскольда [14,с.39].
В 968 году, в отсутствие Святослава, на Русскую землю пришли печенеги. Ольга заперлась в Киеве со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром. Печенеги же осадили город великою силой: было их вокруг бесчисленное множество, и нельзя было ни выйти из города, ни набрать воды, и изнемогали люди от голода и жажды. Тогда киевляне послали к Святославу гонца со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. Нас же чуть было не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми. Если не придешь и не защитишь нас, то не миновать нам полона. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей?"[10,с.5]. Услышав эти слова, Святослав с дружиною немедленно оседлал коней и вернулся в Киев; Летопись говорит, что он с горячностию лобызал мать и детей, радуясь их спасению. — Дерзость Печенегов требовала мести: Святослав отразил их от пределов Руси и сею победою восстановил безопасность и тишину в отечестве. Прогнав кочевников, мирное пребывание в Киеве скоро наскучило деятельному Князю. Собрав Бояр, он в присутствии Ольги сказал им, что ему веселее жить в Переяславце, нежели в Киеве. Летописи, сохранили его обращение к матери: Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы[10, с.6]. Такая позиция усилила пропасть между Святославом и киевской верхушкой. Киевляне упрекали своего князя: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул...»[10,с.6].
Огорченная мать ответствовала ему, что старость и болезнь не замедлят прекратить ее жизни. «Погреби меня, — сказала она, — и тогда иди, куда хочешь»[15,с.15].Эти слова оказались пророчеством: Ольга на четвертый день скончалась.
В 969 году скончалась княгиня Ольга, которая занималась внутренней политикой государства. Это подтолкнуло Святослава Игоревича к привлечению к правлению детей. Князь решил переселиться в недавно завоеванную им восточную часть Болгарии и определил своих сыновей на различные княжества, после чего уехал из Киева.
970 г. он поручил Киев сыну своему Ярополку, а другому сыну, Олегу, Древлянскую землю. Но у Святослава был еще третий сын, Владимир, от Малуши ключницы Ольгиной, который был направлен княжить в Новгород. Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные Уделы. Через несколько лет после смерти Святослава его сыновья развязали междоусобную войну.
Таким образом, можно сделать вывод, что политика не привлекала молодого князя, поэтому особых изменений во внутренней деятельности государства не произошло за годы правления Святослава. Из-за его внезапной смерти, его завоевания, по большей части, не были объединены в функционирующую империю, а его неспособность установить стабильную преемственность привела к братоубийственной вражде между сыновьями.
Заключение
Образ князя Святослава видится нам в результате исследования как образ великого русского полководца и храброго воина, который наибольшего уважения снискал в рядах своей дружины и воинов. После ратных походов Святослава Игоревича (965-972) территория земли Русской увеличилась от Поволжья до Каспия, от Северного Кавказа до Черноморья, от Балканских гор до Византии. Победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами. Военные достижения князя значительно расширили известность Древнерусского государства и укрепили его авторитет как на Востоке, так и на Западе.
Проанализировав труды отечественных и зарубежных историков мы, в своей работе придерживаемся выводов сделанных такими историками как Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, С. В. Бахрушиным и др. Например, по мнению Н.М. Карамзина: - « Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка».[7,с.68].
С. М. Соловьев рассматривает Святослава как достойного русского государственного деятеля лишь до первого похода на Дунай. «С этого времени, - отмечал историк, - начинаются подвиги Святослава, мало имеющие отношения к нашей истории». «Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли»[13, с.53].
С. В. Бахрушин, приходит к выводу, что Святослав - этого князь-завоеватель. Говорить о его государственной политике, об установлении власти киевских князей на захваченных территориях не приходится; это были лишь действия грабителей, разоряющих местное население.
Как видим, Святослав Храбрый как политик не был отмечен особым талантом, государственные дела его интересовали мало.
Наша гипотеза подтвердилась: князь Святослав - великий полководец, но слабый реформатор. С одной стороны, Святослав – величайший полководец древности, непревзойдённый воин, стратег и тактик, которого на Руси прозвали Храбрым, а враги именовали Полубогом. И даже убийцы-печенеги провозглашали: «Пусть наши дети будут такими, как он»[17, с.54]. А с другой стороны, Святослав видится консервативной личностью в отношении государственного устройства, поскольку не принимает прогрессивных перемен, которые назрели и были необходимы. Мы говорим о христианстве, как религии, исповедующей единобожие и, несомненно, стоявшей на более высокой ступени развития общества. Из-за его внезапной смерти, его завоевания, по большей части, не были объединены в функционирующую империю, а его неспособность установить стабильную преемственность привела к братоубийственной вражде между его тремя сыновьями, что привело к тому, что двое из них были убиты.
Список использованной литературы
Артамонов М. И. История хазар. Л. , 1962.
Гудзь-Марков, А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII в.в. / А.В. Гудзь-Марков.- М.: Вече, 2008.
Горяйнов С.Г., А.А. Егоров История России IX–XVIII века: Ростов-на-Дону, 1996.
Греков Б. Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: АСТ, 2017.
Диакон Лев. История.М.:1988
Карамзин Н.М.История государства Российского. -М., 2008.
Ключевский В.О. Курс Русской истории. М.:Альфа – книга, 2019.
Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956.
Лихачев Д.С. Великое наследие. Повесть Временых лет. СПб.: Наука, 1996.
Мавродин В. В. Древняя Русь.М.:Русский мир, 2009.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М. , 1991.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 1. Русь изначальная: М.,2001.
Татищев В.Н .История Российская с самых древнейших времен: М., 2009
Фортунатов В.В. Российская история в лицах: М., 2009.
Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. — М.: Центр полиграф, 2012.
Черникова Т.В. Легендарные полководцы древности. Святослав, Олег, Добрыня:М.: Комсомольская правда, 2014.