Повседневная жизнь крестьян XVII вв.

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Повседневная жизнь крестьян XVII вв.

Дементьева К.В. 1
1Лицей Технополис
Азарова А.В. 1
1Лицей Технополис
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории предполагает не только познание исторических фактов, действий исторических личностей, но также проживание повседневной жизни людей. История повседневности - новая отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения. В наших школьных учебниках по истории стали появляется параграфы про повседневную жизнь населения народ России, различных слоев населения. Но, к сожалению, в этих параграфах очень мало информации, для реконструкции полной картины повседневной жизни людей. Нас заинтересовала история повседневной жизни крестьян XVII в., а именно жилища. Ведь архитектура является одним из элементов культуры. Более того, постройки русских крестьян позволяют узнать больше не только о культуре России и различных народов, проживающих на ее территории, но и о их достижениях, уровне развития. Крестовик, пятистенок, дом с прирубом всё это строилось в России в период нового времени.

Сохранение культурной памяти и истории повседневности очень важно, для современной исторической науки. В рамках своего исследования я решила в качестве продукта создать макет дома семь крестьянина.

Цель работы: изучить повседневную жизнь крестьян XVII в., создать макет крестьянской избы.

Задачи:

изучить литературу о повседневной жизни крестьян XVII в.

выявить особенности повседневной жизни крестьян XVII в.

изготовить макет дома крестьянина и его жителей XVIIв.

ГЛАВА 1. ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ КРЕСТЬЯНИНА XVII В.

1.1Виды домов XVII в. в России

Постройки крестьян XVII в. в России связывают с деревянным зодчеством. В России дома всегда строили деревянные, потому что деревянный дом теплее и микроклимат в нём лучше, чем в каменном, также леса на были такие просторные, что дерева хватало на всё.

Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, огород. Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных. Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дома в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.

В разных частях России сложились различные стили построек деревянного дома : Четырёхстенки, пятистенки и шести стенки. (Приложение рис. 1)

В четырёхстенки изба состоит из одного отапливаемого жилого помещения, ограниченного четырьмя стенами. Простейший вид четырёхстенка-однокамерный дом, в котором изба - единственное помещение. Двухкамерный дом представляет избу, к которой со стороны входа пристроено небольшое помещение холодных сеней. Они использовались в хозяйственных целях, летом также для пребывания людей, помогали сохранению тепла избы. (Рис 1.)[1]

В состав трёхкамерного дома входят изба, сени, третье помещение. Чаще всего изба и клеть примыкают к двум противоположным сторонам сеней (изба-связь). Более развитые четырёхстенки имеют множество хозяйственных помещений.[2]

В Пятистенке изба разделена капитальной стеной на 2 жилых помещения одновременно с постройкой сруба. Пятая стена может располагаться как посередине сруба, так и с отступом.[2]

Шестистенок представляет собой комбинацию двух жилых срубов. Известны следующие вариации этого типа: изба с прирубом, это тип постройки, к которой пристроен меньший по площади сруб (может рассматриваться как отдельный тип); изба-двойня без заулка, то есть 2 сруба, поставленные вплотную друг к другу; изба-двойня с заулком, в которой между двумя срубами расположено небольшое полужилое помещение или сени с входом. [2]

1.2 Что находилось в домах

Обстановка в крестьянских избах были примерно везде одинаковой и располагалось в избе все по следующему принципу: стол посреди избы и по станкам широкие лавки, на которых на ночь укладывались жильцы. В зимние холода в избу переносили  поросят, телят, ягнят. Сюда же переселяли домашнюю птицу. Готовясь к зимним холодам, крестьяне заделывали щели мхом, чтобы меньше сквозило, и чтобы мох забирал лишнюю влагу.

Сени — это неотапливаемая часть дома, что-то вроде прихожей, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей, выполняющий роль теплового тамбура. [3]

Низкий проем дверей делали специально для того, чтобы, входя через низкие двери в дом, невольно кланяемся иконам на божнице - полочке в красном углу, где располагались иконы.

Спальными местами были полати, предназначенные для детей, печь и голбец для старшего поколения.

По левой стене дома расположена мужская лавка, над которой находится полка, где мужчины хранили небольшие хозяйственные предметы и свои вещи.

Красный угол - все важные семейные вопросы решались перед и под иконами. На большей территории Сибири красный угол располагался в восточной стороне избы. Вдоль передней стены избы - женская лавка, на которой расположены предметы быта, применяемые женщинами для работы.[3] Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Он являлся исключительно женским углом в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан».

Зыбка – короб, подвешенный к потолку с помощью жерди - для маленького ребенка.

1.3 Повседневная жизнь крестьянина

Жизнь крестьянства в XVII в. веке состояла из того, что они зарабатывали на пропитание работой на земле и отдавали весомую часть своего урожая в качестве оброка для барина.  Крестьяне большую часть дня были заняты тяжелой и низкооплачиваемой работой на земле, которая принадлежала помещику.  

Семья крестьян была обширной, состояла из множества членов до 10 человек. Даже дети работали на земле. Все дети с малых лет приучались к крестьянской работе, чтобы скорее становиться помощниками отцу. Приветствовалось рождение сыновей, которые могли стать для главы семьи опорой.

Крестьяне жили в избе с соломенной крышей и небольшим двором. Во дворе было несколько построек для скота и хранения зерна. Тепло и место приготовления пищи обеспечивалось печью. В избе были и окна, и в XVII в. веке уже были стекла, но не везде. Светом в крестьянских избах была лучина.[3]

Одежда и питание крестьян были очень простыми. Одежда практически всегда была из домотканого полотна, а рацион питания состоял из зерна, злаковых, кваса, морса, хлеба, и овощей, а также зимних солений.

1.4 Одежда мужчин и женщин XVII в.

Мужская одежда (Рис.4). Рассмотрение обуви. Обувь простого крестьянина. Обычно делалась она из природных материалов. Обычно это были лапти, сделанные из древесной коры или башмаки, сплетенные из прутьев лозы. Некоторые могли носить подошвы из кожи, подвязанные верёвками.

Мужские рубахи делались широкие и короткие и едва достигали до ляжек. Чаще всего в рубахе обращали внимание на воротник, который выпускался из верхних одежд. Украшали его обычно медными пуговицами или запонками с петлями.

Русские штаны или как их называли тогда – порты, шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать шире или уже. Крестьянские штаны обычно делались из холста или грубой шерстяной ткани. Русские штаны обычно не были длинными, обычно они достигали лишь колен. Делались они с карманами, называемыми зепью.[3]

На рубаху и штаны надевалось чаще всего три одежды: одна на другую. Нижняя была домашняя, в которой сидели дома. Она называлась зипун, и представляла собой узкое, короткое платье. Делались зипуны обычно из крашенины, зимние из семиряги. Если нужно было куда-то идти в гости или принимать гостей, то надевалась другая одежда. Эта одежда имела несколько названий, но чаще всего ее называли кафтан. Они также по мере возможности украшались. Третья одежда была накидная для выхода. Это, например, опашень, охабень, однорядка, епанча и шуба. Незаменимым в русском обиходе был пояс. Считалось неприличным ходить без пояса. Также пояс выступал показателем положения, чем пестрее и ярче он был расшит, тем богаче и знатнее был его хозяин. [4]

Женский костюм в разных районах отличался отдельными деталями и расположением отделки, сам же костюм обычно был многослоен. Основными частями женского народного костюма были: Рубаха; Передник; Сарафан; Понева; Нагрудник. Женская рубаха была длинной, с поясом, от горловины шел разрез, застегивавшийся на пуговицу. Традиционно рубаха шилась из белого полотна, а понизу этой одежды проходила вышивка, которая могла быть представлена рисунком шириной до 30 см. Поверх рубашки надевалась понева – юбка, состоявшая из трех несшитых прямоугольных полотнищ, закрепленных на поясном ремне. Спереди полы поневы расходились, а длина ее была меньше, чем рубахи. Как правило, ткань для поневы выбиралась не однотонная, а с пестрым декором.[6]
Голову крестьянские женщины повязывали платком из крашенины или шерстяной материи, подвязывая его под подбородок. (Рис.5)

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Модель и макет

Модель и макет часто используют как слова синонимы, не задумываясь на их глубоком содержании. Поскольку они являют собой уменьшенную копию предмета.

Модель. Модель означает меру и образец. Имеется несколько определений, но главным образом – это образ явления или объекта, который отражает лишь отдельные особенности. Например, глобус является моделью Земли. Его можно использовать для получения общего представления о расположении океанов и континентов. В то же время он не отражает состояние атмосферы, силу притяжения и другие особенности – только внешний вид планеты. .[7]

Макет. Главной функцией макета является презентация реально существующего, в случаях, когда представление оригинала не является реальной в текущих условиях. Процесс создания макетов называется макетированием. .[7]

В отличие от модели, он отображает визуальные качества демонстрируемого объекта, а не его функции. Например, для привлечения внимания инвесторов к строительному проекту им презентуют макет будущего здания или целого комплекса. При этом он не идеально воспроизводит оригинал, изготовлен из доступных материалов. Такие макеты делаются из бумаги, картона, дерева и прочих материалов. Устройство на радиоуправлении – это модель, поскольку ее можно использовать, проверить функциональные возможности. А также некоторые исключения, замена одного понятия другим не всегда является ошибкой.

2.2 Изготовление макета дома крестьянина XVII в.

В своем исследовании мы рассказали и изучили повседневную жизнь крестьян на Руси, как выглядели их дома, какую одежду носили женщины и мужчины в то время, где они проживали и как обустраивались их дома. И мы сделали макет дома крестьянина XVI в. (рис.6).

В этом домена первом этаже находится: печь (рис.7), зыбка на которую уложен младенец (рис.8) , кровать для взрослого крестьянина и икона, которая должна находиться в юго-восточном углу помещения (рис.9) , а также в этом доме находится скамья, на которой можно было спать и под ней же хранить запасы еды в котелках. Чердак –его использовали для хранения: сена и соломы, ведь село употреблялось для утеплителя потолка и защиты от сквозняков, так же сено и соломой прокармливали скот. Благодаря равномерному распределению сена и соломы в качестве утеплителя, сено и солома хранились достаточно долго (рис.10). Так же мы создали жильцов этого дома: крестьянин его жена и сын.

Крестьянин (рис.11): на нём надета рубаха, порты, пёстрый пояс, который показывает положение хозяина и валенка это основной головной убор мужчин, сшитый из овечьей шерсти.

Жена крестьянина (рис 12): на ней мы видим рубаху, передник, сарафан, платок и юбка, закреплённая на ремне.

И младенец, который крепко спит в своей люльке рядом с печкой укутанный в пелёнку.

Данный макет можно использовать как декор, так на курсах внеурочной деятельности, уроках истории, МХК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крестьянский быт позволяет нам окунуться в повседневную жизнь людей интересующего периода истории. Иногда на выставках экскурсиях или у бабушек мы видим старинные вещи, но не всегда задумываемся над тем, а для чего они были нужны, как использовались нашими предками. Собрав информацию и материал, проанализировав их, мы узнали много новых терминов, которые использовали в свое быту крестьяне XVII в. Выяснили, что такое порты, четырёхстенка, красный угол, как обустраивался и строился дом в XVII веке в России и чем занимались крестьяне. Получили полное представление, как была устроена крестьянская изба, какие предметы быта окружали людей. Данная работа работа была очень интересной и полезной и позволила узнать не только новое, но и вспомнить старое. В конце работы, можно сказать, что какой бы полной мы не старались сделать свое исследование, всё равно ещё много вопросов, на которые нельзя дать точный ответ. Эти вопросы требуют дальнейшего изучения. Таким образом, делая выводы из всей полученной информации, мы понимаем, что история повседневности очень важна для реконструирования образа жизни людей в разные исторические периоды. Созданный нами макет можно использовать как декор, так на курсах внеурочной деятельности, уроках истории, МХК.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Традиционные типы домов на Руси / История Северной Руси [Электронный ресурс] // URL: http://ukhtoma.ru/history3.htmДата обращения: 13.05.2022).

Деревянное зодчество России [Электронный ресурс] // URL: http://46.29.163.254/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8Дата обращения: 13.05.2022).

Крестьяне во второй половине XVIIв. [Электронный ресурс] // URL: https://studbooks.net/616415/kulturologiya/odezhda (Дата обращения: 15.05.2022).

Одежда крестьян форма / Справочник 24 [Электронный ресурс] // URL: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/odezhda_krestyan/ (Дата обращения: 13.05.2022).

Традиционные интерьеры жилой части крестьянского дома / Традиционная культура русских Заонежья [Электронный ресурс] // URL: https://kizhi.karelia.ru/library/traditsionnaya-kultura-russkih-zaonezhya-spravochno-metodicheskoe-posobie-dlya-eksku/774.html (Дата обращения: 15.05.2022).

Очерки русской культуры XVII в. Часть первая. Материальная культура. Государственный строй' \\Под ред. А. В. Арциховского - Москва: Издательство МГУ, 1979 - с.352

Чем отличается модель от макета. [Электронный ресурс] // URL: https://zen.yandex.ru/media/finut_mag/chem-otlichaetsia-model-ot-maketa-6093bce67ffcba2d9eaf11f9 (Дата обращения: 22.06.2022).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок 1.Четырёхстенки

Рисунок 2. Пятистенки

Рисунок 3. Шестистенки

Рисунок 4. Мужская одежда XVII века

Рисунок 5. Женская одежда XVII века

Рисунок 6. Макет дома крестьянина

Рисунок 7. Макет печного угола

Рисунок 8.Макет зыбки

Рисунок 9.Красный уго в макете дома

Рисунок 10.Чердак в макете дома

Рисунок 11Сделанная кукла крестьянина

Рисунок 12. Сделанная кукла крестьянка

Просмотров работы: 8447