Введение
Каждый из вас знает, что в современном обществе мы регулярно сталкиваемся с задачами и проблемами финансового характера. Мы не можем обойтись без таких сторон финансовых отношений, как оплата услуг или товаров, уплата или возврат налогов, получение субсидий, получение кредита или уплата процентов. Конечно же, для того, чтобы правильно разрешать все встречаемые финансовые операции, нам необходимо знать о них всё.
Финансовой грамотность в настоящее время стали уже со школьной скамьи. Разбираться в финансовой математике необходимо уже в школе. Одной из тем, которые проверяются при завершении обучения в среднем звене, является кредиты и вклады. Отметим, что средний процент выполнения задания по кредитам и вкладам составляет 18% по Республике Коми, в нашей школе процент успешного выполнения 17 задачи равен 0. Таким образом, тема нашей работы является не только актуальной, но и полезной.
Актуальность данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут учащимся нашей школы обладать необходимыми знаниям для повышения собственного уровня финансовой грамотности, а также успешной подготовки к сдаче экзаменов итоговой аттестации.
Гипотеза – учащиеся, посетившие разработанный урок-практикум по теме «Вклады», научаться грамотно распоряжаться своими средствами с помощью банковских вкладов и решать задачи по теме «вклады».
Целью нашей работы является – изучения влияния проведения урока-практикума на уровень финансовой грамотности учащихся по теме «Вклады».
В процессе работы над проектом перед нами были поставлены следующие задачи:
- провести входное тестирование по теме «Вклады» у учащихся нашего класса4
- проанализировать полученные результаты входного тестирования;
- разработать урок-практикум по формированию финансовой грамотности у учащихся нашего класса по теме «Вклады»;
- провести урок-практикум по теме «Вклады» у учащихся нашего класса;
- провести итоговое тестирование по теме «Вклады»;
- проанализировать полученные результаты.
- сформулировать выводы и оформить работу.
Объект исследования: учащиеся 10 класса нашей школы.
Предмет исследования: уровень сформированности финансовой грамотности по теме «Вклады».
В нашей исследовательской работе текст входного и итогового тестирования разработаны нами с использованием источников литературы, представленных в нашей работе.
Урок-практикум разработан нами самостоятельно.
Методы исследования: тестирование, анализ, эксперимент.
Глава 1. Методические основы оцени уровня финансовой грамотности учащихся
С каждым годом роль человека в развитии финансовой стороны становления нашей страны становиться все больше. Финансовая грамотность нашего населения влияет на развитие нашего города, республики и страны. Поэтому так важно иметь представления об основах развития и оценки финансовой грамотности не только всех людей в целом, но учащихся нашей школы.
Уровень финансовой грамотности можно понимать, как уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения [1].
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты [1]
Оценка уровня финансовой грамотности учащихся позволит нам определить степень необходимости проведения практикумов по данной теме.
Отечественный опыт разработки и применения методик оценки уровня финансовой грамотности населения различными авторами и авторскими коллективами в большей мере принадлежит Национальному Агентству Финансовых Исследований (НАФИ). В перечень разработанных и апробированных методик входят методики оценки уровня финансовой грамотности школьников, студентов и взрослого населения [2].
Результаты исследований финансовой грамотности могут использоваться при разработке образовательных программ и учебно-методических материалов, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения и мониторинг изменений [3].
Кроме того, сами по себе методики измерения могут служить основой для разработки оценочных средств и их применения в образовательном процессе. Пример такого рода материалов: «Тесты для оценки уровня финансовой грамотности», созданные Институтом стратегии развития образования Российской академии образования по заказу Минфина России на основе международного исследования PISA [4].
Институтом стратегии развития образования Российской академии образования разработаны «Тесты для оценки уровня формирования финансовой грамотности»
Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора [5].
В дополнение к комплексным заданиям, разработанным для формирования и оценки функциональной грамотности в учебном процессе, на платформе Российской электронной школы (РЭШ) представлены диагностические работы, назначением которых является оценка уровня сформированности функциональной грамотности для отдельных направлений.
Учащимся предлагаются контекстные, практические проблемные ситуации, в которых требуется решить определённые финансовые проблемы. Эти ситуации характерны для повседневной жизни и понятны учащимся. С поднятыми в них проблемами могут столкнуться и сами учащиеся, и их сверстники, и их семьи [6].
Для повышения уровня финансовых знаний, развития соответствующих навыков и установок необходимо в т.ч. учитывать действие внешних факторов. То есть уровень сформированности финансовой грамотности учащихся может отличаться от среднестатистического, предполагаемого нами.
Глава 2. Составление и проведение входного тестирования учащихся. Анализ полученных результатов
В целях определения уровня владения темой «Вклады» мы составили и провели входное тестирование по теме «вклады» в нашем классе. Текст тестирования составлен с учетом изученной нами литературы и источников. На рисунке ниже представлены фото примера работ учащихся
Рисунок 1. Примеры работ учащихся
Учащимся нашего класса (25 человек) было предложено ответить на 8 вопросов.
Тестирование показало, что 48% учащихся не владеют данной темой на должном уровне.
Таким образом, мы получили, что в результате нашего тестирования, что разработка и проведение обучающего урока-практикума в нашем классе является обоснованным решением.
Глава 3. Проведение урока-практикума по теме «Вклады». Проведение итогового тестирования
На следующем этапе исследования мы рассмотрели различные возможности проведения практикумов по финансовой грамотности по теме «Вклады». По данной теме на различных интернет-ресурсах уже имеется некоторые готовые конспекты занятий, но подходящего обучающего практикума мы не обнаружили, поэтому в рамках работы над нашим исследованием мы составили разработку собственного практикума.
В нашем практикуме есть реальная проблемная ситуация, по ходу решения которой можно подробно изучить тему «Вклады».
В нашей разработке есть небольших практические задания, в которых предлагается найти пути решения некоторых вопросов. При этом после каждого задания есть обоснование выбранного ответа и объяснение. В результате практикума учащиеся:
- узнают основную информацию о вкладе;
- изучат виды вкладов и критерии их отбора;
- решат реальную ситуацию из жизни;
- научаться решать задачу из экзамена ГИА по математике.
Для создания и проведения практикума мы использовали: гугл формы, qr коды, презентацию.
Презентация для проведения практикума
Рисунок 2. Разработанная презентация практикума
Дизайн слайдов был разработан нами самостоятельно (наша авторская разработка) с помощью графического редактора paint.net.
Фото отчет о проведении практикума
Рисунок 3. Фотоотчет о проведении практикума
В декабре 2021г. для учащихся нашего класса мы провели урок-практикум с использованием разработанной нами презентацией. В конце занятия мы попросили участников практикума предоставить нам обратную связь.
В качестве итогового тестирования для оценки формирования финансовой грамотности у учащихся нашего класса мы выбрали следующую задачу:
Рисунок 4. Текст задачи и фото проведения итогового тестирования
Таблица 1. Сравнения результатов обучающихся
Наименование работы |
Результаты входного тестирования |
Результаты итогового тестирования |
Сравнение результатов |
|
Тест |
Задача |
Повторный тест |
||
Работа 1 |
1 |
1 |
5 |
повысились |
Работа 2 |
1 |
1 |
4 |
повысились |
Работа 3 |
3 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 4 |
5 |
2 |
8 |
повысились |
Работа 5 |
4 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 6 |
5 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 7 |
4 |
2 |
6 |
повысились |
Работа 8 |
7 |
2 |
8 |
повысились |
Работа 9 |
3 |
2 |
6 |
повысились |
Работа 10 |
1 |
2 |
6 |
повысились |
Работа 11 |
4 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 12 |
2 |
2 |
8 |
повысились |
Работа 13 |
6 |
2 |
8 |
повысились |
Работа 14 |
7 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 15 |
5 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 16 |
3 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 17 |
1 |
1 |
6 |
повысились |
Работа 18 |
4 |
2 |
5 |
повысились |
Работа 19 |
3 |
2 |
6 |
повысились |
Работа 20 |
4 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 21 |
2 |
2 |
8 |
повысились |
Работа 22 |
2 |
2 |
8 |
повысились |
Работа 23 |
3 |
2 |
8 |
повысились |
Работа 24 |
4 |
2 |
7 |
повысились |
Работа 25 |
4 |
2 |
8 |
повысились |
ИТОГ |
1-3 балла – 12 чел 4-5 баллов – 10 чел 6-7 баллов – 3 чел 8 баллов – 0 чел |
1 балл – 3 чел 2 балла – 22 чел |
1-3 балла – 0 чел 4-5 баллов – 3 чел 6-7 баллов – 12 чел 8 баллов – 8 чел |
Результаты учащихся повысились. |
С итоговым тестированием справились полностью 88% учащихся, 3% учащихся решили задачу с одной-двумя арифметическими ошибками. У 100% учащихся повысился уровень выполнения теоретического теста. 32% учащихся достигли высокого рещультата.
Заключение
В результате нашей работы гипотеза подтвердилась – учащиеся, посетившие разработанный урок-практикум по теме «Вклады», научаться грамотно распоряжаться своими средствами с помощью банковских вкладов и решать задачи по теме «вклады».
Кроме этого, нами были получены следующие выводы:
Изучена информация по теме «вклады»;
Проведено входное тестирование, определен уровень владения теоретическим материалом;
Изучены электронные платформы для составления заданий по практикуму. Выбран сервис google forms;
Составлена google форма, сделаны qr-коды, разработан дизайн презентации и составлены слайды презентации;
Проведен практикум в классе, участие приняли 25 учащихся;
Проведено итоговое тестирование после проведения практикума;
Оформлена исследовательская работа для представления на конференции.
1. Словарь банковских терминов и экономических понятий // [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/wikibank/ (дата обращения 28.11.2021).
2. Проведение исследования измерения уровня финансовой грамотности // [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/07/main/ (дата обращения 28.11.2021).
3. Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osnovy-otsenki-urovnya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya (дата обращения 28.11.2021).
4. Индикаторы финансовой грамотности населения: подходы к измерению и интерпретации. – Москва: Институт национальных проектов, 2020. – 20 стр. – ISBN 978-5-6043949-7-7 [электронное издание]
5. О методике оценки финансовой грамотности учащихся: Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Половникова А.В., Козлова А.А. (2019). Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы.
6. Методические рекомендации по формированию финансовой грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе // [Электронный ресурс]. URL:
https://edsoo.ru/download/439/?hash=816d96da67f6e1b2e427f23dfe907e91 (дата обращения 28.11.2021).
Приложение1
Презентация к уроку-практикуму по теме «Вклады»