Особенности рабовладения в Древнем Риме

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Особенности рабовладения в Древнем Риме

Емельяненко В.Г. 1
1МБОУ «СОШ №13» г. Славгорода
Талюкина Т.А. 1
1МБОУ «СОШ №13» г. Славгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Рабство – это состояние полной зависимости, подчиненности раба; общественный строй, основанный на рабовладении. [1] Античные страны принято называть рабовладельческими. Своего наивысшего развития рабовладельческий строй достиг в Древнем Риме.

С экономическим развитием древнеримского государства, сформировалось так называемое классическое рабство, которое характеризовалось высокой степенью эксплуатации рабов. Постепенно усиливалось стремление получить большую выгоду от рабского труда. В отличие от патриархальных рабов, у которых имелись некоторые права человеческой личности, рабы классического типа были лишены всех прав и считались живыми орудиями труда.

Актуальность темы исследовательской работы заключается в том, что вопрос рабства занимает важное место в истории Древнего Рима и вызывает интерес в современной науке, так как черты государственного устройства Рима и других новшеств были заимствованы многими европейскими государствами.

Цель исследовательской работы – изучить особенности рабовладения в Древнем Риме

Цель исследования определяет необходимость решения следующих задач:

1. Определить особенности развитие рабовладельческого общества в Древнем Риме;

2. Выяснить основные источники рабства;

3. Охарактеризовать положение рабов;

4. Раскрыть сущность восстания рабов.

Объектом исследования являются труды древнеримских авторов.

Предметом исследования является рабовладение в Древнем Риме

Территориальные рамки исследования охватывают Апеннинский полуостров.

Хронологические рамки исследования охватывают период в истории римской империи во II-I в. до н.э.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы данного исследования представляют научно-практический интерес учащихся 5-х классов, которые интересуются историей Древнего мира. Отдельные разделы исследовательской работы могут быть использованы в качестве фактического материала при подготовке индивидуального задания.

Методы исследования: поиск информации и обработка информации, изучение исторических источников и литературы, проведение анкетирование обучающихся.

1. Развитие рабовладельческого общества в Древнем Риме

Рабство – это такая форма социальных отношений, которая была хорошо известна в античных государствах. В Риме рабство было обычным проявлением, но играло второстепенную роль, а главное место занимало население римского общества. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободное население разделилось на две группы. Первую группу составляли богатые рабовладельцы (землевладельцы, торговцы). Большая часть общества состояла из мелких производителей (землевладельцев и ремесленников), входивших во вторую социальную группу.

На первых формах развития рабовладения велась борьба между крупными производителями и мелкими производителями, но со временем росли противоречия между рабовладельцами и рабами, и теперь эти отношения выходят на первый план.

Со II – I вв. до н.э. начинается период наивысшего развития римского рабовладения. Патриархальное рабство преобразовывалось в классическую систему, которая в римском праве стала своего рода образцом законченной системы рабства.

Наравне с развитием рабовладения появлялись хозяйства нового типа, основанные на массовом использовании рабского труда и производящие продукцию не только для собственного использования, но и с целью продажи.

Древнеримский историк Аппиан описывал этот процесс следующим образом: «Богачи, заняв большую часть этой не поделённой земли, стали присоединять к своим владениям соседние участки бедных, частью скупая их за деньги, частью отнимая силой, так что в конце концов в их руках вместо небольших поместий оказались огромные латифундии. Для обработки полей и охрани стад они стали покупать рабов...». [2]

Организацию такого хозяйства в своем трактате «О земледелии» описывал римский государственный деятель Марк Порций Катон Старший. В труде говорится о крупном поместье, которое состоит из масличной рощи в 240 югеров (0,6 км2), виноградника в 100 югеров (0,25 км2), а также зернового хозяйства и пастбища для скота. [3] Катон давал другим рабовладельцам подробные советы по разумному использованию труда рабов.

Таким образом, развитие древнеримского рабовладельческого общества приводило к экономическому развитию и усилению положения богатых рабовладельцев. В свою очередь, это же приводило к тому, что хозяйство нового типа, появившееся в результате массовой эксплуатации рабов, шло разорение мелких свободных производителей. Также стоит отметить, что результате усиленного развития и победы рабовладельческого способа производства, обостряется противоречие между рабами и рабовладельцами.

2. Источники рабства

В рабовладельческом обществе существовало много способов порабощения. Выделяют два основных способа – это экономическое и завоевательное.

Главным источником рабов в древности всегда были войны. Именно пленные составляли большинство рабов в Древнем Риме. И в Риме, и в Греции считали, что рабство – это естественное состояние всех варваров (чужеземцев).

Другой источник рабов – морское разбойничество, достигшее наивысшего пика в римскую эпоху.

Экономически способ порабощения относился к свободным, которые оказывались в нищете и были вынуждены брать в долг.

Законы XII таблиц защищали собственность рабовладельца и превращали свободного человека-должника в его раба. По истечению срока выплаты займа суд отдавал должника кредитору, который держал его в заточении в течение 60-ти дней. Законом для таких случаев определялось количество хлеба (не менее 453,6 гр. на день), которое полагалось заключенному и вес оков (не более 6,8 кг.). Если в течении этого времени никто не выплачивал долг за данного должника, то господин мог продать теперь уже своего раба, но за пределы Рима.

Одним из источников рабства также являлся естественный прирост несвободного населения. То есть, дети, которые рождались у рабыни, также становились рабами. Господину это было выгодно, потому что рабы родившиеся и выросшие в доме рабовладельца были более послушными. Господа поощряли рождаемость рабынь, но уровень рождаемости таких детей был невысок. Катон был расчетливым рабовладельцем, он занимался обучением малолетних рабов, а затем продавал их за еще более высокую цену.

Таким образом, основными источниками рабства являлись завоевательные войны, пиратство, естественный прирост несвободного населения и должники, отсюда постепенно росло число богах и бедноты, в результате росла численность и должников, которые пополняли численность рабов.

3. Положение рабов в Древнем Риме

3.1. Функции рабов

Рабы выполняли весь физический труд, это работа как в доме, так и вне. Всех рабов можно разделить на две категории – сельские (деревенские) и городские. В каждом имении во главе сельских (деревенских) рабов стоял раб-управляющий, выбранный господином из числа самых доверенных рабов. Такой раб следил за исполнением обязанностей других рабов, разбирал ссоры между ними, поощрял трудолюбивых и наказывал провинившихся. Рабы делились на многие группы и каждый работал в своей отрасли, среди таких групп были земледельцы, пастухи, плотники, ткачи и т.д.

Во главе городских рабов также стоял раб-управляющий. К числу таких рабов относились домоправитель, покупщики припасов и т.д.

Отдельно был избран персонал для услуг господину и госпоже. Раб выполнял функцию привратника, который сидел на цепи и заменял сторожевого пса, сторожа, хранители мебели, хранители серебра и т.д.

Одна служба за столом богатого римлянина требовала немалого количества рабов. Работать приходилось всем рабам – это повары, пекари, еще те, кто накрывали на стол, накладывали еду, пробовали ее, наливали вино. Гостей за едой развлекали толпа танцовщиц и шутов.

Для личных услуг к господину приставлены были купальщики, домашние хирурги, брадобреи. Когда господин появлялся в публичном месте, перед ним всегда шествовала группа рабов. Здесь же были носильщики, посыльные, почётная стража. У госпожи имелись свои стражи, акушерка, кормилица, баюкальщицы, пряхи, ткачихи, швеи.

Иногда в домах богатых господ имелись рабы-чтецы, рабы-переписчики, рабы-педагоги, рабы-философы, живописцы, скульпторы и т.д. Чаще всего это были образованные рабы родом из Греции.

Таким образом, у рабов был широкий список функций, которые они должны был выполнять. Рабы выполняли самую грязную, самую сложную и разнообразную работу. Среди всех рабов выделяется три группы рабов: сельские, городские и общественные.

3.2. Отношение к рабам

Отношение к рабам во многом зависело от характера и общественного положения хозяина. В маленьком крестьянском хозяйстве обычно обходились без возмущения и своевластия. Труд раба был очень сложный и длился с утра до позднего вечера.

Особенно тяжелым было положение рабов на мельницах, где их заключали в кандалы. На рудниках под кнутом работали до тех пор, пока не начали падать от бессилия. Катон Старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще все ненужное».

В Риме было три вида орудий труда: 1) «мычащие» - быки; 2) – «немые» - плуги, повозки, лопаты; 3) «говорящие» - раб был приравнен к вещи, считался говорящим орудием труда. Рабы были измучены своеволием господ и рабов-управляющих, в ходу у которых были цепи, кнуты, палки и т.д. Раб вынужден был расплачиваться за каждое недовольство господина. Наказание для своего раба выбирал сам господин. [4] Так как раб считался существом грубым и нечувственным, для него придумывали наиболее мучительные и изощренные наказания. Раба могли избить палкой, кнутом, отрезать язык, руки и другие конечности, бросить в колодец и т.д. Раба могли продать в гладиаторскую школу, это было суровое наказание для рабов-мужчин.

В своем труде Марк Катон расписал положенный рабам паек, указывая работу и размер пайка «Тем, кто работает в поле: зимой по 4 модия пшеницы, а летом по 4½… В зимние месяцы раб получал ежемесячно по 4 модия пшеницы (этих зимних месяцев было самое большее три), а летом, ввиду рабочего времени, с надбавкой – 4½, т. е. 26 и 30 кг зерна. Это зерно он должен был сам смолоть и сам испечь себе хлеб». [5] Вместе с хлебом употребляли в пищу маслины, из которых не выжмешь много масла. Также у рабов в рационе была соль, уксус, инжир (свежий летом, сушенный зимой). Также рабы питались бобовой кашей или похлебкой.

Городские рабы, в отличие от сельских (деревенских), посещали театры, стадионы, и сильно от свободного населения внешне не отличались. Рабам одевались ошейники, на которых было указано имя владельца: «Арестуйте меня, если убегу, или верните меня в добрый дом моего хозяина». Ношение таких ошейников было недолгим, так как Сенат (высший орган государственной власти) не хотел, чтобы рабы выделялись среди граждан и знали как их много.

Так как раб приравнивался к вещи, юридических прав у него не было. Например, обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам. В ходе расследования преступления к рабам применялись пытки, считалось, что раб только так может сказать правду.

Только с I в. н.э. был применен целый ряд юридических мер, направленных на охрану рабов от произвола и жестокости рабов.

Таким образом, в республиканский период положение рабов было тяжелым, юридических прав он тоже не имел. Раб считался вещью, говорящим орудием труда, который считался существом грубым и нечувственным, поэтому ему поручали саму сложную и грязную работу, а за недовольство господина он расплачивался наиболее мучительными и изощренными наказаниями.

4. Восстание рабов

Римский философ Луций Сенека писал: «Часто повторяют бесстыдную пословицу: «Сколько рабов, столько врагов». Они нам не враги – мы сами делаем их врагами».

Жестокость господ способствовала усилению протеста со стороны рабов. Рабы убегали, уничтожали имущество господ или даже убивали их. В отношение бунтовщиков применялась смертная казнь. Жестокие методы борьбы не мешали в стремлении к свободе римских рабов и началу образовывания вооруженных выступлений.

Впервые о гладиаторских школах стали упоминать в конце II в. до н.э. Рабов гладиаторов называли смертниками, их положение было особенно тяжелым. Они принимали участие в гладиаторских боях для развлечения римлян. Молодые воины развивали мускулатуру, тренируясь на деревянных столбах и соломенных чучелах.

Самым крупным восстанием принято считать восстание Спартака. В 74г. до н.э. в школе гладиаторов г. Капуи между рабами готовился заговор, несколько десятков рабов сбежали из города. Первым укрытием беглых рабов стала вершина потухшего вулкана Везувия. Главой восставших был избран Спартак – гладиатор, родом из Фракии, которого, вместо казни, продали в школу гладиаторов из-за изрядной смелости и необычной силы.

Очередное выступление рабов-гладиаторов римские правители не восприняли как серьезную опасность. На подавление восстания был отправлен римский отряд, который состоял из малообученных новобранцев. В надежде, что восставших заставит сдаться голод, римляне окружили гору и перекрыли единственную известную тропу, по которой можно было спуститься вниз. Той же ночью рабы спустились с по отвесным стенам по сплетенным из лозы дикого винограда лестницам, обошли и разбили отряд римлян.

Восставшие преследовали одну цель – освободиться от рабства. Весть о первой победе Спартака быстро разошлась и с каждым днем численность отряда увеличивалась. Началось массовое бегство рабов из соседних земель. Войско восставших пополнялись не только за счет рабов, но и за счет бедного населения.

Далее против Спартака было направлено 2 легиона под командованием плетора Публия Вариния, но его неумелые действия привели к тому, что войско было разделено и быстро разгромлено восстпвшими. Очередная хитрость Спартака привела к победе. Следующее сражение с восставшими в г. Кумы Варений уже проиграл.

Постепенно Спартак стал главой не просто отряда восставших рабов, а целой армии. Но в армии такого размера были свои минусы: не хватало оружия; отсутствовала дисциплина, все это вызывало сложность в управлении армией.

Сенат осознавал опасность сложившейся угрозы и отправил на борьбу с восставшими 4 легиона во главе с двумя консулами, но единства в командовании не было. Спартак воспользовался своей тактикой, сначала разбил одну армию, затем другую.

Восставшие приняли решение двигаться к Альпам, чтобы рабы могли вернуться домой. Но неожиданно армия Спартака повернула назад и пошла на юг. В это же время военачальник Марк Красс выдвинул свое войско против Спартака, ему удалось заключить восставших в ловушку. Повстанцы долго давали отпор римлянам, Спартак даже договорился с пиратами о переправе на о.Сицилию. Но в назначенное время корабли пиратов не появились. В это время под командованием Красса солдаты вырыли ров через весь п-ов Регей и армия Спартака осталась запертой. После истощения армии восствших, только небольшая часть смогла прорваться. В 71г. до н.э. после убийства Спартака восстание было подавлено.

Говоря о пословице «Сколько рабов, столько врагов» римский философ Сенека говорил, что «они нам не враги – мы сами делаем их врагами». Я думаю, римский философ имел в виду то, что эксплуатация труда рабов, довела жестокостью господ до того, что рабы начали выражать свое недовольство с оружием в руках. Своим отношением рабовладельцы сами из рабов делали себе врагов.

Жестокая эксплуатация рабов привела к тому, что во II-I в. до н.э. начинается борьба против рабовладения в Риме. Самое крупное восстание рабов было подавлено, однако можно считать, что это восстание положило начало ослаблению рабовладения.

Заключение

В заключение проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Анализируя исторические источники и литературу древнеримских авторов, я установил, что развитие древнеримского рабовладельческого общества приводило к экономическому развитию и усилению положения богатых рабовладельцев. В свою очередь, это же приводило к тому, что хозяйство нового типа, появившееся в результате массовой эксплуатации рабов, вытесняло мелкое свободное производство, которое ранее составляло экономическую основу древнеримского общества. Также стоит отметить, что результате усиленного развития и победы рабовладельческого способа производства, обостряется противоречие между рабами и рабовладельцами.

Главным источником рабов в Древнем Риме были войны. Именно пленные составляли большинство рабов в Древнем Риме. Другой источник рабов – морское разбойничество. Также можно выделить экономический способ порабощения. Должники становились рабами в случае невыплаты долга, что было достаточно частым явлением тогда. Отсюда постепенно росло число богах и бедноты. Наряду с основными источниками рабства можно выделить и второстепенные. Например, естественный прирост несвободного населения, то есть дети, рожденные рабыней, автоматически становились рабами. Такие рабы были более ценными, потому что рожденные и выросшие в доме господина она были послушными. Также в качестве наказания могли сделать рабом свободного человека, совершившего преступление. Вместо казни его отправляли на рудники, потому что это было более выгодно, так он пополнял численность рабов.

У рабов был широкий список функций, которые они должны был выполнять. Рабы выполняли самую грязную, самую сложную и разнообразную работу. Среди всех рабов выделяется три группы рабов: сельские, городские и общественные. Положение рабов было очень тяжелым, юридических прав он тоже не имел. Раб считался вещью, говорящим орудием труда, который считался существом грубым и нечувственным, поэтому ему поручали саму сложную и грязную работу, а за недовольство господина он расплачивался наиболее мучительными и изощренными наказаниями.

Говоря о пословице «Сколько рабов, столько врагов» римский философ Сенека говорил, что «они нам не враги – мы сами делаем их врагами». Я думаю, римский философ имел в виду то, что эксплуатация труда рабов, которая стала в Древнем Риме основой экономики, довела рабов жестокостью господ до того, что они начали выражать свое недовольство с оружием в руках. Своим отношением рабовладельцы сами из рабов делали себе врагов. Жестокая эксплуатация рабов привела к тому, что во II-I в. до н.э. начинается борьба против рабовладения в Риме. Самое крупное восстание рабов в I в. до н.э. под предводительством Спартака было подавлено, однако можно считать, что это восстание положило начало ослаблению рабовладения.

Чтобы проанализировать интерес учащихся к вопросу рабовладения в Древнем Риме, было проведено анкетирование. На вопросы анкеты отвечали учащиеся 5-х классов. [6] По результатам опроса было установлено, что большая часть опрошенных лишь в общих чертах имеют представление о рабовладении, но 86,3% хотят узнать больше об этой теме.

Список использованной литературы

1. Горончаровский В. А. Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов. – СПб, 2011. – 176 с. URL: https://www.archeo.ru/izdaniya-1/vagnejshije-izdanija/pdf/Goroncharovskij_2011.pdf/view (дата обращения: февраль 2022)

2. Жебелев С. А. Великие восстания рабов II-I вв. до н.э. / С.А. Жебелев. – М.: «Известия ГАИМК», 1994-№4.

3. Марк Порций Катон. Земледелие / Пер. и коммент. М. Е. Сергеенко; Отв. ред. И. И. Толстой; Ред. изд-ва Е. П. Понугаева. – СПб.: Наука, 2008. URL: https://mir-knig.com/read_267562-6 (дата посещения: январь 2022)

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. URL: http://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=208 (дата обращения: январь 2022)

5. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. Глава 4. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. – 368 с.

6. Тронский И. М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988. - 291 с. URL: http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/2-4-3-3.htm (дата обращения: январь 2022)

Приложение 1

Опрос среди учащихся 5-х классов

МБОУ «СОШ 13» города Славгорода и его результаты

Учащимся 5-х классов были предложены одинаковые вопросы с целью проанализировать интерес учащихся к вопросу рабовладения в Древнем Риме.

1. Знаешь ли ты, что такое рабство и кого называют рабами?

2. Знаешь ли ты какие функции выполнял раб в Древнем Риме?

3. Знаешь ли ты кто такие гладиаторы и с какой целью организовались гладиаторские бои?

4. Знаешь ли ты кто такой Спартак?

5. Хотел(а) бы узнать больше о рабстве в Древнем Риме? (да\нет)

Из 51 учащихся на 1 вопрос в общих чартах дали определение понятию «рабство» 44 человека (86,2%).

На 2 вопрос правильно ответили (указали небольшой список функций рабов) 37 человек (72,5 %)

На 3 вопрос отрицательно ответило 36 человек (70,5%). Большинство не знают о гладиаторских боях.

На 4 вопрос большая часть опрошенных 43 человека (84,4%) не знает о Спартаке.

На 5 вопрос положительно ответили 44 человека (86,3%). Большая часть опрошенных хочет больше знать о рабстве и рабовладении в Древнем Риме.

Просмотров работы: 21