Математика на службе других наук. Решение задач с помощью диаграмм Эйлера – Венна

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Математика на службе других наук. Решение задач с помощью диаграмм Эйлера – Венна

Кумпилов Д.М. 1
1МБОУ «Майкопская гимназия № 22»
Беляшова И.В. 1
1МБОУ «Майкопская гимназия № 22»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Великий итальянский физик, механик, астроном, философ, математик Галилео Галилей считал, что «великая книга природы написана математическими символами».

А можно ли с помощью математических инструментов решать задачи по другим предметам, например, по русскому языку или окружающему миру?

Рассматривая новый учебник математики для 3 класса [6], который нам выдали перед каникулами, я обнаружил неизвестное мне название: «Диаграммы Эйлера – Венна». С помощью учебника и старших братьев я понял, что такое диаграмма Эйлера – Венна и что с её помощью можно не только лучше представлять себе множества, но и решать задачи по математике.

Несмотря на то, что кругам Эйлера – Венна более полторы сотри лет, изучению целесообразности применения данных диаграмм посвящены современные исследовательские работы.

Ахмет Бояубай (2020) считает, что решение задач с помощью диаграммы Эйлера-Венна приведёт к упрощению решения и к сокращению времени на их выполнение [1].

Скворцов Н. (2021) полагает, что применение кругов Эйлера-Вена обеспечивает простоту, наглядность и быстроту решения задач раздела математической логики в математике и информатике [9].

И. М. Лукашов, А. А. Корабельникова, Е. И. Минайченкова, И. В. Положенцева с помощью диаграмм Эйлера – Венна провели анализ национального проекта «Демография», установив, что применение данных диаграмм позволяет понять логику построения проекта [5].

Данные работы обосновывают целесообразность использования кругов Эйлера – Венна при решении задач по математике и управлению, но не дают ответа на поставленный ранее вопрос о возможности использования математических инструментов при решении задач не только по математике, но и по другим предметам, что и определяет для меня актуальность данного исследования.

Проблема исследования: поиск возможностей использования диаграмм Эйлера – Венна при решении задач по разным учебным предметам.

Объект исследования: диаграмма Эйлера – Венна.

Предмет исследования: использования диаграмм Эйлера – Венна при решении задач по разным учебным предметам.

Цель исследования: экспериментальная проверка эффективности использования диаграмм Эйлера – Венна при решении задач по разным учебным предметам.

Гипотеза исследования: применение кругов Эйлера-Вена при решении задач по разным учебным предметам позволит лучше понять содержание задачи, установив связи между её данными, что упростит её решение.

Для достижения цели в соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Учиться работать с информацией по исследуемой теме, познакомиться с историей создания диаграмм Эйлера – Венна, выявить сходство и различия между диаграммами Эйлера и диаграммами Венна.

2. Экспериментально проверить эффективность использования диаграмм Эйлера – Венна как математического инструмента для решения задач по разным учебным предметам.

3. Оценивать ход и результат работы.

Методы исследования

На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался следующие методы: анализ научно-популярной литературы, методы наблюдения и сравнения, методы обобщения информации, методы оценки хода и результата работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы об эффективности использования диаграмм Эйлера – Венна как математического инструмента для решения задач по разным учебным предметам могут быть использованы в учебной деятельности учащимися начальных классов.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История создания диаграмм Эйлера – Венна

Диаграммы в виде круга начали использовать еще в XIII веке. Однако популярными и всемирно известными их сделал английский логик Джон Венн в 1880 году. Джона Венна вдохновил математик Леонард Эйлер.

Автор метода – ученый Леонард Эйлер (1707–1783). Он так и говорил о названных его именем схемах: «Круги подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Эйлер считается немецким, швейцарским и даже российским математиком, механиком и физиком. Дело в том, что он много лет проработал в Петербургской академии наук и внес существенный вклад в развитие российской науки [4].

Метод Эйлера получил заслуженное признание и популярность. И после него многие ученые использовали его в своей работе и видоизменяли его. Но главные заслуги принадлежат английскому математику, логику и философу Джону Венну (1834–1923).

Благодаря работам Дж. Венна метод называют диаграммами Венна или Эйлера – Венна.

1.2 Сходство и различия между диаграммами Эйлера и диаграммами Венна

Понятия «диаграммы Эйлера» и «диаграммы Венна» часто принимают за одно и то же. Но на самом деле между ними все же есть небольшая разница [10].

Особенности кругов Эйлера и диаграмм Венна представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Сходство и различие кругов Эйлера и диаграмм Венна

Параметры

Диаграммы Эйлера

Диаграммы Венна

Форма

круги, прямоугольники и др.

круги

Расположение

могут входить один в другой или отображаться без пересечений,

а просто рядом

всегда пересекаются

Продолжение таблицы 1

Параметры

Диаграммы Эйлера

Диаграммы Венна

Размеры

форма и положение фигур помогают показать их связи и отношения

одного к другому

не важны

Характер

информации

качественная и

не количественная

качественная, но

не количественная

Применение

более широкие возможности

ограничено

Примеры

   

Рисунок 1

Рисунок 2

На рисунке 1 видно, что множество учеников и множество родителей больше, чем учителей. Во множество «школьное сообщество» входят не только ученики, их родители и учителя, но и другие группы, например, администрация школы, технический персонал и др.

По рисунку 2 мы не можем судить об их количественном соотношении, но точно известно, что среди учителей школы есть родители учеников.

Таким образом, несмотря на некоторые различия, диаграммы Эйлера и Венна схожи в главном: их задача – упростить рассуждения и помочь быстрее и проще получить ответ. Поэтому в практической части своей работы буду использовать термин «диаграммы Эйлера – Венна» при решении задач не только по математике, но и по другим школьным предметам.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель практической части исследования – проверить возможности применения диаграмм Эйлера – Венна для решения задач не только по математике, но и по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

2.1 Решение задач по предмету «Окружающий мир»

с помощью диаграмм Эйлера – Венна

Приведу примеры задач, которые можно решить с помощью диаграмм Эйлера – Венна.

Задача 1. Сравни свойства воды со свойствами воздуха. В чём сходство, а в чём различие? [7. С. 36]

Сравню свойства воды со свойствами воздуха с помощью диаграммы Эйлера – Венна. Пусть множества А – свойства воды, а множество В – свойства воздуха:

А = вещество, жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растворитель

В = смесь газов, прозрачный, бесцветный, без запаха

Рисунок 3 – Решение задачи № 1

На диаграмме (Рисунок 3) наглядно видно, в чём сходство, а в чём различие воздуха и воды.

Задача 2. Почву нельзя отнести только к неживой природе или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются. Докажи это, используя свои знания о почве [7. С. 60].

Докажу с помощью диаграммы Эйлера – Венна, что почву нельзя отнести только к неживой природе или только к живой природе. Пусть множества А – множество объектов живой природы в составе почвы, а множество В – множество объектов неживой природы в составе почвы (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Решение задачи № 2

Диаграмма (Рисунок 4) позволяет сделать вывод о том, что почву нельзя отнести только к неживой природе или только к живой природе. Конечно, перегной – это уже неживая природа, но он образовался из остатков растений и животных, поэтому условно я его разместил в пересечении множеств А и В.

Таким образом, диаграмм Эйлера – Венна помогают быстро и просто решить задачи по окружающему миру.

2.2 Решение задач по предмету «Русский язык»

с помощью диаграмм Эйлера – Венна

Приведу примеры задач по русскому языку, которые можно решить с помощью диаграмм Эйлера – Венна.

Задача 3. Из слов лето, день, дети, море, веселье, зелень, песок, лебедь, тень, листья выбери двухсложные слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Диаграмма Эйлера – Венна позволяет легко решить данную задачу.

Пусть множество А – это множество двухсложных слов, а множество
В – множество слов, в которых все согласные звуки мягкие (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Решение задачи № 3

Решением задачи 3 является пересечение множество А и В (рисунок 5):

А∩В=зелень, листья, дети, лебедь.

Задача 4. Из слов лодка, пирожки, речушка, мягкий, травка, холодный, певцы, тропинка, снежки, дорожка, тигриный, сторожка выбери слова, в которых две орфограммы: проверяемая безударная гласная в корне и парная согласная в корне.

Решу задачу с помощью диаграммы Эйлера – Венна.

Пусть множество А – это множество слов с проверяемой безударной гласной в корне, а множество В – множество слов с парной согласной в корне.

Рисунок 6 – Решение задачи № 4

Решением задачи 4 является пересечение множество А и В (рисунок 6):

А∩В={певцы, пирожки, снежки, сторожка}.

2.3 Решение задач по предмету «Литературное чтение»

с помощью диаграмм Эйлера – Венна

Задача 5. Сравни русскую народную сказку «Лиса и волк» со сказкой Дж. Харриса «Как Братец Кролик хвоста лишился». Сделай выводы по итогам сравнения [2].

Для решения данной задачи предлагается заполнить таблицу, но мне кажется, диаграмма Эйлера – Венна позволяет нагляднее представить результаты сравнения и проще сделать вывод: несмотря на то, что одна сказка английская литературная, а другая русская народная, в обеих сказках совпадают тема, один из главных героев (Братец Лис / Лиса), завязка, развитие действия и развязка.

Пусть множества А – множество характеристик сказки Дж. Харриса «Как Братец Кролик хвоста лишился», а множество В – множество характеристик русской народной сказки «Лиса и волк» (Рисунок 7).

Рисунок 7 – Решение задачи № 5

Таким образом, диаграммы Эйлера – Венна, с которыми мы будем знакомиться и работать в 3 классе [6] оказываются полезным инструментом для решения задач по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

2.4 Решение математических задач

с помощью диаграмм Эйлера – Венна

На уроках математики в 3 классе мы будет решать с помощью диаграмм Эйлера – Венна задачи из учебника математики [6], но мне интереснее попробовать самому составить задачу и затем решить её. И первая из них по сюжету задачи 3 из параграфа 2.2 данной работы.

Задача 6. Из 10 данных слов 7 слов двухсложные и 7 слов, в которых все согласные звуки мягкие. Сколько двухсложных слов, в которых все согласные звуки мягкие? Сколько двусложных слов, в которых не все согласные звуки мягкие?

Решение:

Пусть множество А – это множество из 7 двухсложных слов, а множество
В – множество из 7 слов, в которых все согласные звуки мягкие. В объединение множеств А и В (АUВ) по условию задачи входит 7 слов. Значит, искомое множество двухсложных слов, в которых все согласные звуки мягкие, – это пересечение множеств А и В (А∩В). Изображу это с помощью диаграммы Эйлера – Венна (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Условие задачи № 6

Из диаграммы видно (Рисунок 7), что и , то есть в сумме множеств А и В их пересечение встречается дважды.

1) двухсложных слов, в которых все согласные звуки мягкие.

2) двусложных слова, в которых не все согласные звуки мягкие.

Ответ: 4 двухсложных слов, в которых все согласные звуки мягкие; 3 двусложных слова, в которых не все согласные звуки мягкие.

Задача 7. В моей домашней библиотеке 30 сборников с рассказами или сказками и 23 сборника с рассказами или стихами, причём сборников с рассказами всего 10. Кроме того, есть ещё научно-популярная литература. Таких книг 15. А из сборников сказок 5 сборников с литературными сказками. Сколько всего книг в моей домашней литературе? Сколько сборников с художественной литературой? Сколько сборников с народными сказками?

Решение:

Представлю условие задачи с помощью диаграммы Эйлера – Венна (Рисунок 9). Пусть множество А – множество сборников с рассказами или сказками, множество В – множество сборников с рассказами или стихами, тогда – это множество сборников с рассказами, а L – множество сборников с литературными сказкамиподмножество множества сказок. Все книги моей домашней литературе – множество К – обозначу прямоугольником. Есть ещё множество N– научно-популярная литература – это та часть прямоугольника, которая не занята множествами А и В.

Рисунок 9 – Условие задачи № 7

1) Найду количество сборников со сказками: 30 – 10 = 20.

2) Можно сразу ответить на второй вопрос – сколько сборников с народными сказками: 20 – 5 = 15.

3) Найду количество сборников со стихами: 15 – 10 = 5.

4) Теперь можно ответить на второй вопрос задачи – сколько сборников с художественной литературой. Для этого сложу множество сборников со сказками, с рассказами и стихами: 20 + 10 + 5 = 35.

5) Найду ответ на первый вопрос задачи – сколько всего книг в моей домашней литературе. Для этого сложу множество сборников с художественной и с научно-популярной литературой: 35 + 15 = 50.

Ответ: в моей домашней литературе всего 50 книг, из них 35 сборников с художественной литературой, в том числе 15 сборников с народными сказками.

Сюжетной основой для следующей задачи стала задача из «Сборника математических задач экологического содержания» У. В. Дорошиной, Я. П. Киселёвой, Т. А. Хвоина и П. А. Кирсанова [3].

Задача 8. Все учащиеся 6Б класса дружат и приходят друг к другу на дни рождения в полном составе. Обычно на таких празднованиях на каждого гостя приходится по две алюминиевые баночки с напитками, причём вкусы у ребят разные: кто-то любит лимонад, некоторые квас или фруктовый сок. На каждое празднование дня рождения покупается 35 банок лимонада или кваса и 25 банок фруктового сока или кваса, причём квас любят 10 шестиклассников. Масса одной пустой баночки примерно 15 граммов. Если использованные баночки выбросить в специальный контейнер, то после переработки алюминиевое вторсырьё будут использовать в самолетостроении, автомобильном производстве, изготовлении стройматериалов и т.д. Сколько учащихся в 6Б классе? Сколько алюминия пойдёт на вторсырьё после празднования именин всех учащихся 6Б за год?

Решение:

Эту задачу можно разделить на две части: первую часть для ответа на первый вопрос поможет решить диаграмма Эйлера – Венна. Для ответа на второй вопрос диаграмма Эйлера – Венна не пригодится.

Построю диаграмму Эйлера – Венна (Рисунок 10).

Пусть множество А – множество банок с лимонадом или квасом, множество В – множество банок с фруктовым соком или квасом, тогда множество – множество банок с квасом.

Рисунок 10 – Условие задачи № 8

1) Из диаграммы видно (Рисунок 10), что и , то есть в сумме множеств А и В их пересечение встречается дважды, поэтому общее количество банок, покупаемое на каждое празднование дня рожденияможно найти так: (35 + 25) – 10 = 50.

2) На каждого гостя приходится по две алюминиевые баночки с напитками, значит в 6Б классе 50 : 2 = 25 учащихся – это ответ на первый вопрос.

3) использованных баночек в год выбрасывают ученики 6Б в специальный контейнер.

4) 18750 г = 18 кг 750 г алюминия пойдёт на вторсырьё после празднования именин всех учащихся 6Б за год.

Ответ: в 6Б классе 25 учащихся, которые за год сдадут 18 кг 750 г алюминия на вторсырьё.

Заключение

В ходе исследования я учился искать информацию по исследуемой теме, познакомился с историей создания диаграмм Эйлера – Венна, выявил сходство и различия между диаграммами Эйлера и диаграммами Венна.

Несмотря на некоторые различия, диаграммы Эйлера и Венна схожи в главном: их задача – упростить рассуждения и помочь быстрее и проще получить ответ.

В ходе исследования экспериментально проверил эффективность использования диаграмм Эйлера – Венна как математического инструмента для решения задач по разным учебным предметам: по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и математике, при этом учился решать не только готовые задачи, но и сам сначала составлял их, а затем решал с помощью диаграмм Эйлера – Венна.

В результате этой работы подтвердил гипотезу о том, что применение кругов Эйлера – Вена при решении задач по разным учебным предметам позволило лучше понять содержание задач, устанавливая связи между её данными. Это упростило их решение.

Таким образом, диаграммы Эйлера – Венна можно использовать как для иллюстрации отношений множеств, так и для решения задач по разным учебным предметам.

Значит, «математике должно учить в школе ещё с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни» (Л. Карно, французский государственный и военный деятель, математик).

Список использованных источников и литературы

1. Ахмет Б. Множества на диаграмме Эйлера-Венна и ее практическое применение // IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – Режим доступа: https://school-science.ru/11/7/47233.

2. Бойкина М. В. Литературное чтение: предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль: 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

3. Дорошина У. В. Сборник математических задач экологического содержания / У. В. Дорошина, Я. П. Киселёва, Т. А. Хвоин, П. А. Кирсанов // XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – Режим доступа: https://school-science.ru/13/7/48797.

4. Круги Эйлера: почему один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать // TutorOnline. – Режим доступа: https://blog.tutoronline.ru/krugi-jejlera.

5. Лукашов И. М. Управленческий анализ национального проекта «демография» с использованием диаграмм Эйлера – Венна / И. М. Лукашов, А. А. Корабельникова, Е. И. Минайченкова, И. В. Положенцева // Журнал прикладных исследований. – 2021. – С. 25 – 35. – DOI 10.475776/2712-7516_2021_1_2_25.

6. Петерсон Л. Г. Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение / Бином, 2021.

7. Плешаков А. А. Природоведение: пробный учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы / под ред. И. Д. Зверева. – М.: Просвещение, 1991.

8. Семенова О. В. Прием «Диаграмма Эйлера-Венна» // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». – 2019. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/12313.

9. Скворцов Н. Применение диаграмм Эйлера-Вена для решения задач математики и информатики. – Бор, 2021. – 17 с. // Современный учительский портал. – Режим доступа: https://easyen.ru/load/informatika/proekty_uchashhikhsja/primenenie_diagramm_ehjlera_vena_dlja_reshenija_zadach_matematiki_i_informatiki/430-1-0-76774.

10. Venn diagram: зачем она нужна, как построить, полезные инструменты + примеры //LeadStartup: обучающая платформа. – Режим доступа: https://leadstartup.ru/db/venn-diagram.

Просмотров работы: 592