В русские народные игры играть – богатырём можно стать

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

В русские народные игры играть – богатырём можно стать

Митякин Г.М. 1Бугаев И.И. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Петренко Н.В. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Игра считается одним из основных видом деятельности. Существует разнообразие игр: подвижные, настольные, компьютерные, интеллектуальные и т.д. Если рассмотреть русские народные игры, которые следует отметить их значимость. В этих играх развивается не только силовые качества, но и смекалка, креатив, умение общаться. Но самое главное, игры помогают формировать стремление к здоровому образу жизни, которое так необходимо современным детям и подросткам, что делает нашу тему актуальной.

Объект исследования: русские народные традиции.

Предмет исследования: русские народные игры.

Цель исследования: изучение влияние русских народных игр на здоровье детей и подростков.

Задачи:

Изучить литературу и другие материалы по теме.

Выявить влияние игр на здоровье детей и подростков.

Рассмотреть наиболее популярные русские народные игры.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Под игрой понимается вид непродуктивной деятельности, мотив которой состоит не в ее результатах, а в самом процессе участия играющих в этой деятельности.

В игре происходит становление личности ребенка, формирование детского коллектива, самостоятельности, исправление отклонений в поведении, формируется положительное отношение к труду. Игра всегда эмоциональна, связана с инициативой участников, позволяющей повысить двигательную активность ребенка, основанную на естественных движениях.

Велико и оздоровительное значение народных подвижных игр, связанное с их влиянием на физическое и психическое развитие детей и подростков, а также воздействием на совершенствование организма. 

Оздоровительное значение заключается в следующем: подвижные игры оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма, на формирование правильной осанки детей и подростков. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, что содействует закаливанию детей.

Русские народные подвижные игры имеют свою историю возникновения. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.

Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа. Главным образом крестьянства. Всё это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Игрой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.

Русские народные игры способствуют развитию физиологических систем организма (сердечнососудистой, нервной, дыхательной), улучшению физического развития и физической подготовленности, воспитанию положительных психических качеств. В основе игр лежат физические упражнения, в процессе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий. Другой важной особенностью игр является то, что они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, а это эффективное средство закаливания организма детей.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, но способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

ГЛАВА 2. ПОПУЛЯРНЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Нами была составлена таблица русских народных игр. Конечно, это далеко не все игры, но наша задача состояла в том, чтобы были указаны не только правила игры, но и то, что в детях и подростках эта игра развивает.

Таблица популярных русских народных игр

Название игры

Правила игры

Что данная игра развивает

«Звонари»

Выбираются двое ребят: один с колокольчиком- «звонарь», другой- «жмурка». Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. «Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Учит ориентироваться в пространстве, развивает ловкость.

«Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота! 

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. 

Развивает быстроту, ловкость, глазомер, совершенствует ориентировку в пространстве

«Скакалка»

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

Развивает умение выполнять движения по сигналу. Упражняет в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

«Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Развивает умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражняет в построении в круг, ходьбе со сменой направления.

"Капуста"

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Развивает умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражняет в беге, умению играть в коллективе.

«Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в сто­роне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков

произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры. 

Развивает быстроту, ловкость, глазомер, совершенствует ориентировку в пространстве. Упражняет в беге.

«В ногу»

Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков, одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Развивает глазомер, умение выполнять движения по сигналу. Упражняет в метании.

«Хромая лиса»

Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

Упражняет в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

Проанализировав составленную таблицу, мы делаем вывод, что русские народные игры развивали физическую силу, ловкость, смекалку, выносливость. Следует отметить, что все игры подвижные и проходят на свежем воздухе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель исследования - изучение влияние русских народных игр на здоровье детей и подростков, достигнута.

Задачи решены:

1. Изучена литература и другие материалы по теме.

2. Выявлено влияние игр на здоровье детей и подростков.

3. Рассмотрены наиболее популярные русские народные игры.

Наша работа показывала, что народные игры хорошо развивают физически, укрепляют силу воли и выдержку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развивают мышление, воображение, активизируют умственную деятельность, воспитывают активность, сноровку и сообразительность.

Игры создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Формирует чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями. Развивает нравственные и патриотические чувства, учат преодолевать неудачи, переживать неуспех.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

А.А. Таран «Русские народные игры и их классификация» (интернетресурсы).

Левицкая М.  Народные подвижные игры -  СПб, Издательство     Политехнического  университета,  2008 г.

Титова О.Я.  Обрядовые праздники в России -  Издательство  ТЦ   СФЕРА,  2003 г.

Рыбак Е. М.  «Играем вместе» – Архангельский областной институт  переподготовки РИСа АО ИППК,  2008 г.

Просмотров работы: 63