Введение
Актуальность исследования.
Данная работа посвящена последней российской императрице Романовой Александре Федоровне. В работе используются дневниковые записи царицы, ее переписка, воспоминания современников, научно-публицистические статьи. Жизнь Александры Федоровны рассматривается с разных сторон: как матери, как жены, как женщины-христианки.
Цель исследования – установить роль влияния Александры Федоровны на политику империи.
Задачи:
1.Изучить различные исторические источники: дневниковые записи Александры Федоровны, ее переписку, воспоминания современников, научно-публицистические статьи, ресурсы Интернет.
2. Найти информацию, факты, характеризующие жизненный путь Александры с рождения и до последних дней ее жизни.
3. Рассмотреть ее жизнь с разных сторон: как жены, как матери, как женщины-христианки.
Гипотеза: Александра Федоровна Романова была праведной женщиной еще до своего мученичества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вызовут определенный интерес к истории нашей страны.
Введение В силу многих объективных причин, чрезвычайно сложно всесторонне описать образ Александры Федоровны Романовой, последней Российской императрицы. Одна из самых образованных, утонченных и красивых женщин своего времени, она была не понята и отвергнута на своей родине, которую горячо любила всей душой, пережила унижение и издевательства, неблагодарность и равнодушие, предательство и изгнание, пытку неизвестностью, страшную опасность, грозившую ее семье, и смерть. Но мужественно претерпев до конца все испытания и показав тем самым всему православному миру пример подлинного смирения и упования на волю Божию, Александра Федоровна вместе со своим супругом императором Николаем II и детьми: цесаревичем Алексеем и дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, была прославлена Православной Церковью в лике святых. «Свет» Александры Федоровны Александра Федоровна (Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 6 июня 1872 года в городе Дармштадт, который находился в небольшом герцогстве Германии. Мать будущей императрицы, английская принцесса Алиса, заботясь о христианском воспитании детей, каждое воскресенье посещала с ними больницы и приюты, где дети раздавали цветы и подарки, читали больным, стараясь хоть немного уменьшить их страдания. Принцесса Алиса умерла, когда Александре Федоровне было всего 6 лет, но дочь навсегда сохранила образ матери в своей душе. Эта потеря сделала ее чуткой к чужому горю и одиночеству. В письмах Александры Федоровны до приезда в Россию встречаются упоминания о посещениях госпиталя, вязании теплых вещей для бедных и заботе о близких ей людях. Став в 1894 году императрицей, Александра Федоровна первое время не имела под своим покровительством никакого благотворительного ведомства. Но уже в 1895 году она стала главой созданного в том же году Попечительства о домах трудолюбия и работных домах, к чьей помощи прибегали бездомные, безработные, освободившиеся из мест заключения, лица, утратившие прежнее социальное положение. Поскольку императрице всегда были близки детские проблемы, она с готовностью поддерживала проекты, связанные с вопросами материнства и детства. Так по ее инициативе была создана «Школа нянь», при которой находился приют на 50 детей. Воспитанницы находились на полном содержании и получали от школы одежду и учебные пособия. Для неимущих девушек, желавших пройти обучение в школе, устанавливались бесплатные вакансии и стипендии. Александра Федоровна не только принимала участие в жизни «Школы», но и ежегодно тратила большие суммы на ее содержание. Второй крупный благотворительный проект императрицы Александры Федоровны был связан с поддержкой идеи ее лечащего врача К.Х.Хорна по строительству в Петербурге первого в России Ортопедического института. При всемерном участии Александры Федоровны, институт был открыт в 1906 году, став, по словам Ю.И.Лодыженского, «почти единственными, во всяком случае, наилучшим способом оборудованным специальным лечебным учреждением, поэтому к нам стекались со всей России. В институте числилось 70 мест, но при желании количество кроватей могло быть удвоено. Большинство больных находилось здесь бесплатно, также все операции проводились бесплатно… всегда было много больных детей». В начале XX века широкое распространение получили общественные акции по сбору благотворительных пожертвований. Они проводились в форме благотворительных базаров, лотерей и подписок. Устроителями обычно являлись общественные организации, которые вовлекали в проведение и подготовку мероприятий всю общественность. Ярким примером такой акции были необычайно популярные «Дни цветков». Что справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов, во многих местах были организованы пункты по сдаче анализов, читались бесплатно лекции. Эту инициативу поддержала и царская семья Романовых. С 1911 года «Дни цветков» стали проводиться во многих городах России. Александра Федоровна организовала 4 больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911-1914 годах. Она сама работала, рисовала, вышивала для базара и , несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Непосредственно в сборах средств принимали участие цесаревич и все великие княжны. На собранные средства в 1912 году Морское министерство приступило к строительству в Массандре, близ Ялты, санатория имени императрицы Александры Федоровны для лечения моряков, больных туберкулезом. 29 мая 1913 года состоялась закладка первого строения – корпуса для лечения офицеров. На освещении 2 апреля 1914 года присутствовали члены императорской семьи. Кроме всего прочего, императрица с дочерьми лично посещала многих больных туберкулезом. Ей говорили об опасности заразиться, но она отвечала: «Дети должны знать, что кроме красоты, в мире много печали». После начала Первой мировой войны расходы императрицы Александры Федоровны на различные благотворительные проекты значительно возросли. На средства великих княжон содержались лазареты в Царском селе. Сама императрица Александра Федоровна курировала открытый в Зимнем дворце крупный лазарет «для нижних чинов» на 1000 мест. Под ее руководством организовывались склады со всем необходимым для фронта, готовилось оснащение санитарных поездов для перевоза раненых с боевых позиций. Для оказания помощи пострадавшим от военных действий, а также семьям лиц, призванных на войну, были созданы комитеты, которые возглавиливеликие княжны Ольга и Татьяна. Во дворцовом госпитале государыня сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия. Они ежедневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами. Сердечная любовь к ближним, стремление помогать и утешать страждущих не покидали Александру Федоровну в самый трагический период семьи – в заключении. Часто не имея возможности помочь трудами, она старалась поддержать, укрепить веру в промысел Божий в письмах, беседах. В заточении Александра Федоровна преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью. Узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к испытаниям, образ которых они сами не могли даже себе представить или предположить. 1-6 августа 1917 года царская семья была переведена из Москвы в Тобольск, а оттуда в мае 1918 года в Екатеринбург, где была заключена в Ипатьевском доме. 12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уральский облисполком принял постановление о расстреле Романовых. Убийство царской семьи и их приближенных последовало в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Показав пример самоотверженного служения на благо ближним во временной жизни, Александра Федоровна и сейчас не перестает помогать всем, кто молитвенно обращается к ней за помощью. В наши дни святая страстотерпица императрица Александра (Романова) является небесной покровительницей многих общин сестер милосердия, в том числе и Сестричества при войсковом соборе св. благ. кн. Александра Невского города Краснодара. Основными направлением деятельности Сестричества является служение в Детской краевой клинической больнице. Сестры помогают болящим младенцам и отрокам подготовиться к таинствам Исповеди и Причастия, сопровождают священника во время проведения Таинств. Среди послушаний сестер также есть уход и духовная поддержка болящих и пожилых людей, окормление пациентов Краевого перинатального центра, помощь малоимущим семьям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организация сбора средств для оказания помощи нуждающимся. Оказывала ли императрица Александра Федоровна влияние на политику империи? Как известно, на императрицу Александру Федоровну огромное влияние оказывал Распутин, но вот степень воздействия, оказываемого им на политику Николая II, представляется достаточно спорной. О непосредственном влиянии Распутина Морис Палеолог, французский посол в России, говорит следующее: «Имеет ли Распутин такую же власть над императором, как над императрицей? Нет, и разница ощутительна», особенно тогда, когда «старец» вмешивается в политику. Рассмотрим мнения исследователей М.К. Касвинова, Е.Д. Черменского и А.Я. Авреха. Аврех и Касвинов считают, что Распутин оказывал влияние на политику императора, а Черменский находит версию о значении воли Распутина при принятии государственных решений несостоятельной. Рассмотрим версию Авреха и Касвинова. Схема давления на императора выглядит следующим образом: Распутин писал императрице Александре Федоровне, а та, в свою очередь оказывала влияние на действия императора. Таков был механизм в том случае, если Распутину требовалось оказать «содействие» лицам, угодным царской чете, то есть тем, с которыми ни у царя, ни у царицы не было личных счетов. «Государством правила его (царя) жена, а ею правил Распутин. Распутин внушал, царица приказывала, царь слушался». Другая схема действовала, по мнению Авреха, в отношении лиц, чем-либо провинившихся или царственной семье неугодных. В этом случае роль посредницы между Распутиным и царицей брала на себя А. А. Вырубова, фрейлина императрицы и ее близкая подруга. Об огромном влиянии «старца» на императора пишет М. Касвинов: «Если сопоставить даты царицыных писем, содержащих наставления Распутина, с датами императорских указов тех дней, можно увидеть, каким обширным было его влияние на ход государственных дел». Хорошо известны факты: желая получить ту или иную государственную должность, обращались к Распутину, чтобы он повлиял на императора. На основе таких взаимоотношений за годы войны было назначено или смещено около двадцати министров и несколько председателей Совета министров. В своих исследованиях историки также опираются на материалы переписки Николая II и его жены. Приведем здесь некоторые письма императрицы своему супругу. «Держи эту бумагу перед собой.… Вели ему [Протопопову] больше слушаться нашего Друга». «Мой милый!.. Я, может быть, недостаточно умна, но у меня сильно развито чувство, а оно часто помогает больше, чем ум. Не сменяй никого до нашей встречи, давай спокойно всё обсудим вместе». Летом 1916 г. Александра Федоровна пишет мужу в Ставку: «А сейчас Он [Распутин] считает, что было бы целесообразно не слишком настойчиво наступать на западном участке фронта…» На материалах этой переписки очень хорошо видна система воздействия Распутина на царя через императрицу. Противоположную точку зрения в этом вопросе высказывает Е.Д.Черменский. Он утверждает, что пожелания Распутина просто полностью совпадали с мнением Николая II, и назначения министров производились только в соответствии с собственными решениями царя, принимавшимися самостоятельно. Эхом этих решений, возникающим в письменных источниках порой раньше, чем породивший его голос, служил Распутин. Сам он не мог играть в политике ту огромную роль, которая ему отводится, хотя бы вследствие своей «феноменальной необразованности». Флигель-адъютант царя Мордвинов пишет: «Он (царь) соглашался только с теми мнениями, которые не противоречили его собственным». Правда, мнения часто совпадали, но это были именно совпадения, а не подчиненность. Не может согласиться с влиянием Распутина через императрицу дворцовый комендант Воейков: «Можно думать, что государыня под влиянием Распутина распоряжалась всеми назначениями и разрешала важные государственные вопросы. На самом же деле это было далеко не так, если судить по результатам, число лиц, кандидатуры которых поддерживала императрица, было прямо ничтожно». Молва, «будто бы Распутин проводит назначения через Царское Село», так же беспочвенна: «фактически всё сводилось к его личным отношениям с министрами, ничего общего с императрицей не имевшим». Можно провести частотный анализ дневников Николая II. Читая дневники Николая II, сталкиваешься со скупостью замечаний и точностью хорошего чиновника. Каждый день он методично, точно, очень сухо делал заметки. Не совсем понятно, какой схемы придерживался император, так как он мог не упомянуть о значимом, с точки зрения историков, событии, но обязательно писал что-либо вроде: «Такая же жара. После доклада был занят стрижкой волос и чтением»; «Очень жаркий день с южным ветром. Утро провел по обыкновению. После завтрака читал и кончил всё»; «Вернулся к чаю. Писал. Вечером поиграл в домино». Судя по дневникам Император любил порядок и дисциплину. Изо дня в день он заносит лаконичные записи в дневник (лишь несколько дней не имеют записей). Обычно заносятся заметки о погоде, о людях, которых принимал, о том, какие были доклады, смотры, посещения, работал ли в этот день с бумагами, как отдыхал, какие были впечатления, чувства и другое. Прямые жалобы по поводу того, что кто-либо отвлекает Царя от его личных дел либо заставляет его изменять собственный режим, в рассматриваемом источнике не отражены. Только три раза Государь отмечает, что ему "мешали заниматься" (очевидно, деловыми бумагами) и читать (их же). Можно отметить несколько записей, которые свидетельствуют, что Государь имел определенную волю и серьезно относился к своим обязанностям, хотя таких записей за три года было всего шесть. Во-первых, это 7 марта 1914 г., когда Император засиделся на собрании Сводного полка до семи утра, но в четверть десятого уже проснулся, чтобы приступить к утренним докладам. Во-вторых, 6 мая 1914 г. в свой день рождения Государь записал: "Отвечал до отчаяния на телеграммы", хотя, естественно, мог и не отвечать, во всяком случае не до отчаяния. В-третьих, 12 июля 1914 г. после вечернего театра Царь засел за бумаги, заснув лишь после трех часов ночи. В-четвертых, 20 декабря 1914 г., несмотря на "здоровенный насморк с кашлем" Государь не ушел на больничный, а занялся с утра бумагами, принял Военного министра и товарища Министра Двора, вечером же снова "долго читал". В-пятых, 31 марта 1916 г. несмотря на "ужасное" желание выйти на воздух, присутствовал с десяти до половины шестого на совещании с главнокомандующими с перерывом на завтрак. И в-шестых, 8 декабря 1916 г. несмотря на желание отправиться на прогулку Царь пошел на доклад. Дневники не дают оснований считать, что Император Николай II подвергался влияниям со стороны: Царь ни разу не отметил, что кто-либо заставил его отказаться от принятого решения, внушил ему какую-либо мысль или старался повлиять на него. Дневники содержат лишь записи, свидетельствующие об обратном: "Господь да благословит поездку мою и решение мое"; "Принял…Штюрмера, которому предложил место председателя Совета министров"; "Вечером говорил с Шуваевым - думаю назначить его Военным министром". Основываясь на дневниках Николая II, трудно утверждать о некоем исключительном положении «старца». Да, из записей следует, что царь виделся с Григорием, но вряд ли из них можно сделать те выводы, которые делают историки. Большую роль в жизни Николая II играла его семья. Он искренне и очень сильно любил своего сына и жену. За два года количество дней в дневнике, где Николай говорит об Александре Федоровне, равно 137. Имя Аликс упоминается еще чаще. Только в записях, касающихся семьи, император постоянно проявляет эмоции, здесь звучат личные и теплые интонации. О своих письмах к жене Николай говорит много, а вот письма императрицы вообще не упоминаются. Значит можно сделать вывод, что особого значения письмам Александры Федоровны Николай II не придавал. Итак, частотный анализ дневников Николая II за последние годы его царствования противоречит мнениям историков, которые приписывают фигуре Распутина чуть ли не определяющее значение. Судя по записям, сделанным самим императором, больше прав на существование имеет гипотеза Черменского о «Распутине — ретрансляторе». Выводы. Александра Федоровна в 1917 году в своем дневнике сделала такую запись: «Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь». Я думаю, что именно жертвенная любовь к мужу, к детям, к России определяла весь жизненный путь Александры. Она любила бескорыстно, терпеливо и постоянно. Я ни в коем случае не идеализирую Александру Федоровну Романову. Она жила мирской жизнью, обстоятельства ее жизни, преодоление трудностей и искушений подобны тем, что переживает всякий из людей. Но, в отличии от других, она была настоящей православной христианкой. Христианская вера, любовь, милосердие, смирение помогли ей в перенесении многочисленных скорбей, болезней, ожесточённой клеветы, страданий в ссылке и, наконец, позволили мужественно и смиренно принять мученическую кончину. В ходе своей работы я полностью убедилась в том, что Александра Феодоровна была замечательной, образцовой Женщиной, Женой, Матерью, Христианкой и Императрицей. И я всем сердцем верю, что таких людей, как она, немало в нашем современном, тяжелом и жестоком мире. Общество нуждается в таких, как она. Александра Романова стала для меня символом женственности, чистоты, светлости, человечности и гуманности. Именно поэтому данная тема называется "Дивный свет Александры Феодоровны". Таким образом, я подтвердила свою гипотезу о том, что Святая Александра была праведной женщиной еще до своего мученичества. Данную работу я могу использовать в школе – на уроке истории, на классном часу или конференции. Также я могу ознакомить с ней других людей, которые желают узнать всю правду о последней Императрице Российского государства. За жертвенное служение Богу и ближним, за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое, Господь сподобил царскую семью принять мученический конец в один день и в один час. Христианская жизнь этой семьи могла бы служить примером в течение веков, и их мученический конец, и страдания, которые они перенесли, ничем не отличались от страданий первых христиан.Это была одна семья, навсегда связанная друг с другом великой любовью, сознанием долга и религиозностью. И главное не в том, как они ушли из мира, а в том, как жили в миру. Жизнь семьи Романовых может во многом служить примером всем современным людям. В 1981 году Зарубежная Церковь канонизировала Царскую Семью как мучеников вместе со многими погибшими в результате гонений от рук коммунистов. Причисление святых Царственных Страстотерпцев к лику святых Русской Православной церковью произошло в 2000 году.
«Величайшая борьба – это клевета, особенно когда с нею соединено обвинение в важном деле. Если же велика борьба, то за нее приготовлен и венец блистательный». Св. Иоанн Златоуст. Эту запись я прочила в записках Александры Федоровны. Образ царственных страстотерпцев – последнего Русского царя из рода Романовых и его семьи – предстает перед нами, как чистое зерцало правды и благочестия. Царские венцы, ставшие для них мученическими, сияют вечной, нетленной славой в Царствии Небесном. При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой. Святая Александра - дважды, если можно так сказать, мученица, потому что после ее убиения в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге последовали десятилетия космополитической клеветы на ее имя. «Трудно найти человека, который был бы более оклеветан современниками, и будет, вероятно, оклеветан историей,- сказала Великая Княгиня Мария Георгиевна,- нежели Императрица Александра Федоровна. Увы! Никто ее не знал и не ценил, никто не хотел и не хочет быть к Ней просто справедливым. А, между тем, Государыня была и отличной примерной женою и матерью, и истинно Русской Царицей. По воспитанию своему и по духу, она была не германской, а английской принцессой. Приехав навсегда в Россию, Она всем сердцем своим пошла навстречу России и всему русскому. Принявши Православие, Она стала искренно и глубоко православной. Она восприняла не только духовную сущность Православия, но и все внешние проявления русского культа, вплоть до последних обрядовых мелочей, столь дорогих сердцу русского крестьянина". Список использованных источников и литературы.
1. Хрусталев В.М., отв. редактор, сост. Дневники Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 т. – М.: Вагриус, 2008. |