Плакатное искусство в полевой почте Великой Отечественной войны на примере личной переписки фронтовиков г.Славгорода

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Плакатное искусство в полевой почте Великой Отечественной войны на примере личной переписки фронтовиков г.Славгорода

Целуйко Е.М. 1
1МБОУ «Лицей №17»
Петрачкова Т.Г. 1
1МБОУ «Лицей №17»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Фронтовые письма являются уникальным историческим источником при изучении событий военных лет. Они становятся носителями особой информации, которая раскрывает характер человека военного времени, показывает его стойкость и отвагу. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. Фронтовые письма являются ценным источником, который помогает нам понять, как выстояли семьи в тылу, и своим трудовым подвигом помогли победе над фашизмом. В процессе исследования мы опирались на архивные документы – это фронтовые письма из городского музея и письма из семейных архивов.

Задачи: 1)Изучить историю военно-полевой почты и определить виды почтовых отправлений времён Великой Отечественной войны; 2) Определить роль плакатного искусства в почтовых отправлениях фронтовиков, как с политической, так и социальной точек зрения; 3) Создать Базу данных почтовых отправлений фронтовиков г.Славгорода в форме реестра. 4) Провести культурологический анализ почтовых отправлений фронтовиков г.Славгорода.

Объект исследования: полевая почта времён Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: плакатное искусство в почтовых отправлениях фронтовиков г.Славгорода.

Гипотеза исследования: предположим, что плакатное искусство в почтовых отправлениях времён Великой Отечественной войны способствовало формированию героизма, стойкости и мужества, как у отправителей, так и получателей военной корреспонденции с фронта.

Практическое применение результатов исследования: данные материалы могут использоваться в учебных курсах по истории, МХК, при разработке тематических экскурсий и экскурсионно-туристических мероприятий. Реестр передан в Краеведческий музей, библиотеки г. Славгорода, а также выложен в Интернет для открытого доступа всем желающим. Созданная база данных является источником популяризации знаний о синтезе материальной и духовной культуре, выраженной в письмах фронтовиков.

Новизна исследования: в данном исследовании сделана попытка анализа почтовых отправлений участников Великой Отечественной войны на примере г.Славгорода с использованием документов из личных архивов, не опубликованных ранее. Создан исторический источник - база данных в форме реестра почтовых отправлений фронтовиков-славгородцев с плакатными изображениями.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 год.

Степень изученности: в словаре военных терминов было дано определение понятия полевая почта.В статье Мартынова В. Ф. «Развитие военно-дисциплинарного законодательства в период правления Петра I показана динамика становления военно-дисциплинарного законодательства в период правления Петра I». Федосов Е. А., Конев К. А. в работе «Советский плакат времен Великой Отечественной войны: общенациональный и региональный аспекты» дают не только описательную характеристику наглядной агитации времен Великой Отечественной войны, но рассматривают ее как значимое художественное, ментальное и идеологическое явление прошлого. Шлык Е. В. в статье «Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат)» показывает силу эмоционального воздействия плакатов на человека. Они формировали чувство высочайшего патриотизма среди населения нашей страны и, таким образом, выполняли основную идеологическую задачу военного времени. Было изучено 353 письма из фондов Славгородского городской краеведческого музея и семейных архивов, «Архивные документы (письма фронтовиков-славгородцев)», папка 6,8.

История военно-полевой почты

В словаре военных терминов почта полевая почта определяется как специальная служба, обеспечивающая фельдъегерско-почтовую связь. Предназначена для почтовой связи воинских формирований и учреждений ВС СССР между собой, с гражданскими ведомствами и организациями, а также с населением [1]. Создателем военной почты в России стал царь Пётр I, который выпустил указ об организации сообщения между армией и населёнными пунктами в 1716 году [2]. Появилось особое звание – военный почтальон, а в воинском уставе – пункт «О чине полевой почты». Однако название «полевая почта» впервые появилось в мае 1712 года. В последующих военных конфликтах полевая почта продолжала действовать, а с её помощью переправлялись не только военные донесения, но и частные письма для семей солдат. Военно-полевая почта внесла свой определённый вклад в победу Красной Армии в Великой Отечественной войне. 1 июля 1941 года в стране была создана военно-полевая почта, которая находилась в ведении народного комиссариата связи СССР. Ежемесячно обрабатывалось не менее 70 миллионов отправлений [5]. Огромная нагрузка легла на плечи военного почтальона. Памятник фронтовому почтальону установлен около здания Главпочтамта в г. Воронеже (Приложение 1).

Виды почтовых отправлений для личной переписки фронтовиков менялись в ходе Великой Отечественной войны несколько раз.Конвертов не хватало. В такой обстановке родился фронтовой «треугольник» [3]. Лист бумаги с текстом письма складывался простым треугольником. Готовое к отправке письмо не заклеивалось, так как его всё равно должна была прочитать военная цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.  В начале осени 1941 года начался выпуск карточек-бланков без иллюстраций, которые предназначались для писем «В армию» и «Из армии» [4]. В оборот входит воинское письмо – почтовая карточка. Такая почтовая карточка предназначалась для отправки из воинских частей в тыл [9]. С 1941-го года это, как правило, односторонняя открытка, напечатанная в один или два цвета, на плотной неотбеленной бумаге, марка отсутствует. На лицевой стороне надписи «ВОИНСКОЕ» и лозунг «Смерть немецким оккупантам!» В графе «Адрес отправителя» присутствует строка «Полевая почта». Начиная с 43-го года, оформление меняется, и открытка становится двухсторонней. Первой серией выходят открытки, посвящённые 25-летию Красной Армии, чуть позже выходит серия «Герои Советского Союза». И на фронте, и в тылу необходима была эффективная пропаганда. Открытка с изображениями патриотического содержания вполне соответствовали этим целям. Начался массовый выпуск иллюстрированных открыток. Это могла быть открытка-плакат патриотической направленности с героическим сюжетом или репродукция с сатирическим изображением. Такие открытки играли роль своеобразного источника информации, предназначенной для распространения среди солдат и офицеров Красной Армии, а также среди мирного населения.

Огромными тиражами выпускались открытки-плакаты, призывающие на борьбу с врагом и на поддержку тылом армии: «Вперёд, на Запад!», «Всё для фронта, всё для Победы». К примеру, открытка «Воин Красной Армии, спаси!» несколько раз издавалась миллионными тиражами. В годы войны началась популяризация русских полководцев Суворова, Кутузова, Александра Невского. Открытки, приуроченные к знаменательным датам и праздникам служили для поднятия морального духа и настроения бойцов и тружеников тыла. Открытки создавалась по лучшим военным плакатам того времени. Известны серии открыток по плакатам «Боевого карандаша» и «Окна ТАСС». Открытка позволила репродуцировать плакаты массовыми тиражами (500 тысяч экземпляров) [5]. Издательством почтовых карточек занимались Политотдел Армии и Флота, типографии Управления производственных предприятий Наркомата Обороны СССР, Центральное Управление Военно-постовой связи и многие другие. К оформлению открыток привлекались известные художники и графики, Союзы художников и архитекторов. С другой стороны, оформление некоторых открыток непрофессионально, а потому трогательно-наивное. Во время войны также использовался такой вид почтовых отправлений как письма-«секретки». «Секретки» – это особый вид почтового отправления. Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и патриотический текст. Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу.
Плакатное искусство времён Великой Отечественной войны

Большую роль в победе сыграл боевой дух советских воинов, их беспримерный героизм, мужество и трудовой подвиг всего советского народа. Боевой дух поднимали нашим солдатам не только командиры и сами бойцы, но и письма, которые призывали и вдохновляли советских людей на борьбу против оккупантов, возвращали людям надежду и веру в скорую победу. А семьи, получившие весточки с фронта, были счастливы, что их родные живы. В почтовых отправлениях фронтовиков широко использовалось плакатное искусство. В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. Плакат является одним из видов изобразительного искусства, а более точно, одним из подвидов графики. Плакат – броское изображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях [6].

Главное назначение плаката – звать и убеждать. Военный плакат стал оружием в годы Великой Отечественной войны. Сегодня для потомков он является одновременно и достоверным документом, и хранителем памятных событий военных лет. Плакат – жанр универсальный [7]. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это своего рода летопись Великой Победы русского народа над фашизмом. С самого начала войны определился художественный стиль советского военного плакатного искусства. Композиция часто состояла из одной – двух фигур, их действие подчеркивалось характерным движением. Плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы. Применяемые цвета были яркими, контрастными, и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Особое внимание художники уделяли выражению лица изображенного человека, стремясь передать его не только его характер, но его духовное состояние. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В Москве, Ленинграде, других городах сформировались коллективы плакатистов. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (Приложение 2). Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!» (Приложение 3). Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Подчеркивая единство партии и народа, его неразрывную связь с армией, воскрешая в графических произведениях славную историю нашей Родины, художники создавали такие произведения, в которых ярко отражался массовый героизм советских людей на фронте и в тылу [8]. Они воодушевлял на мужество и героизм. Неоднократно изображались национальные герои Отчизны (Невский, Суворов, Кутузов, Чапаев), призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Значимость плакатного искусства с социальной точки зрения показывает картина Нестерова А.Н. «Письмо с фронта». На ней изображена женщина, читающая письмо с фронта. (Приложение 4). Четко можно видеть, что конверт и само письмо с графическими рисунками красного цвета. Красный цвет – цвет Победы, вселяет надежду на скорое возвращение мужа, отца, брата.

Плакатное искусство в полевой почте Великой Отечественной войны на примере личной переписки фронтовиков г.Славгорода

Переписка фронтовиков Великой Отечественной войны г.Славгорода с родными велась практически с первых месяцев войны (Приложение 6). Нами обработано 323 письма фронтовиков, которые находятся в МУК «Славгородский городской краеведческий музей» и личных семейных архивах жителей Славгорода [9] . На основании изученных почтовых отправлений фронтовиков г.Славгорода было установлено, что с начала войны до марта 1942 письма отправлялись в форме треугольников. Это соответствует информации, полученной при изучении специальной литературы. Поток почтовых отправлений был настолько велик, что издательства не успевали с начала войны обеспечить фронт конвертами. Из общего количества изученных отправлений мы сделали выборку военной корреспонденции, которая имела изображения. Первые военные послания фронтовиков-славгородцев с использованием плакатного искусства были отправлены в 1942 году. Их оказалось 35 из 323. Первое письмо-секретку с графическим изображением написал семье 30 марта 1942 года Пучков Иван Петрович 1908 года рождения, полевая почта 48686 «А», призван в 1940 году как офицер запаса по расширенному набору. Воевал с первых дней войны, погиб в 1944 году в звании старшего лейтенанта. Последнее письмо – почтовая карточка с графическим изображением из выборки писем, значится 20 октябрём 1944 года. Автор письма Агафонов Николай Николаевич.

Виды почтовых отправлений с графическими изображениями фроновиков-славгородцев – это почтовые карточки (12 отправлений), иллюстрированные открытки (2 отправления), письма-секретки (18 отправлений), письмо в конверте (2 отправления). На всех этих видах отправлений присутствуют изображения плакатного характера. Они были крайне важны в изображениях на почтовых отправлениях, как для отправителей, так и для их членов семьи. Они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе. Как и любой другой вид искусства, плакат неразрывно связан с эпохой, в которой создается. Плакаты Великой Отечественной войны наполнены чувством патриотизма, единения народа в борьбе с врагом. Темы плакатных изображений на почтовых отправлениях фронтовиков следующие: 1) изображения военных сцен, где (18 изображений), 2) плакатные изображения, укрепляющие боевой дух солдат – это герои-полководцы, исторические личности нашей страны Александр Невский, Димитрий Донской, Кузьма Минин, Димитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, народные герои (3 изображения) 3) женщины и дети, заменившие мужчин у станков и тракторов (2 изображения), 4) изображения в честь великих дат также присутствуют на почтовых отправлениях фронтовиков: 25-я годовщина Красной Армии, 27 лет Великой Октябрьской революции (3 изображения).

Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Казалось бы, простые по графике, но наполненные по содержанию рисунки понятны и близки фронтовикам и членам их семей, оказывали невероятное патриотическое и эмоциональное воздействие [10]. Практически на всех почтовых карточках с военными сюжетными сценами присутствует контраст. Он создает эффект движения боевому орудию – танкам, самолётам, коням и главным героям сцен – бойцам (19 отправлений). Большое значение имеют символы: красное знамя, красная звезда, красный галстук, красная косынка, кремлёвские куранты, дорогие сердцу каждого русского человека с рождения (15 рисунков). Цвет в плакате имеет принципиальное значение. Огромная роль принадлежит символике цвета. Красный – это кровь, пролитая в боях за матерей, детей, Отечество (16 рисунков). Красный цвет – главный цвет Советского Союза. Черный цвет связан с трагическими событиями и смертью, белый – святость, свобода. В некоторых рисунках присутствует синий цвет – новогодних поздравлениях. Текст большей частью краток, ёмок по содержанию. На каждой почтовой карточке и письме-секретке присутствует текст «Смерть немецким оккупантам!», «Смерть немецким захватчикам!». Призывы «За Родину!», «За Сталина!», «Победа будет за нами!» оказывали большое влияние, как на отправителей, так и на получателей военной корреспонденции. На почтовых карточках присутствуют высказывания И.В.Сталин на параде Красной Армии 7 ноября 1941г. На Красной площади в Москве6 «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».

Призывы к знаменательным датам встречаются на 4 почтовых карточках: «Да здравствует 25-я годовщина Советской Армии!», «Да здравствует свобода и независимость нашей славной Советской Родины! 25 лет Красной Армии!», «Да здравствует 25 годовщина Красной Армии! Да здравствует великий вождь Красной Армии и народа товарищ Сталин!», «Встретим 25-ю годовщину Красной Армии новыми подвигами и победами на фронте и в тылу! Разгромим немецких захватчиков! Очистим родную землю от фашистской нечисти!». Они поднимают боевой и трудовой дух народа [11]. Таким образом, главными особенностями плакатных изображений на почтовых отправлениях славгородцев можно назвать: 1) актуальность выбранной темы 2) лаконичность изображения 3) небольшое количество цветов 4) крайняя выразительность, экспрессивность каждой фигуры, каждой детали 5) призывность текста 6) ярко выраженная авторская позиция.

Содержание плакатных изображений представлено следующим образом: героями являются: собирательный образ бойца, труженики тыла, военачальники, народные герои. Сюжет включает военные сцены, трудовой подвиг, обозначение знаменательных дат, мать и ребёнок, боец и ребёнок, тыл. Основным признаком композиционного решения является динамичность. Цветовое решение ограничивается черным, белым, красным, серым, синим, (реже) коричневым цветом. Стилистика изображения выражена в схематичности, условности, графичности, использовании символики. Направленность графики – обращение к массам. Текстовое содержание отмечено лаконичностью, призывностью, патриотической направленностью. Следовательно, именно этот вид изобразительного искусства в полной мере выражает специфику наглядной агитации, острую политическую направленность и социальную значимость.

Заключение Таким образом, в ходе работе изучена история возникновения военно-полевой почты в России. Определена специфика военно-полевой службы во времена Великой Отечественной войны, виды военной корреспонденции. Акцент в работе сделан на изучение плакатных изображений в качестве произведений художественного и прикладного искусства в почтовых отправлениях. Далее изучены плакатные изображения 1942-1945 годов на почтовых отправлениях фронтовиков-славгородцев в хронологическом порядке, выявлено их значение с политической и социальной точки зрения. Показано влияние плакатного искусства на восприятие военных событий, как на фронте, так и в тылу в период Великой Отечественной войны. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Создан источник – реестр «Почтовые отправления военной корреспонденции времён Великой Отечественной войны». В плакатных изображениях на почтовых отправлениях времён Великой Отечественной войны прослеживается настроение и переживания советских людей на фронте и в тылу. Показано влияние плакатного искусства на боевой и трудовой дух участников почтовых отправлений, как фронтовиков, так и их семей.

Литература и источники:

1.Словарь военных терминов. [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/170402 (обращение 12.12.2019)

2.Мартынов В. Ф. Развитие военно-дисциплинарного законодательства в период правления Петра I [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voenno-distsiplinarnogo-zakonodatelstva-v-period-pravleniya-petra-i (Обращение 12.10.2019)

3.Треугольники: почему письма во время войны отправляли без конвертов. Русская семёрка. [Электронный ресурс]. – URL:https://russian7.ru/post/treugolniki-pochemu-pisma-vo-vremya-v/. (Обращение 15.11.2019 г).

4.Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : каталог / сост.: В. И. Артемьев, М. С. Забочень. Москва, 1993.М. с.5

5.Федосов Е. А., Конев К. А. Советский плакат времен Великой Отечественной войны: общенациональный и региональный аспекты/ [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-plakat-vremen-velikoy-otechestvennoy-voyny-obschenatsionalnyy-i-regionalnyy-aspekty

6.Шлык Е. В. Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-patriotizma-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva-plakat

7. О.И.Бычкова. Советский плакат как хранитель памятных событий военных лет. https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-plakat-kak-hranitel-pamyatnyh-sobytiy-voennyh-let

8.Требунских, М. С. Военная тематика в плакатном искусстве России первой половины XX века / М. С. Требунских. — // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 429-432. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22038/ (дата обращения: 22.12.2021).

9.Архивные документы (письма фронтовиков-славгородцев), папка 6,8, Славгородский городской краеведческий музей.

10.Спешилова A.Ю. Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-osmyslenie-zhanrov-sovetskih-plakatov-vremen-otechestvennoy-voyny

11.Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. http://militera.lib.ru/docs/da/sb_sovetskaya-propaganda-v-gody-vov/index.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Памятник военному почтальону г.Воронеж

Приложение 2

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксы

Приложение 3

Родина-мать зовет!» Тоидзе И.М.

Приложение 4

«Воин Красной Армии, спаси!» Корецкий В.

Приложение 5

«Письмо с фронта» Нестеров А.Н.

Приложение 6

Страницы из реестра «Почтовые отправления военной корреспонденции фронтовиков-славгородцев»

Просмотров работы: 53