АРХИТЕКТУРА РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Синицкий С.П. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Верещагина О.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Возрождение, или Ренессанс (итал. Rinascimento; от «ri» - «снова» или «заново рожденный») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.

Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В это время в обществе появляется сильное увлечение античностью, которое проникает во все сферы искусства.

Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей.

Одной из закономерностей процесса развития искусства является ранний этап эпохи возрождения, который заключается в переломе в истории архитектуры.

Актуальность: в последнее время все больше внимания уделяется изучению мировой культуры. Существует множество вещей, которые требуют к себе внимания и, которыми мы, потомки, можем по праву гордиться. В этом и заключается актуальность работы, которая определяет важный вопрос изучения архитектуры Раннего Возрождения. Что и послужило выбором темы данной работы.

Целью данной работы является изучение архитектуры Раннего Возрождения и создание буклета, в котором будет освещена данная тематика.

Поставленная цель позволяет сформулировать конкретные задачи:

- рассмотреть историографию архитектуры Раннего Возрождения;

- изучить характерные особенности архитектуры Раннего Возрождения через рассмотрение объектов архитектуры;

- определить представителей и их произведения в эпоху архитектуры Раннего Возрождения.

Гипотеза: знакомство с культурным наследием наших предков будет способствовать сохранению культурных ценностей у моих сверстников.

Объектом исследования является архитектура Раннего Возрождения.

Предметом исследования – объекты архитектуры Раннего Возрождения и их особенности.

Методы исследования:

- теоретические методы: синтез, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, сбор информации.

- эмпирические методы: наблюдение, социологический опрос, описание, анализ, математическая и графическая обработка результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении знаний, углублении представлений об архитектуре раннего возрождения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы проектной работы можно использовать в образовательном процессе, на уроках «Мировой художественной культуры», а также в отдельных педагогических ситуациях.

При написании работы информационную базу составили литература и интернет-ресурсы в виде статей, учебных пособий и тематических источников литературы.

1. Историография архитектуры Возрождения

Архитектура Возрождения — архитектура стран Западной Европы, прежде всего Италии, в период ее развития с начала XV до начала XVII века; при этом имеется в виду возрождение и развитие основ духовной и материальной культуры античности — Древней Греции и Рима.

Эта эпоха является переломным моментом в истории архитектуры по отношению к предшествующим периодам и стилям — романскому и готическому. Готика, в отличие от архитектуры романики и Возрождения, основана на иных, неантичных источниках. Существенно, что в общеисторической периодизации эпоха Возрождения не выделяется, ее включают либо в Средневековье (концепция медиевизма) либо относят к Новому Времени. Однако для истории искусства, и прежде всего истории архитектуры, эта эпоха имеет исключительно важное значение.

Архитектура снова становится ордерной. Выдающийся исследователь архитектуры В.Ф. Маркузон писал: «Эпохе Ренессанса мы обязаны двумя новыми типами или системами художественного выражения: это станковая картина и новая ордерная архитектура. В основе выразительных средств, или, иначе, языка архитектуры, лежит лексика, сложившаяся в процессе долгого исторического развития итальянского зодчества от античности и до позднего средневековья. Архитектурные ордеры образуют важную, хотя и не единственную часть этой лексики».

Движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников в составе строительной артели и персонализации творчества архитекторов подобно тому, как это происходило в живописи и скульптуре того времени.

Возрастала роль заказчика, личности донатора, ктитора, а также текстовых программ (кончетто). Появлялись подробные чертежи и планы, а также наглядные макеты, которые архитектор был обязан предоставить заказчику. Произведения эпохи Возрождения, даже небольшие постройки или проекты, были аккуратно документированы с самого своего появления.

Французский ренессанс и Тюдор-Ренессанс в Англии в силу их специфики принято рассматривать отдельно.

Россию по причине особых историко-географических обстоятельств также рассматривают отдельно (так называемый русский ренессанс).

Французское слово «ренессанс» произошло от итальянского, которое употребил Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», изданной в 1550 году. Вазари заимствовал это слово из «Комментариев» Л. Гиберти (ок. 1450 г.). Вазари назвал «возрождением» деятельность итальянских художников XVI в. «после многих лет упадка в период средневековья и варварства». Вазари, писал о «пелене, которая заволокла умы людей» и которая неожиданно, «то ли Божьей милостью, то ли под воздействием звезд, спала, и художники вдруг увидели истинно прекрасное».

В 1855 г. французский историк Жюль Мишле дал «кальку» итальянского термина в заглавии седьмого тома «Истории Франции». В 1860 г. швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» раскрыл это определение в контексте соответствующего периода в европейской истории, его интерпретация легла в основу современного понимания культуры Итальянского Возрождения.

Таким образом, развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики.

2. Характерные особенности архитектуры Раннего Возрождения

Архитектурным центром Раннего Возрождения стала провинция Тоскана в центре Италии, на берегу Тирренского моря, с главным городом Флоренцией, расположенным на берегах реки Арно — на главном торговом пути из Рима в Северную Италию.

Период Раннего Возрождения, охватывающий вторую четверть и середину XV столетия, называют кватроченто, а началом этого периода принято считать 1420 год, а концом 1500 год.

Особую роль в архитектуре эпохи Возрождения играют композиционные основы античной архитектуры:

- симметрия,

- рациональные пропорции,

- тектоника;

- реалистический жизнеутверждающий характер (применение античной ордерной системы, выражение в сооружениях земных чувств);

- светское содержание (главным в строительстве становится постройка сооружений гражданского назначения: палаццо – городских особняков знати, загородных вилл, приютов, библиотек и других сооружений культуры).

Системы иррационального пропорционирования средневековых зданий (квадратура, триангуляция) сменяются рациональными приёмами ордерных построений колонн, пилястр, арок, ордерных аркад.

На смену асимметрии приходят симметричные, ротондальные и крестово-купольные, постройки, формы полуциркульной арки и свода, полусферические купола, арочные ниши, эдикулы.

Стрельчатые конструкции уступают место цилиндрическим и крестово-купольным сводам.

Создание новых архитектурных ансамблей, акцентирующих земные чувства человека, в композиции которых преобладают центрические и перспективно-организованные горизонтали, а не готическая вертикальная устремленность ввысь.

Рассмотрим особенности архитектуры Раннего Возрождения на примере отдельных объектов Филиппо Брунеллески.

Купол Санта-Марии-дель-Фьоре

Главным событием, ознаменовавшим переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре воФлоренции.

Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Брунеллески гениально нашел правильный изгиб ребер - дуга в 60 градусов обладает наибольшей прочностью. Вторая техническая находка - способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола - своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось.

В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн и высотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами.

Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, "все тосканские народы". Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.

Лоджия Приюта невинных

Это великолепная лоджия, длиной 70 метров из девяти арок, опирающихся на колонны. Легкость конструкции определяется инновационным приемом Брунеллески — опорой арок непосредственно на капители колонн. Он создает характерный для последующего Ренессанса образ свободно стоящих колонн и «летящих» арок.

В произведениях Брунеллески и его последователей также несущим элементом остаётся стена, а «аркада по колоннам» используется для лоджий, происходящих от сельских навесов на столбах, где нагрузка на опоры сравнительно невелика. Взамен крестообразно расположенных готических нервюр архитектор использовал девять квадратных в плане секций, своды которых, как паруса, наполненные ветром, легко ложатся на полуциркульные арки, а те, в свою очередь, — на капители тонких, но упругих колонн. В результате простыми средствами достигается настойчиво искомое художниками Возрождения единство цельности и ясной расчленённости пространства. Четыре подпружные арки чётко отделяют каждую из секций, а вместе они образуют непрерывно воспринимаемую длительность — аркаду.

На боковой стене слева внутри лоджии фасада находится дверь c зарешёченным окном и подоконником, она была открыта в течение четырёх столетий, куда женщины анонимно подкидывали младенцев (дверь замуровали в 1875 году). В 1463 году антрвольты аркады украсили рельефные майоликовые тондо мастерской Андреа делла Роббиа. В белом рельефе на голубом фоне изображены трогательно спелёнутые «невинные младенцы», ставшие со временем символами благотворительности и педиатрии). Колонны, капители и архивольты выполнены из серого тосканского известняка пьетра-серена, эффектно выделяющегося на фоне побелки кирпичных стен.

Базилика Санто-Спирито

Базилика Санто-Спирито — католическая церковь во Флоренции (Италия), находится на одноимённой площадив квартале Олтрарно. Построенная в XV веке по проекту Филиппо Брунеллески, она считается одним из чистейших образцов архитектуры раннего ренессанса во Флоренции.

В 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди решил построить здесь новую церковь, и уже в 1428 году у архитектора Филиппо Брунеллески были готовы чертежи будущего храма. Изначально мастер хотел поставить церковь Святого Духа лицевой стороной к реке Арно, но не смог этого сделать из-за плотной жилой застройки между берегом и церковью. В 1436 году был заложен фундамент, однако строительство продвигалось очень медленно. В 1446 году Брунеллески умер, и его дело продолжили его последователи Антонио Манетти, Джованни да Джайоле и Сальви д'Андреа; последний отвечал за строительство купола (1479-1482 г.г.) вместе с Иль Кронака. Кампанила была построена в 1503 году Баччо Д'Аньоло.

В отличие от базилики Сан-Лоренцо, при строительстве которой планы Брунеллески не были учтены, здесь его замыслы были воплощены с заметной точностью, по крайней мере в первом этаже и в аркадах. План церкви имеет форму латинского креста. Контраст между нефом и трансептом, вызвавший такие трудности в Сан-Лоренцо, был также устранён. Боковые капеллы в виде ниш одинакового размера разбросаны по всему периметру здания. В 1489 году с левой стороны здания были построены колоннада и восьмиугольная ризница по проекту Иль Кронака и Джулиано да Сангалло.

Базилика Святого Лаврентия

Базилика Святого Лаврентия — одна из самых больших и старых церквей Флоренции, Италия, расположенная в центральной части города. Первая церковь была основана в 393 году, затем, в XI веке, она была перестроена в романском стиле. В XV веке базилику вновь реконструировали по заказу Козимо Медичи Старого и по проекту известного архитектора Филиппо Брунеллески.

Базилика имеет три нефа, центральный и два боковых, которые образованы квадратными в плане пролётами (травеями). Квадраты травей, как это всегда бывает у Брунеллески являются модулями пропорционирования всей церкви. Нефы разделены колоннами коринфского ордера, на которые через импосты опираются полуциркульные арки.

Внутреннее пространство храма образует план в виде латинского креста и просторное средокрестие, образуемое пересечением нефа и трансепта, перекрытое куполом. Боковые стены украшены пилястрами, обрамляющими полуциркульные своды капелл. Последние, однако, не пропорциональны модулю и считаются переделкой оригинального проекта Брунеллески, реализованного, вероятно, после его смерти в 1446 году.

Интерьер базилики Сан-Лоренцо — шедевр архитектуры, покоряющей своей лёгкостью и элегантностью. Колонны расставлены так широко и свободно, что все три нефа становятся как бы «прозрачными» — струящийся из окон свет объединяет их в единое пространство. В качестве импостов между пятами арок и капителями колонн Брунеллески использовал отрезки антаблемента, посредством чего увеличил высоту, просторность и связность всех частей композиции. Этот приём он мог видеть на триумфальной арке Константина или в мавзолее Санта Костанца в Риме.

Капелла Пацци

Капелла Пацци — выдающийся памятник архитектуры эпохи итальянского Возрождения. Здание построено по проекту архитектора Филиппо Брунеллески в 1442—1460 годах. Расположено в монастырском дворе при францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Капелла является центрической купольной постройкой. Квадратное в плане здание перекрывается зонтичным куполом, разделённым на двенадцать частей. В этом капелла схожа со Старой Сакристией церкви Сан-Лоренцо.

На фасаде архитектор Брунеллески использовал не «римскую архитектурную ячейку» или излюбленную «аркаду по колоннам», а довольно редкое для Италии горизонтальное, архитравное перекрытие колонн коринфского ордера «на греческий манер». Причем колоннаду и архитрав нижней части здания Брунеллески сочетал с высоким аттиком, полуциркульной аркой в центре и типично средневековой галереей - лоджией верхней части постройки на деревянных «столбиках» и с сильно выдающейся кровлей-карнизом, увенчанной зонтичным «тосканским куполом» с шатровой кровлей и башенкой-лантерной.

Таким образом, эпоха Раннего Возрождения дала миру архитектуры многое, как принципы строительства, так и великих мастеров, чьи имена навсегда вошли в историю и чьи строения продолжают радовать по сей день.

2.1. Представители и их произведения

В эпоху Возрождения в архитектуре на первый план выдвигается творческая личность мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллески, Баттиста, Бернардо, Джулиано.

1. Филиппо Брунеллески (1377-1446 г.г.) - итальянский архитектор, скульптор и ученый. Учился и работал во Флоренции, изучал в Риме античную архитектуру. В 1401 году Брунеллески выполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» для дверей флорентийского баптистерия; создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария Новелла. Первым произведением Брунеллески стало возведение в 1420 году купола церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Самое изящное произведение, выполненное знаменитым Брунеллески – Капелла Пацци. Еще одним произведением Брунеллески является палаццо Питти.

2. Альберти Леон Баттиста (1404–1472 г.г.) - итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме.

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446–1451 г.г., построен Б.Росселлино по планам Альберти).

Альберти оказал существенное влияние на современную ему архитектурную практику не только своими постройками, но также и своими научными трудами в области архитектуры, в основу которых был положен строительный опыт мастеров Возрождения.

3. Росселлино Бернардо (1406–1464 г.г.) родился в семье итальянских архитекторов и скульпторов периода Позднего Проторенессанса и эпохи Раннего Возрождения. Бернардо Росселлино сотрудничал с Леоном Баттиста Альберти при строительстве Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 г.г.).

Главная архитектурная работа Росселлино – проектирование и строительство (с 1459 г.) города Пиенца, в котором впервые реально воплотились представления ренессансных гуманистов об “идеальном” городе (собор, 1459–1462 г.г.; Палаццо Пикколомини, 1460–1464 г.г.). Бернардо Росселлино первым разработал тип ренессансной гробницы в нише стены.

4. Майано Джулиано (1432–1490) – родился в семье итальянских архитекторов, скульпторов и резчиков по дереву эпохи Раннего Возрождения. Джулиано да Майано, архитектор и резчик по дереву. Работал в Тоскане.

Следуя традициям Филиппо Брунеллески, мастер стремился к сложным пространственным построениям, добивался подчеркнутой декоративности архитектурного образа (Палаццо Спаннокки в Сиене, с 1473 г.; собор в Фаэнце, 1474–1486 г.г.). В 1477–1490 годах Джулиано да Майано возглавлял строительство знаменитого собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Таким образом, великие архитекторы эпохи Раннего Возрождения отличались проработкой своих объектов в техническом и эстетическом планах.

3. Исследование значимости знаний

архитектуры Раннего Возрождения и её представителей

Для получения информации об актуализации знаний архитектуры Раннего Возрождения и её представителей был выбран один из методов исследования – социологический опрос. Мною были подготовлены вопросы, и проведено исследование с целью выявления знаний об эпохе и архитектуре Раннего Возрождения. В социологическом опросе (Приложение 1) приняли участие люди от 16 до 20 лет в количестве 24 человек, опрос проходил при помощи интернет-ресурса.

Анализируя данные, представленные в диаграммах, мы пришли к следующим выводам:

- почти половина опрошенных людей четко знают временные рамки эпохи Раннего Возрождения;

- большинство из них называют родиной эпохи Раннего Возрождения Италию, что является правильным ответом;

- безошибочно называют представителей эпохи Раннего Возрождения;

- знакомы с архитектурными стилями и особенности строений данной эпохи и имеют представление о самых значимых постройках данного времени.

Заключение

В процессе изучения темы итоговой работы «Архитектура Раннего Возрождения» мной была изучена и проанализирована тематическая литература. Рассмотрена историография архитектуры Раннего Возрождения, изучены характерные особенности архитектуры Раннего Возрождения через рассмотрение объектов архитектуры на примере Филиппо Брунеллески, таких как, Купол Санта-Марии-дель-Фьоре, Лоджия Приюта невинных, Базилика Санто-Спирито, Базилика Святого Лаврентия, Капелла Пацци, а также определены представители и их произведения в эпоху архитектуры Раннего Возрождения: Филиппо Брунеллески, Альберти Леон Баттиста, Росселлино Бернардо, Майано Джулиано и Бенедетто да Майано.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

во-первых, развитие Архитектуры Возрождения – период перелома в архитектурной лексике и его технической стороне;

во-вторых, эпоха Раннего Возрождения – это новые великие архитекторы, идеи, принципы, объекты, которые, сохранны и по сей день.

В современном мире некоторые люди перестали интересоваться искусством, перестали интересоваться и восхищаться архитектурной красотой наших предшественников, ведь социологический опрос показал, что далеко не все, хотя, и большая часть опрошенных людей, знают историю развития данной эпохи и её представителей. Поэтому в дальнейшем обязательно нужно продолжать заниматься исследованием мировой культуры и обращать внимание взрослых людей и, конечно же, молодежи.

Конечным результатом данной работы является разработка буклета «Архитектура Раннего Возрождения», содержание которого будет способствовать культурному развитию людей как подросткового, так и зрелого возраста.

Таким образом, задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза доказана.

Список использованных источников

Литература:

Архитектура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Лисовский В. Г.. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. — СПб.: Азбука-Классика, 2007.

Михайлова М. Б. Античный элемент в формировании города Возрождения (теория и практика) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М.: Наука, 1984. — С.214—220.

Пясецкий В. Н. Архитектурные формы раннего возрождения в Италии. — С.-Петербург: Издание редакции журнала «Строитель». Типография Е. Евдокимова. Троицкая ул., № 18. 1897. — 106 с.

Интернет ресурсы:

Альберти Леон Баттиста [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://smallbay.ru

Архитектура возрождения [Электронный ресурс]: – Режим доступа: artsgtu.ru

Архитектура раннего возрождения [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://architecturalidea.com

Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

Базилика Санто-Спирито [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

Воспитательный дом (Флоренция) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

Капелла Пацци [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

Купол Санта-Марии-дель-Фьоре [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Социологический опрос

https://docs.google.com/forms/d/1X-RFNjo5yhRzxwkGgcVWJ9MIoTeOm60hg-kYSd_DEBA/edit

Сколько вам лет?

14-16 лет

16-18 лет

18-20 лет

Другое:

1. Какие архитектурные сооружения, созданные в эпоху Раннего Возрождения, вы знаете?

Собор святой Марии дель Фьоре

Сан-Пьетро-ин-Монторио

Собор Святого Петра

Я не знаю

2. Назовите период эпохи Раннего Возрождения?

Начало XV — конец XV века

Конец XV — первые 20 лет XVI века

Середина XVI — 1590-е годы

Я не знаю

3. Кого из представителей, эпохи Раннего Возрождения вы знаете?

Филиппо Брунеллески

Андреа Палладио

Капрезе Микеланжело

Я не знаю

4. Родина эпохи Раннего Возрождения?

Греция

Испания

Италия

Я не знаю

5. Чем архитектура эпохи Раннего Возрождения отличаются от архитектуры других эпох?

Сбалансированность, пропорциональность

Античность и использование науки

Свободомыслие и неестественность

Я не знаю

Просмотров работы: 1988