Математика в ребусах

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Математика в ребусах

Кондратьева Д.А. 1
1МАОУ "Гимназия"
Газизова Г.З. 1
1МАОУ "Гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Мне повезло, что математика мне нравится. Однако мне бы хотелось усовершенствовать свои умения решать логические задачи. Я читала, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. Как же развить математические способности? В интернете я нашла массу высказываний такого характера:

«Чтобы развить математические способности, необходимо решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы и головоломки».

«Разгадывание ребусов является отличной гимнастикой для развития интеллекта школьника».

«Разгадывание ребусов прекрасно стимулирует развитие интеллекта, развивает умение делать логические выводы, учит мыслить».

Я поверила, что решение различных головоломок поможет мне развить математические способности.

Тема работы: математика в ребусах.

Цель: умение решать математические ребусы, составление ребусов, связанных с понятиями, терминами в математике.

Гипотеза: решение ребусов поможет мне в развитии логического мышления.

Задачи:

Найти различные источники с информацией о ребусах;

Изучить математические ребусы различных видов;

Исследовать возможные пути решения ребусов;

Представить мультимедийную презентацию со своими ребусами.

Объект изучения: дисциплина «математика».

Предмет изучения: математика в ребусах.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала.

Ожидаемый результат: составленные ребусы, связанные с терминами и понятиями в математике.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. ЧТО ТАКОЕ РЕБУС

Я нашла несколько определений слова ребус в разных словарях.

Ребус, ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов).
1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой "к" буква "у" - ребус, обозначающий "наука" (на-"у"-"ка").

2. перен. Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Не человек, а ребус!1

Ребус - м. 1) Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков. 2) перен. разг. То, что загадочно и непонятно.2

  Ребус - ребуса, м. [от латин. rebus, букв.вещами, при помощи предметов].

1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. 2. перен. Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое.3

РЕБУС (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

2. перен. Вопрос, задача, требующие разрешения, разгадки; то, что непонятно, загадочно. (Мир полон топонимических ребусов и шарад. Разгадывать их могут только знающие, широко образованные специалисты. Л. Успенский.)4

Ребус - м., франц. загадка в рисунке.5
Ребус, -а, м. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Разгадать ребус. Говорить ребусами (перен.: непонятно, с намеками). прил. ребусный, -ая, -ое.6

Ребус (фр.). Умственная забава, состоящая в замене слов и целых фраз рисунками, фигурами. Шарада в рисунках.7

Ребус - загадка, задача, криптограмма.8

Ребус – а, м. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв и знаков. Разгадать, решить р. Ребусный - относящийся к ребусу, ребусам.9

В этих определениях общее то, что ребус – это загадка, которую нужно разгадать с помощью рисунков.

1.2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБУСОВ

В начале своей работы я решила выяснить историю возникновения ребусов и что такое математический ребус.

Ребус – это загадка, изображенная рисунками, знаками, буквами и другими фигурами, ответ на которую получается путём сопоставления составных его частей по расположению, форме, виду.

В основном ребусы – это детские загадки. Детям ребусы разгадывать очень интересно, так как в основном они составлены из картинок. Более сложным видом являются математические ребусы - загадка, представляющая собой математическое вычисление.

Название образовано от латинскогоrebus - (вещь, предмет).

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Сначала они появляются в журнале "Иллюстрация", а в 1880 году начинает издаваться журнал "Ребус". Им увлекались многие взрослые и дети, и разгадывание ребусов вскоре стало одной из любимых семейных игр.

В настоящее время ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.

1.3. КАКИЕ БЫВАЮТ РЕБУСЫ

В математической энциклопедии говорится: «Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений». 
Условие математического ребуса содержит либо целиком зашифрованную запись (цифры заменены буквами), либо только часть записи (стертые цифры заменены точками или звездочками)».  Ребусы такого вида мне знакомы. Они встречались в олимпиадных заданиях. Решив несколько ребусов, я заметила, что их можно разбить на два типа.

Классический ребус

Классический ребус — это головоломка, в которой необходимо разгадать зашифровывание с помощью рисунков, букв и знаков — слова и фразы.

Арифметический ребус

Существует разновидность ребусов, называемых арифметическими. Эти ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий (вычитания, сложения, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы.каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9.  В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить ребус - восстановить первоначальный вид примера.

*+6*=78;      1*+*3=90

1.4. КАК РАЗГАДЫВАТЬ РЕБУСЫ

Ознакомившись с правилами как разгадывать ребусы, вы сможете без особого труда не только справиться с любым ребусом, но и узнаете, как составить ребус самому.

1) Название всего, что изображено на картинках в ребусе, читается только в именительном падеже.

2) Картинка в ребусе может иметь не одно название.

Пример: нога и лапа, глаз и око; или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; петух, голубь, чайка - частное название).

3) Запятые (не имеет значения, перевёрнутые или нет) указывают, что из слова следует убрать крайние буквы. Сначала слова, если запятые стоят перед картинкой, или с конца слова, если запятые после картинки. Количество букв, которые нужно убрать, соответствует количеству запятых.

4) Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все.

5) Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать.

6) Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове.

7) Стрелка между буквами (Е В) тоже указывает на соответствующую замену букв.

8) Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры.

9) Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево.

10) Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой указывает, что после того как слово расшифровано, его нужно прочитать задом наперёд.

11) Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).

12) При составлении ребусов используют ноты.

13) Внутри буквы "О" расположенцифра 7, получается В-О-СЕМЬ, т.е. "ВОСЕМЬ". Также это можно прочитать как "Семь-В-О". Выбирается вариант, подходящий по смыслу.

14) Когда картинки расположены друг над другом, это читается как "НАД", "НА", "ПОД" (в зависимости от того, что подходит по смыслу).

15) Буква, состоящая из других букв, читается как предлог "ИЗ". Например, из буквы "Б" составим букву "А", то получим: из «Б» «А».

16) Буква, расположенная поверх другой буквы, читается как "ПО".

17) Буква, изображённая за другой буквой, читается как предлог "ЗА" или «ПЕРЕД». Выбирается вариант, подходящий по смыслу.

18) Знак "+" означает предлог "К" (Прим. 2+3 можно прочитать: К Двум прибавить Три или Три прибавить К Двум). Следует выбирать вариант подходящий по смыслу.

19) Двойная стрелка между цифрами означает, что буквы под этими номерами нужно поменять местами друг с другом.

20) Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" (Прим.: «С» НЕ равно «Г»).

Кроме рассмотренных мною ребусов существуют и другие.

1.5. СОСТАВЛЕНИЕ РЕБУСОВ

Далее, мы приступили к решению более сложных математических ребусов, где надо применить несколько правил.

При решении ребусов мы сделали следующие выводы:

Правила лучше запоминаются в процессе решения ребусов.

Название всего, что изображено на картинках в ребусе, надо читать только в именительном падеже.

Необходимо учитывать наличие синонимов.

Трудностикоторые возникали при решении ребусов:

Надо правильно назвать изображённый на рисунке предмет.

Картинка в ребусе может иметь не одно название.

Примеры: нога, лапа; глаз, око; флаг, знамя; рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия; птица ─ общее название: петух, чайка, голубь – конкретные названия.

Надо понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка.

Чтобы преодолеть эти трудности, нужны смекалка и логика.

Мы составили АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ.

1. Надо назвать по частям изображённые предметы (возможно, это будет несколько синонимов), буквы, цифры.

2. Применить правила к каждому слову.

3. Оставить подходящие слова.

4. Составить по смыслу зашифрованный текст.

После того, как мы решили десятка три ребусов, мы попробовали сами составить несколько ребусов.

Мы придумали АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСОВ.

Надо задумать слово.

Подобрать картинки, которые подходят к части слова.

Лишние буквы удалить с помощью запятых или заменить некоторые буквы.

Составить ребус, оказалось, нетрудно. Главная трудность ─ сгруппировать картинки, чтобы они держались вместе и передвигались вместе с текстом. Нам удалось придумать и составить свои ребусы, которые мы представили в мультимедийной презентации.

Глава 2. Практическая часть

В классе мы провели анкетирование. Ребятам было задано несколько вопросов. В опросе приняло участие 22 человека.

Вопросы были такие:

Знаете ли Вы, что такое ребус?

Все 22 человека ответили положительно.

Умеете ли вы составлять ребусы?

Был получен ответ «да» в количестве 14 человек, ответ «нет» - 8 человек.

Считаете ли вы, что разгадывание ребусов развивает ваше логическое мышление? Дали положительный ответ 15 ребят, а 7 – отрицательный ответ.

Результаты анкетирования приведены в Приложении 2.

Я выступила с сообщением перед классом.10 Представила своим одноклассникам ребусы. Ребята меня послушали, они с интересом отгадывали мои ребусы.

Мы сами составили 30 ребусов, связанных с терминами и понятиями в математике, которые представлены в приложении 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив различные источники, я узнала, что такое ребус, изучила правила и способы решения.

Ребусы – это задачи, представленные в занимательной форме, очень интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью, неочевидностью ответа. Появляется желание совершить пусть даже нелёгкий путь поиска решения. Каждое самостоятельно решенное задание – это возможно, небольшая, но всё же победа.

Решая ребусы, я заметила, что это занятие развивает сообразительность, смекалку, а также усидчивость. Формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего-то нового, учит терпению, что мне просто необходимо для успешной учёбы.

Опрос показал, что ребусы не так популярны, как, например кроссворды. А ведь даже для взрослых – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и замечательный способ проведения семейного досуга.

Результаты нашей работы:

1. Я расширила свой кругозор.

2. Научилась решать ребусы различных видов.

3. Составили свои ребусы, связанные с терминами и понятиями в математике, которые представлены в приложении 3.

Цель моей работы достигнута, задачи решены. Считаем, что гипотеза подтвердилась, решение ребусов поможет мне в развитии логического мышления.,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Березнев А.В. «Кроссворды, игры, загадки»: Сборник – Ростов-на-Дону, 1998

2. Трошин В.В. «Магия чисел и фигур». Занимательные материалы по математике. М.: Глобус, 2007.

3.Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь Русского языка». М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

4.Удальцова Н.В. Математика: «Математические шарады и ребусы». Москва 2010.

5. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.

6. http://rebus1.com/index.php?item=rebus&mode=2 время доступа 05.02.202

7. http://allriddles.ru/ru/rebuses/ время доступа 06.02.2022

Приложение

Приложение 1. Выступление перед классом

Рис. 1 Выступление перед классом Рис. 2 Выступление перед классом

Приложение 2. Результаты анкетирования в классе

Приложение 3. Ребусы, которые мы составили.

Рис. 3 Минус

Рис.4 Периметр

Рис.5 Ученик

Рис. 6 Длина

Рис.7 Ломаная

Рис.8 Площадь

Рис.9 Сложение

Рис.10 Проценты

Рис. 11 Задача

Рис.12 Вектор

Рис. 13 Пять

Рис. 14 Цифра

Рис. 15 Степень

Рис.16 Деление

Рис. 17 Разность

Рис. 18 Сумма

Рис.19 Делимое

Рис. 20Восемь

Рис.21 Треугольник

Рис.22 Плоскость

Рис. 23 Шар

Рис. 24 Число

Рис. 25 Угол

Рис.26 Дробь

Рис. 27Ромб

Рис. 28 Умножение

Рис. 29 Конус

Рис. 30 Вершина

1Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль

2 Толковый словарь Ефремовой

3 Большой словарь иностранных слов А.Н.Булыко

4 Большой энциклопедический словарь

5 Толковый словарь живого великорусского русского языка» В.И. Даля

6 Толковый словарь» С. И. Ожегова

7 Словарь иностранных слов русского языка

8 Большой толковый словарь синонимов русской речи

9 Словарь иностранных слов

10См. приложение 1

Просмотров работы: 547