Мой прадед защищал Сталинград

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Мой прадед защищал Сталинград

Байкин М.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Магнитогорска
Шарипова Э.Ф. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мой проект я хочу посвятить героям Сталинградской битвы, которая длилась долгих 7 месяцев и была самой кровопролитной во время Великой Отечественной Войны.

За годы Великой Отечественной войны было много великих сражений, но почему битва за Сталинград имела особое значение?

Также меня волнует ответ на вопрос: почему только в нашей стране помнят это и другие большие сражения Великой Отечественной войны, которые изменили ход войны и приблизили нашу Победу, а в западных странах сносят памятники советским воинам? Это часто показывают во время выпуска новостей по телевизору. Американский президент заявляет, что это США выиграли Вторую мировую войну 1941-1945 годов? Именно поэтому у меня возникло много вопросов, связанных с Великой Отечественной Войной, и я решил попытаться разобраться в этом, изучив документальные факты, литературу, сведения в интернете и воспоминания моих близких родственников.

Цель проекта:

1. Ознакомиться с историей Сталинградской битвы и ее значением в ходе Великой Отечественной войны Советского союза. Сформировать информацию о моем прадеде - танкисте, участнике Сталинградской битвы.

2. Создать интерактивный макет «Битва за Сталинград. Танковое сражение». Для этого провести мастер-класс с учащимися 4"Б" класса «Создание макета танка» для коллективного интерактивного макета сражения на берегу реки Волги.

Задачи:

1. Найти и ознакомиться с материалами из различных источников о Сталинградской битве.

2. Ознакомиться с воспоминаниями бабушки и мамы, и материалами семейного архива о моем прадеде Боровском А.М., опубликовать материалы в первой главе работы.

3. Изучить боевую технику (а именно танки), которая использовалась в битве за Сталинград.

4. Разработать технологическую карту создания макета танка для проведения мастер-класса для одноклассников. Создать в процессе коллективной работы учащихся на мастер-классе интерактивный игровой макет «Битва за Сталинград», воспроизводящий момент сражения советских танков на берегу реки Волги.

Объект исследования: Сталинградская битва в Великой Отечественной войне с фашистской Германией 1941-1945 годов. Мой прадед Боровский Арефий Михайлович, участник Сталинградской битвы. Конструкция танка.

Предмет исследования: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.

Гипотеза исследования: Я предположил, что если каждому моему сверстнику изучать и знать героическое прошлое нашей Родины и наших предков, то никто никогда не сможет переписать нашу историю, и справедливые заслуги наших прадедов будут благодарно помнить и гордиться ими!

Методы исследования:

1. Работа с литературой и с Интернет-источниками по теме проекта;

2. наблюдение, анкетирование, опрос, беседы;

3. анализ, сравнение и обобщение;

4. моделирование.

Практическая значимость:

Материалы проекта помогут понять историческое значение битвы за Сталинград и не забывать героев - защитников Сталинграда и всей нашей страны - которые отдали свою жизнь в боях с гитлеровской Германией в годы Великой Отечественной войны. Результаты исследования можно использовать для бесед о войне, на встречах с

ветеранами.Глава I. Заслуга танкистов в Сталинградской битве

1.1 Сталинградская битва

Для того чтобы я мог справиться с задачами, которые мы с моим руководителем определили для реализации нашего проекта, мне пришлось много пересмотреть материалов с сети Интернет. Но самое интересное для меня было рассматривать книгу из библиотеки моего прадедушки «Великая Отечественная война Советского Союза». Из этой книги я узнал многое о войне и Сталинградской битве, которую в этой книге авторы называют «Коренной перелом».

22 июня 1941 года Германия и её союзники вторглись на территорию Советского Союза, быстро продвигаясь вглубь. Потерпев ряд тяжелых поражений в ходе боёв летом-осенью 1941 года, советские войска перешли в контрнаступление во время битвы за Москву в декабре 1941 года. Немецкие войска, измотанные упорным сопротивлением защитников Москвы, не готовые к ведению зимней кампании, были остановлены на подступах к городу и в ходе контрнаступления Красной Армии отброшены на 150 - 300 км на запад.

Планы нового наступления на Москву были отвергнуты Гитлером.

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю. Цель фашистских захватчиков: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию; выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера — делал захват города победой с точки зрения идеологии и воодушевления солдат, а также населения Рейха [1].

К ноябрю фашисты сровняли Сталинград с землёй. Но им не удалось сломить сопротивление сталинградцев. Пытаясь захватить город с ходу, фашистские войска бросили на Сталинград всю авиацию 4-ого воздушного флота. 23 августа враг обрушил на город первый бомбовый удар колоссальной силы. За несколько часов целые кварталы превратились в развалины. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.

За три месяца нацисты успели повесить 108, расстрелять 1744, подвергнуть насилию и пыткам – 1593 советских патриота, угнать в Германию на принудительные работы десятки тысяч людей. Оккупанты не щадили никого - ни старика, ни женщину, ни ребёнка. Убивали всех подряд. Из 7 районов Сталинграда немцы захватили шесть (кроме Кировского района). Они проводили репрессии против евреев, коммунистов, партизан. «Выстоять и победить!» - это прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание защитников волжской твердыни.

13 ноября 1942 г. был рассмотрен и утвержден план операции Красной Армии под кодовым названием «Уран», которая разрабатывалась под руководством маршала Г.К. Жукова. В течение двух месяцев под Сталинград в глубочайшей тайне перебрасывались огромные массы советских войск и техники. 19 ноября 1942 г. началось контрнаступление Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. На пятый день наступления, в результате напряжённых боев уже 23 ноября советские войска завершили окружение сталинградской группировки врага. Это был ошеломляющий успех! В окружении оказались штаб немецкой 6-й полевой армии, 5 немецких корпусов в составе 20 дивизий, 2 румынские дивизии, многочисленные тыловые части и учреждения, численностью около 300 тыс. человек. Шли жестокие бои.

8 января 1943 года командующему немецкими войсками генерал-полковнику Паулюсу был предъявлен ультиматум о немедленной и безоговорочной капитуляции. 10 января 1943 года войска Донского фронта под командованием генерал-лейтенанта К.К.Рокоссовского перешли в генеральное наступление с целью окончательной ликвидации окруженного врага.

В 16.00 час. 2 февраля войска Донского фронта закончили разгром и уничтожили окруженную Сталинградскую группировку противника. Такого поражения враг ещё не испытывал с начала Второй мировой войны. Четвёртую часть всех своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте, потеряли фашисты под Сталинградом. [4] (Приложение 1)

1.2 Мой прадед гвардии подполковник Боровский Арефий Михайлович

Первая танковая армия была сформирована 30 января 1943 года на Северо-Западном фронте на базе управления 29-й армии. В состав армии вошли многие механизированные корпуса и танковые полки и воздушно-десантные дивизии, стрелковые бригады зенитно-артиллерийская дивизия и другие части. Ядром формировавшейся армии стала 1-я гвардейская танковая бригада, которой с сентября 1941 по апрель 1942 года командовал М.Е.Катуков. Воины бригады, первые среди советских танкистов, удостоенные гвардейского звания в боях с фашистами при защите Москвы. В октябре 1941 года они нанесли тяжёлое поражение танкам Гудериана под Мценском. Совместно с 6-м танковым корпусом генерала А.Л.Гетмана участвовали в тяжёлых боях под Гжатском, Сычёвкой и Карманово, внесли свой вклад в освобождение Смоленщины. Верховный Главнокомандующий в приказе №337 от 11 ноября 1941 года действия танкистов - катуковцев поставил в пример для подражания всем частям Красной Армии. Такого рода приказ был единственным за всю войну. [1]

Именно в этой танковой бригаде воевал мой прадедушка Боровский Арефий Михалович. Он не очень любил рассказывать про сражения на войне. Так говорила мне моя бабушка. Но он всегда с гордостью говорил о том, что он «первогвардеец».

Про Сталинградскую битву прадедушка рассказывал, что было очень страшно и тяжело. За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за каждую кучку развалин велась ожесточенная борьба… «Неискушенному в боях человеку показалось бы, что в пылающем городе уже нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело. Шли жестокие бои. Армия Паулюса пыталась постоянно прорвать кольцо окружения. Им приходилось сутками без сна и отдыха держать оборону. И ни шагу назад. Только гнать врага, сжимая цепь окружения.

Иногда прадед шутил, что именно в Сталинграде он наелся трофейного шоколада на всю оставшуюся жизнь. И когда мне бабушка это рассказывала, я понял, что шоколад из подбитых немецких танков, был единственной едой, которую могли себе позволить герои - защитники Родины в тот момент.

Мой прадедушка Боровский Арефий Михайлович (Рис.1) родился в октябре 1914 года на Украине, с.Текливка, Шаргородского района, Винницкой области. В армию был призван 2 августа 1938 года. С 26 июля 1941 года на западном фронте командовал танковым взводом, а затем ротой. Участвовал в обороне Москвы, Сталинграда. Освобождал Донбасс, Запорожье. Форсировал Днепр, Дунай. Участвовал в освобождении Венгрии, Австрии.

Закончил войну в предгорьях Австрийских Альп.

Награжден орденом Боевого Красного знамени, орденом Кутузова 3 степени, двумя орденами Красной звезды, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», и др.

В мирное время работал в течение 35 лет в заводоуправлении ММК (Магнитогорского металлургического комбината).

Умер 21 июля 1994 года. (Приложение 2)

Рис.1

Моя бабушка рассказывает, что когда она училась в моей школе № 55, он приходил в класс в орденах и форме, и рассказывал про войну. Она очень гордилась тем, что у нее такой замечательный папа - герой.

1.3 Танк. Боевая машина

«Тридцатьчетверка» прошла всю войну, от начала до конца,

и не было лучшей боевой машины ни в одной армии.

Ни один танк не мог идти с ней в сравнение —

ни американский, ни английский, ни немецкий...

До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным.

Как мы были благодарны за него нашим

уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам!

Маршал Советского Союза

И. С. КОНЕВ

Можно ли представить историю победы в Великой Отечественной войны без легендарного танка Т-34. Сколько песен и стихов о танках и их экипажах, сколько памятников-танков можно встретить по стране, но редко кто задумывается, как же он появился, и кто был конструктором такого грозного оружия.

Конструктор Т-34 Кошкин Михаил Ильич (3 декабря 1898, село Брынчаги, Угличский уезд, Ярославская губерния, Российская империя — 26 сентября 1940, дом отдыха Занки, Харьковская область, УССР) — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34.

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания. Конечно же, Т-34 был не единственным танком СССР во Второй мировой войне, кроме него были еще легкие танки: Т-40, Т-50, Т-60, Т-70; тяжелые – серии КВ (Клим Ворошилов).

На базе тяжелых танков ИС были также созданы самоходные артиллерийские установки, получившие название ИСУ. Модель ИСУ-152 получила у солдат уважительное прозвище «Зверобой». Прямое попадание снаряда этой машины просто сдергивала башню немецкого танка «Тигр».

Создание всей этой техники оказало огромную помощь нашей стране в борьбе с фашистскими захватчиками. Практически в каждом городе в память о прошедшей войне на постаменты были установлены разные модели танков. Наш город тоже не стал исключением. В ознаменование боевых заслуг советских танкистов в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен праздник - День танкиста, который ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября.

Рис. 2, 3. В парке «Патриот» г. Москва

Глава II. Игровой интерактивный макет «Битва за Сталинград. Танковое сражение»

2.1 Результаты проведения анкетирования и социологического опроса одноклассников

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о том, что они знают о такой боевой машине, как танк.

Для анкетирования мы взяли 6 вопросов (Приложение 3). Всего в опросе участвовало 26 человек. Результаты анкетирования представлены в диаграммах. (Приложение 4).

Таким образом, проведя анкетирование среди сверстников, я обнаружил следующие результаты:

все ребята знают, что танк - это боевая машина;

что передвигается он с помощью гусениц;

чем отличается танк от других машин, не смогли ответить 5 человек;

не знают, какого цвета советский танк, 4 человека;

множество моделей советских танков назвали только 2 человека;

что обязательно есть у танка, знают все.

Я думаю, что при проведении мастер-класса все ребята узнали много интересного про боевые машины и пополнили свои знания про танки.

2.2 Мастер-класс «Создание интерактивного макета «Битва за Сталинград. Танковое сражение»

Мне очень нравится создавать поделки - боевые машины. Чаще всего это танки из различных материалов. Сначала я делал их из лего - конструктора. Затем я стал использовать различные другие материалы. Картон, трубочки, бумагу. Сейчас у меня уже целая коллекция, созданных мною машин, танков, пушек и др. (Рис.2)

Рис. 4

Я придумал модель танка с использованием коробки из-под яиц. На мой взгляд, очень удачная модель получилась. (Рис. 5)

Рис. 5

Я решил провести мастер-класс и показать моим одноклассникам, как сделать эту модель. Но чтобы работать было еще интереснее, мы с мамой решили создать макет территории сражения в долине реки Волга. Я сам нарисовал эту территорию на большом листе картона, расставил там фигурки солдат, и склеил из бумаги возвышенности. (Рис. 6)

Рис.6

Я думаю, если бы был жив мой прадедушка, он обязательно бы принял участие в создании моих моделей, и давал бы полезные советы.

На мастер-классе я с мамой рассказали о Сталинградской битве, о своём прадедушке (Приложение 5), а затем приступили к изготовлению танка. (Рис. 7 - 8)

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

2.3 Технологическая карта изготовления модели танка

Для того чтобы ребята могли работать комфортнее и четко понимать последовательность создания макета танка, мы разработали технологическую карту создания макета (Рис.8). Такая карта была у каждого участника мастер-класса.

Рис.10

Заключение

Мне было интересно работать над проектом. Я много узнал о Великом сражении - Сталинградской битве. Я услышал и записал много интересного об истории моей семьи. Я понял, как важно понимать и знать историю своей Родины, и твердо отстаивать ее героическое прошлое, потому что это коснулось каждой семьи в нашей огромной стране. И мы все должны гордиться и помнить подвиги наших прадедов. Пусть в игре, но я думаю, что мы с ребятами попытались представить те жестокие сражения и понять, как это важно для нас сказать героям войны: «Спасибо за Победу!»

Библиографический список

1. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945; Краткая история. - 3-е изд., Воениздат, 1984, — 560с.

Володин А. Н., Мерлай Н. М. Медали СССР. — СПб.: Печатный двор, 1997. — С. 65—68. — 301 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7062-0111-0.

Колесников Г. А., Рожков А. М. Ордена и медали СССР. — Мн.:Народная асвета, 1986. — С. 78—79.__

Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943: энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. — 5-е изд., испр. и доп. — Волг.: Издатель, 2012. — С. 371. — 800 с.

5. Танки. [Электронный ресурс]. https://tanksdb.ru/t-34/ (Дата обращения 1.02.2022)

6. Сталинградская битва. [Электронный ресурс]. https://tanksdb.ru/article/ (Дата обращения 1.02.2022)

7. Презентация «К Дню Защитника Отечества. Сталинград». [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/prezentaciya-ko-dnyu-zaschitnika-otechestva-stalingrad-1637944.html (Дата обращения 1.02.2022)

Приложение 1

Сталинградская битва в фотографиях

Приложение 2

Фото из семейного архива

Прадедушка возглавляет колонну ветеранов 9 мая 1985 года

В легендарном Т-34. После войны 1955г.

Приложение 3

Анкета

Что такое танк, или к каким машинам относится танк?

С помощью чего передвигается танк?

Чем отличаются танки от обычных машин?

Какого цвета был советский танк?

Какую модель танка вы знаете?

Что обязательно есть у танка?

Приложение 4

Результаты анкетирования

Приложение 5

Презентация к мастер-классу «Создание интерактивного макета

«Битва за Сталинград. Танковое сражение»

1 слайд

 

2 слайд

 

3 слайд

 

4 слайд

 

5 слайд

 

6 слайд

 
Просмотров работы: 216