Введение
Актуальность. На уроке истории учитель мне поставил задачу: сделать доклад по теме «Категории населения Древней Руси». Чтобы сделать доклад интересным, я пошла в библиотеку, там в поисках нужного материала, я наткнулась на Радзивиловскую летопись, где основные вехи истории Древней Руси «как на ладони» в ярких красочных картинках. В библиотеке я нашла и информацию о категориях населения для моего доклада, но изучая миниатюры Радзивиловской летописи, я наткнулась на ряд вопросов. Чтобы ответить на вопросы, мне пришлось сходить в библиотеку еще не раз, но оно стоило того. Отвечая на вопросы, я увидела сколько неизведанного и интересного таит в себе история, сколько в ней загадок и тайн, раскрытие этих тайн делает процесс изучения истории увлекательным. Поэтому я сделала вывод, что изучение дополнительных исторических источников делает изучение истории не только интересным, но и эффективным.
Цель – создать интерактивную историческую азбуку для эффективной самоподготовки по категориям населения древнерусского общества и их занятиям.
Задачи:
Собрать теоретический материал по категориям населения древнерусского общества и их занятиям.
Создать интерактивную историческую азбуку для эффективной самоподготовки по категориям населения древнерусского общества и их занятиям.
Краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса. В данной работе мы использовали следующие исторические источники:
Повесть временных лет – это летопись, написанная летописцем Нестором в начале XII века, в этом источнике события расположены по годам. Летопись содержит повести, сказания, рассказы о различных событиях и исторических личностях.
Русская Правда – первый свод законов в Древнерусском государстве, составленный князем Ярославом Владимировичем в первой половине XI века. После смерти Ярослава Мудрого продолжили его потомки.
Радзивиловская летопись – летопись, в которой содержатся более шести ста цветных иллюстраций – миниатюр, на которых изображены события с V до начала XIII вв. Оригинал летописи хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Радзивиловская летопись – это летопись, имеющая более шести сотен иллюстраций. Она была создана в конце XV в. Летопись принадлежала в XVII в. польско-литовским магнатам Радзивиллам (откуда и ее название); затем попала в Восточную Пруссию (г. Кенигсберг), где с нее по приказу Петра I была сделана копия.
Проблема исследования. Изучение категорий населения лежит в основе изучения истории Древней Руси.
Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Чтобы решить поставленные задачи, нам нужно было изучить цифровые образовательные ресурсы с интерактивными возможностями. Наш научный руководитель показал нам возможности Google-презентации, padlet.com и genial.ly. Сравнив возможности этих ресурсов, мы остановились на сервере genial.ly. Узнав, как работает genial.ly, мы создали интерактивный ресурс для эффективного самообразования. Для того чтобы собрать необходимый теоретический материал, мы поехали с научным руководителем в библиотеку, где изучили необходимую литературу и исторические источники.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
обобщение и систематизация,
классификация
сравнение и анализ,
применение технологий цифровых образовательных ресурсов
Основная часть
Глава 1. Категории населения Древней Руси и их занятия
Для того, чтобы подробно рассмотреть категории населения Древней Руси и их занятия, мы обратились к историческим источникам Древней Руси. По тексту источников «Русской Правде» (XI в.) и «Повесть временных лет» (XII в.) мы проследили, какие категории населения встречаются в этих источниках. Пользуясь справочной литературой, мы нашли определения для каждой категории населения.
Высшие слои древнерусского общества
Совместный обед Изяслава Ярославича Киевского, Святослава Ярославича Черниговского и Всеволода Ярославича Переяславского со своими боярами после праздничной литургии. (В миниатюре дан собирательный образ одного князя – Изяслава): изображенное 1072 г. (Радзивиловская летопись, время создания миниатюры – конец XV века; перо, чернила) |
Рис. 1
1.1. «Князь» – правитель княжества, представители верхушки древнерусского общества, землевладелец (феодал), более богатый, чем бояре [2, с. 214, 239, 245, 247, 252, 283, 285, 315, 349, 374; 3, статья 56].
Княжение Ольги со Святославом Игоревичем в Киеве: изображенное 946 г. (Радзивиловская летопись, время создания миниатюры – конец XV века; перо, чернила) [3]. |
Рис. 2
Послание Владимира Святославича к Ярославу Владимировичу Новгородскому с требованием уплаты подати Киеву в размере 2000 гривен; отказ Ярослава платить Киеву подать: изображенное 1014 г. [3]. |
Рис. 3
1.2. «Бояре» – старшие дружинники, советники князя, представители верхушки древнерусского общества, землевладельцы (феодалы), наиболее богатые после князя среди других категорий древнерусского общества [2, с. 214, 231, 322].
Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной о месте и времени принятия христианства Русью: изображенное 987 г. (Радзивиловская летопись, время создания миниатюры – конец XV века; перо, чернила) [3]. |
Рис. 4
1.3. Духовенство – служители христианской церкви.
Среди представителей духовенства в источниках встречаются термины «епископ» – священнослужитель христианской церкви [2, с. 349, 350, 351, 358], «игумен» – начальник монастыря [2, с. 307, 332, 349, 351, 358].
Освящение Богородицкой (Десятинной) церкви в Киеве, построенной по повелению Владимира Святославича греческими мастерами и украшенной иконами и утварью из Корсуни, и назначение служителями в ней Анастаса и других корсунских священников: изображенное 988 г. [3]. |
Рис. 5
Книгописная мастераская при Софийском соборе; раздача свящсннослужителям прописей и других учебных материалов для обучения в церквах неграмотных людей за плату от княжеской казны: изображенное 1037 г. [3]. |
Рис. 6
Дружина:
Термин «дружина» упоминается в Повести временных лет [2, с. 230, 237, 239, 315, 350, 370], термин «дружинник» в Повести временных лет на странице 276.
Походы Владимира Святославича против печенегов: изображенное 988 г. (Радзивиловская летопись, время создания миниатюры – конец XV века; перо, чернила) [3]. |
Рис. 7
2.1. Муж, «княжий муж» – свободный человек, княжеский дружинник, член общины [2, с. 214, 215, 216, 226, 231; 4, статьи 1, 3].
2.2. «Гридни» – княжеские дружинники, телохранители князя [4, статья 1].
2.3. «Мечники» – дружинники, оруженосцы, воины [4, статья 1].
2.4. «Княжеский отрок», «отрок» – молодой княжеский дружинник [2, с. 350, 358, 359, 364, 373; 4, статья 11].
3. Городское население
Термин «горожане» встречается в Повести временных лет [2, с. 352, 370].
Построение города Белгорода по повелению Владимира Святославича: изображенное 990 г. (Радзивиловская летопись, время создания миниатюры – конец XV века; перо, чернила) [3]. |
Рис. 8
Построение в Киеве по повелению Ярослава Владимировича городской стены с Золотыми воротами и надвратной царковью Благовещения, собора святой Софии и других церквей и монастырей: изображенное 1037 г. [3]. |
Рис. 9
3.1. «Ремесленники» – люди, которые производили предметы быта и обихода, оружие, орудия труда, строили бани, мосты, церкви [4, статья 15]. В Повести временных лет упоминаются о строительстве мостов: «и сказал Владимир: Расчищайте те пути и мостите мосты» [2, под 1014 годом, с. 288], о строительстве бань [2, с. 208], также говорится о изделиях ремесленного производства: оружие, одежда [2, с. 235].
3.2. «Купцы» – люди, которые вели торговлю с разными европейскими странами: Византией, Грецией и др. [2, под 907, 912 годом, с. 221, 232; 4, статья 1].
4. Свободные категории населения
4.1. «Огнищане» - княжеский дворецкий, управляющий хозяйством феодала.
4.2. «Тиуны» [2, с. 358; 4, статьи 1, 12, 13]. Тиун – приказчик княжеский или боярский, управляющий хозяйством феодала.
Избиение горожанами в Боголюбове посадников, тиунов и мечников Андрея Юрьевича (1174 г.). Радзивиловская летопись, время создания миниатюры – конец XV века; перо, чернила) [3]. |
Рис. 10
4.3. «Смерды» – свободные крестьяне-общинники [1, с. 142–143; 2, с. 318, 351, 364; 4, статья 16].
Расправа Яна Вышатича и его отроков в лесу под Белоозером со смердами, присоединившимися к кудесникам-волхв (1074 г.). (Радзивиловская летопись, время создания миниатюры – конец XV века; перо, чернила) [3]. |
Рис. 11
5. Зависимое население
Устройство Ольгой погостов и обложение данью населения по всей земле; княжение Ольги и Святослава Игоревича в Киеве: изображенное 947 г. [3]. |
Рис. 12
Раздача по повелению Владимира Святославича бедным и нищим разных яств, разводимых на телеге: хлеба, мяса, рыбы, меда, кваса: изображенное 996 г. [3]. |
Рис. 13
Молитва Владимира Святославича в Богородицкой (Десятинной) церкви и принесение им клятвы о выделении для церкви десятой доли из его доходов; празднование этого события, сопровождаемое раздачей бедным разного вида даров: изображенное 996 г. [3]. |
Рис. 14
Варка киселя из болтушки и сыты в Белгороде в присутствии печенегов, пришедших с корчагами; испробование печенегскими князьями приготовленных кушаний, наличие которых в осажденном городе привело в изумление и заставило снять осаду города: изображенное 997 г. [3]. |
Рис. 15
Приготовление осажденными в городе Белгороде двух кадей с киселем и медом, помещенных в глубокие колодцы: изображенное 997 г. [3]. |
Рис. 16
Из данных миниатюр мы узнали, какое большое значение имело приготовление разных интересных блюд, что угощение этим удивило врагов и способствовало снятию осады города.
5.1. «Закупы» – зависимые от феодала люди, которые взяли «купу» (долг) и обязаны ее отработать [4, статья 56].
5.2. «Рядовичи» – лица, служившие феодалам по ряду (договору) [4, статья 14].
5.3. «Изгой» – человек, оказавшийся вне общества [4, статья 1].
5.4. «Холопы» - бесправные зависимые люди; холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой [Русская Правда, статья 16, 17, 46].
5.6. Челядь – люди, оторванные от общины, лишенные орудий труда, оказавшиеся на чужой земле, зависимые от феодала [1, с. 142–143; 2, с. 224, 225, 242].
5.7. Рабы, «робы» - бесправная категория населения [2, с. 308, 353; 4, статьи 16, 17].
На основе изучения Русской правды и Повести временных лет составлена сравнительная таблица:
Таблица 1.
Названия |
Русская Правда |
Повесть Временных Лет |
Князь |
[статья 56] |
[с. 214, 239, 245, 247, 252, 283, 285, 315, 349, 374] |
Бояре |
- |
[с. 214, 222, 231, 236, 322] |
Епископы |
- |
[с. 349, 350, 351, 358] |
Дружина |
- |
[с. 230, 237, 239, 315, 350, 370] |
Княжий муж |
[статьи 1, 3] |
[с. 214, 215, 216, 226, 231] |
Гридни |
[статья 1] |
[с. 285] |
Мечники |
[статья 1] |
- |
Княжеские отроки |
[статья 11] |
[с.236, 350, 358, 359, 364, 373] |
Ремесленники |
[статья 14, 15] |
[с. 208, 221, 235, 284, 288] |
Купцы |
[статья 1] |
[с. 221, 232, 233] |
Смерды |
[статья 16] |
[с. 318, 351, 364] |
Тиуны |
[статьи 1, 12, 13] |
[с. 358] |
Огнищане |
[статья 78] |
- |
Закупы |
[статья 56] |
- |
Рядовичи |
[статья 14] |
- |
Холопы |
[статья 16, 17, 46] |
- |
Изгои |
[статья 1] |
- |
Челядь |
[статьи 32, 38] |
[с. 224, 225, 233, 242] |
Рабы (робы) |
[статьи 16, 17, 98, 112, 113] |
[с. 308, 353] |
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод. По материалам Радзивиловской летописи можно утверждать, что практически каждая миниатюра содержит информацию о категориях населения, занятиях, предметах деятельности и культуры. Следовательно, можно утверждать, что изучение категорий населения лежит в основе изучения истории Древней Руси.
Глава 2. Интерактивная историческая азбука по категориям населения древнерусского общества и их занятиям
Для того, чтобы создать интерактивную историческую азбуку, нам нужно было изучить цифровые образовательные ресурсы с интерактивными возможностями. Мы познакомились с возможностями Google-презентации, padlet.com и genial.ly. Сравнили возможности этих ресурсов и остановились на сервере genial.ly. Сервис genial.ly позволяет создать наглядный обучающий материал с интерактивными элементами, включающие таблицы, задания, видео, презентации. Узнав, как работает genial.ly, мы создали интерактивный ресурс для эффективного самообразования.
Ссылка на Интерактивную историческую азбуку по теме: «Категории населения Древней Руси и их занятия»:
https://view.genial.ly/62c166e7f9c5030018c855af/presentation-istoricheskaya-azbuka-drevnih-slavyan
Созданная интерактивная историческая азбука «Категории населения Древней Руси и их занятия» включает наглядный исторический материал, распределенный по категориям населения, вопросы для повторения и задания для закрепления, кроме того, интерактивное пособие содержит словарик по категориям населения. Созданная нами интерактивная историческая азбука способствует формированию интереса обучающихся и более глубокому изучению Отечественной истории. Этот контент можно использовать как в интерактивном, так и в традиционном формате.
Заключение
В данном проекте мы создали интерактивную историческую азбуку для эффективной самоподготовки по теме «Категории населения древнерусского общества и их занятия».
В первой главе мы собрали необходимый теоретический материал по категориям населения древнерусского общества и их занятиям. Для того, чтобы подробно рассмотреть категории населения Древней Руси и их занятия, мы обратились к историческим источникам Древней Руси. По тексту источников «Русской Правде» (XI в.) и «Повесть Временных лет» (XII в.) мы проследили, какие категории населения встречаются в этих источниках. Пользуясь справочной литературой, мы нашли определения для каждой категории населения. На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод: по материалам Радзивиловской летописи можно утверждать, что практически каждая миниатюра содержит информацию о категориях населения, занятиях, предметах деятельности и культуры. Следовательно, изучение категорий населения лежит в основе изучения истории Древней Руси.
Во второй главе мы создали интерактивную историческую азбуку для эффективной самоподготовки по категориям населения древнерусского общества и их занятиям (ссылка:
https://view.genial.ly/62c166e7f9c5030018c855af/presentation-istoricheskaya-azbuka-drevnih-slavyan). Созданная интерактивная историческая азбука «Категории населения Древней Руси и их занятия» включает наглядный исторический материал, распределенный по категориям населения, вопросы для повторения и задания для закрепления, кроме того, интерактивное пособие содержит словарик по категориям населения. Созданная нами интерактивная историческая азбука способствует формированию интереса обучающихся и более глубокому изучению Отечественной истории. Этот контент можно использовать как в интерактивном, так и в традиционном формате.
Список использованных источников и литературы
1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953. 568 с.
2. Повесть временных лет: часть первая / Под ред. В.П. Адрианова-Перетц. М. –
СПб., 1950; Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. М.—Л. 1950 (Литературные памятники). EBook 2013 (imwerden.de);
3. Радзивиловская летопись
https://runivers.ru/doc/rusland/letopisi/?SECTION_ID=19639&PAGEN_1=3 ;
4. Русская Правда // Памятники права Киевского государства X–XII вв. Сост. А.А. Зимин. М.: Госуд. изд-во юридической литературы, 1952. С. 77–137;
5. Словарь русского языка XI –XVII вв. М.: Наука, 1987;
6. Словарь русского языка. В 4-х томах. М.: Изд-во «Русский язык», 1984;
7. Статьи и публикации о Радзивиловской летописи (radzivilovskaya-letopis.ru).