Введение
Этап в истории, плотно связанный с именованием Н.С. Хрущева, нередко именуют как «великим десятилетием». Проводившиеся в эти годы переустройства обхватывали не только сферы политической деятельности и экономики, но и культуру, науку, воспитание и иные области духовной жизни общества. Смысл этого времени, тем более в области культурного становления государства, выходит далеко за рамки реформаторской работы самого Никиты Хрущева. Более вместительным и образным определением данного периода стало заглавие небольшого романа Ильи Эренбурга «Оттепель», вышедшего в свет в 1954г, размещенного в журнале «Новый мир». Наиболее важным мероприятием, конструктивно повлиявшим на общественное понимание, стало перемена в идеологии, вызванное критикой сталинизма.
Началом «хрущёвской оттепели» послужила смерть И.В.Сталина в 1953 году.
«К «оттепели» относят еще кратковременный этап (1953 - 1964), когда у управления государства был Георгий Маленков и были прикрыты большие уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), было проведено помилование осуждённых за малозначительные преступления» [1].
«Данный этап характеризовался особенным ослаблением тоталитарной власти, выходом в свет некоторой свободы слова, демократизацией политической и социальной жизни, открытостью миру большей свободной творческой работы. Заглавие связано с присутствием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева» [1]. Этап так же характеризовался снятием строгих запретов в сфере культуры и началом контактов с зарубежными государствами. В большей степени советские жители ощутили «оттепель» с 1956 года, когда стартовала критика «культа личности» Сталина.
Никита Сергеевич Хрущев в первый раз обвинил и осудил Иоссифа Виссарионовича Сталина за глобальные репрессии и это случилось на ХХ съезде партии. Впоследствии этого съезда были освобождены из лагерей и реабилитированы (оправданы) миллионы людей. В 1957 году стартовало возвращение в пространство собственного проживания депортированных народов: балкарцев и карачаевцев, чеченцев и ингушей, калмыков.
Были восстановлены их республики, но на иные народы эти меры не распространились. Это относится к корейцам, болгарам, понтийским грекам, курдам, крымским татарам, германцам Поволжья.
Представленная работа оценивает трудности становления культуры и образования, музыки и театрального искусства живописи и духовной жизни общества во времена «хрущевской оттепели». Выбранная тема содержит особую актуальность в наше время, когда советское общество переживает весьма тяжелый период никому новшеств и реформ, когда почти все люди замкнулись на создании собственного материального благополучия, когда российское общество стоит на грани выживания.
Цель - изучить особенности развития культурного пространства в период «оттепели».
Задачи:
- рассмотреть, как менялась ситуация в стране после смерти И.В. Сталина
- выявить новые тенденции в развитии отечественной культуры, образования и науки, литературы, музыки, театрального искусства, живописи и скульптуры.
Объектом исследования является культура СССР в 1953 - 1964гг.
Предметом исследования является политическая ситуация в стране, которая оказывала влияние на культурную жизнь в период хрущевской «оттепели».
Практическая значимость исследования состоит в том, что данной работой могут воспользоваться ученики в подготовке к уроку, выступлению на конференции, посвященные историческому периоду хрущевской «оттепели».
Раздел 1
1.1 Начало уникального периода «оттепель»
В начале периода одним из ключевых достижений политики 1953 – 1964гг. было воплощение общественных реформ, которые включали заключение вопроса пенсионного обеспечения, наращивание прибыли населения, проработка и решение жилищных вопросов, вступление пятидневной недели. Этап «хрущевской оттепели» был трудным периодом в ситуации советского государства. За краткое время представленного этапа, который продолжался 10 лет, было совершено много преобразований и инноваций. Наиболее важным достижением стало разоблачение злодеяний сталинской системы [1]. «Осуществлялись переустройства в финансовой и политической сферах. Шло духовное очищение и возрождение общества. Весной 1953 года были совершены преобразования в составе управления КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущёв – известный работник партии, долгое время возглавлявший наикрупнейшими партийными организациями государства. Спустя месяц после смерти Сталина были сделаны первые шаги по восстановлению законности в стране» [2].
«В 1953 году арестован, судим и расстрелян Л.П. Берия, подозреваемый в плане разделить обязанности партийных и хозяйственных органов, в стремлении расширить возможности МВД - своей главной опоры в борьбе за власть. В 1954 году вышел роман И. Эренбурга «Оттепель», вызвавший огромные дискуссии в обществе. Название книги становится нарицательным, индивидуальным символом духовного раскрепощения народа, пришедших в себя после сталинского периода» [2, 3].
«К 1956 году из лагерей освобождено и реабилитировано посмертно в пределах 16 тысяч человек. Впоследствии ХХ съезда КПСС, на котором разбирали «культ личности Сталина»» [3, 7], масштабы реабилитации быстро возрастают и в скором времени миллионы политзаключённых обрели давно ожидаемую свободу. «Возвращение в общество большого количества ни в чём не повинных людей вынудило органы власти объяснить причины подобной несправедливости. Н.С. Хрущёв попробовал объяснить это в своем докладе «О культе личности и его последствиях», оглашенном на закрытом заседании ХХ съезда. Почти все были потрясены и участники, и приглашённые ветераны партии в полном молчании слушали доклад, они изредка могли прерывать докладчика выкрикиванием изумления и возмущения. Несколько человек почувствовали себя очень плохо, и их вывели из зала. Обсуждение доклада Н.С. Хрущева было принято решение не проводить, процесс заседания не стенографировался. Публичное осуждение творившихся в то время в стране десятилетиями беззаконий и злодеяний высочайших должностных лиц положило начало кардинальным изменениям в социальном сознании» [3].
«Очень быстро увеличивалась численность городского населения, за счет того, что миллионы сельских жителей приобщались к городской культуре, это приводило к вымиранию деревень и большой упадок культуры. В повседневную жизнь советских людей зашли радио, телевидение, магнитофоны» [4]. Но технический прогресс имел и отрицательные результаты - культурный досуг всё более приобретал пассивные формы жизни. Можно сделать вывод, собственно, что русское правительство после смерти И.В. Сталина стояло на входе широкомасштабных перемен, затронувших все сферы жизни.
«Реформы, начавшиеся в последствии смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для становления и развития культуры» [4]. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это преумножило спектр свободы, вызвало у народа, особенно у молодежи, утопические мечтания о наилучшей жизни.
Репрессивные народы, это народы над которыми проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, и это все сопровождалось их насильственным переселением [4].
«Работа ХХ съезда КПСС, донос Хрущёва, порицание так называемого культа личности - всё это имело чрезвычайно значимые последствия для жизни всего общества. Почти всем людям, погибшим и живым, вернулось доброе честное имя, очернённое в годы сталинского режима» [4]. Почти все репрессированные (таблица 1) пришли к долгожданной свободе.
Таблица 1 – Репрессированные народы СССР
Нации/народы |
Численность человек, тыс.чел. |
Литовцы |
400 |
Украинцы |
300 |
Латыши |
150 |
Эстонцы |
50 |
Нации северного Кавказа и крымские татары |
1500 |
1.2 Система развития культуры
Данный период считается одним из наиболее трудных для изучения и исследования. Россия претерпела за ХХ век две мировые войны, почувствовала на себе воздействие научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период стремительно ускорились культурные процессы. Трудность анализа культуры России в наше время состоит в том, что оценку эпохе всегда сложнее давать, если она от исследователя на много десятилетий [5].
«В марте 1953 года была проведена большая реформа системы управления культурой. Государственное управление всеми ветвями культуры было сконцентрировано в союзно-республиканском Министерстве культуры, которое поменяло некоторое количество министерств и комитетов - высшего образования, кинематографии, трудовых ресурсов, радиовещания и радио-информации, по делам искусств.
Отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС вошёл в состав Отдела науки и культуры. Впрочем, новый управленческий орган оказался слишком массивным. С 1954 года стартовало деление Министерства культуры» [5]. Из него выделились Министерство высшего образования, комитеты по культурным связям с зарубежными государствами, по радиовещанию и телевидению, по кинематографии. Первым министром культуры был назначен П.К. Пономаренко, секретарь ЦК партии, занимавший до этого должность министра заготовок.
Расширялась самостоятельность творческих обществ. Негласными, но очень важными отделами в системе управления культурой оставались органы цензуры. «Практически цензурные функции исполняли редакторы, Министерство культуры, районные партийные органы управления культуры. Но и пройдя все нужные редактирования, произведение могло быть не допущено к печати, сперва необходимо было получить разрешение от Главного управления по делам литературы и издательств, функции которого выходили за рамки охраны государственных и военных тайн» [4]. Органы цензуры должны были не допускать к опубликованию и распространению политически вредных, искажающих советскую реальность произведений. Увеличилась роль творческих союзов. Часто стали собираться съезды художественной интеллигенции. В 1954 году состоялся Второй съезд писателей СССР.
«В 1957 году прошёл Первый Всесоюзный съезд художников, завершивший оформление Союза художников СССР. Так же 1957 году был созван Второй Всесоюзный съезд композиторов» [4]. В 1958 году состоялся «Первый съезд писателей РСФСР, на котором был создан Союз писателей Российской Федерации. Прошли Всесоюзные совещания строителей и архитекторов, а также историков. Расширяя самостоятельность творческих союзов, партийное правительство собиралось возложить на них задачи идейного контроля. Ожили международные культурные связи советской культуры. В 1954 - 1955 годах приняты распоряжения о увеличении сотрудничества в области культуры с Италией, Францией, Англией. Начиная с 1958 года, в столице проводится Международный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского» [5, 6]. Укреплению культурных контактов с другими государствами во многом содействовал Международный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года. Организовывались выставки зарубежных музейных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, Франции.
«Популярную стабильность приобрела выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году. Культурная закрытость общества стала исчезать, и это способствовало выходу новых нарастающих тенденций в его духовной и культурной жизни. Зарождаются всевозможные направленности неофициальной культуры. Видимой становится молодёжная субкультура. В 1950-е годы в Москве, Ленинграде и других очень крупных городах были замечены «стиляги» - чисто русская субкультура, ничего аналогичного на Западе возникнуть не могло «хотя бы уже вследствие того, что моделью для стиляг и был тот самый «западный тип жизни», о котором послевоенная молодёжь узнала из трофейных кинокартин» [5].
Как раз на этапе правления Н.С. Хрущева в художественную культуру присоединилось колоссальное поколение интеллигенции, основательно заявившее о себе на рубеже 1950-60-х годов. Не обращая внимания на цензуру, именно они определяли изменения художественного творчества нашего государства на протяжении всего исследуемого периода [5].
Раздел 2
2.1 Укрепление связи образования с жизнью. Наука
Во время «оттепели» значительные реформы были проведены в области образования. Закон «Об укреплении связи среднего учебного заведения с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» был принят в 1958 г. Это был закон, который положил начало школьной реформе. «Реформа предугадывала вступление обязательного 8-летнего образования, взамен 7-летнего. Например, именуемая «связь среднего учебного заведения с жизнью»» [6] заключалась в том, что все желавшие получить среднее полное образование (11 классов) и в последующем поступить в высшее учебное заведение, обязаны были в течение последних трех лет своей учебы (с 9 класса по 11 класс) по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или же сельском хозяйстве [6]. В средней школе были введены новые учебные планы, направленные на получение политехнического образования, которое давало бы возможность выпускникам найти свое место на производстве. С аттестатом об окончании среднего учебного заведения выпускники получали аттестат о рабочей специальности.
«Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Вместо многочисленных профучилищ и школ формировалась единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) со сроками обучения от 1-го года до 3-х лет. Однако девиз «связи среднего учебного заведения с жизнью» на практике слабо реализовывался, так как немногие выпускники шли трудиться по специальности, полученной в школе. И эта система себя не оправдала и была отменена, потому что занятость на предприятиях очень снижала качество получаемых познаний в школе, в то же время такое количество временных рабочих-школьников и будущих студентов, работали не очень качественно, и в то же время приносили народному хозяйству больше вреда, чем полезности» [6]. Но все же колоссальные успехи были достигнуты в 1958 - 59-м учебном году университетами СССР, которые выпустили в 3 раза больше инженеров, чем США.
«В критериях введения СССР в эпоху научно-технической революции возросла надобность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение уделялось расширению вечернего и заочного обучения. Так, в согласовании с новыми правилами приема в высшие учебные заведения, введенными в 1957 г., были учтены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для демобилизованных военных. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, быстро увеличился, составив в 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и средним специальным образованием» [8].
Высочайших успехов в науке достигли советские ученые в конце 50 - начале 60-х гг. «Развивалась система Академии наук. Советские учёные академики Михаил Алексеевич Лаврентьев (1900 - 1980), Сергей Львович Соболев (1908 - 1989), Сергей Алексеевич Христианович (1908 - 2000) принимается решение о рождении крупного научного центра - Сибирского филиала АН СССР. В регионе Новосибирска стартовало строительство научного городка («Академгородок»), который некоторое количество лет перевоплотился в крупнейший исследовательский центр с институтами разных направлений. Эта идея получила широкий отклик научной общественности, многие известные учёные объявили о своем желании поехать работать в Сибирь» [8].
«Предложение, выдающихся академиков М. А. Лаврентьева, С. А. Христиановича и С. Л. Соболева, о создании на востоке нашей страны научного центра было одобрено советским правительством. 18 мая 1957 г. Совет Министров СССР постановил организовать в Новосибирске Сибирское отделение Академии наук СССР для усиления научных исследований в области физико-технических, естественных и экономических наук и быстрейшего развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока (рисунок 1)» [9].
Рисунок 1 - Карта-схема Академгородка, 1967-68 гг.
Становление «науки проходило с продвижения физики, ставшая в памяти народа той эпохи, символом научно-технического прогресса, среди молодежи становилось престижно и модно получать высшее образование и посвящать себя и свою жизнь науке. Работы советских физиков стали иметь всемирную популярность, СССР при Хрущеве показывала, как государство после огромных военных потерь может достигать невероятно-высоких научных успехов» [6]. Нобелевскими лауреатами стали Н.Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л.Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н.Г. Басов и А.М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора - мазера).
В СССР была выпущена первая в мире атомная электрическая станция в Обнинске Калужской области (1954 г.) (рисунок 2, 3).Первая АЭС, подключённая к общей электрической сети Советского Союза.
Рисунок 3 - Тетрадь записями академика И.В. Курчатова во время пуска первой очереди Обнинской атомной станции. Обнинск, 1954г
Сообщение ТАСС, опубликованное в газете «Правда» 1 июня 1954 года (рисунок 4) (все работы были строго секретными), произвело необыкновенное впечатление на мировую общественность. Информация излагалась в очень спокойном тоне: «В Советском Союзе усилиями учёных и инженеров успешно завершены работы по проектированию и строительству первой промышленной электростанции на атомной энергии полезной мощностью 5 тысяч киловатт. 27 июня атомная станция была пущена в эксплуатацию и дала электрический ток для промышленности и сельского хозяйства прилежащих районов» [10, 11].
Рисунок 4 – Фото газеты Правда 1954г
История мирного атома начиналась в 100 км от Москвы, в городе Обнинске Калужской области. Сегодня АЭС остановлена и принимает экскурсантов.
Так же возведен самый мощнейший в мире ускоритель протонов - синхрофазотрон (1957г.) (рисунок 5). Под управлением научного работника и конструктора С.П. Королева разрабатывалась ракетная техника.
Схема слабофокусирующего синхрофазотрона в Дубне на 10 ГэВ: 1 — основная орбита; 2 — сектор (квадрант) электромагнита; 3 — вакуумная камера; 4 — ярмо электромагнита; 5 — обмотка электромагнита; 6 — пучок частиц; 7 — ускоритель-инжектор и устройство ввод |
|
Рисунок 5 - Синхрофазотрон на 10 ГэВ в Дубне |
«В 1957 г. был совершен пуск первого в мире искусственного спутника, в январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны прилетел аппарат «Луна-2», а через месяц межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны Луны.
А 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин осуществил первый в истории человечества полет в космос, который провел революцию в разумах людей. Все праздничные мероприятия, концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с удачным завершением полета Юрия Гагарина. А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом» [12].
«Большое количество выдающихся научных работников были вынуждены заниматься оборонными проблемами и задачами, это было связано с потребностью мобилизовать большие людские и материальные ресурсы для, того чтобы сделать самую боеспособную армию, и в краткие сроки окончить научные изучения и технические проекты для производства ядерного орудия. Так как на его развитии и усовершенствовании и строилась дальнейшая внешняя политическая деятельность СССР, ведь только при условии поддержки науки за СССР оставался статус великой державы» [12]. Советская наука разрабатывала для армии не только ядерное вооружение так, в 1954 г. на вооружение истребительной авиации ВВС поступила ракета класса «воздух-воздух», наводящаяся на цель по радиолокационному лучу. ВВС получили так же на вооружение ракету класса «воздух-земля», для стратегической авиации, которая запускалась с тяжелого бомбардировщика за 200 км до цели и несла при этом ядерную боеголовку [12].
2.2 Литература в годы «оттепели»
Разоблачения ХХ съезда привели к переосмыслению множества ценностей, которое не все деятели культуры смогли выдержать. Во время периода в годы «оттепели» сильно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и иных видах искусства, где стало вероятным более критическое освещение реальности. «Первым поэтическим бестселлером» этапа «оттепели» стал сборник стихов Леонида Мартынова – «Молодая гвардия» 1955г. Ключевой отдушиной сторонников «оттепели» стал литературный небольшой журнальчик «Новый мир». Кое-какие произведения этого времени получили популярность за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» [13].
Область литературного творчества отмечена броским проявлением идейного кризиса советского общества после ухода из жизни Сталина. Литература начального периода «оттепели» оценивалась партией как неудовлетворительная, не отвечающая действительному положению вещей, о чем донес Н.С. Хрущеву министр культуры СССР Н.А. Михайлов: «В большинстве новых пьес разнообразие развития жизни подстраивается под одну схему, реальные жизненные инциденты подменяются вымышленными ситуациями» [13].
«Взлет литературы изучаемого нами периода начался с публикации в 1953 году очерков В. Овечкина «Районные будни», в которых подымалась проблема способов управления сельским хозяйством. Автор пробовал в своём произведении поведать о реальном положении дел в деревне. За «Районными буднями» последовали очерки на крестьянские темы таких писателей как В. Тендрякова, Е. Дороша, Г. Троепольского, С. Залыгина, А. Яшина и других» [13, 14].
В художественной форме возможно было задевать те острые жизненно актуально-значимые трудности и проблемы, которые невозможно было обсуждать открыто в силу цензурных ограничений. Вышли в свет такие новые художественные журналы, как «Москва», «Нева», «Наш современник», «Дружба народов», «Юность» и иные. Всего в конце 1950-х г. в СССР издавались 28 литературно-художественных журналов и семь альманахов.
Важными произведениями времени «оттепели» кроме известной повести И. Э. Эренбурга, давшей заглавие этой эпохе, стали так же романы В. Д. Дудинцева, Д. А. Гранина (Германа), А. Я. Яшина, повести А. Т. Гладилина, В. Н. Семина, пьесы В. И. Пановой, В. С. Розова, Л. Г. Зорина, В. Астафьев, В. Тендряков, а еще особенностью «оттепели» стало возникновение так называемой «эстрадной» поэзии Бэлы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Анатолия Вознесенского и Евгения Евтушенко.
«Публикации этих авторов вызывали активные диалоги широкой читательской аудитории. Массовый интерес, особенно в молодежной среде, вызывала поэзия. Благодаря политической реабилитации у советских читателей появилась возможность обнаружить для себя творчество А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама и многих других поэтов, запрещенных в 1930 - е года» [13].
«В 1953 году была напечатана публикация В. Померанцева «Об искренности в литературе», на которую обвалился шквал критики за посягательство на принцип партийности литературы. В 1957 году публичному осуждению подвергся роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», открывший в литературе тему репрессий. Писатель наталкивал читателей на мысли о бюрократии, господствовавшей в советском обществе. По сведениям записки отдела культуры ЦК КПСС «О развитии советской литературы после XX съезда КПСС», автор дал некорректную картину общества, поставив в середине произведения борьбу одиночки, а не всего коллектива, как надеялись идеологические установки того периода» [13].
Уже к 1954 году советская литература достигла неплохих итогов в своём развитии, у множества народов Советского Союза была замечена своя личная, национальная литература, о чём говорит очерк Отдела науки и культуры ЦК КПСС «О подготовке ко II Всесоюзному съезду советских писателей»: «Съезды писателей в республиках зарекомендовали то новое, чем характеризуется советская литература накануне Второго съезда писателей СССР. Съезды показали, что в нашей стране за прошедшие двадцать лет была создана настоящая, гигантская, единая многонациональная советская литература, несущая в художественных образах истину великих идей. Если накануне Первого съезда писателей почти все народы СССР не имели ещё собственной большой литературы, то ныне под благотворным влиянием русской литературы у них появились и развились такие большие облики литературы, как проза, в том числе роман, а еще драматургия, ставшие достоянием всех советских народов, что является результатом работы национальной политики нашей партии. За прошедший период в советских республиках увеличился колоссальный отряд талантливых и умелых писателей, получивших известность во всей стране» [14].
«В 1958 году прогремело «дело Пастернака». Писатель в течение длительного периода работал над романом «Доктор Живаго», который завершил в 1957 году, но напечатать в СССР свою рукопись не разрешала цензура. Рукопись попала за границу и была напечатана в Италии» [14, 15]. Роман был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1958 году, и это послужило исключением автора из Союза писателей. «Литературная газета» писала 25 октября: «Пастернак получил «тридцать сребреников», для чего необходима Нобелевская премия. Он награждён за то, что дал согласие выполнить роль наживки на крючке антисоветской пропаганды. Наживку поменяют, как только она протухнет. Бесславный конец ожидает и воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его писателя, уделом которого будет народное презрение» [15]. Обсуждение «дела Пастернака» в Союзе писателей состоялось 27 октября. На это собрание он не пошёл, а лишь направил туда письмо, в нем он писал о прощении осуждающих его людей. Ни один из писателей не выступил в его защиту. Этот случай продемонстрировал неспособность творческой интеллигенции противостоять давлению власти.
«Контроль за работой художественной интеллигенции проводился непосредственно по встречам руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Молодёжь, ощутив веяние свободы, стремительно шли к формам художественного самовыражения, которое длительное время пребывавало под запретом. В Лужниках, Политехническом музее, Домах культуры проходили встречи любителей поэзии, которая стала определителем духовных условий общества. После открытия в 1958 году манумента Маяковскому, молодёжь стала встречаться у его подножия, читать и слушать стихи, что очень настораживало власть государства» [15] .
«По мере падения идеологического контроля стартовала реабилитация жертв сталинских репрессий. К началу 1960-х годов только по Союзу писателей было реабилитировано 617 человек, из них 304 посмертно. Главное управление по делам литературы и издательств пересмотрела перечни произведений, запрещённых по политическим мотивам или принадлежавших репрессированным авторам. Перечень запрещённых авторов сократился с 3310 до 675 имён» [16, 17].
Всё более известной становится бесцензурная литература. Получил распространение самиздат (сами издавали), куда попали произведения не только советских авторов, отвергнутые издательствами, но и русских эмигрантов. Был выпущен первый самиздатовский журнал «Синтаксис».
«Таким образом, литература периода «оттепели» имела достаточно противоречивый нрав. С одной стороны, определяющей ролью в оценивании произведений обладала партия, только с одобрения которой можно было печатать рукопись. Но, с другой стороны, всё большее становление получала бесцензурная литература, запрещённая властью, что говорило о более свободном развитии советской литературы» [17].
2.3 Музыка и театральное искусство
««Хрущевская оттепель», начавшаяся в последствии XX съезда КПСС, разрешила реанимировать джаз в Советском Союзе.
В 1940-е годы - с началом «холодной войны» - джаз в СССР был категорически запрещён, и было негласное предписание властей не упоминать слово «джаз» в средствах массовой информации. Но, со временем, на чёрном рынке стали появляться пластинки с джазовой музыкой, записанные как называли в те времена на «костях» - на рентгеновской плёнке. В Ленинграде, в Кировском дворце, возник первый в стране джаз-клуб, который был назван «Д-58», его созданию способствовал проведённый Международный фестиваль молодежи и студентов. Но несмотря на это, официально джазовые музыканты могли играть только на танцах. Создание чисто джазовых коллективов, которые могли разъезжать по стране, началось ориентировочно в 1970-е годы» [17].
С подъемом популярности джазовой музыки получила своё становление субкультура «стиляг», название которой, по одной версии, явилось из жаргона джазовых музыкантов: «У них было словечко «стилять», которое означало играть в чужом стиле, кого-то изображать» [18].
«Не считая джаза, стиляги слушали композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго, буги-вуги. Когда в 1950-е годы на Западе возродился рок-н-ролл, стали слушать его и танцевать под него. Популярными были композиции Билла Хейли, особенно «Rock around the clock», которая стала классикой рок-н-ролла, Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли» [18].
Власть была нешуточно взволнована огромной популярностью западной музыки, пологая, что она «может сыграть отрицательную роль в деле коммунистического воспитания больших масс и, прежде всего, советской молодежи [18]. Как показало время, опаски власти были в скором времени развеяны - к началу 1960-х годов субкультура стиляг практически полностью сошла на нет.
«В конце 1950-х - начале 1960-х известным делается жанр авторской песни. Наиболее броским представителем и зачинщиком этого направления стал Булат Окуджава. Вместе с Рождественским, Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной он выступал в Политехническом музее на шумных поэтических вечерах. Его творчество стало исходной точкой, импульсом для возникновения созвездия популярных отечественных бардов - Визбора, Городницкого, Галича и других. Почти все барды исполняли песни не только на свои слова, но и зачастую на музыку ложились строки поэтов Серебряного века - Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама» [18].
Одним из очень ярких «проявлений музыкальной культуры «оттепели» стало песенное творчество В. Высоцкого. Он стал поистине народным поэтом и певцом, но практически никаких званий и наград при жизни не получал. Только некоторые его песни при жизни Высоцкого звучали с экрана телевизоров, по радио или были записаны на пластинки. Главным источником распространения его произведений были магнитофонные записи. Новые направления в музыке огромными темпами завоёвывали любовь и сердца, признание среди советского народа» [18].
Музыка всегда была отрадой в сложные моменты человеческих жизней, помогала обрести силы для повседневной работы и борьбы с самим собой и находящейся вокруг реальностью, служила средством самовыражения для тысяч людей.
«Театральная жизнь ознаменовалась открытием двух новых театров: «Современник» и Театра драмы и комедии на Таганке. По сопоставлению с литературой, театр имел сравнительно маленькую аудиторию, в следствии этого данный вид искусства служил как средством выхода критичного напряжения, существовавшего в обществе. Посетители театров стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли театра на Таганке, попасть в «Современник» или в Ленинградский Большой драматический театр» [19]. Большой известностью пользовались драматические произведения, показывавшие острые социальные вопросы: «Сталевары», «Заседание парткома», «Обратная связь», «Человек со стороны».
«Огромный размах получило движение студенческого театра. Не скованные грузом стандартов, актеры-любители сумели найти такие нужные средства выражения, значительно опередив в этом отягощённое профессиональное театральное искусство» [18, 19]. М. Захаров, вспоминая период 50-х годов, говорил: «Мы начинали работать в студенческом театре в революционный момент в истории театра, когда шел слом старых, довоенных традиций и новое время стучалось во все двери. Эти новые веяния настоятельно просили своего отражения и изучения. Студенческая среда, как молодая, доля общества, всегда лидировала в обстановках культурного слома» [20]. Молодежные театры были явлением в равной степени эстетическим и общественным. Они занимали активную гражданскую позицию, резко поднимали острые вопросы современности, вели беседу с прошлым.
«Театральное искусство становилось все более востребованным, поскольку показало настроения общества того времени. Люди видели в постановках отклик на волнующие их вопросы о жизни и власти в стране» [20].
2.4 Живопись и скульптура
Изобразительное искусство в начале «оттепели» не отвечало партии и ее основам, так как практически не управлялось надлежащими органами власти: «Общее состояние изобразительного искусства совсем не отвечает тем задачам, которые определены перед ним партией и народом. Это объясняется, что в первую очередь, низким уровнем идейно-творческого руководства изобразительным искусством со стороны Министерства культуры СССР, Оргкомитета Союза советских художников СССР и Академии художеств СССР. По существу, никто не наблюдает за процессами, происходящими в советском изобразительном искусстве, не ориентирует художников в их творческой работе» [21].
«Со второй половины 1950-х годов художественная жизнь делится на два направления – официальное и неофициальное. На крупных официальных выставках продолжали главенствовать известные художники старшего поколения, преобладала обычная тематика и стилистика. Мелкие и однодневные выставки, говорили о возникновении новых имён в искусстве. Они вызывали большой интерес и бурные дискуссии в обществе интеллигенции» [21]. Подобной была выставка молодых московских художников Б. Биргера, П. Никонова, Н. Андронова, Э. Неизвестного, А. Васнецова и других в Центральном Доме литераторов 22 октября 1959 года.
«Отношение власти к новому росту в изобразительном искусстве поменялось после посещения Н.С. Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 года, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников. Наряду с произведениями старших художников на ней были представлены произведения Э. Неизвестного, В. Янкилевского, Э. Белютина А.А. Пластова, Н.М. Ромадина и других (рисунок 6, 7). Непривычные, непонятные работы вызвали огромную злость Хрущёва. Как и в сталинские годы, мнение партийного лидера сыграло главную роль в определении приоритетов политики в области искусства. Стартовали гонения на абстракционистов, официальные выставки для них были прикрыты» [19].
«Бесповоротный конец легальному существованию «нереалистических направлений» положил Второй съезд советских художников, состоявшийся в апреле 1963 года. Его ключевой темой стала борьба с буржуазной идеологией в творческих организациях страны» [21]. В заключении съезда говорилось, собственно, что «все советские художники обязаны вести наступательную борьбу против любых проявлений формализма, абстракционизма, несовместимых с принципами искусства социалистического реализма».
В прочем в живописи всё же утвердилось новое направление, получившее название «суровый стиль», отличавшееся отходом от сглаживания действительности, попытками осмыслить её драматизм и противоречивость.
«Во времена «оттепели» молодые художники ведут поиск новых путей в искусстве, ищут новые средства творческого самовыражения. Снижение разного рода запретов в культуре побуждает формирование новых направлений в живописи, графике, скульптуре, монументальном искусстве. Количество художников и их работ в годы «оттепели» заметно возрастает» [22, 23].
Рисунок 6 – «Река Царевна» художник Н.М. Ромадин |
Рисунок 7 – «Мать» художник Б.С. Угаров |
«Итак, изобразительное искусство исследуемого периода претерпевало немало важные изменения, осуществляя переход к новым формам выражения» [23]. «В случае если в начале данных изменений власть проявляла терпимое отношение к данным процессам, то после чего всевозможные попытки отхода от давних эталонов к новым встречали абсолютное неодобрение и всяческое сопротивление со стороны господствующего аппарата партии» [22, 23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать выводы о деятельности Н.С. Хрущева, вспоминая о нем в данной работе, можно назвать его как личность. К сожалению 1964 году завершилась политическая деятельность Н.С. Хрущева, он на протяжении десяти лет возглавлял Советский Союз. Период реформ был очень трудным и сложным. Именно в это время проходило начало разоблачения преступлений сталинской системы. Поступок Никиты Сергеевича Хрущева кажется удивительным и в тоже время не понятным, так как он был в окружении Сталина «своим человеком» [24]. Главный его доклад на ХХ съезде КПСС превзошел все ожидания народа не только в СССР, но и во всем мире. Люды увидели реальный политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всей жизнью общества. Вся страна замерла от неожиданности, а за тем постепенно началось возрождение Советского Союза. Все сталинские реформы рушились одна за другой. Так как ими управляли люди из ближайшего окружения Н.С.Хрущёва и, прежде всего, он сам.
«Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы. Прежде всего, в середине 1950-х - середине 1960-х годов в культурной жизни СССР произошли колосальные перемены, связанные с интенсивным участием в международной культурно-политической жизни, развитием тенденций после XX съезда КПСС» [24].
«Приход к власти Н.С. Хрущёва открыл новый этап в жизни советского общества. «Оттепель», начавшаяся в марте 1953 года, продлилась целое десятилетие и закончилась вместе с периодом Н.С. Хрущёва. Как раз во время правления Н.С. Хрущёва в художественную культуру пришло целое поколение интеллигенции, точно заявившее о себе на рубеже 1950-60-х годов» [24]. Не обращая внимания на цензуру, именно они определяли климат художественного творчества нашего государства на протяжении всего исследуемого периода.
После ухода и смерти И.В. Сталина советское государство нуждалось в значимых изменениях, которые обязаны были дать толчок к старту новой жизни в измененном государстве. Именно критика культа личности Сталина стала основным моментом для будущих преобразований.
Культура анализируемого периода всё ещё пребывала под жестким контролем со стороны власти. В целом, цивилизация хрущёвской «оттепели» представляет собой уникальное явление советского периода истории и заслуживает пристального внимания со стороны исторической науки.
Н.С. Хрущев много ошибался в период своего правления, но и много работал и эту работу можно было видеть и оценить. Самый главный факт, что в годы власти Никита Сергеевич было реабилитировано, но, к сожалению, в большинстве случаев посмертно, около 20 миллионов человек. И именно этот факт перевесит все недостатки и ошибки Хрущева. Важное событие это восстановление законности в работе органов государственной безопасности. Главным результатом правления и культурного пространства ССР в период «оттепели» был девиз «возврат к сталинизму», который давал силы и надежды советскому народу идти и жить дальше, дышать полной грудью и верить в справедливость [24].
«В целом, культура хрущёвской «оттепели» представляет собой уникальное явление советского периода истории и заслуживает тщательного внимания со стороны исторической науки» [24].
Практическая часть
Проведенный исследования «оттепели» в анализируемый период требует сделать определенные выводы и анализ. Представленная таблица содержит основные реформы Никиты Хрущева в период с 1953 по 1964 гг, их основные мероприятия, результаты и итоги. К основным реформам рассматриваемого периода хрущевской «оттепели» относят - отрасли культуры в целом это - научной реформы, литературы, музыки, живописи, скульптуры, театра и образования.
Выдающиеся достижения периода оттепели |
|
Отрасль культуры |
Примеры выдающихся достижений (реформ) |
Наука |
В 1954 г. в СССР была пущена первая в ми-ре атомная электростанция в Обнинске |
В 1957 г. принимается решение о создании крупного научного центра - Сибирского отделения АН СССР |
|
В районе Новосибирска началось строительство научного городка (Академгородок), который спустя несколько лет превратился в крупнейший исследовательский центр |
|
Создание отраслевых академий: медицинской, сельскохозяйственной, педагогической, архитектуры и строительства |
|
В 1957 г. в стране начал действовать самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц -синхрофазотрон. В это же время развернул свои исследования объединенный Институт ядерных исследований |
|
4 октября 1957 г. запуск первого советского спутника |
|
12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил первый в истории полет вокруг земного шара |
|
Литература |
Юрий Герман «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за всех», «Наши знакомые» |
Владимир Беляев «Кто тебя предал?» |
|
Гелий Рябов, Алексей Нагорный «Повесть об уголовном розыске» |
|
Ванда Василевская «Радуга» |
|
Дмитрий Нагишкин «Сердце Бонивурда» |
|
Юрий Трифонов «Дом на набережной (сборник)» |
|
Борис Бедный «Девчата. Рассказы (сборник)» |
|
Александр Фадеев «Молодая гвардия» |
|
Музыка |
Леонид Утесов "У Черного моря" (1951) |
Павел Рудаков и Вениамин Нечаев "Мишка" (1956) |
|
Людмила Гурченко "Пять минут" (1956) |
|
Марк Бернес "Я люблю тебя, жизнь" (1956) |
|
Николай Рыбников "Веселый марш монтажников" (1957) |
|
Владимир Трошин "Подмосковные вечера" (1957) |
|
Рашид Бейбутов "Я встретил девушку" (1958) |
|
Живопись |
Георгий Григорьевич Нисский. «Путевой обходчик» 1959, «Колхоз Загорье» 1960, «Над снегами» 1960 |
Василий Васильевич Мешков. «Золотое Подмосковье» 1947, «Холодный день» 1947, «Просторы Камы» 1950 |
|
Николай Михайлович Ромадин. «Река Царевна» 1954, «Дорога» 1946, «Весенний лес» 1956. «Весна на Удомле» 1954; «Золотые почки» 1955 |
|
Аркадий Александрович Пластов «Юность» 1953 — 1954, «Летом» 1953 — 1954, «Сбор картофеля» 1956, «Полдень» 1961 |
|
Юрий Нилович Тулин. «Лена, 1912 год» 1957 |
|
Андрея Андреевича Мыльникова. «Верочка» 1955, «За завтраком» 1958 |
|
Скульптура |
Вера Исаева «Родина-Мать» (на Пискарёвском кладбище) |
Вениамин Боголюбов «Памятник Н. А. Римскому-Корсакову» |
|
Екатерина Белашова «Девушка в платке» |
|
Евгений Вучетич «Перекуём мечи на орала» |
|
Александр Кибальников «Памятник В.В.Маяковскому» |
|
Михаил Аникушин «Памятник А.С.Пушкину» |
|
Александр Черницкий «Портрет Д. Д. Шостаковича» |
|
Людмила Кремнева «Строительница» |
|
Театр |
1956 - создание театра «Современник» |
Создание Ю. П. Любимовым театра на Таганке (1964). |
|
Пьеса «Пять вечеров» 1958 |
|
Пьеса «В поисках радости» 1957 |
|
Пьеса «Мой бедный Марат» 1967 |
|
«Иркутская история» 1959 |
|
Образование Цель: укрепление связи школы и производства |
Отказ от обязательного семилетнего и полного десятилетнего образования. Обязательное 8-летнее образование и реорганизация ремесленных и фабричнозаводских училищ в ПТУ, был увеличен срок обучения до 11 лет в полной средней школе, выпускникам которой вместе с аттестатом выдавалось свидетельство о приобретённой профессии |
Потребность в специалистах высшей квалификации: — введение преимуществ при получении высшего образования для лиц, имеющих производственный стаж от двух лет, и после службы в Советской армии; — расширение сети подготовительных курсов и отделений; — приоритетное развитие вечерней и заочной форм обучения в вузах |
«Культура периода «оттепели» развивалась быстрыми темпами, несмотря на всяческие препятствия и ограничения, выставляемые государственной властью. Если более старшее поколение было в той или иной степени уступчивым, то молодёжь всячески пыталась выйти из-под контроля власти»[24].
Целью проведения реформ Хрущевым в культурном пространстве исследуемого периода было улучшение качества жизни народа во всех отраслях и со всех сторон. Об этом свидетельствуют исторические данные, которые и можно изучить узнать в статьях. Нами проанализированы следующие статьи:
- «В годы «оттепели» (март 1953-го – 1964 год)» (https://admomsk.ru/c/document_library/get_file?p_l_id=284493&folderId=284129&name=DLFE-10671.pdf );
- Историческая наука в период хрущевской «оттепели» Тамбов: Грамота, 2009. № 12 (31): в 2-х ч. Ч. II. C. 64-66. ISSN 1993-5552. Адрес журнала: www.gramota.net/editions/1.html Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/1/2009/12-2;
- Бородай А.Д. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ» ( demokratizatsiya-kulturnoy-zhizni-v-sovetskom-obschestve-pod-vozdeystviem-hruschevskoy-ottepeli.pdf );
- Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: «Их надо депортировать...»: Документы, факты, комментарии/ Вступ. ст., сост., послесл. Н. Бугай. — М.: Дружба народов. 1992. с.270-271. (Сборник засекреченные материалы НКВД и НК.ГБ СССР по депортации народов Крыма | Армяне Крыма (armk.info) );
Список используемой литературы
Чупринин, С.И. Оттепель. События март 1953 - август 1968 / С.И. Чупринин. –М. : Издание, 2020. – 1192 с.
Медведев, Р.А. Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели»? / Р.А. Медведев. - М. : Яуза, Эксмо, 2006. - 480 с.
Аксютин, Ю. В. О подготовке закрытого доклада Н.С. Хрущева ХХ съезду КПСС в свете новых документов [Текст] / Ю. В. Аксютин, А. В. Пыжиков // Новая и новейшая история. – 2013. – № 2. – С. 15-19.
Зезина, М. Р. Из истории общественного сознания периода «оттепели» [Текст] / М. Р. Зезина // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. – 1992. – № 6. – С. 57.
Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-1960 гг. / М.Р. Зезина. - М. : Эксмо, 1999. - 398 с.
Лейбович, О. Л. Реформы 1950-х – 1960-х гг. в контексте отечественной модернизации [Текст] / О. Л. Лейбович // Уральский исторический вестник. – 2013. – № 7. – С. 33.
Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях»/ РГАНИ Ф. 1. ОП. 2. Д. 16. Л. 36 (Никита Сергеевич Хрущев. О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС (lib.ru))
Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч I. – Курск.: ГУИПП Курск. 1999. – С. 187. (https://lib.memo.ru/book/1210)
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lhistory.ru/anonsy/pervaya-atomnaya-stanciya-v-mire
Афиани В.Ю. (Ред.) Аппарат ЦК КПСС и культура.1953-1957: Документы. 2001. – 632 с.
Единодушное осуждение. Литературная газета. 1958. - № 129. - 3 с.
Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: «Их надо депортировать...»: Документы, факты, комментарии/ Вступ. ст., сост., послесл. Н. Бугай. — М.: Дружба народов. 1992. С. 279-280. ( ix-nado-deportirovat.pdf (armk.info)).
Козлов В.В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо. / В.В. Козлов. - СПб. : Амфора, 2009. - 352 с.
Быков Р.А. Театр - это театр. / Р.А. Быков // Театр. - 1959. - № 6. - 7с.
Театр – это театр. Театр. 1959. - № 6. - 7 с.
Афиани В.Ю. (Ред.) Аппарат ЦК КПСС и культура.1953-1957: Документы. 2001. – 429 с.
В годы «оттепели» (март 1953-го – 1964 год): Энциклопедия Омска.
После «оттепели». Искусство 1970–1980-х годов. Каталог выставки «После «оттепели». «Искусство 1970–1980-х годов», 24 мая 2018 – 9 сентября 2018. – Казань: Изд-во «Заман», 2020. – 144 с.: ил.
Единодушное осуждение. Литературная газета. 1958. - № 129. - 3 с.