1. Вступление
Театр – такая кафедра, с которой можно много сказать миру.
Н.В.Гоголь
«Театр начинается с вешалки!»Эти слова принято связывать с именем одного из основоположников российского театра К. С. Станиславского (здесь и далее, где приводятся цитаты, см. Приложение №9-7). Доказательств авторства нет и для меня это не столь важно. Важен сам театр, который с раннего детства для меня был и остается волшебством.А любое волшебство, таинство, начинается со входа, погружения в него. Возможно, Константин Сергеевич вкладывал в эту фразу смысл необходимости, при входе в театр, оставлять вне его не только верхнюю одежду в прямом смысле слова, но и освобождать всего себя для наполнения театральным волшебством.
Театр связан с людьми. И их не мало. Это не только выдающиеся театральные деятели. Всем известны хрестоматийные слова, которые относят к Шекспиру:
«Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль».
И даже, если это сказал не Шекспир, а кто-то другой, то поспорить с ними трудно. Театр – это особая часть нашей жизни, в которой мы не только наблюдаем за происходящим на сцене, но и сами преображаемся. Не волшебство ли это? Я люблю ходить в театр. Мне интересно все, что связано с театральным искусством.
Однажды Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Прочитав эти слова, задумалась, могу ли я так сказать? Ответ пришел не сразу и был неоднозначным. С одной стороны, вне сомнения, я очень люблю театр, с другой – что я знаю о нем? Подумав, поняла, что немного. Мне захотелось узнать как можно больше. Вот так возникла идея и тема моего проекта «Волшебная сила театра». Целью его стал поиск ответа на вопрос: «В чем же она, волшебная сила театра?» Таким образом, объектом исследования стал театр, как особый вид искусства, а предметом исследования – влияние театра на формирование мировоззрения и характеров отдельных людей и общества в целом. Для достижения поставленной цели были определены задачи. В процессе их решения, я нашла и познакомилась с литературой и интернет-источниками по теме.Побывала на экскурсиях в театре им. Е. Вахтангова: «Прошлое и настоящее», «Вахтанговскоезакулисье». Интересной оказалась и экскурсия в музей Востока по теме «Мир иллюзий и красоты. Театр на востоке». Не только интересной, но и очень полезной была информация, которую я получила из интервью с артистами театра и кино, людьми, которые любят театр (см. Приложение № 6). Начав работу, поняла, что направлений работы для исследования много. И, возможно, в будущем это получит продолжение. В данной работе рассматриваю театр в целом, как одно из направлений искусства, не касаясь частных вопросов.
Приступив к работе, и в ее процессе, осознала актуальность данной темы, о чем буду писать в выводах. Театр – это синтетическое искусство, которое объединяет в себе множество его направлений. Это: литература и драматургия, как ее часть; это история человечества с особенностями ее разных времен; это живопись, которая является отражением времени; это музыка; это мода… Это еще и необходимость изучения психологии для верности понимания театральной роли и ее исполнения. Это и большая работа по сохранению физической формы, необходимой для выступлений в различных амплуа.Это и развитие речи, что важно не только в профессии, но и в повседневной жизни, которая связана с использованием гаджетов, ограничивающихнаш словарный запас. Надеюсь, что составленный мной «Маленький словарь театральных терминов, которые нужно знать шестиклассникам» (см. Приложение № 10), поможет не только побольше узнать о театре, но и пополнит словарный запас моих сверстников.
В силу невозможности подробно исследовать все аспекты театра как явления, в данной работе определила ряд вопросов, без которых невозможно говорить о театре в рамках выбранной темы:
- краткий экскурс в его историю;
- краткое описание современного состояния театрального искусства;
- составляющие театр виды деятельности его работников;
- «видение его изнутри» глазами людей, в прямом и переносном смыслах «живущих театром и в театре»;
- отношение к театру выдающихся людей разного времени, отразившееся в их высказываниях.
Освещение этих вопросов дается в Основной части работы ниже.
II. Основная часть
У театра великая будущность,
как у всего, что имело великое прошлое.
Карел Чапек
Из истории театра (краткий исторический очерк).
Первобытный период.
Своими корнями театр уходит еще в доисторический (дописьменный) период первобытного общества ( см. Приложение №9-1). Отражение реальной действительности в художественном действии помогало людям не только познавать окружающий мир, но и отдохнуть, полюбоваться чем-либо, чего не было в обычной жизни. Основы драматической постановки лежат в древнейших обрядах, где важную роль играли атрибуты и одежды. Они усиливали воздействие на зрителя. Эти действия посвящались богам и духам, были связаны со сверхъестественными силами природы. Тогда практически все присутствующие были связаны с происходящим и становились его участниками.
Древний Восток.
В Древнем Египте ученые находят истоки кукольного театра. Там жрецы для религиозных ритуалов использовали куклу бога Осириса. И сейчас, как сохранение древних национальных традиции, существуют обрядово-ритуальные кукольные театры в Японии («Бундаку»), Индонезии, Испании (Каталония), Белоруссии («Батлейка») и других странах.
Античность.
Принято считать, что родиной театра была Древняя Греция. Там в 5 веке до н. э. первые театральные представления посвящались большому религиозному празднику – Великим Дионисиям в честь бога виноградарства и виноделия Диониса (см. Приложение №8-1).
Там же строители создали первые театральные здания. Следует отметить, что основные их части положены в основу современных театральных сооружений(см. Приложение № 2).Схемы устройства древнегреческого и современного театров схожи, также как и театральные термины. Например, орхестра – оркестр; скене – сцена; амфитеатр и другие.
Сначала ставились трагедии, потом появились комедии. Трагедии и комедии стали древнейшими театральными жанрами. Авторы драматических пьес, драматурги, были участниками представления и выполняли функции режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Любопытно, что все роли в постановках, даже женские, играли мужчины. Сами древние греки называли театр «школой жизни».
Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов.
В Древнем Риме театр не пользовался такой популярностью, как в Греции. Жители Рима предпочитали гладиаторские бои и скачки на колесницах, проводившиеся на цирковых аренах. Но и там театр, как вид искусства, существовал.Здесь приведу несколько интересных фактов (см. Приложение № 7)из истории древнеримского театра (см. Приложение №9-5), которые планирую использовать при проведении классного часа со своими одноклассниками.
Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.
Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.
Современные многосерийные фильмы — не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Кстати, в Сицилии и по сей день можно попасть на представление длиною в месяц
Средние века.
В это время театральные действия существовали как площадное зрелище (с 5 века все театральные помещения закрыты). Актерами были странствующие циркачи, плясуны, жонглеры и музыканты, к которым часто относились с презрением. Театр, как таковой, изменил свою форму и объединил различные формы представлений, основанных на религиозных проблемах. Кукольники за переносными ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и бранных словечек в адрес попов и богатых купцов, болтливых жен и ревнивых мужей. (см. Приложение №8-2). Из выступлений трубадуров и менестрелей (бродячие артисты, читавшие стихи под музыку, в которых воспевались прекрасные дамы и красота природы) возникли фарсы (сатирические комедии легкого содержания с внешними комическими приемами), карнавальные игры и комедия дель-арте (народная комедия масок). Театральное искусство, за которым строго следила инквизиция, стали приравнивать к ересям. В тоже время из церковных песнопений возникли мистерии: многочасовые представления на библейские и исторические темы. Первоначально они исполнялись священнослужителями, позже к ним стали допускать мирян.
Новое и новейшее время.
В 15 веке возрождение театра началось в Италии(см. Приложение №9-2). В 16-17 веках комедия дель-арте была очень популярна. Любопытно, что бродячие актеры не имели конкретного текста роли, поэтому импровизировали. Позднее стали формироваться национальные театры, среди которых выделялись английский и испанский. В первом наиболее важными жанрами были трагедия и комедия, во втором – пышные зрелища, преимущественно комедии, с большим количеством музыкальных и танцевальных номеров. Первые профессиональные актеры, как принято считать, появились в Англии в 16 веке, где театр достиг блестящего развития. Тогда же появляется опера. Театр становится стационарным (появляются помещения для постановок) местом и средством развлечения. Пример тому – лондонский театр «Глобус», тесно связанный со знаменитым драматургом В. Шекспиром. Со временем здания театров с учетом античных традиций приобретают вид, приближенный к современному.
Во 2-й половине 17 века ведущие позиции занимает французский театр. А в Англии в это время прославился великий актер – Д. Гаррик . В Италии в начале 18 века появляется литературная комедия нравов, основателем которой стал К. Гольдони. А К. Гоцци внес в театр элементы фантастики. До сих пор человечество восхищается его непревзойденной «Турандот». Также известными драматургами того времени были П. Корнель, Ж. Расин и Ж.- Б.Мольер с его «Блистательным театром».
Для 18 века характерен театр классицизма ( см. Приложение №9-3). В 1759 году во Франции открывается первый «бульварный театр» Ж. Николе. А в конце 80-х годов появляются мелодрамы и водевили. В Англии в 18 веке появляются привилегированные театры, среди них «КовентГарден».
С наступлением 19 века в театральной жизни происходят большие изменения. Появляются режиссеры, наступает время романтизма. Театр становится синтетическим искусством. Этот и следующие периоды требуют отдельной подробной характеристики, что не предполагает формат данного исследования. В конце 19 века зародился кинематограф, который занял важное место среди зрелищ, но так и не смог вытеснить театр.
Театр в России (краткий исторический очерк)
Истоки русского театрального искусства тоже уходят корнями в далекое прошлое Древней Руси( см. Приложение №8-3). Русский театр в своем становлении прошел 3 этапа:
начальный(игрищный) - до 17 века;
средний - с 17 до середины 18 века;
зрелый - с середины 18 до начала 20 века.
Начальный.
Русский театр, как и греческий, начинается с сельских празднований в честь сбора урожая. В Древней Руси представления начинались с «потех», а спектакли назывались «игрищами». Первое упоминание о них в летописях относится к середине 11 века, где говорится о скоморохах. Народ любил наблюдать за их выступлениями, несмотря на то, что действия скоморохов осуждались церковью и были не угодны властям, т.к. актеры высмеивали недостатки правителей. Но искоренить эту часть жизни русского народа так и не удалось. И такие формы театральных действий, как, например, колядование под Рождество, стали устойчивой часть народной культуры.И в отдельных частях нашей страны существует до сих пор.
Средний.
Придворный и школьный театры возникли в 17 в. в период правления Алексея Михайловича Романова. В них играли иностранные актеры и учащиеся. Но после смерти царя театральная деятельность прекратилась до воцарения Петра 1. В 1702 году появился публичный театр «Комедиальная храмина», в котором представления давали актеры немецкой труппы. Но он не был популярен, народ его не принял.
Зрелый.
В середине 18 в. театр стал приобретать профессиональный характер и те черты, которые привычны нам. 30 августа 1756 г. по приказу и при участии Елизаветы Петровны открылся императорский театр. Этот день принято считать Днем открытия Александринского театра в Санкт-Петербурге (Международный день театра сейчас отмечают 27 марта). В нем играли и русские, и иностранные актеры, появились и женские роли. При Екатерине 2 в театре было уже 3 труппы. Тогда же появились и частные театры. Например, Шереметьева, Волконского, Румянцева. Были даже провинциальные помещичьи театры. Образцом для их деятельности был французский театр. В России создали школу французского актерского мастерства во главе с И. А. Дмитриевским. Основными направлениями в искусстве того времени, в целом и театральных постановок в частности, были классицизм и романтизм.
О сформированности русского театрального искусства можно говорить, начиная с 19 века, когда уже существовало 2 вида театров: императорский и крепостной. Императорские театры, в число которых входили Михайловский, Мариинский, Александрийский (названы в честь членов императорской семьи) в Санкт-Петербурге, Большой и Малый - в Москве.
В 19 веке большое влияние на театр оказала Отечественная война 1812 года. После пожаров в Москве театры не имели своих постоянных сцен, спектакли проводились во временных помещениях. Специальные театральные здания появились в Москве в 20-е, в Санкт-Петербурге в 30-е годы. При театрах стали появляться актерские школы. Но профессия артиста не была востребована. Монополия на театральную деятельность принадлежала государству. Частные театры стали появляться в 80-е годы. Это послужило толчком к появлению провинциальных театров. Примером может служить Ярославский театр, созданный Ф. Волковым.
Крепостной театр был главным развлечением помещиков. Они иногда даже устраивали соревнования – чей театр лучше. Положение этих театров изменилось после отмены крепостного права в середине 19 века. И вскоре этот тип театра ушел в прошлое.
В репертуаре театров стали появляться постановки по произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя¸М. Лермонтова. Большой популярностью пользовались спектакли по произведениям французской литературы. С появлением реализма популярными стали произведения А. Островского. Основными жанрами этого времени были: водевили, оперетты, мелодрамы и комедии.
История русского театра насыщена множеством событий, имен, фактов( см. Приложение №8-6). Но в формате данной работырассмотрение этого аспекта не предполагается.
За кулисами…
В 5 классе на уроках истории знакомятся с родиной театра - Древней Грецией. Прошли тысячелетия, многое существенно изменилось. Но современный театр очень похож на древнегреческий. Сравним хотя бы его устройство (см. Приложение № 2).
Многие части современных театральных зданий взяли свое начало из Древней Греции. Для того, чтобы полнее представить себе театральную жизнь, которая не видна со сцены во время постановки, я посетила экскурсии по театру им. Е. Вахтангова, во время которых сделала много открытий. Раньше даже представить себе не могла, что происходит за сценой и сколько людей самых различных профессий задействованы в подготовке и ходе спектакля. Вызывает большое уважение труд каждого представителя самых различных профессий, о которых говорится в выводах данной работы. Во время посещения различных помещений театра: кулис, гримерок, аппаратных комнат, театральных переходов, складов декораций, хранилищ реквизита и костюмов была поражена профессионализмом, который требуется для слаженной работы театра всех его служащих (см. Приложение № 8-4). Ведь ля хранения костюмов нужны специальные условия, которые предполагают определенную температуру и влажность воздуха. Для того, чтобы актеры гримировались и во время действия переодевались, нужны очень быстрые действия, буквально как во время беговых соревнований! В спектаклях с большим числом действующих лиц на грим каждого отводится несколько минут. Художники и дизайнеры должны продумать все до мелочей, которых немало, для того, чтобы сцена была подготовлена для игры актеров. Работники сцены и кулис должны постоянно следить за исправностью всех механизмом и качеством декораций во избежание несчастных случаев. Каждая фраза экскурсоводов заставила меня задуматься о сложности функционирования театров. Теперь сама хочу продолжить такое знакомство с другими театрами и буду рекомендовать посещение подобных экскурсий своим одноклассникам, близким и друзьям.
Не меньшее впечатление произвела на меня и экскурсия в музей Востока, во время которой познакомилась с театральными представлениями стран Юго-Восточной Азии (см. Приложение №5), их зарождением, развитием и современным состоянием.
Оказывается, существует множество театральных музеев. Надеюсь, что со временем побываю в большей части из них, хотя бы в Москве. Но, в первую очередь, стремлюсь в музей им. Бахрушина, который пока не посетила из-за эпидемиологической ситуации. Ниже приведу список музеев, о которых узнала:
- Государственный центральный музей им. А. А. Бахрушина
- Санкт-Петербургский музей театра и музыкального искусства
- Музей детских театров (до 2003 года)
- Дома-музеи:
А. Н. Островского
М. Н. Ермоловой
М. С. Щепкина
- Музеи-квартиры:
В. Э. Мейерхольда
Мироновых –Менакера
Г. С. Улановой
В. Н. Плучека.
Есть театральные музеи и в провинциальных городах, например, в Зарайске. И множество музеев, а также театральных архивов при театрах.
«На сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца».
В. Гюго
В России более 600 театров.Только в Москве их свыше 100. Самые известные российские театры:Большой и Малый театры в Москве; Мариинский, Михайловский и Александринский в Санкт- Петербурге; Новосибирский и Екатеринбургские театры оперы и балет; Театр имени Е. Вахтангова; Московский «Современник»; Театр Наций и другие.
В Москве около 20 детских театров.Самые известные: Государственный академический Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац; Театр Юного Зрителя;Театр кукол им. С. Образцова; Уголок дедушки Дурова;Театр Терезы Дуровой. В Подмосковье - Областной Государственный Театр Юного Зрителя. Рейтинг известности и популярности я нашла в социальных сетях (см. Приложение №9-6) . Но, к сожалению, анкетирование, которое проводилось среди моих одноклассников (см. Приложение № 4) , показало, что ребята крайне редко бывают в театре и имеют очень узкое представление о театрах и театральной жизни. Поэтому надеюсь, что после знакомства с материалами моей работы, отношение сверстников к театру изменится.
Иное отношение к театральному виду искусства у взрослых. Из анкет понятно, что учителя нашей Гимназии любят театр и бывают в самых различных театрах. В большинстве своем опрошенные взрослые сошлись на том, что самым известным и популярным московским театром является театр им. Е. Вахтангова. Часто повторялась мысль, свидетельствующая о желании бывать в театре чаще.
Мы часто даже не задумываемся о том, что на самом деле театр всегда рядом с нами. Это и уроки, где каждый учитель и ученик играют свои роли. Это и театральная студия под руководством Татьяны ЛеонидовныАрдуханян. И наши Семьи, где часто родные и близкие играют роль Деда Мороза и Снегурочки. Моя родная тетя, Николаева Екатерина Николаевна, - певица и актриса. А некоторые взрослые и дети нашей Гимназии вряд ли догадывались, что Юлия Андреевна Донцова, учитель математики и информатики,многие годы занималась сначала в театральном кружке, затем в студии. Но по воле судьбы стала не актрисой, а учителем.
Из прочитанных книг и бесед со взрослыми я узнала, что театральное искусство в наше время не только не теряет своего значения в жизни людей, но и является динамическим развивающимся процессом. Наряду с классическими театральными жанрами, такими, как трагедия и комедия, в наше время развиваются и другие (см. Приложение №9 – 4).
Современные театральные жанры:водевиль, драма, комедия, мелодрама, пантомима, монодрама, мюзикл, пародия, трагедия, феерия, опера, оперетта, кукольный театр, театр теней, театр кошек, театр зверей, варьете, балет, трагикомедия; рок-опера, одного актера. Среди современных театральных жанров и такие, которые появились совсем недавно: «новая драма», актуализированная классика, хореографические и пластические спектакли, театр художника (совмещение театра и живописи), перфомансы ,иммерсивные постановки. В наше время в мире существует театр жестикуляций для глухих и слабослышащих.
Гимназические театральные постановки, как мне кажется, определили будущую профессию некоторых наших выпускников: А. Бурносова – выпускника 1997 года; А. Кирилиной - выпускницы 2008 года, В. Степанова – выпускника2009года. При помощи взрослых мне удалось взять интервью у Анатолия,музыканта и актера театра «Сатирикон»; у Татьяны Морозовой, актрисы театра и кино, театрального педагога; у Анны Прокопьевой, актрисы театра на Серпуховкеи Юлии Андреевны Донцовой. С материалами этих интервью можно познакомиться в Приложении № 6 моей работы. Безусловно, они помогли мне увидеть театр с совершенно неожиданных сторон.
О театре и семейных театральных постановках с привлечением к ним друзей мы долго говорили с Натальей Викторовной Степановой (см. Приложение №6, которая любезно пригласила меня и моих родителей на чай. Оказывается и в наше время можно найти аналоги домашних театров, что является продолжением замечательной русской традиции.
III. Заключение
«Любите ли вы театр, как люблю его я…»
В. Белинский
Театр – величайшее достижение человеческой цивилизации. О нем,его истории, актерах и постановках написаны книги, созданы великие произведения живописи, сняты фильмы. О нем написаны и сценарии, по которым ставятся спектакли. Во многих городах мира есть театральные музеи. Достаточно много их и в России. При театрах оформляются музейные экспозиции. Они помогают заглянуть «в закулисье» и познакомиться с его таинством.
Неотъемлемой частью театральной жизни стали и конкурсы различных уровней( см. Приложение №9-8). Наверное, нет такой страны мира, где не проводились бы театральные фестивали и конкурсы. Только в России их насчитывается более 35.Основными принято считать «Золотую маску» и Чеховский. Не случайно, ведь маска – символ театра, зародившийся еще в Древней Греции. Есть среди фестивалей и детские, например, «Арлекин».
Театральные фестивали-конкурсы России:
«Золотая маска»; Чеховский театральный фестиваль; TERRITORIA – фестиваль современного искусства; Театральный фестиваль малых городов России; Черешневый лес; Волковский театральный фестиваль;«Цех» - фестиваль театров танца; «NET» - новый театральный фестиваль; «Арлекин» - фестиваль театрального искусства для детей; «В гостях у Арлекина»; фестиваль театра кукол и другие.
Мне даже сейчас, в 6 классе, хочется верить в волшебство не только в театре. И, думаю, оно есть. Вот только создается оно не сказочными волшебниками и чародеями, а простыми людьми. В театре, как уже говорилось, их много. И каждый выполняет свою работу или лучше сказать, играет свою роль, без которой не может быть ни одного театра.
Проведя свое маленькое исследование, смело и ответственно могу сказать, что волшебная сила театра заключается в любви к нему всех, кто там работает и всех, кто является зрителями! А любовь эта проявляется в титаническом труде людей всех театральных профессий. Их ряд, безусловно, открывают актеры, о которых как нельзя лучше сказал
А. Блок: «Актеры, правьте ремесло, чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло!».
В след за актерами можно назвать и другие профессии: капельдинеры, гардеробщики, режиссеры, сценаристы, суфлеры, реквизиторы, аниматоры, кассиры, охранники, буфетчики,бухгалтеры, уборщики юристы, дирижеры, клакеры, сценографы, гримеры, художники, костюмеры, портные, дизайнеры, музыканты, певцы, балерины, танцоры, механики, осветители, сценографы, хореографы, операторы, оформители, заведующие литературной частью,визажисты, парикмахеры, художественные руководители труппы,заведующие труппой.
Среди перечисленных выше профессий узнала много новых для меня
(см. Приложение №9-9). Например, пастижер, антрепренер (сейчас – продюссер или импрессарио),бутафор,капельдинерыи другие.И не уверена, что перечислила всех.
Отдельно хочу поделиться рассуждениями об актерской профессии. Не секрет, что многие девочки, да и мальчики тоже, с детства или юношества мечтают стать артистами. Популярность профессии определяется тем, что большинству, даже взрослых людей, кажется, что она приносит признание публики и известность, что каждое выступление завершается аплодисментами и цветами. Общаясь с теми, кто служит театру, узнала, что и в работе этих людей есть «закулисье», которое скрыто от зрителей.
Н. В. Степанова закончила театральный институт им. В. Щукина. ЕЕ старший сын, Вадим, также выпускник «Щуки» - так любовно называют это театральное учебное заведение его студенты и поклонники театра им. Е. Вахтангова. Наталья Викторовна рассказала( см. Приложение №6), как трудно не только поступать в театральные учебные заведения (огромный конкурс из-за популярности профессии!), но и учиться там. А также работать, получив профессию. Любой вид театрального служения сопряжен с переживаниями, большой психологической нагрузкой, часто приводящей к стрессам. Она привела потрясающий пример, рассказав о том, что должна чувствовать и пережить мать-актриса, исполняющая роль женщины, спасающей жизнь своего ребенка.
Анатолий Бурносов рассказал о том, как не просто учить тексты ролей, импровизировать во время спектакля, преодолевать психологические барьеры в работе с режиссером, партнерами по спектаклю. О том, сколько времени отнимает профессия и о том, что часто приходится многим жертвовать ради нее.
Т. Б. Морозова акцентировала внимание на том, что эта профессия требует высокого уровня образования, глубоких знаний истории и литературы, других видов искусства, особенно музыкального. Ведь без всего этого невозможно воплотиться в образ и хорошо сыграть роль. Поэтому Татьяна Борисовна, сама являясь театральным педагогом, настоятельно рекомендует хорошо учиться и много читать. Таким образом, ее советы полностью совпадают с советами и требованиями учителей нашей Гимназии.
Также волшебная сила театра заключается и в труде зрителей. Ведь все мы, после каждого посещения театра, не только получаем удовольствие, но и находим там что-то, что заставляет нас задуматься, работать над собой и делает нас лучше. Здесь мы тоже находим связь с тем, что я узнала из интервью. Древние греки, называя театр «школой жизни» были правы! Трудно переоценить воспитательную силу театра, где с подмостков иногда можно «увидеть себя» и знакомых нам людей. И поэтому тоже нужно бывать в театрах!
К сожалению, мы живем в такое время, когда возможности посещения театров ограничены эпидемиологической обстановкой, что очевидно из результатов анкетирования (см. Приложение № 4). Статистика показывает, что посещение театров у взрослых сократилось, а дети вообще не так часто посещают театры.Отсюда и затруднения ребят в перечислении популярных московских театров. Надеюсь, что все продукты моего проекта: презентация проекта, классный час, возможно, чье-то желание познакомиться с текстовой частью, интереснейшими материалами интервью для многих станут поводов для более близкого знакомства с театром и осознания его значимости в нашей жизни. Что же касается меня, то, полагаю, что нашла ответ на поставленный вопрос. Опыт, приобретенный в процессе всех этапов деятельности, для меня очень ценный! Теперь мне хочется еще чаще бывать в театрах и наслаждаться его волшебством! По результатам большой работы, которая рассматривает театр как культурный феномен, думаю продолжить не только знакомство с этим видом искусства, но и изучение разных сторон его деятельности. А их много! Это и отдельные театральные профессии, которые заслуживают особого внимания; и различные театральные жанры от возникновения и в процессе развития; и театральная психология и многое другое.
Завершить работу хочу словами, которые принадлежат Виктору Гюго, знаменитому французскому писателю, знатоку и любителю театра:
«Театр не страна реального; в нем картины деревянные, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, восходящее из земли. В тоже время – страна истинного, на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца».
Современные театральные постановки не похожи на те, которые видел Виктор Гюго в 19 веке. Но в том, что истина хранится в человеческих сердцах он абсолютно прав! И в этом тоже волшебная сила театра!
Приложение № 1
Некоторые московские театры
Московский театр имени Е. Вахтангова |
|
Государственный Академический Большой театр России |
Государственный Академический Малый театр |
Московский академический Музыкальный театр имени А.П. Чехова |
Московский художественный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко |
Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац |
Государственный академический Центральныйтеатр кукол имени С.В. Образцова |
Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой |
Государственный театр Наций |
Московский театр Олега Табакова |
Приложение №2
Схемы устройства театров
В Древней Греции
В современном театре
Приложение № 3
Галерея театральных портретов
Основоположники европейского театра
Уильям Шекспир Англия 16 век |
Карло Гольдони Италия 18 век |
Карло Гоцци Италия 18 век |
Жан Расин Франция 18 век |
Пьер Корнель Франция 18 век |
Жан-Батист Мольер Франция 18 век |
Галерея театральных портретов
Люди, стоявшие у истоков российского театра
Алексей Михайлович Романов 17 век |
Петр Алексеевич Романов 18 век |
Екатерина Великая 18 век |
Иван Афанасьевич Дмитриевский 1 половина 19 века |
Федор Волков 2 половина 19 века |
Александр Николаевич Островский 2 половина 19 века |
Александр СергеевичПушкин 19 век |
Михаил Юрьевич Лермонтов 19 век |
Николай Васильевич Гоголь 19 век |
Константин Сергеевич Станиславский 1863-1938 |
Владимир Иванович Немирович-Данченко 1858-1943 |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд 1874-1940 |
Георгий Александрович Товстоногов 1915-1989 |
Олег Николаевич Ефремов 1927-2000 |
Марк Анатольевич Захаров 1933-2019 |
Олег Павлович Табаков 1935-2018 |
Татьяна Васильевна Доронина 12 сентября 1933 |
Юрий Петрович Любимов 1917-2014 |
Приложение № 4
Результаты анкетирования
Анкета (образец) по теме индивидуально-образовательного проекта
«Волшебная сила театра»
ученицы 6А класса Шевяковой Марты
1. Вы учитель или ученик? ( нужное подчеркнуть)
2. Какие театры Вы знаете?
3. Как часто вы ходите в театр?
____________________________________________________________________
4. Ваш любимый театр? ____________________________________________________________________
Приложение №5
Фотоматериалы
Приложение № 6
Материалы интервью
Интервью с Анатолием Бурносовым, выпускником Гимназии «Жуковка», актером театра «Сатирикон», музыкантом.
Ниже, в тексте интервью, будут использованы следующие сокращения: М. – Марта, интервьюер; А.Б. – Анатолий Бурносов, интервьюируемый; Н.Н. – Наталья Николаевна, мама Марты.
М. Многие мечтают стать артистами, особенно девочки. Каким был Ваш путь в профессию?
А. Б. Путь в профессию был очень необычным. Мечтал поступить в театральное училище на актёрский факультет в 18 лет, после школы. Но когда заканчивал школу, профессия актёра была не очень популярна, а в стране была ситуация не очень стабильная. Мои родители желали мне более основательного и серьёзного образования и настояли на том, чтобы я сначала поступил в университет и получил высшее образование по, как считалось тогда, престижному направлению экономика. Поэтому, я окончил экономический факультет Московского Государственного Университета. Но поскольку творчество во мне жило и умирать не собиралось, сначала поступил в театр МГУ. Тогда он был любительский, а теперь, уже много лет, профессиональный Московский театр «Мост», в котором я начал учиться актёрскому мастерству. У меня была яркая и не очень долгая история школьной любви, которая закончилась тем, что я поступил в МГУ, а моя одноклассница поступила в МГИМО. Она, видимо, в силу молодости, и, наверное, неопытности поставила меня перед неприятным выбором. Сказала: « Или я, или театр». Я тогда выбрал отношения с девушкой, а не занятия в театральной студии. И когда наши отношения довольно быстро закончились, пожалел о том, что я ушёл из «Моста». Но на счастье попал в факультетскую команду КВН, вскоре стал её капитаном. И тогда мы выиграли чемпионат Университета и начали играть в городе на уровне ВУЗов Москвы.
М. Как игра в КВН повлияла на вашу дальнейшую судьбу?
А. Б. В МГУ мы организовали команду КВН "Университетский проспект". Играли в Москве, потом нас пригласили в сборную города. Собралась общая команда из 4-х вузов и мы поехала играть в Минск. Выиграли Евролигу. Затем в Сочи стали чемпионами Евролиги. Тогда А. Масляков позвал нас в высшую Лигу на телевизионную передачу. Там я проработал несколько лет. Был капитаном сборной Москвы, а потом капитаном "Незолотой молодёжи". Костяк нашей команды попал в CоmedyClub. А я на время уехал из страны. Вообще занимался совершенно другими вещами. Был финансовым директором железнодорожной компании. Потом был членом правления нефтеперевалочного терминала. Жил несколько лет в Прибалтике. Потом вернулся в Москву и получил предложение возглавить CоmedyClubProduction Занимался его развитием, довел передачу до полноценной производственной телевизионной компании. А в 36 лет уже занимался собственными проектами и активно развивал музыкальные направления. В «Жуковке» у меня преподавал литературу очень интересный молодой учитель Сатин Сергей Николаевич, который после нашего выпуска практически сразу бросил преподавание, потому что его призванием был театр. Он поступил и окончил театральное училище. Учился у Хейфица, у М. Захарова. Началась его очень яркая театральная жизнь. А спустя много лет мы с ним встретились и подружились. Сергей рассказал, что преподаёт актёрское мастерство в школе Константина Аркадьевича Райкина. Я воскликнул: « Серёжа! Это моя мечта с детства - окончить профессиональную театральную школу и попасть именно к Райкину!». А он мне говорит: « Анатолий! Сейчас так сошлись звёзды, что в школе у Константина Аркадьевича освободилось одно место на курсе у С.В. Шенталинского. Это его правая рука, профессор, мастер, набравший свой курс, и Райкин его курирует!». Я возрадовался и начал готовиться к конкурсу. Учил басню, учил прозу, учил стихотворение. Пошёл на прослушивание, меня отобрали, приняли на 1 курс. И в 36 лет я стал первокурсником. В 41 год окончил театральную школу Константина Аркадьевича. И Райкин пригласил меня в спектакль, который сначала стал моей дипломной работой. А после того, как Константин Аркадьевич стал художественным руководителем «Сатирикона», спектакль вошел в репертуар театра. С тех пор состою в нем приглашённым артистом.
Н.Н. Здорово! Мы были на этом спектакле и нам безумно понравилось. Спасибо большое! Получается, что Вы прошли к своей мечте такой длинный путь! И мечта сбылась.
А. Б. Да, если мечтать и идти к своей цели, то мечта обязательно сбудется.
М. Есть ли у Вас роль, о которой Вы мечтаете?
А. Б. Я в разные периоды своего служения театру на этот вопрос ответил бы по-разному. У меня целый список ролей, которые хотел бы сыграть. Дело в том, что я – человек, обладающий довольно многогранными интересами. Меня интересуют разные судьбы интересных людей. На 4 курсе мы изучали поведение актёров на съёмочной площадке. Специально приглашённые преподаватели из ВГИКа объясняли, в чём разница между театральной ролью и кино-ролью. У нас было задание выписать на листочке роли, которые мы, как артисты, хотели бы сыграть. Помню, написал, что мне интересно сыграть и меня интересуют конкретные исторические личности реально жившие или живущие. Например, мне было бы очень интересно сыграть Л.И. Брежнева в молодости,в годы войны. Не знаю, Марта, знаешь или нет, но был у нас такой лидер Советского Союза Леонид Ильич Брежнев и мне кажется, что его личность во многом не изучена и во многом не раскрыта. На нём много клише, но я уверен, что этот человек именно в тот период, когда он жил, должен был многое сделать, чтобы добиться таких результатов, которых добился он. И он, безусловно, был незаурядной личностью. Знаю, что он воевал; знаю, что его молодые годы пришлись на военные и поствоенные времена. А это очень яркое и сложное время. Погрузиться в деятельность этой личности мне по актёрски было бы очень интересно. Или, например, живёт и здравствует такой спортсмен как Андрей Чесноков. Это теннисист, который в своё время совершил подвиг как личность. Но этого подвига не хватило на то, чтобы Россия победила в самом престижном командном теннисном турнире "Кубок Девиса". Я сам кандидат в мастера спорта по большому теннису и был на историческом матче, когда Андрей спас 11 мачболлов. Это был матч с командой Германии, а Германия была на 80 голов сильнее нас, выше и круче. У А. Чеснокова получилось Германию остановить. Это был пятичасовой матч, удивительный. И это был спортивный подвиг. Б.Н. Ельцин, возглавлявший тогда страну, наградил Андрея орденом. Это был настоящий спортивный подвиг, который произошел на моих глазах. Спустя много лет я понимаю, что за одним этим событием в жизни Андрея был пройден очень долгий и непростой путь профессионального спортсмена. Мне интересны очень разные исторические личности всех времен и народов.
Как музыканту мне интересен такой коллектив как «Могучая кучка». Уверен, что талант гениальных русских композиторов, которые во второй половине XIX века подарили миру немало музыкальных щедевров, будет оценен и будущими поколениями.
М. Что Вы переживаете перед выходом на сцену?
А.Б. Перед выходом, конечно же, волнуюсь. Потому, что я не уверен… А вот когда я пересекаю заветную черту и выхожу на сцену, то всё каким-то волшебным образом превращаются в собранную из всего концентрацию и погружение. Энергия волнения как-то превращается в энергию игры. Однажды Сергей Ломакин проводил с нами уроки на ТНТ. Он протянул руку сказал: давайте мыть ручки перед спектаклем! Ясно, что в переносном смысле. Тут же вспомнились мушкетеры. А педагог сказал: когда мы все держим за руку друг друга, важно понимать, что главная задача - получать большое удовольствие от того, что мы делаем на сцене. Если вы не получаете этого удовольствия, то лучше этим не заниматься совсем.
М. Сколько времени Вам нужно для погружения в роль?
А.Б. Тут никакого правила нет. Могу отметить несколько факторов. Как ни странно, мне важно заниматься дома. Я могу сначала почитать книгу, поиграть в какую-нибудь игрушку на телефоне ( что, правда, делаю крайне редко). У меня такая натура, мне надо сначала отвлечься. Иначе я начинаю заранее проживать роль и тратить энергию до того, как выйти на сцену. Но роль на роль не приходится. Многое зависит от того, что ты знаешь о герое, которого играешь. Бывают «близкие» роли. Но чем дальше от тебя роль, тем больше времени ты тратишь чтобы «пристроить персонажа», то есть, как бы сделать его своим. Чтобы люди, смотря на тебя, в какой-то момент не перестали верить в то, что ты играешь. Приведу один из самых ярких комплиментов в мой адрес. На спектакль пришёл мой лучший друг, Дима Грачёв. Он сказал: Толик! Я в какой-то момент перестал видеть тебя и начал видеть Машу (моя партнерша по спектаклю). Для меня это было очень важно!
Все не просто. Иногда нужно проиграть 3 сезона, чтобы понять: вот он твой герой! И тогда начинаешь действительно понимать, чувствовать и играть. Тоже самое по поводу выхода из роли персонажа. Наверное, это напрямую связано с физикой человека. Знаю, что абсолютно Гениальные артисты после исполнения больщой роли в кино или театре по прошествии длительного времени пребывают в ней. Мне кажется, это всё очень индивидуально и очень по-разному для каждого артиста. Знаю, что и со зрителями тоже такое бывает. Иногда выходишь после спектакля под впечатлением, которое сохраняется долго-долго. Иногда быстро забываешь…
М. Ходите ли Вы в другие театры? Какие спектакли Вам нравятся?
А. Б. Да, хожу.
Не знаю, как можно соотносить заповедь: «Не сотвори себе кумира!» и театр. Как зритель, я очень искушенный. Мне было уже 40 лет, а родители все переживали, что в профессии я могу быть похож на Караченцова или Абдулова. Мне посчастливилось застать на сцене театральные работы таких мастеров, как Евгений Леонов, Александр Абдулов, как Олег Янковский, как Наталья Гундарева. Они - представители золотого века советского театра! Но сейчас бываю в театрах не часто. Потому, что «боюсь» ходить на сегодняшние «матчи театральной индустрии». Марта! Чтобы тебе было понятно, проведу такое сравнение: учитель идет подготовленным на урок или не подготовленным. Это примерно то же самое: хорошо подготовленный спектакль или импровизация ради заработка. К. Райкин – фанатик и профессионал «до мозга костей, до клеточки». И все его постановки, все спектакли в его театре – отличная профессиональная работа. Это пример подготовки и показа качественных работ. И это очень сложная и долгая коллективная работа. Для реализации идеи, еще до работы с актерами, у режиссера должна быть команда единомышленников – профессионалов. Это и его помощники, и художники декораторы, художники по свету, художники по костюмам, и музыканты, и множество людей других профессий, которые воплотят в жизнь все задумки режиссера.
А когда спектакль вошел в репертуар, то Райкин присутствует на каждом его показе, следит, чтобы не «ушел нерв». Он считает, что если что-то идет не так, то спектакль постепенно сходит на нет и его нужно закрывать. И против того, чтобы спектакли существовали из-за затянувшихся мифов о них. Он очень много постоянно работает с актерами. И все потому, что любит театр, посвящает ему всю свою жизнь. А разве может быть качественной работа актера, если он служит в нескольких театрах, например, в Ижевске и Москве?
Здесь можем улыбнуться и я, и вы):Наверное нет ни одного театра, в котором мне нравится всё. Но люблю смотреть, как работают Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в театре Наций. Великолепная постановка по рассказам Шукшина, по сказкам Пушкина. К сожалению, ещё не ходил на спектакль про Горбачёва, но обязательно пойду. Многие из моих друзей и знакомых рекомендуют эту работу.
Мне нравится, как работает Виктор Добронравов. Считаю его глубоким артистом.
Интервью с Анной Прокопьевой, актрисой Театриума на Серпуховке.
Путь в профессию. По образованию я дирижёр-хоровик. Закончила Гнесинское училище, а потом Академию. После училища я пересмотрела свои мысли и очень хотела играть в мюзиклах. В те времена это было новое веяние, популярное. Хотела поступить на актёрское отделение в какой-нибудь институт, ходила на прослушивания, но, к сожалению, не поступила. Пошла в Академию на дирижерское отделение. Всё время ходила на кастинги, потому что мне хотелось какого-то синтеза в искусстве. А это всё присутствует в таком жанре, как мюзикл. Ходила, ходила… И однажды пришла в театр на Серпуховке. В этот же день мне позвонили и пригласили на работу. Я была готова работать деревом, кем угодно, помогать в чем-либо. Мне хотелось быть при театре. Всегда об этом мечтала, ходила на всевозможные мюзиклы и плакала в конце, потому что переживала все чувства, которые были на сцене. И то, что без актёрского образования попала в такой хороший семейный театр, один из лучших театров такого рода в Москве, наверное, это какой-то знак свыше. Я благодарна Богу и случаю, и всему за то, что я работаю в театре.
Любимые роли. Наверное, у каждого артиста есть предвзятое мнение по этому поводу. Конечно, у меня есть и второстепенные роли, и массовка, и главные. У нас в театре такие разнообразные спектакли, что каждая роль по-своему интересна. И в массовке интересно, особенно если у тебя такие прекрасные партнёры. В нашей труппе много замечательных актёров! Но иногда в массовке играют даже Заслуженные и не стесняются этого. Из любимых ролей, конечно, это падчерица Лиза в «12 месяцах» и Фея любви в «Спящей красавице». Есть у нас в репертуаре такой спектакль – «Букашки». В нем занято всего 6 человек и мы играем все роли. Спектакль безумно сложный. За час худеешь на 3 килограмма. Очень интересно потом смотреть в глаза родителям и детям, которые «погружаются» в весну, на полянку, абстрагируясь от всех насущных проблем, забот, коронавируса и так далее.
Репетируете ли роли дома? Конечно. В большей степени я прокручиваю роль в голове перед сном, продумываю ее. Но чаще всего репетирую в театре и могу там остаться после работы. Музыкальные номера могу репетировать дома. Родные уже смирились и принимают всё, как есть.
Часто ли Вы ходите в театры и в какие? Раньше ходила чаще. Сейчас времени не хватает катастрофически. Люблю ходить на различные мюзиклы в МДМ. Сейчас начинаю, к сожалению, немножечко разочаровываться в этом жанре. Он стал настолько популярным, что начал видоизменяться и, по-моему, не в лучшую сторону. В своё время, когда заканчивала Академию, писала дипломную работу по мюзиклам Эндрю Ллойда Вебера и понимаю, что настоящий мюзикл должен быть сделан по всем канонам оперного жанра, со своими лейтмотивами, персонажами, героями, законами и так далее. А сейчас мюзиклом называют любой музыкальный спектакль, где есть просто музыка. Но это не мюзикл. И всё равно восхищаюсь и преклоняюсь перед каждым артистом, потому что понимаю насколько это большой труд. Ходила бы чаще, но сейчас нет свободного времени, нужно много репетировать.
Забавный случай из театральной жизни. Я играла в «Аленьком цветочке» птицу Сирин. На сцену мы выходили втроём. В начале 2 акта пели красивую песню про чудесный остров. Однажды у коллеги прихватило спину и мне за 2 дня сказали: « Аня! Возьмись, пожалуйста, за роль». В ней было много всяких линий, массовка, было что поделать, где попрыгать, что попеть, потанцевать. На репетиции было 2 дня. Раньше я ничего не танцевала, только пела. Выходила и стояла, размахивая крыльями. За 2 дня под видео выучила все танцы. Всё сделала. Играем первый спектакль, поём партию Сиринов. Затем нужно быстро переодеваться в народные костюмы. За кулисами в гримерке переодеваюсь, выхожу. Радостно танцую и пою. После этой сцены мне подходит партнёр и просто плачет от смеха. Поднимает мне юбку, а там лапы Сирина, золотые, с пальцами такими. Я выступала на первом плане, протанцевала весь танец и ничего не заметила. В зале все смеялись. После этого года два все шутили: переодела лапы. Для всех это было очень смешно. А я в тот момент хотела провалиться куда-нибудь в люк. Сейчас это просто забавный и смешной случай. .
Традиции и ритуалы перед выходом на сцену. На сцене нельзя носить крестик и украшения. Этого всего не должно быть по технике безопасности и по образу роли. Но без крестика не могу выйти на сцену. Есть только один спектакль – «Алладин». Там крестик некуда деть, его просто никуда нельзя привязать, приходится снимать. А в остальных случаях я прикрепляю его там, где это возможно. Крещусь перед выходом. Стараюсь не менять какие-то спорные моменты. Мне кажется, что если что-то поменяю, то всё может пойти не так. Выход через определённую кулису. Все эти действия осуществляются автоматически.
Роль, о которой мечтаете? Очень интересный вопрос. Мне его часто задавали и даже не знаю, что на него ответить. Конечно, есть роли которые я хотела бы сыграть, но понимаю, что по возрасту не должна их играть. А ещё понимаю, что по моему образу (у него такое милое лицо) мне дают такие роли, как Фея любви, падчерица Лиза. Мне кажется, что они у меня получаются. Недавно закончила курсы озвучки. Работала с голосами характерных персонажей. Есть такое ощущение, что я могла бы сыграть какую-нибудь характерную роль отрицательного персонажа. Возможно, это мои фантазии, но почему бы и нет? Например, какую-нибудьведьмочку, Шапокляк или что-нибудь в этом роде. Хотя, конечно мне нравится и хотелось бы быть принцессой Забавой. Что-то спеть красивое, шаловливое. Посмотрим, может что-нибудь такое и будет.
Легко или трудно играть для детей? Главное не сюсюкаться с детьми. Относиться к ним как к личности, как к взрослым. Да, они может чего-то не знают, но и мы взрослые тоже чего-то не знаем. Важно погрузиться в тот мир, детский мир. Нужно быть искренним. Дети очень часто помогают артистам своей детской непосредственностью. У нас на малой сцене был такой спектакль - "Крошечный океан". Мы с девочкой играли в паре. В спектакле про рыбок в аквариуме было задействовано 30 детей и несколько взрослых. Очень интересный формат. Забавно наблюдать за детьми, за тем, как они реагируют на то, что мы показываем. Они смеются, умиляются или как-то грустят. Здорово когда дети подключаются к действию, когда они уже не могут молча сидеть.
Чем детский театр отличается от взрослого? Я думаю, что глобально, наверное, ничем. Если артист фальшивит, то это увидит и взрослый, и ребёнок. Ребёнок, может быть, на это более чутко отреагирует. Поэтому нужно быть очень точным и искренним. И конечно, в нашем театре в каждом спектакле поднимаются важные вопросы, которые каждый ребёнок, пусть даже подсознательно, задаёт. Часто после спектакля дети говорят с родителями о чём-то, что их взволновало. Поэтому в детских спектаклях нужно говорить о каких-то жизненных проблемах, о четности, о любви, об уважении к старшим. Вроде бы банальные вещи, но с другой стороны, мне кажется, не всегда у родителей находится время, да и просто случай, момент чтобы поговорить с ребенком. А совместный поход в театр как раз и есть замечательный повод для общения. Вот, наприме, я знаю, что Тереза Ганибаловна, наш художественный руководитель, уделяет большое внимание тому, чтобы и взрослым было интересно на детских спектаклях. Ведь и они тоже вместе с детьми смотрят два отделения, 2 часа, и им тоже должно быть интересно. И важно, чтобы потом, после спектакля, взрослые поделились с детьми и своими впечатлениями. Это очень сближает, что в наше время супер важно!
Когда вы впервые попали в театр? Это был 2012 год. Я получается почти 10 лет в театре. Я пришла на кастинг к мюзиклу Аленький цветочек. И вечером мне позвонили и сказали будете бэк-вокалом Винни-пухе. Я сразу подумала что какой-то подвох. Я много раз ходила на кастинги и меня никто не брал. Мне позвонили и сказали хотите посмотреть, что у нас за театр посмотреть спектакль "Летучий корабль" - это хит этого театра. Я села в зал и вначале выходит Иван и поёт свою песню. А я иду идуиду кое-куда шагаю. И я смотрю на это всё, на эти масштабы и я вообще не верю своему счастью. Я не знала про этот театр, до того как пошла на кастинг. Я ходила много в те времена и конечно же я согласилась. Я даже на сцене появлялась, бэк-вокал сидел в яме. И тот кто пел раньше на бэк-вокале на моём месте перебрался на сцену, а я заняла место этого человека в яме и подпевала артистам потому, что они прыгали, бегали и не всегда хватает сил, энергии и дыхания чтобы петь и двигаться красиво. Я просто подпевала в яме. Меня никто даже не видел на сцене, но это было круто.
Интервью с Донцовой Юлией Андреевной, учителем математики и информатики «Гимназии «Жуковка».
Юлия Андреевна как случилось так, что Вы оказались в театральной студии?
На самом деле случилось всё странно потому, что я жутко боялась сцены, редко участвовала в концертах. Я могла выступать дома, а на публике мне было очень сложно. В тот момент, когда все дети вокруг занимались в разных студиях, я особо никуда не ходила. Меня попросила девочка просто её подождать, посидеть в кабинете пока они занимаются. И режиссёр этого театрального коллектива меня по чуть-чуть «вытаскивала» и немного задействовала в постановках. Она просила, пожалуйста, поучаствуй немного. А я плакала, мне было так страшно! А потом как-то так получилось, что она меня туда к себе заманила и после какого-то занятия я уже не смогла уйти. В общей сложности я занималась театральной деятельностью 11 лет. В пятом классе я пошла в театральный кружок. Все начиналась с того, что мы делали детские спектакли для родителей, потом мы начали делать детские спектакли в 8-9 классе. В интермедиях нашу труппу делили на две: одни показывали новогоднее представление на сцене, а другая часть труппы встречала детей, провожала их, вокруг ёлки танцевали с Бабой-Ягой. А потом это переросло во взрослые спектакли, и мы играли серьезные роли. Этим занималась весь институт, бакалавриат и часть магистратуры.
Если встреча с театром для вас оказалась случайной, то почему Вы долгие годы своей молодой жизни связывали с театром?
Это были какое-то такие ощущения, эмоции и переживания, которых ни одно дело моей жизни больше не давало. Это был кайф! Нигде такого кайфа больше нет. Я могла переодеваться, играть разные роли и это было так интересно и ответственно. Это было такие моменты, в которых реально проявлялись самые лучшие качества. Я тренировала память, ответственность и креативность. Мы были хозяюшками, потому что не было никого кроме нас, кто мог гладить костюмы. Мы делали сами реквизит, декорации. В процессе обучения мы многому научились.
Так почему же оставили театральную деятельность, которая приносила столько удовольствия?
Возраст. На самом деле там был Дом детского творчества, где дети занимались до 16 лет, а нас взрослых никак не могли оттуда выгнать. Мы ходили. Мне было уже 21-22. Девочки были чуть постарше: 25-28. Мы разъезжали по взрослым фестивалям, участвовали везде. Мы были вообще там вне всего, вне всяких возрастных групп и вне всяких фестивалей, которые там проходят. Нас там держали как какую-то самостоятельную единицу. А потом осталось всего три девочки. Одна решила уехать в Питер, другая решила выйти замуж, а я уехала в Москву.
Какие постановки Вам запомнились?
Мы играли спектакли про блокаду Ленинграда. Читали стихи блокадной поэтессы Ольги Бергольц и других поэтов. Одни играли людей в осадном городе, а другие фашистов. Это было очень сложно. Был и еще один достаточно взрослый спектакль про взаимоотношения бабушки, дочки и внучки, которые живут без мужей, женским коллективом, в заставленной мебелью квартире. Он назывался: " Под одной крышей." Так же участвовала в современном спектакле по произведению Людмилы Улицкой. Это был уже другой уровень.
Хотелось бы вернуться на театральные подмостки?
Наверное…. Скажу так: хотелось бы заново испытать те ощущения!
Зум-интервью с Морозовой Татьяной Борисовной, актрисой театра и кино, театральным педагогом: https://youtu.be/JK1cMjDD3wk
Видеозапись интервью со Степановой Натальей Викторовной: https://youtu.be/Rk05FadvbvI
Приложение №7
Материалы для классного часа
I. Интересные факты
В греческом театре все роли исполняли мужчины, в том числе и женских персонажей. Актрисы противоположенного пола появились в театре позже, играя исключительно девиц лёгкого поведения в мимах и пантомимах.
Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.
Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.
Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника, как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
Современные много сериальные фильмы — не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами. Кстати, в Сицилии и по сей день можно попасть на представление длиною в месяц.
II. Интересное о театрах мира
Сиднейский оперный театр |
|
Самый большой в мире театр находится в Китае. Он называется «Жемчужина на Воде». Его высота – порядка 50 метров, ширина – 215, длина – 145 метров. |
|
Норвежский театр в Осло Норвежская столица Осло входит в список театральных «креативщиков». В самом центре города разместился оперный театр — огромное здание из мрамора и стекла со смотровой площадкой, протянувшееся вдоль побережья на несколько сот метров. |
|
Его сцена состоит из 16 площадок, независимых друг от друга и способных перемещаться в пространстве под разными ракурсами. Такая конструктивная находка позволяет создавать самые замысловатые декорации, вводя зрителей в эмоционально-культурный транс. Постановки отличаются своей разноплановостью и оригинальностью прочтения, а число посетителей театра за все время его существования уже превысило 8 миллионов человек. |
|
Театр в Пекине Гигантское «яйцо» из стекла и титана, словно фантастическая подводная лодка, всплывшая посреди Пекина — не что иное, как здание современного театра. Его создатель, архитектор, француз Поль Андре, дал волю своей фантазии и сделал настоящий футуристический объект. |
|
Чтобы попасть в холл театра, нужно пройти по подводному тоннелю длиной 80 метров, и уже это одно приводит в восторг. Помимо спектаклей, здесь проводятся симфонические концерты и различные шоу-программы.За соблюдением порядка среди зрителей был ответственен специальный человек с палкой, которого называли рабдух, который мог утихомирить разбушевавшегося зрителя. |
|
Самый маленький театр в мире. Австрия, город Филлы Самый маленький театр в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, находится в австрийском городке Филлах. Театр под названием «Кремлевский двор» («Kremlhof») со сценой, размер которой 1,3 х 1,3. метра, рассчитан он только на 8 зрителей. |
|
Внешне театр выглядит как маленький деревянный павильончик. Открылся театр в 2009 году, его особенностью является то, что он предлагает постановки на русском языке. Также несколько спектаклей актеры театра играют на словенском языке и диалекте немецкого. |
|
Плавучая сцена. Австрия. Г. Брегенц. Удивляют театры не только постановками, но и самим своим видом — архитектурой, расположением, внутренним убранством и т.д. Не говоря уже о том, что происходит на сцене. Заядлые театралы хорошо знакомы с небольшим австрийским городком Брегенц, куда ежегодно со всего мира съезжаются любители оперы и театрального искусства. |
|
Все его представления проходят на плавучей сцене — специальной конструкции, вмещающую множество декораций и сложную систему освещения. Все вместе дает потрясающий зрительный эффект, который только усиливается на фоне солнечных летних закатов и отблеска озерной воды. На берегу оборудованы места для 6000 зрителей, поэтому билеты раскупаются за полгода вперед. |
III. Постоянные напоминания о театре
Здания театров, театральные атрибуты, портреты знаменитых театральных деятелей изображались на современных денежных знаках разных стран – монетах и купюрах. У нас на сторублевой купюре изображён Большой театр в Москве. На одной её стороне изображена скульптурная композиция, украшающая Большой театр, а на обратной – само здание Большого театра с этой же композицией. |
Приложение № 8
Использованная литература:
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: Просвещение, 2020, пар.39
Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. История средних веков. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2020.пар.15
История русского театра (под редакцией Р. Фасхутдинова), М. ООО « ЭКСМО», 2019.
Ю. Алянский. Азбука театра (50 маленьких рассказов о театре). Санкт-Петербург, ООО «Издательский дом «Детское время», 2020.
А. Усачев, Г. Дядина. Театр от А до Я. М.ГИТИС, 2020.
Д. Артемкина. Станиславский (первый русский режиссер). М. « Настя и Никита», 2021.
Приложение № 9
Использованные интернет-источники:
https://www.istmira.com/novosti-istorii/14621-istorija-sozdanija-teatra-kratko.html
https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/
https://historicus.ru/index.php?id=328
http://www.muz-urok.ru/
http://obshe.net/posts/id2319.html
https://cleverrussia.ru/top-10-teatrov
https://wikiphile.ru/150-fraz-pro-teatr
https://nvfest.ru/teatralnye-konkursy-i-festivali-2021-2022/
https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/teatralnye.html
Приложение № 10
Маленький словарь театральных терминов, которые нужно знать шестиклассникам
1. Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
2. Акт – театральное действие.
3. Актер – действующий участник театральной постановки.
4. Амплуа – различные виды ролей в театре.
5. Антракт – перерыв между действиями в театральных постановках.
6. Антрепренёр – так раньше называли владельцев частных театров и цирков. Постановка таких людей называется антреприза.
7. Аплодисменты – ободрительные хлопки зрителей в адрес актеров.
8. Артист – творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актер, певец, музыкант).
9. Афиша – объявление о представлении.
10. Бельэтаж – 1-й этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.
11. Бенефис - "барыш , польза". Так раньше называли спектакль, денежный сбор с которого целиком или частично шёл в пользу актёра. Сейчас – постановка, в которой ведущая роль предоставляется одному актеру-бенефицианту.
12. Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
13. Бутафория – предметы , употребляемые в театральных постановках вместо настоящих.
14. Водевиль – лёгкая комедийная пьеса, обычно одноактная.
15. Гардероб – раздевалка в театре.
16. Грим – подкрашивание лица, искусство придания актеру внешности, необходимой для роли.
17. Декорация – украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
18. Дирижер – руководитель, «управляющий» оркестром.
19. Драма - литературный жанр, включающий в себя трагедию, комедию и водевиль. Более узкое значение – пьеса о судьбе одного или нескольких человек, более серьезная, чем комедия.
20. Драматург – писатель, автор пьес, написанных для театра.
21. Драматургия – вид (жанр) творчества драматурга.
22. Жанр – вид произведения в области какого-нибудь искусства, характеризующегося теми или иными признаками. Театральные жанры: балет, водевиль, драма, комедия, кукольный, мелодрама, мюзикл, опера, оперетта, пародия, пастораль, теневой, трагедия, феерия.
23. Котурны - в античном театре обувь для трагических актёров на очень высокой подошве. Сегодня это слово употребляется в переносном смысле: "Не становись на контуры ", то есть не «переигрывай», будь естественнее и проще.
24. Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
25. Маска – символ театра. Накладка на лицо с изображением характера персонажа. В наше время, переносном смысле – сохранение одного и того же выражения лица в различных ролях или ситуациях.
26. Мельпомена – муза трагедии.
27. Мизансцена – сценическое расположение актеров в определенный момент спектакля.
28. Миманс – мимический ансамбль, группа актеров, участвующих в массовых сценах оперы и балета, без ролей с текстом.
29. Мимика – изменение выражения лица при движении лицевых мышц.
30. Мюзикл (зародился в Соединённых Штатах Америки) – жанр музыкального спектакля.
31. Опера – музыкально-драматический спектакль, где все действующие лица не разговаривают, а поют свои роли (партии).
32. Оперетта – веселый музыкальный спектакль с танцами и остроумными диалогами.
33. Оркестр – коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Бывают: симфонические, оперные, эстрадные, духовые, военные, джазовые, народно-инструментальные.
34. Пантомима – действие, в котором актеры используют жестикуляцию и мимику без текста.
35. Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.
36. Рампа – граница (место) между сценой и зрительным залом, на которой устанавливают осветительные приборы, невидимые для зрителя.
37. Режиссер – лицо, руководящее постановкой спектакля.
38. Реквизит – подлинные и бутафорские вещи, необходимые актерам во время спектакля.
39. Репертуар – «список». Так называют театральные постановки, включенные в сезонную афишу театра.
40. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху.
41. Театр (др. гр.) – «место для зрелищ», само зрелище. Вид искусства, представляющий собой соединение различных искусств: литературы, музыки, хореографии. Вокала, изобразительного искусства и других.
42. Трагедия (др. гр.) – пьеса с печальными, мрачными событиями, ведущими к гибели героя.
43. Фойе – пространство в театре, служащее местом отдыха для зрителей перед началом спектакля и во время антрактов.
44. Фонограмма – звук к спектаклю.