Великая война в истории моей семьи

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Великая война в истории моей семьи

Анцупов Т.Д. 1
1МБОУ СОШ 13
Шотина Е.К. 1
1МБОУ СОШ 13
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Давно прошла Великая Отечественная война, и наш народ совсем недавно отпраздновал 76-ю годовщину победы над фашизмом. Но эта победа над силами зла не принесла нашему Отечеству окончательного спокойствия и Мира, к которым так стремится сердце каждого человека. Вновь льётся кровь наших братьев, вновь солдатские матери и жёны получают «похоронки» и тысячи сердец разрываются от неутешного горя, стараясь найти объяснение постигшей их трагедии…

Актуальность: Великая Отечественная война своей жестокой рукой коснулась каждой семьи. Все, кто мог, вставали на защиту нашей Родины. Среди них были наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки. Наш долг помнить об их подвигах и отдать дань памяти тем, кто делал все возможное, а порой невозможное, чтобы приблизить День Победы. Великая Отечественная война давно закончилась, однако, это не значит, что мы должны о ней забывать. То, что сделали для нашей мирной жизни наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки восхищает. Нам необходимо знать и чтить своих предков. Это дань памяти и благодарность старшему поколению. Почти каждая семья имеет связь с этой войной. Великая Отечественная война – это след и в судьбе моей семьи.

Свою работу посвятил теме «Великая война в истории своей семьи», так как, к сожалению, все меньше остается в живых фронтовиков, хочется сохранить хотя бы то немногое, что помнят наши бабушки и дедушки о них, героях….

Представленная работа посвящена моему прадеду– участнику войны 1941-1945гг. Иванюку Павлу Сидоровичу. В данной работе представлена информация, которая подтверждает, что прадед прошёл достойный боевой путь. Подготовленный материал можно использовать на классных часах, посвященных Великой победе над фашизмом, на уроках истории, для оформления школьного уголка, посвященного воинам-землякам, для оформления книги памяти.

Тема «Великая война в истории своей семьи»

Цель исследования:

Сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны.

Объект исследования: история семьи.
Предмет исследования: Великая Отечественная война в родословной моей семьи. Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать знания по наследству.

Задачи исследования:

1.Изучить события автобиографии моего деда Иванюка Павла Сидоровича, связанные с Великой Отечественной войной.

2.Разработать анкету «Моя семья в годы ВОВ».

3.Сормулировать выводы на основе собранной информации.

Методы исследования:

Сравнение, анализ, работа с источниками из музея и архива семьи, беседа с бабушкой и родителями, анкетирование.

II. Основная часть

2.1 Село Лотошное в годы Великой Отечественной

Мой прадедушка родом из села Лотошное, Краснозерского района, Новосибирской области.

В годы Великой Отечественной войны из села на защиту Родины ушли более 400 человек…

В селе Лотошное сложными были не только послевоенные годы, но и годы войны. Вся тяжелая работа на полях и животноводческих фермах легла на плечи женщин, стариков и детей [2].

Вскоре стали приходить похоронки с фронта. В селе почти не оставалось семей, в которых бы не оплакивали гибель родных и близких. От непосильного труда, голода, лишений, немало умерло жителей села в те тяжёлые годы. В годы войны с 1942 года в селе открылся детский дом, где жили и воспитывались дети-сироты разных городов и сел [11]. 

8 мая 1945 года гитлеровская Германия капитулировала. Советская армия разгромила врага, спасла мир от фашистского нашествия. Радость победы 9 мая, печаль о погибших родных и близких, ненависть к врагам мира испытывали люди в те дни. Ведь из 400 человек, ушедших из села на защиту Родины, 258 не вернулись. Они пали смертью храбрых на полях сражений, умерли от тяжёлых ран или пропали без вести [4].

В 1986 году в селе в память о подвиге односельчан был возведён памятник защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны.[1]

Памятник установлен по инициативе администрации и парткома совхоза «Лотошанский». В центре композиции установлен обелиск, по обеим сторонам от него расположены мемориальные стены с именами 258 павших земляков. [2,3]

Ежегодно 9 мая ученики школы совместно с сельским Домом Культуры проводят торжественные линейки, посвящённые Победе в Великой Отечественной Войне, а также учащиеся школы и жители села присоединяются к акции «Бессмертный полк».

2.2 История и фронтовой путь Иванюка Павла Сидоровича

Среди тех фронтовиков, которые вернулись с войны, был мой прадедушка Иванюк Павел Сидорович.

Иванюк Павел Сидорович родился в селе Лотошное, Краснозерского района, Новосибирской области 24.07.1926 г.

Повестку в армию мой прадед получил 12 октября 1944 года, призывался он Веселовским районным военным комиссариатом.

В Великую Отечественную Войну воевал в 140 гвардейском стрелковом полку 47 гвардейской стрелковой дивизии (140 гв. сп) [5, 10].

В каких только боевых операциях не участвовал мой прадед: в форсировании Одера и во взятии города Берлин. К концу марта 1945 года войска Красной Армии вышли широким фронтом к рекам Одер и Нейсе. В ходе зимне-весенней кампании нашими армиями была проведена целая серия масштабных наступательных операций, в которых войскам Рейха были нанесены тяжелейшие поражения. В результате этих операций Рейх утратил важнейшие промышленные регионы [9]. Вместе с территориями Германия лишилась и мобилизационного ресурса, а значит, восполнять утраченные потери было уже нечем. В ходе боевых действий 01.05.1945 г. прадедушка получил ранение, но несмотря на это продолжал выполнять поставленные задачи. В ходе уличных боёв при овладении Берлином разведал огневую точку противника, которая по его координатам была уничтожена [6].

Был награждён орденом «Великой Отечественной Войны II степени», медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»[7, 8]

Домой вернулся в 1945 г. Встретил молодую девушку Надежду. Женился. Прожил в любви и согласии со своей супругой, воспитал двоих сыновей, Николая и Григория. После войны ещё долгое время работал в совхозе трактористом, позже токарем. Любил работать с древесиной. Моя мама вспоминает о деревянных поделках, игрушках из дерева. В годы маминого детства построил настоящий домик на дереве. Сохранилось несколько фотографий моей мамы и прадедушки.

Павел Сидорович был очень добрым, отзывчивым человеком, очень любил детей и внуков. Но 28 декабря 1995 года его не стало…

2.3. Анкетирование учащихся школы.

Мне хотелось узнать, как знают историю о войне ученики нашей школы. Поэтому составил анкету «Моя семья в годы войны».

«Моя семья в годы ВОВ».

1.Что Вы знаете о войне 1941 – 1945 гг.?

2.Как Ваша семья жила в годы войны 1941 – 1945 гг.?

3.Кто из Вашей семьи воевал в годы ВОВ?

4.Вы дома с родителями говорите о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

5.Вспомните от кого Вы впервые узнали о ВОВ?

Было проведено анкетирование учащихся 6 класса, в котором я учусь. В нем участвовало 25 обучающихся.

Ответы

Хорошо знают о войне 10%

Как жила семья во время войны, знают 12%

Знают, что воевали в годы войны 8%

Дома о ВОВ говорят с родителями 5%

Кто из Вашей семьи воевал в годы Великой отечественной войны? 7%

Посещали ли краеведческие музеи? 18%

От кого Вы впервые узнали о войне?

Школа – 90% Родители – 10%

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы, я пришел к выводу, что мои одноклассники недостаточно хорошо знают историю самой кровопролитной и масштабной войны за всю историю человечества. Войны, унесшей жизни десятков миллионов наших соотечественников и принесшей нам столь важную победу. К сожалению, дети мало интересуются этим великим историческим событием. А ведь в настоящее время нам доступна любая информация, стоит только захотеть ее найти. Огорчает, что мои сверстники также мало читают и не посещают краеведческие музеи.

Надеюсь, что моя работа послужит отличным примером и хорошим примером для наших учеников. У них появится интерес к вонному прошлому, истории своей семьи.

III. Заключение

Исследуя историю моей семьи, через призму истории моей страны ближе и понятнее становятся события далеких военных лет. Мне кажется, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны. Я горжусь тем, что мой прадед с честью прошёл все испытания, которые выпали на его долю. Как и многие советские люди, он мужественно воевал, защищая свою Родину, героически трудился, помогая приблизить Победу. Я обязательно расскажу о его боевом пути своим детям, чтобы не прервалась нить истории, чтобы они тоже помнили и гордились. Мне очень хочется, чтобы как можно больше людей стали интересоваться своей родословной, чтобы записывали истории, которые могут рассказать бабушки и дедушки.

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать знания по наследству нашла свое подтверждение.

Выводы:

1.Мне удалось выяснить то немногое, что рассказала моя бабушка о фронтовом пути Иванюка Павла Сидоровича, о том, как он геройски воевал и защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

2. Встретившись с членами моей семьи, с целью изучения семейного архива, каких-либо сведений о наградах мне найти не удалось. Но навсегда мой прадед и без наград будет героем.

3.Проделанная мной работа помогла по-новому взглянуть на фронтовую жизнь солдат, лучше ее понять, пропустив через свое сердце. Надеюсь, что мои одноклассники теперь тоже будут изучать историю своей семьи.

IV. Список использованных источников

1. Материалы МКУК «Краснозерский художественно-краеведческий музей им. В.И. Коробейникова»

2. «Книга памяти Новосибирской области», 1995 г.

3. Книга «Они вернулись с победой», 2001 г.

4. Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. М. 1985.

5. Великая Отечественная война. Энциклопедия. М.1993.

6. Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / Социологические исследования // А.И. Афанасьева, В.И. Меркушин. 2005. № 5. С. 11—22.

7. В. Д. Камынин. Историческая память о Великой войне//Проблемы образования, науки и культуры . №1, 2011. С. 3

8. https://mirmol.ru/blogs/bazy-dannyh-dlja-poiska-informacii-ob-uchastnikah-vov-v-internete/

9. https://1418museum.ru/heroes/32609633/

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лотошное

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

Фото из семейного архива

Фото 1. памятник защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны

 

Фото 2. С женой Надеждой и сыновьями Николаем и Григорием.

Фото 3. С внучкой Оксаной (моей мамой)

Фото 4. С внучкой Оксаной (моей мамой)

Просмотров работы: 43