Интерактивное пособие по правильному питанию для юных спортсменов

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Интерактивное пособие по правильному питанию для юных спортсменов

Мазаев М.В. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Прокопьева И.В. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. С 2013 года занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции по легкой атлетике и пулевой стрельбе, принимал участие на соревнованиях районного, областного и регионального уровней. Для меня занятия спортом интересны с точки зрения истины: «В здоровом теле здоровый дух», а также с точки зрения физического развития. В процессе тренировок, мне пришла идея узнать рацион настоящих спортсменов и сравнить этот рацион с питанием атлетов, участников Олимпийских игр Древней Греции. Этот вопрос, на мой взгляд, довольно важный не полностью освещается спортивными тренерами. Наставники юных спортсменов следят за дисциплиной, за выполнением нормативов, но не обсуждают с ребятами их питание. А ведь оно могло бы помочь в решении задач по здоровому образу жизни и способствовало бы достижению высоких результатов в спорте.

Цель проекта – создать методическое и интерактивное пособия по правильному питанию для спортсменов.

Задачи:

Изучить рацион питания Олимпийских атлетов в Древней Греции и современные тенденции в правильном питании спортсменов.

Провести анкетирование одноклассников для понимания знают ли одноклассники про здоровое питание и придерживаются ли его.

Проанализировать рацион питания Олимпийских атлетов в Древней Греции и современные тенденции в правильном питании спортсменов и выявить основные правила питания для юных спортсменов, позволяющих улучшить результаты тренировок и соревнований.

Создать методическое и интерактивное пособия по правильному питанию для юных спортсменов.

Объектом исследованияявляются особенности правильного питания юных спортсменов.

Предмет исследования – тенденции правильного питания спортсменов в истории Древней Греции и в современном мире.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

сравнение и анализ;

обобщение и систематизация

анкетирование

применение технологий цифровых образовательных ресурсов

Степень изученности данного вопроса. Изданий, которые содержат комплексное рассмотрение разнообразных аспектов современной диеты спортсмена очень мало. Только в 2021 году вышло наиболее полное и подробное рассмотрение этого вопроса [3, с 10].

Проблема исследования – заинтересованы ли современные подростки ведением спортивного образа жизни, интересуются ли они историей спорта, здоровыми привычками, правильным питанием.

Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Для решения поставленной задачи, мне нужно было изучить цифровые образовательные ресурсы с интерактивными возможностями. Научный руководитель показал мне возможности Google-презентации, padlet.com и genial.ly. Сравнив возможности этих ресурсов, я остановились на сервере genial.ly. С помощью ресурса genial.ly я создал интерактивный контент для школьников.

Основная часть.

Глава 1. Рацион питания Олимпийских атлетов в Древней Греции и современные тенденции в питании спортсменов

1. Рацион питания Олимпийских атлетов в Древней Греции

Для достижения поставленной цели, я решил обратиться к истории Древнего мира.

Дело в том, что не только атлеты, но и все греки стремились ко всестороннему развитию, они в равной степени уделяли внимание духовному развитию и физическим упражнениям. Спортивные жители Эллады могли стать олимпийскими спортсменами. А победа на Олимпийских играх для древних греков, как и победа на Олимпиаде современного спортсмена – это заветная цель и успех самых достойных.

Первые Олимпийские игры возникли в 776 г. до н. э. [1, с. 155]. Эти состязания были важным событием в Древней Греции, в связи с чем многие тренировались и стремились попасть на эти соревнования. Атлеты тренировались многие месяцы подряд, следили за своей формой, в том числе и с помощью питания [1, с 155–160].

Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.

Средиземноморская диета – это питание, содержащее множество овощей и фруктов. Атлеты ели много мяса, особенно накануне соревнований. Несмотря на то, что этот продукт был очень дорогим и, как правило, использовался во время жертвоприношений, для спортсменов его не жалели.

Греческий стол показался бы нам бедным и невкусным. К главным продуктам питания можно причислить: рыбу, овощи и плоды (особенно маслины и фиги), хлеб, масло растительное, оливковое масло, сыр, который был мягким и похожим на творог. Вместо сахара был мед. Среди напитков разнообразия не было вообще, не было ни чая, ни кофе, ни какао. Пили вино, разбавленное вдвое водой из колодцев, воду и чай из зерновых и трав [2, с. 143–145].

«Самым распространённым источником мяса были козы, а иногда коровы». «Молоко рассматривали, как обыденную, но необходимую часть пищевого рациона атлетов». Овощи, произраставшие на плодородных греческих землях, были важной составляющей питания: свекла, капуста, репы, артишоки, редис, маслины, оливки. Также полезными считались лук и чеснок. «Прожаренный свежий горошек считался чуть ли не деликатесом». У греческих спортсменов ценилось мясо домашней птицы и главные объекты охоты: утки, перепелы, гуси, куропатки, дрофы [2, с. 144].

2. Современные тенденции в питании спортсменов

Современные подходы к увеличению работоспособности и здоровья спортсменов основаны на организации правильного и рационального питания. Основная задача – удовлетворить потребности организма спортсмена в энергии, витаминах и микроэлементах, восполнить энергетические затраты в дни напряженных тренировок и соревнований, обеспечить восстановление после перенесенных нагрузок. Питание в детско-юношеском спорте, как и во взрослом, основано на концепциях сбалансированного и адекватного питания. Вместе с тем питание детей в спорте существенно отличается от взрослого. Разница заключается в том, что наряду с решением спортивных задач необходимо обеспечить естественные процессы роста и развития ребенка.

Питание является одним из обязательных условий нормального физического развития человека. Для спортсменов питание имеет особую значимость, поскольку физическая форма выступает для них определяющим фактором профессионального роста. Без полноценного и сбалансированного питания все тренировочные усилия рискуют превратиться в бессмысленную трату времени. Рациональное питание выступает важным компонентом эффективной тренировки. Поэтому спортсмен должен быть хорошо осведомлен в вопросах правильной организации питания, чтобы достичь своей цели [3, c. 11].

Рациональное питание предполагает потребление разнообразной пищи, включающей шесть основных групп продуктов: 1) молоко и молочные продукты; 2) мясо, птица, рыба; 3) жиры; 4) яйца; 5) хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия; 6) овощи и фрукты [3, c. 8].

Факторы организации спортивного и здорового питания: 1) питание спортсменов должно быть разнообразным: ежедневно желательно употреблять в пищу рыбу, мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб грубого помола и т.д.; 2) не переедать; 3) в способах приготовления предпочтения следует отдавать запеканию и отвариванию пищи (для обеспечения лучшего пищеварения) [3, c. 9].

Рациональное питание спортсменов – один из важнейших способов повышения работоспособности. Правильный подбор продуктов может увеличить работоспособность спортсменов, а не правильный, напротив, снизить ее и даже привести к болезни [6, с. 4]

В результате анализа можно сделать вывод. Сегодня появились новые высококалорийные и высококонцентрированные продукты, соответственно значительно возросли физические и психические нагрузки спортсменов [3, c. 8]. В современном спорте увеличились нагрузки в течение дня проводится 2 и более тренировки. Соответственно увеличились и затраты энергии, а это требует калорийности питания спортсменов. Возникает необходимость создания специальных пищевых продуктов для спортсменов [6, с. 4]

Проблема правильного питания в наши дни стала особенно актуальной, т.к. малоподвижный образ жизни, экологические факторы, неправильное питание, сокращение в рационе натуральных продуктов неблагоприятно влияет на здоровье людей. Появляется все больше тучных людей разных возрастов с целым перечнем заболеваний [6. с. 4].

Глава 2. Анкетирование одноклассников для понимания знают ли одноклассники про здоровое питание и придерживаются ли его

В процессе работы над проектом мной создана «Анкета о правильном питании для спортсменов» (ссылка на анкету: https://forms.gle/4soBfdgFPXxtFUJ47 ). Я решил анкету сделать в Google форме для удобства работы и сбора ответов. Анкета включает в себя 10 вопросов. На каждый вопрос были предложены разные варианты ответов: множественный выбор, краткий ответ и единичный ответ из нескольких предложенных. После составления анкеты я создал копию для разделения ответов школьников из посёлка Кольцово от школьников из города. Таким образом, у меня получилось две одинаковые анкеты. Анкета была отправлена в возрастную группу 10–13 лет в МБОУ «Лицее Технополис» наукограда Кольцово Новосибирской области и МБОУ СОШ № 192 г. Новосибирска.

Анкетирование проводилось с целью выявления спортивного образа жизни среди подростков, интересуются ли они историей спорта, здоровыми привычками, правильным питанием. В анкетировании участвовало 101 школьник, из них 49 обучающиеся МБОУ «Лицей Технополис» посёлка Кольцово Новосибирской области и 52 – МБОУ СОШ № 192 г. Новосибирска: (ссылка на ответы Лицея «Технополис»:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/14ahW7VaPtNL9z2XeKlJNCiWouQPn7jspUWYuDe_Ccfs/edit?usp=sharing ; ссылка на ответы школы № 192:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ixz56iv5jpYayEZmsKQKdUhYTFHOQOc9Xj-EyuZ9lCg/edit?usp=sharing ).

После получения ответов был проведен анализ и сделаны выводы:

Лицей Технополис Школа 192

Вывод: большинство школьников, что в Кольцово, что в городе, не соблюдают диеты в питании.

Лицей Технополис Школа 192

Вывод: у большинства подростков питание перед соревнованиями вообще не меняется.

Лицей Технополис Школа 192

Вывод: при ответе на вопросбольшинство школьников не изучали правила питания, однако в Кольцово, если и знают, то большинству подростков рассказывал тренер, а в городе если знают, то где-то слышали.

Лицей Технополис Школа 192

Вывод: большинство школьников, и в городе, и в Кольцово считают, что усиленные тренировки, стремление к победе и правильное питание являются «главными составляющими победы».

Глава 3. Создать методическое и интерактивное пособие по правильному питанию для юных спортсменов

В рамках реализации задачи по созданию методического и интерактивного пособия, я познакомился с различными ресурсами. Частью моего проекта было создание рекомендаций юным спортсменам по питанию. Во время создания были использованы средние параметры в питании по калориям, белкам, жирам, углеводам. Всё питание построено так, что подросток будет получать достаточное количество питательных веществ даже при усиленных тренировках. «Рекомендации по питанию для юных спортсменов» (см. Приложение 1).

Также на основе изучения литературы, я реконструировал рацион питания атлетов Древней Греции для того, чтобы понимать, чем нужно питаться нам, и чем можно было питаться древнегреческим атлетам. «Реконструкция питания древнегреческих атлетов»(см. Приложение 2).

Сравнивая правильное питание древнегреческих атлетов и современных спортсменов, я сделал следующие выводы. Две диеты, которые я вывел для подростков-спортсменов нашего времени и древнегреческих атлетов – не сильно отличаются. Оба плана питания содержат близкие показатели по калориям – 3000 ккал, по составу жиров, белков и углеводов также схожи. Оба питания является сбалансированным, ведь спортсмен не переедает и пополняет с пищей все потребности в веществах.

Разработанное мной на основе изучения литературы по выбранной теме методическое пособие представляет собой «Рекомендации по питанию для юных спортсменов» (см. Приложение 1), включенное мной в интерактивный познавательный контент для школьников «Правильное питание юных спортсменов», созданное мной с помощью сервиса genial.ly :

https://view.genial.ly/62bb9c3e53e91a0011906e39/interactive-content-pravilnoe-pitanie-yunyh-sportsmenov

Интерактивный познавательный контент для школьников «Правильное питание юных спортсменов» состоит их двух частей: первая включает пять интерактивных элементов:

1) Сведения о средиземноморской диете атлетов Олимпийских игр Древней греции;

2) Основные группы рационального питания для юных спортсменов;

3) Факторы организации здорового питания для юных спортсменов;

4) Рекомендации по питанию для юных спорстменов;

5) Анкета о правильном питании для спортсменов.

   
   
 

Вторая часть: «Значение Олимпийских игр в культуре, экономике, политике и развитии духовно-нравственных ценностей Древней Греции»:

     
   

Использование интерактивного познавательного контента возможно на уроках теоретической подготовки в спортивных секциях для знакомства юных спортсменов с основами рационального питания и спортивной диеты. Применение разработанного в проекте продукта возможно на уроках истории параллели 5-х классов по теме «Олимпийские игры в Древней Греции» [1, параграф 33], на уроках по внеурочной деятельности.

Заключение

Правильное питание является одной из главных составляющих достижения высоких результатов в спорте. Проблема правильного питания стала особенно актуальной в современном мире, поскольку на здоровье людей неблагоприятно влияет малоподвижный образ жизни, неправильное питание, недостаточное количество в рационе натуральных продуктов. В результате проведенного исследования, мы выяснили интересуются ли современные подростки ведением спортивного образа жизни: правильным здоровым питанием, историей спорта.

На основании анализа ответов респондентов нашего анкетирования можно сделать вывод, что юные спортсмены не осведомлены о том, что такое спортивная диета и как правильно питаться. Для решения этой проблемы, мы решили сделать интерактивное методическое пособие и информационный раздаточный материал: рацион питания Древнегреческих атлетов (реконструкция) и современного спортсмена.

Создано методическое и интерактивное пособия по правильному питанию для юных спортсменов. Частью моего проекта было создание рекомендаций юным спортсменам по питанию. Во время создания были использованы средние параметры в питании по калориям, белкам, жирам, углеводам. Всё питание построено так, что подросток будет получать достаточное количество питательных веществ даже при усиленных тренировках. Сравнивая правильное питание древнегреческих атлетов и современных спортсменов, я сделал следующие выводы. Две диеты, которые я вывел для подростков-спортсменов нашего времени и древнегреческих атлетов – не сильно отличаются. Оба плана питания содержат близкие показатели по калориям – 3000 ккал, по составу жиров, белков и углеводов также схожи. Оба питания является сбалансированным, ведь спортсмен не переедает и пополняет с пищей все потребности в веществах.

Применение разработанного в проекте продукта возможно на уроках истории параллели 5-х классов по теме «Олимпийские игры в Древней Греции» [1, параграф 33], технологии и физической культуры, а также на занятиях по внеурочной деятельности в рамках курса истории. Использование данного продукта возможно на уроках теоретической подготовки в спортивных секциях для знакомства юных спортсменов с основами рационального питания и спортивной диеты.

Список использованных источников и литературы

Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебн. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020. 303 с.

Ильяхов А. Олимпийские игры. Три тысячи лет до 2014. Краснодар: Издательский дом «Конти-Пресс», 2014.

Кулиненков О. С. Диета в практике спорта. Книга о вкусной и здоровой пище спортсменов. М.: Спорт, 2021. 368 с.

Никитюк Д. Б., Мирошнякова Ю. В. Методические рекомендации по питанию юных спортсменов. М.: Федеральное бюджетное государственное учреждение науки. Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, 2017. 135 с.

Афонькин С. Ю. История Олимпийских игр. Школьный путеводитель. М., 2019. Afonkin_S._Uznayimir._Istoriya_Olimpiyiskih_Igr.a4.pdf .

Полиевский С. А. Спортивная диетология. Издательский центр «Академия», 2015. 208 с.

Приложение 1. Интерактивный познавательный контент «Правильное питание юных спортсменов»

Ссылка на интерактивный образовательный контент:

https://view.genial.ly/62bb9c3e53e91a0011906e39/interactive-content-pravilnoe-pitanie-yunyh-sportsmenov

     

Приложение 2. Рекомендации по питанию для юных спортсменов

Ссылка на «Рекомендации по питанию для юных спортсменов»:

https://docs.google.com/document/d/1nSQkvcMqZon7VqgaAD2VARxtlyDxW2GI/edit?usp=sharing&ouid=104268878295150421316&rtpof=true&sd=true ;

   

Приложение 3. Реконструкция питания древнегреческих атлетов

Ссылка на «Реконструкцию питания древнегреческих атлетов»:

https://docs.google.com/document/d/15QdlE9LK5GgAn_AgC7Phlk5a4FMUO-tG/edit?usp=sharing&ouid=104268878295150421316&rtpof=true&sd=true.

Просмотров работы: 191