Погасший свет верного пути: история заброшенных маяков

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Погасший свет верного пути: история заброшенных маяков

Боронин А.В. 1Тюрин М.С. 2Бакастова Е.С. 2Писарев М.К. 2
1Государственное автономное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова"
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани Средняя общеобразовательная школа №1
Боронина Л.В. 1Рыбина И.Г. 2
1общество с ограниченной ответственностью "Даичи"
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани Средняя общеобразовательная школа №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Погасший свет верного пути: история заброшенных маяков

ВВЕДЕНИЕ

Стражи моря, морские светофоры рукотворные путеводные звёзды – так называют маяки.

На протяжении тысячелетий свет маяков указывал безопасный путь мореплавателям. Эти навигационные знаки не утратили своего значения по сей день.

Есть мнение, что первые маяки появились вместе с зарождением мореплавания более шести тысяч лет назад. Маяками служили приметные места на местности, строения, плавучие сооружения, костры, лампы, фонари, трубы, гонги, колокола, сирены, пушки.

Разводить большие костры на прибрежных холмах, чтобы указать путь судам, первыми стали древние островитяне Полинезии. В IV тысячелетии д. н.э., ничего не ведая о навигаторах Океании, к такой же мысли пришли жители Средиземноморья. В ясную погоду поддерживать огонь было несложно, но в дождь и ветер, как раз когда береговой ориентир нужнее всего, костёр часто потухал. Да и как отличить сигнальный костёр от «обычного», разведённого местными жителями где угодно, хоть бы и на скалах? Поэтому уже древние греки начали строить высокие башни. На их верхушке, под навесом, и разводили костёр.

Основная часть

Самым известным в древности был Александрийский маяк, построенный в III в. д. н.э. на острове Фарос. Основным назначением Александрийского маяка было обеспечение безопасного вхождения кораблей в Александрийскую бухту, поскольку дно бухту было сплошь усеяно рифами. Это было поистине исполинское сооружение. Его башня поднималась более чем на 130 метров, при том, что большая часть современных маяков не достигают и 30 метров. На верхушке маяка разводили громадный костёр, отражавшийся в системе зеркал. Его огонь был виден в море за шестьдесят километров. По ночам в чаше маяка поддерживался огонь, тогда как днём моряки могли видеть столб густого дыма от того же огня.

Рис. 1. Александрийский маяк

Это грандиозное строение в древности считали одним из семи чудес света. Строгая белая башня, стоящая на самом краю рейдового мола, изображена на марках и почтовых открытках и стала одним из символов города.

Российская маячная служба ведёт свою историю с зарождением Российского флота и, конечно с именем Петра I. В 1704 году зажглись огни на Петропавловской крепости. В 1705 году по указанию Петра I вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Естественные гидрогеологические процессы, современные спутниковые системы позволяют морякам XXI века обходиться без маяков, поэтому многие светила не работают. Но от этого интерес к этим морским объектам не уменьшается. Заброшенные маяки традиционно считаются таинственными местами, наполненные легендами, и привлекают искателей приключений и диких туристов.

Тарханкутский маяк стоит на одноименном мысе уже более 200 лет. На него обрушивались ураганы, во время Великой Отечественной ему приходилось обеспечивать переходы транспортов из Одессы в Севастополь, его ремонтировали, но он стоит до сих пор.

Рис. 2. Тарханкутский маяк

Ахтарский маяк не функционирует уже лет 20, но за ним приглядывает потомственная смотрительница. Она и общается с частыми туристами, приезжающими на Азовское море в поисках золота скифов.

Рис. 3. Ахтарский маяк

Любителям пощекотать нервы, наверняка, придётся по душе заброшенный маяк на мысе Анива на острове Сахалин. Путешествие не близкое — это труднодоступный скалистый мыс на острове Сахалин, но оно стоит того — в шуме разбивающихся волн, окутанная густым туманом стоит высокая полуразрушенная серая башня. Маяк спроектировал Японский инженер Синобу Миура: круглая колонна основного здания с небольшой прямоугольной пристройкой вписаны в овальное основание. Правильная гармоничная архитектура контрастирует с острыми скалами и создаёт ощущение декорации к психологическому триллеру.

Рис. 4.Маяк на мысе Анива на острове Сахалин

Необычный двухсотлетний маяк, называемый Петровским или Четырехбугорным, находится в Лиманском районе Астраханской области – на окраине села Вышка, самого южного населенного пункта в области в непосредственной близости от Каспийского моря (до моря порядка 30 км).

Рис. 5. Петровский маяк в Астраханской области

В 18 веке уровень моря был намного выше нынешнего. И на месте сегодняшнего села Вышка была целая сеть островов - больших и малых, ютилась среди множества рукавов, каналов и заливов, постоянно изменяющих условия своих фарватеров. Один из них - Четырехбугорный остров. Название острова дано по составляющим его поверхность четырем буграм: Большому, Малому, Круглому и Маячному. Данный остров можно наблюдать на карте гидрографа Ф.И. Соймонова (1731 г.), который участвовал в экспедициях на Каспии 1719-1720 и 1726 гг.

Рис. 6. Карта гидрографа Ф.И. Соймонова (1731 г.)

Рядом с островом располагался девятифутовый морской рейд. Название рейда идет от глубины, которой он достигал в половодье. Здесь останавливались морские суда, приходящие из портов Каспийского моря, которым мелководье фарватера в устье Волги не позволяло добраться до Астрахани. Это был миниатюрный плавучий городок, с множеством кораблей, барж, своей таможней и заставой.

Рис. 7. Петровский маяк в Астраханской области (архивное фото)

Своему возникновению Лиманский маяк обязан Петру Первому. Известно, что в 1722 году во время Персидского похода он со своей эскадрой стоял у Четырехбугорного острова. После российский император отдал распоряжение первому астраханскому губернатору Артемию Волынскому основать на острове крепость и маяк с освещением. Но маяк здесь построили лишь в 1761-м. Сначала он был деревянным. Дерево – материал недолговечный, поэтому сооружение постоянно перестраивалось. Быстрому обветшанию маяка также способствовали частые ветры и штормы. Точкой «деревянного» этапа маяка стал ураган 1852 года, который разрушил сооружение. Тогда был поднят вопрос о строительстве нового маяка, теперь уже из камня.

Восьмигранное сооружение нового маяка со смотровой площадкой и чугунной лестницей возвели к 1876 году. Известно, что на маяке использовался светооптический аппарат Френеля постоянного огня с освещением нефтяным маслом. Смотрителями маяка назначались отставные офицеры, а в служители шли местные жители, которые чистили маяк, проводили мелкий ремонт.

Но Каспий начал отступать – снижался его уровень. И в первой половине XX века девятифутовый рейд был упразднен. Но некоторое время маяк еще продолжал работу – в интересах местных рыбаков. Во время гражданской войны был снят френелевский аппарат и установлен прожектор с одного из военных кораблей.

В 1930-е годы Каспийское море настолько отступило, что маяк полностью потерял свое значение и был закрыт. В 1990-е Петровский маяк использовался как радиостанция – на нем была установлена антенна. До сегодняшнего дня маяк уцелел благодаря исключительно профессионализму тогдашних строителей. Бетонный раствор был таким крепким, что местные жители попросту не смогли разобрать его по кирпичикам. Правда, вид немного подпортили «наскальные надписи», вроде «здесь был Вася».

Сегодня, собираясь посетить маяк, нужно понимать, что море увидеть с него не удастся. Полуостров, где находится маяк, окружают ерики, лиманы и протоки. Вплоть до морского берега несколько километров местности - заросли камыша. Поселок с морем связан лишь небольшой протокой, по которой может пройти обычный катер.

Маяк впечатляет как своими размерами, так и архитектурой. По местным меркам это настоящий исполин - высотой с двадцатиэтажку, отлично сохранившийся объект культурного наследия Астраханской области

Освоению северных регионов в середине прошлого века обязан своим существованием очень симпатичный маяк на полуострове Канин. Минималистичная цилиндрическая железобетонная башня высотой 32,5 метра не была бы примечательна, если бы не яркий окрас: красно-белая горизонтальная полоска делает её похожей на новогодний леденец, который воткнул в пустыню какой-то великан. Зимой окружающий рельеф заносит снегом, что, впрочем, лишь усиливает отмеченное сходство.

Рис. 8. Маяк Шойна, полуостров Канин, Ненецкий автономный округ

Один из самых необычных маяков в нашей стране находится в Калининграде, сейчас он переоборудован в музей, где проходят интерактивные экскурсии, и практически всё оборудование в идеальном рабочем состоянии. Особенность его в том, что это плавучий маяк — корабль «Иберинский», когда-то работавший на верфи Лайватеоллисуус в Финляндии. Красивый красный корабль длиной 43 метра оснащён высокой мачтой с фонарным оборудованием, а свет маяка удерживается в горизонтальной плоскости специальным маятником. «Иберинский» оказался последним построенным кораблём-маяком в мире.

Рис. 9. Маяк «Ирбенский», Калининград

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно отметить.

1. Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, растет количество заброшенных маяков.

2. Многие заброшенные маяки представляют собой воплощение не только гениальной инженерной мысли, но и творческие замысла архитектора и являются памятниками культурног наследия государств.

3. Все морские державы периодически публикуют перечни своих средств навигационного оборудования. В них указаны точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики маяков.

4. Создание подобного перечня заброшенных маяков позволит привлечь внимание организованных туристов к этим объектам, что станет одним из значительных источников реставрации морских стражей.

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы

1. Маяки России (исторические очерки). СПб.: ГУНиО МО РФ, 2001

2. Большая советская энциклопедия

3. Источник: https://travelask.ru/blog/posts/34583-samye-neobychnye-mayaki-rossii-na-kotorye-stoit-vzglyanut

4. Источник: https://travelask.ru/blog/posts/34583-samye-neobychnye-mayaki-rossii-na-kotorye-stoit-vzglyanut

5. Источник: https://travelask.ru/blog/posts/34583-samye-neobychnye-mayaki-rossii-na-kotorye-stoit-vzglyanut

6. Источник: https://travelask.ru/blog/posts/34583-samye-neobychnye-mayaki-rossii-na-kotorye-stoit-vzglyanut

7. Источник: https://travelask.ru/blog/posts/34583-samye-neobychnye-mayaki-rossii-na-kotorye-stoit-vzglyanut

8. https://s9.travelask.ru/system/images/files/001/496/798/wysiwyg_jpg/IMG_20170414_214224_296.jpg?1634739792

9. Источник: https://travelask.ru/blog/posts/34583-samye-neobychnye-mayaki-rossii-na-kotorye-stoit-vzglyanut

Просмотров работы: 128