Судебная реформа 1864 года – проведение, последствия и уроки

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Судебная реформа 1864 года – проведение, последствия и уроки

Шайхилисламова З.И. 1
1КИ(ф)ВГУЮ (РПА Минюста России)
Тейтельбаум Е.Г. 1
1КИ(ф)ВГУЮ (РПА Минюста России)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для создания эффективной правовой системы необходимо исследовать опыт прошлого. В связи с этим сложно пройти мимо судебной реформы 1864 года - самой эффективной и решительной из либеральных реформ Александра II. В настоящей работе мы проанализировали механизмы ее реализации, а также последствия – как положительные, так и отрицательные. В заключении нами были сделаны выводы и приведены уроки, которые должна извлечь из данных преобразований российская судебная система.

Данным преобразованиям посвящена обширная литература. Вместе с тем, нам представляется, что в ней недостаточное внимание уделено методике подготовке и проведения Судебной реформы и факторам, обусловившим ее относительную. Помимо этого, перспективным представляется анализ ее последствий (как позитивных так и негативных) так и возможных уроков для современности.

Целью работы как раз является изучение вышеупомянутых сторон Судебной реформы 1864 года.

Для достижения цели, мною были выделены следующие задачи:

1.Изучение предпосылок к проведению судебной реформы 1864 г;

2.Характеристика основных этапов подготовки реформы;

3.Рассмотрение принципов судопроизводства;

4. Выявление достоинств и недостатков проведенных преобразований;

4.Характеристика нововведений судопроизводства после проведения судебной реформы 1864 г.;

В заключении нами будут сделаны выводы из нашей работы и рассмотрены уроки судебной реформы для современного законодательства

Основная часть

На рубеже 50-60х годов 19 века российское общество переживало осознание колоссального отставания от других стран и народов, необходимость перемен - состояние, которое можно назвать общественным прозрением [6]. Государство проводило реформы, принимало новые законы, в связи с которыми нужно было модернизировать судопроизводство, обеспечивающего защиту отношений собственности и прав личности

Судебная реформа 1864 года являлась составной частью реформ XIX века . Она открыла широкий простор для радикальных изменений в общественных отношениях, провозглашая гарантии для всех классов и слоев российского общества [11].

Судебная реформа 1864 г. была самой прогрессивной из всех преобразований 60-70-х годов 19 века. Она строилась на основе опыта западных стран, испытавших на себе установленную систему. Она способствовала либерализации общественной жизни и закладыванию основ правового государства в России. Судебная реформа 1864 г. была по своей сути классической, образцово-показательной реформой. Главным её превосходством стало то, что она охватила все составляющие механизмы судебной власти.

Целью проведения реформы была ликвидация старой системы права, которая давала сословное разделение обществу, прекратить злоупотребление в суде, подрывавшие авторитет верховной власти и сделать его независимым [8].

Данная реформа позволила создать гласный суд, независимый от администрации. Прозрачность правосудия поспособствовала осуществлению справедливого судебного производства, которое является одним из основных принципов демократического общества. Право на получение информации о деятельности суда и присутствие в открытом судебном заседании стал иметь каждый [9]. Его ограничение предусматривалось только в определенных законом случаях.

Другой важной особенностью данной реформы стало отделение суда от других ветвей власти. Вынесение приговора происходило в присутствии обвиняемого и присяжных, что исключало субъективность судей. В результате, решения стали более справедливыми и обоснованными. Кроме того, работа суда стала регламентированной, судебная власть стала отдельной от административной [14]. Новым моментом стало и появление институтов суда присяжных, мировой юстиции с её мировыми судами.

Благодаря преобразованиям, появился большой спрос на адвокатов. Российская судебная система вскоре стала ареной серьезной общественной борьбы. Открытые заседания с участием присяжных и известных судей и адвокатов, благодаря которым прославились Н.С. Таганцев, Ф. Кони, адвокат Ф.Н. Плевако и другие, собирали большие публики, которые с неподдельным интересом и живым чувством следили за процессом.

Успех реформы не был случайным и был обусловлен следующими обстоятельствами.

1) Своевременность преобразований. В первой половине XIX в. предпринимались попытки предложить судебную реформу, но не готовность общества (правящего класса, дворянства и помещиков) заранее обрекали эти предложения на провал. Также стоит отметить, что государственные и общеэкономические устои государства того времени, когда больше половины населения были крепостными, т.е. являлись объектами, а не субъектами права, исключали возможность состязательного судопроизводства, при равенстве сторон и прочего. В начале 60-х годов общая ситуация кардинально изменилась: отмена крепостного права, проведение земской, земельной, военной и других реформ. После таких перемен, общество стало вполне готово к преобразованиям в судебной сфере.

2) Эффективное научное обеспечение и профессионализм исполнителей. Выдающиеся российские ученые юристы (в их числе профессор К.П. Победоносцев, И.В. Гессен и др.) подготовили всецелое теоретическое обоснование. Не стоит умалчивать о значимом вкладе в работу графа Д.Н. Блудова, главноуправляющего Вторым Отделением Собственной канцелярии Императора, графа Панина, князя М. Волонского, барона М.М. Корфа и сенатора С.Зарудного.

3) Энергичная поддержка властей. Подготовка и оформление активно покровительствовалось императором. Заключением чего является собственноручное начертание 20 ноября 1864 г. Александром II последующей резолюции: «Рассмотрев эти проекты, Мы видим, что они вполне соответствуют желанию нашему водворить в России суд скорый, правый, милостливый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, от высшего до низшего.» [17]

Вместе с тем, реформе сопутствовал ряд недостатков. Одним из ограничений реформы было сохранение сословных судов (особые волостные суды для крестьян, суды для духовенства и военных), что противоречило равности всего народа перед судом.

Стоит помнить о том, что судебная реформа имела массу противников. Ей была присуща непоследовательная реализация некоторых направлений, искажались закрепления в Уложения и т.п., отношение «на самом верху» к преобразованиям сквозь время изменилось. Через два года, в 1866г.,судебную власть в регионах официально прибрали к рукам губернаторов (на основании июльского постановления Комитета министров о Положении об укреплении власти губернаторов от 1866г.), далее последовали две судебные контрреформы и прочие новопостановления.

Сама устаревшая система самодержавной власти входила в противоречие с сутью реформы и пыталась ограничить роль новой судебной системы [14]. Из компетенции суда присяжных были изъяты некоторые категории дел, в число которых входили дела о государственных преступлениях, сохранялась система поощрения судей местной администрации, представлявшая их к очередным чинам и орденам. С 1866 года суд присяжных потеряла полномочия ведения дел о печати.

7 июня 1872 была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по государственным преступлениям «Устава уголовного производства», закрепившая создание Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел. Законом от 9 мая 1878 «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям» был резко сокращён круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от 9 августа 1878 и 8 апреля 1879 рассмотрение дел о государственных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» ещё более расширило компетенцию военных судов и сузило круг процессуальных гарантий в общих судебных установлениях. Завершением судебной «контрреформы» явилась судебно-административная реформа 1889 [10].

Помимо этого, не всегда эффективно действовала система суда присяжных. Присяжными часто становились откровенно неподготовленные люди, которым для этого не хватало нравственных качеств и жизненного опыта для суда. Злоупотребление свободой слова приводило к частым случаям пропаганды терроризма в ходе судебных заседаний. Иногда суды оправдывали террористов (ярким примером тому было процесс Веры Засулич). При этом в ходе процесса Вера Засулич всячески воспевала террор, называя его неизбежным и закономерным средством политической борьбы. Несомненно, подобная обстановка ходе политических процессов внесла немалую лепту в рост политического терроризма на рубеде 70-х-80х годов 19 века, приведший к гибели Александра II от рук народовольцев и последующему росту политической реакции в годы правления его сына Александра III.

Заключение. Уроки Судебной реформы 1864 г. для современности

Исторический урок, который мы должны извлечь из судебной реформы 1864 г., состоит в том, что назревшие и необходимые изменения в отечественной правовой системе должны включать в себя элементы обеспечивающие надёжность их успешного проведения в изначально задуманном виде. К ним должны относиться как профессионализм исполнителей, так и продуманность и надежность на всех этапах. При этом неотъемлемой их чертой должно быть детальное обсуждение на всех этапах.

Состояние дел в современной российской системе не столь ужасное, как кажется многим, но, бесспорно, требующее решительных изменений. Это осознают как власти так и общество. Назревшие и необходимые изменения в отечественной правовой системе должны включать в себя элементы, обеспечивающие надёжность их успешного проведения в изначально задуманном виде. К ним должны относиться как профессионализм исполнителей, так и продуманность и надежность на всех этапах. Организацией, руководящей изменениями, должны стать Российская академия правосудия или Российская академия наук. Необходимо также и привлечение специалистов в области истории, экономики, психологии, политологии и социологии. Каждый этап должен сопровождаться детальными обсуждениями насущных проблем.

К ним относятся перспективы эволюции судебной власти, организация судебной системы, направления улучшения законодательства, подбор и функционирование судебных кадров и обеспечение реальной независимости судебной власти. Сочетание всех этих факторов позволит эффективно преобразовать судебную власть

Библиография

Источники

Учреждения судебных установлений от 20 ноября (2 декабря) 1864 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://prlib.ru (сайт Президентской библиотеки)

Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября (2 декабря) 1864 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://prlib.ru (сайт Президентской библиотеки)

Устав гражданского судопроизводства от 20 ноября (2 декабря) 1864 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://prlib.ru (сайт Президентской библиотеки)

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 20 ноября (2 декабря) 1864 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://prlib.ru (сайт Президентской библиотеки)

§ Полное собрание законов Российской Империи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://prlib.ru (сайт Президентской библиотеки)

Журнал министерства юстиции. 1862. Т. 14. № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://prlib.ru (сайт Президентской библиотеки)

Судебные Уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.academia.edu/.

Литература

Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969

Дело Веры Засулич / Предисл. П. Е. Щеголева. - Л. : Рабочий суд, 1925. - 32 с. : ил., портр. - (Библиотека рабочего суда. Революция перед царским судом. Судебные процессы).

Донской, В.Б. Судебная реформа и контрреформа в России. -Смоленск, 2009. - 400 с.

Клеандров, М.И. О методологии судебной реформы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://spbros.ru/images/cms/data/kleandrov.doc

Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 1914. М., 2003

Немытина, М.В. Суд в России: вторая половина XIX - начало XX вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1999. г. – с

Судебная реформа / Под ред. Н. В. Давыдова, Н. Н. Полянского. М., 1915. Т. 1–2

 Коротких М. Г. Судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1994

 Платонов, С.В. История развития уголовно-процессуального законодательства в России. - СПб., 2011. - 500 с.

 Попова А. Д. «Правда и милость да царствуют в судах»: (Из истории реализации судебной реформы 1864 г.). Рязань, 2005.

Российское законодательство Х-ХХ веков Т.4. - М., 2009.

Рубцова, М.С. Суд в России. Вторая половина XIX в. - первая половина ХХ в. - М, 2011. - 450 с.

Смыкалин, А.С. История судебной системы России: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 231 с.

Уортман Р. С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России. М., 2004

Bhat, Girish Narayan. Trial by jury in the reign of Alexander II: a study in the legal culture of late imperial Russia, 1864-1881 (U of California, Berkeley, 1995).

Lincoln, W. Bruce. The great reforms: Autocracy, bureaucracy, and the politics of change in imperial Russia. (Northern Illinois UP, 1990) p. 105 -117.

McCoubrey, H. "The reform of the Russian legal system under Alexander II." Culture, Theory and Critique 24.1 (1980): 115-130.

Wagner, William G. "Tsarist legal policies at the end of the nineteenth century: A study in inconsistencies." Slavonic and East European Review 54.3 (1976): 371-394.

Richard Wortman, "Russian monarchy and the rule of law: New considerations of the court reform of 1864." Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 6.1 (2005): 145-170.

Просмотров работы: 439