Введение
1756-1762 гг. - непростой период в истории моего Отечества, именовавшегося тогда Российской империей: во всех отраслях жизни наблюдались серьёзные проблемы: казна почти пуста, военное ведомство находилось в запущенном состоянии и долгах, духовенство сопротивлялось отъёму принадлежащих церкви земель, торговля пребывала в упадке, в глубоком кризисе находилась система государственного хозяйствования, «правосудие продавалось с торгу»i. Особого внимания среди них заслуживает проблема жестокого, даже беспощадного, часто издевательского отношения помещиков к своим крепостным крестьянам. Она и послужила импульсом к написанию работы «Мучительница и душегубица» (особенности жизненного пути помещицы Подольского уезда Московской губернии Салтыковой Дарьи Николаевны, поименованной в народе Салтычихой, а следствием - «уродом рода человеческого»). Означенный период выбран не случайно: это годы накануне и непосредственно вступления на престол императрицы Екатерины II и вершения бесчеловечных преступлений Дарьей Салтыковой. История прочно связала эти два имени.
Актуальность исследования несомненна: сегодня, в начале III тысячелетия жива потребность власть имущих помыкать своими непосредственными подчинёнными – в некотором роде зависимыми людьми.
Цель нашего исследования:
Отображение причинно-следственных связей судьбы помещицы Дарьи Николаевны Салтыковой и преступлений, совершённых ею, согласно историческим источникам и содержанию сериала «Кровавая барыня».
Задачи:
1. Отобрать источники для ведения исследования.
2. Осуществить обзор печатных источников по теме.
3. Проанализировать статистику преступлений, рассмотренных в «уголовных делах известной бесчеловечной вдовы Дарьи Николаевой дочери» и фрагментах сериала «Кровавая барыня», обозначить характер изуверств.
4. Выявить обстоятельства жизненного пути Салтычихи, обусловившие жестокость совершённых ею преступлений против собственных крестьян, согласно историческим источникам и содержанию сериала и зафиксировать их в аналитической таблице.
Объектом исследования явились злодеяния помещицы Подольского уезда Московской губернии Салтыковой Дарьи Николаевны, предметом – причины её изощрённых злодеяний. Новизна исследования, на мой взгляд, заключается в личностном подходе к изложению темы.
Для решения задач были использованы следующие методы:
- наблюдение, анализ литературы по теме (изучение печатных источников, таблиц)
- отбор (выделение необходимых для исследования фактов);
- опрос и анкетирование (опрос обучающихся и учителей Гимназии, жителей города Рузы);
- классификация (разделение объектов исследования на группы);
- систематизация (составление обобщающих таблиц);
- описание (фиксация особенностей изуверств).
Практическая значимость - материал исследования можно использовать на факультативных занятиях по истории Отечества.
Гипотеза, думаем, может быть такой: изучение данной темы будет способствовать расширению представлений о «возможностях» крепостнической системы России второй половины XVIII в.
Основная часть
Отбор источников для введения исследования
Для осуществления исследования были использованы различные по характеру материалы: биографические сведенья из современных источников, аналитические справки современного с героиней исследования периода, судебные документы:
Литвинов М. А. Закрепощение крестьян в Российском государстве – лекция
Чесноков Константин Биография помещицы «Салтычихи». Дарья Николаевна Салтыкова - история самой ужасной русской женщины;
Студенкин Г.И. «Салтычиха». Журнал «Русская Старина» 1874 том 10 - подробный исторический документ по теме;
Владимир Андриенко «Дело помещицы Дарьи Салтыковой» - художественное повествование о ходе расследования преступлений Салтычихи ценно возможностью погрузиться в особенности рассматриваемой эпохи, привлечением текстов исторических документов. Имена следователей московской Юстиц-коллегии по данному делу – надворного советника Степана Волкова и его помощника надворного советника князя Дмитрия Цицианова (чиновники 7-го класса Табели о рангах) – изменены и их чины значительно понижены: читатель наблюдает за работой коллежского секретаря Степана Соколова и коллежского регистратора Ивана Иванцова (чиновники 10-го и 14-го классов Табели о рангах);
Популяризированная правовая справка «Дело помещицы Салтыковой: страх и ненависть в селе Троицком» - это хронология расследования по делу помещицы Салтыковой.
Обзор печатных источников по теме
Исследований, проводящих параллели между реальными событиями в жизни помещицы Подольского уезда Московской губернии Дарьи Николаевны Салтыковой и развитием сюжетной линии в фильме, посвящённом её судьбе, нами не обнаружено. Из смежных Интернет-материалов нами найдено семь и отобрано четыре. Результаты анализа статей оказались следующими:
- «Согласно историческим данным, прежде чем заработать себе репутацию серийной убийцы и садистки, Д. Салтыкова придерживалась светских норм приличия и была набожной и аристократичной особой»ii.
- Ни один исторический источник не повествует о любовных встречах фаворита императрицы с молодой его однофамилицей, при этом достоверен факт проживания Сергея Салтыкова со своей женой – фрейлиной Матрёной Павловной Балк - в течение всего 1753 года и части 1754-го в Москве.
- Художественным вымыслом является и факт рождения у Салтыковой сына от любовника, ставшего якобы обожаемым ребёнком помещицы. Законными детьми от супруга, ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Салтыкова, были двое сыновей - Фёдор и Николай. О других детях ничего не известно.
- Дарья в семье родителей не была единственным ребёнком: она стала третьей, младшей, дочерью после Марфы и Аграфены.
- У матери Дарьи Николаевны никогда не наблюдалось психологических отклонений, из-за проявления которых родительницу пришлось «пристроить» для излечения в темницу женского монастыря. И уж тем более не было её эпатажного «полёта» в оконный проём гульбища «в обнимку» с монахиней, которой за миг до смерти она умудрилась выколоть глаза.
- В биографии матери Дарьи есть факт её пребывания в монастыре, но она отправилась туда без принуждения, пережив смерть своего мужа, перед этим она распределила наследство между всеми дочерями.
- Есть и другие данные, касаемые её жизни после вдовства: по одной из версий, она не отреклась от мирской жизни, а вновь обвенчалась с поручиком Бредихиным.
- Главное отличие: «никаких психических расстройств у родителей Дарьи не было», а значит, не могло идти «речи об унаследованном заболевании»iii.
2) «Салтычиха: почему барыня Дарья Салтыкова превратилась в монстра?»:
- Фильм не полностью показывает жизнь реальной Салтыковой, однако передаёт атмосферу правления «кровавой барыни» и состояние людей, находившихся в её поместье. При этом сериал полно воспроизводит судьбу помещицы – экранной героини: показаны все события, произошедшие в её жизни и приведшие к известному финалу – заточению и длительному судебному разбирательству. В фильме поведение помещицы-душегубицы отражено мягче, чем оно было на самом деле. Режиссёр не отобразил всех ужасов, которые совершала Салтыкова. И такая позиция Егора Анашкина вполне оправдана: фильм художественный, а не документальный.
- Обращается внимание на факт верности Дарьи Салтыковой мужу: по сюжету фильма, Салтыкова не была верна ему, да и вообще не любила его, официального же подтверждения этому не существует. Точная причина смерти мужа не выявлена. Есть сведенья, что после смерти Глеба Салтыкова ей так и не удалось снова выйти замуж. Некоторые утверждают, что Дарья Николаевна из-за этого ненавидела молодых девушек за их красоту и молодость. Другие исследователи предполагают, что она испытывала некоторую тягу к девицам, чего сильно боялась и стыдилась.
- Приводится утверждение современной медицины о диагнозе Дарьи Салтыковой - эпилептоидной психопатии - психическом расстройстве, которое сопровождается приступами немотивированной агрессии.
- Автор констатирует правдивое отображение исторического факта всеобщей надежды на расправу с «кровавой барыней», подвержение её пыткам и казни. При этом автор противопоставляет исторически необъяснимое решение помиловать Салтыкову мотивированному личными причинами решение императрицы в сериале.
3) «Кровавая барыня»: история и сериальный вымысел?»:
- Доподлинно неизвестно, как именно выглядела Дарья Салтыкова. Долгое время ей приписывали внешность её двойной тёзки с портретов художника Франсуа Юбера Друэ, то были портреты Дарьи Петровны Салтыковой – любимой супруги художника. Она изображена в роскошных нарядах, розовощекой и со светлыми волосами.
- В сериале героиня то в бордовом, то в чёрном платье, с длинными чёрными волосами и довольно нестандартной для её времени причёской. Салтыкова в реальности могла быть темноволосой, но в те годы среди дворян это было не слишком модно, и многие носили светлые парики. Дарья Николаевна выглядела вполне типично для своей эпохи: носила не вдовьи чёрные платья, как в сериале, а роскошные дорогие наряды, как любая избалованная дворянка. Вывод: внешность героини показана красиво, но недостоверно.
- Сергей Салтыков действительно был любовником императрицы, когда ему исполнилось 26 лет. Их отношения были страстными и продлились 2-3 года. Они были прекращены сразу же после рождения наследника престола, Павла I, что и дало повод говорить о возможном биологическим отцовстве Салтыкова по отношению к сыну императора.
- В сериале любовные отношения Салтыкова и Екатерины более длительные и сложные, ключевую роль в сюжете играет письмо, якобы написанное императрицей Сергею. В письме указано, что Павел I – сын Сергея, а не императора. Однако на самом деле никаких исторических данных о том, что подобное письмо существовало, нет.
«Пять заблуждений о «кровавой барыне» Дарье Салтыковой:
- Сериал представляет очень умную, развитую, красивую женщину. Она с пяти лет воспитывалась в монастыре, была образованна и мастерски находила отговорки, когда в её имение приезжали чиновники для проверки ситуации с крепостными в Троицком. Реальная Салтыкова писать не умела, документы же за её подписью были подписаны рукой старшего сына. Не могла она и читать и вообще не слыла особо умной.
- Приговор помещице императрица выносила, руководствуясь исключительно политическими соображениями, а не личной неприязнью.
Итак, обзор печатных источников по теме исследования выявляет значительные расхождения в исторических реалиях и их художественном отображении. Сериальные императрица и помещица истово ревнуют Сергея Салтыкова друг к другу, и эта ревность вызывает мучительные страдания второй. Непомерные жестокости Салтычихи продиктованы в основном предательством любовника. Но в реальности ревности быть не могло, поскольку о существовании Салтыковой Екатерина II узнала лишь в 1762 году, когда двум крестьянам удалось донести императрице о злодеяниях их владелице. При этом фильм не противоречит фактам особенного взаимоотношения Дарьи Николаевны Салтыковой со своими крепостными, более того – он создаёт объёмную картину жизни помещичьей России начала второй половины XVIII в.
Анализ преступлений, рассмотренных в «уголовных делах известной бесчеловечной вдовы Дарьи Николаевой дочери», характер изуверств
Статистика преступлений помещицы Д. Н. Салтыковой
Исследователи, изучавшие историю вопроса преступного управления помещицы Д. Н. Салтыковой, называют 138 / 139 загубленных душ. Так, Г. И. Студенкин в работе «Салтычиха»iv констатирует: в течение означенного периода (1756-1762 гг.) абсолютно бесправнымv, но беглым крестьянам Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину удалось подать очередную из 21 коллективной жалобы. Крепостные люди Салтыковой обвиняли её в убийстве / смерти 75-ти крестьян обоих полов (см. Приложение 1, напротив признанных коллегией в качестве жертв Салтычихи стоит «+»). Оказалось, что начиная с 1757 г. помещица регулярно самочинно расправлялась с крестьянами, вверенными ей документами о владении, и только спустя 5 лет о злодеяниях стало известно императрице Екатерине II, взошедшей на российский престол несколькими месяцами ранее. Следствие по делу «бесчеловечной вдовы Дарьи Николаевой дочери» велось 6 лет. В результате тщательного расследования (по счётным книгам Салтычихи, записях о движении крепостных душ и архивам жалоб, поданных на помещицу её крепостными, по результатам «повальных» обысков в московском доме на Сретенке и в усадьбе Троицкое, сопровождавшихся опросом около 300 свидетелей, бухгалтерским книгам, содержавшим информацию о взятках чиновникам московской администрации) были обнаружены имена жертв и даты их смерти.
По опросам, проведённым в вотчинах, из принадлежащих ей деревень Салтыкова взяла для услуги в доме всего 138 (помещичья отчётность) женщин и девок и издевалась исключительно над дворовыми («дворовые девки»). Из них коллегия производила следствие о 50 лицах. Умершими от болезней, состоящими в бегах или вышедшими замуж при доме признано 16 лиц, безвестно отсутствующими - 72 лица. Из этого числа Коллегия обвинила помещицу в убийстве и пытках 38 человек, оставила в подозрении в убийстве 26-ти человек, оправдала по 1-му случаю и к 10-ти лицам её причастность доказана не былаvi.
3.2. Характер изуверств помещицы Д. Н. Салтыковой, согласно текстам жалоб
Нами изучено частичное содержание пять фактов из текстов жалоб. Согласно им, первая супруга конюха помещицы, Катерина Семёнова, мыла полы в доме. Это было её обязанностью. За якобы некачественное исполнение Салтыкова так засекла её батогами и плетьми, что в результате молодая женщина скончалась. Это произошло в 1759 г., её владелице было 29 лет, и она уже третий год практиковала подобные изуверства.
Вторая супруга конюха, Федосья Артамонова, выполняла работу по дому. Её постигла та же участь: в результате недовольства барыни она была засечена до полусмерти, после чего скончалась. Была весна 1761 г.
Через год – по неизвестной причине - была убита третья жена Ермолая Ильина, Аксинья Яковлева. Молодую женщину отличали тихий нрав и миловидность. Свидетели сообщили, что помещица накинулась на неё и собственноручно избивала сначала руками, потом скалкой, затем поленом. Аксинья умерла, не приходя в сознание. Следует отметить, что забивание поленом было излюбленным методом наказания Дарьи Салтыковой.
Крестьянка Петрова (в процессе исследования нам не удалось установить имя потерпевшей. В перечне крепостных людей, замученных и запытанных Салтычихой, со слов свидетелей, их 75 человек, числится четыре Петровых – все с разными именами, и их случаи подтверждены). Помещица велела раздеть её и завести в пруд (на дворе была поздняя осень). Девушка стояла в воде по горло несколько часов и в итоге скончалась от переохлаждения.
Последняя жертва помещицы - в 1762 г. – «девка Фёкла Герасимова». Несмотря на то что Дарья Салтыкова уже знала о доносах на неё, она продолжала изуверски издеваться над своими крепостными, а данная «казнь» отличалась особой жестокостью. «После стандартной процедуры избиений «девку» похоронили заживо. На теле пострадавшей были многочисленные гематомы, ссадины, на голове местами с корнем выдраны волосы»vii. Возмущённые крестьяне донесли на помещицу, но Фёкла всё равно была избита до полусмерти, и ещё живая отправлена на собственные похороны в с. Троицкое. В этот раз староста села, неоднократно потакавший противоестественным приказам барыни, не взял грех на душу и переправил крестьянку обратно. По дороге Фёкла скончалась.
Салтычиха оказалась великим мастером на чудовищные выдумки. «После избиения поленом она любила приложить горячие щипцы для завивки волос к ушам провинившихся и таскать их за собой таким способом»viii. Не только по рассказам свидетелей, но и по материалам следствия, почти у всех забитых до смерти женщин на голове отсутствовали – частично или полностью - волосы. Убийства дворовых в доме Салтыковой вошли в систему примерно в 1757 г. Так, в декабре того года была забита до смерти беременная крепостная.
Жертвами Дарьи Салтыковой были и мужчины: в ноябре 1759 г. в ходе пытки в течение суток скончался Хрисанф Андреев, в сентябре 1761 г. Салтычиха лично забила до смерти мальчика Лукьяна Михеева.
«В поданном ее императорского величества, - читаем в материалах следственного дела, - оной Салтыковой от людей ее доносителей …на нее, Салтыкову, доношении показано: из них, доносителей, Ермолай Ильин был женат на 3-х женах …, из коих помещица третью … убила скалкою и поленом до смерти, а при том убийстве были люди ее: Михайла Мартынов, да Петр Ульянов; которую приказала снести сверху в заднюю палату и сама … за ней сошла с кормилицею Василисою и девкою Аксиньею, и в той задней палате отливали ее вином, чтоб она хотя мало промолвила; а потом послала за приходским священником Иваном Ивановым, который и пришел, но оной жены его уже живой не застал и пошел обратно, … жену хоронить не стал […умерла … без причастия и … при сомнительных обстоятельствах]; а оная помещица … мертвое тело, ночным временем, с крестьянином Романом Ивановым и с девкою Аксиньею послала в свое село Троицкое, которые, привезя то мертвое тело, отдали старосте Ивану Михайлову, а его, Ильина, после того отвозу послала в то ж село ее схоронить и при том сказала ему: «Ты хотя и в донос пойдешь, только ничего не сыщешь, разве хочешь, как и прежние доносители, кнутом (быть) высечен»ix.
Наше исследование показало, что характер издевательств помещицы Салтыковой над своими крепостными был разнообразным и откровенно жестоким. В частности, нами выделены следующие виды наказаний за даже малейшие провинности, любые придирки по хозяйству:
- избиение жертв поленом,
- обваривание кипятком,
- разрыв ушей раскалёнными щипцами,
- порка выживших до смерти в присутствие барыни,
- поджигание несчастным волос или собственноручное их вырывание,
- наказание голодом и холодом, отсутствием сна,
- наказание длительным – и до смерти – стоянием у позорного столба,
- наказание чуть ли не суточным стоянием в реке по горло;
- пытка и жестокое убийство невест перед самой свадьбой. По слухам, помещица принимала раз в месяц кровавые ванны из молодых девиц, думая, что такой способ поможет сохранить ей молодость.
Характер крепостнических отношений и нравов в XVIII в. иллюстрирует следующее высказывание: «…нравы …царили жесткие. Крепостное право означало, что крестьянин являлся вещью барина, и ничего особо страшного в его истязаниях никто не видел. … вполне благообразная графиня С. носила парик …и держала крепостного парикмахера в клетке возле своей кровати. Три года. И подобных зверств было так много... Чтобы прославиться как злодей и даже войти в историю, нужно было хорошенько постараться»x.
Очевидно, что даже на этом фоне наказания своих дворовых Салтычихой безобидными являться никак не могут.
Отображение преступлений Салтычихи против крепостных людей в сериале «Кровавая барыня»
Согласно нашим наблюдениям, создателям сериала удалось передать характер преступлений помещицы Дарьи Салтыковой против своих дворовых людей. Так, объёмно показаны трагические судьбы Аксиньи, Фёклы Герасимовой (частично) и других девушек, к которым были применены некоторые вышеописанные наказания (см. Приложение 3, серии 4, 12). При этом количество жертв меньше и способы издевательств отображены не полностью: показано около 20 преступлений против человеческого достоинства и конкретной жизни; не проиллюстрированы такие способы изуверств, как разрыв ушей раскалёнными щипцами, собственноручное вырывание волос, наказание длительным стоянием в реке по горло…
Считаем уместным следующий вывод: сценаристы телесериала, несомненно, учли факты из следственного дела о преступлениях помещицы Дарьи Салтыковой, и художественное отображение событий, связанных с ними, позволяет судить об эпохе крепостного права в Российской империи начала второй половины XVIII в., что подтверждает нашу гипотезу.
Обстоятельства жизненного пути дворянки Дарьи Николаевны Салтыковой, обусловившие жестокость совершённых ею преступлений против собственных крестьян, согласно историческим источникам и содержанию сериала
Особенности биографии Д. Н. Салтыковой, согласно историческим источникам
Сложно предположить, что столь бесчеловечное отношение к людям, хоть по закону и несвободным, может быть естественным явлением. Должны быть причины, которые побудили Дарью Салтыкову, женщину, дворянку, мать, превратиться в человекоподобное чудовище. В поисках таковых был предпринят экскурс в биографию Дарьи Николаевны Салтыковой.
Будущая Салтычиха родилась 11 (22) марта 1730 г. в недавно построенном особняке в подмосковном с. Троицком в богатой семье столбовых дворян ИвАновых - Николая Автономовича и Анны Ивановны. Сведений об особенных качествах родителей неизвестны или неточны. После похорон мужа мать ушла в монастырь, распределив владения по дочерям; по другим источникам - второй раз вышла замуж (жила по соседству с Троицким, которое отписала именно Дарье, знала о злодеяниях дочери, но никакой реакции не обнаруживала). Есть расхождения и в сведениях об образовании и воспитании Дарьи: по одним источникам, она получила домашнее образование, знала несколько иностранных языков, по другим - грамоту не разумела. Обучалась музыке и играла на нескольких музыкальных инструментах.
Обстоятельства знакомства с будущим мужем исторические источники не приводят. Дарья считалась завидной невестой: недурная наружность, покладистый характер, щедрое приданое. Венчание в 1750 г. с дальним родственником из родовитой семьи Глебом Салтыковым открыло Дарье Николаевне путь в высшее общество. Молодая семья поселилась в Москве, в трёхэтажной городской усадьбе, расположенной между Большой Лубянкой и Кузнецким Мостом. В браке родились два сына, оба с рождения были записаны в гвардейский полк.
Молодая женщина выглядела набожной и цветущей, вела вполне светский образ жизни. Детей воспитывала многочисленная прислуга. Никакой речи о рукоприкладстве не шло. В это внешне счастливое время по причине горячки скоропостижно умирает муж. Вскоре 26-летняя вдова переезжает в подмосковное Троицкое, унаследовав огромные владения в трёх губерниях.
Предложений о новом замужестве не было, дворовые же крестьянки успешно выходили замуж – предположительно именно эти причины породили бешенство, порывы неконтролируемой злости и нанесение увечий «самыми изощрёнными способами».
Примерно через полгода после смерти мужа она начала регулярно избивать прислугу. Поводами для наказания были незначительные проступки. Истязания начинались спонтанно самой помещицей, затем жертва препоручалась конюхам и гайдукам, которые пороли её часто до смерти. Постепенно побои становились продолжительнее и изощрённее.
Близкие отношения с молодым дворянином капитаном Николаем Тютчевым на протяжении года (длительное время, до начала 1762 г.) прервали череду жесточайших преступлений Салтычихи. Причиной разрыва отношений стало желание Тютчева жениться на соседке Дарьи Николаевны.
Издевательства породили множество жалоб, они шли и при императрице Елизавете Петровне, и при Петре III. Первоначальные жалобы крестьян привели лишь к наказаниям жалобщиков, которых возвращали помещице по двум причинам: крепостное право позволяло владельцу «душ» распоряжаться ими и возможность Салтычихи, не только принадлежавшей к известному дворянскому роду, но и бывшей в родстве с царской семьёй, подкупать должностных лиц. Только в 1762 г. Савелий Мартынов и Ермолай Ильин смогли лично передать жалобу вступившей на престол Екатерине II. В процессе следствия выяснилось, что она стала 21-ой, поданной на помещицу её крепостными.
В течение 6 лет продолжалось следствие: проводился скрупулёзный анализ счётных книг, позволивших установить круг подкупленных чиновников, изучались записи о движении крепостных душ, в которых было отмечено, какие крестьяне были проданы, кто был отправлен на заработки, кто умер. В них обнаружились подозрительные записи о смертях, например, 20-тилетняя девушка могла поступить на работу в качестве прислуги и через несколько недель умереть. Согласно записям, у Ермолая Ильина (одного из жалобщиков, конюха) умерло подряд три молодых жены. Некоторых крестьянок будто бы отпускали в родные деревни, после чего они тут же умирали или пропадали без вести.
По итогам дела следователь Степан Волков пришёл к заключению, что Дарья Салтыкова «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти ещё 26 человек.
Делу был придан высший приоритет: молодая императрица намеревалась продемонстрировать приверженность народу и закону – для всех! Известны 4 варианта приговора, составленных императрицей, один из которых сама Екатерина II и утвердила. Согласно версии, дело Салтычихи было выгодно Екатерине Великой и её сторонникам с целью ослабления Салтыковых и недопущения на престол представителей немецкой династии Вельфов (к ней принадлежали трагически погибшие Пётр II, Пётр II и Иван VI, с ними были в родстве и Салтыковы). Согласно другой, безграничная жестокость и слишком большое количество убитых крепостных заставили императрицу провести процесс, аналогов которому в период крепостничества не было, несмотря на то что насилие, истязания, убийства людей, являющихся собственностью помещика, были делом обычным.
По приговору, приведённому в исполнение 7 октября 1768 г., Салтычиху привезли на Лобное место на Красной площади в Москве в холщовом саване и с табличкой на груди «Мучительница и душегубица». С зажжённой свечой в руках, привязанная к позорному столбу, она вынуждена была в течение часа наблюдать, как клеймят и истязают сообщников, покрывавших все эти годы её зверства. В присутствии множества народа последним высекли и клеймили попа, по распоряжению помещицы отпевавшего и хоронившего загубленных крестьян как умерших естественной смертью. После этого всех подельников отправили на каторжные работы в Сибирь, Салтычиха же, получившая имя оно, была пожизненно заточена в Иоанно-Предтеченский женский монастырь на Солянке.
Таким образом, согласно историческим сведениям, именно смерть мужа могла стать судьбоносным событием для молодой вдовы, но это лишь предположение. Согласно Указу императрицы, причины её изуверского отношения к людям в том, «что сей урод рода человеческого …имеет душу совершенно богоотступную и крайне мучительскую»xi.
Особенности жизненного пути «кровавой барыни», согласно сценарию одноимённого сериала
Необычность судьбы Дарьи Салтыковой породила немало художественных произведений разных видов, жанров и форм: например, роман В. Пикуля «Фаворит», картина В. Пчёлина «Салтычиха», телесериалы «Екатерина. Взлёт» и «Крепостная». Но наиболее удачным воплощением образа «мучительницы и душегубицы», на наш взгляд, стал персонаж телевизионного сериала «Кровавая барыня» режиссёра Егора Анашкина с Юлией Снигирь в главной роли. В сериале 16 серий, в которых последовательно, шаг за шагом прослеживается судьба Салтычихи. Особое место отводится обстоятельствам детства и воспитанию в монастыре как возможным причинам формирования «урода рода человеческого». Это первое обстоятельство, как бы восполняющее в биографии героини и помогающее выстроить путь «душегубицы».
Так, мать Дарьи показана душевнобольной, причём в серьёзной степени, вследствие чего муж помещает её в монастырь якобы на излечение, устраивая её официальные похороны. Оказывается, 5-тилетняя Дарья унаследовала от матери психиатрическое расстройство, в результате чего отец вынужден был также отправить её в монастырь для изгнания нечистой силы и для дальнейшего воспитания.
Следующая вымышленная сюжетная линия в этой истории связана с ролью братьев мужа Дарьи. Салтыковы оказались свидетелями фальшивого обряда похорон матери Дарьи и впоследствии использовали это обстоятельство как шантаж. Богатые, они возжелали ещё большего богатства через женитьбу Глеба на Дарье и присоединения огромного наследства девушки, поэтому её отцу пришлось забрать дочь из монастыря и выдать замуж. На протяжении всего сериального времени старшие братья Глеба контролировали ситуацию, связанную с её богатством и письмом императрицы.
Таким образом, мы выходим на третий авторский ход сценариста «Кровавой барыни»: по фильму, причиной формирования необузданных вспышек гнева и жестокости стало страстное чувство влюблённости Дарьи в будущего фаворита Екатерины II. Из-за этого Дарья возненавидела мужа, обманывала его относительно отцовства их единственного сына и позже в порыве ярости убила его. Так же страстно Салтыкова ненавидела императрицу, ставшую разлучницей с любимым Сергеем и также имевшего от неё сына, должного в будущем стать императором…
Есть ещё одна авторская сюжетная линия, может, менее значительная – мистическая, она связана с продажей души в образе нательного креста колдунье, живущей на болоте. Та своими манипуляциями - по просьбе помещицы - организует и сопровождает изуверства Салтычихи – от начала до конца её пути.
Вывод очевиден: согласно версии создателей сериала, Дарье Салтыковой по наследству от матери передалось психиатрическое заболевание, которое осложнилось из-за необузданного чувства к Сергею Салтыкову и ревности его к будущей императрице Екатерине Алексеевне Романовой.
Сравнительный анализ особенностей биографии Д. Н. Салтыковой, согласно историческим источникам, и судьбы помещицы Дарьи Николаевны Салтыковой, согласно содержанию сериала
Возможные для сравнения параллели представлены в аналитической таблице. Нами отобраны наиболее значимы, судьбоносные моменты жизни одной из самых печально знаменитых женщин России: обстоятельства рождения, детские годы, образование и воспитание; родители, возможная наследственность; встреча с будущим мужем и замужество; наличие детей; появление императрицы в жизни Сергей Салтыкова; очно-заочное знакомство Дарьи и Екатерины II; проявление жестокости при жизни мужа; смерть мужа; психическое расстройство и злодеяния «кровавой барыни»; доносы и следствие; арест и суд; наказание.
Промежуточные выводы таковы: создатели сериала, исходя из отсутствия достаточных сведений о жизни «душегубицы» до начала совершения преступлений, предложили сюжетный ход, в основе которого переплелись личные судьбы Дарьи Салтыковой, будущей императрицы Екатерина II и её фаворита Сергея Салтыкова.
III Выводы
В процессе исследования были сделаны следующие выводы:
- исследований по теме нашей работы обнаружить не удалось, поэтому настоящему исследованию присущи новизна и обстоятельность взгляда;
- имеющиеся в открытом доступе документы эпохи не позволяют установить настоящую причину изуверств Салтычихи, и о характере её психического заболевания можно только догадываться, что рождает версии;
- исторические сведения позволяют предположить, что судьбоносным событием для молодой вдовы могла стать смерть мужа; создатели же сериала решающую роль отвели наследственному заболеванию и страстному чувству героини к Сергею Салтыкову, в течение 6 лет якобы бывшему связанным одновременно с двумя выше означенными женщинами;
- сценаристам телефильма, изучившим материалы следствия о преступлениях помещицы Дарьи Салтыковой, удалось создать убедительную картину быта и нравов поместного и городского дворянства в Российской империи начала второй половины XVIII в., что ценно и поучительно для нашего современника.
IV Заключение
Дарья Салтыкова и Екатерина Романова - история прочно связала эти два имени. История «мучительницы и душегубицы» совпала по времени с преддверием правления Екатерины II, которая готовилась позиционировать себя просвещённым монархом, заботящимся о судьбе вверенного ей Богом и властью народа. На деле же судьба большинства населения крестьянской России была трагична, так как в эпоху правления именно этого монарха основательно закрепляется крепостная зависимость крестьян и утверждается «золотой век» дворянства. «Душегубица», так и не раскаявшаяся за свои изуверства, была далеко не единственной жестокосердной помещицей. Несмотря на то что она провела в тюрьме тридцать три года, Салтычиха прожила долгую жизнь и умерла своей смертью в возрасте 71 года. От неё сохранилось надгробье на кладбище Донского монастыря и жуткая история её преступного отношения к своим крепостным.
Список использованной литературы
Андриенко Владимир Дело помещицы Дарьи «Салтычихи» Салтыковой https://www.litres.ru/vladimir-andrienko-10422914/delo-pomeschicy-dari-saltykovoy/chitat-onlayn/?utm_medium=cpc&utm_medium=cpc&utm_source=yandex&utm_campaign=web_books_dsa_drr_site%20626856027%7C47897814&utm_content=8331626511&utm_term=Руза_10751&yadclid=2181937&yadordid=29338482&yclid=10662876548690345983
Бартенев П. И. (при участии П. И. Кичеева) Салтычиха // Русский архив. 1865. № 2. https://runivers.ru/lib/book7627/403832/
Гусятинский Артем, Павлов Пётр «Кровавая барыня»: Страшная сказка про Салтычиху https://www.kp.ru/daily/26681/3704939/
Кондратьев И. К. Салтычиха: историческая повѣсть в трёх частях с епилогом: из уголовных хроник XVII-го вѣка: сочинение. - М.: Типография И. Я. Полякова, 1895. - 245 с.
Литвинов М. А. Закрепощение крестьян в Российском государстве / Литвинов М. А. История крепостного права в России https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm
Мазурин О. Дарья Салтыкова. Троицкий монстр. // Мазурин О. Женщины-маньяки. От древности до наших дней. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - С. 113-134. - 253 с. - (Тайны истории). - ISBN 978-5-222-19778-3.
Пыляев М. И. «Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы». - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1891. - С. 74.
Рудаков, В. Е. Салтыкова, Дарья Николаевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Семашко И. И. Сто великих женщин. - М.: Вече, 2013. - 431 с. - (100 великих). - ISBN 978-5-4444-0751-6.
Студенкин Г.И. «Салтычиха». Журнал «Русская Старина» 1874 том 10 https://информа.рус/салтычиха/литература/студенкин-салтычиха/
Чесноков Константин Биография помещицы «Салтычихи». Дарья Николаевна Салтыкова - история самой ужасной русской женщины https://информа.рус/салтычиха/биография/
Дело помещицы Салтыковой: страх и ненависть в селе Троицком. https://pravo.ru/process/view/9237/
«Кровавая барыня»: история и сериальный вымысел?» https://www.seven-art.ru/2020/04/krovavayabarinya.html
«Кровавая барыня: что в фильме про Салтычиху было правдой, а что художественным вымыслом» https://kulturologia.ru/blogs/020318/38053/
«Пять заблуждений о «кровавой барыне» Дарьи Салтыковой https://newizv.ru/news/culture/04-03-2018/pyat-zabluzhdeniy-o-krovavoy-baryne-darie-saltykovoy
«Салтычиха: почему барыня Дарья Салтыкова превратилась в монстра?» https://fb.ru/post/culture/2019/1/12/50175
Дело Д. Н. Салтыковой // Зритель. - 1863. - № 35-36.
i Из мемуаров Екатерины II
ii «Кровавая барыня: что в фильме про Салтычиху было правдой, а что художественным вымыслом» https://kulturologia.ru/blogs/020318/38053/
iii «Кровавая барыня: что в фильме про Салтычиху было правдой, а что художественным вымыслом» https://kulturologia.ru/blogs/020318/38053/
iv 10)Студенкин Г.И. «Салтычиха». Журнал «Русская Старина» 1874 том 10 https://информа.рус/салтычиха/литература/студенкин-салтычиха/
v 30-е годы ХVIII в. – Возрастание повинностей крестьян в пользу феодалов. Продажа крестьян без земли, проведение пыток, разлучение семей. Жизнь крепостного крестьянина всецело зависела от нрава его помещика. 1760 г. – Право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь. Сбор податей с крестьян был передан в руки помещиков. За дворянами закрепилось монопольное право владеть крепостными и землей https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-na-temu-krepostnoe-pravo-klass-990512.html
vi Сколько крестьян (детей, мужчин и девушек) убила Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу «Салтычиха»? https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D1%87%D0%B8%D1%85%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B/
vii Усадьба Троицкое https://ok.ru/group53118717001969/topic/68659920440305
viii Дело помещицы Салтыковой: страх и ненависть в селе Троицком https://pravo.ru/process/view/9237/
ixСколько министров покрывали злодеяния Салтычихи https://eparhia-birsk.ru/traditsiya/skolko-ministrov-pokryvali-zlodeyaniya-saltychihi.html
x Анон Садков, Пётр Палов Преступления помещицы Д. Салтыковой http://sovet-miliziy.narod.ru/publ/obshhaja_istorija/prestuplenija_dari_saltykovoj/2-1-0-32
xi 2)Приговор по делу Д.Н. Салтыковой (Салтычихи). 1768 https://historicaldis.ru/blog/43477188592/Prigovor-po-delu-D.N.-Saltyikovoy-(Saltyichihi).-1768